Поддержка принятия решений при подготовке специалистов в сфере безопасности на основе риск-ориентированного подхода

📅 2021 год
Лупанова Александра Валерьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Основы поддержки принятия решений при управлении
подготовкой специалистов…………………………………………………. 12
1.1. Анализ систем поддержки принятия решений…………………………. 12
1.2. Поддержка принятия решений в образовательных
организациях…………………………………………………………………… 25
1.3. Перспективы применения риск-ориентированного подхода к
поддержке принятия решений при управлении подготовкой
специалистов…………………………………………………………………… 34
Выводы по главе 1……………………………………………………………. 46
Глава 2. Управление подготовкой специалистов в сфере
безопасности 49
2.1. Структура системы поддержки управления подготовкой
специалистов в сфере безопасности……………………………………………………….. 53
2.1.1. Контекст образовательных организаций высшего образования в
сфере безопасности…………………………………………………………… 57
2.1.2. Модель системы поддержки управления подготовкой специалистов
в сфере безопасности………………………………………………………… 64
2.2. Математическое описание оценки обобщенного показателя качества
подготовки специалистов в сфере безопасности……………………………. 68
2.3. Проверка адекватности модели оценки эффективности
функционирования системы поддержки управления подготовкой
специалистов на примере Уральского института ГПС МЧС России……… 81
Выводы по главе 2…………………………………………………………….. 83
Глава 3. Методика управления рисками в образовательных
организациях высшего образования…………………………………….. 85
3.1. Разработка общего алгоритма, реализующего процесс управления
рисками……………………………………………………………………………… 85
3.2. Методика управления рисками………………………………………….. 89
3.3. Реестр рисков при подготовке специалистов в сфере
безопасности………………………………………………………………….. 105
Выводы по главе 3…………………………………………………………….. 118
Глава 4. Алгоритм поддержки принятия решений при управлении
подготовкой специалистов в сфере безопасности на основе риск-
ориентированного подхода………………………………………………………. 120
4.1. Разработка алгоритма поддержки принятия решений на основе риск-
ориентированного подхода…………………………………………………… 120
4.2. Апробация алгоритма поддержки принятия решений в Уральском
институте ГПС МЧС России…………………………………………………. 129
4.3. Программное обеспечение поддержки принятия решений……………… 140
Выводы по главе 4…………………………………………………………….. 147
Заключение……………………………………………………………………. 152
Список сокращений и условных обозначений……………………………… 151
Список литературы…………………………………………………………… 153
Приложение А…………………………………………………………………. 174
Приложение Б………………………………………………………………………… 175
Приложение В…………………………………………………………………. 182
Приложение Г……………………………………………………………………………………….. 183
Приложение Д……………………………………………………………………………………….. 184

Во введении сформулирована актуальность, цель, задачи, объект и
методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Основы поддержки принятия решений при управлении подготовкой специалистов» выполнен анализ существующих систем поддержки принятия решений (далее – СППР), а также специфика СППР, применяемых в сфере образования. Выделены основные подходы к созданию и области применения СППР в образовательных организациях в современных условиях.
Обоснована целесообразность использования риск-ориентированного подхода при управлении подготовкой специалистов в сфере безопасности. Обозначена сложность ситуации, складывающейся вокруг системы высшего образования в России в настоящее время, что подтверждает необходимость изменения СПУПС, способной в короткие сроки адаптироваться под постоянные изменения требований со стороны всех участников образовательной деятельности.
Проанализированы основные дефиниции понятия «риск» и предложено авторское определение для дальнейшего применения в исследовании (риск – это событие и (или) совокупность обстоятельств, которые способны привести к не достижению установленных целей и (или) показателей деятельности). Обозначены современные подходы к менеджменту риска на основе применения современных международных и отечественных стандартов в организациях РФ; показана актуальность внедрения в практику поддержки принятия решений при управлении подготовкой специалистов риск-ориентированного подхода. На основании проведенной работы сформулированы задачи исследования.
Во второй главе «Управление подготовкой специалистов в сфере безопасности» проанализированы особенности подготовки специалистов в сфере безопасности (на примере МЧС России), обоснована необходимость рассматривать деятельность ОО ВО по управлению подготовкой специалистов
комплексно; для этого выбраны следующие основные направления развития СПУПС в профильных ОО ВО:
установление факторов, влияющих на подготовку специалистов;
планирование деятельности ОО (с учетом оценки идентифицированных рисков);
деятельность по улучшению СПУПС путем разработки и применения методик и алгоритмов поддержки принятия решений;
анализ и контроль результативности процессов СПУПС и эффективности функционирования системы поддержки управления в целом.
Определены заинтересованные стороны ОО ВО, требования которых, в конечном счете, регулируют как стратегическое, так и текущее направления развития ОО. Приведено описание контекста ОО ВО МЧС России, в том числе внутренних и внешних факторов, влияющих на их деятельность.
Выделены основные процессы, способные оказывать наибольшее влияние на становление компетентного специалиста в ходе обучения в профильных ОО ВО, и построена модель СПУПС с учетом целевого влияния работодателей- заказчиков (Рисунок 1).
Приём обучающихся (курсантов,
сл ушателей,
с т у д е н то в )
Управление рисками
Деятельность по управлению подготовкой специалистов
Разработка Стратегии развития ОО, Политики и Целей в области качества
Планирование и развитие СПУПС
Распределение
Управление СУПС ответственности и
полномочий
Проектирование и разработка основных образовательных программ (ООП)
Процесс практического обучения
Воспитательный процесс и внеучебная деятельность (в том числе психодиагностические мероприятия)
Анализ СПУПС со стороны
р у к о в од с т в а
Реализация ООП
Подготовка к внешней оценке
Разработка учебного плана ООП
Разработка рабочей программы дисциплины (модуля), практики
Разработка методических материалов и оценочных средств дисциплины (модуля), практики
Учебный процесс
Проведение (итоговой) государственной итоговой аттестации, выпуск специалистов
Процесс служебно-боевой подготовки
Разработка дополнительных профессиональных программ и программ профессионального обучения
Реализация дополнительных профессиональных программ и программ профессионального обучения
Обеспечивающие и вспомогательные процессы, деятельность
Деятельность по информированию общества, профориентационная работа и реклама
Управление кадрами
Менеджмент персонала
Деятельность по управлению подготовкой и повышением квалификации
Управление купками
за
Деятельность по управлению инфраструктурой
Библиотечное и информационное о б с л у ж и в а н ие
Деятельность по разработке и обеспечению функционирования информационных систем ОО
Управление документированной информацией
Внутренние аудиты
М а т е р и ал ьн о – т е хн и ч ес ко е обеспечение
Контекст ОО ВО
Рисунок 1 – Модель СПУПС в сфере безопасности
Дано описание характеристик основных процессов СПУПС, оказывающих наибольшее влияние на подготовку специалистов в сфере безопасности: «Учебный процесс», «Процесс практического обучения»,
– основные процессы СПУПС в сфере безопасности
– внедрение риск-ориентированного подхода
Деятельность по мониторингу, измерению и анализу процессов
Мониторинг и оценка удовлетворённости потребителей
«Процесс служебно-боевой подготовки», «Воспитательный процесс и внеучебная деятельность (в том числе психодиагностические мероприятия)» и «Разработка методических материалов и оценочных средств дисциплины (модуля), практики», установлены показатели качества основных процессов и формулы для оценки их результативности, а также приведен перечень способов оценки предоставляемых образовательных услуг и подготовки специалистов.
Результат вносимых изменений в СПУПС предлагается оценивать посредством расчета обобщенного показателя качества подготовки
специалистов в сфере безопасности по выражению (1):
(1) где Q – обобщенный показатель качества подготовки специалистов в сфере безопасности (далее – обобщенный показатель качества); n – количество основных процессов СПУПС; αi – весовые коэффициенты значимости
= ∑ =1  ,
параметров (∑5 =1 = 1), Ri – результативность основного процесса СПУПС.
Расчет параметров осуществляли по следующим выражениям (2-7).
∑ ( ) 1∙∑Кв ВКР УП= =1 1 ; 1=1∙( 2+ 3 + в =1
ПА ГИА ВКР
1∙∑Кв ГЭ
+ в =1 ), (2) ГЭ
где RУП – результативность учебного процесса; n – количество основных образовательных программ (далее – ООП), реализуемых в ОО ВО; R1 – оценка результатов освоения обучающимися соответствующей ООП (без учета практики); x – количество определяемых показателей (при наличии государственного экзамена (далее – ГЭ) x = 4, в случае отсутствия ГЭ в рамках государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по конкретной ООП x = 3, при отсутствии выпускного курса – x = 1); К2 – количество обучающихся, аттестованных на «отлично» и «хорошо» по результатам промежуточной аттестации; КПА – количество обучающихся, проходивших промежуточную аттестацию; К3 – количество обучающихся, аттестованных на «отлично» и «хорошо» по результатам итогового контроля по дисциплинам (модулям), практикам на момент допуска к ГИА; КГИА – количество обучающихся, допущенных к ГИА; ВКРi, ГЭi – оценка выпускника по итогам сдачи ГЭ, защиты выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) соответственно; ВКРmax, ГЭmax – максимально возможная оценка по итогам сдачи ГЭ, защиты ВКР (при четырехбалльной системе оценки знаний обучающихся в ОО ВО принимается равной 5); Кв – количество выпускников соответствующей ООП.
∑ ( ) 1 ∑
ПП = =1 2 ; 2 =0,9∙ =1 +0,1∙ поощ.− вз., (3)
где RПП – результативность процесса практического обучения; k – количество курсов обучения по всем ООП, реализуемым в ОО ВО; R2 – оценка результатов прохождения обучающимися практик на k-ом курсе обучения по соответствующей ООП; m – количество обучающихся, прошедших практику; xi – оценка обучающегося по результатам аттестации; xmax – максимальная оценка по результатам аттестации (при четырехбалльной системе оценки знаний обучающихся в ОО ВО принимается равной 5); Nпоощ. – количество обучающихся, получивших поощрения в период прохождения практики; Nвз. –

количество обучающихся, получивших взыскания в период прохождения практики.
ВР = ∑ =1( 3) ; 3 = 0,5 ∙ пр. + 0,5 ∙ уч. , (4) пл. общ.
где RВР – результативность воспитательного процесса и внеучебной деятельности (в том числе психодиагностические мероприятия); l – количество структурных подразделений (далее – СтП), на которых возложены функции по реализации оцениваемого процесса; R3 – оценка результатов воспитательного процесса и внеучебной деятельности в соответствующем СтП; Mпр. – количество проведенных в соответствии с утвержденным планом мероприятий в рамках воспитательной и внеучебной деятельности с обучающимися; Mпл. – количество запланированных мероприятий в рамках воспитательной и внеучебной деятельности; nуч. – количество обучающихся, принявших участие в психодиагностических мероприятиях; nобщ. – количество обучающихся, которые должны принять участие в психодиагностических мероприятиях.
− СБП =0,143∙ пс
1∑ =1
+0,571∙ ; (5) 1 ∑ =1
где RСБП – результативность процесса служебно-боевой подготовки; Kпс – количество курсантов и слушателей в ОО ВО; v – количество курсантов и слушателей, получивших взыскания; t – количество оценок обучающихся за несение службы в наряде; si – оценка обучающегося, полученная за несение службы в наряде; smax – максимально возможная оценка, полученная за несение службы в наряде (при четырехбалльной системе оценки в ОО ВО принимается равной 5); P – показатель качества служебной и боевой подготовки переменного состава; psi, fi, bi – оценка обучающегося по дисциплинам «Пожарно-строевая подготовка», «Начальная профессиональная подготовка», «Специальная подготовка» соответственно (указанные дисциплины учитываются для обучающихся пожарно-технического профиля); a, c, d – количество оценок по указанным дисциплинам; psmax, fmax, bmax – максимально возможная оценка по указанным дисциплинам (при четырехбалльной системе оценки знаний обучающихся в ОО ВО принимается равной 5).
УМК = ∑ =1( 5) ; 5 = 0,857 ∙ н + 0,143 ∙ акт., (7) тр. тр.
где RУМК – результативность процесса разработки методических материалов и оценочных средств дисциплины (модуля), практики (далее – ММиОС); R5 – оценка результативности процесса в соответствующем СтП; Mн – количество ММиОС, имеющихся в наличии в СтП; Mтр. – количество обязательных ММиОС по всем дисциплинам (модулям), практикам, реализуемым в СтП (в соответствии с действующими в конкретной ОО ВО требованиями); Mакт. – количество ММиОС, актуализированных за отчетный период.
Для определения весовых коэффициентов значимости входящих в формулу параметров использован метод анализа иерархий (метод Т. Саати).
= 0,637 ∙

+ 0,105 ∙
пс 1 ∑ =1

+ 0,258 ∙ , (6)
+0,286∙
1 ∑ =1

Полученное выражение для обобщенного показателя качества подготовки специалистов в сфере безопасности имеет вид:
=(0,339∙ УП +0,441∙ ПП +0,033∙ ВР +0,094∙ СБП +0,093∙ УМК)∙100%,(8)
Процедура сбора и обработки данных для проведения анализа и оценки эффективности функционирования СПУПС автоматизирована.
Проверка адекватности разработанной модели оценки эффективности функционирования СПУПС проведена на базе Института. Обобщенный показатель качества в Институте рассчитан по итогам 2018-2019 и 2019- 2020 учебных годов. Установлено, что предложенные показатели (параметры) учитывают основные результаты деятельности ОО ВО в части управления подготовкой специалистов, и позволяют адекватно оценить эффективность функционирования разработанной СПУПС.
В третьей главе «Методика управления рисками в образовательных организациях высшего образования» представлен разработанный алгоритм, реализующий процесс управления рисками, приведено описание сформированного реестра рисков, учитывающего особенности подготовки специалистов в сфере безопасности, и представлена методика управления рисками в ОО ВО.
Применяя общие положения международных стандартов ИСО серии 31000 с целью внедрения риск-ориентированного подхода в СПУПС разработан алгоритм процесса управления рисками в ОО ВО (Рисунок 2).
Целью процесса управления рисками является обеспечение гарантии достижения целей ОО ВО, посредством предупреждения и (или) уменьшения числа несоответствий, возникающих при организации и осуществлении процессов, включенных в СПУПС. Объектами управления рисками являются процессы СПУПС и (или) конкретные виды деятельности в рамках существующей системы поддержки управления.
Процесс управления рисками в общем виде включает следующие основные этапы:
определение экспертов (групп экспертов) для составления реестра рисков структурного подразделения и (или) процесса СПУПС;
идентификация и анализ рисков: их определение, описание и определение уровня риска;
разработка мер управления идентифицированными рисками, а также анализ существующих мер в части их достаточности;
составление реестра рисков ОО ВО;
мониторинг процесса управления рисками.
На основе представленного алгоритма разработана методика управления
рисками в ОО ВО, устанавливающая требования к процессу управления рисками, включая процедуры идентификации рисков и оценки результативности мероприятий по снижению рисков.
8. Существующих мер достаточно для управления риском?
нет
да
12
Начало
1. Определение экспертов (групп экспертов) для составления реестра рисков СтП (процесса)
10. Заполнение реестра рисков СтП (процесса)
14. Внесение дополнительных мер управления рисками в планы СтП по направлениям деятельности и (или) локальные нормативные акты ОО ВО (при необходимости)
11. Согласование реестра рисков СтП (процесса)
2. Идентификация рисков
15. Организация, мониторинг и контроль запланированных мер (мероприятий)
Реестры рисков СтП (процесса)
16. Переоценка рисков
17. Выявлены новые риски? да Идентифицированные риски
требуют переоценки?
нет
3. Оценка возможности реализации рисков
4. Оценка последствий реализации рисков
12. Обработка реестров рисков СтП (процессов)
5. Определение уровня рисков
13. Составление Реестра рисков ОО ВО
18. Оценка результативности процесса управления рисками
6. Риск является допустимым?
Реестр рисков ОО ВО
Конец
Конец
нет да 7
7. Оценка существующих мер управления риском
9. Разработка дополнительных мер управления риском
19. Заполнение карты оценки результативности процесса
Рисунок 2 – Схема алгоритма процесса управления рисками в ОО ВО
На основе методики был разработан и утвержден в установленном в Институте порядке стандарт организации «Управление рисками», содержащий следующие пункты:
область применения; нормативные ссылки;
термины и определения; обозначения и сокращения; общие положения;
порядок выполнения процедуры:
входные данные; идентификация рисков; анализ рисков;
разработка мер управления рисками;
оценка результативности мероприятий управления рисками. Переоценка
риска;характеристики процесса управления рисками;
оценка результативности процесса управления рисками;
заключительные положения;
приложения: алгоритм процесса управления рисками, форма реестра
рисков, примеры шкал оценки рисков, матрица ответственности и полномочий процесса управления рисками, форма карты оценки процесса управления рисками.
На основе изучения требований национальных стандартов по менеджменту риска установлены параметры для оценки идентифицированного риска и формула для расчета уровня риска (9).
УР = З ∙ В, (9) где УР – уровень риска; З – уровень последствий реализации риска, б/в;
В – уровень возможности реализации риска, б/в.
Разработанные алгоритм и методика были внедрены в практическую
деятельность Института. Составленный реестр рисков стал основой для разработки Стратегии развития Уральского института ГПС МЧС России до 2030года; в тексте диссертации представлена таблица, иллюстрирующая применение реестра рисков для разработки Стратегии развития: сопоставление части идентифицированных рисков с задачами и планируемыми результатами деятельности Института. Подготовленный реестр рисков зарегистрирован в качестве базы данных «Реестр рисков при подготовке специалистов в сфере безопасности» (свидетельство о государственной регистрации базы данных No 2021620196 от 01.02.2021).
В четвертой главе «Алгоритм поддержки принятия решений при управлении подготовкой специалистов в сфере безопасности на основе риск-ориентированного подхода» описаны особенности программно- алгоритмической реализации поддержки принятия решений (далее – ППР) на основе риск-ориентированного подхода, а также результаты практического внедрения разработанных модели, методики и алгоритмов.
С целью представления руководству ОО объективных данных о влиянии разнообразных факторов на подготовку специалистов разработана функциональная модель планирования деятельности ОО ВО на основе риск- ориентированного подхода (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Модель планирования деятельности ОО ВО на основе риск-ориентированного подхода
Одним из основных этапов ППР на основе риск-ориентированного подхода является оценка рисков. Поскольку использование методов объективного определения уровня возможности реализации риска и уровня последствий реализации риска (инструментального (экспериментального), расчетного или регистрационного) обусловлено большими трудозатратами и невозможностью их применения в отдельных случаях, в исследовании применен метод экспертных оценок.
Алгоритм ППР при управлении подготовкой специалистов в сфере безопасности на основе риск-ориентированного подхода включает в себя следующую последовательность действий:
отбор пула экспертов;
утверждение единой шкалы оценки рисков для обеспечения согласованности действий экспертов;
подготовка бланков реестров рисков для каждого из выбранных экспертов; представляют собой таблицы бинарных отношений между идентифицированными рисками, влияющими на подготовку специалистов, и процессами СПУПС, в реализации которых участвует СтП конкретного эксперта;
оценка рисков экспертами и заполнение подготовленных бланков.
После заполнения бланков реестров рисков всеми экспертами рассчитывался уровень каждого идентифицированного риска для каждого из процессов СПУПС. Значение среднего уровня i-го идентифицированного риска по j-му процессу СПУПС определяется по выражению (10).

УР
, (10) где УР – средний уровень i-го идентифицированного риска по j-му
̅̅̅̅̅̅ =1 УР =
̅̅̅̅̅̅

процессу СПУПС; n – количество экспертов, принимавших участие в оценке i-го идентифицированного риска по j-му процессу; k – номер эксперта, k = 1, …, n;
выявление недопустимых рисков. Для пятибалльной шкалы оценки установлены следующие критерии значимости рисков: при соблюдении
̅̅̅̅̅̅ ̅̅̅̅̅̅
условия УР ∈ [20; 25] риск считается недопустимым, при УР ∈ [10; 20) риск

̅̅̅̅̅̅
считается значимым, при УР ∈ [1; 10) – допустимым (как правило,
дополнительные меры по снижению их уровня не требуются);
вычисление приоритета идентифицированных рисков в целом для

СПУПС (выражение (11)).
где ПРi – приоритет i-го идентифицированного риска;
ранжирование идентифицированных рисков; при этом недопустимые риски ставятся в начало списка рисков, подлежащих управляющему воздействию, вне зависимости от значения их приоритета. При необходимости недопустимые риски также подлежат ранжированию по значению их приоритета ПРi;
разработка мероприятий по управлению рисками.
Положительный эффект от внедрения предложенного алгоритма ППР определяется следующим:
повышение информированности должностных лиц и заинтересованных сторон за счет владения актуальной и непротиворечивой информацией;
повышение качества (своевременности и объективности) принимаемых решений в условиях необходимости анализа большого объема разнородных данных;
рациональное использование средств и повышение эффективности функционирования СПУПС (для внедрения риск-ориентированного подхода не потребовалось дополнительных финансовых и материальных затрат).
Алгоритм ППР при управлении подготовкой специалистов на основе риск-ориентированного подхода представлен на Рисунке 4.
Описанный алгоритм применим при планировании деятельности ОО ВО в части управления подготовкой специалистов как на краткосрочный, так и на долгосрочный период: разработка планов по видам деятельности ОО ВО, планов основных мероприятий СтП, иных планов по решению ОО ВО; при решении вопроса об осуществлении нового (или расширении имеющегося) вида деятельности ОО ВО (с целью тщательного планирования и учета возможных рисков при реализации предлагаемого проекта); при разработке и корректировке Стратегии развития ОО ВО.
С целью автоматизации проведения экспертной оценки идентифицированных рисков, их ранжирования, а также формирования перечня приоритетных направлений деятельности ОО ВО, на основе представленного алгоритма разработана программа для ЭВМ «Поддержка принятия решений в организованных системах на основе риск-ориентированного подхода»
̅̅̅̅̅̅
ПР =∑УР , (11)

(свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2021617123 от 11.05.2021).
Начало
1. Выбор экспертов для оценки рисков
9 Конец
Рисунок 4 – Схема алгоритма ППР на основе применения риск- ориентированного подхода
Программа включает версию для администратора системы (позволяющую заполнять все справочники баз данных, подготавливать требуемую информацию для проведения оценки экспертами, вводить (корректировать) числовые показатели в ходе экспертизы, формировать требуемые отчеты) и версию для эксперта, позволяющую проводить оценку идентифицированных рисков в пределах его компетенции (область оценки – настраивается администратором).
Структурная модель спроектированной программы представлена на Рисунке 5.
В общем виде алгоритм принятия решений при планировании деятельности ОО ВО с учетом результатов, полученных в результате внедрения риск-ориентированного подхода, представлен на Рисунке 6.
2. Подготовка реестра рисков для каждого из экспертов
да 3. Риск характерен для нет данного процесса?
Определение уровня рисков
4. Оценка уровня возможности реализации риска
5. Оценка уровня последствий реализации риска
Переход к оценке следующего идентифицированного риска
3
Определение приоритета рисков
6. Определение уровня идентифицированного риска (УРij) по каждому из процессов СПУПС
Уровень i-го идентифицированного риска по j-му процессу
Приоритет всех идентифицированных рисков
7. Определение приоритета каждого из идентифицированных рисков (ПРi) в целом для ОО ВО
8
Поддержка принятия управленческих решений
да 9. Уровень i-го риска по j-му нет процессу максимален?
Перечень недопустимых рисков
10. Ранжирование недопустимых рисков
11. Ранжирование рисков по приоритету
12. Разработка мероприятий по управлению рисками
8. Ранжирование рисков
13. Составление планирующих документов ОО ВО

Рисунок 5 – Структурная модель данных программы для ЭВМ
1. П одготовка перечня мероп риятий на основе плана деятельности ОО предыдущего периода
нет
3. Получение результатов в СППР
Начало
2. М ероприятие планируется на постоянной основе?
нет
нет
да
4. Мероприятие позволяет оказать воздействие на недопустимые риски?
нет
5. Мероприятие позволяет оказать воздействие на риски с высоким значением ПРi?
да
7. Существующ их ресурсов достаточно?
да
да
ЛПР
8. Решение о включении мероприятия в план деятельности
6. Анализ достаточности ресурсов для реализации мероприятия
9. Включение мероприятия в план деятельности
Конец
Рисунок 6 – Схема алгоритма формирования планов деятельности ОО ВО
Апробация разработанных модели, методики и алгоритмов была проведена на базе Уральского института ГПС МЧС России. Для оценки влияния риск-ориентированного подхода на функционирование СПУПС Института проведен анализ динамики показателей результативности основных процессов СПУПС, а также обобщенного показателя качества подготовки специалистов в сфере безопасности (Рисунок 7).
100
80
60
40
20
73,26 73,5
71,38 73,46
85,84 78,18
68,54
70,33 70,86
0
2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020
Период оценки
Рисунок 7 – Динамика обобщенного показателя качества подготовки специалистов в Институте
Установлено, что при внедрении риск-ориентированного подхода в деятельность Института в 2018 году рост эффективности функционирования СПУПС составил порядка 5 % за первый год практического применения, по итогам 2019-2020 учебного года показатель вырос еще на 7,66 %, а временные затраты на планирование деятельности по подготовке специалистов снизились на 15 %.
Проверка гипотезы относительно влияния риск-ориентированного подхода на эффективность функционирования СПУПС была осуществлена посредствам корреляционного анализа с целью установления взаимосвязи между показателями результативности процесса управления рисками и основных процессов СПУПС. Теснота взаимосвязи обобщенного показателя качества функционирования СПУПС и показателя результативности процесса управления рисками в целом по ОО, определенная также посредствам корреляционного анализа, составила 0,977 по итогам деятельности за 2018- 2020 гг. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения риск-ориентированного подхода в управлении подготовкой специалистов в сфере безопасности.
Полученные в ходе выполнения исследования результаты позволили усовершенствовать существующую СПУПС посредством получения руководством ОО ВО объективной информации о наиболее проблемных точках, влияющих на подготовку специалистов в сфере безопасности, а также повысить эффективность принимаемых решений за счет анализа рисков и
минимизации возможных негативных последствий на этапе планирования деятельности. Предлагаемый подход применим к управлению подготовкой специалистов в профильных ОО ВО в сфере безопасности.
В заключении описаны основные результаты диссертационного исследования.
В приложениях приведены акты о внедрении, а также материалы, подтверждающие практическое применение полученных в ходе исследования результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации решена актуальная научная задача, заключающаяся в
разработке методического (алгоритмического) обеспечения системы поддержки принятия решений в условиях риска при подготовке специалистов в сфере безопасности. Применение предложенных в работе модели, методики и алгоритмов позволяет получить дополнительную (экспертную) информацию о влияющих на подготовку будущих специалистов в сфере безопасности факторов для повышения обоснованности и своевременности принимаемых управленческих решений. Основные результаты диссертационного исследования состоят в следующем.
1. Построена модель СПУПС с учетом требований действующих нормативных документов в части подготовки специалистов в ОО ВО и работодателей-заказчиков в сфере безопасности с использованием риск- ориентированного подхода. Создана математическая модель оценки показателей результативности основных процессов СПУПС и разработан обобщенный показатель качества подготовки специалистов в сфере безопасности. Автоматизирована процедура сбора и обработки данных для проведения анализа и оценки эффективности функционирования СПУПС. Рост указанного обобщенного показателя качества по результатам внедрения риск- ориентированного подхода в практическую деятельность Института составил 12,38 % за два года.
2. Разработаны алгоритм и методика управления рисками при подготовке специалистов в сфере безопасности, которая может быть применена для совершенствования СПУПС в ОО ВО в сфере безопасности. На основе предложенной методики разработан и внедрен в деятельность Уральского института ГПС МЧС России стандарт организации «Управление рисками» (утв. приказом Института No226 от 06.03.2019), составлен реестр рисков, учитывающий основные внешние и внутренние факторы влияния на СПУПС в сфере безопасности (на примере образовательной организации МЧС России; перечень включает 124 идентифицированных риска).
3. Разработан алгоритм поддержки принятия решений при управлении подготовкой специалистов в сфере безопасности на основе применения риск- ориентированного подхода, выполнена его реализация в виде программы для ЭВМ «Поддержка принятия решений в организованных системах на основе риск-ориентированного подхода», которые позволяют систематизировать данные, полученные от разных участников СПУПС, разрабатывать и
своевременно корректировать стратегические и тактические планы организации; тем самым повышая оперативность и эффективность управления подготовкой специалистов в ОО ВО в сфере безопасности.
Полученные результаты могут быть использованы при оценке качества функционирования действующих систем поддержки управления подготовкой специалистов. В дальнейшем предстоит накопление информации по значимым идентифицированным рискам с целью построения математических моделей влияния конкретных факторов на показатели качества и результативности процессов СПУПС, а также документальное оформление распределения ответственности и полномочий в части возложения на должностные лица обязанностей по управлению конкретными идентифицированными рисками.

Актуальность темы исследования. Современное развитие общества и,
связанное с ним, ускорение научно-технического прогресса (усложнение
промышленных производств, увеличение числа индивидуальных решений)
приводит к все возрастающему количеству техногенных аварий и катастроф; при
этом основным виновником таких «происшествий» зачастую становится не
оборудование, не организация производства, а человек.
Современное развитие технологий и производств обусловило начало
цифровой эры в большинстве сфер жизнедеятельности человека, что неизбежно
отражается как на содержании требований работодателей к персоналу, так и на
организации самого процесса производства и оказания услуг.
В условиях масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых
актов в рамках действующей в России «регуляторной гильотины», а также в
условиях активной реализации мероприятий по внедрению стандартов и
рекомендаций Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования
(в том числе развития системы независимой оценки квалификаций) все более
актуальной становится проблема подготовки специалистов, быстро
адаптирующихся к новым вызовам и удовлетворяющих потребности
работодателей-заказчиков.
Однако постоянные изменения в системе высшего образования в течение
последнего десятилетия привели к практически «неизлечимым» последствиям как
для рынка труда, так и для общего уровня образования в стране. Современная
ситуация ставит перед руководством образовательных организаций (ОО)
разнонаправленные задачи, требующие согласованных управленческих решений:
с одной стороны, для «выживания» и развития ОО необходимо обеспечить
увеличение прибыли от оказываемых образовательных услуг, с другой –
обеспечить высокий уровень этих услуг, выражающийся в качестве подготовки
будущих специалистов. Ситуация усложняется в ведомственных образовательных
организациях высшего образования (ОО ВО) в связи с целевым влиянием
профильных Министерств.
В настоящее время планирование деятельности ОО и определение
приоритетных направлений развития, как правило, не обеспечены
алгоритмическим и методическим обеспечением поддержки принятия решений на
всех уровнях управления, что негативно сказывается на своевременности и
объективности учета влияющих на подготовку будущих специалистов факторов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости решения
проблемы внедрения таких механизмов управления в ОО ВО, которые позволят
им адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, и осуществлять подготовку
специалистов, способных решать ставящиеся перед ними задачи на высоком
профессиональном уровне во всех сферах экономики страны.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования связана
с необходимостью совершенствования системы поддержки принятия решений
при подготовке специалистов, ориентированной на обеспечение целостного учета
внешних и внутренних влияющих факторов при планировании деятельности ОО.
Степень разработанности темы исследования.
Проблемами управления занимались: Бурков В.Н., Добрынин А. С.,
Литвак Б.Г., Новиков Д.А., Россихина Л.В.; отдельными аспектами управления в
образовательной деятельности – Беденко Н.Н., Весна Е.Б., Воронцов А.Б.,
Гольцова Е.В., Грудзинский А.О., Гусева А.И., Логачев М.С.,
Преображенский А. П., Сергеева М.Г. и другие.
Вопросам управления подготовкой квалифицированных кадров в
образовательном комплексе силовых структур России и ее аспектам посвящены
исследования: Артамонова В.С., Войтенок О.В., Исакова С.Л., Клековкина В.С.,
Кузнецова А.С., Кононенко В.И., Логачева М.С., Нассер А-Г.В.М.,
Овчинского А.С., Петропавловского М.В., Сиделева А.А., Татура Ю.Г.,
Туманова Г.А., Фролова Т.М., Ширяева О.В. и других [51, 58, 86, 102, 125].
Стремительное развитие информационных технологий и целесообразность
их внедрения в управление в сфере образования обусловили большой интерес
пула исследователей к изучению и разработке систем поддержки принятия
решений (СППР), применимых к управлению подготовкой будущих специалистов
в ОО ВО; среди них: Гаранин М.А., Гончарова И.Н., Зехцер В.О., Зуев А.С.,
Листопад Н.И., Маркелова А.В. [19, 21, 41, 62, 83] и другие [11, 22, 84, 131, 137].
В зарубежной литературе изучением проблем внедрения риск-менеджмента
в деятельность организаций посвящены работы: Бланка И.А., Купера Д.,
Найта Ф.Х., Снайдера У. и других. Необходимость применения риск-

В ходе выполнения настоящего исследования была усовершенствована
система поддержки управления подготовкой специалистов в сфере безопасности
посредствам внедрения в деятельность риск-ориентированного подхода.
Применение предложенных в работе модели, методики и алгоритмов позволяет
получить дополнительную (экспертную) информацию о влияющих на
подготовку будущих специалистов в сфере безопасности факторов для
повышения обоснованности и своевременности принимаемых управленческих
решений. Основные результаты диссертационного исследования состоят в
следующем.
1. Построена модель СПУПС с учетом требований действующих
нормативных документов в части подготовки специалистов в ОО и
работодателей-заказчиков в сфере безопасности с использованием риск-
ориентированного подхода.
Создана математическая модель оценки показателей результативности
основных процессов СПУПС и разработан обобщенный показатель качества
подготовки специалистов в сфере безопасности. Автоматизирована процедура
сбора и обработки данных для проведения анализа и оценки эффективности
функционирования СПУПС.
Проведенный анализ динамики обобщенного показателя качества
подготовки специалистов по результатам внедрения риск-ориентированного
подхода в деятельность Уральского института ГПС МЧС России позволил
установить рост эффективности функционирования СПУПС на 12,38 % за два
года практического применения.
2. Разработаны алгоритм и методика управления рисками при подготовке
специалистов в сфере безопасности, которая может быть применена для
совершенствования СПУПС в ОО ВО в сфере безопасности.
На основе предложенной методики разработан и внедрен в деятельность
Уральского института ГПС МЧС России стандарт организации «Управление
рисками» (утв. приказом Института от 06.03.2019 № 226), составлен реестр
рисков, учитывающий основные внешние и внутренние факторы влияния на
СПУПС в сфере безопасности (на примере образовательной организации МЧС
России; перечень включает 124 идентифицированных риска).
3. Разработан алгоритм поддержки принятия решений при управлении
подготовкой специалистов в сфере безопасности на основе применения риск-
ориентированного подхода, выполнена его реализация в виде программы для
ЭВМ «Поддержка принятия решений в организованных системах на основе
риск-ориентированного подхода», которые позволяют систематизировать
данные, полученные от разных участников СПУПС, разрабатывать и
своевременно корректировать стратегические и тактические планы организации;
тем самым повышая оперативность и эффективность управления подготовкой
специалистов в ОО ВО в сфере безопасности.
Полученные результаты могут быть использованы при оценке качества
функционирования действующих систем поддержки управления подготовкой
специалистов.
Список сокращений и условных обозначений

АГЗ – Академия гражданской защиты МЧС России;
АГПС – Академия ГПС МЧС России;
БД – база данных;
ВИ – Воронежский институт ГПС МЧС России (в настоящее время –
Воронежский институт повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС
России);
ВКР – выпускная квалификационная работа;
ГЭ – государственный экзамен;
ДОТ – дистанционные образовательные технологии;
ГИА – итоговая (государственная итоговая) аттестация;
ГПС – Государственная противопожарная служба;
з. ф. о. – заочная форма обучения;
ИНС – искусственная нейронная сеть;
Институт – Уральский институт ГПС МЧС России;
ИПСА – Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;
ИС – информационная система;
ИСО (International Organization for Standardization) – международная
организация по стандартизации;
ИСППР – интеллектуальная система поддержки принятия решений;
ЛПР – лицо, принимающее решения;
МАИ – метод анализа иерархий;
МВД РФ – Министерство внутренних дел России;
ММиОС – методические материалы и оценочные средства;
МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
НПР – научно-педагогические работники;
ОО – образовательная организация;
ОО ВО – образовательная организация высшего образования;
ООП – основная образовательная программа;
о. ф. о. – очная форма обучения;
ПО – программное обеспечение;
ППР – поддержка принятия решений;
ППС – профессорско-преподавательский состав;
ПРК – представитель руководства по качеству;
РПД – рабочая программа дисциплины (модуля), практики;
СибПСА – Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;
СКППР – система коллективной поддержки принятия решений;
СПбУ – Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России;
СППР – система поддержки принятия решений;
СПУПС – система поддержки управления подготовкой специалистов;
СТО – стандарт организации;
СтП – структурное подразделение;
СУБД – система управления базами данных;
УГСН – укрупненная группа специальностей и направлений подготовки;
УМО – учебно-методический отдел;
УП – учебный план;
УрИ – Уральский институт ГПС МЧС России;
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;
ФСИН России – федеральная служба исполнения наказаний России;
ЧС – чрезвычайная ситуация;
ЭБС – электронная библиотечная система;
ЭИОС – электронная информационно-образовательная среда;
DSS (Decision Support Systems) – система поддержки принятия решений;
EIS (Executive Information System) – информационная система для
поддержки принятия решений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Algorithm design for management decision-making support in the educational institutions of higher education basing of the application of risk-oriented approach
    A.V. Lupanova, E.A. Timofeeva, E.V. Kalach, N.V. Martinovich // Journal of Physics: Conference Series. – 2– No 1– C. 22Lupanova, A.V. Assessment of the quality of training of specialists in higher education institutions / S.N. Bezrydin, A.V. Lupanova, E.V. Kalach // Journal of Physics: Conference Series. – 2– No 1– С. 12
    Перспективы применения риск-ориентированного подхода в Уральском институте ГПС МЧС России в условиях актуализации стандартов ИСО серии 9000
    А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, А.В. Софьина // Научный электронный журнал «Техносферная безопасность». – 2– No 2 (15). – С. 73-Лупанова, А.В. Квалиметрический подход к управлению рисками в образовательной организации / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, Г.А. Черкасский // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт- Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». – 2– No – С. 103
    Обобщенный показатель качества подготовки специалистов в сфере безопасности на основе риск-ориентированного подхода
    А.В. Лупанова // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2– No – С. 59-Лупанова, А.В. Модель системы поддержки управления подготовкой специалистов в сфере безопасности / А.В. Лупанова, А.В. Калач // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2– No – С. 53
    Алгоритм поддержки принятия решений при управлении подготовкой специалистов в сфере безопасности
    А.В. Лупанова //21Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». – 2– No – С. 177-Свидетельства о гос. регистрации баз данных, программ для ЭВМ:
    Система менеджмента качества как инструмент оценки качества образовательных услуг в Уральском институте государственной противопожарной службы МЧС России
    А.В. Лупанова, Е.В.Кононенко // Международный научный журнал «Молодой ученый». – 2– No 12-3 (116) – С. 78-Лупанова, А.В. Значение понимания внутренней и внешней среды организации для управления рисками в системе менеджмента качества / А.В.Лупанова // Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности: материалы Дней науки, Екатеринбург, 06-2– Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2– С. 9
    Особенности управления рисками при подготовке специалистов в области пожарной безопасности
    А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, А.В. Софьина, Г.А Черкасский // Научный электронный журнал «Техносферная безопасность». – 2– No 1 (14). – С. 30-Лупанова, А.В. Процесс управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности: материалы Дней науки с международным участием, посвященных Году гражданской обороны, Екатеринбург, 04-2– Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2– С. 93
    Применение риск-ориентированного подхода при организации подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
    А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны, Москва, 2– М.: Академия ГПС МЧС России, 2– С. 216-Лупанова, А.В. Применение Реестра рисков для управления подготовкой специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций / А.В.Лупанова // Безопасность человека и общества: совершенствование системы реагирования и управления защитой от чрезвычайных ситуаций: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, Минск, 2– Минск: УГЗ, 2– С. 53-22
    Риск-менеджмент как инструмент развития системы менеджмента качества Уральского института ГПС МЧС России
    А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, Е.П. Воробьева // Роль технического регулирования и стандартизации в эпоху цифровой экономики: сборник статей II Международной научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 2– Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2– С. 176-Лупанова, А.В. Риск-ориентированная система управления подготовкой специалистов в образовательных организациях высшего образования МЧС России / А.В. Лупанова, Е.В. Калач // Мониторинг, моделирование и прогнозирование опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций: материалы XВсероссийской научно-практической конференции, Железногорск, 2– Железногорск: ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2– С. 299
    Процессная модель подготовки специалистов в сфере пожарной безопасности
    А.В. Лупанова, А.В. Калач // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2– СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2– С. 77-Лупанова, А.В. Построение Реестра рисков при подготовке специалистов в сфере безопасности / А.В.Лупанова // Психолого- педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: сборник научных трудов Международной научно- практической конференции, Санкт-Петербург, 2– СПб: Санкт- Петербургский университет ГПС МЧС России, 2– С. 449
    Математическое описание оценки обобщенного показателя качества функционирования системы поддержки управления подготовкой специалистов в сфере безопасности
    А.В. Лупанова // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации: материалы Дней науки, Екатеринбург, 01-2– Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2– С. 93

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Поддержка управления системой вызова экстренных служб на региональном уровне на основе количественных показателей дежурно-диспетчерских служб
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
    Модели и алгоритмы управления технической готовностью пожарно-спасательных подразделений
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
    Модель и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений для планирования тушения пожаров в жилых зданиях
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»