Право на установление состава территории и границ муниципального образования: конституционно-правовые гарантии и практика реализации в городских округах (на материалах Сибирского федерального округа)
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правовая характеристика права на установление состава территории
и границ муниципального образования………………………………………………… 22
1.1. Право на установление состава территории и границ муниципального
образования: правовая природа и содержание………………………………………… 22
1.2. Население муниципального образования – субъект права на установление
состава территории и границ муниципального образования…………………………
1.3. Формы реализации права на установление состава территории и границ
муниципального образования…………………………………………………………
Глава 2. Конституционно-правовые гарантии и практика реализации права на
установление состава территории и границ муниципального образования………… 84
2.1. Городские округа в системе территориальной организации местного
самоуправления…………………………………………………………………………. 84
2.2. Конституционно-правовые гарантии установления и изменения
территориальной организации местного самоуправления …………………………… 111
2.3. Судебная защита права на установление состава территории и границ
муниципального образования…………………………………………………………
Глава 3. Проблемы развития и совершенствования законодательства о
территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации 173
3.1. Правовые модели территориальной организации публичной власти в
субъектах РФ: опыт Сибирского федерального округа………………………………
3.2. Проблемы нормативного обеспечения и совершенствования
законодательства о местном самоуправлении…………………………………………. 192
Заключение ………………………………………………………………………. 208
Библиографический список………………………………………………………
Приложение № 1…………………………………………………
Приложение № 2…………………………………………………………………… 275
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации,
характеризуетсястепеньразработанности темыисследования,
определяются цель и задачи, объект, предмет исследования,
методологическая основа научного исследования, научная новизна и
положения, выносимые на защиту, дается оценка теоретической и
практической значимости работы, соответствие диссертации паспорту
научной специальности, указаны сведения об апробации и реализации
результатов работы.
В первой главе «Правовая характеристика права на
установление состава территории и границ муниципального
образования» рассматриваются права населения муниципального
образования в сфере территориальной организации местного
самоуправления, территориального планирования и градостроительного
зонирования муниципальных образований. Раскрывается характеристика
правового статуса населения муниципального образования как субъекта
права на установление состава территории и границ муниципального
образования. Рассмотрены формы реализации права на установление
состава территории и границ муниципального образования, произведена
их классификация.
Первый параграф «Право на установление состава территории и
границ муниципального образования: правовая природа и
содержание» посвящен исследованию подходов к выделению прав
населения муниципального образования в сфере территориальной
организации местного самоуправления сложившихся в науке
конституционного и муниципального права и практике Конституционного
Суда РФ. Отмечается, что в науке конституционного и муниципального
права отсутствует единая точка зрения о возможности выделения прав
населениявсферетерриториальнойорганизацииместного
самоуправления. Некоторые исследователи выделяют только одно право
граждан или населения на участие в решении вопросов в сфере
территориальной организации местного самоуправления (Е.В. Гриценко,
Е.С. Шугрина, В.А. Щепачев, А.Р. Еремин, Т.Г. Гунина, Р.М. Усманова).
Другие правоведы выделяют целый комплекс прав населения на
участие в решении вопросов в сфере территориальной организации
местного самоуправления. Такой подход представлен в работах Н.С.
Бондаря и связан с концепцией муниципально-правового статуса.
Учитывая комплексный (межотраслевой) характер правового
регулирования общественных отношений, связанных с участием населения
в решении вопросов в сфере территориальной организации местного
самоуправления, территориального планирования и градостроительного
зонирования муниципальных образований аргументировано выделение
права на установление состава территории и границ муниципального
образования в системе публичных прав. Указанное право по своей природе
является комплексным коллективным субъективным публичным правом и
объединяет все субъективные права населения в данной сфере,
образующие его правомочия.
Местный интерес лежащий в основе права на установление состава
территории и границ муниципального образования имеет публичный
характер. С другой стороны, данное право обеспечивается обязанностью
органа публичной власти. Поэтому право на установление состава
территории и границ муниципального образования относится к числу
субъективных публичных прав.
Во втором параграфе «Население муниципального образования –
субъект права на установление состава территории и границ
муниципального образования» раскрывается характеристика правового
статусанаселениямуниципальногообразования.Население
муниципальногообразованиявдействующемзаконодательстве
рассматривается в качестве одного из участников, наряду с органами
публичной власти в решении вопросов в сфере территориальной
организацииместногосамоуправления.Вградостроительном
законодательстве население муниципального образования не признается в
качестве субъекта градостроительных отношений.
Отмечается, что в действующем законодательстве категория
«население муниципального образования» не определена и не выделены ее
существенные признаки. По мнению автора, население муниципального
образования, как субъект права на установление состава территории и
границ муниципального образования характеризуется двумя признаками.
Во-первых, это объединение лиц, связанных общностью проживания; во-
вторых, такое объединение связано с общностью интересов лиц,
проживающих на территории муниципального образования.
Общность интересов, предполагает, что население муниципального
образования является носителем муниципального (местного) интереса.
Местный интерес положен в основу права на установление состава
территории и границ муниципального образования и опосредован им.
Сфера распространения местных интересов, определяется границами
муниципальногообразования.Поэтомуприформировании
муниципальных образований на первичном (поселенческом) уровне
должна учитываться сфера распространения интересов населения
муниципального образования и границами муниципального образования
должна быть охвачена вся совокупность лиц, объединенных едиными
местными интересами.
В третьем параграфе «Формы реализации права на
установление состава территории и границ муниципального
образования» исследуются институты муниципальной демократии,
которые выступают формами реализации права на установление состава
территории и границ муниципального образования. Рассмотрены критерии
для классификации форм участия населения муниципального образования
в осуществлении местного самоуправления сформулированные в науке
конституционного и муниципального права. Предложены критерии для
классификации форм реализации права на установление состава
территории и границ муниципального образования. В зависимости от
механизма реализации населением права на установление состава
территории и границ муниципального образования можно выделить:
непосредственныеиопосредованныеформыреализации.
Непосредственные формы реализации, в зависимости от степени
обязательности принимаемого решения, подразделяются на императивные
и рекомендательные.
В работе отмечается, что общественные обсуждения проектов
градостроительных документов, закрепленные в законодательстве о
местном самоуправлении в декабре 2017 г., относятся к формам участия
населения в осуществлении местного самоуправления и имеют
делиберативную природу, т.к. юридическая сила принятого решения имеет
рекомендательный (консультативный) характер. На этом основании
произведено правовое и институциональное разграничение общественных
обсуждений и публичных слушаний.
Во второй главе «Конституционно-правовые гарантии и
практика реализации права на установление состава территории и
границмуниципальногообразования»изученыособенности
законодательной регламентации правового статуса городских округов,
механизм реализации конституционно-правовых гарантий правомочий
права на установление состава территории и границ муниципального
образования и механизм его судебной защиты.
В первом параграфе «Городские округа в системе
территориальнойорганизацииместногосамоуправления»
рассматриваются изменения юридических конструкций в сфере
территориальной организации местного самоуправления в период с 1991
по 2020 г. и особенности правового статуса городского округа.
Отмечается, что в основе некоторых видов муниципальных
образований лежит один или несколько населенных пунктов, которые
объединены территориально. В федеральном законодательстве отсутствует
определение понятия «населенный пункт», не закреплены критерии для
дифференциации населённых пунктов. Правовой статус населенного
пунктаопределяетсязаконодательствомсубъектовРФоб
административно-территориальномустройстве.Исследование
законодательства субъектов РФ об административно-территориальном
устройстве в пределах Сибирского федерального округа позволило
выделить несколько подходов к определению данной категории.
Предложено авторское определение понятия «населенный пункт», которое
целесообразно закрепить в Федеральном законе № 131-ФЗ.
Особое место в действующей системе территориальной организации
местного самоуправления занимают городские округа. С момента
принятия Федерального закона № 131-ФЗ произошло существенное
изменение правого статуса городского округа. Дефиниция понятия
«городской округ» введенная в апреле 2017 г. (с учетом изменений мая
2019 г.) определяющая его в качестве одного или нескольких
объединенных общей территорией населенных пунктов, которые не
наделены статусом муниципального образования, позволяет говорить, что
городской округ утратил поселенческую правовую природу, заложенную в
первоначальной редакции Федерального закона № 131-ФЗ.
Отдельно рассматриваются особенности правового статуса
городских округов с внутригородским делением. Автор отмечает, что
введение двухуровневой организации местного самоуправления в
городских округах преследовало цель приближение муниципальной власти
к населению в крупных городах. Однако анализ практики образования
городских округов с внутригородским делением и дальнейшего
законодательного регулирования позволяет говорить, что заявленная цель
реформирования не была достигнута. Внутригородские районы не
обладают значительными полномочиями по решению вопросов местного
значения.
Во втором параграфе «Конституционно-правовые гарантии
установления и изменения территориальной организации местного
самоуправления»рассматриваетсяпроизводствомуниципально-
территориальных изменений в качестве законодательно установленной
нормами муниципального права процессуальной формы реализации
правомочий населения муниципального образования в сфере
территориальной организации местного самоуправления составляющих
содержание права на установление состава территории и границ
муниципального образования, выступающей одной из юридических
гарантий указанного права. Предложены критерии для классификации
процедур производства муниципально-территориальных изменений.
Отмечается, что при определении формы учета мнения / получения
согласия населения муниципального образования в случае производства
муниципально-территориальныхизмененийнеобходимо
руководствоваться критерием важности (существенности) изменения.
Однако в положениях Федерального закона № 131-ФЗ не во всех случаях,
учитывается данный критерий.
Выявлена тенденция в федеральном законодательстве направленная
на замену формы получения согласия населения муниципального
образования при производстве муниципально-территориальных изменений
с использованием институтов непосредственной муниципальной
демократии на выражение согласия населения представительными
органами муниципальных образований. Подобный подход законодателя не
позволяет четко разграничить понятия «согласие населения» и «мнение
населения» используемые в главе 2 Федерального закона № 131-ФЗ.
В параграфе отдельно рассматривается проблема преобразования
муниципальных районов в городские округа. Изучены основные подходы,
сложившиеся в науке муниципального права к оценке подобных
преобразований (И.В. Бабичев, Р. Бабун, О.И. Баженова, В.И. Васильев,
А.Н. Диденко, А.Н. Максимов, Э. Маркварт, К.М. Худолей, Д.М. Худолей
и др.) и оценка данных преобразований в практике Верховного Суда РФ и
судов общей юрисдикции в период с 2017 по 2020 г.
Автор приходит к выводу, что Федеральным законом от 3 апреля
2017 г. № 62-ФЗ был урегулирован только один из способов
преобразования муниципальных районов в городские округа, которые
были сформированы в практике субъектов РФ. Остается полностью не
урегулированным преобразование муниципального района в городской
округ, путем объединения всех поселений, входящих в состав
муниципального района в одно городское поселение с одновременным
наделением статусом городского округа и упразднением муниципального
района. Именно данный способ является наиболее распространённым в
практике субъектов РФ.
С введением Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ нового
вида муниципального образования – муниципальный округ, одновременно
закреплены критерии ограничивающие практику субъектов РФ по
преобразованию муниципальных районов в городские округа. Анализ
указанных новелл позволяет говорить, что субъекты РФ могут
использовать одноуровневую модель местного самоуправления на той
части территории субъекта РФ, где применение двухуровневой модели
является не целесообразным.
С учётом внесенных изменений в мае 2019 г. в законодательство о
местном самоуправлении можно прогнозировать формирование в
субъектах РФ трех основных моделей территориальной организации
местного самоуправления.
Первая модель, территория субъекта РФ состоит из городских
округов и муниципальных районов (объединяют несколько поселений или
поселений и межселенных территорий, объединенных общей
территорией).
Вторая модель, территория субъекта РФ состоит из городских,
муниципальных округов и муниципальных районов (объединяют
несколько поселений или поселений и межселенных территорий,
объединенных общей территорией).
Третья модель, территория субъекта РФ разграничивается
исключительно между городскими и муниципальными округами.
Подобная модель может быть сформирована в субъектах РФ, в которых
территория региона распределена между городскими округами
(Магаданская область, Сахалинская область, Калининградская область,
Московская область, Ставропольский край).
В положениях Федерального закона № 131-ФЗ не закрепляются
критерии ограничивающие свободу усмотрения субъектов РФ в
возможности разграничения территории субъекта РФ исключительно
между городскими и муниципальными округами, что приведет к отказу от
поселенческого уровня местного самоуправления. Поэтому возможен
полный переход в субъекте РФ от двухуровневой к одноуровневой модели
организации местного самоуправления. Федеральный закон от 1 мая 2019
г. № 87-ФЗ фактически окончательно легализовал возможность субъектов
РФ полностью отказаться от поселенческого уровня местного
самоуправления в субъекте РФ.
В третьем параграфе «Судебная защита права на установление
состава территории и границ муниципального образования»
раскрывается научная оценка использования механизма судебной защиты
права на установление состава территории и границ муниципального
образования. Раскрыта возможность судебной защиты права на
установление состава территории и границ муниципального образования
средствами конституционного и административного судопроизводства.
В рамках конституционного судопроизводства в защиту права на
установление состава территории и границ муниципального образования в
Конституционный Суд с жалобой могут обратиться органы местного
самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления.
Рассмотрение практики Конституционного Суда РФ связанной с
оспариванием конституционности законодательства о территориальной
организации местного самоуправления позволяет говорить, что с 2015 г.
Конституционным Судом РФ преимущественно формулируются правовые
позиции по процессуальным вопросам, в которых уделяется значительное
внимание особенностям конституционно-судебной защиты прав в сфере
территориальной организации местного самоуправления и критериям
допустимости жалоб по данной категории дел.
Кодекс административного судопроизводства РФ непосредственно
ненаделяетнаселениеадминистративнойпроцессуальной
правосубъектностью. Наиболее близкой к понятию «население
муниципального образования» является процессуальная категория
«неопределенный круг лиц» используемая в Кодексе административного
судопроизводства РФ. Поэтому в защиту права населения на установление
состава территории и границ муниципального образования, как
неопределенного круга лиц могут обратиться в суд с административным
исковым заявлением органы и должностные лица, указанные в Кодексе.
Защита права на установление состава территории и границ
муниципальногообразованиявозможнатакжепутемподачи
коллективного административного искового заявления в порядке ст. 42
Кодекса административного судопроизводства РФ.
Третья глава «Проблемы развития и совершенствования
законодательства о территориальной организации местного
самоуправления в Российской Федерации» посвящена выделению
правовых моделей территориальной организации публичной власти в
субъектах РФ в пределах Сибирского федерального округа и
предложениямпооптимизациивзаимоотношенийнаселения
муниципального образования и органов публичной власти в сфере
реализации права на установление состава территории и границ
муниципального образования на основе рекомендаций и предложений по
совершенствованиюконституционногоимуниципального
законодательства.
В первом параграфе «Правовые модели территориальной
организации публичной власти в субъектах РФ: опыт Сибирского
федерального округа» исследовано законодательство субъектов РФ об
административно-территориальном устройстве в пределах Сибирского
федерального округа. Особое внимание уделено определению категории
«административно-территориальное устройство субъектов РФ» и его
целевому предназначению. В законодательстве субъектов РФ при
определении термина «административно-территориальное устройство
субъектов РФ» указываются различные характеристики: «территориальная
организация субъекта РФ» (Омская, Томская, Кемеровская области,
Республика Алтай, Красноярский край, Республика Тыва) или
«законодательно установленная система территориальной организации»
(Новосибирская область), «система административно-территориальных
образований» (Иркутская область) либо «законодательно устанавливаемый
порядок территориальной организации» (Республика Хакасия).
В законодательстве субъектов РФ в пределах СФО, по-разному
формулируется цель административно-территориального устройства
субъектов РФ. Некоторые субъекты РФ, исходят из того, что целью
административно-территориального устройства является осуществление
функций государственного управления (Томская, Иркутская, Кемеровская
области, Красноярский край). Другие субъекты РФ (Новосибирская
область, Омская область, Республика Тыва), напротив, определяют в
качестве цели осуществление функций государственного управления и
местного самоуправления. В Республике Хакасия в качестве цели
административно-территориального устройства значится обеспечение
управляемости территорий и их социально-экономического развития.
Выявлена тенденция в федеральном законодательстве, направленная на
«сужение» содержания предмета ведения субъектов РФ и отсутствие у них
реальных полномочий в сфере административно-территориального
устройства.
Отмечается, что при определении соотношения административно-
территориального устройства субъектов РФ и территориальной
организации местного самоуправления, указание на различное
предназначение данных институтов является некорректным. В
законодательстве субъектов РФ в пределах СФО различным образом
формулируетсяцелевоепредназначениеадминистративно-
территориальногоустройства.Крометого,административно-
территориальное устройство не служит основой для построения общего
государственного управления (организации деятельности органов
государственной власти субъекта РФ общей компетенции) и может
учитываться только при формировании территориальных органов
исполнительной власти субъекта РФ специальной компетенции.
Анализположенийрегиональногозаконодательстваоб
административно-территориальном устройстве в пределах СФО, позволяет
выделитьдвемоделиправогорегулированиясоотношения
административно-территориального устройства субъектов РФ и
территориальной организации местного самоуправления. Первая модель,
характеризуется не включением в систему административно-
территориального устройства муниципальных образований. Вторая
модель, характеризуется тем, что в законодательстве данных субъектов
РФ, в систему административно-территориального устройства включаются
муниципальные образования наряду с иными единицами.
Во втором параграфе «Проблемы нормативного обеспечения и
совершенствования законодательства о местном самоуправлении» с
учетом проведенного исследования сформулированы предложения по
совершенствованию правового регулирования участия населения
муниципальногообразованиявпроизводствемуниципально-
территориальных изменений, предполагающие корректировку форм
участия населения муниципального образования в производстве
муниципально-территориальных изменений с учетом критерия важности
(существенности) муниципально-территориального изменения.
Отдельно рассматриваются поправки к Конституции РФ, принятые в
2020 г. Исследование поправок к Конституции РФ, позволяет говорить, что
закрепление принципа единой системы публичной власти не повлечет
изменение конституционно-правовой природы местного самоуправления и
направлено на конституционное оформление сложившегося понимания
местного самоуправления в качестве одного из уровней публичной власти
в России, выработанное в практике Конституционного Суда РФ и
юридической науке.
Новая редакция ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, предусматривающая в
качестветерриториальнойосновыместногосамоуправления
муниципальные образования, виды, которых определяются законом,
меняет конституционную модель территориальной организации местного
самоуправления и снижает гарантии сохранения поселенческого уровня
местного самоуправления и обеспечения доступности местного
самоуправления для местных жителей.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации подводятся итоги, формулируются
выводы и предложения. Выделяются проблемы законодательного
регулирования участия населения муниципального образования в
производстве изменений в сфере территориальной организации местного
самоуправления. Предложены меры по совершенствованию правового
регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.
Актуальность темы диссертационного исследования. Муниципальное
образование выступает в качестве территориальной основы реализации
муниципальной власти и права на осуществление местного самоуправления. Перед
государством при формировании территориальных основ местного
самоуправления стоит непростая дилемма. С одной стороны, в силу
конституционно-правовой природы местного самоуправления, органы местного
самоуправления должны быть максимально приближены к населению. С другой
стороны, при установлении состава территорий и границ муниципальных
образований следует учитывать наличие необходимой инфраструктуры, для
эффективного решения вопросов местного значения и удовлетворения интересов и
потребностей населения муниципальных образований.
Нормативно-правовое обеспечение территориальной организации местного
самоуправления требует определение баланса между рациональной
территориальной организацией и приближенностью территорий, где
функционируют органы местного самоуправления к населению. Это
подтверждается неоднократным проведением муниципальных реформ и
изменением юридических конструкций в данной сфере.
Проводимая в России муниципальная реформа в последние годы, направлена
на усиление государственного воздействия в сфере местного самоуправления, в
том числе и в области территориальной организации, сопровождается развитием
юридической урбанологии (С.В. Нарутто, В.В. Таболин, Е.С. Шугрина и др.)1.
Тенденцией в производстве муниципально-территориальных изменений
последних лет является укрупнение муниципальных образований и отказ от
поселенческого уровня местного самоуправления в отдельных субъектах РФ.
Юридическая урбанология. Урбанологическая теория: коллективная монография в 2-х томах / Под общей
редакцией: В.В. Таболина. М.: Юстицинформ, 2021. – 824 с; Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаева И.А., Алебастрова
И.А. Территория в публичном праве: монография. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 с.
В науке муниципального права данные процессы оцениваются некоторыми
учеными как отступление от демократических начал в системе местного
самоуправления и отстранение населения муниципального образования от участия
в решении важнейших вопросов на муниципальном уровне (Ю.В. Благов, Е.В.
Гриценко, А.Н. Костюков).
Другие правоведы отмечают необходимость усиления
конституционализации отечественной модели местного самоуправления (Н.С.
Бондарь, А.А. Джагарян).
Поправки к Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ),
принятые в 2020 г. инициированные Президентом Российской Федерации (далее –
Президент РФ)2 затронули и сферу местного самоуправления. Конституционные
поправки внесли изменения и дополнения в три статьи главы 8 Конституции РФ, в
том числе посвящённые конституционно-правовым основам территориальной
организации местного самоуправления. Принятие конституционных поправок
возобновило дискуссию в науке конституционного и муниципального права о
конституционной модели и судьбе местного самоуправления в России.
Некоторые ученые рассматривают поправки к Конституции РФ 2020 г. в
качестве конституционализации отдельных положений Федерального закона от 6
октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»3 (далее – Федеральный закон № 131-
ФЗ) и практики его применения, которая сформировалась в последние годы (Н.Л.
Пешин, О.И. Баженова, Е. Кискин и др.).
Другие правоведы оценивают поправки к Конституции РФ как процесс
деконституционализации местного самоуправления (А.А. Кондрашев) или
снижение конституционных гарантий местного самоуправления (И.В. Бабичев).
См.: 1) Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Российская газета. 2020. 16 января.
2) О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти:
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 2020. 16 марта. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6
октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.
Население муниципального образования как основной субъект в системе
местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и действующим
законодательством, наделено рядом прав на участие в решении вопросов в сфере
производства муниципально-территориальных изменений, территориального
планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований.
Исследование реализации прав населения муниципального образования в
данной сфере на уровне городских округов обусловлено рядом обстоятельств. Во-
первых, в период с 2014 по 2019 г. в Федеральный закон № 131-ФЗ было внесено
ряд изменений, которые затронули сферу территориальной организации местного
самоуправления. Главным образом, новации федерального законодательства о
местном самоуправлении касаются изменения и совершенствования правового
статуса городских округов, порядка их образования, а также изменение форм и
степени участия населения муниципального образования в производстве
муниципально-территориальных изменений. Поэтому существует необходимость
в оценке указанных новелл федерального законодательства и рассмотрение
практики их реализации.
Во-вторых, городские округа занимают особое место в действующей системе
территориальной организации местного самоуправления. В первую очередь
значительную роль играют городские округа, в основе которых лежат крупные
города, именно они характеризуются значительной концентрацией населения,
наличием сложившийся, развитой инфраструктуры, что обуславливает их особую
роль в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Президент РФ В.В.
Путин в послании к Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. высказал идею, что
крупные города должны играть важное значение в пространственном развитии
России4.
Поэтому учитывая особую роль городских округов в социально-
экономическом развитии субъектов РФ имеет важное значение рассмотрение
реализации прав населения муниципального образования на участие в решении
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. // Российская газета. 2018. 2 марта.
вопросов в сфере производства муниципально-территориальных изменений,
территориального планирования и градостроительного зонирования
муниципальных образований на уровне городских округов.
Комплексное исследование прав населения муниципального образования в
данной сфере, форм их реализации и механизм судебной защиты указанных прав
является важнейшей задачей науки конституционного и муниципального права,
что свидетельствует об актуальности темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследование
прав населения муниципального образования в сфере территориальной
организации местного самоуправления в юридической литературе имеет
фрагментарный характер, их характеристика раскрывается в трудах следующих
отечественных ученых: Н.С. Бондаря, Е.В. Гриценко, Т.Г. Гуниной, А.Р. Еремина,
Л.В. Овчинниковой, Р.М. Усмановой, Е.С. Шугриной, В.А. Щепачева и др.
Характеристика права на установление состава территории и границ
муниципального образования, в качестве субъективного публичного права
рассмотрена с учетом работ Армина фон Богданди, А.Ф. Васильевой, А.В.
Винницкого, А.И. Елистратова, Г. Еллинека, А.Б. Зеленцова, Б.А. Кистяковского,
А.А. Рождественского, М. Столиеза (M. Stollies), Ю.Н. Старилова, Э.В. Талапиной,
Петера М. Хубера.
Проблемы территориальной организации местного самоуправления,
правового регулирования производства муниципально-территориальных
изменений и соотношения административно-территориального устройства
субъекта РФ и территориальной организации местного самоуправления раскрыты
в трудах И.В. Бабичева, О.И. Баженовой, Т.М. Бялкиной, В.И. Васильева, В.И.
Выдрина, А.К. Гагиева, А.Н. Диденко, Ю.В. Ермолаевой, Е.П. Забелиной, А.Н.
Костюкова, А.Н. Кокотова, И.В. Лексина, А.Н. Черткова, А.Н. Максимова, С.В.
Нарутто, Р.В. Петухова, С.Д. Панова, Н.Л. Пешина, Д.М. Худолея, К.М. Худолея,
Л.А. Шарниной, Е.С. Шугриной и др.
Исследование форм реализации прав населения муниципального
образования в сфере производства муниципально-территориальных изменений,
территориального планирования и градостроительного зонирования
муниципальных образований основано на работах специалистов в области
конституционного и муниципального права, характеризующих отдельные
институты муниципальной демократии. Среди них труды: С.А. Авакьяна, Н.С.
Бондаря, С.В. Васильевой, И.В. Выдрина, Е.В. Гурнак, Н.В. Джагарян, А.А.
Джагарян, О.А. Дементьевой, А.Н. Дементьева, С.С. Зенина, С.В. Нарутто, А.А.
Павлова, А.В. Сигарева, А.В. Савоськина, С.Г. Соловьева, Д.В. Сенниковой, Л.А.
Нудненко, А.В. Нечкина, В.В. Комаровой, О.А. Кожевникова, И.Ю. Остаповича,
А.Е. Помазанского, В. Холопова и др.
В научной литературе исследованию форм реализации, механизму судебной
защиты прав населения муниципального образования на участие в решении
вопросов в сфере производства муниципально-территориальных изменений,
территориального планирования и градостроительного зонирования
муниципальных образований уделено незначительное внимание. Поэтому о
формировании целостного представления о правах населения в данной сфере в
науке конституционного и муниципального права говорить затруднительно.
Отдельные аспекты участия населения муниципального образования в
решении вопросов в сфере производства муниципально-территориальных
изменений, территориального планирования и градостроительного зонирования
муниципальных образований исследовались в кандидатской диссертации Л.В.
Овчинниковой5 (2007 г.) в контексте конституционных основ реализации
интересов населения и органов публичной власти в рассматриваемой сфере. В
диссертационной работе Е.В. Гурнак6 (2013 г.) были рассмотрены права и
муниципально-правовой статус городского сообщества в сфере
градостроительства на уровне городских округов.
Овчинникова Л.В. Конституционные основы реализации интересов населения и публичной власти в сфере
территориальной организации местного самоуправления, градостроительства и землепользования: автореф. дис. …
канд. юрид. наук: 12.00.02 / Овчинникова Любовь Владимировна. – М., 2007. – 30 с. Гурнак Е.В. Права городского сообщества в сфере градостроительной деятельности: теория и практика реализации
(на примере городских округов): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Гурнак Екатерина Вячеславовна. –
Ростов-на-Дону, 2013. – 28 с.
Проблемы территориальной организации местного самоуправления в
России, правового статуса видов муниципальных образований, соотношения
административно-территориального устройства субъекта РФ и территориальной
организации местного самоуправления рассматривались в докторских и
кандидатских диссертационных исследованиях Е.С. Шугриной7 (2008 г.), А.Н.
Черткова8 (2012 г.), А.Н. Максимова9 (2010 г.), Ю.В. Ермолаевой10 (2013 г.), Ю.В.
Благова11 (2017 г.). Оценка эффективности проведения муниципальных реформ в
том числе, в сфере территориальной организации местного самоуправления с
учетом зарубежного опыта раскрыта в диссертационных исследованиях А.А.
Ларичева12 (2018 г.), Н.В. Нагорной13 (2009 г.).
Однако указанные диссертационные исследования были проведены до
вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ либо после, без учета внесенных
изменений в муниципальное законодательство в 2017 г. и 2019 г. и практики его
применения, а также без оценки конституционных поправок 2020 г. изменившие
характер взаимоотношений между органами государственной власти и органами
местного самоуправления и некоторые принципы организации местного
самоуправления.
Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в сфере регулирования и реализации права на установление
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!