Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Методологические основания исследования приказа как
правового феномена и юридического
понятия………………………………………………………………………..22
§1. Исторический аспект исследования приказа в качестве государственно-
правового феномена и юридического понятия…………………………… 22
§2. Системный подход в познании приказа как особого вида правового
акта………………………………………………………………….…………49

ГЛАВА 2. Общетеоретическая характеристика приказа как акта
применения права…………………………………………………………66
§1. Правоприменительный приказ: понятие и юридическая
природа………………………………………………………………………….66
§2. Классификация и функциональная характеристика
правоприменительного приказа…………………………..……………….113
§3. Судебный приказ как правоприменительный акт и форма защиты
права…………………………………………………………………………126

ГЛАВА 3. Техника и технология подготовки, оформления, издания и
действия правоприменительного приказа……………………………..147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..169
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ172

Во введении раскрывается актуальность темы диссертации; определяются
объект и предмет исследования; обозначается степень научной разработанности
темы; излагаются методологическая основа, теоретическая и практическая
значимость диссертации; приводится нормативно-правовая и эмпирическая база
исследования; формулируются научная новизна и основные положения,
выносимые на защиту; указываются данные об апробации результатов
исследования.
Глава первая «Методологические основания исследования приказа как
правового феномена и юридического понятия» направлена на установление
исходных теоретико-методологических начал рассмотрения приказа в качестве
особого вида актов применения права и юридического понятия.
В параграфе первом главы первой «Исторический аспект исследования
приказа в качестве государственно-правового феномена и юридического понятия»
внимание акцентируется на рассмотрении отдельных этапов становления и
развития приказа как правового акта по российскому законодательству.
Одновременно раскрывается история формирования теоретических знаний о
приказе в качестве самостоятельного понятия юридической науки.
Констатируется наличие определенной закономерности в историческом
процессе формирования института приказа как особой группы актов управления в
Российском государстве. Схожие с современным приказом документы имели
достаточно широкое хождение в сфере государственно-властной деятельности
России начиная поменьше мере с XV в., но они не характеризовались наличием
единой понятийно-терминологической формы, а их содержание было весьма
разнообразно и четко не дифференцировалось на нормативное и
правоприменительное.
Отдельно рассматривается вопрос об истории трансформации техники
оформления структуры и официальных реквизитов правовых актов, являвшихся
изначально прообразом приказа как особого вида юридических документов.
Процессы изменения содержательной и технико-юридической стороны актов
государственного управления шли во многом параллельно, что было обусловлено
единым механизмом их детерминации. Форма (или формуляр) актов управления
отбиралась в течение длительного времени потребностями практики
государственно-правового регулирования общественных отношений. Одни
требования к форме и реквизитам правовых актов отсеивались временем, а другие,
напротив, отбирались как наиболее целесообразные и эффективные в делах
государственного управления.
В рамках данного параграфа дается краткое изложение истории приказа как
законодательного термина и понятия, анализируется ряд основных исторических
моментов по непосредственному использованию приказа в качестве понятия
российского законодательства. Отмечается, что изначально термин приказ в
российском законодательстве получает прописку из-за необходимости правовой
регламентации института неисполнения приказа и установления последствий
такого неисполнения в виде определенных мер юридической ответственности.
Формирование и трансформация приказа во многом детерминированы, как
весьма убедительно демонстрирует история социально-правового развития России
и целого ряда других государств, потребностями государственно-управленческой
деятельности, которая в свою очередь обусловлена экономическими,
политическими и социокультурными реалиями жизни общества. При этом автор
исходит из того факта, что эволюция института приказа в юридической практике и
государственном управлении включена в более широкий процесс становления и
развития всей системы правовых актов. Последняя далеко не на всех исторических
этапах существования характеризуется четкой дифференциацией приказов в
качестве самостоятельной группы правовых актов, обособленной содержательно,
функционально и формально.
В течение весьма продолжительного времени формирования и
функционирования механизма государственно-правового управления в России
правовые акты не были подвержены специализации и четкой градации, они
содержаливсебеодновременночертыиправотворческих,и
правоприменительных, и правоинтерпретационных актов одновременно. Ввиду
изложенного аргументируется особое значение системного подхода в
исследовании общих закономерностей становления института приказа в качестве
средства государственно-правового регулирования общественных отношений.
Системноеизучениеобозначенноговопросаорганичнодополняется
этимологическим анализом исторического процесса внедрения термина приказ в
государственно-правовую практику.
Подводя итоги историческому экскурсу по вопросу формирования
теоретических воззрений на приказ в отечественной юриспруденции
дореволюционного периода, отмечается, что сама природа приказа как особого
правового акта все же не была раскрыта в трудах правоведов той эпохи. Их
внимание преимущественно было сконцентрировано на проблеме обязательности
исполнения приказа и юридических последствиях его неисполнения. В рамках же
складывающегося на тот момент учения о правовых актах государственного
управления надлежит говорить лишь об отдельных упоминаниях приказа наряду с
другими формами административного акта – постановлениями, указами и иными.
Однако большинство наработок дореволюционных авторов по обозначенным
проблемным вопросам получило свое творческое развитие в трудах советских
правоведов и в современной российской юридической литературе.
Параграф второй главы первой «Системный подход в познании приказа
как особого вида правового акта» посвящен вопросам общетеоретического
понимания правовых актов, уточнения их характерных черт, видового
разнообразия и системных связей между ними. В системе правовых актов
рассматриваются три группы приказов: нормативные, правоприменительные, а
также имеющие смешанный характер (т.е. включающие в себя оба типа правовых
предписаний).
В ходе исследования осуществляется сопоставительный анализ нормативных
приказов с другими нормативными правовыми актами, а также с индивидуальными
актами государственного, муниципального и локального управления. В частности,
раскрывается соотношение приказа с инструкциями, постановлениями,
распоряжениями, правилами и иными правовыми актами. Делаются выводы об
отсутствии должной унификации форм правовых актов в России, использования на
практике одного вида формы в отношении совершенно различных по содержанию
правовых актов, что усложняет процесс их последующего толкования и
применения. Приказ в качестве формы правового акта также используется весьма
непоследовательно,порождаяпротиворечивуюправотворческуюи
правоприменительную практику.
В диссертации обосновывается позиция о необходимости в перспективе
отказа от применения приказа в рамках правотворческой деятельности, от
установления его в качестве формы нормативного правового акта, что будет
способствовать гармонизации системы законодательства в широком ее понимании.
Глава вторая «Общетеоретическая характеристика приказа как акта
применения права» направлена на раскрытие общих вопросов сущности, природы
и классификации правоприменительных приказов, а также на рассмотрение их
функциональной характеристики.
В первом параграфе главы второй «Правоприменительный приказ:
понятие и юридическая природа» сделан акцент на установлении характерных черт
приказа в качестве особого вида актов применения права, на уточнении круга
субъектов, уполномоченных на его издание, а также на раскрытии
Необходимость в продолжении общетеоретических изысканий в отношении
такого вида (формы) правоприменительного акта как приказ детерминируется
целым рядом обстоятельств, в числе которых:
– наблюдающаяся в современных условиях множественность наименований
для правовых актов схожих по своей природе и содержанию;
– не снижающая своих темпов на протяжении уже длительного времени
дифференциация властных управленческих отношений;
– рост числа государственных и негосударственных субъектов, реализующих
властные полномочия;
– внедрение цифровых технологий в процесс подготовки и издания актов
применения;
– дисбаланс между правовыми актами, принимаемых в коллегиальном
порядке и издаваемых на основе единоначалия в системе публичного управления;
– отсутствие общих законодательно установленных принципов унификации
формы и содержания правоприменительных актов;
– смешение в правотворческой и правореализационной практике правовых
актов с нормативным и индивидуальным содержанием;
– пробельность российского законодательства в отношении правовой
регламентации последствий дефектности отдельных видов правоприменительных
приказов;
– недостаточная эффективность контроля и надзора за законностью и
обоснованностью приказов в ряде сфер государственного управления;
– коллизионность и избыточность приказов в отдельных органах
государственной власти, государственных учреждениях и предприятиях и др.
На основании сделанных в данном параграфе уточнений и обобщений
аргументируется выделение следующих общих черт приказа как вида актов
правоприменения:
– обладает властным характером, в достаточно широком значении, поскольку
используется не только в системе государственного управления, но и в системах
муниципального и локального (корпоративного управления);
– посредством его издания реализуется не только компетенция
соответствующих субъектов управления на различных его ранее обозначенных
уровнях, но и процессуальная деятельность, направленная на защиту прав и
интересов заявителей (в виде судебного приказа);
– содержательно направлен на возникновение, изменение, приостановление
либо прекращение правоотношений, что отличает его от иных вспомогательных
правовых актов в виде указаний, разъяснений, устных распоряжений, жестов со
стороны субъектов управления в отношении подчиненных лиц, которые не
являются актами применения права;
– обеспечивает организацию ряд норм материального и процессуального
характера, включая нормы административного, финансового, налогового,
трудового, административно-процессуального, гражданско-процессуального и
арбитражно-процессуального права;
– издается в порядке единоначалия должностным лицом, руководителем
организации или органа государственной власти, а также должностными лицами,
осуществляющими руководство структурными подразделениями в организациях,
предприятиях и учреждениях;
– обладает индивидуально-определенным содержанием в виде конкретных,
персонифицированных властных предписаний в отношении абсолютно
определенного или относительно определенно круга адресатов;
– осуществляет конкретизацию правового регулирования посредством
перевода общих нормативных правовых предписаний на уровень конкретных
жизненных обстоятельств тремя способами индивидуализации (ранее они нами
уже были указаны);
– выступает самостоятельным юридическим фактом или элементом сложного
фактического состава наряду с другими обстоятельствами и актами, входящими в
его структуру;
-характеризуетсяналичиемсистемныхсвязей сиными
правоприменительными актами, включая договоры индивидуального содержания;
– его содержание и форма должны отвечать принципам законности и
обоснованности, баланса частных и публичных интересов в системах
государственного, муниципального и корпоративного (локального) управления,
обеспечения гармоничного сочетания единоначалия и коллегиальности в системе
правовых актов управления;
– представляет собой акт-документ, обладающий определенной структурой и
официальными реквизитами и выражающийся во вне посредством письменной
(бумажной), документарной формы или в виде электронного документа
(цифрового образа).
Предлагается авторское определение понятия правоприменительного приказа
в качестве особого вида (формы) актов правоприменительной деятельности
субъектов государственного, муниципального и корпоративного (локального)
управления, а также судов в рамках приказного судопроизводства, направленный
на возникновение, изменение, приостановление или прекращение правоотношений,
издаваемый в порядке единоначалия, рассчитанный на однократное (разовое)
действие и выражающийся преимущественно в письменной документарной
(бумажной) либо в электронной (цифровой) форме.
В параграфе втором главы второй «Классификация и функциональная
характеристика правоприменительного приказа» осуществляется обоснование
выбора наиболее значимых в научном и практическом плане критериев для
классификации приказа в качестве особой формы правоприменительной
деятельности, а также дается характеристика основных его функций.
В качестве отправной системной классификации правоприменительных
приказов аргументированно выбраны следующие основания: сфера их действия и
специфика полномочий субъектов их издающих; содержание государственно-
властной деятельности; их функциональная роль; виды субъектов по уровням
публичного управления; способы правового регулирования.
Кромевышеназванныхкритериевправоприменительныеприказы
дополнительно классифицируются: по кругу лиц, к которым они обращены; по
времени действия (однократного и длительного действия); по юридической силе;
по территориальному действию (федеральные, региональные, местные и
локальные); по предмету действия (административные, трудовые, финансовые и
др.); по особенностям структуры изложения их содержания (по технике
изложения); по форме выражения (в традиционной и электронной форме); по
степени конкретизации применяемой нормы в приказе (содержащие
правоприменительное усмотрение и не содержащие его); по связи с другими
актами применения (первичные и производные) и иным.
Отстаивается идея о необходимости подразделения всех функций приказов
на общие, присущие правоприменительным актам в целом, и специальные,
характеризующие природу и особенности именно правоприменительных приказов.
В числе общих функций приказов как правоприменительных актов
называются:
– регулятивная;
– охранительная, включая функции превенции правонарушений и защиты
прав;
– функция организации внутреннего управления юридических лиц
публичного и частного права;
– функция конкретизации правового регулирования посредством перевода
нормы права на уровень индивидуально-властного правового предписания;
– функцию юридического факта или элемента сложного фактического
состава в механизме правового регулирования;
– функция документирования, выражающаяся в оформлении принятого
решения субъектом правоприменения в виде соответствующего акта-документа.
В качестве специальных функций правоприменительного приказа
выделяются:
– функция организации оперативного управления на принципе единоначалия;
-функцияобеспеченияисполненияорганамигосударственной
(муниципальной) власти и организациями посредством приказа других
индивидуальных актов – решений суда, гражданско-правовых и трудовых
договоров и иных;
– функция утверждения и введения в действие других правовых актов
(инструкций, положений, правил и т.п.).
В отношении судебного приказа отмечается тот факт, что он, будучи не
вполне типичным видом правоприменительных приказов, характеризуется
наличием собственной функциональной нагрузки в правоприменительной
практике, которая раскрывается в следующем параграфе диссертации.
В параграфе третьем главы второй «Судебный приказ как
правоприменительный акт и форма защиты права» анализируются характерные
черты судебного приказа, осуществляемые им функции и особое значение в
качестве инструмента защиты права.
Подчеркивается, что проблема функциональной природы судебного приказа
по-прежнему остается дискуссионной в современной отечественной юридической
науке, что требует продолжения исследований в данном направлении.
Упрощенный характер издания судебных приказов позволяет выделить
основные его функции, среди которых:
– повышение оперативности судебной защиты субъективных прав и
эффективности исполнения за счет освобождения от выполнения некоторых
процессуальных действий, а также уменьшения нагрузки на судью, освобождения
сторон от явки в суд;
– обеспечение доступности гражданам судебной защиты (здесь уплачивается
более низкая государственная пошлина, чем в исковом производстве);
– освобождение судов от тех дел, которые не нуждаются в развернутой
процедуре рассмотрения;
– повышение значения превентивной функции права;
– обеспечение конституционного права на судебную защиту.
Автор присоединяется к имеющейся в отечественной юридической
литературе точке зрения, согласно которой судебный приказ обладает
двойственной юридической природой – одновременно представляет собой акт
правосудия и исполнительно-распорядительный документ. Последнее его качество
позволяет характеризовать его в качестве особого вида правоприменительных
приказов.
В рамках третьей главы «Техника и технология подготовки,
оформления, издания и действия правоприменительного приказа» автор
обращается к вопросам технико-юридических правил и средств изложения его
содержания и оформления как акта-документа, а также технологии его издания и
действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
накопленныеюридическойнаукойдостижениявобласти
правоприменительной техники и технологии, представляется возможным
выделение двух блоков рассмотрения проблемы технологического обеспечения
подготовки, издания и действия правоприменительных приказов: 1) правил
(требований), предъявляемых к правоприменительным приказам как особым
актам-документам, которые, в свою очередь, могут быть подразделены на общие и
специальные требования, а также на правила изложения содержания приказа и
правила его оформления; 2) способов (или средств) их подготовки, оформления,
издания, введения в действия и отмены. К числу средств в работе отнесены и
проанализированы форма правоприменительного приказа, включая его внутреннее
структурирование, официальные реквизиты, а также его состав.
В диссертации представлен детальный анализ указанных двух составных
частей правоприменительной техники и технологии в отношении подготовки,
издания и действия правоприменительных приказов.
Отдельное внимание уделяется вопросу о принципах (требованиях)
подготовки и издания правоприменительного приказа. Выделяются три группы
требований к правоприменительным приказам с учетом их специфики.
1. Группа общих требований законности включает в себя следующие
правила:
– правоприменительный приказ издается исключительно полномочным
органом государственной или муниципальной власти, руководителем
юридического лица публичного или частного права;
– правоприменительный приказ издается строго в пределах компетенции
указанных уполномоченных субъектов, что подразумевает: его издание лишь по
вопросам, которые относятся к ведению конкретного субъекта государственного,
муниципального или корпоративного управления; недопустимость вторжения в
сферу как вышестоящих органов, так и нижестоящих; соблюдение компетенции по
объему регулирования; приказ не должен нарушать территориальных пределов
деятельности субъекта управления;
– правоприменительный приказ должен быть издан на основе приоритета
прав и свобод человека и гражданина;
– он должен быть основан и на принципе баланса публичных и частных
интересов;
– приказ издается исходя из принципа верховенства закона, но это не
означает что он не должен соответствовать и иным нормативным правовым актам
(правоприменителю вменяется в обязанность проверка соответствия применяемой
нормы предписаниям закона);
– правоприменительный приказ должен разрабатываться, оформляться и
вводиться в действие с соблюдением нормативно установленного порядка (следует
заметить, что, к сожалению, не во всех сферах публичного управления такой
порядок должным образом регламентирован нормативными правовыми актами);
– приказ издается с обязательным соблюдением его формы как внутренней в
виде соответствующей структуры, так и внешней, включающей в себя выполнение
требования о его наименовании, реквизитах в виде заголовка, времени и места
принятия, подписей и т.п.
2. Группа специальных требований (или дополнительных), предъявляемых к
правоприменительным приказам с учетом их видовых характеристик,
особенностей содержания и функционального назначения:
– отдельные виды правоприменительных приказов должны быть изданы с
обязательным соблюдением нормативно установленного срока (например,
возможны варианты: срок издания приказа вышестоящего органа государственной
власти об отмене приказа нижестоящего органа определяется в соответствии с
датой и порядком обжалования таких актов; приказ руководителя юридического
лица о наложении дисциплинарного взыскания должен быть издан в срок,
установленный трудовым законодательством и др.);
– в ряде случаев издание правоприменительного приказа возможно лишь при
наличии специального разрешения вышестоящего органа государственной власти
(речь идет об особых случаях, когда субъекту управления требуется выйти за
рамки его компетенции, в ситуациях делегирования полномочий);
– отдельные правоприменительные приказы требуют предварительного
согласования с другими органами государственной власти, с общественными
организациями или профсоюзами в целях обеспечения контроля, координации или
согласования интересов (например, в сфере трудового права руководитель
предприятия, учреждения или организации обязан получить разрешение
профсоюза для издания приказа об увольнении работника определенной
категории);
– ряд правоприменительных приказов издаются лишь на основании иных
правовых актов в целях обеспечения их исполнения (например, приказ о приеме на
работу издается на основании заключенного трудового договора, приказ
руководителя о выплате денежных средств другому предприятию издается на
основе ранее заключенного гражданско-правового договора и подписанного акта
выполненных работ);
– правоприменительный приказ в отдельных случаях требует обязательной
фиксации факта уведомления о его издании адресатов или иных субъектов, чьи
интересы могут быть им затронуты (например, требование о необходимости
уведомления распространяется на большинство приказов в отношении работников
о приеме их на работу, об увольнении, переводе на другую работу и т.д.).
3. Группа организационно-технических требований к правоприменительным
приказам содержит правила о необходимости соблюдения принципов
конкретности,оперативностиидифференцированностипринимаемого
управленческого решения, оформляемого в виде правоприменительного приказа
(приказ должен быть написан четко, ясно и доступно, издан своевременно для
оперативного решения задач управления с четким указанием адресатов, форм и
методов решения поставленных в нем задач).
Отдельно в работе поднимается вопрос об использовании электронных
(цифровых) технологий в правоприменительной деятельности. Утверждается, что
электронная форма судебного и иных видов правоприменительных приказов,
безусловно, имеет ряд неоспоримых положительных моментов, но и требует
соответствующего совершенствования правоприменительной техники, включая
установление в законодательстве дополнительных требований к форме, отчасти к
содержанию и форме приказов. Технология и порядок исправления ошибок в
«электронных» приказах также нуждается в уточнении и новых технологичных
решениях. Особое значение в современных условиях получает тенденция по
усложнению связей норм права и технико-юридических норм, регламентирующих
порядок подготовки, оформления, издания и введения в действие
правоприменительных приказов в электронном виде. Требует разрешения на
общетеоретическом и специально-юридическом уровнях вопрос о соотношении
технических регламентов и процессуальных норм, устанавливающих порядок
разработки, принятия, оформления, доведения до сведения и вступления в силу
«электронного» судебного приказа.
По мнению диссертанта нуждаются в уточнении следующие проблемы:
пределы вмешательства технического регулирования в правоприменительный
процесс; пределы перевода правоприменительных актов в электронную форму;
обеспечения гарантий беспрепятственного доступа граждан, общественных
организаций, предпринимателей и иных субъектов к новейшим электронно-
информационным технологиям в ходе осуществления правоприменения.
Одновременно требуется специальная дополнительная подготовка и обучение как
субъектов правоприменения, так и участников правоприменительной практики
новых электронным техникам и технологиям в области подготовки, оформления,
издания, действия, обжалования «электронных правоприменительных актов», а в
особенности приказов, поскольку последние зачастую существенным образом
затрагивают права, свободы и интересы граждан, общественных организаций и
предпринимателей. Массовый характер издания приказов в электронной форме
уже породил необходимость в должной оптимизации как нормативной основы
правоприменения, так и самой правоприменительной деятельности и технологии ее
осуществления. В диссертации сделан ряд предложений в данном направлении
совершенствования правоприменительной техники.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования,
формулируются наиболее значимые выводы и предложения, а также определяются
дальнейшие перспективы общетеоретического исследования приказа в качестве
акта применения права.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Актуальность темы исследования. Современное состояние российской
правовой системы свидетельствует не только о ее поступательном развитии и
совершенствовании, но и о наличии целого ряда явлений, препятствующих
данному процессу. Одним из наиболее значимых факторов, тормозящих
прогрессивное движение системы российского законодательства и
юридической практики, выступает сложившаяся негативная ситуация с
фактической реализацией отдельных норм, институтов и даже обширных
комплексов предписаний отечественного права.
Практика неисполнения, обхода и нейтрализации действия закона
продолжает оставаться достаточно массовым явлением в жизни российского
общества. При этом правоприменительная деятельность, призванная по своей
природе устранять препятствия и обеспечивать организацию процесса
осуществления права, сама далека от состояния идеала ввиду не только
несовершенства системы законодательства, но и технологии, а равно и техники
правоприменения.
К сожалению, число незаконных и необоснованных
правоприменительных актов не имеет устойчивой тенденции к снижению.
Напротив, в ряде сфер государственного и муниципального управления
наблюдается рост коррупционных правонарушений в ходе осуществления
органами управления соответствующей правоприменительной деятельности.
Нередко именно правоприменительный приказ становится инструментом
противоправной коррупционной деятельности чиновников, а иногда и
руководителей общественных и коммерческих организаций.
Широкая практика использования приказа в качестве акта судебного
правоприменения также требует своевременного общетеоретического
осмысления ввиду ежегодного увеличения общего числа данного вида
правовых актов и потребности совершенствования процесса дальнейшего
внедрения его электронной формы. В настоящий момент цифровые технологии
используются в разработке и оформлении приказов в большинстве сфер
правоприменительной деятельности, что вызывает необходимость в уточнении
юридической наукой знаний о содержании и форме, техники и технологии
разработки и издания правоприменительного акта.
Однако в отечественной юридической науке по-прежнему не достает
специализированных исследований по вопросам правоприменительных актов.
В частности, более 40 лет назад В.В. Лазарев справедливо обратил внимание на
пробел в теоретическом изучении актов правоприменения, который не
восполнен в должном объеме и по настоящее время, написав следующие
строки: «…следует оговориться о потребности дальнейшей классификации
некоторых актов той или иной группы. Большие возможности в этом
направлении еще не использованы отраслевыми юридическими науками.
Причем соответствующие “белые клетки системы” могут быть заполнены не
только по отношению к отдельным видам, но также и по отношению к
основаниям классификации. Развитие общественных отношений несомненно
оказывает воздействие на систему правоприменительных актов, предопределяя
появление в ней новых видов и новых связей между ними» 1. Далее автор
продолжил свои обоснованные размышления, отметив, что «…проблема
эффективности правоприменительных актов актуальна по отношению к
каждому их виду, так как все они имеют своеобразные цели, имеют особую
форму, сферу действия и т.д.»2.
К сожалению, несмотря на призыв сорокалетней давности одного из
наиболее видных советских и российских специалистов в области теории
правоприменения и эффективности правовых актов — специфика юридической
природы, целевое и функциональное назначение, а также сфера действия и
иные общетеоретические вопросы приказа как особого вида
См.: Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов // Избранные труды [В 3
т.]. Т. 1: Закон. Законность. Применение закона. М.: Новая юстиция, 2010. С. 67.
Там же.
правоприменительных актов, так и не стали предметом пристального внимания
со стороны отечественных теоретиков права.
Между тем научно-теоретическое выявление связей между приказами и
иными видами актов правореализационной деятельности потенциально
способно повысить эффективность и результативность всего процесса
осуществления права в силу большего кумулятивного эффекта от их
органически слаженного, сбалансированного действия. Напротив же, дисбаланс
в системе правоприменительных актов и в системе правовых актов в целом
существенным образом препятствует должному функционированию всего
механизма правового регулирования, снижает эффективность, а порой
приводит к негативным результатам воздействия права на общественные
отношения.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и доводов, избранная в рамках
настоящего исследования тема представляется актуальной, в научном и
практическом плане недостаточно изученной, и, следовательно, чрезвычайно
значимой для отечественного правоведения, юридической практики в
современных условиях.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной
юридической науке дореволюционного периода вопросы правоприменительных
актов были затронуты в трудах выдающих российских правоведов:
Е.В. Васьковского, Н.А. Гредескула, А.И. Елистратова, Н.М. Коркунова,
Н.И. Лазаревского, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича и др.
В советской юридической литературе проблемы правоприменительной
деятельности и акта применения права ни только не остались без внимания, но
и были творчески раскрыты на уровне общей теории государства и права
благодаря усилиям таких известных ученых-юристов, как: Н.Г. Александрова,
С.С. Алексеева, Н.Н. Вопленко, Ф.А. Григорьева, В.М. Горшенева,
И.Я. Дюрягина, А.С. Пиголкина, В.В. Лазарева, А. В. Мицкевича,
П.Е. Недбайло, И.С. Самощенко, И.Е. Фарбера, А.Ф. Черданцева,
А.Ф. Шебанова, Л. С. Явича и др.
Приказ в качестве предмета общетеоретического исследования в
российской юридической науке долгое время не привлекал требуемого
внимания. Одной из немногих работ, специально посвященных исследованию
приказа в качестве правового акта, является диссертационное исследование
О.Г. Строковой1.
В целом правоприменительные акты, правоприменительная политика и
правоприменительная техника (и технология) стали предметом изысканий
следующих современных отечественных российских правоведов:
Е.М. Изместьевой, А.Н. Илясова, А.С. Логинова, А.И. Клименко,
И.В. Колесник, Г.И. Миняшевой, В.А. Рудковского, А.А. Тенетко,
О.В. Шопиной и др.
В отраслевых юридических науках специфика и функциональная природа
приказа лишь попутно рассматривались в рамках административной теории
актов государственного управления в трудах следующих исследователей:
И.Н. Барцица, Д.Н. Бахраха, С.В. Бошно, Р.В. Васильева, И.И. Евтихиева,
Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, И.В. Котелевской, Б.М. Лазарева,
А.В. Мицкевича, А.Ф. Ноздрачева, Г.И. Петрова, Б.В. Россинского,
Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, С.С.Студеникина, Ю.А. Тихомирова,
Т.Я. Хабриевой, Н.Ю. Хаманевой, В.А. Юсупова, Ц. А. Ямпольской и др.
При этом перечисленные авторы не ставили в качестве своей цели
комплексное изучение вопросов понятия, характерных черт и значения приказа
как особого вида актов применения права.
За последние три десятилетия к феномену приказа в системе судебных
актов также стали проявлять повышенный интерес представители наук
арбитражного процессуального, гражданского процессуального и
административно-процессуального права, в числе которых: Н.Н. Герасимова,
М.А. Громошина, С.К. Загайнова, З.А. Папулова, И.В. Решетникова,
В.Е. Севрюгин, Л.А. Терехова, О.Д. Шадловская и многие др.
См.: Строкова О.Г. Приказ как особая разновидность правового акта: вопросы теории
и практики: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
Накопленный массив отраслевого юридического знания о
правоприменительных приказах в теории административного права, трудового
права и процессуальных юридических науках нуждается в надлежащем
критическом сопоставлении и обобщении именно на уровне общей теории
права. С момента практически единственной попытки комплексного
общетеоретического осмысления приказа как правового акта с нормативным и
правоприменительным содержанием, выполненной О.Г. Строковой прошло 15
лет. С тех пор российское законодательство претерпело существенные
изменения в плане нормативной регламентации приказа как формы
правоприменительной деятельности, а техника и форма издания
правоприменительных приказов подверглась трансформации ввиду внедрения
электронных технология в юридическую практику. Кроме того, в силу
дальнейшего развития рыночной экономики и продолжающейся по ряду
направлений децентрализации публичного управления в России на
государственном, муниципальном и локальном уровне существенно меняется
круг субъектов, в компетенцию которых включено полномочие на издание
правоприменительного приказа. К тому же в отечественной юридической
литературе уделяется исключительно мало внимания проблеме техники и
технологии подготовки и издания приказа как одного из наиболее массовых и
значимых видов правоприменительных актов. На восполнение обозначенных
пробелов в общей теории правоприменения и направлено настоящее
исследование.
Объектом исследования выступают правоприменительная деятельность
и приказ в качестве одной из форм ее осуществления.
Предмет исследования составляют: имеющиеся в юридической науке
теоретические представления о понятии, природе и классификации
правоприменительных приказов, о средствах и правилах их подготовки и
издания; наиболее общие закономерности становления, функционирования и
развития приказа в качестве правоприменительного акта.
Целью исследования являются формирование и обоснование
теоретических основ приказа как особого вида правоприменительных актов,
комплексно раскрывающих его понятие, юридическую природу, содержание и
форму, а также отражающих особенности техники и технологии его издания и
действия.
Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования
выступают:
рассмотрение основных этапов становления и развития приказа в
качестве акта применения российского права и юридического понятия;
уточнение понятия, места и роли приказа в системе правовых актов;
пересмотр субъектного состава правоприменительной деятельности с
учетом децентрализации публичного управления и идеи юридического лица
публичного права;
отграничение понятия «правоприменительный приказ» от иных смежных
юридических понятий;
предложение авторской классификации правоприменительных приказов;
общетеоретическое осмысление сущности судебного приказа как акта
применения права, установление черт сходства и различия между судебным
приказом и иными видами правоприменительных приказов;
уточнение функций правоприменительного приказа и его системных
связей с иными индивидуальными правовыми актами;
выяснение общих и специальных требований к порядку подготовки,
оформления, издания и действия правоприменительного приказа;
уточнение технико-юридических правил и способов изложения
содержания и структурной организации приказа как акта применения права
обобщение знаний, накопленных отраслевыми юридическими науками по
вопросам электронной формы приказа;
выдвижение научно-практических предложений по направлению
дальнейшего совершенствования приказа в виде особой формы
правоприменительной деятельности.
Методологическая основа исследования. В качестве
мировоззренческих оснований процесса познания правоприменительных
приказов выступила материалистическая диалектика, в соответствии с
принципами и категориями которой автором предпринята попытка раскрытия
исторической, социально-эконмической и политической обусловленности
процесса формирования и развития приказа как особой формы
правоприменительной деятельности, а также демонстрации в общей теории
права его диалектической связи с иными политико-правовыми явлениями.
Автор опирался на постулаты диалектики в раскрытии проблемных вопросов
единства и различия принципов коллегиальности и единоначалия в сферах
государственного, муниципального, и локального (корпоративного)
управления, баланса частных и публичных интересов в правоприменительной
деятельности, единства и взаимосвязи содержания и формы
правоприменительного приказа.
В диссертации на комплексной основе нашли применение следующие
общенаучные методы и походы: логический, исторический, системно-
структурный и функциональный. На основе правил и законов логики были
сформулированы в авторской трактовке основные понятия, включая
«правоприменительный акт», «субъекты правоприменительной деятельности»,
«правоприменительный приказ», «форма правоприменительного приказа»,
«судебный приказ» и др. Системно-структурный метод применен в целях
установления основных типов связи правоприменительного приказа с рядом
взаимосвязанных индивидуальных правовых актов — договором,
распоряжением, указанием, рекомендацией. Посредством функционального
подхода определены основные функции, реализуемые правоприменительными
приказами в системе правовых актов, в области государственного,
муниципального и локального управления.
Одно из центральных мест в исследовании занимает формально-
юридический (догматический) метод, благодаря которому были рассмотрены и
проанализированы предписания нормативных правовых актов,
регламентирующие порядок разработки, оформления, издания, введения в
действие и утраты юридической силы правоприменительного приказа.
Сравнительно-правовой метод позволил произвести уточнение черт сходства и
различия приказа и иных индивидуальных правовых актов.
В качестве теоретической основы исследования использованы
фундаментальные работы в области теории и истории государства и права,
специальных отраслевых дисциплин, раскрывающие прямо или опосредовано
вопросы понятия, юридической природы, целей и функций
правоприменительных приказов, техники их разработки, издания и действия, а
также их места и роли в системе правовых актов. Положения и выводы в
диссертации сделаны на основе критического анализа и обобщения знания
следующих отраслевых наук: конституционного, уголовного, гражданско-
процессуального, арбитражно-процессуального, административного и
административно-процессуального права и др.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ;
кодифицированные и иные федеральные законы; законодательные акты
субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты.
Эмпирическая основа в работе представлена материалами практики
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных российских судов по
вопросам судебного приказа, порядка его принятия и действия, а также
материалами правоприменительной практики органов государственного,
муниципального и корпоративного управления.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, авторским
подходом к рассмотрению сущности и юридической природы приказа в
качестве особого вида правоприменительных актов, субъектного состава лиц,
уполномоченных на его издание. Уточняется понятие правоприменительного
приказа и его соотношения с приказами нормативного и смешанного
содержания.
Раскрывается тенденция расширения круга субъектов
правоприменительной деятельности, осуществляющих ее в форме приказа.
Аргументируется необходимость использования концепции юридического лица
публичного права, наиболее полно разработанной в трудах В.Е. Чиркина и
О.А. Ястребова, в целях уточнения субъектного состава правоприменения.
Предлагаются системно изложенные основы общетеоретической
концепции правоприменительных приказов, согласно которым, к их числу
следует относить не только индивидуальные исполнительно-распорядительные
приказы в сфере публичного управления, но и особые юрисдикционные акты —
судебные приказы. В работе уточняются характерные черты и функции данных
видов правоприменительного приказа, осуществляется их сопоставление и
сравнительный анализ. Предложенный концептуальный подход позволил более
полно исследовать место и роль правоприменительных приказов в системе
правовых актов России.
В диссертации подверглись коррекции доктринальные взгляды по
вопросам научной классификации правоприменительных приказов, их
функциональной характеристики, техники и технологии подготовки, издания и
действия. Отдельно обозначаются основные связи правоприменительного
приказа с договорами гражданско-правового характера и трудовыми
договорами, демонстрируется обеспечительный характер первых в типичных
ситуациях их взаимодействия на практике.
Сделан ряд новых выводов в отношении общих и специальных правил-
требований, предъявляемых к форме и содержанию правоприменительных
приказов различных видов. Подвергнут обобщению и критическому
осмыслению накопленный массив знаний в отраслевых юридических науках в
отношении электронной формы приказа как акта применения права.
Приказы обеспечивают организацию правореализационной деятельности
в значительной части сфер правового регулирования, одновременно выступая
наиболее массовым видом актов применения права на государственном,
муниципальном и корпоративном (локальном) уровнях публичного управления,
что делает невозможным в рамках одного исследования раскрытие всех
наличествующих вариантов и аспектов использования анализируемой формы
правоприменительной деятельности. В этой связи усилия были
сконцентрированы на рассмотрении наиболее общих закономерностей
формирования и развития института приказа как акта применения российского
права и самостоятельного правового понятия, а также на определении
специфики содержания и формы правоприменительных приказов,
установлении общих начал их подготовки, издания и действия.
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Отстаивается идея того, что формирование и трансформация приказа
во многом детерминированы (как весьма убедительно демонстрирует история
социально-правового развития России и целого ряда других государств)
потребностями государственно-управленческой деятельности, которая в свою
очередь обусловлена экономическими, политическими и социокультурными
реалиями жизни общества. При этом следует исходить из того факта, что
эволюция института приказа в юридической практике и государственном
управлении включена в широкий процесс становления и развития всей системы
правовых актов. Последняя далеко не на всех исторических этапах
существования характеризуется четкой дифференциацией приказов как
самостоятельной группы правовых актов, обособленной содержательно,
функционально и формально.
2. Обосновывается вывод, согласно которому в течение весьма
продолжительного времени формирования и функционирования механизма
государственно-правового управления в России правовые акты не были
подвержены специализации и четкой градации, они содержали в себе
одновременно черты и правотворческих, и правоприменительных, и
правоинтерпретационных актов одновременно. Ввиду изложенного
представляется значимым учет системного подхода в исследовании общих
закономерностей становления института приказа в качестве средства
государственно-правового, муниципально-правового и локально-правового
регулирования общественных отношений. Системное изучение обозначенного
вопроса органично дополняется этимологическим анализом исторического
процесса внедрения термина приказ в государственно-правовую практику.
Кроме того, необходимой представляется опора на деятельностный и
инструментальный подходы в праве, согласно которым правовые акты, включая
и правоприменительные приказы, выступают средством управленческой
деятельности и правового регулирования. Использование в комплексе данных
исследовательских подходов позволяет глубже проникнуть в сущность и сам
ход исторического развития приказа как государственно-правового феномена и
соответствующей понятийной конструкции в юриспруденции.
3. Предлагается авторское определение понятия правоприменительного
приказа в качестве особого вида (формы) актов правоприменительной
деятельности субъектов государственного, муниципального и корпоративного
(локального) управления, а также судов в рамках приказного судопроизводства,
направленного на возникновение, изменение, приостановление или
прекращение правоотношений, издаваемого в порядке единоначалия,
рассчитанного на однократное (разовое) действие и выражающегося
преимущественно в письменной документарной (бумажной) либо в
электронной (цифровой) форме.
4. Правоприменительный приказ с функциональной точки зрения
выполняет ряд основных задач:
служит средством организации реализации значительной части норм
российского права в ранее перечисленных его отраслях;
выступает особой формой государственно-управленческой и
муниципальной деятельности;
представляет собой средство локального правового регулирования в
рамках отдельных предприятий, учреждений и иных организаций;
является особым видом юридических фактов, влекущим возникновение,
изменение, приостановление или прекращение правоотношений;
включается в содержание и структуру поднормативного правового
регулирования;
является одной из форм защиты права в судебном порядке (судебный
приказ).
5. Доказывается, что в современных условиях назрела необходимость в
широком понимании публичного управления, осуществляемого в форме
правоприменения. Закономерным признается все более частое обращение
представителей наук конституционного и административного права к идеям
децентрализации управления и концепции юридического лица публичного
права. Отмеченный подход позволяет прийти к заключению, что
общетеоретическое видение правоприменения и правоприменительного
приказа должно быть основано на понятии публичного управления,
включающего в себя государственный, муниципальный и корпоративный (или
локальный) уровни. Одновременно обосновывается необходимость коррекции в
общей теории права круга субъектов уполномоченных осуществлять
правоприменительную деятельность, в том числе и посредством издания
приказа, к числу которых предлагается относить наряду с органами
государственной и муниципальной власти (и их должностными лицами), также
юридических лиц публичного и частного права, органы управления которых
наделены соответствующей управленческой компетенцией
(кратоспособностью).
С учетом этого уточняется объем понятия «правоприменительный
приказ», и в него вводятся наряду с приказами органов государственной и
муниципальной власти также приказы органов управления негосударственных
юридических лиц частного и публичного права. Данный теоретический шаг в
большей степени соответствует сложившейся к настоящему моменту практике
государственного, муниципального и корпоративного управления, позволяет
произвести учет и исследование всей совокупности приказов, обладающих
управленческо-правовой природой и обеспечивающих реализацию полномочий
как государственных, так и негосударственных субъектов
правоприменительной деятельности.
6. Критически оценивается позиция, согласно которой
правоприменительный приказ может иметь форму действия (конклюдентную)
или принимать устную форму в виде веления, за исключением приказов,
отданных в рамках военной службы в определенных условиях (например, в
ходе ведения военных действий). Отдельные вспомогательные управленческие
указания, операции, действия властного характера, имеющие устную или
конклюдентную форму, следует признать в качестве подготовительных,
организационно-тактических средств осуществления управленческой
деятельности, но не в виде самостоятельных правоприменительных приказов.
Последние же представляют собой относительно самостоятельные решения в
рамках управленческой или юрисдикционной деятельности, принятие которых
неслучайно требует документарной, письменной формы и соблюдения целого
ряда процедур в отличие от вспомогательных указаний или конклюдентных
действий уполномоченного должностного лица или органа управления.
7. Аргументируется тезис, согласно которому правоприменительный
приказ занимает особое место в системе правовых актов, что предопределяет
его еще одну характерную черту, а именно, он выступает инструментом
претворения в жизнь важнейших принципов осуществления государственного,
муниципального и локального (корпоративного) управления. В числе таких
общих принципов, учет которых необходим при уяснении юридической
природы приказа, называются: 1) принцип сбалансированного сочетания
коллегиальности и единоначалия в управлении; 2) принцип баланса частных и
публичных интересов в сфере управления.
Первый принцип особенно важен для осуществления
правоприменительной деятельности в форме приказа в системах
государственного и муниципального управления. Второй принцип позволяет
сочетать договорные (диспозитивные) и императивные начала в системах
организации трудовых и служебных отношений в организациях, учреждения и
предприятиях, созданных и функционирующих на основе различных форм
собственности как частной, так и государственной. Примером действия
последнего принципа выступает диалектическое единство
правоприменительного приказа и договора в регулировании трудовых
правоотношений, в организации управления трудом.
8. Обосновывается вывод о том, что сама динамика процесса правового
регулирования детерминирует множественные связи приказов с иными актами
правоприменения в целях достижения итоговой цели действия закона (или
нормативного правового акта). Системное единство субъектов управления в
рамках одной организации или конкретного органа государственной власти, а
также их совокупности в рамках реализации общей функции государства,
порождает соответствующие связи между издаваемыми и принимаемыми
правоприменительными актами, включая и приказы. В итоге в теории права
требуют выделения следующие системные связи правоприменительных
приказов:
– функциональные, предметные и иерархические связи с иными
правоприменительными актами внутри отдельно взятой организации, органа
государственной и муниципальной власти, а также внутри группы таких
субъектов управления, объединенных выполнением общей функции;
– функциональные связи с другими индивидуальными правовыми актами
в рамках процесса накопления сложного фактического состава, имеющими
различную природу (исполнительно-распорядительную и юрисдикционную), а
также характеризующимися различной принадлежностью в отношении
дихотомии «частное право — публичное право».
9. Доказывается, что вопрос о форме внешнего выражения
правоприменительного приказа нуждается в уточнении еще и по причине
широкого внедрения электронных технологий в процесс правоприменительной
деятельности, что влечет за собой широкое использование цифрового образа
приказа как акта-документа. Следовательно, правоприменительный приказ
может облекаться не только в традиционную словесно-письменную форму, но и
иметь вид цифрового (электронного) документа, что отражается на изменении
ряда технико-юридических правил подготовки и издания данного вида актов
правоприменения, а также меняет определенным образом правила его оценки в
качестве доказательства в судопроизводственной деятельности в случаях его
обжалования на предмет законности и обоснованности в купе с нарушением
прав и законных интересов определенных лиц.
10. Устанавливается положение о том, что изданный в порядке
единоначалия правоприменительный приказ обладает следующими
преимуществами:
оперативностью за счет императивных начал обеспечения порядка и
дисциплины на любом уровне управления, включая государственный,
муниципальный и локальный (корпоративный);
персональной ответственностью субъекта, издавшего приказ за
соблюдение требований его законности и обоснованности;
большей скоростью принятия правоприменительного решения, которая
существенно выше в сравнении с коллегиальным порядком вынесения
правоприменительного акта;
возможностью оперативной отмены ошибочно принято решения.
К потенциальным недостаткам приказа как акта применения необходимо
отнести:
увеличение коррупционных рисков при единоначальном принятии
правоприменительного решения;
существенный риск субъективных ошибок в осуществлении управления;
меньшие гарантии в обеспечении согласования интересов других
участников управления в сравнении с коллегиальным порядком вынесения
правоприменительного акта.
Делается вывод, что лишь сбалансированное правоприменение,
сочетающее в себе оба начала (единоначалие и коллегиальность) может
нивелировать потенциальные недостатки правоприменительного приказа и
коллективно принимаемого правоприменительного акта. Дисбаланс в
использовании двух указанных типов актов правоприменения способен
существенно снизить эффективность всего правоприменительного механизма в
системах государственного, муниципального или локального (корпоративного)
управления. В этой связи необходимо руководствоваться идеей о
диалектической взаимосвязи и взаимном «сдерживании» коллегиальных и
единоначальных субъектов публичного управления посредством принятия ими
соответствующих правоприменительных актов. Наиболее оптимальным
способом их связи признается следующий: правоприменительный приказ
принимается на основе предварительно вынесенного коллегиального решения,
либо коллегиально принятое решение воплощается в форме его утверждения
правоприменительным приказом.
11. Предлагается уточненная классификация правоприменительных
приказов по следующим основаниям, имеющим системный характер: по сфере
действия и специфике осуществляемых полномочий субъектами управления;
исходя из содержания государственно-властной деятельности; по
функциональной роли; по уровням и видам субъектов публичного управления;
в зависимости от способов правового регулирования.
Наряду с вышеназванными критериями правоприменительные приказы
дополнительно классифицируются: по кругу лиц, к которым они обращены; по
времени действия (однократного и длительного действия); по юридической
силе; по территориальному действию (федеральные, региональные, местные и
локальные); по предмету действия (административные, трудовые, финансовые
и др.); по особенностям структуры изложения их содержания (по технике
изложения); по форме выражения (в традиционной и электронной форме); по
степени конкретизации применяемой нормы в приказе (содержащие
правоприменительное усмотрение и не содержащие его); по связи с другими
актами применения (первичные и производные) и иным.
12. Обобщая накопленные юридической наукой достижения в области
правоприменительной техники и технологии, представляется возможным
выделение двух содержательных аспектов рассмотрения проблемы
технологического обеспечения подготовки, издания и действия
правоприменительных приказов в виде:
правил (требований), предъявляемых к правоприменительным приказам
как особым актам-документам, которые, в свою очередь, могут быть
подразделены на общие и специальные требования, а также на правила
изложения содержания приказа и правила его оформления;
способов (или средств) их подготовки, оформления, издания, введения в
действия и отмены. К числу средств в работе отнесены и проанализированы
форма правоприменительного приказа, включая его внутреннее
структурирование, официальные реквизиты, а также его состав.
В диссертации представлен детальный анализ указанных двух составных
частей правоприменительной техники и технологии в отношении подготовки,
издания и действия правоприменительных приказов.
13. Доказывается тезис следующего содержания: электронная форма
судебного и иных видов правоприменительных приказов, безусловно, имеет
ряд неоспоримых положительных моментов, но и требует соответствующего
совершенствования правоприменительной техники, включая установление в
законодательстве дополнительных требований к форме, отчасти и к
содержанию приказов. Технология и порядок исправления ошибок в
«электронных» приказах также нуждается в уточнении и новых технологичных
решениях. Особое звучание в современных условиях приобретает проблемная
тенденция по усложнению связей норм права и технико-юридических норм,
регламентирующих порядок подготовки, оформления, издания и введения в
действие правоприменительных приказов в электронном виде. Требует
разрешения на общетеоретическом и специально-юридическом уровнях вопрос
о соотношении технических регламентов и процессуальных норм,
устанавливающих порядок разработки, принятия, оформления, доведения до
сведения и вступления в силу «электронного» судебного приказа.
Нуждаются в уточнении следующие проблемы: пределы вмешательства
технического регулирования в правоприменительный процесс; пределы
перевода правоприменительных актов в электронную форму; обеспечения
гарантий беспрепятственного и равного доступа граждан, общественных
организаций, предпринимателей и иных субъектов к новейшим электронно-
информационным технологиям в ходе их участия в правоприменении.
Одновременно необходимы дополнительная специальная подготовка и
обучение как субъектов правоприменения, так и участников
правоприменительной практики новым электронным техникам и технологиям в
области разработки проектов, оформления, издания, действия и обжалования
«электронных правоприменительных актов», а в особенности приказов,
поскольку последние зачастую существенным образом затрагивают права,
свободы и интересы граждан, общественных организаций и предпринимателей.
Массовый характер издания приказов в электронной форме уже породил
необходимость в должной оптимизации как нормативной основы
правоприменения, так и самой правоприменительной деятельности и
технологии ее осуществления. В диссертации сделан ряд предложений в
данном направлении совершенствования правоприменительной техники.
Научно-теоретическое и практическое значение работы.
Диссертационное исследование выполнено с учетом современных социально-
экономических, политических и иных потребностей российского общества в
дальнейшем развитии и совершенствовании института приказа в
правоприменительной практике. Выявлены насущные тенденции по
качественному изменению и расширению сферы действия
правоприменительного приказа. Сделанные в ходе исследования выводы о
необходимости унификации и специализации содержания и формы
правоприменительных приказов призваны способствовать дополнению,
конкретизации и дальнейшему развитию таких разделов науки теории права и
государства, как: реализация права, применение права, система правовых актов,
юридическая техника.
Одновременно результаты исследования приказа в качестве
специфического акта применения права могут быть востребованы в целом ряде
отраслевых юридических наук при осмыслении его отдельных видов.
Положения диссертации пригодны для использования в ходе преподавания
учебных дисциплин «Теория государства и права», «Юридическая техника»,
«Проблемы теории государства и права».
В рамках правоприменительных техник и практик предлагается ряд мер
по их совершенствованию в связи с внедрением электронной формы приказа и
расширением круга субъектов, уполномоченных на его издание.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические
положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях
кафедры теории государства и права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная
академия права». Соискатель по проблемным аспектам темы принимал участие
в дискуссиях в рамках научно-методологических семинаров, проводимых в
Саратовском филиале Институт государства и права РАН, а также в иных
научных и научно-практических мероприятиях. Наиболее значимые
теоретические выводы и обобщения изложены в научных статьях автора,
опубликованных в различных периодических изданиях, в том числе 8 из них в
журналах, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии при
Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.
Структура диссертации обусловлена избранной проблематикой, целью
и задачами исследования, методологическими подходами и включает в себя
введение, три главы, подразделяемые на пять параграфов, заключение и список
используемой литературы и источников.

В завершение проведенного исследования представляется
целесообразным определить ряд направлений продолжения дальнейшего
исследования обозначенной в названии диссертации темы. При этом думается,
что в настоящей работе нам удалось продвинуться в общетеоретических
изысканиях по вопросам: истории становления приказа как правового феномена
и понятия; понятия приказа как правового акта; дихотомического деления
приказа по содержанию на нормативный и правоприменительный
(индивидуальный); юридической природы и функционального назначения
правоприменительного приказа; научной классификации приказа в качестве
акта правоприменения; техники и технологии правоприменительной
деятельности в форме разработки, издания и действия приказа.
Однако данными проблемными вопросами не исчерпывается вся
тематика приказа в юридической науке. Данный правовой акт носит настолько
массовый характер в правовой жизни российского общества, что просто не
представляется возможным в рамках одного и даже нескольких исследований
выявить все его возможные виды, весь круг порождаемых им последствий и
огромный плат нюансов его воздействия на регулируемые правом
общественные отношения, поскольку они имеют хождение в качестве актов
управления или судебного акта практически во всех основных сферах
жизнедеятельности. При этом год от года сфера действия
правоприменительного приказа только расширяется, как и набор
осуществляемых им функций.
Полагаем важным, еще раз отметить и тот факт, что в последние годы
набирает оборот тенденция по внедрению электронных технологий в
правоприменительную деятельность, что открывает с каждым днем все новые и
новые нюансы, особенности в содержании и форме приказа как акта
правоприменения. Смеем предположить, что дальнейшее развитие цифровых
технологий, включая технологию искусственного интеллекта, повлечет за
собой в будущем еще более существенную трансформацию института приказа
как формы правоприменительной деятельности. Представляется неизбежной
тенденция на увеличение числа технических норм (нормативных предписаний
так называемых «технических регламентов») в области регламентации
правоприменительных отношений, что еще больше осложнит
правоприменительный процесс и с особой остротой поставит вопрос о пределах
технического регулирования всех основных видов правоприменительной
деятельности.
Чрезвычайный интерес в неотдаленном будущем будет представлять и
проблема полного перехода приказного судопроизводства в цифровой формат,
что поставит перед процессуальной юридической наукой новые вопросы в
плане трансформации института доказательств и доказывания, принципов
осуществления судопроизводственной деятельности, пересмотра ряда
параметров формы и содержания судебного приказа.
В плане продолжения дальнейших исследований правоприменительного
приказа полагаем возможным и оправданным выделение следующих его
перспективных направлений:
– дефектности правоприменительного приказа и ее последствий;
– приостановления и отмены правоприменительного приказа ввиду
дефектов его электронной формы;
– сравнительно-правового анализа института правоприменительного
приказа в различных странах романо-германской правовой семьи;
– анализа наиболее типичных ошибок правоприменителя в издании
различных видов правоприменительных приказов;
– специализации и унификации содержания и форм
правоприменительных приказов в различных отраслях правового
регулирования и на различных уровнях публичного управления;
– рассмотрения баланса публичных и частных интересов в системе
правовых актов на примере приказа;
– определения пределов использования приказа в качестве инструмента
правоприменительной деятельности;
– диалектики соотношения и взаимосвязи приказа и договора в качестве
индивидуальных правовых актов и др.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Отличие приказа от иных правовых актов органов исполнительной власти
    В.А. Чернышов // NOMOTHETIKA: Философия.Социология. Право. Белгород: НИУ «БелГУ», Издательский дом «БелГУ», 2Том № № С. 565 – (0,5 п.л.)
    Правовая природа судебного приказа
    В.А.Чернышов // Право. Законодательство. Личность. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО«Саратовская государственная юридическая академия», 2№ 2 (27). С. 26 – (0,44 п.л.).
    Правовая природа приказа как разновидности правовых актов
    В.А. Чернышов // Право в XXI веке: вызовысовременности: сборник тезисов докладов по материалам XI Международнойнаучной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (Саратов, 30 марта2020 г.). Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическаяакадемия», 2С. 26 – (0,25 п.л.)
    Соотношение приказа и распоряжения в системе правовых актов РФ
    В.А. Чернышов // Сборник научных трудов порезультатам V Международного фестиваля саратовской юридической науки / [подобщ. ред. С.А. Белоусова]. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовскаягосударственная юридическая академия», 2С. 386 – (0,25 п.л.)
    Правовая категория «приказ» в исторической ретроспективе
    В.А. Чернышов // сборник по итогам Тамбовские правовыечтения имени Ф.Н. Плевако: Материалы IV Международной научно-практическойконференции. 22-23 мая 2020 года: в 2-х томах. Т. / Отв. ред. В.Ю. Стромов.Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2С. 66 – (0,3 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету