Правовой статус дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием (на примере холдинга «РЖД»)

Чугунова Ксения Юрьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Становление и развитие института дочернего общества
в отечественном законодательстве и правоприменительной практике …. 18
§ 1.1. Дочерние общества в составе предпринимательских объединений …….. 18
§ 1.2. Правовое регулирование создания и деятельности дочерних обществ
акционерных обществ с преобладающим участием государства …………. 36
Глава 2. Общая характеристика правового статуса дочернего общества
акционерного общества с преобладающим участием государства …………. 57
§ 2.1. Понятие и особенности дочернего общества акционерного общества
с преобладающим государственным участием …………………………………… 57
§ 2.2. Корпоративный контроль и корпоративное управление
в дочерних обществах акционерных обществ
с преобладающим участием государства …………………………………………… 80
§ 2.3. Ответственность основного общества с преобладающим участием
государства по обязательствам дочернего общества ………………………… 113
Глава 3. Некоторые особенности дочерних обществ
акционерных обществ с преобладающим участием государства
на примере ОАО «РЖД» ………………………………………………………………………… 138
§ 3.1. Особенности формирования воли дочерних обществ акционерных
обществ с преобладающим государственным участием …………………… 138
§ 3.2. Особенности управления имуществом дочерних обществ
акционерных обществ с преобладающим
государственным участием ……………………………………………………………… 151
Заключение …………………………………………………………………………………………….. 167
Список сокращений ……………………………………………………………………………….. 171
Библиография ………………………………………………………………………………………… 173
Приложения ……………………………………………………………………………………………. 195

Во введении автором раскрывается актуальность выбранной темы с учетом
социально-экономического,доктринального,нормотворческогои
правоприменительного аспекта, новизна, степень научной разработанности темы,
цели и задачи диссертационного исследования, предмет и объект исследования,
теоретическая,методологическаяиэмпирическаяосновадиссертационного
исследования, теоретическая и практическая значимость исследования, степень
достоверности и апробация результатов исследования, обозначаются положения,
выносимые на защиту, и общая структура диссертационного исследования.
Первая глава диссертации «Становление и развитие института дочернего
обществавотечественномзаконодательствеиправоприменительной
практике» включает в себя два параграфа.
В параграфе 1.1. «Дочерние общества в составе предпринимательских
объединений» автор изучает историю развития предпринимательских объединений
в России, рассматривает две основные формы предпринимательских объединений –
простое товарищество и холдинг. Автор уделяет внимание истории создания ОАО
«РЖД» и его дочерних обществ, поскольку именно на примере ОАО «РЖД» в
работеисследуютсяотношениядочерностивакционерныхобществахс
преобладающим государственным участием.
Автор приходит к выводу о двух основных целях, которым может отвечать
создание дочернего общества в составе предпринимательского объединения:
хозяйственно-организационная(производственная)цель–обеспечение
стратегического(конкурентного)преимуществанарынкепосредством
диверсификации производственно-хозяйственной деятельности основного общества
за счет использования дочерних структур; инвестиционная цель – обеспечение
привлечения основным обществом инвестиций за счет продажи пакетов акций
(долей) дочерних обществ. Инвестиционная цель создания дочерних обществ имеет
особое значение для акционерных обществ с преобладающим государственным
участием, которые не имеют права свободного отчуждения собственных акций
(акций основного общества).
Автор приходит к выводу о целесообразности закрепления законодательного
исключения из установленного абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК РФ запрета на создание
акционерного общества хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, для
акционерных обществ со 100 % участием государства в уставном капитале, и
возможности создания такими акционерными обществами дочерних обществ, в
которых оно будет выступать единственным акционером/ участником, что избавит
от необходимости введения в уставные капиталы таких дочерних обществ
номинальногоакционерадляформальногособлюдениятребований
законодательства.
В параграфе 1.2. «Правовое регулирование создания и деятельности
дочернихобществакционерныхобществспреобладающимучастием
государства»авторрассматриваетвопросынормативногорегулирования
отношений дочерности и участия государства в уставных капиталах хозяйственных
обществ в ретроспективе исторического развития и действующего российского
законодательства. Автор, с некоторой долей условности, выделяет три группы
нормативных правовых актов, содержащих нормы, касающиеся создания и
деятельности дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим участием
государства: Конституция Российской Федерации и нормативные правовые акты
общего характера, к которым следует, прежде всего, отнести ГК РФ и Закон об
акционерных обществах; приватизационные нормативные правовые акты, среди
которых самостоятельное место отводится приватизационным актам 90-х годов XX
векаисовременнойсистемеприватизационныхнормативныхактов,
характеризующейся большим количеством подзаконных актов во главе с
Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации
государственного и муниципального имущества»; подзаконные нормативные акты,
касающиеся правового регулирования отношений по управлению федеральной
собственностью.
Автор приходит к выводу одвухформахучастиягосударства в
предпринимательской деятельности, получивших в нашей стране наибольшее
распространение – через унитарные предприятия, и через публичные акционерные
общества с преобладающим участием государства, стоящие во главе крупных
холдингов, построенных по модели союза основного и дочерних обществ.
Автор формирует определение государственного акционерного холдинга, под
которым понимает не имеющее государственной регистрации объединение
юридических лиц, в котором головной компанией (основным обществом) является
акционерное общество с преобладающим участием государства, а участниками –
любые хозяйственные общества, которые находятся под контролем и управлением
основного общества и в отношении которых основное общество обладает правом
определения принимаемых решений.
Вторая глава диссертации «Общая характеристика правового статуса
дочернего общества акционерного общества с преобладающим участием
государства» включает в себя три параграфа.
Впараграфе2.1.«Понятиеиособенностидочернегообщества
акционерногообществаспреобладающимгосударственнымучастием»
рассматривается легальное понятие дочернего общества, содержание и основания
возникновения отношений дочерности, виды корпоративного контроля. Автор
приходит к выводу о необходимости разграничения оснований возникновения
отношений дочерности и признаков дочернего общества, и формирует основной
признак дочернего общества.
Авторвводитпонятияакционерногообществаспреобладающим
государственным участием и дочернего общества акционерного общества с
преобладающим участием государства.
Под акционерным обществом с преобладающим участием государства автор
понимает акционерное общество, в котором Российской Федерации или субъекту
Российской Федерации принадлежит контрольный пакет акций, достаточный для
определения решений общего собрания акционеров по всем вопросам повестки дня
общего собрания, за исключением вопросов, решение по которым в соответствии с
законом или уставом акционерного общества должно приниматься единогласно.
Дочернее общество акционерного общества с преобладающим участием
государства автор определяет как хозяйственное общество, решения которого в силу
преобладающего участия (прямого или косвенного) в уставном капитале может
определять акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит
Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. «Преобладающее
участиевуставномкапитале»и«контрольныйпакетакций»автором
рассматриваются как синонимы, предполагающие владение акциями (долями)
хозяйственного общества в размере, достаточном для определения решений общего
собрания по всем вопросам повестки дня, за исключением вопросов, решение по
которым в соответствии с законом или уставом общества принимается единогласно.
Под косвенным участием в уставном капитале автор понимает участие основного
общества в уставном капитале подконтрольного дочернего общества через участие
основного общества в уставном капитале другого юридического лица – участника
дочернего общества, или цепочку последовательного участия в уставном капитале
нескольких юридических лиц, каждое из которых через взаимное участие в
уставном капитале друг друга обеспечивает основному обществу корпоративный
контроль над дочерним обществом.
Автор определяет следующие особенности правового статуса дочерних
обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием:
прямое или косвенное преобладающее участие основного общества в уставном
капитале дочернего общества как единственное основание вступления акционерного
общества с преобладающим участием государства в отношения дочерности;
специальноенормативноерегулированиедеятельностидочернегообщества
акционерного общества с преобладающим государственным участием; единственная
доступная модель вступления государства в отношения дочерности – «основное
хозяйственное общество – дочернее хозяйственное общество»; возможность
установления законом (и принятыми на основе и во исполнение закона
подзаконными актами) особого порядка отчуждения акций в отношении дочернего
общества акционерного общества с преобладающим государственным участием.
В параграфе 2.2. «Корпоративный контроль и корпоративное управление
в дочерних обществах акционерных обществ с преобладающим участием
государства»рассматриваютсяпонятия«корпоративногоконтроля»и
«корпоративного управления», сформирована авторская позиция относительно
соотношения указанных понятий применительно к акционерным обществам с
преобладающим участием государства и их дочерним обществам.
Автор приходит к выводу о наличии у основного общества в отношениях
дочерности статуса субъекта корпоративного управления. Автор выделяет два
способа участия основного общества в корпоративном управлении дочерним
обществом–непосредственноеучастиевкорпоративномуправлениии
опосредованное участие в корпоративном управлении дочерним обществом.
Непосредственное участие основного общества в корпоративном управлении
дочерним обществом осуществляется при преобладающем участии основного
общества в уставном капитале дочернего общества за счет формирования высшего
органа управления – общего собрания дочернего хозяйственного общества.
Опосредованное участие основного общества в корпоративном управлении
дочернимобществомосуществляется,какправило,привозникновении
корпоративного контроля на основании договора или по иным основаниям, когда
основное общество не представлено в высшем органе управления дочернего
общества – общем собрании, но при этом им создана такая модель корпоративного
управления, при которой решения органов управления дочернего общества
фактически определяются основным обществом.
Автор указывает на возможность основного общества опосредованно
участвоватьвкорпоративномуправлениидочернимобществомвслучае
возникновения отношений дочерности через преобладающее участие в уставном
капитале,вследствиечегоделаетвыводовозможностисочетания
непосредственного и опосредованного корпоративного управления в отношениях
дочерности, возникших через преобладающее участие в уставном капитале.
На примере холдинга «РЖД» автором сформулированы характерные
особенности корпоративного управления дочерними обществами акционерных
обществ с преобладающим государственным участием:
– организация деятельности дочерних обществ на основании разработанного
основным обществом типового устава;
– упорядочивание деятельности дочерних обществ посредством принятия
(утверждения)органамиуправлениядочернегообществаразработанных
материнской компанией типовых форм локальных нормативных актов;
– установление единых стандартов предоставления материалов по вопросам
повестки дня общего собрания акционеров (участников) и заседаний совета
директоров дочернего общества и контроль со стороны основного общества за
составом и содержанием предоставленных материалов;
– необходимость получения обязательного положительного согласования
структурных подразделений (профильных департаментов) основного общества по
отдельным категориям вопросов, выносимых на рассмотрение совета директоров и
общего собрания акционеров (участников) дочернего общества;
– проведение регулярной оценки качества корпоративного управления
дочерними обществами ОАО «РЖД»;
– внедрение системы ключевых показателей эффективности дочернего
общества с предоставлением материнской компании отчетов о достижении/
недостижении обществом ключевых показателей эффективности в отчетном
периоде;
– внедрение в дочерних обществах системы управления рисками и
внутреннего контроля (риск-менеджмент) с предоставлением ежеквартальных
отчетов по «карте рисков» дочернего общества;
– организация деятельности ОАО «РЖД» и дочерних обществ на основе
консолидированногофинансовогоплана,консолидированногобюджетаи
инвестиционной программы холдинга «РЖД».
В параграфе 2.3. «Ответственность основного общества с преобладающим
участием государства по обязательствам дочернего общества» рассмотрены
институты солидарной и субсидиарной ответственности основного общества по
обязательствам дочернего общества через призму доктрины, действующего
законодательства,судебнойиправоприменительнойпрактикикрупнейших
акционерных обществ с государственным участием.
Автором обоснована целесообразность совершенствования действующего
законодательства в части положений об ответственности основного общества по
обязательствам дочернего общества по двум направлениям:
– при рассмотрении вопросов о привлечении основного общества к
субсидиарной ответственности по обязательствам дочернего общества необходимо
установить презумпцию вины основного общества, сформулировав абз. 3 п. 2 ст.
67.3. ГК РФ следующим образом:
«В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине
основногохозяйственноготовариществаилиобществапоследнеенесет
субсидиарную ответственность по его долгам. Бремя доказывания обстоятельств,
свидетельствующих об отсутствии вины основного общества в несостоятельности
(банкротстве) дочернего общества лежит на основном обществе»;
– необходимо предоставить дочернему обществу возможность самостоятельно
обращаться к основному обществу с иском о взыскании причиненных дочернему
обществу убытков, сформулировав п. 3 ст. 67.3. ГК РФ следующим образом:
«Дочернееобщество,егоучастники(акционеры)вправетребовать
возмещения основным хозяйственным товариществом или обществом убытков,
причиненных его действиями или бездействием дочернему обществу (статья 1064)».
Третья глава диссертации «Некоторые особенности дочерних обществ
акционерных обществ с преобладающим участием государства на примере
ОАО «РЖД» включает в себя два параграфа.
Параграф 3.1. «Особенности формирования воли дочерних обществ
акционерных обществ с преобладающим государственным участием» посвящен
рассмотрению категории «воли» и процесса волеобразования применительно к
дочернимобществамакционерныхобществспреобладающимучастием
государства.
На примере холдинга «РЖД» подтверждено наличие у основного общества,
как контролирующего лица, возможности определять решения и иные юридически
значимые действия любых органов дочернего общества (подконтрольного лица),
вытекающей из широкого подхода законодателя к определению дочернего общества
(ст. 67. 3 ГК РФ).
На материалах ОАО «РЖД» автором определено два основных способа
формирования акционерным обществом с преобладающим государственным
участием воли дочернего общества, не нашедших непосредственного закрепления
на законодательном уровне, которые могут иметь общее значение для всех дочерних
обществ акционерных обществ с преобладающим участием государства –
направление профильными департаментами основного общества в адрес дочерних
обществ проектов локальныхнормативныхактов, которые должны быть
утверждены органами управления дочернего общества; выдача поручений на
голосование на общем собрании акционеров и заседании совета директоров
дочернего общества.
Параграф 3.2. «Особенности управления имуществом дочерних обществ
акционерных обществ с преобладающим государственным участием» посвящен
рассмотрению имущественной сферы правоотношений между основным и дочерним
обществом акционерного общества с преобладающим участием государства.
На примере корпоративной практики ОАО «РЖД» автор рассматривает
отдельные аспекты распоряжения имуществом дочерних обществ акционерных
обществ с преобладающим участием государства – распоряжение непрофильными
активами и распоряжение прочим недвижимым и движимым имуществом, и
приходит к выводу об отсутствии у дочерних обществ акционерных обществ с
преобладающимгосударственнымучастиемимущественно-распорядительной
самостоятельности,т.е.самостоятельностивосуществленииполномочий
собственника по распоряжению принадлежащим дочернему обществу имуществом,
поскольку основное общество имеет возможность полностью контролировать
имущественную сферу дочернего общества в отношении недвижимого и движимого
имущества (включая денежные средства).
В заключении автором подводятся итоги проведенного диссертационного
исследования, формулируются его основные выводы.
Основные научные результаты диссертационного исследования отражены в
трех научных статьях общим объемом 1,79 п. л. в журналах, включенных в перечень
рецензируемых изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при
Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, в которых
должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на
соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора
наук.

Актуальность темы диссертационного исследования. Становление
российской экономики имеет сложную и не всегда однозначно трактуемую
историю. Провозгласив в 90-е гг. XX в. неэффективность государственной
собственности и госпредприятий как атавизмов социалистического советского
строя и отказ от государственной собственности в пользу частной собственности
как основы построения современного российского государства и общества в 20-
е гг. XXI в. Россия вошла в статусе страны с колоссальной долей
государственного сектора в экономике1. В отсутствие четко выраженной позиции
органов публичной власти относительно сложившейся ситуации можно
предположить, что государством это явление воспринимается скорее как
негативное, о чем свидетельствуют различные нормативные правовые акты
программного характера. В частности, Правительством Российской Федерации в
качестве одного из способов повышения темпов экономического развития
избрана минимизация участия государства в деятельности коммерческих
компаний конкурентного сектора экономики, с запланированным ежегодным
снижением организаций с государственным участием на 10 % при одновременном
повышении качества управления компаниями с государственным участием за счет
совершенствования механизмов корпоративного управления2.
Сокращение участия государства в уставных капиталах акционерных
обществ в целом идет согласно запланированным значениям, а иногда и
незначительно опережает плановые показатели, что подтверждается
соотношением планируемых и фактических показателей сокращения участия
государства в уставным капиталах хозяйственных обществ. При этом полный
По информации Федеральной антимонопольной службы, уже к 2017 г. доля
государственного сектора в экономике могла превышать 60–70 % (см.: сайт ФАС России. URL:
https://fas.gov.ru/publications/18306 (дата обращения: 20.01.2021)).
Раздел 19 Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации
на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
отказ от участия государства в экономике не декларируется, поскольку он чреват
серьезными негативными последствиями в стратегических и жизненно важных
отраслях экономики и угрожает стабильности государственного и общественного
строя.
Вопрос правового регулирования деятельности дочерних обществ
акционерных обществ с преобладающим участием государства непосредственно
связан с правовым регулированием участия государства в частноправовых
отношениях. Необходимо констатировать, что участие государства в
предпринимательских объединениях, равно как и участие государства в уставных
капиталах хозяйственных обществ, практически не урегулировано. Акционерные
общества с государственным участием и их дочерние общества функционируют
преимущественно в рамках общих положений законодательства, применяемых ко
всем юридическим лицам. При этом правовой статус таких дочерних обществ
имеет ряд особенностей, отличающих их от дочерних обществ иных юридических
лиц. Систематизируя материал диссертационного исследования, такие
особенности можно условно разделить на две группы — особенности,
вытекающие из широкого подхода законодателя к определению дочернего
общества (ст. 67.3 ГК РФ), и особенности, вытекающие из особого статуса
государства как акционера основного общества.
Акционерные общества с преобладающим государственным участием и их
дочерние общества становятся благодатной почвой для изучения правового
статуса дочернего общества в реалиях действующего законодательства — прежде
всего за счет высокого уровня развития корпоративной практики, наличия в
открытом доступе большого количества внутренних документов различного
характера и публично раскрываемой отчетности.
Диссертационное исследование автора проведено, в частности, на
материалах ОАО «РЖД», позиционирующего себя в качестве головной компании
(основного общества) акционерного холдинга, что позволяет всесторонне
рассмотреть проблематику правового статуса дочерних обществ акционерных
обществ с преобладающим государственным участием не только через призму
доктрины и положений действующего законодательства, но с учетом
правоприменительной практики одного из крупнейших отечественных
акционерных обществ со 100 %-м участием государства в уставном капитале.
Социально-экономический аспект. Государство в современных реалиях
стремится быть эффективным собственником, избирая для достижения общего
блага оптимальные формы участия в экономике. Экономисты отмечают, что
практика европейских стран свидетельствует о значительном экономико-
организационном потенциале холдинговой формы организации государственного
предпринимательства3. Преимущество холдинга по модели союза основного и
дочерних обществ оценено и Россией: публичные акционерные общества с
участием государства, стоящие в главе крупных холдингов, в нашей стране
остаются одной из самых популярных форм участия государства в
предпринимательской деятельности. Согласно рейтингу крупнейших по выручке
российских компаний4, в первой десятке находятся девять компаний из различных
сегментов рынка (нефть и газ, банковский сектор, транспорт, торговля),
созданных в организационно-правовой форме акционерного общества, при этом в
уставных капиталах шести из них прямо или косвенно участвует государство и
все они имеют дочерние общества.
Доктринальный аспект. Участие государства в корпоративных
правоотношениях через призму взаимоотношений с дочерним обществом в
доктрине корпоративного права до настоящего времени не исследовалось.
Исследовательский интерес стимулирует отсутствие в научной среде единства
мнений относительно не только понятийного аппарата, но и содержания
отношений зависимости юридических лиц, в том числе отношений дочерности, а
также исчерпывающих доктринальных подходов к участию государства в
корпоративных отношениях и корпоративном управлении. В условиях
ограниченного нормативного регулирования деятельности дочернего общества
Бочаров В. П. Государственная собственность в реальном секторе экономики региона:
концентрация развития и механизм управления : дис. … д-ра эконом. наук. Воронеж, 2005.
С. 90.
РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbc500/ (дата обращения: 04.02.2020).
практикой порождаются различные модели построения отношений между
основным и дочерним обществом, требующие доктринального осмысления в
правовой плоскости — прежде всего с позиции корпоративного управления,
корпоративного контроля и его границ.
Нормотворческий аспект. Лаконичный подход законодателя к
регулированию отношений дочерности порождает широкую компетенцию
основного общества в определении решений дочернего общества, границы
которой законодателем не определены. Широкая дискреция основного общества в
определении решений дочернего общества ставит вопрос об эффективности и
достаточности установленных законодателем для обеспечения баланса интересов
основного и дочернего общества механизмов ответственности основного
общества по обязательствам дочернего общества. Текущее состояние правового
регулирования отношений дочерности характеризуется наличием пробелов и
коллизий (например, коллизии между положениями п. 2 ст. 67.3 ГК РФ5 и п. 3
ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»6
(далее — Закон об акционерных обществах), которые осложняют деятельность
дочернего общества во взаимоотношениях с основным обществом.
Правоприменительный аспект. Явная ограниченность нормативной
правовой базы в части регулирования отношений дочерности и участия
государства в уставных капиталах хозяйственных обществ порождает множество
вопросов на практике при построении отношений между основным обществом с
преобладающим участием государства и его дочерними обществами. Органы
власти, представляющие государство в корпоративных отношениях, менеджеры
акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ, а
также прочие хозяйственные общества частного капитала имеют запрос на поиск
механизмов совершенствования корпоративных практик построения отношений
между основным и дочерним обществом.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ
РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
Степень научной разработанности темы. Исследование правового статуса
дочернего общества акционерного общества с преобладающим государственным
участием невозможно без обращения к категориям государственной (публичной)
собственности, предпринимательских объединений и корпоративного контроля.
Правовому регулированию публичной собственности посвящены, в частности,
работы А. Б. Агапова, В. К. Андреева, Е. А. Суханова. Тематикой
предпринимательских объединений занимались О. В. Белоусов, В. А. Лаптев,
И. С. Шиткина и др. Изучению корпоративного контроля посвящены работы
О. В. Осипенко, Д. И. Степанова, А. О. Шиткина и др. Непосредственно
проблематика взаимоотношений между основным и дочерним обществом
освещена в работах В. Г. Крылова, А. Н. Захарова. Вопросы ответственности
основного общества по обязательствам дочернего затронуты в работах
Е. Е. Богдановой, Д. В. Ломакина, А. Е. Молотникова, Е. А. Храпуновой.
Особенности управления дочерними обществами с экономической точки зрения
освещены в работах Е. С. Дергачевой (на примере нефтегазового комплекса),
Е. А. Ивановской (на примере железнодорожного транспорта), Е. Ю. Радченко (на
примере транспортной отрасли, в том числе ОАО «РЖД») и др.
Целью диссертационного исследования является формирование и
обоснование теории правового статуса дочернего общества акционерного
общества с преобладающим участием государства и его особенностей, имеющей
важное социально-экономическое значение.
Поставленная цель достигается за счет задач, решаемых в рамках
диссертационного исследования:
1) анализ возникновения института дочернего общества в ретроспективе
исторического развития отечественного законодательства и правоприменительной
практики;
2) определение понятия и особенностей дочернего общества акционерного
общества с преобладающим государственным участием;
3) рассмотрение вопросов корпоративного контроля и корпоративного
управления в акционерных холдингах с государственным участием, выстроенных
по традиционной модели союза основного и дочерних обществ;
4) анализ ответственности основного общества с преобладающим участием
государства по обязательствам дочернего общества через призму действующего
законодательства и правоприменительной практики;
5) изучение волеобразования дочерних обществ акционерных обществ с
преобладающим государственным участием;
6) рассмотрение имущественной сферы взаимоотношений между
основным и дочерними обществами акционерных обществ с преобладающим
государственным участием.
Объектом диссертационного исследования являются общественные
отношения, складывающиеся между акционерным обществом с преобладающим
государственным участием и его дочерними обществами, в том числе в
имущественной сфере, в процессе корпоративного управления и формирования
основным обществом воли дочернего общества, а также при привлечении
основного общества к ответственности по обязательствам дочернего общества.
Предметом диссертационного исследования является доктрина,
действующее законодательство, внутренние документы акционерных обществ с
преобладающим государственным участием, правоприменительная судебная
практика относительно категории дочернего общества, правовых конструкций
корпоративного контроля и корпоративного управления, ответственности
основного общества по обязательствам дочернего общества, имущественной
сферы взаимоотношений основного и дочернего общества.
Теоретическую основу исследования составляют доктринальные подходы,
изложенные в трудах В. К. Андреева, М. М. Вильдановой, А. В. Габова,
И. В. Григораша, А. С. Гутина, Д. В. Давыдова, В. В. Долинской, Е. К. Зотовой,
Е. А. Суханова, А. В. Иванюк, Н. А. Кашина, А. А. Кескинова, М. В. Лаврова,
В. В. Лаптева, В. А. Лаптева, С. И. Мармазовой, О. А. Олейниковой, К. Я. Портной,
Т. С. Раевской, С. В. Сарбаша, И. В Филимоновой, И. С. Шиткиной и др.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные
формально-логические методы познания, такие как анализ (анализ положений
законодательства, судебной практики, локальных актов), синтез (при
формулировании выводов и заключения), индукция (при переходе от общего
понятия и признаков дочернего общества к понятию и особенностям дочернего
общества акционерного общества с преобладающим участием государства),
дедукция (при определении способов формирования основным обществом воли
дочернего общества на материалах холдинга «РЖД»), общенаучный
исторический метод (при исследовании исторического развития
законодательства), а также частноправовые методы — сравнительно-правовой
метод (при сравнении уставов различных акционерных обществ с
преобладающим участием государства) и метод правового моделирования (при
формировании определения дочернего общества акционерного общества с
преобладающим участием государства).
Нормативную правовую основу исследования составляет Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской
Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации,
международные стандарты, ведомственные нормативные акты.
Эмпирическую основу исследования составляют материалы толкования
правовых норм Конституционным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ,
Верховным Судом РФ, статистические данные, приведенные в отчете
Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.08.2020 о
результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики
формирования и реализации в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года
дивидендной политики при осуществлении от имени Российской Федерации прав
акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных
(складочных) капиталах которых находятся в федеральной собственности, и
полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных
предприятий при определении направлений распределения прибыли, остающейся
после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных
государственных унитарных предприятий»7, данные информационной системы
СПАРК, информация средств массовой информации, материалы сети Интернет.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые
сформирована и обоснована научная теория правового статуса дочернего
общества акционерного общества с преобладающим участием государства и его
особенностей. В рамках указанной теории:
— предложено понятие дочернего общества акционерного общества с
преобладающим участием государства, выявлен единственный способ вступления
акционерного общества с преобладающим участием государства в отношения
дочерности;
— определен единственный признак дочернего общества акционерного
общества с преобладающим участием государства;
— сформулированы особенности правового статуса дочернего общества
акционерного общества с преобладающим участием государства, выделяющие
такие дочерние общества среди прочих дочерних хозяйственных обществ;
— предложены понятия «корпоративный контроль» и «корпоративное
управление» применительно к отношениям дочерности, определено соотношение
корпоративного контроля и корпоративного управления в дочерних обществах;
— доказано наличие у основного общества статуса субъекта
корпоративного управления, определены способы участия основного общества в
корпоративном управлении;
— предложены и обоснованы изменения законодательства в части
установления презумпции вины основного общества и перераспределения
бремени доказывания по спорам о привлечении основного общества к солидарной
и субсидиарной ответственности по обязательствам дочернего общества, а также
расширения круга лиц, которые могут обращаться в суд с иском о взыскании
причиненных дочернему обществу убытков;
Сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL:
https://ach.gov.ru/upload/iblock/24d/24d8a89f66dca56b176d7040f2780a5d.pdf (дата обращения:
12.05.2021).
— определены способы формирования основным обществом с
преобладающим участием государства воли дочерних обществ, которые
отсутствуют у дочерних хозяйственных обществ частного капитала;
— доказано отсутствие у дочернего общества акционерного общества с
преобладающим участием государства имущественно-распорядительной
самостоятельности.
Новизна сформулированных автором теоретических выводов представлена
в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Предложено определение дочернего общества акционерного общества с
преобладающим участием государства. Дочернее общество акционерного
общества с преобладающим участием государства — хозяйственное общество,
решения которого в силу преобладающего участия (прямого или косвенного) в
уставном капитале может определять акционерное общество, контрольный пакет
акций которого принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской
Федерации.
2. Установлены основные особенности правового статуса дочернего
общества акционерного общества с преобладающим участием государства:
— единственным основанием вступления акционерного общества с
преобладающим участием государства в отношения дочерности является прямое
или косвенное преобладающее участие основного общества в уставном капитале
дочернего общества;
— дочернее общество акционерного общества с преобладающим
государственным участием подпадает под специальное нормативное
регулирование;
— государство может вступать в отношения дочерности только по модели
«основное хозяйственное общество — дочернее хозяйственное общество»;
— в отношении дочернего общества акционерного общества с
преобладающим государственным участием законом (и принятыми на основе и во
исполнение закона подзаконными актами) может быть установлен особый
порядок отчуждения акций.
3. Доказано, что следует разграничивать признаки дочернего общества и
основания возникновения отношений дочерности.
Единственным признаком дочернего общества акционерного общества с
преобладающим государственным участием признано нахождение дочернего
общества под корпоративным контролем акционерного общества, контрольный
пакет акций которого принадлежит Российской Федерации или субъекту
Российской Федерации.
Основанием возникновения отношений дочерности применительно к
дочернему обществу акционерного общества с преобладающим участием
государства является преобладающее участие (прямое или косвенное) основного
общества в уставном капитале дочернего общества.
Прямое преобладающее участие в уставном капитале предполагает
владение основным обществом количеством акций (долей) дочернего
хозяйственного общества в размере, достаточном для определения решений
общего собрания по всем вопросам повестки дня, за исключением вопросов,
решение по которым в соответствии с законом или уставом дочернего общества
принимается единогласно.
Косвенное преобладающее участие в уставном капитале предполагает
участие основного общества в уставном капитале дочернего общества через
участие основного общества в уставном капитале другого юридического лица —
участника дочернего общества или через цепочку последовательного участия в
уставном капитале нескольких юридических лиц, каждое из которых через
взаимное участие в уставном капитале друг друга обеспечивает основному
обществу корпоративный контроль над дочерним обществом.
4. Предложено определение корпоративного контроля как субъективной
юридической или фактической возможности основного общества определять
решения и иные юридически значимые действия дочернего общества,
реализуемой во внешнем мире для самого дочернего общества и третьих лиц
через корпоративное управление.
Доказано, что в дочерних обществах акционерных обществ с
преобладающим участием государства корпоративный контроль представляет
собой возможность основного общества определять решения и иные юридически
значимые действия любых органов управления подконтрольного дочернего
общества.
5. Определено соотношение корпоративного контроля и корпоративного
управления в дочернем обществе: корпоративный контроль в отношении
дочернего общества реализуется через корпоративное управление,
представляющее собой систему взаимоотношений между исполнительными
органами дочернего общества, его советом директоров, акционерами
(участниками) и другими заинтересованными сторонами, функционирование
которой направлено на обеспечение принятия решений органами управления
дочернего общества.
Обосновано наличие у основного общества статуса субъекта
корпоративного управления.
6. Определено два варианта участия основного общества в корпоративном
управлении дочерним обществом:
— непосредственное участие в корпоративном управлении осуществляется
за счет формирования высшего органа управления — общего собрания дочернего
хозяйственного общества, оно возникает исключительно при преобладающем
участии основного общества в уставном капитале дочернего общества;
— опосредованное участие в корпоративном управлении осуществляется
преимущественно при возникновении корпоративного контроля на основании
договора или по иным основаниям, когда основное общество не представлено в
высшем органе управления дочернего общества, но при этом им создана такая
модель корпоративного управления, при которой решения органов управления
дочернего общества фактически определяются основным обществом, но может
иметь место и в случаях возникновения отношений дочерности через
преобладающее участие в уставном капитале, когда опосредованное
корпоративное управление выступает вспомогательным по отношению к
непосредственному корпоративному управлению.
Сделан вывод о возможности сочетания непосредственного и
опосредованного корпоративного управления только в отношениях дочерности,
возникающих на основании преобладающего участия в уставном капитале.
7. Доказано, что корпоративное управление в дочерних обществах
акционерных обществ с преобладающим государственным участием строится по
принципу жесткой централизации на уровне основного общества с
использованием следующих механизмов:
— разработка основным обществом типового устава для всех дочерних
обществ;
— разработка основным обществом обязательных к утверждению
(принятию) всеми дочерними обществами типовых форм локальных актов;
— установление основным обществом для всех дочерних обществ единых
стандартов представления материалов по вопросам повестки дня общих собраний
акционеров (участников) и заседаний совета директоров;
— необходимость получения обязательного положительного согласования
структурных подразделений основного общества по отдельным категориям
вопросов, выносимых на рассмотрение совета директоров и общего собрания
акционеров (участников) дочернего общества;
— внедрение системы ключевых показателей эффективности дочернего
общества;
— внедрение в дочерних обществах системы управления рисками и
внутреннего контроля (риск-менеджмент);
— организация деятельности основного общества и дочерних обществ на
основе консолидированного финансового плана, консолидированного бюджета и
инвестиционной программы.
8. Обоснована целесообразность совершенствования механизма
привлечения основного общества к солидарной и субсидиарной ответственности
по обязательствам дочернего общества в целях установления справедливого
баланса интересов основного и дочернего общества и укрепления позиции
подконтрольного дочернего общества как наиболее слабой стороны отношений
дочерности по двум направлениям:
— при рассмотрении вопросов о привлечении основного общества к
солидарной и субсидиарной ответственности по обязательствам дочернего
общества предложено установить презумпцию вины основного общества, если
основным обществом не доказано иное;
— целесообразно предоставить дочернему обществу возможность
самостоятельно обращаться к основному обществу с иском о взыскании
причиненных дочернему обществу убытков.
9. На материалах ОАО «РЖД» выявлено два основных способа
формирования основным обществом с преобладающим участием государства
воли дочерних обществ, не нашедшие отражения в действующем
законодательстве, которые, основываясь на методе репрезентативной выборки,
могут быть распространены на все дочерние общества акционерных обществ с
преобладающим участием государства:
— направление в адрес дочерних обществ унифицированных проектов
локальных нормативных актов, которые должны быть утверждены органами
управления дочернего общества;
— выдача поручений на голосование на общем собрании акционеров и
заседании совета директоров дочернего общества.
10. У дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим
государственным участием отсутствует имущественно-распорядительная
самостоятельность, т.е. самостоятельность в осуществлении полномочий
собственника по распоряжению принадлежащим дочернему обществу
имуществом, о чем свидетельствует возможность основного общества полностью
контролировать имущественную сферу дочернего общества в части недвижимого
и движимого имущества (включая денежные средства).
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в
развитии науки предпринимательского и корпоративного права за счет
установления правового статуса дочернего общества акционерного общества с
преобладающим участием государства, теоретическом переосмыслении участия
государства в предпринимательских и корпоративных отношениях с
использованием модели акционерного общества с преобладающим участием
государства в уставном капитале и его дочерних обществ.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в
возможности использования полученных результатов в законотворческой
деятельности при реформировании гражданского и корпоративного
законодательства (в частности, автором предложены изменения в п. 2–3 ст. 67.3
ГК РФ), в правоприменении, в том числе при осуществлении судопроизводства, в
деятельности акционерных обществ с участием государства и их дочерних
обществ, в деятельности дочерних обществ прочих юридических лиц частного
капитала, а также в образовательной и научно-исследовательской юридической
деятельности. Результаты диссертационного исследования могут быть
использованы в будущих научных работах как по корпоративному, так и по
гражданскому праву при изучении общественных отношений между основным и
дочерним обществом.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Степень
достоверности исследования подтверждается методологией исследования,
проведенным анализом корпоративной доктрины, законодательства (как
действующего, так и в исторической ретроспективе), правоприменительной
судебной практики и внутренних документов холдинга «РЖД». Личное участие
автора в получении результатов диссертационного исследования заключается в
самостоятельном критическом анализе исследуемых нормативных,
правоприменительных и доктринальных источников, апробации полученных
результатов исследования в ходе выступлений на российских и международных
научно-практических конференциях, симпозиумах, в том числе: IV-ой
международной научно-практической конференции «Современные проблемы
социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика»
(г. Тихорецк, Краснодарский край, 18 октября 2019 г.); III-ей Международной
научно-практической конференции ИГП РАН «Проблемы развития и
перспективы предпринимательского права в современных экономических
условиях» (г. Москва, 15 декабря 2020 г.), симпозиуме «Современные проблемы
развития предпринимательского и корпоративного права XXI века в России и за
рубежом» (г. Москва, 21 и 22 апреля 2021 г.), всероссийской научно-практической
конференции «Экономическая безопасность и цифровой суверенитет России»
(г. Москва, 8 апреля 2021 г.).
Научные результаты диссертационного исследования отражены в трех
научных публикациях автора, опубликованных в рецензируемых научных
изданиях, включенных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
науки и высшего образования Российской Федерации в перечень рецензируемых
научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на
соискание ученой степени доктора наук.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету