праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода
Заключение
В заключении подведены общие итоги, изложены основные результаты и выводы исследования, намечены перспективные направления дальнейшей проработки проблематики феномена праздника в культуре.
Введение
Актуальность проблематики исследования
Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.
Положение праздника в современной культуре неоднозначно. Происходит тотальная бытийная экспансия «праздничного» (атрибутивные свойства праздника) в мир повседневности, в результате чего праздник как форма эмоционально-символической деятельности теряет специфику своей самодостаточности в культуре. При этом сущностные характеристики праздника иногда приписываются современной культуре в целом. Ф. Мюрэ провозглашает ее «гиперфестивной эрой», а Р. Генон характеризует как эпоху «непрерывного и зловещего карнавала». Эта ситуация увязывает проблему определения границ праздника в культуре с проблемой его сущностной специфики и качественной определенности.
Феномен праздника неоднократно привлекал внимание историков культуры, этнографов, культурантропологов и философов культуры. Однако каждого исследователя этот объект интересовал в определенном аспекте. Поэтому предмет анализа, сущностные характеристики, классификации и дефиниции праздника нередко оказывались различными. Да и в обыденном словоупотреблении праздник фигурирует то как обряд, то как памятная дата, состояние души, традиция, развлечение, атрибут современной культуры…Неужели при всем богатстве «великого и могучего» русского языка нам не хватило ресурсов, дабы обозначить столь разные явления особыми словами? А может наоборот, язык способен за различием форм узреть сущностное свойство праздника? Как бы то ни было, для теории праздника (области гуманитарного междисциплинарного знания, предметом исследовательского интереса которой является концепт праздника) проблема современного «размывания» границ повседневного и праздничного, утрата функциональной специфики и отсутствие четкой дефиниции праздника служат сигналом к дальнейшей рефлексии сущности этого феномена культуры.
Концептуализация понятия «праздник» становится возможной в рамках философско-культурологического дискурса. Здесь исследователь наряду с анализом историко-этнографического разнообразия модусов праздника в культуре может строить и его универсальную модель, определяя праздник как таковой.
Таким образом, в свете проблемы установления границ и сущностной характеристики праздника как феномена культуры его концептуальное моделирование в философско-культурологическом аспекте предстает актуальной и перспективной теоретической задачей.
Степень разработанности проблемы
Как и всякая теория, теория праздника формировала свое проблемное поле по мере того, как в гуманитарной науке накапливался эмпирический материал по этнографическим, историческим, культурантропологическим аспектам праздника.
Праздник как многомерный феномен культуры в своем становлении и развитии тесно переплетен с такими культурными формами как ритуал и миф, поэтому для разработки проблемы генезиса и структурной специфики праздника оказались весьма значимыми работы К. Леви-Стросса, Л. Леви- Брюля, Д. Фрезера, А. Геннепа, О.М. Фрейденберг, В.Я. Проппа, Л.А. Абрамяна, А.К. Байбурина, М. Евзлина. З. Фрейд, К. Юнг, Ю.М. Бородай обозначали проблематику праздника в психоаналитическом ключе и выступили в исследовании ключевыми фигурами при обосновании компенсаторной функции праздника.
Игровая природа праздника была актуализирована Й . Хейзингой и получила свою дальнейшую интерпретацию в работах А.И. Мазаева, Т.А. Апинян, С.П. Гурина, ставших для нас теоретической поддержкой при анализе специфики праздника-игры.
Проблема функциональной и семантической специфики смеха в празднике рассматривалась на основе многочисленных исследований смеховой культуры (М.М. Бахтин, П. Берк, А.Я. Гуревич, Д.С. Лихачев, В.П. Даркевич, Н.А. Хренов), смехового начала в магической обрядности (Д. Фрезер, О.М. Фрейденберг, В.Я. Пропп, С.А. Токарев, Л.А. Абрамян), природы смеха (А. Бергсон, Л.В. Карасев, В.В. Назинцев и др.).
Темпоральная специфика праздника осмыслялась на основе работ А.Ф . Лосева, М. Элиаде, О.Р. Бородина.
Проблемное поле собственно теории праздника впервые обозначил М.М. Бахтин (конец 30-х гг. XX в.). Анализируя смеховую средневековую культуру в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», он вышел на проблему концептуализации понятия «праздник» и сформулировал фундаментальные положения теории праздника, которые до сих пор остаются весьма значимыми для исследователей.
Праздник стал предметом специального теоретического анализа в работах
таких зарубежных исследователей как Х. Кокс, Р. Кайуа, Р. Генон,
Г.- Г. Гадамер, К. Жигульский, а также в работах отечественных авторов –
А. И. Мазаева и Н. А. Хренова. Эти труды оказались значимыми для нас в различных аспектах концептуализации и моделирования праздника как феномена культуры.
Особо хотелось бы отметить заслуги А.И. Мазаева, который рассматривал сущностные характеристики праздника сквозь призму категорий «праздничное время», «праздничное пространство», «праздничная свобода» и «праздничное мироощущение». Последние две категории стали опорными для анализа феноменальности праздника.
Обозначенные исследования послужили теоретическим фундаментом при постановке проблемы и задач диссертационного исследования.
Однако при всем многообразии подходов к изучению феномена праздника до сих пор отсутствуют работы, в которых была бы представлена его универсальная и целостная концепция. Устранить этот «пробел» в теории праздника не удавалось, на наш взгляд, по причине проблем методологического характера.
Вместе с тем, праздник как сложный системный объект требует поиска релевантной его многомерному бытию методологии. В этой связи анализ системных параметров (структура и функции) праздника явно недостаточен для выявления его сущностных качеств как исторически развивающейся и событийно становящейся системы. Праздник относится к тем типам систем, организация которых предполагает творческое и эмоционально-оценочное участие человека, и потому не сводим без остатка к составу (совокупности элементов) и структуре (отношение между элементами). Праздник существует в культуре системно-событийным образом (В.Н. Сагатовский), как целостность, т.е. как такое единство элементов системы, гармоничное функционирование которой определяют не только заданные внешние условия и ее организация, но и отношение человека к их содержанию. Это отношение не поддается формализации, его эмоционально-эстетическое выражение всегда индивидуально окрашено, однако именно оно обуславливает целостность праздника как смыслового континуума. В этой связи релевантным для концептуализации праздника представляется целостный подход, который не сводит предмет исследования к системно¬структурному анализу, но и обращает внимание на его гуманитарно¬аксиологическую составляющую.
Методология целостного подхода получила свое обоснование в работах С.Л. Франка, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, П.С. Гуревича, В.М. Видгофа.
В рамках целостного подхода моделирование праздника как феномена культуры предполагает обнаружение меры, задающей его системную целостность. Мера целостности определяет границы, в которых сохраняются сущностные интегральные качества праздника как системы, а также обеспечивает ее структурную гармонию, эффективное функционирование в культуре, историческое развитие, смыслосообразность в жизни общества и индивида.
В качестве «рабочего» предлагается следующее определение праздника: это особый вид игровой деятельности человека (характеризующийся цикличностью, привязанностью к определенным временным отрезкам и собственной темпоральностью), посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения.
Объект исследования – праздник как феномен культуры.
Предмет исследования – целостность праздника как феномена культуры. Представленный как целостность феномен праздника не сводится нами к
системно-структурным параметрам, но содержит неформализуемое
гуманитарно-аксиологическое ядро.
Цели и задачи исследования
Целью диссертационной работы является определение меры целостности праздника как феномена культуры.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1) прояснить антропологические предпосылки генезиса праздника как феномена культуры и его основания как формы эмоционально-символического выражения и моделирования человеком (обществом) его эстетического отношения к миру;
2) описать структурную организацию праздника как феномена культуры;
3) охарактеризовать меру целостности праздника как феномена культуры;
4) рассмотреть сущностные характеристики праздничного мироощущения, осмысляя его как критерий обретаемой гармонии мирочеловеческих отношений;
5) определить релевантность целостного подхода для исследования праздника как многомерного феномена культуры.
Литература
1. Гужова И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Философия и культурология). – 2006. – Вып. 7 (58). – С. 92 – 95.
2. Гужова И.В. Роль праздника в конституировании времени культуры // Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования. Избранные научные труды по материалам Всероссийского гуманитарного форума (с международным участием)
«Сибирские Афины» (23 – 25 мая 2006 г.). – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2006. – С. 32 – 35.
3. Гужова И.В. Праздник в контексте деятельностно-аксиологического
подхода // Наука. Технология. Инновации: Материалы Всероссийской
научной конференции молодых ученых: В 7 ч. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. госуд. техн. ун-та, 2006. – Ч. 6. – С. 69 – 71.
4. Гужова И.В. Искусство и праздник как типы эстетической рефлексии культуры // Этюды культуры: Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов Института искусств и культуры ТГУ, Томск, 21 апреля 2005 г. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – С. 51 – 55.
5. Гужова И. В. Моделирование хаоса в празднике как механизм саморегуляции культуры // Дефиниции культуры: Сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. – Томск: Изд- во Том. гос. ун-та, 2004. – С.54 – 55.
6. Гужова И.В. Роль образовательных учреждений в становлении
целостности праздничной культуры России // IV всероссийская ежегодная научно-практическая конференция «Художественное
образование в российской провинции в XXI веке»: Сборник докладов и материалов. – Томск: Издательство ТОИПКРИКТ, 2004. – С.120 – 124.
7. Гужова И. В. Праздник как средство нравственного и художественно-эстетического воспитания личности // Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы): Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Томск, 3 – 5 декабря 2002 г. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – С.49 – 51.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!