Принцип разделения и взаимодействия властей в системе российского конституционализма
Введение ……………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты принципа
разделения и взаимодействия властей в конституционной юриспруденции 17
1.1. Научные подходы к пониманию природы принципа разделения
и взаимодействия властей …………………………………………………….. 17
1.2. Влияние учения о разделении властей на формирование
современной доктрины конституционализма ……………………………….. 31
1.3. Формирование и развитие моделей разделения властей в
системе отечественного и современного конституционализма …………… 41
Глава 2. Процесс конституционализации принципа разделения
властей и его отражение в статусе федеральных органов государственной
власти …………………………………………………………………………… 57
2.1. Проблема конституционализации принципа разделения властей
через призму конституционной аксиологии и конституционной
телеологии ………………………………………………………………………. 57
2.2. Конституционализация статуса Президента Российской
Федерации ……………………………………………………………………… 73
2.3. Конституционализация законодательной власти в российской
системе разделения властей ……………………………………………………. 91
2.4. Конституционализация статуса федерального правительства ….. 115
Глава 3. Проблемы конституционализации и практики
осуществления механизма «сдержек и противовесов» в контексте
конституционной реформы 2020 г. …………………………………………………… 130
3.1. Формы взаимодействия Президента Российской Федерации и
Федерального Собрания при осуществлении государственной власти ……. 130
3.2. Конституционная модель взаимоотношений Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации …………. 157
3.3. Основные направления взаимодействия Федерального Собрания
и Правительства Российской Федерации …………………..………………… 173
Заключение ……………………………………………………………… 190
Библиографический список ……………………………………………. 206
Приложение 1. Проект закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации «О досрочном прекращении
полномочий Президента Российской Федерации и временном исполнении
его обязанностей» …………………………………………………………… 234
Приложение 2. Проект закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации «Об отставке Правительства
Российской Федерации» ………………………………………………………. 243
Приложение 3. Проект Федерального конституционного закона «О
внесении изменения в статью 7 Федерального конституционного закона
«О Правительстве Российской Федерации» …………………………………. 252
Во введении обосновывается актуальность и анализируется
состояние и степень научной разработанности темы исследования,
ставится цель и задачи, определяются его объект и предмет, раскрываются
методологическая, нормативная и эмпирическая база исследования,
научная новизна диссертации и положения, выносимые на защиту,
показываетсятеоретическаяипрактическаязначимостьработы,
приводятся сведения об апробации результатов и структуре исследования.
В главе 1 «Теоретические и исторические аспекты принципа
разделенияивзаимодействиявластейвконституционной
юриспруденции» проведен анализ подходов к пониманию природы
принципа разделения и взаимодействия властей, а также исследован
генезис учения о разделении властей, его влияние на доктрину
современного конституционализма, раскрыты основные этапы развития
отечественных моделей разделения властей.
В параграфе 1.1. «Научные подходы к пониманию природы
принципа разделения и взаимодействия властей» рассматриваются
научные подходы к природе принципа разделения и взаимодействия
властей.
В доктрине отсутствует единый взгляд на понимание сущности
принципа разделения властей. Можно выделить три основных научных
подхода.Первыйподходвобобщенномвидеможносвестик
распределению государственных функций между различными органами
государственной власти и их независимость друг от друга, а также
возможностьорганампротивопоставитьсвоюточкузрения,
воспрепятствовать приведению в исполнение решение другого органа без
правазаменыегосвоимрешением.Второйподходсвязанс
представлением о суверенности каждой ветви власти. Он предполагает,
что разделение властей – это не только разделение компетенции, но и
наличие особой природы каждой из властей. Данный подход восходит к
Новому времени, к Ш.Л. Монтескье, однако корнями уходит к теории о
смешении форм правления античного мыслителя Полибия. Третий подход
связансотрицаниемразделениявластейидопущениемтолько
технического «разделения труда» между государственными органами.
Единство, взаимодействие и равновесие ветвей государственной
власти обеспечивается системой «сдержек и противовесов». На основе
анализа «сдержек и противовесов» выделяют «жесткую», «гибкую» и
«смешанную» модели разделения властей. Особый конституционный
статус президентов в смешенных республиках, и в так называемых
республиках с «суперпрезидентской» формой правления порождает
институт «координирующей» или «арбитражной» власти, то есть власти
президента,существующейнарядусклассическойтриадой
властей. Президентская власть занимает особое место в системе органов
государственнойвласти,невходитнепосредственнонив
законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную ветви власти, но
обладает целым рядом существенных полномочий в каждой из них.
В параграфе 1.2. «Влияние учения о разделении властей на
формированиесовременнойдоктрины
конституционализма»отмечается, что конституционализация разделения
властейинициировалапроцесспереходаксовременному
демократическому конституционализму, поскольку означало ограничение
прерогатив главы государства, появление и расширение полномочий
органов народного представительства. При этом принцип разделения
властей обогатил конституционализм идеей ограниченного правления, в
томчислеотполновластиянарода.Доктринасовременного
конституционализма связана с демократическим типом легитимации
государственной власти, однако народный суверенитет в демократическом
конституционном государстве сбалансирован разделением властей, что
являетсяособенностьюсовременногоконституционализма.Воля
большинстванедолжнапосягатьнаиндивидуальнуюсвободу,
соответственно рассосредоточение власти между различными органами
призвано обеспечить безопасность личности, ограничить суверена.
Современнаяконституциядолжнасодержатьправовыегарантии
ограничениягосударственнойвласти.Вкачестветакихгарантий
выступает разделение властей, «работающее» на защиту свободы и прав
человека. Кроме того, учение о разделении властей способствовало
реализации таких элементов современного конституционализма как
верховенствоконституции,верховенствоправовогозаконаиего
отграничение от подзаконного акта.
Параграф 1.3. «Формирование и развитие моделей разделения
властейвсистемеотечественногоисовременного
конституционализма» посвящен исследованию генезиса разделения
властей в России.
Идея о разделении властей в отечественной политической и правовой
мысли возникла задолго до появления конституции как юридического акта,
чтобылоотраженовразличныхконституционныхпроектах.
Существенной вехой в отечественной истории принципа разделения
властей стала его конституционализация и функционирование высших
органов власти на основе данного принципа в период 1905-1917 гг., что
связано с появлением Основных государственных законов 1906 года.
Февральская революция продолжила это направление государственного
развития,котороебылопрерваноОктябрьскойреволюцией.
Конституционное строительство советской власти основывалось на отказе
от разделения властей как принципа организации власти и связано с идеей
о концентрации власти в советах как органах диктатуры пролетариата, а
затем как органах всех трудящихся. Следующий период: 1985-1993 года,
характерным для него является не только формально-юридическое
закрепление (в Конституции и других нормативных правовых актах)
принципа разделения властей, но и начало его реального воплощения в
жизнь, чему способствовало учреждение института президентства и
образованиеКонституционногоСуда.Данномупериодуприсущи
непоследовательностьипротиворечивость,посколькуприсущие
разделению властей элементы системы «сдержек и противовесов»
действовали не в полной мере, наряду с принципом разделения властей
представительные органы продолжали именоваться высшими органами
государственной власти, а множественные конституционные поправки,
принятыезаконодательнойвластью,создавалинетипичные модели
республиканской формы правления, приводили к дисбалансу и конфликту
ветвей власти. Следующий этап развития принципа разделения начинается
с 1993 года, в связи с принятием новой Конституции РФ, которая
провозглашает принцип разделения властей в качестве одной из основ
конституционного строя страны. Началом нового этапа развития принципа
разделенияивзаимодействиявластейявляютсяпрезидентские
конституционные поправки 2020 года.
В главе 2. «Процесс конституционализации принципа разделения
властейиегоотражениевстатусефедеральныхорганов
государственной власти» рассмотрена проблема конституционализации
принципа разделения властей через призму конституционной аксиологии и
конституционнойтелеологии,атакжепроанализирована
конституционализация статуса Президента РФ, Федерального Собрания и
Правительства РФ.
В параграфе 2.1. Проблема конституционализации принципа
разделения властей через призму конституционной аксиологии и
конституционнойтелеологии»показано,чтостабильность
конституционногострояизащитаконституционныхценностейв
Российской Федерации обеспечивается за счет перевеса в сторону
президентской власти, а не за счет разделения властей. Такой дисбаланс не
способствует развитию политической конкуренции и реформированию
политической системы с акцентом на усиление институтов. Нормативная
конституционализация разделения властей в РФ осложнялась «победным»
характером Конституции РФ 1993 года, заложившим основу для
дисбаланса властного каркаса в пользу института главы государства. В
процессе судебно-интерпретационной конституционализации разделения
властейпредпочтениетакжеотдавалосьпрезидентскойвласти.
Центральное положение президента в системе власти делает актуальным
конституционную ценность обеспечения преемственности поста главы
государства,что,внастоящеевремя,неполучилоразвитияв
конституционноммеханизме.Анализпрактикипоказывает,что
референдум может выступать средством трансформации от демократии к
авторитаризму и упразднению разделения властей. Общероссийское
голосование по поправкам к Конституции РФ 2020 года также
способствуетпроявлениюплебисцитарнойдемократии,поскольку
проводилось, во-первых, по решению Президента РФ, во-вторых, по всем
поправкам в целом, без возможности отдельного голосования, в-третьих,
рассматривалоськаквотумдоверияглавегосударстваиего
конституционно-правовой политике. При этом в отличие от решения
референдума с постановляющей силой, общероссийское голосование
можно рассматривать как особый тип конституционной мобилизации с
использованием форм делиберативной демократии, поскольку сами
конституционныеположениясвязываютвступлениевсилу
конституционныхпоправоксиходобрениемрегиональными
парламентами, а не волеизъявлением народа.
В параграфе 2.2. «Конституционализация статуса Президента
Российской Федерации»рассмотрены основные подходы к определению
места Президента РФ в системе государственной власти, проанализирован
процесс конституционализации функций и полномочий главы государства.
В научной литературе традиционно существует два основных взгляда
на место Президента РФ в системе разделения властей. Согласно первому,
Президент РФ не относится ни к одной из трех, предусмотренных в
Конституции РФ, ветвей власти. Второй – относит Президента к
исполнительной власти, при этом подчеркивается дуализм исполнительной
власти, при котором главенствующей ролью обладает Президент. Анализ
нормативной и судебно-интерпретационной конституционализации статуса
Президента РФ показывает, что президентская власть выделяется отдельно
наряду с исполнительными, законодательными и судебными органами.
Некоторые предпосылки для такого понимания места и роли Президента
дает действующая Конституция, в особенности при анализе ее 10, 11 и 80
статей. Статусные характеристики и конституционные функции главы
государства, а также практика судебного толкования функций Президента
РФ способствуют разрастанию президентской компетенции и позволяют
главе государства быть ведущим органом власти в системе разделения
властей.
Впараграфе2.3. «Конституционализациязаконодательной
власти в российской системе разделения властей» отражается проблема
конституционализации статуса парламента в условиях президентского
конституционализма.
В условиях разделения властей законодательный орган не может
бытьверховныморганомгосударственнойвласти,чтоотличает
Федеральное Собрание от советского Верховного Совета.Статус
ФедеральногоСобраниякакзаконодательногооргананеобходимо
оценивать в контексте президентского конституционализма, где Президент
РФ фактически выступает одним из субъектов законодательной власти.
Его законодательные инициативы рассматриваются в первоочередном
порядке,существующееуказноенормотворчествосоставляет
конкуренциюФедеральномуСобраниювобластирегулирования
общественных отношений, право «вето» Президента дополняется правом
инициативы проверки конституционности законопроектов и законов до их
подписанияглавойгосударства.Ограничениюпарламентаризма
способствует практика конституционализации порядка формирования
Совета Федерации, имеющего серьезные контрольные полномочия в
отношении президентской власти. Введение института членов Совета
Федерации – представителей РФ усложнило состав верхней палаты и
послужило возрождению известной для конституционной истории России
практикиназначениячастипарламентариевглавой
государства.Действующийпорядокформированияверхнейпалаты
затрудняет контроль верхней палаты за федеральной исполнительной
властью, поскольку половина состава палаты назначается исполнительной
властью региона, которая находится в субординационных отношениях с
Президентом РФ.
В параграфе 2.4. «Конституционализация статуса федерального
правительства»проанализированыпроблемыопределенияглавы
исполнительной власти, места федерального правительства в системе
исполнительной власти.
У научного сообщества отсутствует единое мнение по поводу
субъекта, являющегося главой исполнительной власти. Большинство
исследователей признает Правительство РФ в качестве высшего органа
исполнительной власти. Новая (2020 г.) редакция статьи 110 Конституции
РФ установила президентское руководство Правительством РФ. Данная
конституционная поправка не меняет существенным образом статус
Правительства РФ, а лишь закрепляет на уровне конституционных
положений сложившуюся практику. Кроме того, конституционный текст
допоправки2020годатакжесодержалнормы,преждевсего,
закрепляющие кадровые полномочия главы государства в отношении
Правительства РФ (назначение и отставка), которые позволяли Президенту
РФ осуществлять общее руководство деятельностью Правительства РФ.
Проведенный анализ показывает, что статус Председателя Правительства
РФ ослабляется конституционными поправками 2020 года которыми
предусматривается что, во-первых, отставка Председателя Правительства
РФ не влечет отставку всего Правительства РФ, во-вторых, отставка
Председателя без отставки Правительства РФ не влечет пересмотр
структуры федеральных органов исполнительной власти, в-третьих,
освобождение от должности министров осуществляется Президентом РФ
без участия главы Правительства РФ. В совокупности с конституционной
новацией о том, что Президент РФ самостоятельно определяет органы,
которыми руководит Правительство РФ и органы, которыми руководит
Президент РФ, можно говорить о том, что конституционные изменения
2020 года трансформируют статус Председателя Правительства РФ от
главы Правительства РФ в сторону своего рода заместителя Президента
РФ по социально-экономическим вопросам.
Вглаве 3. «Проблемыконституционализацииипрактики
осуществления механизма «сдержек и противовесов» в контексте
конституционной реформы 2020 г. рассмотрены формы взаимодействия
Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ.
Параграф 3.1. «Формы взаимодействия Президента Российской
ФедерациииФедеральногоСобранияприосуществлении
государственной власти» содержит характеристику и анализ проблем
взаимодействияПрезидентаРФиФедеральногоСобранияв
законодательной сфере, в сферах формирования органов государственной
власти, обороны и безопасности государства, роспуска Государственной
Думы и отрешения Президента от должности.
Отечественнаяконституционнаямодельвзаимодействияглавы
государства и парламента в законодательной сфере не предполагает
установления перечня вопросов, по которым Президент РФ может издавать
акты в порядке делегированного законодательства. Глава государства
самостоятельно осуществляет восполняющее правовое регулирование по
вопросам законодательного характера. Кроме того, в настоящее время
отсутствует механизм конституционно-правовой ответственности главы
государства за уклонение от обязанности промульгации закона и не
предусмотрен иной вариант промульгации, в случае неисполнения этой
обязанности Президентом РФ. Ключевым элементом механизма «сдержек
и противовесов» в сфере формирования государственных органов является
порядок назначения Председателя Правительства РФ. Конституционной
поправкой2020годапредусмотреноназначениеПредседателя
ПравительстваРФПрезидентомРФ,послеутвержденияданной
кандидатуры Государственной Думы по представлению главы государства.
Подобное нововведение оправдано целями усиления взаимодействия
исполнительнойизаконодательнойвласти,повышенияроли
Государственной Думы. Вместе с тем, по мнению автора, такая поправка
не способствует изменению характера взаимодействия властей, поскольку
институты «согласования» и «утверждения» реально не влияют на
назначениеПредседателяПравительстваРФ,посколькусохранен
важнейшийэлементпрезидентскогоконституционализма –
самостоятельное (без согласия парламента) назначение Председателя
Правительства РФ Президентом РФ в случае трехкратного отклонения
представленных кандидатур.
В параграфе 3.2 «Конституционная модель взаимоотношений
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации»указывается, что существует два варианта взаимодействия
президента с правительством: 1) президент концентрирует свои усилия на
выполнении интегрирующих функций, а правительство выполняет в
полномобъемефункцииисполнительнойвласти;2) президент
непосредственно осуществляет исполнительную власть, возглавляет ее, а
правительство является вспомогательным органом, действующим при
президенте. Практика взаимоотношений Президента РФ и Правительства
РФ свидетельствует о наложении двух моделей соотношения Президента
РФ и Правительства РФ. При этом конституционная поправка 2020 года о
президентскомобщемруководствеПравительствомРФусиливает
субординационные отношения между Президентом и Правительством.
Впараграфе3.3. «Основныенаправлениявзаимодействия
ФедеральногоСобранияиПравительстваРоссийской
Федерации»рассматриваются отношения Правительства РФ и парламента
по следующим направлениям: 1) Государственная Дума решает вопрос о
доверии Правительству РФ, поставленный Председателем Правительства
РФ; 2) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству
РФ; 3) палаты Федерального Собрания обладают правом парламентского
запроса, который оформляется постановлением соответствующей палаты и
означает обязанность для члена Правительства РФ, к которому направлен
запрос, дать на него ответ в установленный срок; 4) парламентарии вправе
направлять индивидуальные запросы к Председателю Правительства РФ,
иным членам Правительства РФ по вопросам их ведения, а также задавать
вопросы членам Правительства РФ, присутствующим на заседании
соответствующей палаты. Конституционная поправка 2008 года о
контрольных полномочиях нижней палаты за высшим федеральным
органом исполнительной власти не внесла ничего принципиально нового с
точки зрения изменения баланса властей, поскольку не предусмотрела
возможностьвыражениянедоверияПравительствувслучае
неудовлетворительной оценки отчета. Анализ конституционной реформы
взаимодействия законодательной и исполнительной властей 2020 года,
говорит о возможности формирования нетипичной модели разделения и
взаимодействия властей, сочетающей в себе элементы американской
президентской республики, парламентарной модели и советской.
В заключении излагаются основные выводы и предложения
диссертанта по результатам исследования.
Актуальность темы исследования. Принцип осуществления
государственной власти на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную закреплен в Конституции Российской Федерации 1
1993 года как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. На
современном этапе развитие принципа разделения властей ознаменовано
принятием в 2008 и 2014 годах поправок к Конституции РФ, устанавливающих
дополнительные контрольные полномочия Государственной Думы в отношении
Правительства Российской Федерации 2, а также предусматривающий новую
модель порядка формирования Совета Федерации; пересмотрены некоторые
принципы взаимодействия Президента Российской Федерации3 и прокуратуры.
Конституционной поправкой 2020 года предусмотрено изменение модели
разделения и взаимодействия властей в части процедуры формирования и
отставки Правительства РФ, а также взаимодействия Правительства и главы
государства. В конституционной доктрине отсутствует единая оценка
проведенной конституционной реформы, существуют разные взгляды на ее цели и
результаты. Одни авторы рассматривают конституционную модернизацию 2020
года как шаг на пути к более сбалансированной системе разделения властей,
поскольку расширяются контрольные полномочия парламента в отношении
исполнительной власти, другие ученые смотрят на процесс модернизации как
конституционализацию суперпрезидентской формы правления с дальнейшей
деформацией системы «сдержек и противовесов» в сторону усиления
президентской власти. Актуальность темы обуславливается также и тем, что в
текущее законодательство вносятся коррективы в части гарантий независимости
той или иной ветви власти, форм взаимодействия органов, что говорит, во-первых,
о большом потенциале действующей Конституции РФ, не устанавливающей на
Далее по тексту Конституция РФ.
2
Далее по тексту Правительство РФ.
3
Далее по тексту Президент РФ.
конституционном уровне в ряде случаев каких-либо жестких рамок и законченных
конструкций взаимодействия властей, предполагающей вариативность таких
моделей, во-вторых, свидетельствует об отсутствии у законодателя и научной
общественности единого подхода к пониманию принципа разделения и
взаимодействия властей и к совершенствованию моделей взаимодействия властей
в системе российского конституционализма.
Теоретическая основа исследования. Тема разделения и взаимодействия
властей отражена в классических работах таких мыслителей как Аристотель,
Полибий, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и других.
Общетеоретические и практические аспекты принципа разделения властей
рассматривали зарубежные исследователи: Л. Дюги, М. Ориу, А. Шайо,
К. Шмитт, отечественные дореволюционные ученые: В.М. Гессен,
А.Д. Градовский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и другие, советские
государствоведы В.В. Абашмадзе, Б.М. Лазарев, И.Д. Левин, В.С. Нерсесянц и
другие, а также современные конституционалисты: С.А. Авакьян,
А.М. Барнашов, В.В. Киреев, И.А. Кравец, М.А. Краснов, Г.Н. Чеботарев,
В.Е. Чиркин. Л.М. Энтин и другие. Связь учения о разделении властей с
доктриной конституционализма исследовалась в трудах таких ученых как:
М.А. Краснов, В.И. Крусс, А.Н. Медушевский, А. Шайо и другие. Вопросы
становления и развития концепции разделения властей были предметом
исследования многих авторов, среди них: В.В. Абашмадзе, А.М. Барнашов,
И.А. Кравец, О.Е. Кутафин, М.Н. Марченко, А.Н. Медушевский,
В.С. Нерсесянц, О.Г. Румянцев и другие. Проблемы системы власти и
конституционно-правового статуса отдельных ее органов рассматривали такие
ученые как С.А. Авакьян, В.Д. Горобец, И.В. Гранкин, А.А. Кондрашев,
В.И. Крусс, А.Г. Кузьмин, О.Е. Кутафин, Л.А. Нудненко, Л.А. Окуньков,
Ю.А. Тихомиров и другие. На проблемах функционирования института
президентства акцентировали внимание Д.А. Авдеев, А.Т. Карасев,
В.В. Комарова, А.А. Кондрашев, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, Л.А. Окуньков,
Г.Н. Чеботарев и другие. Особое внимание на конституционализацию статуса
Федерального Собрания обращали внимание такие ученые как С.А. Авакьян,
П.А. Астафичев, И.В. Гранкин, А.Т. Карасев, А.В. Савоськин, В.Е. Чиркин,
Т.Я. Хабриева и другие. Исследованием механизма системы «сдержек и
противовесов» занимались такие авторы как С.А. Авакьян, Д.А. Авдеев,
А.А. Арутюнян, И.А. Кравец, М.А. Краснов, И.Г. Шаблинский и другие
ученые. Проблемы конституционализации принципа разделения властей с
точки зрения конституционной аксиологии и телеологии рассматривали в
своих работах Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, В.В. Киреев, А.А. Кондрашев,
И.А. Кравец, В.И. Крусс и другие. Сравнительно-правовые аспекты
реализации принципа разделения властей отражены в работах таких ученых
как А.С. Автономов, А.А. Арутюнян, М.В. Баглай, В.Е. Чиркин, Л.М. Энтин и
другие.
Состояние и степень научной разработанности темы. В
конституционно-правовых диссертационных исследованиях исследуется
принцип разделения и взаимодействия властей. В работе А.В. Очинникова
дается анализ истории и конституционно-правового содержания принципа
разделения властей, выявляются тенденции поглощения полномочий
законодательной власти исполнительной властью 4. В работе В.М. Соколова
раскрывается многообразие теорий разделения властей, анализируются
проблемы разделения властей, где особое внимание акцентируется на статусе
Президента РФ и органов, не входящих в систему разделения властей 5. В
работе Н.М. Павличенко отмечается, что разделяется не власть, а ее
осуществление, при этом в системе разделения властей нарушено равновесие
за счет усиления президентской власти 6. Х.А. Аккаева в своем исследовании
отмечает, что Российское президентство нельзя включать в состав одной из
трех ветвей власти, однако предпочтительной является модель, при которой
Овчинников, В.А. Конституционный принцип разделения властей в современной России: Проблемы теории и
практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / В.А. Овчинников. – Санкт-Петербург, 2002. – 24 с.
5
Соколов, В.М. Принцип разделения властей: особенности и проблемы российской государственно-правовой
модели: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / В.М. Соколов. – Москва, 2011. – 28 с.
6
Павличенко, Н.М. Принцип разделения государственной власти в конституционном регулировании Российской
Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Н.М. Павличенко. – Москва, 1999. – 22 с.
президент является частью исполнительной власти 7. А.М. Николаев выделяет
Президента РФ за рамки трех ветвей власти, отмечает, что он доминирует в
системе власти, а исполнительная власть не является самостоятельной и
независимой от президентской власти 8. С.А. Осетров в своей работе
предлагает выделять функциональные и институциональные критерии
разграничения ветвей власти 9. Д.С. Ашаев в своей работе акцентирует
внимание на конституционализации исполнительной власти и роли
Президента РФ в ее осуществлении, по его мнению, исполнительная власть
разделена между Президентом РФ и Правительством РФ10. В диссертации
Г.М. Суходольского представлена характеристика форм и методов
взаимодействия между ветвями власти 11.
В науке конституционного права, несмотря на большое количество
исследований, посвященных принципу разделения властей, довольно часто
под принципом разделения властей понимают, с одной стороны техническое
разделение функций власти, с другой – как разделение единого суверенитета и
единой власти на несколько частей. Как первая, так и вторая трактовка, на наш
взгляд, приводят к неверному пониманию сущности принципа разделения
властей. С момента принятия Конституции РФ и по настоящее время
отсутствует единое понимание места Президента РФ в российской
конституционной модели государственной власти, оптимального порядка
формирования Совета Федерации с точки зрения принципа разделения
властей, и соотношение палат Федерального Собрания с Правительством РФ.
Целью работы является: разработка конституционно-правовой модели
регулирования и реализации принципа разделения и взаимодействия властей в
Аккаева, Х.А. Принцип разделения власти – конституционная основа построения и функционирования
государственного механизма в России: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Х.А. Аккаева. – Санкт-
Петербург, 2005. – 21 с.
8
Николаев, А.М. Принцип разделения властей и его реализация в Конституции Российской Федерации 1993 г. и
текущем законодательстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.М. Николаев. – Москва, 2002. – 30 с.
9
Осетров, С.А. Конституционные основания президентской власти в Российской Федерации: автореф. дис. …
канд. юрид. наук: 12.00.02 / С.А. Осетров. – Челябинск, 2010. – 28 с.
10
Ашаев, Д.С. Роль Президента и Правительства Российской Федерации в осуществлении исполнительной власти:
автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Д.С. Ашаев. – Москва, 2003. – 27 с.
11
Суходольский, Г.М. Конституционно-правовые основы взаимодействия в системе государственной власти
Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Г.М. Суходольский. – Казань, 2019. – 29 с.
системе российского конституционализма как основы конституционного строя и
принципа правового государства и предложений, направленных на достижение
сбалансированного функционирования конституционного механизма разделения и
взаимодействия властей в свете совершенствования законодательства Российской
Федерации.
Данная цель конкретизируется в ряде следующих задач:
1) выявление научных подходов к пониманию природы принципа
разделения властей в конституционной юриспруденции и их взаимодействие с
доктринами суверенитета и единства государственной власти;
2) определение степени взаимообусловленности учения о разделении
властей и генезиса современной доктрины конституционализма;
3) раскрытие государственно-правовой специфики формирования и
развития моделей разделения властей в системе отечественного и современного
конституционализма;
4) выявление ценностных и телеологических аспектов
конституционализации принципа разделения властей в российском
конституционном праве;
5) научное осмысление особенностей процесса конституционализации
статуса Президента Российской Федерации, и на их основе обоснование наличия
отдельной президентской власти в системе разделения властей;
6) рассмотрение специфики отечественной модели конституционализации
законодательной власти в контексте конституционных поправок 2020 года;
7) характеристика влияния конституционной реформы 2020 года на процесс
конституционализации статуса федерального правительства;
8) освещение конституционализированных и
неконституционализированных политико-правовых форм взаимодействия
Президента Российской Федерации и Федерального Собрания при осуществлении
государственной власти;
9) раскрытие характера воздействия конституционной реформы 2020 года на
конституционную модель и практику взаимоотношений Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации;
10) выявление степени оптимизации и обоснование необходимости
совершенствования правовых основ и практики взаимодействия Федерального
Собрания и Правительства Российской Федерации до и после конституционной
реформы 2020 года.
Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе реализации принципа разделения и взаимодействия
властей в системе российского конституционализма.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые основы и
практика реализации принципа разделения и взаимодействия властей в
конституционном механизме России, а также взгляды ученых на правовую
природу и совершенствование модели разделения и взаимодействия властей.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы
познания: диалектический, логический, аксиологический, системного анализа,
восхождения от абстрактного к конкретному и другие; специальные правовые
методы: 1) сравнительно-правовой, благодаря которому выявлено сходство и
отличия форм взаимодействия главы государства, парламента и правительства в
России и зарубежных странах; 2) формально-юридический, позволивший
проанализировать статус Президента РФ, Федерального Собрания и
Правительства РФ, процесс их нормативной конституционализации; 3) метод
толкования права, посредством которого уяснялась воля законодателя, выраженная
в тексте законов, посвященных правовому положению федеральных органов
государственной власти и формам их взаимодействия; 4) историко-правовой,
который использовался для изучения принципа разделения и взаимодействия
властей в контексте генезиса, его влияния на формирование современной
доктрины конституционализма.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы
Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты Конституционного
Суда Российской Федерации12, использовалось законодательство Российской
империи и СССР.
Эмпирическая база исследования. В процессе работы использовались
стенограммы, материалы и документы Конституционного совещания, а также
материалы официальных сайтов органов государственной власти о
деятельности органов государственной власти.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
комплексной оценке процесса конституционализации и выявлении особенностей
конституционно-правового статуса и политико-правовых форм взаимодействия
федеральных органов государственной власти в конституционной системе
«сдержек и противовесов»; в обосновании отечественных условий для
конституционализации отдельной арбитражно-координирующей президентской
власти в системе разделения властей. Диссертантом оценены конституционные
поправки 2020 года как первая после принятия в 1993 году Конституции РФ
многосторонняя конституционная модернизация системы органов
государственной власти и их взаимодействия (президентский патернализм), и
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!