Проблема культурной идентичности марийцев Урала : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии : 24.00.01
Введение………………………………………………………………………….…….3
Глава 1. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ…….…………………………………………. 15
1.1.Понятие «культурная идентичность»: варианты интерпретации в
культурологическом знании…………………………………………………………………………….. 15
1.2.Структура культурной идентичности как отражение сущностных качеств
этнокультуры ………………………………………………………………………………………………….. 29
1.3.Исторические трансформации ментальных характеристик и культурной
идентичности марийцев Урала ………………………………………………………………………… 61
Глава 2. СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАРИЙЦЕВ
УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА…………………………………………………………77
2.1.Смысложизненные ценности марийцев Урала в контексте ценностного мира
культуры финно-угорских народов ………………………………………………………………….. 77
2.2.Повседневные культурные практики уральских марийцев ………………………….. 88
2.3.Языковое своеобразие и проблема сохранения языка современных марийцев
Урала …………………………………………………………………………………………………………….. 100
Глава 3. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МАРИЙЦЕВ УРАЛА В
КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ…….… ..….110
3.1.Трансформации культуры марийцев Урала в ХХ – начале ХХI вв. ……………. 110
3.2.Личностная самоидентификация марийцев Урала ХХI века как социально-
антропологическая проблема …………………………………………………………………………. 119
3.3.Художественная культура марийцев Урала конца ХХ – начала ХХI веков как
трансляция культурной идентичности ……………………………………………………………. 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………..140
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….…………….……183
Актуальность темы исследования. Сохранение культуры малочисленных
этносов неразрывно связано с вопросами этнокультурной идентичности, так как
она живая основа культуры и стержневой элемент при становлении личности, ее
социализации и дальнейшем развитии. Несмотря на тенденцию современной жизни
к некоторой унификации и стандартизации участия в общем социальном процессе,
этничность остается востребованной, а угроза нивелирования этнокультурных
ценностей выводит представителей различных этнических образований на
политическую арену. На фоне процесса постепенной утраты этнокультурной
идентичности не может остаться незамеченным рост активности маргинальности и
асоциального поведения, так как именно глубинные слои этнической культуры,
проявляющиеся на личностном уровне, являются важным ресурсом
жизнеспособности общества. Не случайно культуры, развивающиеся в рамках
неевропейских цивилизаций, представляют сегодня наибольшую ценность,
поскольку несут в себе тот ценностно-смысловой запас, который, возможно, станет
источником дальнейшего цивилизационного развития человечества. Для того,
чтобы полноценно транслировать особенности и ценности той или иной культуры,
необходимо осознание этнокультурной идентичности, прежде всего, ее
представителями, так как это поможет им социализироваться в мире современных
коммуникаций, сохранив ценности собственной культуры. В этом отношении на
примере изучения культурной идентичности марийцев Урала как представителей
финно-угорских народов имеет смысл показать острые проблемы ее сохранения,
рассмотреть способы и варианты решения этих проблем, понять каковы основания
сохранения этой культуры – это вопросы, ответ на которые необходим в условиях
глобализационных процессов ХХI века.
До сих пор трудно найти исследования, проведенные в культурологическом
ключе и касающиеся изучения особенностей культуры марийцев Урала. Кроме
того, на современном этапе насущной остается задача выявления наиболее
подверженных трансформационным изменениям в условиях глобализации
параметров культуры марийцев Урала. Решение этой задачи необходимо для
сохранения и развития данной этнокультуры, а культурологический анализ
марийского этнического общества позволит обосновать необходимость
организации практической деятельности по возрождению жизнеутверждающих
основ ее развития.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-
культурологическое понимание идентичности было заложено при обращении к
проблеме типологии культур в трудах О. Шпенглера, М. Вебера, Дж. К. Фейблмана,
Ф. Боаса, Ф. Л. Уайта, Э. Сепира.
В данном диссертационном исследовании наиболее ценными стали работы,
затрагивающие проблематику культурной идентичности малочисленных народов.
В первую очередь, это работы: Р. Бенедикт, считавшей уникальную конфигурацию
характеристик, основанную на тех или иных ценностях, определяющей в
человеческой культуре; Э. Эриксона, поднявшего концепцию идентичности на
уровень научной теории и показавшего в этом направлении значимость
дальнейших исследований не только в психологии, но и в социально-политических
и экономических науках, философии и культурологии; Э. Фромма, считавшего
основой социализации взаимодействие с другой культурой 1 ; К. Леви-Стросса,
придавшего изучению идентичности междисциплинарный характер 2
; С.
Хантингтона, исследовавшего причины кризиса идентичности в современном мире
процессов глобализации 3
. Кроме вышеназванных авторов, основания для
рассмотрения культурной идентичности как критерия типологии культуры были
заложены в трудах Э. Б. Тейлора, И. М. Анклифа Таккера, Селима Абу, Г.
Теджфела. Среди российских исследователей – это труды Э. В. Ильенкова, И. С.
Кона, В. А. Ядова, Е. Г. Трубиной.
Следующий блок работ составили научные труды по народной (этнической)
культуре, в которых так или иначе затрагивалась проблема этнокультурной
идентичности, ее трансформация и специфика проявления. Среди авторов,
Фромм Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу. М.: Прогресс, 1998. С. 443 – 482.
2
Леви-Стросс К. Этнолог перед проблемой национальных идентичностей // Вопросы философии. 2010. N 8. С. 111-114.
3
Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской идентичности. М.: АСТ, 2008. С. 37.
затрагивающих в этом аспекте проблему этнокультурной идентичности, можно
назвать как дореволюционных ученых – П. С. Палласа, К. Коха, так и
исследователей XX – XXI веков: Ю. В. Бромлея, В. С. Степина, Г. К. Гирца. Кроме
того, публикациям результатов исследований в данной проблематике посвящен ряд
российских и зарубежных периодических изданий, среди которых:
междисциплинарный научно-практический журнал Чувашского института
культуры «Этническая культура», научный журнал Мордовского государственного
университета им. Н. П. Огарёва «Финно-угорский мир Finno-Ugric World», серия
книг Института этнологии и антропологии РАН РФ «Народы и культуры»,
«Culture, Theory and Critique» (США), Anthropological Journal of European Cultures
(Англия-Германия).
Так же для данного исследования наиболее интересными оказались работы
по истории, социологии и культуре марийского этноса. Основу изучения
марийского этноса положили работы российских и зарубежных авторов, начиная с
ХYIII века: П. С. Палласа, И. Г. Георги, Г. Ф. Миллера, Н. П. Рычкова.
Современные противоречия марийской культуры и актуальные проблемы
марийского народа были освещены в трудах Н. Н. Гаврилова и А. В. Маслихина,
Н. Н. Глухова, Р. А. Кудрявцева, С. С. Новикова, Г. Е. Шкалиной. Влиянию
историко-географического фактора на генезис марийской культуры посвящены
работы В. С. Патрушева, Г. А. Сапеева. Традиционную религию марийцев
анализировали А. Г. Иванов, В. М. Васильев. Социально-демографический аспект
финно-угорских народов, в том числе марийцев, исследован в трудах А. К.
Конюхова, С. Лаллукка. Этнические аспекты традиционной культуры марийцев
исследованы Г. Е. Шкалиной. Э. М. Колчева уделила внимание художественной
культуре, в первую очередь, изобразительному искусству как этнокультурной
рефлексии. Этнографические описания марийцев Пермского края представлены в
трудах Г. Н. Чагина, Т. Г. Голевой, А. В. Черных. А. А. Бобрихин уделяет внимание
анализу народного костюма уральских марийцев. При этом отсутствуют
культурологические разработки, посвященные анализу культурной идентичности
и культуры марийцев Урала. Поэтому в нашем исследовании необходимо было
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!