Профессиональная правовая культура: теоретико-правовое исследование (на примере военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации)
Во введении обоснована актуальность темы диссертации; теоретическая и практическая значимость исследования; обозначены объект и предмет исследования; приведены эмпирическая и нормативная база исследования; определена степень научной разработанности выбранной темы; раскрыта научная новизна и сформулированы основные положения, выносимые на защиту; указаны данные об апробации результатов исследования.
Первая глава «Теоретические основы исследования профессиональной правовой культуры» состоит из трех параграфов, раскрывающих существующие научные положение о понятии и структуре правовой культуры и профессиональной правовой культуре, соотношении данных понятий. Рассмотрены источники, условия и факторы формирования профессиональной правовой культуры.
В параграфе первом «Профессиональная правовая культура: понятие и структура» названы существующие подходы к исследованию правовой культуры: антропологический, функциональный, социологический, философский, аксиологический, деятельностный и другие, указываются исследовательские особенности названных подходов. Анализ различных методологических подходов позволил критически оценить имеющиеся в литературе определения правовой культуры.
В ходе исследования уточнены и выделены следующие признаки правовой культуры: а) правовая культура – это часть общечеловеческой культуры, в то же время обособленность и самостоятельность правовой культуры в социальной «надстройке» возможна благодаря собственному содержанию и функциональному предназначению; б) главным элементом в структуре правовой культуры является ее носитель, человек и его способности воспринимать, пропускать через фильтр себя и транслировать во вне определенные ценности; в) природа правовой культуры наполнена и
субъективными и объективными признаками одновременно; г) правовая 17
культура содержательно представлена совокупностью всех юридических ценностей, которые имеют материальную, духовную и организационную (непосредственно процесс, юридическая деятельность) форм; д) правовая культура – это социально значимая творческая деятельность, предполагающая освоение богатства и опыта человеческой истории, обеспечивая тем самым связь поколений и достижение социальных ценностей; е) непосредственная связь и взаимопроникновение правовой культуры и правовой системы, немало научных мнений о правовой культуре как о некоем качественном состоянии правовой жизни, определенном качественном уровне развития правовой системы; ж) присутствие нормативного и ненормативного в содержании правовой культуры.
Далее в ходе исследования закономерно ставится вопрос, в какой момент и для кого правовая культура становится профессиональной? Профессиональная правовая культура – это правовая культура особых социальных субъектов, социальных групп и общностей, в основу разделения которых положено отношение к тому или иному роду деятельности, целью которой является основанное на специальных знаниях и накопленном опыте создание, применение или обеспечение юридических норм. Следует оговориться, что профессиональная правовая культура не относится исключительно к представителям юридической профессии, а функционирует в более широком спектре субъектов политической, государственной, муниципальной, военной деятельности.
Анализ характерных свойств и черт позволил сформулировать следующее определение профессиональной правовой культуры: это внутреннее отношение субъекта к праву и правовым ценностям, выражающееся в качественных формализованных знаниях законодательства, опыта его специального использования, в понимании целей и средств механизма правового регулирования, проявляющихся в оперативном и качественном исполнении своей предметно-фактической трудовой (служебной) деятельности, направленной на прогрессивное развитие личности, коллектива, общества.
Второй параграф «Профессиональная правовая культура как объект правового воздействия». Сфера распространения и действия правовой и профессиональной правовой культуры выходит за рамки механизма правового регулирования, так как невозможно очевидно определить стадии регулирования, инструментарий, спрогнозировать результаты. Однако говорить, что право никак не влияет на рассматриваемое явление тоже не верно. Категорией, которая бы соответствовала и достоверно характеризовала такое влияние, является правовое воздействие.
Взаимодействие права и культуры, а также результаты этого взаимодействия составляют механизмы формирования и функционирования профессиональной правовой культуры, ее содержание.
Безусловно, что для общества в целом важным являются именно внешние проявления действия права, но, по сути, они выступают следствием внутреннего состояния, наличия определенных качеств и свойств субъектов. Поэтому автор приходит к выводу, что правовое воздействие проявляется не только в состоянии общества, сквозь призму общественных отношений, но изначально в ценностных установках, морально-нравственных принципах, психоэмоциональном состоянии субъектов отношений, являющихся адресатами правового воздействия. А профессиональная правовая культура служит психоэмоциональным основанием процесса обеспечения действия права.
В третьем параграфе «Условия и факторы формирования профессиональной правовой культуры» делается вывод, что формирование правовой культуры необходимо рассматривать как фрагмент развития, складывающийся в определенных условиях, под воздействием ряда взаимосвязанных факторов – обстоятельств, вызывающих определенную динамику в правовой культуре, систему актов профессионального поведения.
В рамках исследования факторы и условия разграничиваются по признаку наличия воли, где факторы – это обстоятельства, субъективно, причинно влияющие на формирование профессиональной правовой культуры военнослужащего, а условия – как складывающиеся объективно обстоятельства, определенная среда обитания. В работе называются и
рассматриваются следующие факторы, способствующие этому формированию: а) правовое воспитание; б) правовое образование; в) идеология и пропаганда; г) целенаправленная специальная деятельность руководителей органов и организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции воздействие на профессиональные коллективы и сообщества; д) личный пример начальников (руководителей) структурных единиц Росгвардии.
К условиям, то есть складывающимся объективно обстоятельствам, способствующим выбору варианта профессионального поведения, предлагается отнести следующие: а) общественную макросреду, которая будет включать в себя политические, экономические, социальные, духовные факторы; б) профессиональную макросреду, т.е. специфические условия жизнедеятельности коллектива; в) профессиональную микросреду, т.е. конкретный коллектив, в котором осуществляется юридически значимая деятельность.
Во второй главе «Государственно-правовой механизм обеспечения формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации», состоящей из четырех параграфов, дается историческая справка о возникновении и этапах реформирования исследуемого военного ведомства. Формирование профессиональной правовой культуры предлагается рассматривать как последовательность стадий, объединенных в единый механизм. Работать в заданном направлении механизму помогает различный юридический инструментарий.
В первом параграфе «Эволюция обеспечения формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России» дается ретроспективный анализ образования войск Росгвардии и показываются на различных исторических этапах факторы и условия, способствовавшие или наоборот препятствовавшие формированию профессиональной правовой культуры военнослужащих.
В системе органов исполнительной власти Федеральная служба войск национальной гвардии России была создана указом Президента РФ в 2016
году. Ведомство было создано на базе (фактически в полном объеме перешли кадровый состав, материальные и организационные ресурсы, восприняты воинские традиции и обычаи) внутренних войск МВД России. Такая абсолютная преемственность позволяет применить исторический метод в исследовании и проследить, как изменялась организационно-правовая сторона функционирования рассматриваемого ведомства.
В параграфе приводятся факты, архивные документы, правовые акты, позволяющие сделать вывод об особенностях организационно-правового обеспечения формировании профессиональной правовой культуры военнослужащих на определенном историческом этапе.
Второй параграф «Механизм формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России». Профессиональная правовая культура военнослужащих войск национальной гвардии России включает в себя знание и понимание права, эмоциональное восприятие военной службы, отношения в воинском коллективе, внеслужебное поведение, профессиональную служебную и правоприменительную деятельность и др. Системно объединить названные элементы возможно в рамках категории «механизм формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии». Термин «механизм» позволил отразить содержательную, структурную, временную, организационную специфику процесса формирования культуры в их единстве и взаимосвязи. А также указать на обратную связь и влияние профессиональной правовой культуры на качество составляющих ее элементов.
Профессиональная правовая культура формируется комплексно на
установочно-идеологическом; целевом; потребностно-мотивационном; познавательно-воспитательном уровнях. На каждом из которых воздействие средствами и приемами направлено на достижение конкретного объекта- цели: правовая грамотность, правосознание, дисциплинированность, правомерное поведение, социально-правовая активность и др. Содержательно-деятельностный и оценочно-результативный блоки логически завершают механизм формирования профессиональной правовой 21
культуры, предоставляя возможность установить соответствие личностных характеристик военнослужащего ее критериям.
В третьем параграфе «Правовые средства обеспечения формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России», основываясь на инструментальной теории права, дается анализ позитивных и негативных юридических средств, которые оказывают одновременное взаимное противоположное влияние и составляют информационно-психологический механизм воздействия на личность военнослужащего.
Такими правовыми средствами как дозволения, гарантии, компенсации, льготы, привилегии, иммунитеты создается режим благоприятствования службы в войсках Росгвардии, самооценка военнослужащих повышается пропорционально желанию служить и соответствовать предъявляемым требованиям и исполнять обязанности, повышать степень соответствия требованиям профессионализма и правовой культуры. Выраженную негативную психоэмоциональную окраску имеют общие, должностные и специальные обязанности, ограничения, запреты, приостановления, юридическая ответственность и др. Названные средства получили детальное рассмотрение в работе, была дана характеристика оказываемого воздействия. Также выводом этого параграфа является заключение о необходимости баланса в одновременном использовании позитивных и негативных средств для достижения большего регулятивного эффекта.
Параграф четвертый «Организационные инструменты и мероприятия в системе средств формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России». Системно изложить вопрос об организационных инструментах и мероприятиях по формированию профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии помогло разделение ценностей военной службы на следующие группы: духовно- нравственные, профессиональные, корпоративные, дисциплинарные. А также обращение к термину «социально-культурная деятельность», в содержание которого входит обучающий процесс формирования и развития у военнослужащих государственно-патриотических, военно-
22
профессиональных, интеллектуально-нравственных и других качеств, необходимых для выполнения задач военной службы, реализации творческих способностей и удовлетворения культурных потребностей. При этом под организационными инструментами формирования профессиональной правовой культуры мы понимаем явления действительности, их предметное состояние, а мероприятие – это определенное действо, действия людей, охваченные временем, местом, обстановкой, которые соответствуют либо поводу, либо цели его проведения. В рамках данного параграфа были рассмотрены такие инструменты и мероприятия как просветительская деятельность, квалификационные требования к профессиональным навыкам и знаниям, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям, классная квалификация, практика публичного ознакомления военнослужащих командирами о состоянии законности внутри ведомства и другие.
В третьей главе «Проблемы организации и правового обеспечения формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и направления их разрешения» дается оценка состоянию профессиональной правовой культуры военнослужащих, принимаются попытки сформулировать пути и определить средства совершенствования функционирования механизма ее формирования.
В первом параграфе «Современное состояние профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России и государственно-правового механизма ее формирования» предлагается оценить состояние профессиональной культуры посредством следующих индикаторов: качественные характеристики предоставляемого военного образования; оценка системы воспитания и эффективности используемых приемов и методов; анализ правомерного и противоправного поведения военнослужащих, количественные показатели правонарушений и их характер.
В работе отмечается положительные, прогрессивные изменения внутри федеральной службы: повышение уровня материального вознаграждения,
предоставление социальных гарантий со стороны государства, улучшения в оснащении войск, расширение и детализация нормативной основы деятельности; реформирование образовательных программ и другие. Однако названные позитивные изменения пока не сложились в совокупность, подавляющую имеющиеся старые и новые проблемы войск. Для социально- культурной ситуации в военной сфере характерны явная недооценка роли и значения культуры как основы развития военно-профессионального мастерства, формирования духовно-нравственных качеств личности воинов. Негативными факторами, снижающими воспитательный эффект в
современных национальных войсках, по-нашему мнению, являются
противоречия между требованиями к воинскому воспитанию и возможностями их реализации. Постоянно растущие требования общества, военной науки, боевой техники, оружия и войны к военно- профессиональным и морально-боевым качествам, с одной стороны, и отсутствие у большой массы военнослужащих внутренней личной мотивации к самовоспитанию, к должному восприятию требований, концентрация внимания и усилий на собственном комфорте и устроенности. Нынешние войска национальной гвардии это не только современное вооружение, но прежде всего, профессионально образованный и имеющий навыки работы с техникой и орудиями военнослужащий, которому свойственны высокая боевая выучка, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, психологическая устойчивость, смелость, мужество и отвага.
Во втором параграфе «Тенденции совершенствования функционирования механизма формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии» освещены возможные пути улучшения профессиональных показателей кадрового состава, состояния морально-нравственных, культурных основ службы. В работе отмечается, что государство посредством федеральных программ может эффективнее оформлять требования к содержанию и внутренним характеристикам службы и военнослужащих. На современном этапе должны предъявляться повышенные требования в отношении правовой подготовки
командиров и начальников всех степеней, поскольку именно командиры единолично принимают решения, затрагивающие права и свободы военнослужащих. Улучшить организационно-правовые основы и повысить профессиональные компетенции может кодификация российского военного законодательства, мероприятия по мониторингу и учету нормативных правовых актов. Введение автоматизированных информационно-правовых систем, оперативно выявляющих акты, подлежащие отмене или переизданию. Необходимой представляется разработка современной методики профилактики и противодействию правонарушениям в войсках Росгвардии, основанной на анализе криминогенной ситуации по результатам деятельности военной прокуратуры РФ, военной полиции, военных трибуналов. Восстановить и закрепить уважительное отношение к военной службе, правовым профессиональным ценностям и есть основной приоритет.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются наиболее значимые выводы и предложения.
Актуальность темы исследования. Потребность общества в правовой культуре во все времена неизменно высока и естественна, как естественно желание жить в цивилизованном, безопасном, развитом обществе. Правовая культура отражает действительный качественный уровень правовой системы общества. А потребность в изучении, анализе данного явления в различные периоды развития общества и государства может меняться. Для современной России вопросы правовой культуры (всех ее видов) имеют первостепенное, жизненно важное значение. Правосознание и правовая культура выступают идейными источниками любого начинания в юридической сфере. Из описания российской государственно-правовой действительности оправданное беспокойство вызывают состояния законности и правопорядка; укоренение в сознании граждан позиций правового нигилизма; конформных, маргинальных мотивов правомерного поведения; слабость права перед политической властью. Этим и другим актуальным для российского общества проблемам можно найти объяснение и пути улучшения ситуации через их анализ с точки зрения правовой культуры и правосознания.
Косвенным признанием государства проблем в сфере правовой культуры является принятие в последние годы основ государственной культурной политики1, основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан 2 , правовые акты, направленные на совершенствование высшего юридического образования. Обращает внимание и увеличение числа нормативных правовых актов, посвященных профессиональной правовой культуре и этике работников и служащих государственных и муниципальных органов власти (кодекс судейской этики, кодекс этики прокурорского работника, кодекс этики Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. No 808 “Об утверждении Основ
государственной культурной политики” // Собрании законодательства Российской
Федерации от 29 декабря 2014 г. No 52 (часть I) ст. 7753.
2 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168) // Российская газета от 14 июля 2011 г. No 151. государственного служащего и др.).
Официальное закрепление норм нравственности, морали, этики в
профессиональной деятельности служащих свидетельствуют не только о признании государством существующей проблемы, но и об отсутствии возможности у общества самостоятельно сформировать необходимый уровень правовой культуры.
2016 год ознаменовался рядом существенных и государственно значимых изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти. Потенциальные угрозы государственной и общественной безопасности, детерминированные геополитическими факторами, а также активизация аполитических деструктивных сил выступили объективными факторами для значимых изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти, к числу которых относится создание новой правоохранительной структуры государства – Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, включающей в свой состав войска национальной гвардии Российской Федерации.
На войска национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) возлагаются следующие задачи: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации; участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности. Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации. Специфика выполнения возложенных на войска задач предполагает непосредственный контакт с населением и тем самым вопрос о профессиональной правовой культуре военнослужащих Росгвардии становится действительно актуальным. Такое же важное значение профессиональной правовой культуры отметим и в межличностном общении внутри воинского коллектива. Частота и характер нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, превышение должностных полномочий показывают пороки и болезни современной службы. Что входит в содержание норм этики, культуры, морали для военнослужащего, какое поведение военнослужащего им соответствует, какие есть деформации правовой культуры военнослужащих и их причины – это значимые вопросы военной и правовой системы современной России.
Актуальность выбранной проблематики подкрепляется и своевременностью исследования профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии. Ведомство, имея материальную, техническую, административную основу, перешедшую от внутренних войск МВД России, все же формируется сызнова, и то, какие принципы, идеи, установки будут заложены в основу службы, какие морально-нравственные, этические, профессиональные нормы будут приветствоваться в воинском коллективе имеет важное значение для граждан России как в военное, так и в мирное время.
Итоги и выводы рассмотрения профессиональной правовой культуры обособленной социальной группы позволят повысить степень осознания проблематики и способов разрешения и устранения негативных проявлений в правовой культуре всего общества, что представляется крайне необходимым в условиях преодоления культурного кризиса в современной России.
Степень научной разработанности темы. Правовая культура как полиструктурный феномен и элемент социальной системы рассматривается в литературе с позиции следующих подходов: антропологического, социологического, философского, аксиологического, исторического, психоаналитического, деятельностного, семиотического и др.
Категорию профессиональной правовой культуры невозможно исследовать без общетеоретических фундаментальных знаний о содержании, природе, структуре, классификации, функциях правовой культуры общества в цедом. Научное освещение этих вопросов наличествует в трудах С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Н.А. Бердяева, М.Г. Баумовой, В.М. Боера, А.М. Васильева, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, В.Н. Гуляихин, И.А. Ильина, В.И. Каминской, В.Н. Карташова, О.Е. Кутафина, О.В.Мартышина, Л.А. Морозовой, Г.И. Муромцева, В.С. Нерсесянца, А.П. Окусова, В.Д. Перевалова, Л.А. Петручак, А.Р. Ратинова, Р.А.Ромашова, А.Х. Саидова, А.П. Семитко, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, О.И. Цыбулевской и др.
В отечественной юридической литературе имеются также работы, посвященные правовой культуре судей, следователей, сотрудников полиции, пенитенциарных учреждений. В общетеоретическом ракурсе профессиональная правовая культура обозначенных категорий субъектов стала объектом внимания следующих авторов: П.П. Баранова, В.В.Бондуровского, Н.Л. Гранат, А.В. Грошева, А.Э. Жалинского, В.В.Кожевникова, Е.Б. Кониченко, А.А. Орловой, О.Ф. Павлова, В.П. Сальникова, В.М. Шаля и др.
Однако современный уровень общетеоретических знаний недостаточен для обобщения и выявления закономерностей механизма формирования профессиональной правовой культуры, определения факторов, способствующих эффективному и полному восприятию ценностей профессии и факторов, обладающих обратным, ограничивающим действием. Имеющиеся доктринальные источники не проясняют в полной мере общего и особенного в профессиональной правовой культуре. Не раскрываются в юридической литературе специфика профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и механизм ее формирования.
Нормативную основу диссертационного исследования составили федеральное законы и ведомственные нормативные правовые акты. Эмпирическая основа представлена в работе статистическими данными, докладами Уполномоченного по правам человека в РФ, доктринальными документами с нормативным содержанием.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке и формировании общетеоретических основ профессиональной правовой культуры, обращаясь к частному примеру – военнослужащим войск национальной гвардии России, с точки зрения организационно-правовых основ их деятельности, условий и факторов, определяющих ее специфику.
Цель диссертационного исследования обусловила постановку комплекса задач, в число которых входят:
1) уточнить понятие, содержание и структуру правовой культуры;
2) обобщить и дополнить общетеоретические знания о природе и специфике профессиональной правовой культуры;
3) представить характеристику основных условий и факторов, оказывающих влияние на процесс формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России;
4) рассмотреть правовые и организационные средства формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России в их системном единстве;
5) предложить возможные пути совершенствования механизма формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России.
Объектом диссертационного исследования в настоящей работе выступают духовные и материальные правовые ценности, опосредующие осуществление профессиональной юридической деятельности, а также акты поведения и возникающие общественные отношения по поводу создания, трансляции и сохранения этих правовых ценностей.
Предметом диссертационного исследования являются понятие, содержание и структура профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России, а также механизм ее формирования.
Методология и методика исследования. Для достижения цели научного исследования в качестве мировоззренческой основы была избрана материалистическая диалектика, в соответствии с принципами которой профессиональная правовая культура рассмотрена как социально- экономически обусловленное явление. Использовались также общенаучные методы познания: логический, исторический, системный. Последний был положен в основу теоретической конструкции механизма формирования профессиональной культуры. В целях анализа действующего российского законодательства в сфере формирования правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России применялся формально-юридический метод, который также позволил уточнить понятие профессиональной правовой культуры и выделить ее специфические черты по отношению к рассматриваемой группе субъектов. В дополнение к указанным методам использован сравнительно-правовой анализ для теоретического выявления черт сходства и различия профессиональной правовой культуры отдельных категорий государственных служащих.
Научная новизна исследования просматривается в выборе предмета изучения и в полученных общетеоретических выводах. В ходе исследования представлены общетеоретические основы профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России посредством раскрытия ее понятия, содержания и структуры, соотношения с категориями правосознания и правовой системы общества.
Уточнено и дополнено общетеоретическое представление о профессиональной правовой культуре как о самостоятельном явлении, с собственными признаками и содержанием. Сформулировано авторское определение понятия механизма формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России. Посредством системного и инструментального подходов раскрывается содержание и структура данного механизма, а также определяются основные направления его дальнейшего совершенствования. Механизм формирования профессиональной правовой культуры представлен через системное единство и действие правовых средств, организационных инструментов и мероприятий, которым в работе дается детальная характеристика.
Общетеоретическое значение имеют авторские выводы и положения о соотношении категорий «правовое воздействие» и «правовое регулирование» в вопросах формирования профессиональной правовой культуры. Положения, выносимые на защиту.
1. Предлагается авторское определение понятия профессиональной правовой культуры как особой разновидности правовой культуры, носителями которой выступают отдельные группы специальных субъектов, на профессиональной основе осуществляющих ту или иную юридическую деятельность, целью которой является создание, применение или обеспечение юридических норм, а также научное познание правовой системы общества. Профессиональная правовая культура также представляет собой отношение к духовным и материальным правовым ценностям, выражающееся в качественных формализованных знаниях законодательства, понимании целей и механизма правового регулирования, активно применяемых в правомерной предметно-фактической трудовой (служебной) деятельности.
2. Обосновывается тезис о том, что военнослужащие войск национальной гвардии России представляют обособленную, четко очерченную в социальном пространстве группу людей, которые по роду своей профессиональной деятельности являются носителями профессиональной правовой культуры. Выделению военнослужащих войск национальной гвардии России в обособленную социальную группу объективно способствуют: специфика выполняемой деятельности и поставленных задач; особая психоэмоциональная атмосфера деятельности; наделение их специальным правовым статусом; наличие отдельно выделенного массива нормативных правовых актов, регулирующих служебные и связанные с данным правовым статусом отношения; особенности повседневной жизни, обусловленные военной службой. С учетом данных обстоятельств доказывается необходимость внедрения в понятийный аппарат теории права наряду с категорией «профессиональная правовая культура» и понятия «профессиональная правовая культура военнослужащих войск национальной гвардии России», которое дополнительно раскрывает ряд специфических черт рассматриваемого вида правовой культуры. 3. Приводится ряд новых аргументов в поддержку идеи о том, что правовая культура выступает самостоятельной категорией правоведения, отличной от таких его категорий, как: «правовая система общества», «правосознание», «правовое регулирование» и «правовое воздействие».
Правовая культура наряду с правосознанием призвана отразить как понятийный конструкт в теории психоэмоциональное основание процесса обеспечения действия права. Сфера распространения и действия рассматриваемой категории выходит за рамки механизма правового регулирования, так как невозможно очевидно определить стадии регулирования, инструментарий, спрогнозировать результаты. Однако неверно утверждать, что право никак не влияет на культуру, в том числе и профессиональную правовую культуру, правосознание. Категорией, которая бы соответствовала и достоверно характеризовала такое влияние, является правовое воздействие. В связи с этим отстаивается положение о том, что право следует рассматривать не только как регулятор, но и как одну из форм общественного сознания.
4. Уточняется понимание структуры правовой культуры и ее особой разновидности в виде профессиональной правовой культуры. В качестве основных компонентов последней выделяются правосознание, право и юридическая деятельность, обеспечивающая достижение определенных социальных ценностей. Делается вывод, что по содержанию категории правовая система общества и правовая культура не совпадают, поскольку в понятие правовой культуры входят лишь прогрессивные правовые ценности и достижения. Правовая культура определяется как форма выражения и объективации качественного состояния правовой системы общества. Правосознание как элемент профессиональной правовой культуры военнослужащего войск национальной гвардии характеризует юридически верное, адекватно «квалифицированное» восприятие существующей правовой идеологии, а правовую психологию составляют чувства патриотизма; воинского братства и присутствия гордости в нем; высокой ответственности перед государством, обществом и товарищами и др. Право как элемент профессиональной правовой культуры военнослужащего характеризует не просто знание и понимание законодательства, а доскональные формализованные знания федерального законодательства о военной службе; воинских уставов; приказов и распоряжений вышестоящего руководства, инструкций и др. Практическая деятельность военнослужащих войск национальной гвардии состоит в прохождении военной службы, обеспечивающей достижение социально полезных результатов.
5. В качестве важнейшей характеристики профессиональной правовой культуры выделяется ее форма, то есть внешнее выражение и проявление вовне. Духовная составляющая профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России выступает внутренней детерминантой военной службы в целом. Она выражается на уровне сознания, характеризуется пониманием правовых предписаний, активным и убежденным их восприятием. Одновременно духовная компонента профессиональной правовой культуры не сводима к конформистскому, пассивному или безразличному выполнению воинского долга. Требованиям профессиональной правовой культуры будет отвечать именно творческое личное восприятие, внутренние согласие с требованиями военной службы, их высокая морально-нравственная ценностная оценка.
Материальная составляющая профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России находит свое формальное проявление не только в самих правовых актах. История военного дела получает свое материальное воплощение в музейных экспонатах, архивных документах, печатных изданиях и др. Организационная основа профессиональной правовой культуры представлена в качестве средства доступа и передачи духовной и материальной форм правовой культуры в их единстве субъекту. Внешним проявлением материальной и духовной компонент является безупречное поведение, выполнение обязанностей, достижение поставленных служебных задач, безусловная реализация основных прав и свобод человека и гражданина, комфортное пребывание военнослужащего в рассматриваемой среде.
6. Доказывается, что формирование профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии необходимо
11
рассматривать как процесс, складывающийся в определенных условиях, под воздействием ряда взаимосвязанных факторов, которые вызывают определенную динамику в ней и предопределяют путь и направления ее развития. В качестве факторов формирования профессиональной правовой культуры называются: правовое воспитание, юридическое образование, целенаправленная специальная деятельность соответствующих лиц, осуществляющих в пределах своей компетенции воздействие на военнослужащих (командиры, органы военной юстиции). К условиям, складывающимся объективно, независимо от воли субъектов, предлагается относить: а) общественную макросреду, которая будет включать в себя политические, экономические, социальные, духовные факторы; б) военную макросреду, т.е. специфические условия жизнедеятельности военнослужащих; в) военную микросреду, т.е. конкретный коллектив, в котором проходит службу военнослужащий.
7. Дается обоснование необходимости внедрения в понятийные ряды теории права общетеоретического понятия «механизм формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии». Данное понятие призвано отразить содержательную, структурную, временную, организационную составляющие процесса формирования профессиональной правовой культуры в их единстве и взаимосвязи, а также продемонстрировать в теории обратную связь и влияние профессиональной правовой культуры в целом на качество составляющих ее элементов. Таким образом, становление профессиональной правовой культуры военнослужащих войск Росгвардии представляется как последовательный, системно организованный процесс влияния определенных факторов и условий среды (внутренних и внешних, субъективных и объективных) на когнитивные, психоэмоциональные, мотивационные, поведенческие характеристики военнослужащего. При этом утверждается, что процесс формирования профессиональной правовой культуры является открытым для эффективного внешнего воздействия.
Механизм формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии определяется как совокупность упорядоченных, последовательных, взаимосвязанных процедур и мероприятий, воздействующих на личность военнослужащего методами и средствами психологии, образования, воспитания с целью достижения соответствия качественных характеристик личности с необходимыми (требуемыми) критериями военной службы и профессиональной правовой культуры.
8. В качестве начальной стадии процесса формирования правовой культуры рассматривается профессиональная идентификация, которая состоит в восприятии военнослужащим своего состояния как проявления действия системы норм и ценностей военной службы, сформированных историей, культурой и традициями войск, то есть отождествление себя с конкретной профессией и профессиональным сообществом. Сформированная профессиональная идентичность проявляется в принятии избранной профессии в качестве средства самореализации и развития, в принятии ценностей военной службы, в успешной органичной профессиональной адаптации, в ощущении значимости членства в профессиональной группе, в отсутствии противоречий между требованиями к военнослужащему и его желаниями (возможностями). Сформированная профессиональная идентичность выступает позитивной предпосылкой формирования высокой профессиональной правовой культуры.
9. Делается вывод о том, что профессиональная правовая культура военнослужащих войск Росгвардии формируется комплексно на установочно-идеологическом; целевом; потребностно-мотивационном; познавательно-воспитательном уровнях. На каждом из обозначенных уровней в рамках единого механизма осуществляется направленное воздействие средствами и приемами на достижение конкретного объекта- цели: правовая грамотность, правосознание, дисциплинированность, правомерное поведение, социально-правовая активность и др. Устанавливается, что содержательно-деятельностный и оценочно- результативный блоки логически завершают механизм формирования профессиональной правовой культуры, предоставляя возможность установить соответствие личностных характеристик военнослужащего ее критериям. Воспроизводство системы правовых ценностей индивидом за
13
счет его активной деятельности, включения в социальную среду, трансляция профессиональной правовой культуры во вне происходит на последних двух стадиях.
10. В связи с характеристикой содержания и направленности профессиональной правовой культуры приводится дополнительная аргументация тезиса, согласно которому военное право не обладает характеристиками самостоятельной отрасли в системе российского права на современном этапе ее развития. Однако исследования социальных факторов формирования комплексных образований в системе права и в системе законодательства, уровень развития военной науки и разработанность законодательства дают основание рассматривать военное право в качестве комплексной отрасли системы российского законодательства. Возможность институционального определения и обособления военного права в системе законодательства обусловлена предметом правового регулирования, а также особенностью комбинации применяемых в регулировании методов правового воздействия.
совершенствованию механизма формирования правовой культуры военнослужащих Росгвардии. Аргументируется необходимость выделения следующих направлений повышения эффективности системы правового воспитания военнослужащих: расширение и качественная трансформация политики государства в политико-правовом и патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, будущих призывников и новобранцев; личный пример уважения и трепетного отношения к ценностям военной службы со стороны руководящего состава; осуществление целенаправленной
11. В практическом плане предлагается ряд направлений по
государственной социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей; соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в войсках; совершенствование подготовки субъектов воспитания; оптимизация организационно-штатной структуры органов военно- политической работы, уточнение их функций и задач; повышение личной
14
ответственности командиров (начальников) за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их управленческой деятельности.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты исследования имеют значение для дальнейшей научной разработки вопросов, касающихся сущности и функций правовой культуры, возможностей правовой культуры менять социальное пространство. Проведенный анализ профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии поможет в конструировании общетеоретической модели профессиональной правовой культуры, понимании содержания, структуры, связей с другими социальными явлениями. Прикладное значение работы заключается в воссоздании абстрактной модели механизма формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии, применимым на практике. Детальный анализ правовых средств, инструментов, мероприятий позволяет прогнозировать результат воздействия методов и средств формирования профессиональной правовой культуры на ее качественные характеристики.
Объективная оценка трудностей служебной деятельности военнослужащих Росгвардии («условность» правонарушителя, когда речь идет о несении службы в мирное время; исходящие действительные угрозы для жизни, здоровья, безопасности от правонарушителей реальных; обязанность выполнить приказ при любых обстоятельствах и др.) сквозь фильтр профессиональной правовой культуры позволит обезопасить военнослужащего от морально-нравственных, должностных, правовых ошибок, не запутаться в векторах «давления» в своей профессиональной деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре теории государства и права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия».
Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 научных работах, 4 из которых опубликованы в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты научного исследования обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция “Участие войск НКВД в Великой Отечественной войне” (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне) на базе СПВИ ВВ МВД РФ, 18-19 февраля 2015 г.; 2. Всероссийская научно-практическая конференция “Проблемные аспекты договорно-правовой и судебно-исковой работы во внутренних войсках МВД России”, СПВИ ВВ МВД РФ, 20-21 ноября 2014 г.; IV Международная научно-практическая конференция “Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности”, ФГБОУ ВПО “Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена”, 5-6 декабря 2014 г.; 15-я Международная научно-практическая конференция “Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании”, ФГБОУ ВПО “Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена”, 29-30 апреля 2014 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!