Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.07

📅 2019 год
Дубровина, Н. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГО—
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ 16

1.1. Психолого-педагогическая характеристика семьи ребенка дошкольного
возраста с двигательно-координационными нарушениями 16

1.2. Обоснование научного подхода в исследовании
психолого-педагогического сопровождения семей 34

1.3. Модели психолого-педагогического сопровождения семей,
представленные в научной литературе 38

Выводы по первой главе 48

ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДКН 51

2.1. Научное обоснование структурно-функциональной модели психолого-
педагогического сопровождения семей 51

2.2. Экспериментальная база исследования 64

2.3. Методы исследования 66

Выводы по второй главе 79

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДКН 81

3.1 Организация и содержание экспериментальной работы на констатирующем
этапе психолого-педагогического эксперимента 81
3.2 Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа исследования по
апробации технологии сопровождения семей, имеющих детей дошкольного
возраста с ДКН 110

Выводы по третьей главе 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 165

ПРИЛОЖЕНИЕ A 182

В основу Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования РФ заложен принцип «личностно-развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей, законных
представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей». Этот
же принцип лежит в основе Конституции РФ, законодательства РФ и Конвенции
ООН о правах ребенка. Данный принцип дает основание полагать, что детско-
родительские отношения призваны способствовать личностному развитию обеих
сторон.
В диссертационном исследовании о психологической коррекции
деструктивных детско-родительских отношений Е.И. Ждакаева указывает на то,
что современное развитие общества характеризуется усилением кризисной
ситуации супружества, следствием чего является увеличение количества неполных
и неблагополучных семей. Деструктуризация семьи непосредственно влияет на
возникновение различных отклонений в социальном и личностном развитии
ребенка [61].
Ситуация кризиса внутрисемейных отношений является актуальной и для
семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ДКН. Помимо проблемы
деструктуризации семьи, на первый план выходят также вопросы социальной
адаптации и интеграции в общество детей и семьи в целом. Перечисленные
проблемы стоят особенно остро в семьях с детьми с ДКН в виду «очевидности» для
окружающих физических отклонений.
Результаты исследования А.В. Смирнова показывают, что физические недуги
одного из членов семьи развивают чувство неполноценности у остальных. С этим
связано несколько неблагополучных сценариев развития семьи. Согласно автору,
некоторые родители сознательно скрывают от общества факт рождения ребенка с
двигательно-координационными нарушениями. Другие, напротив, пытаются
получить своеобразную «выгоду», проявляющуюся в различных материальных
пособиях. Третьи создают вокруг ребенка «кольцо» сверхопеки, помещая ребенка
в центр бытия. Подобные реакции членов семьи вызывают или формируют
стремление к самоизоляции как ребенка с двигательно-координационными
нарушениями, так и его родителей [131].
Согласно мнению Всемирной организации здравоохранения, основным
показателем психологического здоровья является социальная адаптация человека
в обществе. Е.С. Набойченко в своих исследованиях обращает внимание на то, что
успешность социально-психологической адаптации «основана на гармонизации
физического, психического и духовного здоровья формирующейся личности»
[103].
И.М. Кондаков предлагает определение социальной адаптации как «процесса
интеграции человека в общество». Результатом данного процесса является
достижение сформированного самосознания, определение социальной роли,
установление адекватных взаимодействий с окружающими, а также формирование
необходимого уровня самоконтроля и самообслуживания [73].
Понятие «адаптация человека», с точки зрения психологии, имеет две
составляющие: поведенческую (социальную) и личностную (психологическую). В
данном исследовании при использовании понятия «социально-психологическая
адаптация семьи ребенка с двигательно-координационными нарушениями (далее –
ДКН)» подразумевается использование как психологической, так и социальной
составляющих, что позволяет членам семьи достигать самореализации, при этом
обретая определенную гармонию с окружающим социумом. Исследуя феномен
«социально-психологической адаптации», Г.А. Азбергенова выделила три
«производных». Согласно ей, в российской науке «адаптация» является процессом,
«адаптивность» подразумевается как способность, а результатом является
«адаптированность» [4].
В последние годы в РФ принимается большое количество мер на
законодательном уровне для интеграции в общество людей с различными
психофизиологическими статусами. Одной из задач Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования РФ
является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей
(в том числе, ограниченных возможностей здоровья)».
В этой связи необходимо упомянуть Федеральный закон РФ от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», в котором инклюзивное образование
рассматривается как одна из форм организации обучения для лиц с ДКН [150].
Тем не менее, нельзя отрицать существование стереотипа в обществе,
связанного с отношением к лицам с физическими недостатками. Изменение
подхода на законодательном уровне к обучению, воспитанию, восприятию в целом
детей с ДКН, должно способствовать аналогичным преобразованиям
общественного мнения, а значит и изменения существующих предубеждений.
Идея инклюзивного образования отражает стремление современного
общества к толерантности и гуманности. На данный момент, несмотря на принятие
на законодательном уровне большого количества мер о возможностях людей
данной категории, в обществе довольно сильно развита стигматизация, которая
усложняет процесс социально-психологической адаптации лиц с ДКН. В этой связи
Е.С. Набойченко ввела понятие «нормизм» как тип дискриминации в обществе по
отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья [103].
ДКН выходят за рамки анатомо-физиологической нормы, поэтому
«нормистские» взгляды общества, как на ребенка с ДКН, так и на его родителей,
отягощают и без того неблагоприятные условия стихийно складывающегося
формирующего пространства ребенка дошкольного возраста с ДКН и его семьи.
Стигматизация общества, которую испытывает на себе семья ребенка с ДКН,
оказывает влияние не только на стиль детско-родительских отношений, но и на
личность родителей, что опосредованно оказывает воздействие на формирование
личности ребенка, в том числе на его психофизические особенности.
Несмотря на достаточно обширное рассмотрение проблемы образования и
воспитания детей с ДКН, в современном обществе зачастую лишь дети получают
адекватную психолого-педагогическую помощь от образовательных учреждений.
Тем не менее, родители являются основными участниками процесса воспитания
детей с ДКН, а, следовательно, находятся в психотравмирующих состояниях по
причине резкой смены социальной роли, несбывшихся надежд и ожиданий,
невозможностью полноценной самореализации и т.д.
Обращаясь к образовательному стандарту, мы видим, что в его задачи так же
входит повышение родительской компетентности и обеспечение психолого-
педагогического сопровождения семьи.
Е.С. Набойченко в своем исследовании указывает на противоречия,
связанные с дискриминационным влиянием формирующего пространства на детей
с атипичной внешностью и локальным характером психологической помощи таким
детям, то есть проведение отдельных тренингов, отсутствие системного подхода.
Автор также указывает на необходимость изучения и оказания психолого-
педагогического сопровождения семьям таких детей [103].
Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил выявить
противоречия:
1) Между необходимостью изучения семей детей дошкольного возраста с
ДКН, межличностных отношений, стигматизации со стороны общества,
существующих потребностей и их особенностей и недостаточным освещением
данных вопросов в научных исследованиях;
2) Между имеющейся на законодательном уровне устойчивой тенденции
активного включения родителей в процессы обучения и воспитания детей
дошкольного возраста с ДКН и почти полным отсутствием системной работы в
данном направлении;
3) Между необходимостью рассмотрения психолого-педагогического
сопровождения семей с детьми дошкольного возраста с ДКН в контексте
имеющейся стигматизации со стороны общества на диаду «родитель-ребенок», и
одностороннего изучения межличностных детско-родительских отношений.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы организации системы оказания педагогической помощи детям с
двигательно-координационными нарушениями в различных условиях обучения
освещались в научных трудах Л.И. Акатова, Е.Ф. Архиповой, Л.О. Бадаляна, С.А.
Бортфельд, С.П. Евсеева, Л.Т. Журбы, В.И. Козявкина, В.В. Коркунова, А. Петё,
А.А. Потапчук, О.В. Тимониной, Л.М. Шипицыной, Л.В. Шапковой и др., в
которых одним из условий их успешной адаптации является учет состояния
физического и психического здоровья.
Организацию работы с семьями, воспитывающими детей с ДКН, освещали
в своих работах российские авторы: О.К. Агавелян, Л.А. Александровская, Л.С.
Выготский, И.Ю. Левченко, Д.А. Леонтьев, Р.Ф. Майрамян, Е.М. Мастюкова, А.Н.
Москвина, Е.С. Набойченко, Р.В. Овчарова, Н.В. Обухова, М.С. Певзнер, Г.А.
Мишина, А.С. Спиваковская, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Ж.И.
Шиф и др.; зарубежные авторы: P. Sloper (Слопер), J. Manuel (Мануэль), M.J.
Naughton (Наугтон), N. Balkrishnan (Балкришнан), B. Smith (Смит), L.A. Koman
(Коман) и др.
Исследования сущности и структуры личностного потенциала
представлены в работах Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, С. Мадди, С. Хобфолла
и др.
Психолого-педагогические модели оказания помощи семье, сопровождения
семей различных категорий представлены в работах В.В. Столина, А.А. Бодалева,
Е.С. Набойченко, Р.В. Овчаровой, Н.Н. Васягиной, Х. Джинотт, Т. Гордон, Б.Ф.
Скиннер, Е. Стейнер, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Е.В. Сидореноко и др.
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные взаимодействию с
семьями различных категорий, коррекционной работе с детьми с ДКН,
личностному потенциалу родителей, недостаточно полно изучены вопросы
комплексного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих
детей дошкольного возраста с ДКН. Социально-психологическая
адаптированность семьи ребенка с ДКН, как конечный результат психолого-
педагогического сопровождения семей, основывается на детско-родительских
отношениях, личностном потенциале родителей и уровне сформированности
двигательных навыков, в том числе и навыков самообслуживания. Комплексное
взаимодействие перечисленных аспектов и, непосредственно,
«мультидисциплинарность» сопровождения наиболее эффективно возможно
представить в условиях структурно-функционального моделирования.
Проблема исследования заключается в необходимости проведения
целенаправленной и последовательной психолого-педагогической работы с
семьями, имеющими детей дошкольного возраста с двигательно-
координационными нарушениями.
Исходя из этого, сформулирована тема исследования «Психолого-
педагогическое сопровождение семьи ребенка дошкольного возраста с
двигательно-координационными нарушениями».
Цель работы: на основе анализа проблем, возникающих у ребенка
дошкольного возраста с ДКН и его семьи, разработать структурно-
функциональную модель и апробировать технологию психолого-педагогического
сопровождения семьи.
Объект исследования – семья ребенка дошкольного возраста с ДКН.
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение семьи
ребенка дошкольного возраста с ДКН.
Анализ материалов в ходе исследований позволил сформулировать
теоретические и эмпирические гипотезы:
Теоретические гипотезы:
1. Рождение ребенка с ДКН с одной стороны, и постоянное негативное
влияние общества, вызванное «нормистскими» взглядами – с другой стороны,
выступают как стрессогенные факторы, снижающие личностный потенциал
родителей, их жизнестойкость, определяют такой характер детско-родительских
отношений, который не способствует развитию физической мобильности ребенка,
что снижает социально-психологическую адаптированность семьи в целом.
Эмпирические гипотезы:
1. Уровень социально-психологической адаптированности семьи, имеющей
ребенка дошкольного возраста с ДКН будет выше при условии оптимизации
компонентов личностного потенциала родителей, гармонизации детско-
родительских отношений и улучшении двигательных навыков детей.
2. Компоненты личностного потенциала родителей находятся в тесной
взаимосвязи с детско-родительскими отношениями и уровнем развитости
двигательных навыков детей, и опосредованно влияют на развитие друг друга.
Задачи исследования:
1.Провести анализ проблемы социально-психологической изоляции семьи и
ребёнка дошкольного возраста с ДКН, существующих моделей психолого-
педагогического сопровождения семей.
2. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель психолого-
педагогического сопровождения и технологию сопровождения семей, имеющих
детей дошкольного возраста с ДКН.
3. Диагностировать компоненты личностного потенциала родителей, степень
сформированности двигательных навыков детей с ДКН, тип детско-родительских
отношений, в том числе – выявить уровень социально-психологической
адаптированности семьи.
4. Апробировать и определить эффективность разработанной технологии
сопровождения семей в рамках структурно-функциональной модели психолого-
педагогического сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с
ДКН.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– системный подход (Б.Ф. Ломов);
– концепции психолого-педагогического сопровождения семей (Е.С.
Набойченко, Р.В. Овчарова, Н.Н. Васягина, В.В. Ткачева, А. Адлер, А.С.
Спиваковская, Е.И. Казакова и др.);
– организация психолого-педагогической работы с родителями, которая
включала в себя проведение бесед, консультаций, опиралась на научные труды и
рекомендации Г.Е. Акимовой, Ю.Е. Алешиной, Л.В. Аристовой, М.М. Безруких,
Н.А. Бернштейна, Г.П. Будановой, Д. Варги, А.К. Васильевой, Д.В. Виннескотт,
Т.Н. Волконской, О.М. Высоцкой, Г. Домана, Э.С. Калижнюк, В.В. Ковалева, Т.Л.
Крюковой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, Е.С. Набойченко, Л.И. Плаксиной,
В. Сатир.
Для решения поставленных задач, подтверждения исходных положений и
проверки гипотезы исследования использовалась совокупность
взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
– теоретических: изучение и теоретический анализ литературы в области
психологии, педагогики, социологии, соответствующих проблеме исследования;
сравнение и обобщение различных позиций по исследуемой проблеме;
– эмпирических: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опрос
респондентов; психологический эксперимент по проверке эффективности
структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения
семей, имеющих детей дошкольного возраста с ДКН. В качестве психолого-
диагностических методик использовались: опросник Н.П. Фетискина
«Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» [151]; «Тест
жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым [84]; экспресс-
диагностика состояния стресса К. Шрайнер [53]; тест «Адаптивные стратегии
поведения» Н.Н. Мельниковой [95]; тест-опросник родительского отношения А.Я.
Варги и В.В. Столина [107]; мониторинг формирования двигательных навыков
Н.А. Топорковой [144] и карта оценки навыков самообслуживания Н.А.
Полетаевой [118].
– статистические: обработка полученных в ходе исследования данных с
использованием методов математический статистики (методы описательной
статистики, корреляционный, анализ различий для зависимых и независимых
выборок).
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи
определили ход исследования, которое проводилось в период с 2009 по 2018 гг. и
включало три этапа, в основу которых была положена система организационно-
методических и психологических мероприятий:
1. Организационно-подготовительный (2009-2011 гг.) – анализ основных
теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения
семей, изучение философской, психолого-педагогической, методической
литературы, диссертационных исследований; выявление проблемного поля
исследования; разработка компонентов личностного потенциала родителей; отбор
методик диагностических измерений; целенаправленное систематическое
наблюдение;
2. Содержательно-процессуальный (2011-2016 гг.) – разработка
последовательности исследования; подбор методов и методик, соответствующих
цели и задачам исследования; проверка и уточнение выявленных психолого-
педагогических условий в ходе исследования; апробация критериев оценки
эффективности исследования; рефлексия собственного опыта психолого-
педагогической деятельности; разработка и реализация технологии сопровождения
семей, входящей в состав структурно-функциональной модели психолого-
педагогического сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с
ДКН; использование психолого-диагностических методик для выявления
личностного потенциала родителей, двигательно-координационного статуса детей
и типа детско-родительских отношений.
3. Аналитический (2016-2019 гг.) – систематизация и обобщение научных
результатов, их качественно-количественный анализ, формулирование выводов.
Экспериментальной базой исследования выступил Клуб по месту
жительства «Надежда», входящий в состав МБУ ДО «ДЮЦ «Вариант» (далее –
Клуб «Надежда»), г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие дети
дошкольного возраста с ДКН в количестве 122 человек и их родители – 122
человека. Всего участников исследования – 244 человека.
Личное участие во внедрении результатов исследования осуществлялось
в преподавательской, научно-методической, учебно-организационной
деятельности на базе экспериментальной площадки, в качестве автора мониторинга
формирования двигательных навыков и карты навыков самообслуживания детей
дошкольного возраста с ДКН.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
– Представлена структурно-функциональная модель как концептуальная
основа психолого-педагогического сопровождения и социально-психологической
адаптации семей, имеющих детей дошкольного возраста с ДКН.
– Разработана и апробирована модульная (включающая
психологический, педагогический и адаптивный блоки) технология
сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ДКН. Для каждого
блока определены цель, задачи и формы реализации.
– Показано, что комплексное воздействие разработанной технологии на
семью и ребенка с ДКН позволяет осуществить преобразование личностного
потенциала родителей, коррекцию и компенсацию двигательных нарушений детей
и оптимизировать детско-родительские отношения.
Теоретическая значимость исследования. Обобщены и систематизированы
данные о сущности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с
ДКН. Исследованы и описаны компоненты личностного потенциала
(мотивационный, поведенческий, эмоциональный) родителей, имеющих детей
дошкольного возраста с ДКН. Представлена характеристика уровней социально-
психологической адаптированности семьи ребенка дошкольного возраста с ДКН.
Выявлен и обоснован системообразующий фактор технологии сопровождения
семей, имеющих детей дошкольного возраста с ДКН – личностный потенциал
родителей детей с ДКН.
Практическая значимость исследования. Сформированный комплекс
психодиагностического инструментария, обеспечивающего выявление уровня
социально-психологической адаптированности семей, имеющих детей
дошкольного возраста с ДКН может быть использован в дальнейшей
психологической практике. Апробированная структурно-функциональная модель
и технология психолого-педагогического сопровождения могут найти широкое
применение в работе с семьями, имеющими детей дошкольного возраста с ДКН.
Авторские методики мониторинга формирования двигательных навыков и карта
оценки навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с ДКН, будут
полезны родителями и педагогам на ступени дошкольного обучения. Благодаря
данным методикам, родители могут самостоятельно отслеживать и корректировать
двигательное развитие ребенка с ДКН, используя лишь консультативную помощь
со стороны специалиста по адаптивной физической культуре. Структурно-
функциональная модель психолого-педагогического сопровождения семей,
имеющих детей дошкольного возраста с ДКН и результаты эмпирического
исследования используются в учебном курсе «Физическая реабилитация»,
«Адаптивная физическая культура» для студентов очного и заочного отделений
УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Надежность результатов, достоверность и обоснованность выводов
обеспечивалась исходными методологическими позициями; анализом
современных достижений психолого-педагогической науки; выбором и
применением апробированного инструментария, соответствующего цели, объекту,
предмету, задачам и гипотезе исследования; достаточной экспериментальной
базой; пролонгированным характером психологического эксперимента и
возможностью повторения опытно-экспериментальной работы;
репрезентативностью выборки испытуемых, эмпирической проверкой основных
положений; тщательным и корректным проведением качественного анализа и
статистической обработкой полученных эмпирических данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Стихийно складывающееся формирующее пространство, в котором
находится семья ребенка с ДКН, в сочетании с общественной стигматизацией
способствуют дезадаптации семьи, что проявляется в искажении компонентов
личностного потенциала родителей, развитии такого типа детско-родительских
отношений, при котором затрудняется формирование двигательных навыков
ребенка с ДКН. Вследствие этого нарушается процесс социально-психологической
адаптации семьи в целом.
2. Социально-психологическая адаптированность семьи с ребенком
дошкольного возраста с ДКН является результатом процесса адаптации семьи к
условиям стихийно складывающегося формирующего пространства в сочетании с
общественной стигматизацией и включает в себя следующие компоненты:
показатели личностного потенциала родителей, тип детско-родительских
отношений, степень сформированности двигательных навыков у детей с ДКН.
3. Тип детско-родительских отношений, компоненты личностного
потенциала родителей и степень сформированности двигательных навыков детей с
ДКН в процессе социально-психологической адаптации семьи образуют между
собой связи, одновременное воздействие на которые позволяет повысить уровень
социально-психологической адаптированности семьи ребенка дошкольного
возраста с ДКН.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты
диссертационного исследования освещены в статьях, опубликованных в сборниках
трудов Всероссийских и Международных научно-практических конференций (г.
Екатеринбург, 2014, г Санкт-Петербург, 2016, 2018, г. Стерлитамак, 2015),
представлены на конкурсе грантов молодых ученых УрФУ им. первого Президента
России Б.Н. Ельцина (2013).
Материалы диссертационного исследования используются автором при
проведении лекционных, семинарских и практических занятий со студентами
отделения бакалавриата и магистратуры и курсов повышения квалификации
Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ им.
первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Диссертация соответствует паспорту специальности 19.00.07
«Педагогическая психология» по следующим пунктам: п.2. психология
образовательной среды; п.7. психологические условия эффективности
педагогического воздействия; образовательный процесс как единство обучения и
воспитания; п.8. психологические закономерности, механизмы, особенности и
условия эффективности воспитательного процесса; п.11. психологические
особенности различных типов обучения.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографического списка (174 источника), приложения. В тексте
диссертации имеются 27 таблиц, 20 рисунок.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Самораскрытие способностей подростка как фактор академической успешности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»