путешествие как феномен культуры

📑 1 стр.
📅 2020 год
👀 27 просмотров
1 500 ₽
Стоила эта работа
user1685465
1 500 ₽
Стоила эта работа

В заключении работы сформулированы основные выводы диссертации и
намечены перспективы дальнейших исследований.

Современное состояние культуры оценивается с разных сторон. Но, повидимому, ведущую роль в изменяющемся культурном мире играет беспрецедентная мобильность человека, сопровождающая процессы глобализации.
В свою очередь сами процессы глобализации нивелируют отличия многовариантности жизни сложившихся культур, стандартизируют многообразие
культурных практик человека, унифицируют стили повседневности. Вместе с
тем, всю интеллектуальную историю пронизывает страстное любопытство к
узнаванию иных возможностей мира человеческих отношений, иных способов сосуществования людей, то есть узнавания повседневности и смыслов
Других культур. Любопытство как имманентно присущая человеку поисковая активность пересиливало страх перед неизвестным, заставляло разрывать круг повседневности собственного существования и вынуждало преодолевать границы многих культурных пространств. Знание о возможных
конфигурациях мира культуры человек извечно добывал в путешествиях.
Странствие становилось отправной точкой на пути познания.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем,
что путешествие как феномен культуры, становясь предметом изучения
практически всех наук о человеке и обществе, не нашло до сих пор должного
философского осмысления. Результаты многих междисциплинарных исследований требуют обобщения на основе релевантных концептуальных моделей. Настоятельность этого требования, связывается в диссертации с выяснением собственно культурного значения возросшей в принципиальной степени мобильности человека в пространстве культуры.
Никогда за всю историю человечества не совершалось столько путешествий как за один ХХ век. На это, в первую очередь, оказало влияние развитие
социально-политической инфраструктуры современного общества. Путешествие становится доступнее и в силу появления такой его разновидности
как «виртуальное» путешествие. Распространенность такого явления как путешествие неизбежно приводит к различным последствиям в культуре: как
положительным, так и отрицательным, что и актуализирует изучение роли
путешествия в культурном пространстве.
Человеческая история изначально связана с путешествиями: далекие
предки человека постоянно перемещались, стараясь найти места, пригодные
для жизни. Результатом долгой истории этого феномена являются и множество смыслов, вкладываемых в это понятие, и большое количество синонимов.
Однако указанные обстоятельства создают ситуацию, когда под путешествием становится возможным понимать абсолютно любое пространственное
преремещение. Таким образом, появляется потребность в выявлении и исследовании признаков, позволяющих отделить путешествие от остальных
видов перемещения.
Лингво-культурологические исследования указывают на то, что путешествие изначально ассоциируется с опасностью и преодолением трудностей.
Прежде путешественники преодолевали страх перед стихией и мифическими чудовищами, сейчас – перед угрозой терроризма и культурной нетерпимости.
Противоречивость в оценках самого путешествия проявляется в том, что,
с одной стороны, множество людей совершают путешествия, для некоторых
это даже становится стилем жизни, несмотря на то, что путешествие это серьезное испытание, требующее от человека напряжение физических и моральных сил. С другой стороны, есть люди, которые никогда не решатся на
путешествие, и для них оно всегда будет не более чем описание чужих приключений в травелогах. В связи с этим, представляется важным исследование
условий, которые укажут на то, почему одни люди отправляются в путешествие, а другие – нет.
Исследование роли путешествия в современном мире приобретает особую
актуальность поскольку, тенденции трансформаций в культурной действительности требуют от человека в принципиальной степени большей, чем когда-либо коммуникабельности и мобильности. Модификация условий жизни
вызывает, уже знакомый человеку «страх и трепет» перед неустойчивостью настоящего. Культура всегда создает противовес той нестабильности, которую
переживает человек в переломные эпохи. Поэтому, появляется необходимость
выяснения способности путешествия как феномена культуры быть способом
адаптации к изменяющемуся миру, быть способом сохранения в памяти пути
возврата к истокам культуры, компенсирующего неустойчивость настоящего.
Вследствие того, что любое путешествие неразрывно связано с пространственным перемещением, встает необходимость исследовать эту составляющую путешествия. В силу того, что путешествие совершается в культурном
пространстве, важным представляется изучить роль путешествия в самом
этом пространстве. Причем, постнеклассическая методология позволяет рассмотреть культуру как многостадийный информационный процесс, что открывает возможности установить тот этап социокультурной динамики, на
котором появляется путешествие как культурное явление, а, следовательно,
и выяснить его роль в пространстве культуры.
Степень теоретической разработанности проблемы
Понимание путешествия как феномена и его роли в диалоге культур не
имеет четко выраженной философской традиции. Вместе с тем, за последнее
десятилетие изучение путешествия приобрело особую актуальность в гуманитарных и социально-экономических исследованиях. Поэтому в диссертации философской рефлексии подвергались результаты конкретно-научных и
междисциплинарных постижений феномена путешествия.
В первую очередь, значение для нашего исследования имели работы
М.Б. Биржакова, В.П. Грецкевича, А.Я. Гуревича, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, Ж. Ле Гоффа, Дж. Плано Карпини, М. Поло, Г. де Рубрука посвященные истории путешествия и описанию реальных путешествий, поскольку именно исторический ракурс рассмотрения этого явления культуры позволил выявить
формы и признаки путешествия. Прояснение семантики понятия потребовало
привлечение лингво-культурологического подхода, реализованного для осмысления концепта «путешествие» в исследованиях А.А. Беляковой и Л. Цзюань. Однако в перечисленных работах не дается определение путешествия,
раскрывающего значение этого явления в поле смыслов за пределами локальных культур. Интегрирование лингвистических и «неязыковых» областей знания для исследования путешествия как литературного жанра проведено в работах Д.С. Лихачева, К. Лоуренс, М.Г. Шадриной. В этих исследованиях, инициируемых, по утверждениям их авторов, неразработанностью вопроса о жанрово-стилистистической природе «путевой литературы» и необходимостью в
системных представлениях описания «путешествий», утверждается, что литература «путешествий» синтезирует функции передачи информации, добытых
путешественниками, популяризирует научные знания среди широкого круга
читателей, воздействует на сознание путем убеждения. В данных исследованиях фиксируется необходимость осознания «языковой личностью» своего прошлого, в котором картина «свое»-«чужое» занимает одну из ведущих позиций.
Вместе с тем, в этих работах раскрываются особенности «литературы путешествий» (по определению Д.С. Лихачева) в следующем синонимическом ряду –
«хожений», «хождений», «записки путешественника», «путевые заметки»,
«очерки по пути», «дневные записки», но не выявляются условия существования человека собственно вызывающие потребность путешествовать.

Путешествие как способ измерения пространства культуры // Вестник
Томского гос. пед. ун-та. Серия: Гуманитарные науки (Философия и культурология). – 2006. – Вып. 7 (58). – С. 65–71.
2. Путешествие как феномен образования в коммуникативном пространстве // Философия образования. – 2006. – № 4 – С. 161–165 (в соавторстве с
Л.Р. Тухватулиной).
3. Путешествие как феномен культуры // Философия. Наука. Культура: Сборник статей / Под ред. В.В. Ильина. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – Вып. 5. –
С. 47–61.
4. «Виртуальное путешествие» как способ получения образования // Образование в Сибири. – 2005. – № 1 (13). – С.122–124.
5. Te Potential of Tomsk for Scientifc and Business Tourism as a Resource of the
Sustainable Development of the Region // Материалы докладов VII Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность»: В 2 т. Т. II. – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та,
2001. – С. 129–130.
6. Социокультурная динамика, инициируемая туристской деятельностью
// Материалы VI Общероссийская межвузовская конференции студентов,19
аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» (15–20 апреля): В 5 т.
Т. 5: Культурология и философия. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. унта, 2002. – С. 21–22.
7. Экологический туризм: проблемы и перспективы // Труды VI Всероссийского научно-технического семинара «Энергетика: экология, надежность,
безопасность». – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2004. – С. 248–
251.
8. Путешествие как элемент образования // Материалы всероссийской научно-методологической конференции «Современные технологии образования и их использование в вузе и профильной школе». – Томск: Изд-во
Томского гос. пед. ун-та, 2005. – С.294–298.
9. Роль путешествия в современном образовании // V Сибирская школа молодого ученого: Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального послевузовского образования». – Томск: Изд-во STT, 2005. – С. 169.
10. Понятие пространства в культурном исследовании // Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование»: В 6 т. Т. 4: Культурология, история,
философия. Ч.II. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2005. – С.41–42.
11. Экологическое путешествие как феномен культуры // Труды
XI Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность». – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та,
2005. – С. 116–117.
12. Культурные ландшафты: экология, генезис, динамика // Труды VIII Всероссийского студенческого научно-технического семинара «Энергетика:
Экология, Надежность, Безопасность». – Томск: Изд-во Томского политех.
ун-та, 2006. – С. 332–335.
13. Академическая мобильность как способ измерения коммуникативности
образования // Формирование культуры личности средствами искусств в
системе классического образования (опыт междисциплинарного исследования): Материалы Всероссийского гуманитарного форума «Сибирские
Афины». – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2006. – С. 79–84.

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету