Разработка методики мониторинга технического состояния комплексов глубокой разработки угольных пластов на разрезах Кузбасса

Копытин Денис Валерьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Комплексы глубокой разработки пластов КГРП –
обзор применения и причины отказов 10
1.1 Анализ горнотехнических условий эксплуатации
КГРП на угольных месторождениях Кузнецкого
бассейна 10
1.2 Назначение и опыт использования КГРП 21
1.3 Техническая характеристика, состав и сравнительный
анализ моделей КГРП 28
1.4 Причины отказов рабочего оборудования КГРП при
эксплуатации в условиях предприятия открытой до-
бычи Кузбасса 31
1.5 Основные итоги и выводы 36
Глава 2 Мониторинг технического состояния КГРП (SHM)
по уровню вибрации и спектральным опорным
маскам 37
2.1 Методы технического обслуживания и ремонта техно-
логического оборудования 37
2.2 Оценка технического состояния по общему уровню
вибрации 43
2.3 Оценка технического состояния по спектральным
опорным маскам узлов и агрегатов КГРП 49
2.4 Основные итоги и выводы 59
Глава 3 Особенности эксплуатации и ремонта гидравличе-
ского оборудования КГРП в условиях низких тем-
ператур 60
3.1 Особенности работы гидравлического оборудования
КГРП в условиях низких температур 60
3.2 Основные виды отказов гидромеханического
оборудования КГРП 66
3.3 Совершенствование системы климатической
адаптации КГРП 69
3.4 Определение рабочих параметров гидросистемы КГРП 78
3.5 Определение параметров теплоизоляции бака гидрав-
лического масла 82
3.6 Основные итоги и выводы 87
Глава 4 Разработка методики вибродиагностики основных
агрегатов КГРП 88
4.1 Разработка модели прогнозирования
работоспособности агрегатов КГРП 88
4.2 Построение прогностических оценок работоспособно-
сти агрегатов КГРП 106
4.3 Методика вибродиагностики главных приводов КГРП 111
4.4 Результаты диагностического обследования КГРП 125
4.5 Основные итоги и выводы 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 135
ПРИЛОЖЕНИЯ 150

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы
диссертационного исследования, характеризуется степень ее разработанности,
определяются цели и задачи исследования, описывается теоретическая и
практическая значимость исследования.
В первой главе дано описание конструкций и области применения КГРП,
опыта применения данного типа оборудования по извлечению угля из бортов
карьеров в России и за рубежом. Представлен анализ отказов оборудования и
причин их возникновения.
Разработка и создание комплексов прибортовой добычи угля для зон
отработанного разреза начались с 1977 года. Развитие основывалось на
технологии шнекобуровой выемки с использованием подземных комплексов и
агрегатов, коснулось разработок различных схем транспортировки угля на
поверхность, обеспечивающих более высокие технико-экономические
показатели по сравнению с шнекобуровыми машинами.
Известным комплексом является The Тhin Seam Miner – «разработчик
тонких пластов» (РТП) голландской фирмы «Dieseko» (1979). В основе
комплекса стояла концепция – «бурение-извлечение». Базовая комплектация
включала основные компоненты: рама, каркас системы с энергетическим
модулем от дизельного привода, кабина оператора, два барабана с кабелями для
подачи электроэнергии к двигателям режущего модуля (рис. 1).

Рисунок 1 – Конструктивная схема
комплекса The Thin Seam Miner
компании «Dieseko»
Сопоставительный анализ существующих комплексов показал, что для
работы на угольных месторождениях российских регионов, в том числе
Кузбасса, наиболее приемлемы комплексы глубокой разработки пластов (КГРП)
«Superior Highwall Miners».
Комплексглубокойразработкипластов–автономная
высокопроизводительная и экономичная система по добыче угля, позволяющая
осуществлять полностью механизированное выбуривание угольных пластов
выработками прямоугольного поперечного сечения без присутствия людей в
очистном забое. КГРП устанавливается на открытой площадке, которая
образуется в результате извлечения вскрышных пород и угля по контуру блока,
предполагаемого к отработке с помощью данной системы. Минимально
необходимая ширина рабочей площадки составляет от 25,8 до 27,5 м. Уголь от
рабочего органа КГРП транспортируется по закрытым рештакам с помощью
расположенных в них шнеков.
На рис. 2 представлена схема комплекса глубокой разработки пластов
Caterpillar Superior Highwall Miners, а в таблице 1 приведена его техническая
характеристика.

Рисунок 2 – Конструктивная схема комплекса SHM, модель 2002 г.

Таблица 1 – Техническая характеристика КГРП
ПоказателиЗначение
Общая установленная мощность, кВт1200
Длина машины, м16,81
Ширина машины в режиме добычи, м10,2
Максимальный угол подачи в забое, град25
Максимальное понижение отработки пласта (0-25 град), м0-11
Диаметр барабана режущего органа, мм>910
Ширина реза, мм3510
Высота реза, мм
– минимальная1100
– максимальная4800
Длина камеры отработки пласта, м300
Давление режущей головки, кгс/см2
– среднее400
– максимальное (для отдельных вкраплений)700
Уровень автоматического срабатывания датчиков метана, %2

При работе комплекса в тяжелых горно-геологических условиях
наблюдались отказы узлов гидравлической системы, вызванные в холодный
период повышением вязкости гидравлического масла, приводящие к
длительным простоям. В таблице 2 приведены данные о причинах отказов и
продолжительности простоев оборудования за рассмотренный период (2 года).
На рисунке 3 представлен график продолжительности простоев в
зависимости от причин отказов или нештатных ситуаций.
Из анализа графика следует, что наибольшая продолжительность простоев
связана не только с повышением вязкости гидравлического масла, но и с
техническими поломками, происходящим в зимний период времени.
Таблица 2 – Статистика причин отказов в работе КГРП
Причины отказов и нештатных ситуаций при работе КГРП

Поломки цилиндров подборщика

поворотом заднего правого трака

става на рабочую платформу при
температурах ниже минус 32 С
гидрораспределителей поворота

Остановы хвостового конвейера
цилиндрам вруба и подборщика

-32 С при длительном простое
на ходу при температуре ниже

масла при температурах менее
Замерзание гидравлического
связанный с ходовой частью

Увеличивается цикл подачи
гидравлических шлангов к

цилиндров траков (отказ,
Поломки подсоединений

управления подъемом и
хвостового конвейера и
Разрушение натяжных

при отказах п/п 3-7
Выход из строя

минус 32 С
№ п/п

комплекса)
5 запусков
186+2,67+
31 простой4 случая1 случайв условиях низких7 остановов14
1+8+40+42
(2,5-6 ч. каждый)(2/3 ч. каждый).(8 ч.)температур(6 ч. каждый)(3/4 ч. каждый)
= 278,67 ч.
(8 ч. каждый)
5 запусков
114+2,33+
19 простоев3 случаев/1 случайв условиях низких3 останова7
28+40+18 =
(2,5-6 ч. каждый(2/3 ч. каждый).(8 ч.)температур(6 ч. каждый)(3/4 ч. каждый)
182,33 ч.
(8 ч. каждый)

Рисунок 3 – Продолжительность простоев КГРП,
связанных с ликвидацией отказов
Представленные данные свидетельствуют о том, что вопросу поддержания
постоянной регламентируемой температуры гидравлического масла от +40
до -55°С необходимо придавать особое внимание.
Во второй главе дано описание организации мониторинга технического
состояния КГРП, определены допустимые значения вибрации в основных узлах
и частотные диапазоны для построения спектральных масок.
Оценка технического состояния оборудования и его узлов – важнейший
этап проведения контроля технического состояния, – проверка исправности
всего агрегата при выводе его из монтажа или ремонта. Статистика показывает,
что примерно в 20% случаев монтаж и ремонт производятся с нарушением
требований технических условий, что приводит к сокращению межремонтной
наработки оборудования.
Безукоризненное соблюдение требований технических условий при
монтаже и ремонте агрегата и исследование вибрации при выводе из ремонта
могут значительно продлить последующий межремонтный интервал.
При мониторинге технического состояния оборудования используются
многочисленные стандарты, в основе которых лежит нормирование вибрации в
зависимости от конструкции исследуемого объекта. При разработке норм
эксплуатационного контроля вибрации в качестве критерия используют один из
кинематическихпараметров(виброускорение,виброскоростьили
виброперемещение), по которому оценивают техническое состояние агрегата.
На начальной стадии обследования узлов и агрегатов КГРП проводились в
соответствии с требованиями стандартов ГОСТ ISO 10816-1-97 «Контроль
состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся
частях» и ГОСТ 12.1.012-94 «Классификация технического состояния
механического оборудования», см. таблицу 3.
Таблица 3 – Классы оценок технического состояния
Уровень вибрации Ve, мм/сОценка технического состояния
 1,8Хорошо
1,8…4,5Удовлетворительно
4,5… 11,2Допустимо
≥ 11,2Недопустимо
Недостатком оценки состояния оборудования по общему уровню вибрации
является то, что он практически нечувствителен к изменениям сравнительно
низкоэнергетических частотных составляющих вибросигнала, характерных,
например, для ряда зарождающихся и развивающихся дефектов подшипников
качения, зубчатых передач, электрических и ряда других дефектов. Отсюда
следует вывод о низкой степени достоверности распознавания состояния
агрегатов только по общему уровню вибрации.
Для устранения этого недостатка используется метод «спектральных
масок», позволяющий нормировать амплитуды механических колебаний в узких
частотных диапазонах, присущих различным дефектам.
Прежде всего выделим те частотные диапазоны, где могут проявится те или
иные дефекты отдельных узлов:
− (0,5…2,5)×fr – для обнаружения дисбаланса и расцентровки;
− (7,5…15,5)×fr – для обнаружения дефектов в подшипниках качения;
− (2,5…10,5)×fr – для предупреждения о нарушениях жесткости;
− (z1)×fr – для распознавания дефектов зубчатых муфт и зубчатых передач и
т.д. Здесь fr – частота вращения исследуемого объекта.
Для определения допустимого уровня вибрации в рассматриваемых
частотных диапазонах необходимо воспользоваться понятием «нормального»
состояния агрегатов КГРП – когда в качестве критериев «нормального»
состояния принимаются среднестатистические величины контролируемых
параметров заведомо работоспособного агрегата, полученные при обработке
результатов нескольких периодических измерений после его приработки
(рисунок 4).

Рисунок 4 – Схема
сбора данных для
расчета
средненормальног
о уровня вибрации
идопустимых
значений вибрации
различных
состояний

Большинство стандартов, регламентирующих допустимые значения
вибрации, основано на статистической обработке достаточно большого
количества данных по самым разнообразным типам оборудования различными
исследовательскими группами. При этом в них определена схожая градация по
классам состояния на основе градации уровней на 4, 8, … дБ (соответственно,
примерно в 1,6; 2,5; … раза). Эти относительные величины и принято
использовать в качестве разделительных границ для оценок технического
состояния оборудования по параметрам вибрации.
При анализе массива экспериментального материала было установлено, что
статистические данные с 80% доверительной вероятностью подчиняются
нормальному закону распределения. Для проверки однородности выборки,
характеризующей достоверность статистических выводов, использовался F-
критерий Фишера, а для исключения резко отличающихся данных – критерий
Пирсона.
Вибрация анализировалась отдельно по каждому узлу и агрегату комплекса
КГРП (электродвигатель, насос, мультипликатор, гидродвигатель, компрессор,
вентилятор) и направлению измерения (вертикальному, поперечному и
осевому).
При развертывании программы мониторинга технического состояния были
использованы опорные спектральные маски, представленные в табл. 4.
В соответствии с таблицей 4 были построены опорные спектральные маски,
характеризующие каждый тип агрегатов, используемых на комплексах КГРП.
На рисунке 5 приведены примеры опорных спектральных масок для
гидродвигателя ленточного перегружателя.
Таблица 4 – Классы оценок технического состояния при мониторинге КГРП
Коэффициенты к среднеквадратическому значению Ve
ЧастотнаяПредельно
Нормальное Допустимое
полоса, ГцдопустимоеАварийное
состояниесостояние
состояние
10…1 0000,250,400,631
2 (10)…1,5×fr0,200,320,500,75
2×fr0,120,200,320,50
(3…4)×fr0,080,130,200,32
(5…20)×fr0,130,160,250,40
(21…50)×fr0,060,100,160,25
Пиковое значение виброускорения а, м/с 2

10…10 0005102040

а)б)

– допустимое состояние
– предельное состояние
Рисунок 5. Опорные спектральные маски гидравлического двигателя
ленточного перегружателя

Из анализа приведенного примера видно, что в исходном состоянии после
монтажа гидродвигатель находится в зоне нормального состояния и имеет
значительный запас работоспособности по параметрам механических
колебаний.
В третьей главе приведены особенности эксплуатации КГРП в условиях
низких температур, рассмотрены вопросы повышения безотказности их
эксплуатации, определены гидравлические потери в гидросистеме КГРП и даны
рекомендации по рациональным параметрам ее работы.
Работающие в России комплексы по своей конструкции и применяемым
материалам не отличается от стандартных машин, предназначенных для работы
в зоне с умеренным климатом. Эксплуатация комплексов в условиях низких
температур сопряжена с серьезными трудностями. С понижением температуры
затрудняется пуск двигателя, резко увеличивается (вследствие загустения
смазочных материалов) сопротивление движению, что требует для применения
повышенной мощности, происходит интенсивное ухудшение эксплуатационных
свойств рабочих жидкостей, смазочных материалов, резинотехнических изделий
и конструкционных материалов.
Параметр потока отказов КГРП в зимние месяцы по сравнению с летними
возрастает в 1,3…1,5 раза, что приводит к возрастанию длительности простоев и
снижению технической производительности (рис. 6). Специфичность работы в
зимний период заключается в суровом климате: комплексы используются при
температуре окружающего воздуха до –45оС.

Рисунок 6 –
Изменение
параметра потока
отказов по месяцам
года
Значительно ухудшается всасывающая способность насосов. При
длительных остановках машины в зимний период происходит конденсация влаги
в баке, 1% содержания которой ускоряет образование пены. Наличие пены
интенсивно окисляет масло и детали гидроаппаратов, а также ухудшает
механические характеристики передачи. Применение специальных «зимних»
масел с пологой вязкостно-температурной характеристикой может решить
проблему лишь частично, т.к. их использование рационально только в момент
пуска и прогрева.
Тяжёлые условия эксплуатации рабочей жидкости в жёстких погодно-
климатических условиях заставляют серьёзно отнестись к вопросу о
применяемых гидравлических маслах и их качественных показателях, которыми
могут служить: температура вспышки, кинематическая вязкость при +40°С,
кинематическая вязкость при +100°С, содержание механических примесей
(частицы угля и кремния, металлов серого и жёлтого цветов).
Для установления изменения указанных свойств масел в процессе
эксплуатации рассмотрена работа двух КГРП, эксплуатируемых на разрезе
«Распадский», за двухлетний период. Период отбора проб из гидросистемы
комплексов составлял полтора-два месяца. При возникновении аварийной
ситуации масло на пробу отбиралось на следующий день. Полученные
результаты позволили установить типичные изменения характеристик нового
масла в гидросистемах КГРП (рис. 7).
В таблице 5 приведены усреднённые показатели характеристик масла в
гидросистемах рассматриваемых комплексов КГРП №28 и КГРП №29
(приведены худшие показатели за весь период эксплуатации).
Анализ результатов, приведенных в таблице 5, изменения качественных
показателей масел в гидравлической системе КГРП показал, что существуют
отклонения от заявляемых норм.
а)б)

в)г)

Рисунок 7 – Изменение качественных показателей масла во времени по
худшему результату

Таблица 5 – Качественные показатели масла в гидросистемах
Показатели
Кинематическая Кинематическая
ОбъектыТемпературавязкость привязкость приМеханические
вспышки, оСтемпературетемпературепримеси, %
о
40 С, сСт100оС, сСт
КГРП №2812821,15,10,85
КГРП №2913724,54,91,64
Норма22030…357,60,01
Отклонение
от нормы, %
КГРП №284240338400
КГРП №2938303616300
Основная проблема в зимний период — это замерзание гидравлического
масла. На комплексе имеется достаточное количество теплоносителя
(гидравлического масла) и возможность его увеличения по объему
(ограниченную лишь емкостью главного резервуара, используемой в данный
момент на 30-40%) и по теплонасышенности (подогрев масла
электрообогревателями и циркуляцией через малые каналы). Более того,
предусмотренная система охлаждения масла дает возможность перенастройки на
тепловой режим, экономнее расходующий энергию теплоносителя.
Предлагается использовать данный теплоноситель для обогрева машины
посредством постоянной циркуляции через временно неиспользуемые
исполнительные механизмы или, при невозможности применения данной схемы
(например, на гидравлических цилиндрах и моторах, чьё фиксированное
положение имеет принципиальное значение для работы комплекса) созданием
обогрева для последних. Теоретически, идеальным решением было бы
использование всего тепла, отдаваемого в атмосферу системой охлаждения
масла, на обогрев комплексов при работе в условиях низких температур, для чего
предлагается изготовить на баках дополнительную «рубашку» (рис. 8),
заполненную гидравлическим маслом и подключенную к циркуляционному
потоку системы охлаждения. Для большей эффективности подобного подогрева
необходима дополнительно наружная теплоизоляция баков (например,
полиуретановой пеной). Схема включения «рубашки» в гидравлическую
систему комплекса представлена на рис. 9.

Рисунок 8 – Бак для жидкой и
густой смазки

Изменения, внесенные в схему, позволили в зимний период избежать
остановок от замерзания (зафиксированы рабочие температуры воздуха до
-42°С), что позволяет сделать вывод об их работоспособности. Проблемы,
связанные с низкими температурами на модифицированных узлах, не возникали.
Рисунок 9 – Схема включения
бака с густой и жидкой
смазками в гидравлическую
систему комплекса
1 – пневмонасос, 2 – привод
пневмонасоса, 3,11,14,15 –
кран-отсекатель, 4 – бак для
гидравлического масла, 5,6 –
гидравлические рукава, 7 –
радиатор охлаждения масла, 8
– фильтр тонкой очистки
масла, 9 – бак с пластичной
смазкой, 10 – «рубашки»
подогрева бака.
В четвертой главе разработана математическая модель прогнозирования
работоспособности агрегатов КГРП, дан анализ результатов диагностического
обследования на основе разработанной методики вибрационного контроля,
рекомендации по оценке остаточного ресурса и внедрению системы
технического обслуживания по результатам мониторинга технического
состояния. Описана методика вибродиагностики главных приводов КГРП.
Приведены результаты внедрения разработанной методики.
Разработанная «Методика вибродиагностики основных узлов и агрегатов
комплексов глубокой разработки пластов» устанавливает порядок определения
технического состояния узлов и агрегатов комплекса виброакустическим
методом, позволяющим определить техническое состояние, выявить причины
отказов на самых ранних стадиях их возникновения и прогнозировать их
развитие.
Работа по диагностированию КГРП выполнялась в соответствии с
требованиями стандарта ГОСТ ISO 10816-1-97 «Контроль состояния машин по
результатам измерений вибрации на невращающихся частях», ГОСТ 12.1.012-94
«Вибрационная безопасность» на протяжении двух лет. Измерения и анализ
параметров вибрации производились с использованием коллектора/анализатора
Кварц CU-060 №15 и программного обеспечения Диамант 2.04.
Как показал анализ полученных результатов за период наблюдений, все
агрегаты комплекса КГРП находятся в удовлетворительном техническом
состоянии, кроме двух – привода ленточного перегружателя и привода
скребкового конвейера.
Для оценки степени развития дефекта и прогнозирования остаточного
ресурса по информативным критериям технического состояния возможно
применение прогностических моделей, использующих статистические данные,
называемые предысторией. Для построения прогностической модели
необходимо выполнение ряда условий:
− прогностическая модель адекватна для однотипного оборудования;
− критерием оценки состояния служит наиболее информативный параметр,
в нашем случае это СКЗ виброскорости Ve;
− достаточное количество объективной информации.
Для гидравлического двигателя ленточного перегружателя, как было
определено ранее во 2 главе, недопустимое техническое состояние возникает при
величине Ve > 8,4±1,34 мм/с (доверительная вероятность р=0,8).
Результаты построения прогностической модели по диагностическим
данным измерения виброскорости Ve, описывающей деградацию привода,
приведены на рис. 10.
По общему уровню интенсивности вибрации техническое состояние к
концу эксплуатационного периода оценивается как недопустимое.
Максимальная величина интенсивности вибрации зафиксирована в переднем
подшипнике выходного вала редуктора.
Рисунок 10 –
Изменение СКЗ
виброскорости во
времени при
дисбалансе
ротора
гидродвигателя

Эффективное значение виброскорости в контрольной точке составило
Ve ≈ 21 мм/с (рис. 11).

мм/сек
12
8Рисунок 11 –
6Интенсивность
4вибрации
редуктора
0 12 25 32 40 50 67 80 90 100110130150158165175185195205220235400
Гцленточного
перегружателя

Спектральный анализ механических колебаний указывает на недопустимый
дисбаланс выходного вала редуктора (а, следовательно, приводного барабана
перегружателя). На основании данных результатов рекомендуется балансировка
выходного вала редуктора и приводного барабана.
Аналогичная картина наблюдается и в приводе скребкового конвейера,
техническое состояние которого оценивается как недопустимое. Максимальная
величина интенсивности вибрации зафиксирована в заднем подшипнике
двигателя, см. рис. 12.
мм/сек
6Рисунок 12 –
4Интенсивность
вибрации заднего
подшипника
Гц
0 28 40 60 70 80 95 110135145155165201220250270300320360399235400
двигателя
скребкового
конвейера
Спектральный анализ механических колебаний указывает на недопустимую
расцентровку валопровода «ротор электродвигателя – входной вал редуктора».
Техническое состояние редуктора – допустимое (в спектре механических
колебаний отмечаются зубцовые частоты).
Промышленная апробация разработанной «Методики в производственных
условиях на разрезе «Распадский» и разрезе «Южный» показала ее
работоспособность, а использование «Методики» на предприятиях угольной
промышленности позволит внедрить систему профилактического обслуживания
КГРП, базирующуюся на результатах вибродиагностического обследования их
технического состояния.
Как показали результаты хронометражных наблюдений за работой КГРП
№29 до и после внедрения разработанных мероприятий по климатической
адаптации гидросистемы комплекса, а также «Методики» сократились
аварийные простои комплекса и время восстановления работоспособности его
агрегатов. Коэффициент технического использования увеличился примерно в 1,3
раза с K ТИ = 0,6 до K ТИ = 0,8.
Применение разработанной методики позволило снизить удельные годовые
затраты на ремонт и увеличить время производительной работы комплекса
КГРП, и соответственно дополнительно увеличить добычу на 33% (141,1 тысяч
тонн в среднегодовом выражении) при условии проведения качественного
мониторинга и освоения предложенных решений по модернизации, при этом
упущенная выгода без внедрения разработанной методики составляет 19 668
долларов ежесменно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе изложены научно-обоснованные технические
решения по климатической адаптации гидросистемы комплекса глубокой
разработки пластов и оценке фактического технического состояния его агрегатов
методами вибрационной диагностики, а также прогнозированию его
работоспособности, позволяющие осуществлять эксплуатацию КГРП при
низких температурах, и вносящие существенный вклад в развитие горного
машиностроения.
Основные научные и практические результаты диссертационной работы
заключаются в следующем:
1. Выявлены причины отказов комплексов типа КГРП, затрат времени на
восстановление их работоспособности, которые свидетельствуют о низкой
эксплуатационной надежности гидромеханического оборудования. Так
коэффициент технического использования КГРП снижается в 2 раза с KТИ = 0,6
(июнь месяц) до величины KТИ = 0,3 (среднегодовое значение).
2. Для диагностики технического состояния узлов и агрегатов
гидромеханического оборудования комплексов КГРП предложены оценки на
основе спектральных масок, позволяющие выявлять возможные дефекты с
доверительной вероятностью не менее 80%. На основе результатов опытной
эксплуатации комплекса КГРП построены спектральные маски для всех узлов и
агрегатов гидромеханического оборудования (привод режущей части, привод
погрузчика рабочего органа, привод ленточного перегружателя, привод
скребкового конвейера, привод шнекового конвейера, маслостанция, насос для
антифриза, насос системы охлаждения), позволяющие различать 4 состояния
оборудования – нормальное, допустимое, предельно допустимое и аварийное.
3. Определены количественные характеристики изменения качественных
показателей рабочей жидкости в зимний период, приводящие к замерзанию
гидравлическогомаслаиухудшениюработыгидроаппаратуры.
Проанализированы причины отказов гидромеханического оборудования и
предложены технические решения по устранению возникающих проблем
(Патент № 69153 Российская Федерация. Устройство для регулирования
температуры смазки комплекса глубокой разработки пластов, Патент № 67639
Российская Федерация. Гидропривод механизма подачи магистралей комплекса
глубокой разработки пластов).
4. Результатами хронометражных наблюдений за работой КГРП №29
подтверждена эффективность разработанных мероприятий по климатической
адаптации гидросистемы комплекса, сократились аварийные простои комплекса
и время восстановления работоспособности агрегатов. Коэффициент
технического использования увеличился в 1,3 раза с KТИ = 0,6 до KТИ = 0,8 (в
более благоприятных климатических условиях), а в среднем составил KТИ = 0,6.
5. Разработана «Методика вибродиагностики главных приводов комплексов
глубокой разработки пластов (КГРП)», принятая к внедрению на ЗАО «Разрез
Распадский» и ООО «Разрез «Южный», апробация которой в производственных
условиях позволила выявить дефекты приводов ленточного перегружателя и
скребкового конвейера, а прогностическая модель деградации этих приводов
позволила определить сроки проведения технического обслуживания с
доверительной вероятностью не менее 80%.
Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы.
Развитие системы оценки технического состояния гидромеханического
оборудования комплексов КГРП на основе использования других методов
функциональной диагностики – тепловизионного контроля и спектрально-
эмиссионного анализа рабочих жидкостей.

Актуальность и степень проработанности темы исследования. Уголь
в современной экономике играет одну из ключевых ролей. В структуре потреб-
ления энергетических ресурсов он занимает лидирующие позиции наряду с
нефтью и газом. По мере отработки угольных месторождений действующими
разрезами происходит ухудшение горно-геологических условий эксплуата-
ции, которое выражаются в склонности к неустойчивости вмещающего гор-
ного массива, более сложной горно-геологической обстановке, включая об-
водненность и газоносность пластов. При разработке новых участков необхо-
димо учесть, что нетронутые угольные месторождения, как правило, распола-
гаются в местах с неразвитой инфраструктурой, что ведет к удорожанию про-
цессов добычи (эксплуатационные потери могут составлять 40-50%), перера-
ботки и доставки полезного ископаемого потребителю. В таких условиях воз-
никает необходимость применять альтернативные технологии отработки су-
ществующих запасов полезного ископаемого.
Анализ горно-геологических условий пологопадающих угольных место-
рождений Кузнецкого, Минусинского, Иркутского и других бассейнов, где ве-
дут открытую разработку угля, показывает, что в ряде случаев можно и целе-
сообразно вести отработку доли запасов из бортов открытых горных вырабо-
ток, что позволит извлечь часть запасов, относящихся к забалансовым.
Одними из технических устройств, позволяющих вести такую отработку
запасов, являются комплексы глубокой разработки пластов КГРП, от техниче-
ского состояния которых зависят не только экономические показатели пред-
приятия, но и безопасность работы обслуживающего персонала.
Многолетний опыт эксплуатации различного горного оборудования по-
казывает, что в зимний период увеличение параметра потока отказов состав-
ляет 30-40% от общего числа отказов. Одними из направлений решения этой
проблемы является применение своевременной диагностики технического со-
стояния машин с учетом:
− совершенствования системы ремонта и технического обслуживания
(ТО);
− повышения качества ремонта и технического обслуживания;
− повышения профессионализма обслуживающего персонала.
В связи с тем, что опыт эксплуатации комплексов КГРП незначителен,
исключительно важное значение приобретают первые два из указанных
направлений при обеспечении высокой технологичности ремонта. Решение
данной задачи вызвана еще и тем, что в ремонтной службе ощущается недо-
статок плановых поставок заводами-изготовителями ремонтной документа-
ции, оснастки, приспособлений для диагностики и специального оборудова-
ния.
Следует отметить, что исследования по оценке работоспособности КГРП
на предприятиях до настоящего времени не производились, методика сбора и
обработки статистической информации отсутствует. Поэтому можно утвер-
ждать, что обоснование и разработка методики мониторинга технического со-
стояния КГРП на горных предприятиях является актуальной научной задачей.
Степень разработанности. Вопросами, связанными с обоснованием воз-
можности и необходимости использования КГРП для извлечения забалансо-
вых запасов угля, у нас в стране занимались Альтшулер В.М., Богатырев В.П.,
Бонецкий В.А., Виницкий К.Е., Грицко Г.И., Дранников С.А., Закутская З.Д.,
Качнова Ю.А., Киржнер Ф.М., Коковин В.А., Колесников В.Ф., Корякин А.И.,
Крючков В.В., Ламбров В.В., Лось И.Н., Михеев О.В., Нецветаев А.Г., Попков
М.П., Пучков Л.А., Рагозин С.Л., Резников Л.М., Томаков П.И., Федорин В.А.
и др., а вопросами диагностики горного оборудования и повышения его экс-
плуатационной надежности – Андреева Л.И., Герике Б.Л., Гетопанов В.Н., Ги-
лев А.В., Демченко И.И., Ефременков А.Б., Кантович Л.И., Квагинидзе В.С.,
Кох П.И., Рахутин М.Г., Солод В.И., Тациенко В.П., Хорешок А.А. и др. Ис-
следования, проведенные этими учеными, заложили технологические основы
применения подобных комплексов для прибортовой добычи угля, и создали
предпосылки по определению фактического технического состояния горного
оборудования. Однако оценке технического состояния таких сложных изде-
лий, как КГРП, не было посвящено ни одной публикации.
Цель работы. Разработать методику мониторинга технического состоя-
ния комплексов глубокой разработки пластов для обеспечения эффективной
их эксплуатации в условиях низких температур.
Идея работы заключается в использовании анализа механических коле-
баний для разработки методических основ мониторинга технического состоя-
ния узлов и агрегатов КГРП, что позволит повысить эффективность их эксплу-
атации в условиях низких температур.
Объект исследований: комплекс глубокой разработки пластов КГРП.
Предмет исследования: особенности эксплуатации КГРП в условиях
низких температур.
Задачи исследований:
1. Провести анализ отказов оборудования КГРП и причин их возникнове-
ния при эксплуатации на угольных разрезах.
2. Определить допустимые значения уровня вибрации в основных узлах и
агрегатах КГРП и частотные диапазоны спектральных масок для организации
мониторинга технического состояния.
3. Оценить особенности эксплуатации КГРП в условиях низких темпера-
тур, предложить решения, направленные на снижение уровня отказов гидрав-
лической системы КГРП.
4. Разработать методику диагностирования основных агрегатов КГРП в
процессе их эксплуатации на угольных разрезах и провести ее промышленную
апробацию.
Методы исследований:
− анализ и обобщение литературных источников по проблематике иссле-
дований;
− методы теоретической теплофизики и прикладной гидромеханики при
изучении теплообменных процессов в гидромеханической системе приводов;
− методы математического моделирования и математической статистики
при изучении процессов возникновения и распространения механических ко-
лебаний в узлах и агрегатах комплексе типа КГРП и построении прогностиче-
ских моделей их деградации;
− пассивные методы экспериментальных исследований при мониторинге
и построении прогноза изменчивости технического состояния узлов и агрега-
тов КГРП.
Научные положения, выносимые на защиту:
− интегральным показателем технического состояния механогидравличе-
ского оборудования КГРП являются амплитудно-частотные характеристики
виброакустических сигналов, параметры которых зависят от режимов работы
комплекса, температуры окружающей среды и температуры рабочей жидко-
сти, а также вида дефекта;
− выбор параметров и элементов гидравлической системы, обеспечиваю-
щих требуемые показатели кондиционирования рабочей жидкости механогид-
равлического оборудования комплекса КГРП в суровых климатических усло-
виях, должен осуществляться с учетом разницы температур в нагнетательном
и дренажном коллекторах в зависимости от температуры окружающей среды;
− мониторинг технического состояния опорных узлов агрегатов ком-
плекса КГРП позволяет определять их состояние в текущий момент времени,
а также на основе разработанной модели деградации прогнозировать, их оста-
точный ресурс с доверительной вероятностью р80 %.
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и ре-
комендаций обусловлена:
− корректной постановкой задач исследования;
− достаточным объемом экспериментальных исследований (обработан
объем информации по работе 2-х комплексов глубокой разработки пластов на
протяжении двух лет);
− использованием современных приборов и программного обеспечения
при анализе механических колебаний;
− непротиворечивостью построенных моделей деградации механического
оборудования основным постулатам теории надежности;
− положительными результатами применения технических решений,
направленных на снижение уровня отказов гидравлической системы КГРП.
Научная новизна диссертации заключается:
− в обосновании применения методов спектрального анализа механиче-
ских колебаний для оценки технического состояния гидромеханического обо-
рудования комплексов КГРП;
− в разработке методики мониторинга технического состояния комплек-
сов КГРП по общему уровню интенсивности вибрации Ve и спектральным
маскам;
− в разработке модели прогнозирования потери работоспособности от-
дельными узлами и агрегатами комплекса КГРП, базирующейся на теоретико-
вероятностном подходе и обеспечивающей достоверность не менее 80%.
Практическая значимость работы заключается:
− в создании системы нормирования параметров вибрации, которая позво-
ляет для конкретной группы однотипного оборудования эффективно оценить
степень опасности дефекта;
− в применении методов технической диагностики, как неотъемлемой ча-
сти системы обслуживания по фактическому техническому состоянию, кото-
рая позволит повысить эффективность планирования и проведения ремонтов
и технического обслуживания узлов и агрегатов КГРП;
− в модернизации гидравлической системы КГРП, позволившая исклю-
чить ее отказы при эксплуатации в условиях низких температур.
Научное значение работы заключается в разработке методики монито-
ринга фактического технического состояния комплексов глубокой разработки
пластов на основе анализа механических колебаний, генерируемых в узлах и
агрегатах, позволяющего объективно обнаруживать и фиксировать степень
опасности различных видов неисправностей.
Личный вклад автора заключается:
− в проведении теоретических исследований, в обработке и анализе резуль-
татов диагностических исследований узлов и агрегатов КГРП, а также в обра-
ботке статистического материала, полученного в результате опытно-экспери-
ментального опробования предложенных технических решений при эксплуата-
ции КГРП на угольных разрезах;
− внедрение системы мониторинга механических колебаний в узлах КГРП.
Реализация выводов и рекомендаций работы.
Основные научные положения и рекомендации диссертации использо-
ваны при проведении экспериментов на разрезах «Южный» (г. Новокузнецк)
и «Распадский» (г. Междуреченск»)
Апробация работы.
Материалы диссертации докладывались и получили одобрение на ка-
федре горных машин и комплексов КузГТУ (Кемерово, 2008, 2009, 2020,
2021), на форуме «Наука и инновации – современные концепции» (Москва,
2020), на международной школе «Проблемы и перспективы комплексного
освоения и сохранения земных недр» (Москва, 2020), на международной
научно-практической конференции «Проектирование, создание и модерниза-
ция» (Санкт-Петербург, 2021), на международной конференции «Наукоемкие
технологии разработки и использования минеральных ресурсов» (Новокуз-
нецк, 2021); на международной научно-технической конференции «Машино-
строение и техносфера XXI века» (Севастополь, 2021).
Публикации. По результатам исследований опубликовано 16 научных
работ, в том числе 5 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ; получено
2 патента РФ.
Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех
глав, заключения и двух приложений общим объемом 156 страниц, 12 таблиц
и 56 рисунков, библиографического списка, включающего 139 наименований.

В диссертационной работе на основе выполненного автором исследова-
ния изложены научно-обоснованные технические решения климатической
адаптации гидросистемы комплекса и оценке фактического технического со-
стояния агрегатов КГРП методами вибрационной диагностики, а также про-
гнозированию его работоспособности, позволяющие их эксплуатировать при
низких температурах, вносящие существенный вклад в развитие горного ма-
шиностроения.
Основные научные и практические результаты диссертационной работы
заключаются в следующем:
1. Выявлены причины отказов комплексов типа КГРП, затрат времени на
восстановление их работоспособности, которые свидетельствуют о низкой
эксплуатационной надежности гидромеханического оборудования. Так коэф-
фициент технического использования КГРП снижается в 2 раза с KТИ = 0,6
(июнь месяц) до величины KТИ = 0,3 (среднегодовое значение).
2. Для диагностики технического состояния узлов и агрегатов гидромеха-
нического оборудования комплексов КГРП предложены оценки на основе
спектральных масок, позволяющие выявлять возможные дефекты с довери-
тельной вероятностью не менее 80%. На основе результатов опытной эксплу-
атации комплекса КГРП построены спектральные маски для всех узлов и аг-
регатов гидромеханического оборудования (привод режущей части, привод
погрузчика рабочего органа, привод ленточного перегружателя, привод скреб-
кового конвейера, привод шнекового конвейера, маслостанция, насос для ан-
тифриза, насос системы охлаждения), позволяющие различать 4 состояния
оборудования – нормальное, допустимое, предельно допустимое и аварийное.
3. Определены количественные характеристики изменения качественных
показателей рабочей жидкости в зимний период, приводящие к замерзанию
гидравлического масла и ухудшению работы гидроаппаратуры. Проанализи-
рованы причины отказов гидромеханического оборудования и предложены
технические решения по устранению возникающих проблем (Патент N 69153
Российская Федерация. Устройство для регулирования температуры смазки
комплекса глубокой разработки пластов, Патент N 67639 Российская Федера-
ция. Гидропривод механизма подачи магистралей комплекса глубокой разра-
ботки пластов
4. Результатами хронометражных наблюдений за работой КГРП №29 под-
тверждена эффективность разработанных мероприятий по климатической
адаптации гидросистемы комплекса, сократились аварийные простои ком-
плекса и время восстановления работоспособности агрегатов. Коэффициент
технического использования увеличился в 1,3 раза с KТИ = 0,6 до KТИ = 0,8 (в
более благоприятных климатических условиях), а в среднем составил KТИ =
0,6.
5. Разработана «Методика вибродиагностики главных приводов комплек-
сов глубокой разработки пластов (КГРП)», принятая к внедрению на ЗАО
«Разрез Распадский» и ООО «Разрез «Южный», апробация которой в произ-
водственных условиях позволила выявить дефекты приводов ленточного пе-
регружателя и скребкового конвейера, а прогностическая модель деградации
этих приводов позволила определить сроки проведения технического обслу-
живания с доверительной вероятностью не менее 80%.
6. Установлено, что применение разработанной методики позволяет сни-
зить удельные годовые затраты на ремонт и увеличить время производитель-
ной работы комплекса КГРП, и соответственно дополнительно увеличить до-
бычу на 33% (141,1 тысяч тонн в среднегодовом выражении) при условии про-
ведения качественного мониторинга и освоения предложенных решений по
модернизации, при этом упущенная выгода без внедрения разработанной ме-
тодики составляет 19 668 долларов ежесменно.

Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы.
Развитие системы оценки технического состояния гидромеханического
оборудования комплексов КГРП на основе использования других методов
функциональной диагностики – тепловизионного контроля и спектрально-
эмиссионного анализа рабочих жидкостей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Б.Л. Герике, Д.В. Копытин, А.А. Рябцев // Вестник КузГТУ. – 2– No – С. 44-Герике, Б.Л. Опыт применения систем «HIGHWALL» для добычи угля в Кузбассе / Б.Л. Герике, Д.В. Копытин // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2– No – С. 169
    Б.Л. Герике,20Д.В. Копытин, В.П. Тациенко // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности, No– Кемерово. – 2– С. 72
    Влияние окружающей среды на параметр потока отказов гидравлического оборудования комплексов глубокой разработки пластов.
    Д.В. Копытин, Б.Л. Герике, К.А. Ананьев, А.Н. Ермаков // Горное оборудование и электромеханика. – 2– No– С. 21
    Опыт вибродиагностического обследования горнодобывающего комплекса «SUPERION HIGHWELL MINERS»
    Б.Л. Герике, П.Б. Герике, И.Л. Абрамов, Д.В. Копытин // Вибрация машин: измерение, снижение, защита. – 2– No– С. 19
    Распознавание технического состояния комплексов глубокой разработки пластов
    Б.Л. Герике, Д.В. Копытин // Труды 4 конференции Международной научной школы академика К.Н. Трубецкого «Проблемы и перспективы комплексного освоения и сохранения земных недр» (Москва, 16-20 ноября 2020 г.). – М.: Издательство ИПКОН, 2– С. 501
    Оценка технического состояния комплексов глубокой разработки угля методами вибрационной диагностики
    Д.В. Копытин, В.П. Тациенко, Б.Л. Герике [и др.] // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов: науч. журнал. – 2– No– С. 135

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Обоснование структуры и основных параметров переносного перфоратора с винтовой траекторией рабочего хода
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
    Обоснование параметров реечной буровой установки для бурения наклонных и горизонтальных скважин большого диаметра с изменяющимся профилем
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
    Оптимизация параметров карьерных экскаваторно-автомобильных комплексов с учетом внеплановых простоев
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»