Развитие педагогического образования в поликультурном регионе (на примере Таврической губернии XIX – начала XX ст.)

Костылева Екатерина Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В
ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ – ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ
XIX – НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЙ КАК ИСТОРИКО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………. 16
1.1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы
развития педагогического образования в Таврической губернии как
поликультурном регионе……………………………………………………. 16
1.2. Источниковая база и историография исследования педагогического
образования в Таврической губернии как поликультурном регионе……. 35
1.3. Предпосылки и этапы развития педагогического образования в
поликультурном регионе – Таврической губернии XIX – начала XX ст. . 47
Выводы по первой главе……………………………………………………. 94
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ КАК ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ 98
2.1. Особенности педагогического образования в Таврической губернии
в исследуемый период……………………………………………………… 98
2.2. Историко-педагогическая модель педагогического образования в
условиях поликультурного образовательного пространства Таврической
губернии XIX – начала XX ст. …………………………………………….. 150
2.3. Опыт развития педагогического образования в поликультурном
регионе в контексте современных образовательных реформ……………. 168
Выводы по второй главе……………………………………………………. 177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 180
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………… 188
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………… 189
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….. 222

Во введении обоснована актуальность темы, определена степень
разработанности проблемы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи,
обозначены методологическая основа и методы; установлены хронологические и
территориальные границы, указаны этапы исследования; раскрыты научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения,
выносимые на защиту, приводятся данные об апробации и внедрении результатов
научного поиска, их достоверности и обоснованности, публикациях автора и
структуре работы.
В первой главе – «Педагогическое образование в поликультурном
регионе – Таврической губернии XIX – начала XX столетий как историко-
педагогическая проблема» обоснован категориальный аппарат исследования;
раскрыт методологический инструментарий исследования; проанализирована
историография проблемы; выделены предпосылки и охарактеризованы этапы
развития педагогического образования в поликультурном регионе – Таврической
губернии XIX – начала XX вв.
Анализ терминологического поля исследования позволил конкретизировать
понятие «педагогическое образование в Таврической губернии» как подготовку
педагогических кадров для учебных заведений самой губернии и всей Российской
империи в указанный период. Поскольку развитие педагогического образования
исследуется в образовательном пространстве поликультурного региона, в работе
уточнено, что поликультурное образовательное пространство Таврической
губернии обладало следующими характеристиками: 1) наличие межкультурного
взаимодействия в сфере образования; 2) поликультурная обусловленность
государственнойобразовательнойполитикиврегионе;3)отражение
поликультурности образовательного пространства в организации, структуре и
содержании образования. Дефиниция «развитие педагогического образования в
Таврической губернии» определена как направленный, поступательный процесс
количественных и качественных изменений в педагогическом образовании
Таврической губернии, который может быть отражен в соответствующей
периодизации.
Вкачествеметодологическогоинструментарияисследования,в
соответствии с классификацией С.В. Бобрышова, выделены: системный подход в
качестве общенаучного базового, культурологический и цивилизационный в
качествепарадигмальныхподходовирегиональныйвкачестве
инструментального подхода.
Ретроспективныйанализлитературы,архивныхматериалови
диссертационных исследований позволил выделить в историографии изучаемой
проблемы три основных периода. Дореволюционный период (до 1917 г.)
предоставляет основной фактологический материал для исследования в виде
нормативно-правовой базы (мнения Государственного Совета, постановления по
Министерству народного просвещения, положения, уставы учебных заведений и
др.); архивных документов (фонд Канцелярии попечителя Одесского учебного
округа (ф. 42, 1834–1920) Государственного архива Одесской области, а также
фонды Таврической губернской земской управы (ф. 60, 1866–1920 гг.), Дирекции
народных училищ (ф.100, 1809–1912), Инспекции народных училищ (ф. 101,
1869–1900), Таврического губернского училищного совета (ф.103, 1866–1911),
Симферопольской мужской гимназии (ф.104, 1838–1920), Симферопольской
татарской учительской школы (ф.111, 1872–1919), Таврической губернской
духовной семинарии (ф.113, 1873 – 1919), Симферопольской казенной женской
гимназии (ф.214, 1887-1920), Таврического епархиального училищного совета
(ф.419, 1890-1920), Александровского караимского духовного училища (ф.450,
1894-1920),Феодосийскогоучительскогоинститута(ф.515,1874-1896)
Государственного архива Республики Крым); опубликованных отчетов и
статистических обзоров (обзоры о состоянии учебно-воспитательного дела в
исследуемомрегионе,ежегодные отчетыотдельныхучебныхзаведений
Таврической губернии, земская статистика, публикации Ф. Андреевского, А.
Дьяконова, А. Скальковского и др.); учебно-методических и справочных изданиях
(труды Н. Бунакова, М. Богословского, Ф. Диттеса, В. Лядова, П. Рощина,
педагогические справочники и энциклопедии и др.); периодической печати
(публикации А. Катыка в издании «Известия Таврического и Одесского
Караимского Духовного Правления», И. Гаспринского в издании «Переводчик-
Терджиман»,атакжематериалыизданий«Таврическиеепархиальные
ведомости», «Таврический церковно-общественный вестник» и др.); научных
трудов (И. Алешинцев, М. Демков, П. Каптерев, А. Селиханович, П. Соколов,
К. Ушинский).Советскийпериод(1917–1991гг.)имеетидеологические
ограничения относительно исследования поликультурных особенностей развития
педагогическогообразованиявРоссийскойимперии,характеризуется
масштабными историко-педагогическими исследованиями, зачастую лишенными
региональнойконкретики(Э.Д. Днепров,Ф.Ф. Королев,Н.Н. Кузьмин,
Е.Н. Медынский, Ф.Г. Паначин, А.П. Пинкевич, А.И. Пискунов, В.З. Смирнов).
Современный период (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется
повышеннымвниманиемкрегиональнымособенностямобразованияи
подготовки учителей в исследуемом поликультурном регионе (Э.Ш. Бекирова,
С.А. Вишневский, В.Ю. Ганкевич, Д.А. Громова Д.А. Прохоров, Л.И. Редькина,
И.В. Черказьянова, А.А. Шелягова, Л.П. Шкарлат, К.В. Шумский, Т.В. Шушара).
Установлено, что, несмотря на большой интерес к исследуемой проблеме,
публикацию коллективных трудов «Образование и педагогическая мысль Крыма
(XIX – начало XX столетия)» (2007), «Вища педагогічна освіта і наука України:
історія, сьогодення та перспективи розвитку. АР Крим» (2009), вопрос
особенностей развития педагогического образования в поликультурном регионе –
Таврической губернии Х1Х – начала ХХ века еще не нашел исчерпывающего
ответа.
Системно-исторический анализ проблемы подготовки педагогических
кадров в поликультурном образовательном пространстве Таврической губернии
Х1Х – начала ХХ века, осуществленный на основе изучения архивных
материалов, научной и публицистической литературы, дал возможность
определить предпосылки развития педагогического образования в исследуемом
регионе(возникшаясразупослеприсоединенияКрымаиСеверного
Причерноморья острая потребность в образованных, хорошо подготовленных
специалистах, владеющих русским языком из числа местного населения;
замкнутость и ограниченность этноконфессионального обучения крымских татар
и других народов, проживающих в Таврической губернии, для удовлетворения
новых нужд региона; необходимость открытия в Таврической губернии
государственных учебных заведений и обеспечения их квалифицированными
педагогическими кадрами; необходимость открытия православных приходов в
регионе и обеспечения начальных училищ учителями Закона Божия; стремление
представителей разных народов, проживавших в Таврической губернии, к
реформированиюэтноконфессиональнойшколыисистемыподготовки
национальных педагогических кадров).
В соответствии с цивилизационным подходом сформулированы критерии
периодизации развития педагогического образования в Таврической губернии как
поликультурном регионе: 1) исторический контекст – социально-экономические,
социально-политическиеисоциокультурныеусловияразвитиясистемы
образования и подготовки педагогических кадров; 2) изменения в системе
управления педагогическим образованием в Таврической губернии; 3) открытие
новых учебных заведений, осуществлявших подготовку учителей; 4) изменение
поликультурных условий, в которых проходило развитие педагогического
образования в Таврической губернии.
В соответствии с данными критериями были выделены и охарактеризованы
следующие этапы развития педагогического образования в Таврической
губернии: 1) 1783 – 1802 гг. – предварительный этап административного
обустройства присоединенной территории, образования Таврической губернии
как новой административно-территориальной единицы империи (1802), открытия
первого правительственного учебного заведения – Симферопольского главного
народного училища, призванного готовить учителей для малых училищ региона;
2) 1803 – 1831 гг. – этап учреждения правительственных учебных заведений под
управлением Харьковского университета и создания при них национальных
отделений и классов, занимавшихся подготовкой учителей; 3) 1832 – 1859 гг. –
этап развития сети учебных заведений Таврической губернии под управлением
Одесского учебного округа, создания Таврической епархии как предпосылки
развития духовного педагогического образования; 4) 1860 – 1881 гг. – этап
формирования системы педагогического образования в Таврической губернии,
законодательного регулирования вопросов обучения «инородцев» и подготовки
национальных педагогических кадров, расцвета межкультурного взаимодействия
в сфере образования и подготовки учителей; 5) 1881 – 1921 гг. – этап развития и
совершенствования системы педагогического образования Таврической губернии
в условиях консервативных и либеральных реформ образования и подготовки
педагогических кадров, в частности из числа «инородцев».
Доказано, что важная роль в деле организации педагогического образования
в Таврической губернии принадлежала губернским органам министерства
народного просвещения, духовенству разных конфессий, губернскому земству и
общественности. Развитие и совершенствование педагогического образования
происходило с учетом социальных и культурных запросов исследуемого региона.
Вовторойглаве–«Развитиепедагогическогообразованияв
Таврической губернии как поликультурном регионе» осуществлен системно-
исторический анализ развития педагогического образования в Таврической
губернии XIX – начала XX столетий как поликультурном регионе: раскрыты
региональныеособенностиструктурыисодержанияпедагогического
образования; разработана и теоретически обоснована историко-педагогическая
модельпедагогическогообразованиявусловияхполикультурного
образовательногопространстваТаврическойгубернии;предложеныпути
использования полученного опыта развития педагогического образования в
поликультурном регионе – Таврической губернии в контексте современных
образовательных реформ.
В соответствии с системным подходом педагогическое образование
Таврической губернии рассмотрено как педагогическая система, обладающая
структуройисодержанием.Вструктурепедагогическогообразования
Таврической губернии условно выделено три уровня: допрофессиональная
подготовка,профессиональнаяподготовка,повышениеквалификациии
самообразованиеучителей.Висследованиирассмотреныособенности:
1) допрофессиональной подготовки в крымскотатарских медресе, караимских
мидрашах, греческих и немецких школах, Симферопольском главном народное
училище, Отделении татарского класса при Симферопольском уездном училище,
Халибовском армянском училище, уездных училищах, Татарском училищном
отделении при Таврической (Симферопольской) гимназии, мужских гимназиях,
городских училищах, русско-татарских и русско-караимских министерских
училищах и других учебных заведениях; 2) профессиональной педагогической
подготовки в Керченском Кушниковском институте, Таврическом епархиальном
женском училище, Таврической семинарии, женских гимназиях с педагогическим
классом, Феодосийском учительском институте, Преславской и Старокрымской
учительских семинариях, Симферопольской татарской учительской школе,
второклассных школах, немецких центральных училищах, мектебах «Руштие» и
других учебных заведениях; 3) повышения квалификации и самообразования
учителей Таврической губернии (педагогические курсы, учительские съезды,
педагогические конференции, сборы, экскурсии и др.).
Использование культурологического и регионального подходов позволило
обосновать, что педагогическое образование в Таврической губернии имело
поликультурнуюспецифику,представленнуюввидеполикультурного
компонента структуры и содержания педагогического образования в исследуемом
регионе.
В виде историко-педагогическоймоделиреконструирована система
педагогического образования Таврической губернии как поликультурного
региона. Представленная модель состоит из блоков «Условия», «Социальный
заказ», а также целевого, содержательно-процессуального и результативного
блоков. В блоке «Условия» были выделены: общие (общеимперские), а также
региональные (внешние и внутренние) условия. В модели определен социальный
заказ: необходимость подготовки учителей в Таврической губернии как
поликультурном регионе. В целевом блоке модели выделены: стратегическая
цель, основные задачи, а также принципы, на которых осуществлялась
организация педагогического образования в поликультурном образовательном
пространстве Таврической губернии. В содержательно-процессуальном блоке
модели представлены структура и содержание педагогического образования в
Таврической губернии; отдельно выделен поликультурный компонент структуры
исодержанияпедагогическогообразованиявТаврическойгубернии;
представлены формы получения педагогического образования, а также методы
подготовки учителей и методы преподавания. В результативном блоке в качестве
критериеврезультатазаявлены:интегративный,институциональный,
содержательный и сопроводительный.
В результате актуализации исторического опыта развития педагогического
образования в поликультурном регионе в исследовании были предложены пути
совершенствования подготовки педагогических кадров для Республики Крым и
другихполикультурныхрегионовРоссийскойФедерации:внедрениев
содержание подготовки и повышения квалификации педагогов Республики Крым
новых учебных дисциплин или отдельных модулей, отражающих региональный
опыт развития педагогического образования в условиях поликультурного
образовательного пространства; возвращение практики проведения многодневных
региональныхучительскихсъездовипедагогическихкурсовс
практикоориентированымсодержаниемикраеведческимкомпонентом;
разработка моделей педагогической подготовки мотивированных выпускников
непедагогических вузов на основе опыта допрофессиональной подготовки в
городских училищах, двухклассных сельских министерских училищах, высших
начальных училищах Таврической губернии, а также практики педагогического
экстерната; использование в создаваемых сейчас профильных педагогических
классах практики написания учащимися епархиального женского училища,
второклассных школ Таврической губернии сочинений по педагогике, опыта
Феодосийского учительского института по созданию педагогического музея,
тьюторской системы взаимообучения, при которой старшеклассники участвовали
бы в обучении младших обучающихся, практически знакомились с методикой
преподавания и получали первый педагогический опыт. В реализации новой
концепции взаимодействия университета и школы (школьно-университетское
партнерство), разработанной в рамках проекта модернизации педагогического
образования, может быть использован опыт образцовых школ Таврической
губернии.
В заключении обобщены и изложены выводы о результатах исследования.
1. Педагогическое образование в Таврической губернии XIX – начала XX
вв., представляющее собой подготовку педагогических кадров для учебных
заведений самой губернии и всей Российской империи в указанный период,
развивалось в условиях образовательного пространства поликультурного региона.
ПоликультурностьобразовательногопространстваТаврическойгубернии
выражалась в наличие межкультурного взаимодействия в сфере образования;
поликультурной обусловленности государственной образовательной политики в
регионе; особенностях организации, структуры и содержания образования.
Развитие педагогического образования в Таврической губернии представляло
собой направленный, поступательный процесс количественных и качественных
изменений в педагогическом образовании Таврической губернии, который может
быть отражен в соответствующей периодизации. Историографический обзор
исследуемойпроблемыпоказал,чтовполноймереисчерпывающего
исследования проблемы развития педагогического образования Таврической
губернии XIX – начала XX вв., как поликультурного региона, не было
осуществлено.
2.Методологическийинструментарийисследования(системный,
цивилизационный, культурологический и региональный подходы) позволил
проанализировать педагогическое образование в поликультурном регионе –
Таврической губернии XIX – начала XX вв., выделить предпосылки и
охарактеризоватьосновныеэтапыегоразвития.Выделеныследующие
предпосылки: возникшая сразу после присоединения Крыма и Северного
Причерноморья острая потребность в образованных, хорошо подготовленных
специалистах, владеющих русским языком из числа местного населения;
замкнутость и ограниченность этноконфессионального обучения крымских татар
и других народов, проживающих в Таврической губернии, для удовлетворения
новых нужд региона; необходимость открытия в Таврической губернии
государственных учебных заведений и обеспечения их квалифицированными
педагогическими кадрами; необходимость открытия православных приходов в
регионе и обеспечения начальных училищ учителями Закона Божия; стремление
представителей разных народов, проживавших в Таврической губернии, к
реформированиюэтноконфессиональнойшколыисистемыподготовки
национальных педагогических кадров.
Обосновано, что выделенные этапы: I этап (1783–1802 гг.), II этап (1803–
1831 гг.), III этап (1832–1859 гг.), IV этап (1860–1880 гг.), V этап (1881–1921 гг.) –
имеютсвоиособенностииотражаюттрансформациюпедагогического
образованиявТаврическойгубернииотдеятельностиразрозненных
этноконфессиональных учебных заведений до сложной, многоуровневой системы
подготовкииповышенияквалификациипедагогическихкадров:
1) допрофессиональная подготовка (крымскотатарские медресе, караимские
мидраши,городскиеучилищаидр.);2)профессиональнаяподготовка
(Феодосийский учительский институт, педагогические классы при Таврическом
епархиальном женском училище и женских гимназиях, центральных немецких
училищ,Симферопольскаятатарскаяучительскаяшкола,второклассные
учительские школы и др.); 3) повышение квалификации и самообразование
учителей (педагогические курсы, съезды, конференции, сборы, учительские
объединения и др.).
3. Педагогическое образование в Таврической губернии, являясь составной
частью общероссийской системы педагогического образования, имело свои
поликультурные особенности: сохранение в этноконфессиональных учебных
заведениях традиционных форм подготовки учителей при имеющихся сложностях
введения в их программу русского языка; доступность педагогического
образования;учетэтноконфессиональныхособенностейобучающихся;
глобальностьирегиональностьподготовки;использованиепередового
педагогическогоопыта;ростколичестваэтноконфессиональныхучебных
заведений; поликультурность среды правительственных учебных заведений;
возможность повышения квалификации. Важной особенностью педагогического
образования в Таврической губернии является тесное и плодотворное
поликультурноевзаимодействиеадминистрации,земскихорганови
представителей разных народов из числа духовенства, педагогов и ученых.
4.Педагогическоеобразованиевполикультурномобразовательном
пространствеТаврическойгуберниипредставляетсявозможным
реконструировать в виде историко-педагогической модели, состоящей из блоков
«Условия»,«Социальныйзаказ»,атакжецелевого,содержательно-
процессуального и результативного блоков. В данной историко-педагогической
модели обобщены и структурированы результаты системно-исторического
анализапедагогическогообразованиявТаврическойгубернии,как
поликультурного региона, что позволяет оценить этот феномен с позиции его
целостности, системности и поступательного развития. Практическое значение
данной историко-педагогической модели – служить основой для реформирования
системы педагогического образования в Республике Крым.
5. Поликультурность региона, интеграция в новое образовательное
пространство Российского государства являются общими условиями развития
педагогического образования, как исследуемого периода, так и современного
этапа. Наличие данных исторических параллелей обосновало возможность
использования полученного опыта в процессе модернизации педагогического
образования Республики Крым и других поликультурных регионов Российской
Федерации.
Проведенное исследование не претендует на окончательное решение
проблемы развития педагогического образования в поликультурном регионе –
Таврической губернии XIX – начале XX вв. Перспективным, на наш взгляд,
являетсяизучениевозможностиприменениянаработанногоисторико-
педагогическогоопытавконтекстеполикультурностиобразовательного
пространства Республики Крым.

Актуальность исследования. На сегодняшний день наука и образование
являются приоритетными направлениями развития Российской Федерации.
Период модернизации переживает система педагогического образования, что в
свою очередь мотивирует к разработке новых подходов по подготовке
педагогических кадров как в теоретической, так и в практической сферах. Новые
требования к подготовке педагогов нашли отражение в следующих нормативных
документах: Профессиональных стандартах: 1) педагога (учителя, воспитателя) —
утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.; 2) педагога
дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда РФ № 613н от
8.09.2013 г.); 3) педагога-психолога — утвержден приказом Минтруда РФ № 514н
от 24.07.2015 г.; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (2015); Проекте модернизации педагогического образования
в Российской Федерации (2014-2017); Федеральных государственных
образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО 3++);
Национальном проекте «Образование» (2019-2024); Федеральном Законе от 31
июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
(вступает в силу с 1 сентября 2021 года).
Указанные документы ориентируют современного педагога на
необходимость учета в профессиональной деятельности историко-культурных
особенностей региона, традиций населяющих его народов; на владение основами
поликультурного образования; на воспитание взаимоуважения, толерантности,
патриотизма и гражданственности.
Особое значение это имеет для новых субъектов Российской Федерации –
Республики Крым и г. Севастополя. В «Концепции патриотического и духовно-
нравственного воспитания населения в Республике Крым» (2014) преподаватели и
воспитатели названы в качестве объектов патриотического воспитания. При этом
в Концепции подчеркнута важность формирования этнической, религиозной
терпимости; взаимодействия народов на основе диалога культур; воспитания
уважения к обычаям и традициям, религиозным убеждениям других народов.
Действительно, население Крымского полуострова отличается национальным и
конфессиональным разнообразием, сформировавшимся в течение сложной
многовековой истории. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в
данном регионе требует опоры на накопленный в истории педагогики опыт. При
этом важным будет не только знакомство будущих педагогов с историей развития
регионального педагогического образования, но и изучение его поликультурных
особенностей.
Представляется возможным провести исторические параллели между
условиями модернизации педагогического образования в Республике Крым и
условиями, в которых происходило развитие педагогического образования в
Таврической губернии XIX – начала XX вв., а также выделить общее: длительная
стадия интеграции в образовательное пространство Российского государства;
социально-политические, социально-экономические, социокультурные
особенности региона; поликонфессиональный и полиэтнический состав
обучающихся. Подготовка педагогов, способных эффективно осуществлять
профессиональную деятельность в этих условиях – задача, стоявшая перед
Министерством народного просвещения Российской империи, и сохранившая
свою актуальность для современных министерств и ведомств. А значит, изучение
аспектов организации и содержания педагогического образования в Таврической
губернии позволит найти ответы на насущные вопросы подготовки учителей в
таком поликультурном регионе, как Республика Крым.
Степень научной разработанности проблемы исследования. На
сегодняшний день в теории и практике педагогического образования в
Российской Федерации и странах ближнего зарубежья накоплен значительный
опыт, который охватывает многие аспекты истории функционирования данной
системы (М.В. Богуславский, К.И. Васильев, А.В. Глузман, М.А. Гончаров,
Н.Н. Демьяненко, У.Т. Киреева, Г.Т. Кловак, Е.А. Князев, Ф.Г. Паначин,
А.И. Пискунов, И.Ф. Плетнева, Ф.Б. Саутиева, В.И. Смирнов, С.Л. Сологубова,
Х.Ш. Тенчурина, А.В. Уткин, О.Б. Широких, Ю.И. Щербаков, Г.И. Щетинина,
М.И. Эскин, Ф.Г. Ялалов).
Вопросу подготовки педагогических кадров в отдельном регионе,
профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного
пространства посвятили свои исследования Е.А. Аксентьева, Е.Л. Ананьян,
Р.Р. Исхакова, А.А. Моладикова, Л.Л. Редько, Ю.Ц. Синькевич, М.Г. Синякова,
Е.А. Тарабановская, Н.И. Чуркина, Н.В. Якса. Учебные заведения Таврической
губернии рассмотрены С.А. Вишневским в контексте изучения истории высшего
образования. Становление и развитие гимназического образования в регионе
исследовалось А.А. Шеляговой. Учебные заведения Таврической епархии
рассмотрены в работах К.В. Шумского и Л.П. Шкарлат. Системе православного
образования в исследуемом регионе уделил внимание в своих публикациях
Ю.А. Катунин. Социальный статус женщин-учительниц стал предметом
исследования Д.А. Громовой, женскому образованию в Таврической губернии
посвящены работы Т.В. Шушары. Историю отдельных народов Таврической
губернии, их культуру и образование в своих исследованиях рассматривали:
Д.И. Абибуллаева, И.В. Ачкинази, В.Ю. Ганкевич, В.А. Ельяшевич,
И.А. Задерейчук, М.Б. Кизилов, И.А. Носкова, Л.И. Редькина, М.А. Хайруддинов.
Культурная жизнь исследуемого региона отражена в работах С.П. Шендриковой.
Отдельным деятелям образования, сыгравшим ведущие роли в формировании
системы педагогического образования в регионе, посвятили свои труды
С.В. Машкина, В.В. Мироненко, Д.А. Прохоров.
Вместе с тем анализ научно-педагогической литературы, диссертационных
исследований по педагогике и истории свидетельствует о том, что в полной мере
исчерпывающего исследования проблемы развития педагогического образования
Таврической губернии XIX – начала XX вв., как поликультурного региона, не
было осуществлено.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения
ряда противоречий: между объективной потребностью осмысления
особенностей развития педагогического образования в поликультурном регионе и
недостаточной изученностью данного вопроса на примере Таврической губернии;
между наличием научно-педагогического опыта подготовки педагогических
кадров в Таврической губернии в исследуемый период и недостаточным его
использованием в практике работы современной высшей школы Республики
Крым; между наличием значительного регионального исторического опыта
подготовки педагогических кадров и практикой механического переноса идей
модернизации педагогического образования без учета особенностей региона;
между существующей потребностью современных педагогов в образовании,
которое бы позволило им получить необходимые навыки для работы в
поликультурном образовательном пространстве, и недостаточной
разработанностью путей решения этой проблемы на данном этапе.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы
особенности развития педагогического образования в поликультурном регионе –
Таврической губернии в Х1Х – начале ХХ вв. – и возможности использования
данного опыта в усовершенствовании подготовки педагогов в поликультурном
образовательном пространстве Республики Крым.
Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной проблемы
позволили определить тему данного диссертационного исследования: «Развитие
педагогического образования в поликультурном регионе (на примере
Таврической губернии XIX – начала XX ст.)».
Цель исследования – историко-педагогический анализ развития
педагогического образования в Таврической губернии в XIX – начале XX ст. с
учетом поликультурных особенностей региона, а также актуализация его
результатов в поликультурном образовательном пространстве Республики Крым.
Объект исследования – педагогическое образование Таврической
губернии в XIX – начале XX веков как социокультурное явление.
Предмет исследования – процесс развития педагогического образования
Таврической губернии XIX – начала XX ст. как поликультурном регионе.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы
следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние изученности проблемы в научной
литературе; уточнить дефиниции «педагогическое образование в
Таврической губернии», «поликультурное образовательное пространство
Таврической губернии», «развитие педагогического образования в
Таврической губернии» в контексте современных исследований ученых.
2. Выделить предпосылки и охарактеризовать основные этапы развития
педагогического образования в поликультурном регионе – Таврической
губернии XIX – начала XX вв..
3. Раскрыть особенности развития педагогического образования
Таврической губернии исследуемого периода.
4. Разработать историко-педагогическую модель педагогического
образования в условиях поликультурного образовательного пространства
Таврической губернии (XIX – начало XX вв.).
5. Обосновать возможность использования опыта развития педагогического
образования в Таврической губернии исследуемого периода в
поликультурном образовательном пространстве Республики Крым.
Методологическую основу исследования составили:
 положения методологии историко-педагогического исследования,
представленные в работах С.В. Бобрышова, М.В. Богуславского, Б.М. Бим-Бада,
А.Н. Джуринского, Э.Д. Днепрова, Г.Б. Корнетова, Ф.Ф. Королева,
Ф.Г. Паначина, А.И. Пискунова, З.И. Равкина, В.И. Смирнова, Н.П. Юдиной;
 системный подход в его коммуникационном и историческом аспектах
(В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.М. Садовский, Э.Г. Юдин), позволяющий, во-
первых, выявить особенности взаимодействия системы педагогического
образования Таврической губернии с внешней средой – другими социальными
системами региона и Российской империи в целом, во-вторых, проследить
историю формирования системы подготовки педагогических кадров в
Таврической губернии: предпосылок образования и основных этапов
функционирования;
 культурологический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская,
А.П. Валицкая, И.Е. Видт, И.С. Злобин, Н.С. Розов) дает возможность выявить те
объекты и смыслы культуры, которые позволили разным народам Таврической
губернии включиться в имперскую систему образования и подготовки
педагогических кадров и эффективно взаимодействовать в ней;
 положения цивилизационного подхода (Р.Б. Вендровская, Г.Б. Корнетов,
О.Е. Кошелева, Л.А. Степашко), позволяющие осмыслить развитие
педагогического образования в Таврической губернии как целостный процесс, с
учетом преемственных связей и направленности; вычленить на каждом этапе
развития особенности организации, структуры и содержания педагогического
образования и сопоставить их;
 региональный подход, а также методологические принципы научности,
историзма, целостности, социальной обусловленности, объективности, единства
национального и общечеловеческого, диалога культур, опоры на исторические
источники, историографической традиции.
Теоретическую основу исследования составили:
 концептуальные положения профессионально-педагогического образования
(В.П. Беспалько, В.А. Гусев, А.В. Глузман, П.Ф. Кубрушко, С.Ю. Сенатор,
В.А. Сластенин, Н.М. Таланчук, В.А. Федоров, А.И. Щербаков);
 теории поликультурного образования (А.В. Аракелян, О.В. Гукаленко,
А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Л.В. Колобова, В.В. Макаев, З.А. Малькова,
Л.Л. Супрунова, Н.В. Якса) и положения о поликультурной компетентности как
составляющей профессиональной подготовки современного учителя
(И.В. Васютенкова, Л.Ю. Данилова, И.С. Лунюшкина, Л.И. Максимова,
Е.А. Нечаева, М.П. Пушкарева, С.Н. Федорова, Е.М. Щеглова);
 теоретические основы развития регионального образования (В.Н. Аверкин,
А.Д. Кувшинкова, А.П. Лиферов, А.В. Мудрик, В.Б. Помелов, З.Н. Сафина,
В.В. Тарасов).
Для достижения объективности и научной достоверности исследование
осуществлялось с помощью комплекса методов. Историко-ретроспективный,
сравнительно-сопоставительный анализ архивных источников и научной
литературы использован для определения специфики развития педагогического
образования Таврической губернии в XIX – начале XX веков. На основании
системно-исторического анализа были определены особенности организации,
структуры и содержания педагогического образования в Таврической губернии
как поликультурном регионе. Для исследования значимых периодов в развитии
педагогического образования Таврической губернии использован историко-
педагогический метод анализа фактов и явлений. В работе был применен метод
интерпретации и обобщения изученных материалов для формулирования
выводов. Метод моделирования позволил реконструировать систему
педагогического образования в Таврической губернии как поликультурном
регионе в виде историко-педагогической модели.
Хронологические рамки исследования охватывают период XIX – начала
XX вв., который соответствует времени административного существования
Таврической губернии. Нижняя граница исследования (1802 – 1859) обусловлена
созданием Таврической губернии как административной единицы, интеграцией
региона в образовательное пространство Российской империи, открытием первых
правительственных учебных заведений, в том числе осуществлявших подготовку
учителей. Верхняя хронологическая граница (1860 – 1921) – период
формирования системы педагогического образования в Таврической губернии, а
также законодательного регулирования вопросов обучения «инородцев» и
подготовки национальных педагогических кадров.
Территориальные границы исследования совпадают с границами
Таврической губернии, которая располагалась на территории полуострова Крым и
Северной Таврии, отделялась реками Бердой, Малой Токмачкой, Конкой и
Днепром.
Источниковую базу исследования составили законодательные акты,
уставы учебных заведений, отчеты учебных ведомств и учебных заведений,
учебные программы, учебники, учебные и методические пособия, материалы
педагогических съездов и учительских курсов, а также данные периодических
изданий исследуемого периода. Важными источниками исследования стали
нормативные документы, статистические сведения и сводные отчеты министерств
и ведомств по образованию так называемых инородцев, как называли
представителей других народов в данный период. В исследовании были
использованы архивные материалы фондов Государственного архива Республики
Крым (Ф. 60, 100, 101, 103, 104, 111, 113, 214, 419, 450, 515) и Государственного
архива Одесской области (Ф. 42), многие из которых были введены в научный
оборот впервые.
Исследование проводилось с 2005 по 2020 гг. и охватывало три этапа:
1) поисково-констатирующий этап (2005 – 2013) – осуществлен историко-
ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ архивных источников,
научной литературы, периодической печати; определен научный аппарат
исследования.
2) аналитический этап (2013 – 2017) – систематизирован изученный
материал; уточнен понятийный аппарат; выделены предпосылки и
охарактеризованы этапы развития педагогического образования в
поликультурном регионе – Таврической губернии XIX – начала XX вв..
3) обобщающий этап (2017 – 2020) – сформулированы результаты
исследования; выявлены особенности педагогического образования в
поликультурном регионе – Таврической губернии исследуемого периода;
разработана историко-педагогическая модель педагогического образования в
условиях поликультурного образовательного пространства Таврической
губернии; обоснованы пути дальнейшего использования полученного опыта в
образовательных учреждениях Республики Крым; завершено оформление текста
диссертации.
Научная новизна результатов исследования:
 конкретизированы понятия «педагогическое образование в Таврической
губернии», «поликультурное образовательное пространство Таврической
губернии», «развитие педагогического образования в Таврической
губернии»;
 выделены предпосылки и охарактеризованы основные этапы развития
педагогического образования в поликультурном регионе – Таврической
губернии XIX – начала XX вв.;
 раскрыты особенности педагогического образования в Таврической
губернии исследуемого периода, связанные с поликультурностью региона;
 разработана и обоснована историко-педагогическая модель педагогического
образования в условиях поликультурного образовательного пространства
Таврической губернии (XIX – начало XX вв.);
 обоснована возможность применения опыта развития педагогического
образования в Таврической губернии для усовершенствования подготовки
педагогов в поликультурном образовательном пространстве Республики
Крым.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в
обобщении существующих на современном этапе философских, исторических и
педагогических знаний о развитии педагогического образования в
поликультурном регионе, что значительно расширяет научное представление о
нем как об историко-педагогическом и социокультурном феномене; применении
целого комплекса современных научных подходов к исследованию проблематики
развития педагогического образования в поликультурном регионе – Таврической
губернии XIX – начала XX веков, что обогащает трактовку данного историко-
педагогического явления; во введении в научный оборот архивных материалов
Государственного архива Республики Крым (Ф. 60, 100, 101, 103, 104, 111, 113,
214, 419, 450, 515) и Государственного архива Одесской области (Ф. 42),
отражающих своеобразие развития педагогического образования в
поликультурном образовательном пространстве Таврической губернии
исследуемого периода, что расширяет возможности совершенствования
педагогической подготовки в Республике Крым.
Теоретические положения и выводы, полученные в процессе работы,
обогащают содержание историко-педагогической науки и вносят определенный
вклад в теорию педагогического образования.
Практическое значение исследования заключается в том, что результаты
диссертационной работы позволяют научно обосновать исторически сложившееся
своеобразие педагогического образования в Таврической губернии XIX – начала
XX веков и применить разработанную историко-педагогическую модель в
качестве основы для реформирования регионального педагогического
образования, при подготовке нормативных документов по данной проблеме.
Материалы исследования могут быть использованы для дальнейших
научных исследований в области истории и теории педагогического образования
в поликультурных регионах Российской Федерации. Результаты исследования
также могут быть применены в образовательных организациях высшего
образования при разработке курсов и факультативов по истории, культурологии,
истории педагогики, этнопедагогике, педагогике высшей школы, а также в
системе дополнительного профессионального образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическое образование в Таврической губернии XIX – начала XX
вв., представляющее собой подготовку педагогических кадров для учебных
заведений самой губернии и всей Российской империи в указанный период,
развивалось в условиях образовательного пространства поликультурного региона.
Поликультурность образовательного пространства Таврической губернии
выражалась в наличии межкультурного взаимодействия в сфере образования;
поликультурной обусловленности государственной образовательной политики в
регионе; особенностях организации, структуры и содержания образования.
Развитие педагогического образования в Таврической губернии представляло
собой направленный, поступательный процесс количественных и качественных
изменений в педагогическом образовании Таврической губернии, который может
быть отражен в соответствующей периодизации.
2. Результатом системно-исторического анализа педагогического
образования Таврической губернии XIX – начала XX вв. стало выделение
предпосылок и характеристика основных этапов его развития. Выделенные этапы:
I этап (1783–1802 гг.), II этап (1803–1831 гг.), III этап (1832–1859 гг.), IV этап
(1860–1880 гг.), V этап (1881–1921 гг.) – отражают трансформацию
педагогического образования от деятельности разрозненных
этноконфессиональных учебных заведений до сложной, многоуровневой системы
подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
3. Педагогическое образование в Таврической губернии, являясь составной
частью общероссийской системы педагогического образования, имело свои
поликультурные особенности, вызванные растущим этноконфессиональным
разнообразием населения региона. Благодаря осторожной образовательной
политике, сохранению этноконфессиональных школ, учреждению учебных
заведений для подготовки национальных педагогических кадров, а также тесному
взаимодействию местной училищной администрации с представителями разных
национальных общностей, поликультурная специфика нашла свое отражение в
организации, структуре и содержании педагогического образования в
Таврической губернии.
4. Историко-педагогическая модель педагогического образования в
условиях поликультурного образовательного пространства Таврической губернии
XIX – начала XX вв. представляет собой реконструкцию системы
педагогического образования, которая сложилась в Таврической губернии и
имела особенности, связанные с поликультурностью образовательного
пространства данного региона.
5. Наличие исторических параллелей в развитии поликультурного
образовательного пространства как Таврической губернии, так и Республики
Крым способствует актуализации полученного в ходе исследования опыта
развития педагогического образования в поликультурном регионе и поиску путей
его применения в контексте современных образовательных реформ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
форме докладов и обсуждений на научно-практических конференциях:
международных: «Сучасна молодь: крок у майбутнє» (Сумы, 2006); «Январские
педагогические чтения: Стратегия развития педагогической науки и образования
в XXI ст.: проблемы, перспективы» (Симферополь, 2011); «Тенденції розвитку
вищої освіти в Україні: європейський вектор» (Ялта, 2011); «Професіоналізм
педагога в контексті Європейського вибору України: якість освіти – основа
конкурентоспроможності майбутнього фахівця» (Ялта, 2011); «Ціннісні
пріоритети освіти: виклики XXI століття (Луганск, 2011); «Международное
сотрудничество в образовании в условиях глобализации» (Алушта-Форос, 2012 и
2013); всероссийских с международным участием: «Актуальные проблемы
моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических
процессов в мультикультурном пространстве современного общества» (Ростов-
на-Дону, 2021); всероссийских: «Январские педагогические чтения.
Инновационное развитие современной науки: теория, методология, практика»
(Симферополь, 2020) «Январские педагогические чтения: интеграция науки и
образования» (Симферополь, 2021); всеукраинских: «Інноваційні освітньо-виховні
стратегії в сучасному світі: змістовний та технологічний аспект» (Сумы, 2010);
«Январские педагогические чтения: теоретические и методологические проблемы
современного образования» (Симферополь, 2012); «Январские педагогические
чтения» (Симферополь, 2013); региональных: «Творческая личность педагога как
условие инновационных процессов в начальном и дошкольном образовании»
(Евпатория, 2007); «Январские педагогические чтения: Современное образование
как процесс формирования человека, общества, государства» (Симферополь,
2010); «Розвиток міжнародного співробітництва в галузі освіти у контексті
Болонського процесу» (Ялта, 2010); «Дни науки в Крымском федеральном
университете имени В.И. Вернадского» (Симферополь, 2015, 2016, 2017, 2018);
«Образование в России: поиск новой парадигмы образовательной системы»
(Симферополь, 2020); «Религиозное образование в России и за рубежом»
(Москва, 2021).
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивается опорой на фундаментальные исследования по теории и практике
педагогического образования, обоснованностью исходных теоретико-
методологических позиций, применением методов, соответствующих цели,
задачам и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников,
апробацией результатов исследования.
Публикации. В рамках разрабатываемой темы опубликованы 25 научных
публикаций, из которых 10 опубликованы в ведущих рецензируемых научных
журналах и изданиях, рекомендованных ВАК и одна публикация – в издании,
включенном в наукометрические базы Scopus, Web of Science.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Условия развития педагогического образования в Таврической губернии (XIX – начало XX вв.): историко-педагогическое моделирование
    Е.В. Костылева // KANT. – Ставрополь, 2– № 4 (33). –С. 269
    ✍️ Журнал
    Е.В. Костылева // Ученые записки Таврическогонационального университета им. В.И. Вернадского. Сер.: Проблемы педагогикисредней и высшей школы. – Симферополь, 2– Т. 26 (65), № – С. 56
    Е.В. Костылева // Ученые записки Таврического национальногоуниверситета им. В.И. Вернадского. Сер.: Проблемы педагогики средней ивысшей школы. – Симферополь, 2– Т. 27 (66), № – С. 57
    Е.В. Костылева // Ученые записки Таврического национальногоуниверситета им. В.И. Вернадского. Сер.: Проблемы педагогики средней ивысшей школы. – Симферополь, 2– Т. 27 (66), № – С. 68
    Профессиональная подготовка учителей в условиях поликультурности крымского региона: история и современность
    Е.В. Костылева,Н.В. Якса // Ученые записки Крымского федерального университета имениВ.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – Симферополь, 2–Т. 1 (67), № – С. 76
    Педагогическая традиция как научное понятие: историко-педагогический аспект
    Е.В. Костылева // Педагогічний альманах:сборник научных трудов. – Херсон: РIПО, 2– Вып. – С. 289
    Цивилизационный подход и принцип диалога культур как методологический инструментарий историко-педагогического исследования
    Е.В. Костылева // Вісник Луганського національного університету імені ТарасаШевченка. Сер.: Педагогічні науки. – Сборник научных трудов. – Луганск:Видавництво Державного закладу «Луганський національний університет іменіТараса Шевченка», 2– Ч. – №20 (231). – С. 244
    Педагогические курсы при Симферопольской татарской учительской школе как форма повышения квалификации педагогов Таврической губернии
    Е.В. Костылева // Проблеми сучасної педагогічної освіти. Сер.:Педагогіка і психологія. – Сб. статей: – Ялта: РВВ КГУ, 2– Вып. – Ч. –С. 77
    Формирование толерантной личности как один из приоритетов поликультурного образования
    Е.В. Костылева // Сучасна молодь:крокумайбутнє:материалыIМеждународнойнаучно-практическойконференции для студентов и аспирантов (17 – 18 мая 2006 г., г. Сумы). – Сумы :СумГПУ им. А.С. Макаренко, 2– С. 148
    Современные реформы образования: между традициями и инновациями
    Е.В. Костылева // Творческая личность педагога как условиеинновационных процессов в дошкольном и начальном образовании: материалымежвузовскойнаучно-практическойконференции(29марта2007 г.,г. Евпатория). – Ялта : РИО РВУЗ КГУ, 2– С. 82
    Особенности применения системного подхода в историко-педагогическом исследовании
    Е.В. Костылева // Тенденції розвиткувищої освіти в Україні: європейський вектор: материалы Международной научно-практической конференции (10–12 марта 2011 г., г. Ялта). – Ялта : РВУЗ КГУ,2– Ч. – С. 167
    Особенности содержания и организации ежегодных педагогических курсов при Симферопольской татарской учительской школе
    Е.В. Костылева // Тенденції розвитку вищої освіти в Україні: європейськийвектор: материалы Международной научно-практической конференции (15–16марта 2012 г., г. Ялта). – Ялта : РВУЗ КГУ, 2– Ч. – С. 64
    К вопросу о педагогической подготовке воспитанниц Таврического епархиального женского училища (1866–1920)
    Е.В. Костылева //Тенденції розвитку вищої освіти в Україні: європейський вектор: материалыМеждународной научно-практической конференции (21–22 марта 2013 г.,г. Ялта). – Ялта : РВУЗ КГУ, 2– Ч. – С. 64

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»