Репрезентация понятия «ирландская политическая идентичность» в историческом дискурсе XIX века

Макарова Татьяна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ В
КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ПАРАДИГМЫ …………… 14
1.1. Когнитивно-дискурсивные основы исторического
понятия и построение фреймовой структуры ………………………………………… 14
1.1.1. О понятии дискурс: лингвистические научные концепции ……… 17
1.1.2. Специфика исторического дискурса ……………………………………….. 20
1.1.2.1. Характеристика вторичного исторического дискурса ….. 24
1.1.2.2. Первичный исторический дискурс:
поиск и исследование первоисточников …………………………………. 26
1.2. Языковая репрезентация исторического понятия:
структурно-семантический и дефиниционный анализ …………………………… 30
1.2.1. Номинация как процесс соотнесения семантических
единиц с фрагментом исторического понятия ………………………………….. 30
1.2.2. Дефиниционный анализ и объективация
исторического понятия ……………………………………………………………………. 36
1.3. Семантическое поле и реконструкция исторического понятия ……….. 39
1.3.1. Семантическое поле: инструмент систематизации
номинаций, соотносящихся с историческим понятием …………………….. 39
1.3.2. Семантическое поле как результат анализа
номинаций, репрезентирующих историческое понятие ……………………. 45
1.4. Ретроспективная когнитивно-дискурсивная методика
анализа исторического понятия …………………………………………………………….. 49
1.4.1. Понятийно-корпусный этап ……………………………………………………. 50
1.4.2. Этап конструирования семантических микрополей ………………… 51
1.4.3. Интерпретационный этап ……………………………………………………….. 52
Выводы к главе 1 ………………………………………………………………………………….. 52
ГЛАВА 2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ И ВЕРБАЛИЗАЦИЯ
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ: ПОНЯТИЙНО-КОРПУСНЫЙ ЭТАП……54
2.1. Анализ вторичного ирландского исторического
дискурса XIX века …………………………………………………………………………… …54
2.2. Построение фрейма понятия
«ирландская политическая идентичность» ………………………………………….. 57
2.3. Составление корпуса первоисточников: первичный
ирландский исторический дискурс и политический
дневник Джона Митчелла …………………………………………………………………… 71
2.4. Составление корпуса эмпирического материала:
контент-анализ первоисточника ………………………………………………………….. 77
Выводы к главе 2 ………………………………………………………………………………… 78
ГЛАВА 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ МИКРОПОЛЕЙ
КАК СПОСОБ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ФРЕЙМА ПОНЯТИЯ «ИРЛАНДСКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»………………………………………..80
3.1. Этап конструирования семантических микрополей ……………………… 80
3.1.1. Специфика конструирования семантических микрополей…….81
3.1.2. Конструирование семантических микрополей, соотносящихся
с субфреймами понятия «ирландская политическая
идентичность»…………………………………………………………..83
3.1.2.1. Семантическое микрополе субфрейма «отмена
унии»………………………………………………………………………………83
3.1.2.2. Семантическое микрополе субфрейма «автономный
парламент» ………………………………………………………………………..89
3.1.2.3. Семантическое микрополе субфрейма «политические
права католиков»………………………………………………….. 93
3.1.2.4. Семантическое микрополе субфрейма «ирландская
культура»……………………………………………………………………………….. 94
3.1.2.5. Семантическое микрополе субфрейма
«революционные методы борьбы» …………………………………………. 96
3.1.2.6. Семантическое микрополе субфрейма
«демократическая республика»………………………………….100
3.1.2.7. Семантическое микрополе субфрейма «методы
ненасильственного сопротивления» ……………………………104
3.1.3. Структурирование семантических микрополей
по тематическим группам ……………………………………………………………. 112
3.1.3.1. Тематические группы микрополя «отмена унии» ………. 112
3.1.3.2. Тематические группы микрополя
«автономный парламент»……………………………………………………… 116
3.1.3.3. Тематические группы микрополя
«политические права католиков» ………………………………………….. 119
3.1.3.4. Тематические группы микрополя
«ирландская культура» …………………………………………………………. 120
3.1.3.5. Тематические группы микрополя
«революционные методы борьбы …………………………………………. 122
3.1.3.6. Тематические группы микрополя
«демократическая республика» …………………………………………….. 126
3.1.3.7. Тематические группы микрополя «методы
ненасильственного сопротивления ……………………………………….. 127
3.2. Интерпретационный этап ………………………………………………………….. 132
Выводы к главе 3 …………………………………………………………………………….. 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 138
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………………… 141
ИСТОЧНИКИ ………………………………………………………………………………………… 161
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………… 163

Во Введении обосновывается актуальность работы, определяется объ-
ект и предмет исследования, цели и задачи, формулируются основные по-
ложения, выносимые на защиту; раскрывается научная новизна, теорети-
ческая и практическая значимость диссертации, представлен материал и
методы исследования, а также его теоретико-методологическая база и ре-
зультаты апробации.
В первой главе «Изучение исторического понятия в контексте когни-
тивно-дискурсивной парадигмы» рассматривается сущность историческо-
го понятия, особенности его вербализация в историческом дискурсе, а
также разрабатывается ретроспективная когнитивно-дискурсивная мето-
дика анализа исторического понятия.
Когнитивно-дискурсивные лингвистические исследования актуализи-
руют вопросы, связанные с изучением исторических понятий, – «специ-
фических форм отображения исторического мышления и кластера исто-
рических явлений» [Лубский 2014: 397], репрезентируемых в историче-
ском дискурсе [Добровольская 2005; Манукян 2011; Горобий 2013; Дури-
нова 2015; Бисерова 2018; Макарова 2019]. Принимая во внимание когни-
тивную природу исторического понятия, отметим, что оно может быть
представлено в виде фрейма ‒ когнитивной структуры [Филлмор 1983,
1988; Fillmore 1975, 1976, 1977, 2006; Fillmore, Atkins 1992; Минский 1978;
Dijk 1997; Красных 2003; Кубрякова, Шахнарович, Сахарный 1991; Лыт-
кина, Селезнева 2011].
В реферируемом диссертационном исследовании специфика историче-
ского понятия раскрывается в историческом дискурсе. Под историческим
дискурсом понимается сложная двухуровневая структура, состоящая из
экспертно-интерпретативных исторических текстов (вторичной литерату-
ры), и первоисточников (исторических документов) [Миньяр-Белоручева
2015: 10].
Существенный вклад в изучение исторического дискурса внесли
французские постструктуралисты М. Фуко и Р. Барт [Фуко 1977, 1996,
2004; Барт 2003]. Мишель Фуко (1926–1984) разработал комплексную
методологию изучения исторического дискурса, сочетающую в себе ме-
тод критического анализа истории и субъектно-объектный метод (1971).
Метод критического анализа истории основывается на критической ге-
неалогии и археологии исторического знания. Процедура археологии ис-
торического знания предусматривает реконструкцию отдельного истори-
ческого события1. Субъектно-объектный метод используется француз-
ским ученым и мыслителем для изучения экспертного (субъектного)
мнения историков [Фуко 1996: 61‒61], а также анализа объектов ретро-
спективных дискурсивных практик – письменных первоисточников
(фр. origine), содержащих «истинное знание» и реконструирующих
фрагмент исторической действительности [Фуко 2004: 69]. Разрабатывая
теоретические основы знаковой природы исторического дискурса, Ролан
Барт очерчивает две плоскости его изучения – экспертный дискурс исто-
риков и «сверхфразовые словесные комплексы» первоисточников 2.
Обобщая сказанное, отметим, что исторический дискурс может быть
объективирован в виде двухуровневой «дискурсивной непрерывности»,
сочетающей в себе различного рода экспертные интерпретации «уже-
сказанного», а также ряд ретроспективных дискурсивных практик, запе-
чатленных в исторических документах-первоисточниках [Колесников
2004: 15‒30].
Историческое понятие «ирландская политическая идентичность» рас-
сматривается с трех позиций: 1) как фрагмент ирландской исторической
действительности; 2) как результат деятельности ирландских политиче-
Фуко М. Ницше, генеалогия и история // Философия эпохи постмодерна: Сборник перево-
дов и рефератов. – Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 1996. С.74–97.
Барт Р. Дискурс истории // Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр. – М.:
Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 438–440.
ских организации первой половины XIX века; 3) как многокомпонентный
социальный конструкт.
Обладая сложной структурой, представленной в виде фрейма, исто-
рическое понятие «ирландская политическая идентичность» подвергает-
ся вербализации, вследствие которой формируются семантические мик-
рополя.
Ретроспективная когнитивно-дискурсивная методика анализа истори-
ческого понятия состоит из трех этапов: 1) понятийно-корпусный этап;
2) этап конструирования семантических микрополей; 3) интерпретацион-
ный этап.
Понятийно-корпусный этап разделяется на четыре подэтапа: 1) крити-
ческий анализ вторичной литературы; 2) построение исторического поня-
тия в виде фрейма; 3) исследовательско-поисковая работа, нацеленная на
поиск первоисточников; 4) создание языкового корпуса первоисточника.
Этап конструирования семантических микрополей состоит из сле-
дующих последовательных процедур: 1) конструирование семантических
микрополей; 2) структурирование семантических микрополей.
На интерпретационном этапе реализуется лингвокогнитивная интер-
претация результатов структурирования номинативных единиц, образую-
щих семантические микрополя. Характер конструирования семантических
микрополей, разделяющихся на тематические группы, обосновывается
объективно-историческими закономерностями. При этом иерархическая
структура семантических микрополей позволяет реконструировать исто-
рическое понятие, то есть обнаружить малоизученные фрагменты истори-
ческой реальности в хронологической последовательности.
В рамках второй главы «Структурирование и вербализация истори-
ческого понятия: понятийно-корпусный этап» осуществляются четыре по-
следовательные процедуры: 1) критический анализ вторичного ирланд-
ского исторического дискурса XIX века; 2) построение фрейма понятия
«ирландская политическая идентичность»; 3) поиск и критический анализ
первоисточников; 4) создание языкового корпуса первоисточника.
Этап критического анализа вторичного ирландского дискурса XIX ве-
ка предполагает изучение художественно-исторической [Connolly 1915;
Geoghegan 2008; Gwynn 1929, 1947, 1949], а также научно-исторической
литературы [Афанасьев 1907; Грудзинский 2015; Гольман 1980; Кержен-
цев 1936; Кунина 1949; Макарова 2018; Fisher 1911; Foster 1989; Ross
2006; Jackson 2003; Suzman 2016], посвященной вопросу освободитель-
ного движения в Ирландии периода 1823–1849 годов, вследствие которо-
го конструировалась политическая идентичность ирландцев. Политиче-
ская идентичность, рассматриваемая с позиции социального конструкти-
визма3, проявляется в конструировании человеком особой структуры субъ-
ективного мира, отражающей способность человека соотносить «себя» с
представителями какой-либо политической организации [Цумарова 2020].
В первой половине XIX века в Ирландии напряженная социальная об-
становка, выразившаяся в распространении общественно-политического
движения за независимость и формировании политических организаций,
объяснялась рядом внутриполитических и внешнеполитических факторов
(см. табл. 1).
Таблица 1
Факторы, повлиявшие на формирование
ирландской политической идентичности в первой половине XIX века

ВнутриполитическиеВнешнеполитические
1.Разложение сословно-классовой1. Французская революция 1789
структуры ирландского обществагода
2. «Великий голод» в Ирландии2. Национально-освободительное
1845‒1849 годовдвижение малых народов Европы
конца XVIII ‒ начала XIX века
3. Отмена «Хлебных законов»3. Война за независимость в Се-
верной Америке 1775‒1783 годов
4. Акт об Унии 1801 года4. Колониальная экспансия Ве-
ликобритании в Азию и Африку в
первой половине XIX века

Особую роль в усилении политизации ирландского общества сыграл
Акт об Унии 1801 года4. Уния, заключенная между Ирландией и Велико-
британией, упраздняла ирландский автономный парламент и оконча-
тельно превращала Ирландию в колонию Британской империи [Грудзин-
ский 2015: 123]. Объединение парламента Ирландии и Великобритании
означало, что право законодательной инициативы стало принадлежать
английским парламентариям.
Критический анализ вторичного ирландского дискурса XIX века по-
казал, что в Ирландии в период 1823–1849 годов были сформированы
политические организации «Ассоциация Репилеров», «Католическая Ас-
социация», «Молодая Ирландия», «Ирландская Конфедерация», «Ир-
Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зен-
кин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. ‒ СПб.: Алетейя, 2001; Гид-
денс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Энтони Гидденс; [Пер.: Тюри-
на И.]. ‒ М.: Акад. проект, 2003.
The Union with Ireland Act 1800. URL: http://rahbarnes.co.uk/union/the-united-kingdom-of-
union 1800/union-with-ireland-act-1800/ (дата обращения 10.02.2021).
ландская Конфедерация» (правое крыло), «Ирландская Конфедерация»
(левое крыло). Каждая из ирландских политических организаций выдви-
гала ряд политических требований, которые являлись основными эле-
ментами конструирования ирландской политической идентичности.
На этапе построения фрейма понятия «ирландская политическая иден-
тичность» создается когнитивная структура, состоящая из субфреймов
(микроструктур знания). Каждый из субфреймов актуализирует основное
политическое требование организаций «Ассоциация Репилеров», «Като-
лическая Ассоциация», «Молодая Ирландия», «Ирландская Конфедера-
ция», «Ирландская Конфедерация» (правое крыло), «Ирландская Конфе-
дерация» (левое крыло), образованных в середине XIX века (см. рис. 1).

ирландская
политическая
идентичность

методы
ненасиль-револю-демокра-
политичес-отменаавтоном-ирланд-
ционныетическая
кие праваныйскаяственного
униисопротив-методыреспуб-
католиковпарламенткультура
борьбылика
ления

Рис. 1. Фрейм понятия «ирландская политическая идентичность»

Этап поиска и критического анализа первоисточников был реализован
с привлечением редкого англоязычного архивного фонда «Internet
Archive». Основанный в Сан-Франциско в 1996 году Брюстером Кейлом,
архивный фонд «Internet Archive»5 содержит корпус оцифрованных анг-
лоязычных книг различных исторических эпох. Из 11 первоисточников
нами был выбран политический дневник Джона Митчелла «The Crusade
of the Period; and, Last Conquest of Ireland (perhaps)» («Крестовый поход
периода: и последнее покорение Ирландии, (возможно)») [Mitchel 1873].
Политический дневник «The Crusade of the Period; and, Last Conquest of
Ireland (perhaps)» («Крестовый поход периода: и последнее покорение
Internet Archive ‒ некоммерческая организация, основанная Брюстером Кейлом в 1996 го-
ду в Сан-Франциско. В архивном фонде размещаются оцифрованные текстовые, графиче-
ские материалы, видео- и аудиозаписи. Архив обеспечивает долгосрочное архивирование
собранного материала и бесплатный доступ к своим базам данных для широкой публики.
Декларируемой целью архива является сохранение культурно-исторических ценностей ци-
вилизации в эпоху интернет-технологий. URL: https://archive.org/about/ (дата обращения
26.03.2021).
Ирландии, (возможно)») занимает промежуточное положение между
художественно-исторической и научно-исторической литературой.
Дневниковые записи Д. Митчелла включают в себя публичные полити-
ческие дискуссии, речи политических лидеров, парламентские дебаты,
служебную переписку, политические документы, партийные програм-
мы, средства массовой информации. В дневнике подробно описан про-
цесс конструирования ирландской политической идентичности в сере-
дине XIX века.
Контент-анализ политического дневника Джона Митчелла «The Cru-
sade of the Period; and, Last Conquest of Ireland (perhaps)» («Крестовый по-
ход периода: и последнее покорение Ирландии, (возможно)») позволил
сформировать корпус языкового материала. Контент-анализ рассматри-
вается как метод систематизации и идентификации «определенных эле-
ментов содержания некоторой совокупности документов с последующей
квантификацией (количественной обработки) полученных данных» [Па-
шинян 2012: 13].
В дневнике Д. Митчелла методом сплошной выборки отбирались
контексты употребления номинаций, соотносимые с фрагментами поня-
тия «ирландская политическая идентичность», репрезентированными в
виде субфреймов «отмена унии», «автономный парламент», «политиче-
ские права католиков», «ирландская культура», «революционные методы
борьбы», «демократическая республика», «методы ненасильственного
сопротивления». В результате примененного контент-анализа был выяв-
лен 1101 контекст употребления номинаций, объективирующих понятие
«ирландская политическая идентичность».
В третьей главе «Конструирование семантических микрополей как
способ вербализации фрейма понятия “ирландская политическая иден-
тичность”» осуществляется формирование семантических микрополей
субфреймов, а также их структурирование. Цифровые данные, отражаю-
щие объем семантических микрополей, подразделяющихся на тематиче-
ские группы, подвергаются лингвокогнитивной интерпретации.
Процедура формирования семантических микрополей реализуется в
два этапа:
‒ на первом этапе производится конструирование семи семантических
микрополей субфреймов на основе выявления из контекста номинаций,
соотнесенных с архисемами семантических микрополей;
‒ на втором этапе семантические микрополя субфреймов структури-
руются на основе выявления совокупности номинаций, объединяющихся
по архисемам более конкретного содержания, чем архисемы семантиче-
ских микрополей.
Характер семантических микрополей «отмена унии», «автономный
парламент», «политические права католиков», «ирландская культура»,
«революционные методы борьбы», «демократическая республика», «ме-
тоды ненасильственного сопротивления» определяет построенный ранее
фрейм, состоящий из субфреймов. Каждое из семантических микрополей
состоит из номинаций, объединяющихся по общей архисеме. Архисема-
ми семантических микрополей служат названия субфреймов, которые
структурируют понятие «ирландская политическая идентичность».
Алгоритм конструирования семантических микрополей субфреймов
состоит из четырех последовательных шагов:
1) построение контекстуальной дефиниции номинации, соотнесенной
с субфреймом;
2) семантико-компонентный анализ контекстуальной дефиниции но-
минации, соотнесенной с субфреймом;
3) идентификация архисемы в семантике анализируемой номинации;
4) включение номинации в соответствующее микрополе субфрейма.
Если в семантике номинации идентифицируются две архисемы, то
данная номинативная единица включается в два семантических микро-
поля, которые соотносятся с двумя субфреймами.
Обратимся к конкретному примеру. Представим контекст, в котором
выделена номинация the “Repeal year”/ год отмены Акта об унии, ре-
презентирующая понятие «ирландская политическая идентичность»:
<…> in the beginning of this year he announced that it was the “Repeal
year” [Mitchel 1873: 95‒96].
Построим контекстуальную дефиницию номинации the “Repeal
year”/ год отмены Акта об унии на основе экстралингвистических дан-
ных. Представленный нами фрагмент политического дневника Джона
Митчелла иллюстрирует деятельность Даниэля О’Коннелла, который в
1843 году начал политическую агитацию за аннулирование союза 1801
года, заключенного между Ирландией и Великобританией. Учитывая
словесное окружение номинации the “Repeal year”/ год отмены Акта
об унии, зафиксируем ее контекстуальную дефиницию:
Год политической агитации за отмену Акта об унии между Ирлан-
дией и Великобританией, принятого в 1801 году, который был провоз-
глашен Даниэлем О’Коннеллом.
Произведем семантико-компонентный анализ контекстуальной дефи-
ниции, выделив ряд семантических признаков:
1. исторический период 1843 года;
2. политическая агитация;
3. требование отмены Акта об унии 1801 года;
4. Даниэль О’Коннелл.
Соотносим компонент значения требование отмены Акта об унии
1801 года с архисемой «отмена унии». Компонент значения требование
отмены Акта об унии 1801 года является тождественным по отноше-
нию к архисеме «отмена унии».
На основе идентификации архисемы «отмена унии» в семантике но-
минации the “Repeal year”/ год отмены Акта об унии осуществляем
включение анализируемой номинации в микрополе «отмена унии».
Исследование показало, что самыми крупными микрополями являют-
ся семантические микрополя «отмена унии» (434 номинации) и «методы
ненасильственного сопротивления» (361 номинация). В значительной
степени представлены номинации, формирующие микрополе «револю-
ционные методы борьбы» (194 номинации). В меньшем количестве объ-
ективированы номинативные единицы, заполняющие семантические
микрополя «ирландская культура» (36 номинаций), «политические права
католиков» (36 номинаций), «автономный парламент» (33 номинации).
Низкая степень реализации номинаций обнаруживается в микрополе
«демократическая республика» (7 номинаций) (см. рис. 2).
3636337

отмена унии
методы ненасильственного сопротивления
революционные методы борьбы
ирландская культура
политические права католиков
автономный парламент
демократическая республика

Рис. 2. Сравнительный анализ семантических микрополей
Структурирование семантических микрополей направлено на выде-
ление тематических групп. Тематические группы представляют собой но-
минации, объединенные по архисемам более конкретного содержания,
чем архисемы семантических микрополей. Данные архисемы выделяются
на основе семантико-компонентного анализа дефиниций номинаций.
В общей совокупности были выявлены четыре тематические группы: «по-
литические требования», «организационная структура», «субъект/ субъек-
ты», «методы политической борьбы».
Сегментами семантического микрополя «автономный парламент» яв-
ляются три тематические группы: «политические требования», «организа-
ционная структура», «субъект/субъекты». Каждая из них сформирована на
основе номинаций, объединяющихся по архисемам, тождественным име-
ни тематических групп. Архисемы тематических групп идентифицируют-
ся в результате дальнейшего семантико-компонентного анализа значения
номинативных языковых единиц, вербализирующих субфреймы.
В первой тематической группе «политические требования» представ-
лено наибольшее количество номинативных единиц. К ним относятся но-
минации an Irish Parliament (ирландский парламент), a Parliament in Col-
lege Green (парламент на площади Колледж Грин), own Parliament (соб-
ственный парламент), a parliament of her own (ее собственный парла-
мент), our Parliament in College Green (наш парламент на площади Кол-
ледж Грин), plan for the new Irish Parliaments (план, заключающийся в соз-
дании нового ирландского парламента), right to send representatives to a
British Parliament (право посылать ирландских представителей в парла-
мент Великобритании), shall go to the English House of Commons (буду за-
седать в Палате общин парламента Великобритании), walked into the
British Parliament (заседал в парламенте Великобритании), Ireland’s Inde-
pendence (независимость Ирландии), flag (флаг), a free State (свободное го-
сударство), a sovereign State (суверенное государство), the right of trial by
a jury (право проведения суда присяжных), the security of person (непри-
косновенность личности), the security of property (неприкосновенность
собственности), the right of country to be governed (право управления соб-
ственным государством), the bill (законопроект), “Law” («Законодатель-
ный акт»).
Номинации an army of her own (ее собственная армия), a navy of her
own (ее собственный военно-морской флот), Parliament (парламент),
a ‘parliamentary party’ («парламентская фракция») входят во вторую тема-
тическую группу «организационная структура».
Третья тематическая группа «субъект/ субъекты» объединяет 6 номи-
нативных единиц: the Repeal Members (представители-репилеры), Roebuck
(Робак), the Irish Members (ирландские представители-репилеры), the
orator (оратор), members of an Imperial senate (члены имперского парла-
мента), the deputies (депутаты).
Как мы видим, системные отношения, проявляющиеся внутри семан-
тического микрополя «автономный парламент», реализуются благодаря
выделению трех тематических групп. Подобным образом структурируют-
ся все остальные семантические микрополя (см. табл. 2).
Таблица 2
Тематические группы семантических микрополей

Тематические группы

Организационная
Политические

политической
требования
Семантические

структура

субъекты
Субъект/

Методы

борьбы
микрополя

«Отмена унии»15995180‒
«Автономный
2346‒
парламент»
«Политические права
15120‒
католиков»
«Ирландская
3222‒
культура»

«Революционные
1223042‒
методы борьбы»

«Демократическая
5‒2‒
республика»
«Методы
ненасильственного‒1721323
сопротивления»
Сумма:1101

Тематические группы, структурирующие семантические микрополя,
отображают процесс пролиферации политических требований, структур-
ных организаций, а также сословно-классовую борьбу ирландского обще-
ства, стремившегося к созданию независимого Ирландского государства.
Лингвокогнитивная интерпретация количественных данных, иллю-
стрирующих объем семантических микрополей, применяется для фикса-
ции наиболее значимых требований ирландских организаций «Ассоциа-
ция Репилеров», «Католическая Ассоциация», «Молодая Ирландия», «Ир-
ландская Конфедерация», «Ирландская Конфедерация» правого крыла,
«Ирландская Конфедерация» левого крыла, а также «Протестантская Ас-
социация Репилеров». Каждая из политических организаций предлагала
свой политический сценарий развертывания ирландского освободительно-
го движения (см. табл. 3).
Таблица 3
Политические требования ирландских политических организаций

ненасильственного
Демократическая
права католиков

Революционные
методы борьбы

сопротивления
Политические
Отмена унии
Автономный

Ирландская

республика
парламент

культура

Методы
Политические
организации

«Католическая Ассоциация»−−+−−−+
«Ассоциация Репилеров»++−−+−+
«Протестантская
++−−+−+
Ассоциация Репилеров»
«Молодая Ирландия»++−++−+
«Ирландская Конфедерация»++−−+−+
«Ирландская Конфедерация»
++−−+−+
правого крыла
«Ирландская Конфедерация»
++−−+−+
левого крыла

Полученные результаты свидетельствуют о том, что доктрины боль-
шинства ирландских политических организаций середины XIX века опи-
рались на идейно-политическую теорию умеренного национализма, ради-
кального национализма, культурного национализма. Так, представители
«Ассоциации Репилеров», «Ирландской Конфедерации», «Ирландской
Конфедерации» правого крыла, «Протестантской Ассоциации Репилеров»,
разделяя идеи умеренного национализма, стремились аннулировать союз
между Великобританией и Ирландией 1801 года, а также реконструиро-
вать автономный ирландский парламент. «Католическая Ассоциация»,
реализуя программу национально-освободительного движения, вела
борьбу за расширение политических прав католиков. «Молодая Ирлан-
дия», отстаивая принципы культурного национализма, была сфокусиро-
вана на реконструкции ирландской культуры. Наконец, «Ирландская
Конфедерация» левого крыла, выдвигая лозунги радикального национа-
лизма, призывала к революционному перевороту и созданию демократи-
ческой республики.
Вследствие конструирования семантического микрополя «методы не-
насильственного сопротивления», микрополя «отмена унии», микрополя
«политические права католиков», микрополя «автономный парламент»
было установлено, что умеренный национализм играл первостепенную
роль в формировании политической идентичности ирландцев.
Было выявлено, что субфрейм «революционные методы борьбы» ото-
бражает второстепенную политическую доктрину ирландского общест-
венного движения середины XIX века ‒ радикальный национализм. Поли-
тические взгляды радикального национализма разделяли представители
организации «Ирландская Конфедерация» левого крыла во главе с Джо-
ном Митчеллом. Доктрина ирландского радикального национализма пре-
дусматривала осуществление революционного переворота и создание не-
зависимого государства с республиканской формой правления.
Микрополе «революционные методы борьбы» (194 контекстов упот-
ребления номинативных единиц) демонстрирует, что революционные ме-
тоды борьбы были использованы не только представителями «Ирландской
Конфедерации» левого крыла. Отдельные черты радикального национа-
лизма проявились при анализе политической деятельности «Ассоциации
Репилеров», «Ирландской Конфедерации», «Протестантской Ассоциации
Репилеров». Необходимо отметить, что ирландские лидеры идейно-
политического течения радикального национализма подчеркивали важ-
ность установления в Ирландии независимой демократической республи-
ки. Микрополе «демократическая республика» (7 контекстов употребле-
ния номинативных единиц) подтверждает то, что в XIX веке сторонники
ирландского радикального национализма стремились укрепить свое поли-
тическое влияние.
Изучение процесса конструирования политической идентичности ир-
ландцев требует также освещения идейного течения культурного нацио-
нализма. В Ирландии идейно-политическое течение культурного национа-
лизма стало основной политической доктриной организации «Молодая
Ирландия». Представители «Молодой Ирландии» Чарлз Даффи, Томас Дэ-
вис, Джон Диллон, О’Бриен были сторонниками реконструкции ирланд-
ской культуры. Построенное микрополе «ирландская культура» (36 кон-
текстов употребления номинативных единиц) подтвердило то, что борьба
за восстановление национальной ирландской культуры являлась важной
составляющей общественно-политического движения за независимость в
середине XIX века.
В Заключении подводятся итоги работы и намечаются перспективы
исследования. Установление взаимосвязи между внутригрупповой поли-
тической позицией ирландцев, представленной в виде сложной когнитив-
ной структуры исторического понятия, и языковыми средствами его объ-
ективации, становится приоритетным в дискурсивной лингвистике. Экс-
пликация и вербализация исторического понятия «ирландская политиче-
ская идентичность» производится на основе разработанной универсальной
ретроспективной когнитивно-дискурсивной методики, которая может
применяться во многих социолингвистических исследованиях.
Понятие «ирландская политическая идентичность», формируемое во
вторичном ирландском историческом дискурсе XIX века, репрезентиру-
ется с помощью сложного социолингвистического конструкта. Много-
компонентный состав исторического понятия раскрывает когнитивная
структура или фрейм, состоящий из семи субфреймов. Каждый субфрейм
актуализирует важнейшее политическое требование представителей ир-
ландских политических организаций середины XIX века. На основе ана-
лиза исторического документа Джона Митчелла «The Crusade of the Pe-
riod: and, Last Conquest of Ireland (perhaps)» («Крестовый поход периода:
и последнее покорение Ирландии, (возможно)») построены семантиче-
ские микрополя. Тематические группы, входящие в семантические мик-
рополя, свидетельствуют о политизации ирландского общества первой
половины XIX века и конструировании ирландской политической иден-
тичности.
Перспективой диссертационного исследования является дальнейший
анализ способов репрезентации понятия «ирландская политическая иден-
тичность» через призму оппозиции «свой» ‒ «чужой» в ситуации поли-
тической конфронтации XIX века, итогом которой стало разделение
Ирландии.

Когнитивно – дискурсивная лингвистическая парадигма относится к
одному из современных направлений языкознания. В рамках когнитивно-
дискурсивного лингвистического вектора становится необходимым изучение
когнитивных структур исторических понятий. Исторические понятия, то есть
«формы объективации исторического мышления» [Лубский 2014: 397],
формируются в историческом дискурсе.
На рубеже XX‒XXI веков в лингвистике все большую актуальность
приобретают вопросы, связанные с изучением исторических понятий и способов
их вербализации [Филин 1984; Полякова 1979; Караулов 1980, 1981; Бородина,
Гак 1979; Живов 2009; Литвина, Успенский 2006; Топоров 2004; Плетнева,
Кравецкий 2009; Бабаева 2009; Козеллек 2010, 2014]. При этом историческое
понятие, «помещенное» в дискурс исторической эпохи, следует рассматривать с
двух сторон: во-первых, в качестве когнитивного конструкта, адаптирующего
предметную область важнейшего исторического события; во-вторых, в виде
универсального когнитивного научно-исследовательского инструментария,
способа экспликации нового исторического знания [Скиннер 1969, 1974, 2006,
2017, 2018; Покок 1975, 1981, 2009, 2015; Данн 1968, 2008, 2009].
Лингвистический анализ исторических понятий позволяет выходить за
грань собственно языка и проникать вглубь ментальных механизмов
«генеалогии, археологии» и продуцирования экстралингвистического знания
[Фуко 1971: 75]. При этом внеязыковая сущность исторических понятий,
реконструирующих событийную историю, является основой для
последующей семантической классификации его сигнификативных
характеристик [Trier 1931].
Эффективным лингвистическим инструментом систематизации
семантических классов и подклассов, формирующих понятийное содержание
(сигнификат), является структурированное семантическое поле [Новиков 1982;
Арутюнова, Уфимцева 1980; Васильев 1990; Апресян 1974]. Ретроспектива
семантического поля, конструируемого посредством синтеза
экстралингвистического и лингвистического знания, позволяет восстанавливать
ход важнейших исторических событий [Trier 1931; Козеллек 2010; Скиннер
2002, 2005; Добровольская 2005; Манукян 2011; Дуринова 2015].
В диссертационной работе в рамках социолингвистической
исследовательской концепции предпринимается попытка реконструкции
понятия «ирландская политическая идентичность» в ирландском
историческом дискурсе XIX века и его вербализации в виде совокупности
семантических микрополей.
Политическая история Ирландии первой половины XIX века
предопределила начало процесса конструирования политической
идентичности ирландцев. Политическая идентичность ирландцев
конструировалась через призму формирования политического «Я»
посредством примыкания к политическим организациям. Потребность
создания ирландских политических группировок определялась рядом
внутриполитических, а также внешнеполитических обстоятельств. Во-
первых, в середине XIX века в Ирландии отмечался глубочайший
экономический кризис. Период 1845–1849 годов связывается с «Великим
голодом», вследствие которого погибло более 3 млн. человек. Во-вторых,
наблюдалась политизация и институционализация ирландского общества,
детерминированная ирландским освободительным движением первой
половины XIX века. В-третьих, промежуток времени середины
XIX века совпадал с революционным движением в Европе.
Ретроспективная когнитивно-дискурсивная методика анализа

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»