Роль аутичной культуры в формировании гуманистических ценностей современного общества (на материале Красноярского края)
Введение ……………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Аутичная культура как предмет социокультурного анализа………………23
1.1. Основные подходы к исследованию феномена аутичной культуры ………….23
1.2 Социокультурные особенности аутичного сообщества………………………..38
1.3. Роль ценностей в организационной культуре аутичных сообществ………….53
Глава 2. Сохранение и трансляция гуманистических ценностей в культуре
аутичных сообществ ……………………………………………………………….…72
2.1. «Человек особенный» как носитель ценностей аутичной культуры ………….72
2.2. Роль моральных ценностей в культуре аутичных сообществ………………….89
2.3. Гуманистические ценности аутичных сообществ: на материале исследований
в Красноярском крае…………………………………………………………………102
Заключение………………………………………………………………….……..…117
Список литературы…………………………………………………….……….……121
Приложение А………………………………………………………………..………144
Приложение Б………………………………………………………………………..145
Приложение В…………………………………………………………….………….146
Приложение Г………………………………………………………………………..147
Приложение Д……………………………………………………………….……….148
Приложение Е………………………………………………………………………..149
Приложение Ж……………………………………………………………………….150
Приложение И………………………………………………………………….…….151
Актуальность темы исследования
Исследование возникновения и развития современных феноменов культуры
является одним из важнейших направлений культурологии, имеющих как
теоретическую, так и практическую значимость. Сегодня с уверенностью можно
говорить, что в меняющемся мире и в российском социуме жизненно важными
становятся задачи трансляции и сохранения ценностей материальной и духовной
культуры как традиционных, так и инновационных культур. Весомый вклад в
динамику социокультурных изменений вносят молодежные субкультуры,
«соседские сообщества» и сообщества по интересам, культура интернет- и
сетевых сообществ, виртуальные арт-пространства. Качество социальных связей
и облик «цивилизованного мира» описываются в терминах корпоративной и
управленческой культуры, инклюзивной культуры и т.д. При этом традиционная
типологизация культур по различным основаниям (характер удовлетворяемых
потребностей, уровень мастерства и аудитория, хозяйственный уклад, отношение
к религии, региональная принадлежность и принадлежность к определенному
типу общества) не всегда позволяет однозначно классифицировать эти
инновационные образования, что требует расширения методологии и методик
культурологического анализа. Хорошо изученный спектр субкультур также
расширяется, включая помимо молодежных, субкультуры «взрослых».
Одной из социальных групп, находящихся в поиске своей культурной
идентичности и активно формирующей особые, иногда уникальные, традиции,
нормы, ритуалы, табу, праздники, символику, язык являются сообщества
аутистов и людей-вокруг-аутизма. В истории есть множество примеров того, как
группы людей, объединенные некой сверхидеей, предполагающей особую
систему идеалов и ценностей, отвечая на вызовы истории, меняли ее ход, и
внедряя на практике новые системы ценностей, вели к качественным
трансформациям человеческой культуры1. Это определяет актуальность изучения
аутичных сообществ как исследовательских пространств для выявления
закономерностей и механизмов формирования новых культур, выявления
способов социального воспроизводства общества и личности, что является
научно-практической проблемой культурологии и социально-гуманитарного
знания в целом.
Аутичная культура – недавний социокультурный конструкт, да и сам
феномен аутизма является сравнительно недавним открытием2. Люди с диагнозом
расстройства аутистического спектра (РАС), как утверждается, имеют трудности
с социальным взаимодействием. Система понимания, выраженная в символах, с
помощью которых общаются аутисты, отвечает определению культуры,
предложенному К. Гирцем . Рассмотрение феномена аутизма в русле
культурологии и культурной антропологии, представляется довольно
перспективным, поскольку позволяет разработать подходы и инструментарий для
обеспечения интеграции аутичных людей в общество, для расширения прав и
возможностей аутичных сообществ. Улучшение взаимодействия с аутичными
людьми в нашем нейротипичном обществе должно опираться не только на
медицинские вмешательства, но и на социальные и культурные практики.
В последнее время наблюдается возрастание теоретического и научно-
практического интереса к феномену аутизма, связанное с гуманизацией общества,
с резким разворотом в отношении инвалидности как таковой, со сменой
медицинской парадигмы на социальную. Многим аутичным сообществам удается
использовать формируемое ими культурное пространство как способ интеграции
аутистов в общество для расширения их прав и возможностей. Таким образом,
культура является главным условием адаптации аутиста к окружающему миру,
что подтверждает актуальность данного исследования.
Гох А.Ф. Аутичное сообщество: история и перспективы осмысления феномена // Ценности и
смыслы. 2020. № 1 (65). С. 125-146.
2
Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // The Nervous Child. 1943.№ 2. Р. 217-250.
3
Geertz C.J. (1973). The Interpretation of Cultures. N.Y. : Basic Books. 470 p.
Важно и то, что изучение культуры аутичных сообществ открывает
перспективы для разработки методологии культурологических исследований,
опирающихся на традиции философской (в особенности культурной)
антропологии, лингвистические и структуралистские теории, этику и аксиологию,
религиоведческий анализ, медицинские (клинические) исследования. В изучении
аутичной культуры показали свою эффективность ситуационный анализ, контент-
анализ, cultural studies, которые стимулируют развитие и применение новых
исследовательских подходов и методов.
Степень научной разработанности темы исследования
Тема человека как «существа культуры» (М. Ландман4) разрабатывалась на
протяжении всей истории философии и гуманитарного знания в целом. Для
исследования принципиально важными являются такие линии, как воспитание
подлинно человеческого (Сократ, Платон, Аристотель 5 ), техники сохранения
человеческого достоинства (киники, стоики), акцентирование уникальности
личности и ценности ее внутреннего мира (Августин Аврелий, Ориген,
Фома Аквинский, Марсилий Падуанский 6 ), универсальный методологический
инструментарий для анализа социокультурных процессов (Дж. Вико, И. Гердер,
И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В. фон Губольдт, Я. Буркхардт, К. Маркс 7 ). Большую
значимость для темы диссертации имеют идеи свободы выбора, достоинства
Landmann M. Fundamental Anthropologic. Bonn : Bouvier, 1979. 309 s.
5
Сократ. Я ничего не знаю. М. : АСТ, 2019. 270 с.; Платон. Собрание сочинений в четырех
томах / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. ст. в
примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1994. 830 с. 4 т.; Аристотель.
Сочинения в четырех томах. М. : Мысль, 1976-1983. 4 т.
6
Августин Аврелий. О граде божием. Книга 1; Марсилий Падуанский. Защитник мира.
Defensor pacis. М.: Дашков и Ко, 2014. 656 с.; Ориген Толкования на Евангелие от Иоанна /
пер., комм. и предисл. О.И. Кулиева. СПб. : РХГА, 2018. 540 с.; Фома Аквинский.
Дискуссионные вопросы о душе. М.: Litres, 2018. 409 с.
7
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М. : Юристъ, 1996. 591 с.;
Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций / пер. с итал. А.А. Губера. М. : Киев
: REFL-book : ИСА, 1994. 656 с.; Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб. : Наука,
1993. 480 с. С.57-480.; Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. : Наука, 1977.
703 с.; Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / пер. с нем. Новгород : Прогресс, 1984.
399 с.; Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч. в 6 т. М. : Мысль, 1964. М.: Наука,
1980. 6 т.; Маркс К. Избранные произведения (комплект из 3 книг) (сборник) / К. Маркс,
Ф. Энгельс. М. : Издательство политической литературы, 1985.
человека в этике римских стоиков, 8 возрожденческом гуманизме 9 , философии
Нового времени10, философии экзистенциализма.
Культурологический потенциал учения Канта развили В. Виндельбанд и
Г. Риккерт , представившие «ценность» главным предметом философии, а
позднее феноменологи Э. Гуссерль, М. Шелер и Н. Гартман . Вклад в
аксиологию как теорию ценностей вносят Р.Г. Лотце, Ф. Ницше, Э. Дюркгейм,
М. Вебер, Т. Парсонс, М. Рокич 13 . Значительный вклад в понимание проблемы
ценностей вносят русские философы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский,
Вл.С. Соловьев, П.А. Сорокин, Н.С. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк,
Л.А. Шестов14).
Динамика культурных ценностей стала предметом анализа в различных
теориях модернизации Д. Белла, и постмодернизма Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза,
Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / Вспуп. ст. В.В. Сапова. М. : ТЕРРА-
Книжный Клуб : Республика, 1998. 544 с.
9
Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М. : Наука, 1989. 272 с.
10
Спиноза Б. Этика / пер. с лат. Н.А. Иванцова. СПб. : Аста-пресс ltd, 1993. 248 с.
11
Виндельбанд В. Что такое философия? Избранное : Дух и история. М. : Юрист, 1995. 687 с.;
Риккерт Г. Философия жизни. Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1998. 505 с.; Его же. Ценности
жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып. 1. М. : 1994. С.
10-36.
12
Гартман Н. Этика / пер. А.Б. Глаголева. М. : Владимир Даль, 2002. 708 с.; Гуссерль Э. Кризис
европейских наук и трансцендентальная феноменология / пер. с нем. Кузницын Д.В. М. : Наука,
2013. 494 с.; Шелер М. Положение человека в Космосе : Проблемы человека в западной
философии. М. : Прогресс, 1988. С. 31-95.
13
Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. 808 с.; Дюркгейм Э. Ценности и
«реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106-114.; Лотце Р.Г.
Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии:
Душа. / пер. с нем. М. : Либроком, 2012. 162 с.; Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / пер. с нем.; сост.,
ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. М. : Мысль, 1990. 2 т.; Парсонс Т. Понятие общества:
компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 94-122; Rokeach M. The Nature
of Human Values. New York : The Free Press, 1973. 438 р.
14
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М. :
Академический проект, 2015. 522 с.; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта : монография.
М. : АСТ, 2004. 588 с.; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М. : Республика, 1994. 436 с.;
Соловьев Вл.С. Сочинения в двух томах. М. : Мысль, 1988. 892, 822 с.; Сорокин П.А. Человек.
Цивилизация. Общество. М. : Издательство политической литературы, 1992. 544 с.;
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М. : АГРАФ, 1999. 554 с.; Флоренский П.А. Столп и
утверждение истины : Опыт православной теодицеи. М. : АСТ, 2003. 640 с.; Франк С.Л. Смысл
жизни : антология / сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М. : Прогресс-Культура,
1994. 592с.; Шестов Л.И. На весах Иова. М. : АСТ: Фолио, 2001. 464 с.
15
Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара , теории культурно-исторического релятивизма
О. Шпенглера, А. Тойнби 16 . Нельзя обойти вниманием идеи С.С. Аверинцева,
М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана17 .
Значительный вклад в понимание динамики культурных ценностей внесли
такие теоретики социологии культуры О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер,
П.А. Сорокин, М. Вебер, Г. Зиммель, Т. Парсонс, Э. Гидденс, Р. Инглхарт,
Р. Мертон, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов Э.Л. Панеях 18 . В трудах названных и
других мыслителей акцентирована роль ценностей и ценностных ориентаций для
социокультурных трансформаций.
Роль культуры в формировании личности хорошо исследована в
междисциплинарном пространстве педагогики, социальной и гуманистической
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М. : Рипол Классик, 2017. 320 с.; Делез Ж. Ницше и
философия / пер. с фр. О. Хомы под ред. Б. Скуратова. М. : Ad Marginem, 2003. 382 с.;
Деррида Ж. Золы угасшъй прах. СПб. : Machina, 2012. 115 с.; Лиотар Ж.-Ф. Состояние
постмодерна. М. : СПб. : Алетейя, 1998. 160 с.
16
Тойнби А.Дж. Постижение истории / пер. с англ. М. : Прогресс, 1991. 736 с.; Шпенглер О.
Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / пер. с
нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М. : Мысль, 1993. 663 с.; Его же. Закат Европы.
Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы / пер. с нем. и
примеч. И.И. Маханькова. М. : Мысль, 1998. 606 с.
17
Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма и простейшие реальности. М. :
Директ-Медиа, 2008. 24 с.; Бахтин М.М. Собр. соч. В 7 т. Т. 5. М. : Русские словари, 1997. 732
с.; Лихачев Д.С. Русская культура. М. : Искусство, 2000. 440 с.; Лосев А.Ф. Диалектика мифа. /
сост. подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. М. : Мысль, 2001. 558 с.;
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М. : АСТ, 2018. 256 с.
18
Вебер М. Избранные произведения; Гидденс Э. Социология. М. : Едиториал УРСС, 2005. 632
с.; Дюркгейм Э. Ценности и «реальные» суждения; Здравомыслов А.Г. Поле социологии в
современном мире. М. : Логос, 2010. 410 с.; Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / пер.
с нем. М. : Strelka Press, 2018. 106 с.; Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и
демократия : Последовательность человеческого развития. М. : Новое издательство, 2011. 464
с.; Конт О. Дух позитивной философии. М. : Директ-Медиа, 2002. 201 с.; Манхейм К.
Избранное: Социология культуры. М. : СПб. : Университетская книга, 2000. 501 с.; Мертон Р.
Социальная теория и социальная структура. М. : АСТ : Хранитель, 2006. 880 с.; Панеях Э.Л.
Четыре сценария абсорбции формального правила социальным институтом // Вестник
Тихоокеанского государственного университета. 2014. № 3 (34). С. 287-290; Парсонс Т.
Понятие общества; Сорокин П.А. Человек; Спенсер Г. Опыты научные, политические и
философские / пер. с англ. М. : Директ-Медиа, 2009. 2664 с.; Ядов В.А. Стратегия
социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.
: Омега-Л, 2007. 567 с.
психологии: Дж. Дьюи, Дж. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг, М. Смит, Ф. Хайдер,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, B.C. Мухина, Д.А. Леонтьев19.
Человек как существо культуры является предметом пристального
внимания в философской антропологии. Сегодня это направление понимают как
широко (учения от Сократа и Аристотеля до современных постмодернистов), так
и узко, как философское направление, возникающее в начале ХХ века,
основоположниками которого являются М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен .
Рассматривая человека как «эксцентрическое», «пограничное» и «недостаточное»
существо, эти мыслители в значительной мере формируют методологию
исследования «человеческой сущности». Особую важность имеют идеи
М. Ландмана и Э. Ротхакера21– представителей культурной антропологии.
Культурная антропология и экзистенциализм задают культурно-
антропологический подход к человеку как «особенному» существу,
выделяющемуся из ряда всех иных. Для исследования аутичного сообщества
важно осмысление оппозиции «Я-другой» М. Бубера и Э. Левинаса 22 , идеи
«диалоговой сущности человека» М.М. Бахтина , идеи диалога культур
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. 400 с.;
Дьюи Д. Общество и его проблемы / пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Косиловой.
М. : Идея-Пресс, 2002. 160 с.; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл:
Academia, 2005. 352 с.; Леонтьев Д.А. Психология смысла. М. : Смысл, 1999. 488 с.; Мид Д.Г.
Философия настоящего. М. : Издательский Дом ВШЭ, 2014. 272 с.; Мухина B.С. Возрастная
психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание.
М. : Академия, 2015. 656 с.; Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М. :
Институт общегуманитарных исследований, 2017. 241 с.; Розенберг М. Язык жизни.
Ненасильственное общение. М. : София, 2018. 288 с.; Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. СПБ. : Питер, 2019. 713 с.; Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе. Комплекс
упражнений для развития уверенности. М. : Речь, 2002. 254 с.; Heider F. The psychology of
interpersonal relations. New York : Wiley, 1958. 322 p.
20
Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии /
Переводы; сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М. : Прогресс, 1988. 552 с.;
Шелер М. Положение человека в Космосе; Plessner Н. Grenzen der Gemeinschaft: Eine Kritik des
sozialen Radikalismus (suhrkamp taschenbuch wissenschaft). Suhrkamp, Frankfurt am Main, 2002.
145 s.
21
Landmann M. Fundamental Anthropologic. S.185; Его же. Philosophische Anthropologie.
Menschliche Selbstdeutung in Geschichte und Gegenwart. Berlin. : Gryter, 1955. 224 S.; Rothacker E.
Philosophische Anthropologie. Bonn, 1964. 199 р.
22
Бубер М. Два образа веры. М. : Республика, 1995. 464 с.; Левинас Э. Время и другой.
Гуманизм другого человека. СПб. : Высшая Религиозно-Философская Школа, 1999 г. 266 с.
23
Бахтин М.М. Собр. соч.
В. Библера 24 и толерантности А.А. Гусейнова и В.А. Куренного 25 . Поскольку
сообщество объединяется для взаимной помощи себе и носителям аутизма, то для
понимания «человека особенного» актуальны теории, в которых акцентируется
особый статус человека: «мистический» Э. Ноймана , «символический»
27 28
Э. Кассирера , «играющий» Й. Хёйзинга , «человек для самого себя»
Э. Фромма 29 , «сверхчеловек» Ф. Ницше 30 и «богочеловек» Вл.С. Соловьева,
С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского31.
Проблемы идентификации человека как члена общества и сообщества
раскрыты в трудах Ф. Тённиса, М. Вебера, К. Поппера, У. Эко, Ф.А. фон Хайека,
М. Фуко32. Осмысление современных типов сообществ (комьюнити) потребовало
изучения теории ценностей (Г. Риккерт, В. Виндельбандт, Н. Гартман, М. Шелер,
М. Рокич)33, поскольку именно ценности являются «ядром» аутичных сообществ,
Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры : Два философских введения в двадцать
первый век. М. : Политиздат, 1990. 413 с.
25
Гусейнов А.А. Толерантность и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций
: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14–15 мая 2009 г. СПб. : СПбГУП, 2009. С.
65–68.; Куренной В.А. Толерантность : Современная западная философия. Энциклопедический
словарь. М. : Культурная революция, 2009. С. 190-192.
26
Нойман Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. СПб. :
Академический проект, 1999. 206 с.
27
Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб. : Университетская книга, 1997. 448 с.
28
Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. М. : Прогресс-Академия,
1992. 464 с.
29
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер., авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. М. :
Республика, 1994. 447 с.; Его же. Человек для самого себя. М. : ACT, 1998. 340 с.
30
Ницше Ф. Сочинения.
31
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. : Т8, 2018. 256 с.; Булгаков С.Н.
Тихие думы. М. : Республика, 1996. 509 с.; Мережковский Д.С. Тайна Трех. М. : Республика,
1999. 607 с.; Соловьев Вл.С. Сочинения в двух томах.
32
Вебер М. Избранные произведения; Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х томах.
М. : Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448, 528 с.; Тённис Ф.
Общность и общество : Основные понятия чистой социологии. СПб. : Владимир Даль, 2002.
452 с.; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб. : Университетская книга, 1997.
576 с.; Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М. : Новости, 1992. 304 с.;
Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб. : Симпозиум, 2000. 160 с.; Toennis F. On Sociology: Pure,
Applied, and Empirical. Selected Writings. Edited and With an Introduction by Werner J. Cahnman
and Rudolf Heberle. Chicago : Univ of Chicago Pr, 1971. 351 р.
33
Виндельбанд В. Что такое философия?; Гартман Н. Этика; Риккерт Г. Философия жизни. С.
34; Его же. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб. : Наука, 1997. 532с.;
Шелер М. Положение человека в Космосе; Rokeach M. The Nature of Human Values.
и, прежде всего, нравственные ценности (Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Мур,
А.В. Миронов)34.
Для понимания социального и гуманистического потенциала культуры
оказались значимыми разработки отечественных авторов: М.А. Ариарского,
О.Н. Астафьевой, Г.М. Бирженюка, Г.П. Бутикова, И.М Быховской,
А.П. Валицкой, П.С. Гуревича, А.Л. Доброхотова, Б.С. Ерасова, А.С. Запесоцкого,
С.Н. Иконниковой, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, О.Н. Карловой, Н.Б. Кирилловой,
И.В. Кондакова, Н.П. Копцевой, А.И. Кравченко, Э.А. Куруленко, С.В. Лурье,
Б.В. Маркова, В.М. Межуева, О.Ф. Морозовой, Э.А. Орловой, Ю.М. Резника,
В.М. Розина, Ю.Н. Солонина, В.П. Тугаринова, А.Я. Флиера35.
Локк Дж. Сочинения в трех томах. М. : Мысль, 1985. 3 т.; Миронов A.B. Техноэтика: ответ на
актуальные проблемы перехода к устойчивому развитию // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия.
2004. № 3. С. 3-14.; Мур Дж. Э. Принципы этики. М. : Прогресс, 1984. 326 с.; Юм Д. Сочинения
в 4-х томах. М. : Мысль, 2002-2006.
35
Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления.
СПб. : Концерт, 2008. 798 с.; Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие
и управленческая деятельность : лекции. М. : РАГС, 2010. 228 с.; Бирженюк Г.М. Социально-
культурные технологии: современное состояние и перспективы развития // Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. СПб. : СПбГУП, 2012. 146 с.; Бутиков Г.П.
Воспитательный потенциал музеев. СПб. : Ассоциация музеев России, 1998. 127 с.;
Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и
современность. М. : ГЦОЛИФК, 1993. 197 с.; Валицкая А.П. Новая школа России :
Культуротворческая модель : монография. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 146 с.;
Гуревич П.С. Философия культуры. М. : Аспект пресс, 1994. 315 с.; Доброхотов А.Л.
Культурология : учебное пособие / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. М. : Форум, 2010. 480 с.;
Ерасов Б.С. Социальная
Предпринятое исследование аутичной культуры позволило раскрыть ее роль
в формировании гуманистических ценностей современного общества.
Подтвердилась гипотеза о том, что аутичные сообщества являются новым
культурным феноменом, не только обеспечивающим интеграцию аутичных
людей в общество, но и гуманизирующим современную культуру .
«Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее
перспективных при изучении общества»270.
В ходе исследования был выявлен сложившийся спектр подходов к анализу
феномена аутичной культуры; раскрыта специфика культурной идентичности и
культурной самоидентификации в аутичных сообществах; репрезентированы
основные аутичные сообщества Красноярского края; рассмотрены ценности в
качестве основного элемента организационной культуры аутичных сообществ и
перспективы ценностей аутичной культуры для развития современного общества;
исследована специфика субъекта-носителя ценностей аутичной культуры –
«человека-особенного»; проведен анализ моральных ценностей в системе
ценностей аутичной культуры и выявлена роль «высших» ценностей для
гуманизации современного социума; наконец, полученные теоретические
результаты апробированы в ходе анализа эмпирического материала,
самостоятельно собранного диссертантом.
В мире «социальном» все построено на рациональности, целесообразности,
нормальности, гуманизме, демократичности. Мир же «человеческий» стоит на
достоинстве, доверии, детях. Казалось бы, ценности находятся в одном
измерении, на самом деле между ними находится пропасть. Социальный мир, так
или иначе, разделяет людей на уровни, классы, на управляющих и ведомых, на
пастухов и овец. Всегда оказываются забытые, обиженные, угнетенные.
Совершенно иначе с человеческими ценностями. Уважая собственное
Гох А.Ф. Ценности аутичного сообщества.
270
Ионин Л.Г. Социология культуры : учебное пособие. 2-е изд. М.: Логос, 1998. 280 с. С. 6.
достоинство, начинаешь бережно относиться к достоинству Другого. Доверяя,
можешь быть обманут, но не доверять нельзя, иначе теряешь в себе человеческое.
Дети и есть сама бесконечность человеческой жизни. Часто человек совершает
добродетельные поступки, не поддающиеся никаким объяснениям.
Полученные результаты позволяют увидеть влияние нравственных
ценностей на трансформацию общества во время происходящих кардинальных
изменений современного глобализирующегося мира. Неизбежный каскад
социальных бифуркаций порождает процессы, ведущие к трансформации
общества. В этих условиях представляется важным уделить пристальное
внимание человекоориентированным ценностным системам формирующихся
сообществ нашего времени, таких как аутичные сообщества. На фоне
проводимых прикладных научных исследований культурология становится
центром притяжения размышлений о целях и смыслах бытия.
Исследование аутичной культуры позволяет критически осмыслить
формирование в современном обществе новых социокультурных общностей. В
теоретико-методологическом аспекте вновь формирующиеся сообщества –
благодатное исследовательское пространство, где открываются инновационные
подходы, расширяется и уточняется понятийный аппарат гуманитарных наук,
видится конкретная польза для социальной практики. Аутичные сообщества,
состоящие из аутистов и людей-вокруг-аутизма не находятся в выжидательной
позиции, а объединяются для отстаивания своих интересов. Высказано
предположение о том, что аутичное сообщество является носителем ценностей,
которые противодействуют парадигме «цинического разума», носителем Любви к
дальнему, Дарящей добродетели, и ценностей Ответственности, Вменения и
Внешнего обхождения.
Диалог между аутичными сообществами и обществом продолжается,
наиболее верным представляется путь, ведущий через сближение культурных
полей, поскольку любая культура – интригующее открытие уникальной общности
с собственным окружающим миром (Э. Ротхаккер) 271 . Может ли аутичное
Rothacker E. Philosophische Anthropologie.
сообщество привнести в общечеловеческую культуру собственный заметный
вклад? Да, сегодня это становится очевидным благодаря разнообразным
артефактам, таким как художественные произведения, орудия труда, новейшие
технологии и т.д. Но наибольший вклад в человеческое достояние может
привнести сама аутичная культура, основанная на искренних, естественных
чувствах, то, в чем обнаруживается острая потребность в обществе позднего
Модерна272.
Дальнейшее исследование могло бы продолжаться в направлении
уточнения структуры и типологии аутичных сообществ, их взаимодействия
между собой и с обществом, разработки культурных практик, ориентированных
на социальную адаптацию.
Время позднего модерна встало на путь поиска новых ценностей, которые
не могут появиться извне, а неизбежно должны взрасти внутри цивилизаций273.
Культура аутичных сообществ несет в себе общечеловеческие ценности. Воля,
исходящая от таких сообществ, притягивает к себе сильных людей, способных
если и не быть творцами нравственно-социальной жизни, то быть ее носителями и
проповедниками. Может показаться, будто аутичные сообщества
«энергозатратны» и «неэкономичны», но они дают такой яркий срез человечности
в современном техногенном мире, что становятся маяком веры, надежды и любви
для всего Космоса. Выживут только те культуры, которые защищают достижения
цивилизации и Человека. Аутичные сообщества дают шанс людям остаться
людьми, преодолеть эгоцентризм, заглянуть за пределы собственной конечной
жизни.
Проблема «особенных людей» – аутистов и людей-вокруг-аутизма –
позволяет переоткрыть и осознать значимость вклада философской и культурной
антропологии в гуманитарные науки для нового тысячелетия. Гуманитарная
проблема, как правило, связана со страданием людей, с локальными конфликтами
или социальным антагонизмом в целом, с изоляцией и отсутствием
Гох А.Ф. Аутичное сообщество.
273
Степин В. С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с.
взаимопонимания. В этой связи, конечная цель культурно-антропологического
поиска всегда заключается в том, чтобы способствовать интеграции индивида или
группы в общество, к восстановлению гармонии человека с природой, социумом,
техносферой, с самим собой.
Проведенное исследование подтвердило существование аутичной культуры
как таковой. Аутичное сообщество, обладающее собственной культурой,
представляет собой интернациональное меньшинство, дисперсно распределенное
по всему миру. Аутисты обладают огромным спектром индивидуальных
особенностей, а соответственно и потребностей, требующих личностного подхода
к их удовлетворению. Уважение, в первую очередь, к каждому члену сообщества,
а не к сообществу в целом, является главной этической ценностью и
отличительной особенностью аутичного сообщества. Отсутствие иерархии
внутри сообщества порождает и отсутствие власти. Тем самым удается смягчить
проблему нетерпимости большинства аутистов к принуждению, насильственному
управлению ими274.
На основании вышеизложенного аутичная культура может быть определена
как концепт, передающий единство психического, языкового, символического,
коммуникативного, поведенческого, социального и некоторых других
характеристик людей, принадлежащих к спектру аутизма и людей-вокруг-
аутизма. Смысл данного концепта заключается в том, чтобы интегрировать
ценности, символы и правила, а также значимые материальные объекты,
человеческие качества и социокультурные практики, релевантные для
поддержания аутичного сообщества и обеспечения личностного роста человека.
Введение концепта аутичной культуры в научный оборот позволяет не только
интегрировать людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, но и
вовлечь нейродивергентов в культурную жизнь общества.
Викторук Е.Н. Проблема статуса.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!