Роль Германского флотского союза в формировании общественного мнения Германии (1898-1918 гг.)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Киктева Евгения Викторовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 3
Глава 1. Германский флотский союз в вильгельмовской Германии 28
§ 1. Роль общественных и общественно-политических организаций в
Германской империи 28
§ 2. Деятельность Имперского морского ведомства под руководством А. фон
Тирпица 49
§ 3. Создание, структура, основные этапы развития Германского флотского
союза 61
§ 4. Cоциальная база Германского флотского союза 71
Глава 2. Пропагандистская деятельность Германского флотского союза
в 1898-1918 гг. 75
§ 1. Пресса и публицистика в вильгельмовской Германии 75
§ 2. Печатные издания Германского флотского союза 88
§ 2.1. Периодические издания 88
§ 2.2. Непериодические издания 103
§ 3. Визуальная пропаганда 108
Глава 3. Германский флотский союз как инструмент сплочения
нации 115
§ 1. Проблема эффективности пропаганды 115
§ 2. Феномен политики в деятельности Германского флотского союза 119
§ 3. Методы агитации 127
§ 4. Идея флота в пропаганде 134
§ 5. Культура безопасности (Sicherheitskultur) как инструмент сплочения 138
§ 6. Германский флотский союз в условиях Первой мировой войны и
крушения империи 147
Заключение 155
Список источников и литературы 158
Приложения 174

Во введении обоснованы актуальность, охарактеризованы степень
изученности, объект, предмет, цель, задачи, хронологические рамки,
источниковая база, историография и методология исследования, его научная
новизна и практическая значимость, а также положения, выносимые на
защиту.
В первой главе «Германский флотский союз в вильгельмовской
Германии» рассматривается социально-политический контекст данного
периода германской истории.
В первом параграфе освещены проблемы политического участия
населения вильгельмовской Германии, процесс перехода к массовой
политике, социальные изменения, которые привели к процессу образования
«национальных союзов». Показано возникновение отдельных проявлений
глобализациивгерманскомобществе,развитиесредствмассовой
информации. Особое внимание уделено распространению идей милитаризма
и национализма. Возникновение «национальных союзов» было ответом на
трансформации, происходившие в политической и социальной сферах,
которые ознаменовали переход от «элитарной» (Honoratiorenpolitik) к
массовой политике. Деятельность Флотского союза нельзя рассматривать
отдельноотдругихкрупныхферейнов,параллельноечленствои
взаимодействие между отделениями на местном уровне составляли важную
часть их политической повседневности.
Второй параграф посвящен программе строительства германского
военно-морского флота, разработанной А. фон Тирпицем, которая на
протяжении рассматриваемого периода служила ориентиром агитации
Германского флотского союза. Показано, что помимо взаимодействия с
Союзом Имперское морское ведомство располагало собственным обширным
инструментариемикрепкимисвязями,которыеиспользовалисьв
пропагандистских целях.
Краткая история деятельности Германского флотского союза в 1898-
1918 гг. изложена в третьем параграфе. Преимущественное внимание
уделяется кризисным периодам 1899-1902 и 1905-1908 гг., когда возникала
угроза раскола организации. Союз был неоднородным, в нем существовали
как радикальные, так и умеренные группы. Первый кризис возник во многом
по причине запроса снизу на демократизацию организации и освобождение
ее от влияния государства и промышленных кругов. Это нашло отражение в
новом уставе, давшем местным отделениям значительные полномочия и
возможности. Примерно с того же периода Союз начинает преследовать
собственные, независимые от позиции Имперского морского ведомства цели.
Следующий кризис связан с конфликтом руководства Союза в лице О. цу
Зальм-Хорстмара и А. Кайма с Имперским морским ведомством. В это время
они предприняли попытку преобразования Флотского союза в массовую
организацию нового типа, но потерпели поражение. Оно объясняется
несколькими причинами: политический характер деятельности входил в
противоречие с уставом организации; лояльность значительного числа
членовСоюзаизпредставителейместнойзнати(Honoratioren)и
чиновничества; позиция влиятельной высшей аристократии. После кризиса
1908 г. радикальное руководство покинуло Союз, но многие из его
сторонников остались в организации – полного разрыва с радикально-
националистическими элементами не случилось. Только с началом Первой
мировой войны Союз резко снизил свою активность, начался его упадок.
Автор отмечает влияние событий русско-японской войны на процесс
радикализации Германского флотского союза, ранее не отраженное в
историографии. Война повлияла не только на пропагандистскую риторику,
но и на политические требования, и дальнейшую деятельность организации.
Вчетвертомпараграферассматриваетсясоциальныйсостав
Германского флотского союза. Несмотря на то, что возможна лишь
приблизительнаяреконструкцияегосостава,доказано,чтовысшее
руководство и члены выборных центральных органов могли происходить из
различныхсоциальныхгрупп,но,какправило,имеливысокий
общественный статус, будучи представителями деловой, чиновничьей или
военной элиты. Это совпадает с утверждением о значительной роли
элементов традиционной культуры ферейнов и «элитарной» политики в
жизни Союза.
Флотскийсоюзслужилпереходнымзвеномот«элитарной»
(«Honorationenpolitik», «politics of notables») к массовой политике. За
исключениемначальногопериода,Германскийфлотскийсоюзбыл
достаточно независимой организацией, т.е. являлся полноценным элементом
общественной жизни вильгельмовской Германии.
Во второй главе «Пропагандистская деятельность Германского
флотского союза в 1898-1918 гг.» автор обращается к инструментам
агитационной работы, которыми располагал Флотский союз.
Первый параграф посвящен условиям существования прессы и
публицистики в вильгельмовской Германии, а также теме взаимодействия
Германского флотского союза с Информационным бюро Имперского
морского ведомства и цензурным ограничениям периода Первой мировой
войны.
Во втором параграфе приводится обзор основных периодических
изданийорганизации,атакженапримереотдельныхисточников
характеризуется содержание непериодических изданий. Основное внимание
уделяется главному печатному органу Союза – ежемесячному журналу «Ди
Флотте» (Die Flotte). Журнал распространялся бесплатно среди всех членов
Союза, а также находился в свободной продаже, поэтому был важнейшим
каналом массовой пропаганды. Анализ содержания его номеров показал, что
значительная их часть не имела отношения к флотской проблематике, многие
статьи носили просветительский и развлекательный характер.
Исследование визуальной пропаганды нашло отражение в третьем
параграфе данной главы. Автор уделил особое внимание изучению
кинопоказов в отделениях Союза, а также символики организации, которая
способствовала сплочению членов Флотского союза.
Печатные органы Союза ориентировались на вкусы и предпочтения
читателей, многие из которых никогда не видели в жизни моря и кораблей, к
морской тематике. Также на страницах этих органов возникало пространство
для внутренней коммуникации и сплочения членов. Непериодические
издания были более политически ориентированы. Однако, в отличие от
листовок,содержаниеброшюротдельныхавторовнебылочетко
регламентировано и во многом выражало взгляды самих авторов. Визуальная
пропаганда демонстрирует активное использование новейших технических и
пропагандистских достижений, которые способствовали формированию
«прогрессивного» ореола Германского флотского союза и расширяли сферу
его влияния.
Третьяглава«Германскийфлотскийсоюзкакинструмент
сплочения нации» демонстрирует эффект воздействия Союза на общество.
Несмотря на широкие возможности для продвижения своих идей, он
сталкивался и с определенными ограничениями. Наиболее заметным из них
была необходимость сохранения статуса «аполитичной» организации. Разные
группы внутри Флотского союза высказывали различное мнение на этот счет,
но сходились в том, что пропаганда должна носить по возможности
«просветительский» и «воспитательный» характер. С ростом численности и
самостоятельности ферейна в его рядах возникла идея, что он представляет
собой нечто большее, чем лоббистская организация. Члены называли свою
организацию «народный» или «национальный» союз, подчеркивая его
внеконфессиональный и надпартийный характер.
ПропагандистскиеинструментыСоюзаплохоподходилидля
систематической индоктринации, но позволяли оказывать влияние в иной
форме. Благодаря массовому характеру пропаганда создавала ощущение
перманентной активности организации, постоянной деятельности во благо
флота. Постоянно подчеркивался вклад, который вносил каждый участник в
рост имиджа и влияния организации, даже пассивно посещая отдельные
мероприятия местного отделения. Все это способствовало трансформации
общности интересов членов в чувство сопричастности национальному делу
строительства флота.
Количество членов всегда было важным показателем эффективности
работы руководства Германского флотского союза. Степень лояльности
членов и их понимании целей Союза не обсуждались. Его деятельность в
глазахмногихчленовассоциироваласьспатриотическими
верноподданническим образом мыслей.
Сплочение на основании «национального дела» строительства флота
стало значительным проявлением влияния Германского флотского союза на
общество. Он пытался сформировать альтернативную националистическую
общность, которая обладала бы собственной политической волей. На ее
основе возник феномен «культуры безопасности».
Пропаганда Германского флотского союза позволяет проследить рост
«культурыбезопасности»вегонедрах,т.е.процесспостепенной
секъюризации проблемы создания военно-морского флота среди членов
Союза. Вектор этого процесса шел в направлении от осознания угрозы
экономическойбезопасностиГерманииктребованиюпредотвратить
возможное нападение Великобритании. Именно благодаря становлению
«культуры безопасности» стала возможна радикализация Союза и, в
конечном счете, вступление в конфликт с Имперским морским ведомством.
В заключении подведены итоги и сделаны основные выводы:
1. Германский флотский союз можно рассматривать как промонархическую,
с определенными оговорками проправительственную, патриотическую,
но вместе с тем и общественную организацию, где большое значение
придавалось поддержке руководства снизу. Он был частью гражданского
общества, но в то же время актором политической жизни Германии, и
имел свои собственные интересы. Союз не был жестко централизован,
также не существовало препятствий для параллельного членства в других
организациях. Это давало возможности для проявления определенного
плюрализма, но в то же время вело к отсутствию монолитности.
2. Германскийфлотскийсоюзобладалзначительнымарсеналом
пропагандистских инструментов: петиции, брошюры, листовки, статьи и
реклама в прессе, помпезные праздники и собрания, театрализованные
представления, доклады и кинопоказы и многое другое. Но реализацией
пропагандистских установок на локальном уровне занимались отделения
и активисты, и выбор методов и форм пропаганды во многом оставались
в компетенции руководителей местных отделений.
3. Какобщественнаяорганизация,Союзстремилсяподдерживать
«надпартийный» и «аполитичный» имидж. Поэтому он избегал открыто
называть свои цели политическими, а его пропаганда редко была
конкретной. Она имела целью создание положительного образа флота,
формирование консенсуса относительно абстрактной идеи строительства
сильного боевого флота. Агитация преимущественно ориентировалась на
немцев, состоящих в Союзе, исключение составляли молодежь и
пролетариат. Попытки вовлечь в Союз рабочих не имели значительного
успеха.Именнопоэтомуувеличениеколичествачленовбыло
первостепенной задачей пропаганды, а благодаря причастности их семей
к жизни ферейна организации удалось включить в орбиту своей
деятельностизначительнуючастьжителейГермании.Однаков
отношении «морской моды» сложно отделить влияние Германского
флотского союза от воздействия других акторов.
4. Массовость позволила Германскому флотскому союзу провозглашать
себя организацией, которая представляет общие интересы значительной
части Германии, т.е. выступает от лица немецкого народа. Он создавал
образ народного квази-представительства, уполномоченного самим
кайзером. Очарованные этим образом руководители и отдельные члены
Флотского союза нередко пребывали в заблуждении, что поддержка идеи
строительства военно-морского флота в обществе и в Рейхстаге –
исключительно заслуга Союза. Это способствовало формированию
особого отношения к флоту – возникла идея «нашего флота», т.е. флота, к
которому члены организации тоже имеют отношение. Ответственность за
его судьбу вовлекала членов Флотского союза в сферу внешней политики.
5. Внедрахорганизациипостепенноформировалась«культура
безопасности», которая в полной мере нашла выражение с началом
Первой мировой войны в «духе 1914 года». Германский флотский союз
способствовал возникновению данной культуры в обществе, однако это
не было результатом целенаправленной и систематической пропаганды, а
возникло вследствие как широких пропагандистских возможностей, так и
границ этих возможностей. Парадоксально, что Германский флотский
союз, элемент гражданского общества, способствовал формированию
«культурыбезопасности»,которойкакправилоэтообщество
противостоит.КазусФлотскогосоюзанаглядноиллюстрирует
возникновение феномена «культуры безопасности» как результата
совокупности нередко противоречащих друг другу действий, намерений и
интересов, направленных как «сверху» – от государства, так и «снизу» –
со стороны общества.

История вильгельмовской Германии (1888-1918 гг.) неразрывно связан
с распространением в массовом сознании идей милитаризма и национализма,
что в итоге привело к Первой мировой войне, краху Веймарской республики
и установлению национал-социалистического режима. Однако сама
возможность прихода к власти массового правого движения была следствием
длительной эволюции германских консерваторов. В течение первых
десятилетий XX в. шел переход от отрицания республиканских институтов к
встраиванию в них и использованию в собственных интересах, что означало
переход правых от подданнической политической культуры к активистской
(партиципаторной)1. Одним из важных этапов данного процесса стало
понимание, что народ может быть единственным источником политической
легитимности. Однако эта легитимность воспринималась лишь как
выражение националистической «воли народа».
Вследствие этого большую значимость приобретают исследования
массовых националистических организаций Германии периода Второй
империи – «массовых союзов» или «агитационных союзов», иногда
называемых также «национальными союзами» (Massenverbände /
Agitationsverbände / nationale Verbände)2, что обосновывает актуальность
темы диссертации.
Агитационные союзы – националистически настроенные «группы
давления», лоббистские организации, создававшиеся с целью общественного
воздействия на органы власти, чтобы добиться принятия / непринятия
определенных политических решений. Наиболее крупными и известными
союзами периода правления кайзера Вильгельма II были: Колониальное
Согласно терминологии Г. Алмонда и С. Верба: Almond G.; Verba S. The Civic Culture:
Political Attitudes and Democracy in Five Nations. London, 1989. P. 11-26 (Издание на
русском языке: Алмонд Г.; Верба С. Гражданская культура: политические установки и
демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014).
2
Далее в работе автор предпочла использовать понятия «агитационные союзы» или
«национальные союзы».
общество, Пангерманский союз, Союз Восточной марки (Deutscher
Ostmarkenverein), Германский флотский союз, Оборонный союз (Deutscher
Wehrverein), Имперская лига против социал-демократии (Reichsverband gegen
die Sozialdemokratie); им также сопутствовали менее публичные и более
узконаправленные организации, такие как «Общество зарубежных немцев» и
Младогерманский союз (Jungdeutschland-Bund). Националистические
«группы давления» были навязчивой реальностью германской политики
второй половины XIX – начала XX в. и играли немалую роль в
радикализации правых политических сил. Они критически относились к
парламентаризму и предоставляли политическую платформу многим из тех,
кто испытывал неприязнь к опутанным взаимными обязательствами
политическим партиям. Все они имели схожую организационную структуру,
а именно: представляли собой сеть из небольших отделений (Ortsgruppe,
Kreisverbände, Landesverbände, Provinzialverbände), имели две разновидности
членства – индивидуальное и «корпоративное» (korporative). Под последним
подразумевались члены аффилированных организаций, которые в полном
составе вошли в агитационный союз3.
Среди «национальных союзов» особое место занимал Германский
флотский союз (1898-1934). Первоначально он был создан в качестве
лоббистской организации для продвижения масштабной программы
строительства современного германского флота («план Тирпица»). К 1902 г.
Союз стал крупной политической организацией, а в 1913-1914 гг. его
численность достигала 330 тыс. человек, вместе с членами аффилированных
Eley G. The Wilhelmine Right: How it Changed // Society and Politics in Wilhelmine
Germany. London, New York, 1978. P. 123-124; Grießmer A. Massenverbände und
Massenparteien im Wilhelminischen Reich: zum Wandel der Wahlkultur 1903 – 1912.
Düsseldorf, 2000. S. 12-13; Wehler H.-U. Historische Verbandsforschung: Zur Funktion und
Struktur nationaler Kampf-verbände in Deutschland // Historische Sozialwissenschaft und
Geschichtsschreibung. Studien zu Aufgaben und Traditionen deutscher Geschichtswissenschaft.
Göttingen, 1980. S. 151-160.
организаций4 составляла около 1 млн. человек, что сопоставимо с
крупнейшими политическими партиями данного периода.
У Флотского союза были предшественники (Колониальное общество,
Союз Восточной марки, Пангерманский союз), но именно он стал первой в
полном смысле слова массовой правой организацией. До возникновения в
1917 г. Отечественной партии ни одно из правых объединений не обладало
сопоставимой численностью и, соответственно, пропагандистским охватом.
В своей общественно-политической деятельности эти союзы
ориентировались на все социальные слои, а также делали ставку на новые,
массовые технологии пропаганды. Флотский союз был одним из пионеров в
использовании современных пропагандистских технологий – мутоскопов5,
кинофильмов (с 1901 г.), докладов с применением проектора («Vorträge mit
Lichtbildern»), последних достижений типографской техники при издании
журналов. Значительная доля визуальной пропаганды также являлась одной
из новаций Флотского союза.
Несмотря на это, вопрос о степени влияния Германского флотского
союза на общество по-прежнему является дискуссионным. Во многом
причина кроется в особенностях источниковой базы: полноценная
реконструкция социального состава Союза невозможна, так как
документация центрального бюро не сохранилась. В историографии имеются
различные точки зрения на решение этой проблемы.
Степень изученности темы. Историографический обзор выстроен в
соответствии с проблемно-хронологическим принципом и охватывает труды
отечественных и зарубежных историков.
Отечественна историография
Крупных специальных исследований, непосредственно посвященных
Германскому флотскому союзу, в отечественной историографии не имеется.
Преимущественно локальные ветеранские и студенческие союзы, спортивные общества.
5
Мутоскоп – аппарат для показа черно-белых анимированных изображений и коротких
кинороликов, был распространен на рубеже XIX-XX вв. Представлял собой торговый
автомат для показа движущихся изображений за небольшую плату.
Долгое время существовала только одна статья, непосредственно
посвященная Флотскому союзу6.
Политика Тирпица и военно-морское соперничество накануне Первой
мировой войны изучается группой историков из Тюмени. Основателем
данной научной школы является С.П. Шилов, который обратился к теме
деятельности Информационного бюро Имперского морского ведомства и
распространения в германском обществе идеи сильного флота7. Данная
тематика в дальнейшем развивалась им и его учениками8, которые впервые в
отечественной историографии осветили перипетии конфликта руководства
Германского флотского союза с А. фон Тирпицем. Однако в основном данная
группа авторов концентрировалась на проблемах предвоенной гонки
вооружений и международных отношений. Исследователи основывают свою
интерпретацию деятельности Флотского союза на основании документов из
отечественных архивов и Федерального военного архива г. Фрайбурга, мало
уделяют внимание периоду после 1908 г. и в целом следуют в русле
положений, выдвинутых В. Дайстом и Ф. Бергханом (см. далее).
Балобаев А.И. Образование и начало деятельности Немецкого флотского союза // Из
истории межимпериалистических противоречий и буржуазной дипломатии в 1897-1949 гг.
Томск, 1981. С. 7-12.
7
Шилов С.П. Курс на создание большого военно-морского флота и пропаганда его
строительства в Германии (1898 – 1900 гг.) // Вестник ЛГУ. Сер 2. 1986. Вып. 1. С. 103-
105.
8
См. напр.: Синегубов С.Н. Проблемы демократии в управлении Флотским союзом в
кайзеровской Германии в 1902-1908 гг. // Труды кафедры истории Нового и новейшего
времени. 2014. № 12. С. 88-96; Синегубов С.Н.; Шилов С.П. Германская периодическая
печать о внутриполитическом кризисе во Флотском союзе в начале 1908 г. // Вестник
Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates.
2015. Т. 1. №4. С. 210-217; Они же. «Раздоры в благородном семействе»: к проблеме
организационного единства в германской флотской пропаганде в 1898-1902 гг. //
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные
науки. 2015. №11-12. С.36-40; Убилава В.Д. Организация военно-морской пропаганды в
кайзеровской Германии (1893-1908 гг.): дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2010; Убилава
В.Д.; Синегубов С.Н.; Шилов С.П. За кулисами военно-морской пропаганды в
кайзеровской Германии: о перипетиях профлотской информационной политики в 1893-
1908 гг. СПб, 2017; Шилов С.П. Кайзеровский военно-морской флот и Россия: от идеи
германо-русского союза к конфронтации в 1897-1914 гг. Тюмень, 2004; Шилов С.П.;
Синегубов С.Н. Военно-морская идея Германии в пропагандистской литературе конца
XIX – начала XX вв. // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 1. С.
8-14.
Пропагандистские возможности Флотского союза затрагиваются также
в работе Н.В. Федорова, посвященной распространению и влиянию идей
А.Т. Мэхэна в Германской империи9. Исследователь не концентрировался на
деятельности рассматриваемой организации и не привлекал публицистику
Союза в качестве источников.
Зарубежная историография
Зарубежная историография данной темы более репрезентативна.
Германский флотский союз попадал в поле исследовательского внимания
германских, английских и американских историков в различных ракурсах,
поэтому представляется необходимым представить зарубежную
историографию в виде нескольких блоков.
Первая группа историографии – «Общие работы о политике и обществе
вильгельмовской Германии». В данных работах Германский флотский союз
рассматривается в контексте общегерманских политических процессов. В
них организация впервые привлекает интерес исследователей. Основу
изучения Флотского союза сформировали работы нескольких германских
ученых: Э. Кера, Г. Хальгартена, В. Мариенфельда и Ф. Фишера10. В них
Флотский союз представлен одной из ряда организаций, использованных
Тирпицем или промышленными кругами для продвижения в обществе идеи
создания мощного флота. Исследователи концентрировались на раннем этапе
истории организации (1898-1900 гг.) и переносили представления о данном
периоде на дальнейшую деятельность Флотского союза. В работах Э. Кера и
В. Мариенфельда кратко отмечается, что и в самом германском обществе
существовал запрос на создание подобной организации. Г. Хальгартен в
Федоров Н.В. Теория «морской силы» адмирала А.Т. Мэхэна и ее влияние на военно-
морскую политику великих держав (1890-1914 гг.): дисс… канд. ист. наук. СПб., 2005.
10
Фишер Ф. Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской
Германии в 1914-1918 гг. М., 2017; Хальгартен Г. Империализм до 1914 года.
Социологическое исследование германской внешней политики до Первой мировой войны.
М., 1961; Kehr E. Schlachtflottenbau und Parteipolitik. Berlin, 1930. S. 185-187. URL:
https://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0012/bsb00122601/images/index.html (дата
обращения: 02.04.2022); Marienfeld W. Wissenschaft und Schlachtflottenbau in Deutschland
1897-1906. Berlin, Frankfurt a.M., 1957.
своей работе опирался на выводы Э. Кера, однако он также наглядно
продемонстрировал заметную роль, которую играл Флотский союз в
политической жизни Германии, обратившись к обширным материалам
прессы. Другой последователь Кера, Д. Штегманн, рассматривал Германский
флотский союз и другие подобные ему организации как проявление особой
политической стратегии германских элит – т.н. «политики сплочения»
(Sammlungspolitik)11. Штегманн представляет Союз как успешный проект
Тирпица, тесно связанный с другими ферейнами. Исследователь считал, что
он смог к 1911 г. обеспечить консенсус среди буржуазных партий рейхстага
относительно флотской и колониальной политики12. Вместе с тем он
подробно осветил связь Германского флотского союза с другими ферейнами,
прежде всего с Пангерманским союзом и Отечественной партией. В данных
работах обращение к теме Флотского союза носило ограниченный характер,
делопроизводственные материалы Союза при анализе его деятельности
практически не привлекались. Ограниченность источниковой базы привела к
тому, что в работах воспроизводился прежде всего публичный образ
организации.
Работы Х.-У. Велера также трактуют Флотский союз как креатуру
«традиционных элит», с помощью которого они не только хотели
пропагандировать выгодные им идеи, но и отвлечь общество от внутренних
проблем13. Однако Велер обращает внимание на факты взаимодействия
между «агитационными союзами», случаях участия членов в деятельности
нескольких организаций14, а также поднял проблему недостаточного
развития политического представительства в кайзеровской Германии.
Подробнее о «политике сплочения» и дискуссиях историков вокруг нее см. §1 гл. 1.
12
Stegmann D. Die Erben Bismarcks: Parteien und Verbände in der Spätphase des
Wilhelminischen Deutschlands. Sammlungspolitik 1897-1918. Koln: Kiepenheuer & Witsch,
1970. S. 113.
13
Wehler H.-U. Das Deutsche Kaiserreich, 1871-1918. Göttingen, 1973; Wehler H.-U. Deutsche
Gesellschaftsgeschichte. Bd. 3. München, 1995. 1077-1078.
14
Wehler H.-U. Deutsche Gesellschaftsgeschichte… Bd. 3. S. 1074, 1078.
В данный историографический блок также входит ряд классических и
современных работ, посвященных развитию национализма и консерватизма в
Германии15. Идея флота в них рассматривается в ряду национальных
символов кайзеровской Германии и, за исключением П. Валькенхорста, они
не уделяют заметного внимания Флотскому союзу, практически никак не
связывая его деятельность с процессами формирования германской нации.
Вторая группа историографии «Германский флотский союз в контексте
флотской политики вильгельмовской Германии» охватывает работы
историков ФРГ и ГДР, которые рассматривали Союз в качестве актора
флотской политики.
Подробное изучение Флотского союза начинается с работы Ф.
Бергхана «План Тирпица», которая развивает идеи Ф. Фишера16. Автор
доказывает, что с самого начала план задумывался и как инструмент
внутренней политики, поэтому значительная часть исследования посвящена
деятельности Информационного бюро и отношениям Флотского союза с
Тирпицем. Бергхан рассматривает Союз не как орудие Тирпица или
промышленников, но как активного участника общественных дебатов о
дальнейшем развитии флота, который в определенный период времени был
реальной угрозой для принятия флотских новелл 1906 и 1908 гг. и оказывал
непосредственное влияние на политическую ситуацию в империи. Тема
взаимодействия Информационного бюро и Флотского союза нашла
продолжение в работе В. Дайста17. Он подробно проследил взаимоотношения
Гусева М.В. Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии
в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта. Дисс… канд. ист. наук. М., 2011;
Данн О. Нации и национализм в Германии 1770-1990. СПб., 2003; Breuer S. Ordnungen der
Ungleichheit – die deutsche Rechte im Widerstreit ihrer Ideen, 1871-1945. Darmstadt, 2001;
Meinecke F. Weltbürgertum und Nationalstaat. München, 1915; Retallack J. The German Right,
1860-1920 political limits of the authoritarian imagination. Totonto, 2006; Walkenhorst P.
Nation – Volk – Rasse: radikaler Nationalismus im Deutschen Kaiserreich, 1890-1914.
Göttingen, 2007.
16
Berghahn V.R. Der Tirpitz-Plan. Genesis und Verfall einer innenpolitischen Krisenstrategie
unter Wilhelm II. Düsseldorf, 1971.
17
Deist W. Flottenpolitik und Flottenpropaganda. Das Nachriсhtenbureau des Reichsmarineamts
1897—1914. Stuttgart, 1976.
между руководством Флотского союза и Бюро, отмечая сложность
воздействия на Союз. Флотский союз был представлен как воплощение
навалистического мировоззрения эпохи, в котором сходились различные
идейные течения18. Также Дайст уделил внимание необходимости
сохранения аполитичного образа Союза. Отношения между промышленными
кругами, ведомством Тирпица и Флотским союзом подробно исследованы в
работе М. Эпкенханса19. Исследователи из ГДР Д. Фрике и А. Вульф
обращались к теме противоречий Тирпица и Флотского союза в 1900-1908
гг.20. Д. Фрике дал достаточно подробную и вместе с тем лаконичную
картину взаимоотношений Союза и Тирпица в кризисный период, особо
подчеркнув роль кайзера Вильгельма II в данных отношениях.
В перечисленных исследованиях были подробно изучены
взаимодействие Флотского союза и Имперского морского ведомства,
представления Союза о программе строительства флота, однако внутренняя
жизнь организации не находилась в фокусе исследования, без чего
невозможно было в полной мере объяснить причины его кризиса и
размежевания с А. фон Тирпицем. Тем не менее, германская историография
выработала представление о том, что деятельность Флотского союза
определялась совокупностью различных точек зрения и интересов.
Третья группа историографии – «Англо-американская историография
проблемы „национальных союзов“». Представители данного
историографического направления отталкивалась от проблемы
политического представительства в германской империи и рассматривали
«агитационные союзы» в качестве политической организации сродни
партиям. Именно здесь устойчиво закрепилось разделение организаций на
тех, кто ориентируется в политической деятельности на местную элиту
Ibid. S. 15; S. 157.
19
Epkenhans M. Die wilhelminische Flottenrüstung. 1908-1914. Flottenstreben, industrieller
Fortschritt, soziale Integration. München, 1991.
20
Fricke D. Deutscher Flottenverein und Regierung 1900-1906 // Zeitschrift für
Geschichtswissenschaft. H. 2. 1982. S. 141-157; Wulf A. Deutscher Flottenverein // Die
bürgerlichen Parteien in Deutschland. 1898 -1934. Bd. 1. Leipzig, 1968. S. 432 – 449.
(Honoratiorenpolitik, «политика нотаблей»), и на новые организации
массового типа. Данные организации, по мысли англо-американских
историков, играли бóльшую роль в политике и были более независимы, чем
ранее полагали германские исследователи21. Ученые не концентрировались
на идеологии союзов и ставили под сомнение эффективность их
пропаганды22. Вместо этого они акцентировали внимание на низовой
активности как основе деятельности союза, на зарождении в их недрах
пропаганды, политического языка, возникновении публицистов и политиков
нового типа – т.е. на проявлениях популистского национализма23.
Германский флотский союз подробно рассматривается в диссертации Дж.
Эли24. В данной работе исследователь впервые обратился к внутренней
документации Союза и показал не только деятельность центрального
руководства, но и активность местных отделений и отдельных публицистов,
используя кейс-метод. Однако в данных работах также мало внимания было
уделено деятельности Флотского союза после 1908 г.
Четвертая группа историографии – «Современная германская
историография по проблеме флотской пропаганды» объединяет современную
историографию, сложившуюся по итогам спора историков ФРГ с историками
США и Великобритании относительно концепции «особого пути»25.
Исследователи, относящиеся к данному блоку, изучают Флотский союз в
Блэкборн Д.; Эли Дж. Предисловие к книге «Особенности немецкой истории:
буржуазное общество и политика в Германии XIX века» // «Особый путь»: от идеологии к
методу. М., 2018. С. 319-320; Blackbourn D.; Eley G. Peculiarities of German History.
Bourgeois Society and Politics in Nineteenth-Century Germany. Oxford, New York, 1984.
22
Eley G. The Wilhelmine Right: How it Changed // Society and Politics in Wilhelmine
Germany. London; New York, 1978. S. 123.
23
См. напр.: Blackbourn D. Populists and patricians. London, 1987; Chickering R. Language
and the Social Foundations of Radical Nationalism in the Wilhelmine Era // 1870/71-1989/90:
German Unifications and the Change of Literary Discourse. Berlin; New York: 1993. P. 61-78.
24

Германский флотский союз можно рассматривать как
промонархическую, с определенными оговорками проправительственную,
патриотическую, но вместе с тем и общественную организацию, где большое
значение придавалось низовой инициативе и поддержке руководства снизу.
Союз являлся самостоятельным актором как гражданского общества, так и
политической жизни Германии, особенно начиная с 1900 г., когда он начал
освобождаться от опеки Имперского морского ведомства. Направление
деятельности определялось самим Союзом, в различные периоды этот вектор
мог совпадать с интересами правительства и Имперского морского
ведомства, однако мнение кайзера имело внутри организации гораздо
большее влияние.
Организация не была жестко централизована, что было следствием
большой численности и неоднородности социальной базы. Также Флотский
союз не препятствовал параллельному членству в других организациях. Это
создавало возможности для проявления определенного плюрализма, но в то
же время вело к отсутствию монолитности Союза. Неоднородность и
специфическая связь с властными институтами подчеркивают его отличие от
других общественных организаций.
Германский флотский союз обладал значительным арсеналом
пропагандистских инструментов: петиции, брошюры, листовки, статьи и
реклама в прессе, помпезные праздники и собрания, театрализованные
представления, доклады и кинопоказы и многое другое. Однако реализация
пропагандистских установок на местном уровне, как и выбор методов и форм
пропаганды, во многом оставались в компетенции руководителей местных
отделений и активистов, которые стремились привлечь на свои мероприятия
как можно большее число заинтересованных лиц.
Как общественная организация, Германский флотский союз стремился
поддерживать «надпартийный» и «аполитичный» имидж. Вследствие этого
он избегал открыто называть свои цели политическими и предпочитал
завуалированно именовать их «патриотическим», «национальным» и «общим
делом». В связи с этим политическая пропаганда Союза редко была
конкретной, даже в период радикализации и кампаний за принятие флотских
новелл было лишь несколько четко сформулированных требований.
Пропаганда была направлена на создание положительного образа
флота, на формирование консенсуса относительно абстрактной идеи
строительства сильного боевого флота. Она преимущественно
ориентировалась на немцев, уже состоящих в Союзе, исключение составляли
молодежь и пролетариат (попытки вовлечь в Союз промышленных рабочих
не имели значительного успеха). Поэтому увеличение количества членов
было для Союза важнейшим показателем действенности агитации. Вместе с
тем, за счет большого количества членов и вовлечения их семей в жизнь
организации удалось вовлечь в орбиту деятельности Флотского союза
значительную часть жителей Германии. Это повлияло на формирование в
германском обществе идей маринизма, а флот стал респектабельной темой, к
которой представители местных элит хотели быть причастными. Однако в
отношении «морской моды» проблематично отделить влияние Германского
флотского союза от влияния других акторов: кайзера Вильгельма II,
правительства, Имперского морского ведомства, других «агитационных
союзов», прессы, интеллектуалов («флотских профессоров» и публицистов),
а также промышленников и коммерсантов, прибыль которых была напрямую
связана с популярностью идеи флота.
В период приблизительно с 1905 по 1913 гг. Флотский союз, благодаря
большому количеству членов, как постоянных, так и аффилированных,
провозглашал себя организацией, которая представляет солидарные
интересы значительной части Германии, т.е. выступает от лица немецкого
народа. Таким образом, он создавал образ народного квази-
представительства, уполномоченного самим кайзером. Масштабы
организации, а также личные связи его руководства позволяли ему
претендовать на роль медиума, который доносит до монарха и государства
«волю народа».
Вследствие этого руководство и члены Флотского союза нередко
пребывали в заблуждении, что поддержка идеи строительства военно-
морского флота в обществе и в рейхстаге – исключительно заслуга Союза.
Это способствовало формированию среди членов особого отношения к флоту
– возникает идея «нашего флота», т.е. флота, к которому члены организации
тоже имеют отношение как причастные к его созданию. Ответственность за
судьбу флота вовлекала членов Флотского союза уже в сферу внешней
политики.
Вначале в виде публикаций, докладов и обсуждений, а позднее в виде
конкретных политических требований в недрах Флотского союза постепенно
формировалась «культура безопасности», которая в полной мере найдет
выражение с началом Первой мировой войны в «духе 1914 года».
Германский флотский союз способствовал возникновению данной культуры
в германском обществе, однако это не было результатом его
целенаправленной и систематической пропаганды, а сформировалось под
влиянием как широких пропагандистских возможностей организации, так и
границ этих возможностей.
На основании вышеизложенного следует констатировать, что
Германский флотский союз как элемент гражданского общества
способствовал формированию «культуры безопасности», которой как
правило это общество противостоит. Флотский союз являлся вместе с тем, в
силу его неоднородности, очень специфической частью гражданского
общества. Казус Флотского союза наглядно иллюстрирует возникновение
феномена «культуры безопасности» как результата совокупности нередко
противоречащих друг другу действий, намерений и интересов, направленных
как «сверху» – от государства, так и «снизу» – со стороны общества.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Роль Германского флотского союза в формировании общественного мнения Германии (1898-1918 гг.)»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету