Русская музыкальная традиция в развитии художественной культуры Якутии конца XIX – середины XX вв.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЯКУТИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА …………………………………………1..8
1.1. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII – XIX вв.
1.2. Вклад политических ссыльных в развитие Дальневосточного
региона
1.3. Исследования музыкальной культуры Якутии
конца XIX – начала XXI вв.
1.4. Основные тенденции развития музыкальной культуры
Дальнего Востока России
ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЯКУТИИ КОНЦА XIX – СЕРЕДИНЫ XX ВВ.
2.1. Традиционная картина мира якутов в музыкальном фольклоре 2.2. Культурная жизнь Якутской области в
73
середине XIX – начале XX вв.
2.3. Вклад композиторов и музыковедов в развитие
художественной культуры Якутии
2.4. Концертно-исполнительское и театральное пространство
Якутии
2.5. Становление и развитие якутской системы профессионального
музыкального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Деление целого тона на микроинтервалы
Приложение 2
-ступенный звукоряд турецкого макама
2
Приложение 3. Звукоряд якутской музыки
Приложение 4. Величина микроинтервалов в якутском звукоряде
Приложение 5. Микрохроматика в равномерном повышении
Приложение 6. Микроинтервалы якутской музыки
Приложение 7. Запись микроинтервалов в пределах тона
Приложение 8. Первая запись якутской музыки сделанная
А. Ф. Миддендорфом
Приложение 9. Реестр певчих с указанием имен, фамилий, успехов,
примечания и поведения каждого, из какой суммы назначается выдача и сколько именно назначается,
30 декабря 1852 г.
Приложение 10. Учреждения культуры (1954 – 1955 гг.)
Приложение 11. Сведения о выполнении плана набора учащихся на
1951/1952 учебный год
Приложение 12. Сведения о выполнении плана набора учащихся на
1952/1953 учебный год
Приложение 13. Г. А. Григорян. Упражнение
Приложение 14. Г. А. Григорян. Дьиэ-буо
Приложение 15. Г. А. Григорян. На снежной поляне
Приложение 16. Г. А. Григорян. Якутский танец
Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана ее степень разработанности, определены цель, объект, предмет, задачи, обозначены научная новизна, теоретические и методологические основы работы, представлены положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Художественная культура Якутии в контексте истории освоения Дальнего Востока» рассмотрена история присоединения к Московскому государству Сибири и Дальнего Востока, описан первый этап взаимодействия народов с различными культурными традициями.
В первом параграфе дается описание расширения Московского государства в XVII в., произошедшее благодаря расселению промысловиков и служилых людей на Дальнем Востоке, что повлияло на экономическую, политическую, социальную и духовную сферы жизни народов северо- востока России и стало началом нового периода в российской истории.
В начале XVII в. на территории Якутии существовала патронимическая структура общества. С приходом русского населения начались значительные административные изменения, образовано волостное управление. Произошедшие к началу XVIII в. социально-экономические процессы способствовали появлению родственно-территориальных объединений – наслегов и улусов. Система управления была призвана объединить население и обеспечить правовые условия проживания различных народов. С созданием органов инородческого управления произошло становление государственности якутов. Развивались сельское хозяйство, промышленное производство, открывались учебные заведения, строились учреждения культуры. Несмотря на территориальную отдаленность и труднодоступность
области, народы Якутии активно включились в общественно-политическое движение, происходившее в стране. Распространение русской культуры ускорило процесс социальных и культурных преобразований.
Первопроходцы по пути следования на Восток строили не только остроги, но и православные религиозные сооружения, поскольку русское самосознание неразрывно связано с православием. Через служение Отечеству и самопожертвование народ воплощал нравственные идеалы христианства. Появление в Якутии священнослужителей стало многозначительным событием в ее истории. В продвижении православия на восток особую роль сыграли иркутские епископы Иннокентий II (Нерунович), Нил (Исакович), святитель Иннокентий (Иоанн Вениаминов) и др.
Межнациональное взаимодействие народов изменило социальные и культурные воззрения коренных этносов. В православии якуты увидели новые формы взаимоотношений и возможность мирного решения конфликтов. Просветительская деятельность священнослужителей, создание якутской грамоты привели к возникновению письменности и созданию литературы на якутском языке. Этнокультурные традиции обогатились новыми духовно- нравственными ценностями, основанными на христианских заповедях. Христианство с его ценностными приоритетами и этикой общения явилось той духовно-нравственной культурной основой, на почве которой строились и утверждались новые межличностные отношения коренных народов Сибири и Дальнего Востока.
Во втором параграфе рассмотрен вклад политических ссыльных в развитие Дальневосточного региона. Вследствие своей удаленности и труднодоступности, данный регион служил для царского правительства, удобным местом ссылки политически неблагонадежных подданных. В XVIII в. первыми в «тюрьму без решеток» были сосланы А. И. Войнаровский (Якутск, 1723 – 1749), М. Г. Головкин (Ярмонга, 1742 – 1754), А. Г. Бестужева- Рюмина (Якутск, 1743 – 1751), скончавшиеся в изгнании. В ХIХ в. политические ссыльные, прибывшие на поселение в Якутию, были одними из первых, кто стал изучать общественный уклад, верования, быт, различные направления культуры коренных народов Севера. Среди них И. А. Худяков, Н. А. Виташевский, С. В. Ястремский, Э. К. Пекарский, В. Л. Серошевский, В. Г. Богораз-Тан, В. М. Зензинов и многие другие. Проводя научные изыскания в различных областях, они параллельно собирали образцы устного народного творчества.
Благодаря деятельности первых ученых, представлена картина уклада жизни как коренных жителей, так и некогда переселившихся в эти края русских старожилов. В исследованиях этой эпохи отражены изыскания в
области экономики, юриспруденции, антропологии, лингвистики и многих других. Имея блестящее светское образование, политические ссыльные внесли неоспоримый вклад в развитие и просвещение северных народов. Своими усилиями они создали мощный фундамент для дальнейшего подъема национальных культурных традиций населения северо-востока России.
В третьем параграфе «Исследования музыкальной культуры Якутии конца XIX – начала XX вв.» представлены изыскания известных в республике собирателей якутского музыкального фольклора. Среди исследователей первой половины XX в. были представители коренных народов. Один из них исследователь-самоучка С. И. Боло (1905 – 1948). Посредством самообразования он освоил методику научной записи фольклорных материалов, детально изучил историю и этнографию якутов. В 1939 – 1941 гг. С. И. Боло2 по заданию Научно-исследовательского института был отправлен в экспедицию по сбору фольклорного материала. Около двух лет длилась этнографическая поездка. За это время он посетил 8 районов: Оймяконский, Момский, Средне-Колымский, Нижне-Колымский, Верхоянский, Абыйский, Алайховский, Усть-Янский. Имея своей целью сбор якутского фольклора, исследователь в своих заметках пишет и о русских старожилах Русского Устья и Походска, которых местные жители называли «русскайдар». В то же время те, кто приехал позднее, именовались «нууча»3. Этим подчеркивалось значительное отличие между ними.
Занимаясь сбором материала, С. И. Боло отмечал влияние устного народного творчества русских старожилов на якутские сказки, мифы и легенды. Несмотря на то, что русские переселенцы Походска и Русского Устья длительное время находились в иноязычном окружении, они все же сумели сохранить родной язык и традиции. Подобное стремление людей, оказавшихся вдали от свой прародины в ситуации вынужденной миграции, сохранить исконную культуру связано, на наш взгляд, с внутренней духовной силой, с нежеланием народа мириться с возникшими обстоятельствами и готовностью в любых условиях не терять свою идентичность, связь с исторической родиной и родом.
В силу территориальной удаленности от основных центров цивилизаций народы Якутии длительное время жили в относительной изоляции. С приходом русского населения возникла геополитическая ситуация, повлекшая
2 Сэсэн Иванович Боло (Д. И. Дьячковский) (1905 – 1948) занимался сбором фольклорного материала якутов. Из 33 работ исследователя около половины не опубликовано.
3 Совет Министров ЯАССР // НА РС (Я). Ф. Р-52. Оп. 19. Д. 172 (Предварительный отчет о фольклорно-диалектической работе, проведенной в Северо-Восточной части Якутии за 1934 – 1941 гг. Тетрадь No 73. Л. 9).
за собой культурную диффузию. Дальнейшее развитие национальных традиций проходило под влиянием переселенцев из центральных областей России. Знакомясь с музыкальным исполнительством коренных этносов, исследователи Якутии стремились сохранить образцы песенного фольклора. Музыкальный язык есть универсальный способ передачи эмоционального состояния и особенностей менталитета народа, вследствие этого музыкальное наследие является средоточием культурной памяти и одним из звеньев общественной формации этноса. Развитие фольклора во многом активизируется во взаимосвязи и диалоге с другими народами и их культурой, содержащей иной склад музыкальной мысли. В процессе коммуникаций заимствуются близкие по художественно-эстетическому восприятию черты и выразительные элементы мелодики. Новая система музыкального восприятия со временем способна повлиять на взгляды, обычаи и ценности общности. В этих условиях актуальным является вопрос о возможности сохранения автохтонных черт культуры через интонационно- мелодическое мышление, через фиксацию аутентичного фольклора, включая его музыкальные формы.
Известным в Якутии исследователем первой половины XX в. был выдающийся деятель музыкальной культуры, уроженец г. Вилюйска М. Н. Жирков. В личном фонде Г. П. Башарина хранятся рукописные документы, среди которых статья «Как создавалась музыкальная драма “Нюргун Боотур Стремительный”» и приложение к ней «Об усовершенствовании музыки олонхо в 1942 году», имеющее пометку «рукопись без автора». Стилистика, тема и угол рассмотрения проблемы дают основание предположить, что данная работа принадлежит М. Н. Жиркову. К рукописи приложена схема 24-ступенного звукоряда для записи якутских народных песен4.
Данный документ является первым исследованием звукоряда якутской народной музыки. До настоящего времени изучением якутского песенного фольклора активно занимались этномузыковеды Э. Е. Алексеев и Ю. И. Шейкин.
Формирование, развитие и концептуальное становление этнокультурной среды во многом обусловлены интеллектуальным и духовным потенциалом общества. В ХХ в. на культуру народов Якутии большое влияние оказали общественно-политические процессы. В социуме активно популяризировались новые формы исполнительского творчества. В условиях взаимодействия коренных этносов с носителями европейской музыкальной культуры фольклор получил эволюционный импульс. Распространение
4Личный фонд профессора Г. П. Башарина (1912 – 1992) // НА РС (Я). Ф. 1457. Оп. 2. Д. 335. Л. 20.
русской песенной традиции изменило интонационное мышление автохтонных народов.
В XIX – XX вв. культура якутского народа под влиянием внешних факторов претерпела кардинальные изменения. Происходившие общественно-политические процессы сопровождались миграцией населения из центральных областей России на Дальний Восток. В Якутии с изменением состава общества перестраивалась система социальных отношений, менялись культурные ценности, некоторые мировоззренческие позиции автохтонных этносов. Распространение русских традиций, направленных на изучение и использование фольклора, определило дальнейший путь развития культуры региона и способствовало на основе народного творчества созданию новых форм деятельности. Деятельность М. Н. Жиркова в этот период предопределила подъем культурной жизни республики и активный сбор образцов якутского музыкального фольклора. Якутская профессиональная культура развивалась под влиянием диалога двух музыкальных традиций, что позволило ей обогатиться, создало основу для дальнейшего развития и интеграции в общекультурное пространство. В результате распространения русских музыкальных традиций творчество народов Севера расширило возможности развития художественного исполнительства, раздвинуло жанровые и территориальные границы как народного творчества, так и профессионального искусства.
Четвертый параграф посвящен основным направлениям развития музыкальной культуры Дальневосточного региона России.
Формирование профессионального музыкального искусства в Якутии, неразрывно связано с историей освоения Дальнего Востока и распространения русских музыкальных традиций. Большое значение для Дальневосточного региона имело открытие во Владивостоке в 1890 г. краеведческого музея. Основанный здесь же в 1899 г. Восточный институт, создание при нем типографии и крупнейшей библиотеки на Дальнем Востоке оказали положительное воздействие на развитие отдаленных от центра территорий. Первые частные библиотеки в Якутске появились в середине XIX в. Наиболее крупная, с количеством экземпляров до 7 тыс., принадлежала купцу А. Я. Шестакову.
С XIX – начала XX вв. сохранению фольклорных традиций народов Севера способствовала деятельность ученых, путешественников, ссыльных и других получивших образование в лучших европейских университетах представителей научной и творческой интеллигенции, благодаря усилиям которых стремительно менялось состояние культуры на Дальнем Востоке.
Деятельность М. Н. Жиркова в середине XX в. активизировала сбор 17
фольклорного материала во многих районах республики. В документах и ежегодных отчетах того периода имеются сведения о систематическом поиске новых образцов народных песен, сообщается об экспедициях и работе с олонхосутами – исполнителями якутского эпоса. Уделяя внимание всем направлениям в области музыкального искусства, М. Н. Жирков способствовал созданию фундамента для развития профессионального исполнительства и сохранению народной песенности в Якутии.
Развитие национальных культурных традиций до включения восточных земель в состав Российского государства проходило преимущественно внутри этнических сообществ. Вследствие христианизации, смены общественно-политических формаций, создания образовательных и культурных учреждений на Дальнем Востоке изменились не только социальный состав общества и его ценностные ориентиры, но и интересы, культурные потребности народов. Использование якутского мелоса композиторами России привело к созданию первых монументальных симфонических произведений. Деятельность М. Н. Жиркова в этот период способствовала подъему культурной жизни республики и активному сбору образцов якутского музыкального фольклора. Якутская профессиональная культура развивалась под влиянием диалога двух музыкальных традиций, что позволило ей обогатиться, создало основу для дальнейшего развития и интеграции в общекультурное пространство. В результате распространения русских музыкальных традиций творчество народов Севера расширило возможности развития художественного исполнительства, раздвинуло жанровые и территориальные границы как народного творчества, так и профессионального искусства.
Во второй главе «Музыкальная культура Якутии конца XIX – середины XX вв.» рассматривается художественная культура Якутии XIX – XX вв., в которой прослеживается несколько основных этапов развития музыкальной культуры народов Якутии, различных по продолжительности и интенсивности.
Первый этап (XVII – середина XIX вв.), наиболее длительный, можно условно назвать этапом зарождения взаимодействия культур, он проходил сразу по нескольким направлениям и был связан с освоением русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока.
Второй этап (конец XIX – первая половина XX вв.) – этап приобщения коренных народов Севера к европейской культуре – в значительной степени находился в зависимости от социально-политических изменений в государстве и был связан с установлением Советской власти в Якутии. В музыкальной культуре этого периода происходила активная популяризация массовой
песни и коллективного исполнительства. В стремлении приобщить коренные народы к новой для них форме культуры создавались переводы русских песен на родные языки коренных народов Севера, были изданы первые сборники якутских песен А. В. Скрябина, Ф. Г. Корнилова, М. Н. Жиркова. Особое значение в эти годы имела деятельность М. Н. Жиркова, который совместно с композиторами России способствовал появлению исполнительского репертуара на якутском языке как для исполнителей классического профессионального искусства, так и для самодеятельных артистов. В этот период в Якутии открываются первые учебные заведения по подготовке профессиональных кадров в области культуры и искусств.
Следующий этап (вторая половина XX в.: 1950 – 1980 гг.) – становление профессиональной музыкальной культуры народов Севера – характеризуется развитием профессионального музыкального образования в республике. Испытывая потребность в преподавателях-музыкантах, республика активно стала привлекать специалистов из других республик и областей СССР. К середине XX в. в республике появляется возможность открыть учреждения музыкально-сценического направления. В 1944 г. открыта первая Детская музыкальная школа, а в 1948 г. – Якутское музыкальное училище – кузница кадров для развивающейся сети школ начального музыкального образования.
С 1980-х гг. (конец XX в. – по настоящее время) начался новый этап, который можно условно назвать этапом совершенствования профессиональной музыкальной культуры Якутии. Он отмечен появлением профессиональных кадров высшего звена из числа представителей коренных народов республики и созданием в 1979 г. Союза композиторов Якутской АССР.
Якутский мелос, на наш взгляд, пройдя вышеуказанные этапы эволюции, под влиянием представителей русской композиторской школы включился в европейскую систему музыкального исполнительства, что априори способствовало активному развитию музыкальных национальных традиций коренных народов Севера. При этом важно подчеркнуть, что вклад русских специалистов в изучение якутской музыкальной культуры, поиск путей фиксации ее аутентичных форм, в создание и развитие новых направлений якутской музыкальной культуры, гармонично соответствующих ее природе, был реализован с позиции уважения и диалога, призванного не переделать, а обогатить ее с учетом самобытности и уникальности якутской музыкальной традиции.
В первом параграфе «Традиционная картина мира якутов в музыкальном фольклоре» отражена основа народного музыкального творчества – фольклор. Обычаи и ритуалы, сохранившиеся в традиционной культуре, способствуют пониманию философии народа, его картины мира,
отраженной в верованиях и обрядах. Целостное представление картины мира этносов связано с особенностями их восприятия, понимания и истолкования происходящих в нем явлений. Мировоззрение любого народа основывается, прежде всего, на религиозно-философских взглядах, определяющих смысл бытия и отношение человека к окружающему миру.
Представления якутов основаны на трехуровневом понимании модели мира, населенного духами Верхнего мира (мира Богов), Среднего мира (мира людей) и Нижнего мира (мира демонов). С приходом христианства, по некоторым источникам, у якутского народа, вплоть до начала XX в., сохранялось двоеверие (в Бога и духов). С 2014 г. в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) официально зарегистрирована религия Аар Айыы – традиционная вера якутов, в основе которой лежит понимание человека как части окружающего мира и, как следствие, непреложное требование сохранения равновесия между ними.
Деятельность первых музыкальных коллективов, организация досуга населения Якутии рассмотрена во втором параграфе «Культурная жизнь Якутской области в середине XIX – начале XX вв.».
Долгие годы отдаленность и сложные условия проживания ограничивали население Якутии в выборе форм досуга. Значительным событием в середине XIX в. стала организация хора и оркестра при Якутском казачьем пешем полке, который, наряду с другими полками, был обязан охранять остроги, сопровождать транспорт, доставлять почту, «надзирать за порядком на инородческих ярмарках и на золотых приисках Олекминской системы»5. Дальновидность, прозорливость и заинтересованность служилых людей, отправленных царским правительством для присоединения новых земель и сбора ясака, в культурном просвещении общественности меняли окружающую действительность, внося положительные изменения в однообразный быт работников промышленных предприятий.
Культурную жизнь Якутии во второй половине XIX в. весьма оживили любительские кружки, одним из которых был Кружок любителей музыки и литературы в г. Якутске. Первое упоминание о нем относится к 1863 г., и лишь 10 мая 1891 г. Министерством внутренних дел Российской империи был официально утвержден Устав общества. Данное событие оказало позитивное влияние на активизацию культурной жизни в других населенных пунктах Якутии. Творческие кружки открылись в Олекминске (1900), в Вилюйске (1914) и Среднеколымске (1916).
Действуя, прежде всего, в интересах государства, в сложных условиях,
5 Якутские казаки // Страница о Якутске : [сайт]. 2020. URL: https://www.yakutskhistory.net/ фрагменты-истории/якутский-казачий-полк/якутские-казаки/ (дата обращения: 09.08.2020).
руководство Якутской области поддерживало творческие устремления населения в его желании организовать свой досуг. Благодаря русской интеллигенции, подобные коллективы стали играть заметную роль не только в ознакомлении общественности с театральным и музыкальным искусством, но и в приобщении коренного населения к новому для него творческому виду деятельности: у народов, населяющих данную территорию, появилась возможность участвовать в различных театральных постановках. Организация творческих сообществ cтала фундаментом создания театров и определила векторы развития театральной культуры республики.
В целом, деятельность русского населения Якутской области в середине XIX – начале XX вв., выраженная в создании музыкальных и хоровых коллективов, литературных, театральных и просветительских обществ, cтала фундаментом формирования многих направлений художественной культуры региона. Данные направления, в ходе дальнейшего развития культуры начали обогащаться якутской тематикой, вступившей в диалог с русской и европейской культурными традициями, они создали почву для ее усложнения и генезиса в новых для традиционной якутской культуры формах. При этом в указанном процессе участвовали как представители русской, так и якутской творческой интеллигенции, а также широкие слои общественности.
В третьем параграфе «Вклад композиторов и музыковедов в развитие художественной культуры Якутии» отражена деятельность композиторов и музыковедов России, принявших участие в создании исполнительского репертуара на материале народных песен для профессиональных и самодеятельных коллективов Якутской АССР. Благодаря их действиям в середине XX в. в культурной жизни якутского народа произошли значительные перемены. В республике началось становление профессионального музыкального образования, осуществляемого при непосредственном участии представителей русской композиторской и исполнительской школ. Активное развитие многих направлений в исполнительском искусстве привело к созданию значительного числа произведений различных жанров: от детских пьес до крупных монументальных симфонических сочинений, в основу которых легли мелодии якутского фольклора. Деятельность русской интеллигенции конца XIX – первой половины XX вв. способствовала зарождению современных исполнительских форм в художественной культуре Якутии, определила основные направления их развития, а также пути интеграции якутских традиций в их пространство.
Находясь на значительном отдалении от крупных экономических и культурных центров России, Якутия в первой половине XX в. остро нуждалась в профессиональных кадрах во многих направлениях
общественной деятельности, в том числе и в области искусства. В существовавших условиях не представлялось возможным в кратчайшие сроки подготовить в республике специалистов из числа местного населения, вследствие чего первые десятилетия деятели культуры зачастую являлись представителями иных регионов страны. Получив образование в различных образовательных учреждениях центральной России, а затем работая в Якутии, они способствовали развитию новых художественных направлений в искусстве республики.
В 30 – 40-е гг. ХХ в. в музыкальной культуре Якутии возникла потребность в национальном музыкально-сценическом репертуаре. Огромную помощь в этом оказали композиторы России. Большая роль в развитии музыкально- театрального жанра Якутии принадлежит Г. И. Литинскому. Созданием произведений на якутскую тематику занимались Н. И. Пейко, В. А. Гайгерова, С. А. Кондратьев, А. Н. Мазаев, Д. Ф. Салиман-Владимиров, Ж. А. Батуев, Г. А. Крейн, Ю. Г. Крейн, Г. Г. Лобачев, М. А. Меерович, М. В. Мильман, Р. Д. Ромм и многие другие. В 1940-е гг. ими было создано, как отмечает М. Н. Жирков, 268 (из них 189 по плану правительства) различных по форме музыкальных произведений. Всего к работе было привлечено 23 композитора. Перед ними стояла задача в кратчайшие сроки создать симфонический репертуар, приблизив его к европейскому уровню, но при этом сохранив самобытное звучание якутского мелодизма.
Особое внимание Управление по делам искусств при СНК РСФСР уделяло развитию художественных направлений, формируя процесс становления новых культурных традиций Якутской АССР. Заинтересованность руководства проявлялась в организации экспедиции по сбору фольклора, создавались условия для работы творческой интеллигенции, привлекались музыканты-профессионалы из других регионов страны. Правительство России с особым вниманием относилось к сохранению самобытного звучания мелодий коренных народов Севера. Созданный симфонический и театрально-сценический репертуар силами русских композиторов на протяжении многих лет пользуется популярностью среди якутских исполнителей профессиональных и самодеятельных коллективов: до настоящего времени произведения, созданные в те годы, звучат на различных сценических площадках во время массовых мероприятий.
Оценка организации и проведения культурно-массовых мероприятий и музыкально-театральных представлений на различных сценических площадках Якутской АССР дана в четвертом параграфе «Концертно- исполнительское и театральное пространство Якутии».
В результате общественно-политических преобразований, изменивших 22
государственный строй страны, в обществе наблюдался особый эмоциональный подъем, связанный с верой людей в светлое будущее, в этой связи большую популярность приобрели массовые песни. Митинги, праздники и собрания сопровождались хоровым, ансамблевым и оркестровым музицированием. Одной из ярких страниц в концертно-исполнительской деятельности Якутии стало развитие художественной самодеятельности. В республику часто стали приезжать музыканты из центральных регионов. Благодаря их творческой активности в обществе распространились новые формы исполнительства. Через творческие объединения в самодеятельность активно входил русский и европейский репертуар, что, несомненно, оказало влияние на развитие якутского фольклора.
В середине ХХ в. в якутском обществе кардинально изменилось отношение к исполнительскому искусству. Если ранее, как отмечает С. Сомоготто, «быть рожденным от ырыа тэрдэ считалось несчастьем, ибо счастье таковых должно было состоять лишь из успехов в творчестве, сопровождаясь сплошными невезениями в личной жизни, и “он или она – из ырыа тэрдуттэн” – говорили про таковых с печальным сочувствием»6, то с приходом Советской власти любые формы созидательной деятельности стали поощряться правительством, стимулировалось вокальное и инструментальное исполнительство.
Особый вклад в развитие музыкальной культуры Якутии внесен Г. М. Кривошапко. В 1941 г. началась ее трудовая деятельность в Якутском радиокомитете в качестве концертмейстера и музыкального редактора, также в ее обязанность входила работа с хором, местными и приезжими певцами. В 1945 г. ее назначили художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра. Более полувека, до 1997 г., продолжалась ее работа с данным коллективом. Авторитет Г. М. Кривошапко был непререкаем. Она являлась главным консультантом в выборе репертуара симфонического оркестра при работе с композиторами России. Ее рекомендации и рецензии способствовали тому, что музыкальная культура республики обогащалась ценнейшим репертуаром на материале якутского фольклора.
Среди стоящих перед деятелями культуры приоритетных задач было создание крупных театрально-сценических постановок оперы и балета на основе народной музыки. Сохранить подлинность народных мелодий и зафиксировать их с помощью нот стремились создатели первой якутской оперы «Ньургун Боотур» М. Н. Жирков и Г. И. Литинский. Для сценического
6 Николаев С. И. (Сомоготто). Обычаи народа саха (якутов) / С. И. Николаев // Страница о Якутске : [сайт]. 2019. URL: https://www.yakutskhistory.net/ с-и-николаев-сомоготто/обычаи- народа-саха-якутов/ (дата обращения: 25.09.2019).
репертуара на основе якутского фольклора требовалось «примирить» народное исполнительство с системой европейской нотации. В результате усилий представителей якутской и русской интеллигенции, вовлеченных в процесс создания первой национальной оперы, 25 июня 1947 г. осуществлена ее постановка на сцене Якутского государственного театра.
Опера «Ньургун Боотур» с первых же постановок заявила о себе как о значительном достижении в области музыкально-драматического искусства. Впервые на сцене якутского театра была поставлена опера на якутском языке c использованием фольклора, которая появилась благодаря активной работе ее создателей М. Н. Жиркова, Г. И. Литинского, Д. К. Сивцева (Суорун Омоллон), творческого коллектива театра, поддержке Советского правительства и Союза композиторов СССР.
Особенности формирования фундамента профессионального музыкального исполнительства в Якутской АССР отражены в пятом параграфе «Становление и развитие якутской системы профессионального музыкального образования».
В ХХ в. началось активное развитие музыкального образования в культуре Якутии. «Центрами профессионализма» были радиокомитет и Якутский драматический театр. В середине XX столетия в Якутии плодотворно работали выпускники Московской, Ленинградской и Киевской консерваторий. Благодаря их мастерству и педагогическому таланту формировалась профессиональная музыкальная культура республики. Широкому кругу любителей музыки хорошо известны первые деятели музыкальной культуры Якутии: пианисты П. К. Розинская (1912 – 2010) и С. К. Джангваладзе (1909 – 1982), хормейстер Ф. А. Баишева (1925 – 2017) и другие музыканты, посвятившие республике несколько десятилетий своей творческой жизни. С 1953 г. в течение 9 лет музыкальную жизнь Якутии возглавлял композитор Г. А. Григорян.
Педагогическая деятельность таких музыкантов, как В. А. Супруненко, А. И. Земмель, А. Д. Тимкин, была менее продолжительной, однако нельзя отрицать значимость их вклада в музыкальное образование и культуру Якутии. Причина редкого упоминания имен этих преподавателей в официальных источниках может быть связана с репрессиями, в результате которых они были сосланы в Сибирь, в Якутию.
Первые преподаватели детской музыкальной школы и Якутского музыкального училища заложили фундамент музыкального образования в республике. Благодаря профессионализму, преданному отношению к педагогической деятельности, особому вниманию к своим воспитанникам, они активно воздействовали на учащихся, не только совершенствуя их
мастерство, но и способствуя их духовному становлению. Поддерживая и накапливая музыкальные традиции, представители русской исполнительской школы передавали своим ученикам понимание значимости сохранения векового наследия в «долгой цепи поколений, устремленной в будущее». Рассмотрев связи между музыкальными учебными заведениями страны, мы обнаружили общие истоки мастерства ряда известных музыкантов, благодаря которым воспитывались профессиональные кадры, в настоящее время продолжающие развивать традиции русского исполнительского искусства.
Анализ ситуации, сложившейся в Якутии в середине ХХ в., показал, что активному развитию всех направлений культуры способствовала значительная поддержка правительства России. Направляя квалифицированные кадры в республику,руководствоставилосвойзадачейрасширитьсетьобразовательных и культурно-досуговых учреждений. Благодаря продуманной политике, профессиональное музыкальное, театральное, самодеятельное мастерство народов Севера достигли высокого исполнительского уровня, получили возможность интегрироваться в поле общенационального межкультурного диалога, выйти на мировую арену, уверенно заявив о себе как о самобытном национальном искусстве. Появление национальных кадров за короткий исторический период стало возможным, благодаря обучению одаренных детей из числа коренных народов в лучших специализированных учебных заведениях страны, что обеспечило формирование прочного фундамента для быстрого распространения передового исполнительского опыта во всех сферах искусства.
В Заключении подведены итоги исследования. Определен характер влияния русской музыкальной традиции на художественную культуру Якутии, северных этносов России. Представлен значительный объем материала, ранее не рассматривавшегося в научных публикациях, отражающего историю становления музыкального образования в Якутии, теорию национальной музыки, фольклористику, проливающего свет на некоторые исторические факты, относящиеся к советскому периоду середины ХХ в. Культурологический анализ, базирующийся на статистических данных и сведениях, почерпнутых в архивных документах и опубликованных исследованиях, дал основание сделать следующие выводы:
– миссионерская деятельность священнослужителей, политических ссыльных, исследователей-энтузиастов и организаторов этнографических экспедиций способствовала сбору и сохранению якутского народного музыкального творчества и созданию фундамента для его дальнейшего развития. В середине ХХ в. в Якутии появилась возможность осуществить
стремительный рост профессионального исполнительства вследствие активной работы и глубокой заинтересованности русской интеллигенции в развитии национальной культуры народов Севера;
– основу исследований творческого наследия народов Якутии с учетом ментальности автохтонных этносов составляет совокупность исторических, этнографических, культурологических, искусствоведческих знаний;
– на начальном этапе приобщения северных этносов к европейской музыкальной традиции важнейшую роль сыграло не только распространение христианства с его обязательным изучением церковного пения в церковно- приходских школах, но и создание в казачестве музыкальных полков, участвующих во всех значимых мероприятиях г. Якутска, в том числе в совершаемых еженедельных службах и христианских торжествах;
– в основе знаний о культуре автохтонных этносов Якутии лежит исследовательская база, созданная этнографами XIX – XX вв., позволившая рассмотреть основные принципы распространения русской музыкальной традиции, повлиявшей на жанровую вариативность в творчестве коренных народов посредством принятия ими новых элементов и форм исполнительства;
– культурный и звуковой ландшафт накладывает значительный отпечаток на развитие творческих процессов как у автохтонных этосов, так и у переселившихся на новые земли народов, имевших богатые музыкальные традиции. В силу длительной изоляции и малочисленности население Русского Устья и Походска, сохранив песенные традиции, частично утратило словарный запас, что подтверждает их неумение объяснить значение некоторых слов в исполняемых ими песнях. Работа С. И. Боло по-разному описывает фонетику речи старожилов Русского Устья и Походска. На наш взгляд, требуются дополнительные исследования для выяснения факторов, повлекших изменения в языке жителей древних русских поселений на севере Якутии;
– якутский музыкальный фольклор изначально имел в своей основе микрохроматическое звучание и, благодаря древним эпическим сказаниям олонхо, до настоящего времени частично сохранил исполнительские традиции многовекового прошлого, изначально содержащие «звуковой генетический код» поколений;
– создателями классического репертуара для театрально-сценического исполнительства на основе якутского фольклора стали представители различных народов, многие из которых были выпускниками ведущих консерваторий России. Их усилиями подготовлена теоретико- методологическая база, способствовавшая вознесению музыкальной
культуры республики на новый профессиональный уровень, а также созданы условия, подготовившие преемственность поколений музыковедов- композиторов, продолжающих пополнять концертный репертуар для якутского зрителя;
– эволюционные процессы формирования национальных культур в Якутии с распространением русской музыкальной традиции получили возможность осуществить стремительный переход от раннефольклорной мелодики к высоким мировым исполнительским стандартам, минуя многовековой путь развития музыкальной традиции, прежде пройденный европейскими народами;
– за годы советской власти, имея колоссальную поддержку со стороны руководства республики и органов государственной власти, национальная музыкальная культура получила повсеместное распространение. Благодаря широкому применению европейской системы нотирования, произошло наибольшее сближение интонационного мелодизма якутского фольклора с исполнительскими традициями русской музыкальной культуры;
– на всех направлениях интеллектуально-культурного бытования коренных этносов Якутии просматривается синтез культурных традиций, выраженный во взаимопроникновении национальных традиций и основанный, прежде всего, на готовности русского народа к коммуникации и передаче знаний и опыта в различных сферах деятельности, в том числе и в музыкальном исполнительстве;
– первые музыкальные учебные заведения Якутии комплектовались лучшими кадрами из числа свободно приезжавших из разных регионов России и ссыльных музыкантов. В условиях отсутствия учебных пособий и инструментов, благодаря своему профессионализму, они готовили учащихся, впоследствии демонстрировавших высокий уровень подготовки, результаты которой объяснялись немаловажным фактором – использованием в качестве педагогического репертуара этнически близких по интонационному восприятию произведений, созданных на основе якутского мелоса;
– при организации и создании якутского камерного и симфонического музыкально-сценического репертуара деятелями искусств всех уровней были учтены не только социокультурная ситуация, но и необходимость формирования в обществе новых ценностей при условии сохранения и популяризации национального мелодизма с опорой на общероссийские традиции.
Устойчивый интерес исследователей к изучению якутской музыкальной культуры свидетельствует о наличии в ней значительного объема творческого потенциала, способного дать новый импульс социального и культурного
28
развития этноса. В то же время произошедший в становлении культурных традиций на платформе опыта европейских народов скачок оказал влияние на архитектонику исполнительского искусства автохтонных народов Якутии, в которую внесены собственные, присущие национальному складу мысли и менталитета элементы выразительности.
В данном исследовании изучены факты взаимодействия культур различных этносов, представлены направления их совместной деятельности, отразившейся в творчестве композиторов и исполнителей первой половины ХХ в., установлена преемственность поколений музыкантов-педагогов и их учеников. Работа с архивными документами позволила обнаружить ранее неизвестные свидетельства о первых трудах, посвященных сохранению исконно якутского звучания музыкального фольклора. В исследовании использован дополнительный материал, представляющий интерес для изучения истории развития музыкальной культуры Якутии.
Был представлен процесс взаимодействия русской и якутской музыкальных художественных традиций, на протяжении нескольких веков основанный на созидательном, позитивном диалоге культур, позволившем якутской культуре развиться, пополнившись множеством новаций, транслятором которых являлась русская культура. При этом специфика музыкальной культуры якутов, в том числе ее внутренняя органика, не была нарушена, а напротив, следуя по пути обретения «цветущей сложности», стала богаче, многообразнее по проявлению и содержанию.
Актуальность темы исследования. Художественная культура Якутии, важного и активно развивающегося региона современной России, исторически во многом обусловлена творческой ролью русской музыкальной традиции, ставшей действенным стимулом ее многовекторного развития в конце XIX–середине XXвв. События именно этого периода определили характер дальнейшего взаимодействия народов и сформировали новые этнокультурные связи. Открывшаяся перспектива реализации творческих способностей в рамках ранее недоступных представителям коренного населения академических традиций таких видов искусства, как музыка, живопись, архитектура, скульптура и др., претворялась в жизнь при непосредственном участии русской интеллигенции.
На основе музыкального фольклора в середине XXв. силами русских композиторов и музыкантов-исполнителей был создан репертуар для профессиональных и самодеятельных коллективов. Благодаря активной работе деятелей культуры Якутии, при всесторонней поддержке руководства страны на театральных подмостках осуществлялись музыкально-сценические постановки, в которых использовались якутские народные мотивы. Большое значение для якутской художественной культуры имело открытие специализированных учебных заведений с целью подготовки национальных профессиональных кадров. К настоящему времени в результате общественно-политических и социально- экономических преобразований, трансформировавших уклад жизни и поведенческие паттерны автохтонных этносов, в Якутии сформировался прочный фундамент для современного развития культуры.
Деятельное участие русских ученых, уделяющих в своих трудах особое внимание изучению культуры якутов, эвенов, эвенков и других северных народов, определило основные направления развития науки, культуры и искусства в республике. Однако следует отметить, что до настоящего времени в научных 5
публикациях недостаточно раскрывается проблема освоения европейской профессиональной традиции, в том числе славянской, что затрудняет полное представление о становлении и развитии музыкальной культуры Якутии. Отражение общей картины состояния музыкальной культуры диктует необходимость определения всех факторов, оказавших влияние на стремительное преобразование культурной жизни автохтонных народов Севера.
Целесообразность данного исследования продиктована потребностью целостного видения музыкальной жизни Якутии, углубленному пониманию характера и механизма воздействия русской музыкальной традиции на художественную культуру коренных этносов Севера и в целом Якутского региона.
Степень разработанности. В основе настоящего исследования лежат известные труды ученых Якутии по истории культуры, фольклористике, краеведению, этнографии и искусствоведению региона. Литературу, используемую для написания данной работы, можно разделить на ряд основных блоков: 1) культурологические разработки, посвященные проблеме традиции, диалогическому взаимодействию культур, роли художественной культуры в жизни социума; 2) исследования первых путешественников и политических ссыльных, относящиеся к периоду второй половины XIX – началу XX вв. Данный этап характеризуется, в основном, сбором музыкального материала и кратким описанием первых впечатлений о культуре народов Севера; 3) научные труды, посвященные изучению музыкальной культуры коренных этносов Якутии; 4) работы, отражающие сочинения композиторов первой половины XX в., использовавших музыкальный материал северных народов; 5) исследования, направленные на выявление особенностей становления и развития художественной культуры Республики Саха (Якутия).
Отдельно следует отметить и значительный объем материала фондов Национального архива РС (Я).
XIX–ХХ вв. – время активного изменения общественно-политического устройства жизни России. Среди ученых, исследовавших общественно- политические факторы, воздействовавшие на патриархальный уклад жизни людей в Восточной Сибири, были такие, как Л. М. Горюшкин, В. А. Зверев, А. П. Щапов, Н. Н. Щербаков. Они рассматривали влияние социальных преобразований на межличностные и семейные отношения. Социально- экономические преобразования вносили свои коррективы в развитие общества. Эти обстоятельства обусловили формирование новых культурных связей народов, определяя вектор их дальнейшего взаимодействия. Данный период отмечен увеличением значимости научных экспедиций, большую роль в которых сыграли привлеченные к исследовательской деятельности политические ссыльные. Существенный вклад в сбор этнографического материала внесли В. Г. Богораз, М.И.Бруснев, В.Л.Виташевский, Н.Л.Геккер, В.Е.Горинович, В.М.Ионов, В. И. Йохенсон, В. Н. Катин-Ярцев, Ф. Я. Кон, Л. Г. Левенталь, В. В. Ливадин, И. И. Майнов, Г. Ф. Осмоловский, Э. К. Пекарский, О. Ф. Ционглинский, С. В. Ястремский и многие другие.
Особенности русской культуры, ее этикоцентризм, антропологизм, онтологизм, нашли свое отражение в трудах Б. П. Вышеславцева, Ю. Н. Давыдова, А. Ф. Замалеева, В. В. Зеньковского, А. А. Королькова, В. Н. Назарова, М. Н. Пеуновой, Г. С. Померанца, В. С. Соловьева, Б. Н. Тарасова, В. П. Фетисова, В. К. Шохина, В. П. Шкоринова и других ученых. Вопросы традиции и диалога культур представлены в трудах многих ученых ХХ в. Среди них такие исследователи как: С. А. Алексеева, С. Н. Артановский, М. М. Бахтин, Г. П. Башарин, В. С. Библер, С. И. Боякова, М. Бубер, И. С. Гурвич, В. П. Иванов, А. А. Избекова, О. В. Ледовская, А. П. Окладников, Т. П. Петрова, И. Г. Романов, Ф. Г. Сафронов, Г. В. Скотникова, Е. А. Строгова, О. И. Чарина и другие.
Теоретико-методологическую основу решения проблем становления якутской музыкальной культуры составили труды выдающихся исследователей. Одними из первых ученых, побывавших на якутской земле и собравших этнографический материал, представляющий интерес для дальнейшего его изучения, были политические ссыльные: В. Л. Серошевский, И. А. Худяков, С. В. Ястремский, Э. К. Пекарский, Н. А. Виташевский и многие другие. Занимаясь научными изысканиями в разных областях, они собирали и образцы фольклора как автохтонных народов, так и русских старожилов. Однако их описания часто носили ознакомительный характер. В ряду работ, посвященных якутскому народному творчеству, особое значение для этнографии имеет изданный в 1890 г. «Верхоянский сборник» И. А. Худякова, куда вошли несколько русских народных песен, записанных в Верхоянском округе. Сведения о русском фольклоре нашли свое отражение в трудах В. М. Зензинова, В. Г. Богораз-Тана. В наше время продолжили исследование песенного фольклора русских старожилов на территории северо-востока России Т. А. Селюкова, Т. С. Шенталинская, Е. И. Якубовская и др.
Вопросы формирования различных сегментов якутской музыкальной
Э. Е. Алексеева, Н. И. Головневой, В. Г. Никулина, А. В. Варламовой, Л. С. Спиридоновой, В. Е. Дьяконовой, А. Д. Татариновой и др. Исследованиям ученых предшествовала активная работа по сбору музыкального материала, начавшаяся после революции 1917 г. В 1920 – 1930 гг. были изданы сборники песен известных музыкальных энтузиастов и пропагандистов народной и хоровой массовой песни А.В.Скрябина и Ф.Г.Корнилова. Неутомимым собирателем якутского фольклора являлся М. Н. Жирков. На основе собранного исследователями материала для создания музыкальных произведений на якутские темы были привлечены многие композиторы России. Среди них: Г. И. Литинский, Д. Ф. Салиман-Владимиров, С. А. Кондратьев, Ж. А. Батуев, М. А. Меерович, Г. Г. Лобачев, А. Н. Мазаев, М. В. Мильман, Ю. Г. Крейн, Г. А. Крейн, Р. Д. Ромм и другие. Первым из числа композиторов России в 1939 г. побывал в Якутии
культуры рассматривались в работах М. Н. Жиркова, Ю. И. Шейкина, Г. Г. Алексеевой, З. И. Кириллиной,
А. М. Лисовиченко, Н. Н. Николаевой, А. С. Ларионовой, Т. В. Павловой-Борисовой, Ч. К. Скрыбыкиной, Н. И. Пейко. В творческой экспедиции им записаны народные напевы, в дальнейшем использованные в известной сюите «Из якутских легенд».
Многие музыковеды, этнографы, лингвисты, краеведы посвятили свои работы народному творчеству северных этносов. XX в. стал временем активного расцвета и модернизации музыкального фольклора Якутии, а также народного исполнительства, на основе которого получило развитие профессиональное музыкальное исполнительство. И первым исследователем якутского музыкального фольклора, предложившим использовать дополнительные знаки для обозначения на письме микроальтерации, был М. Н. Жирков. На протяжении длительного времени значительный вклад в расширение теоретической трактовки ладовой основы, интонационного развития мелодии якутской народной песни, в поиски возможности ее нотной фиксации вносил первый этномузыковед из числа коренных народов республики – Э. Е. Алексеев. Весомую лепту в становление музыкальной культуры Якутии внесли дирижер оркестра Якутского государственного музыкально-драматического театра Г. М. Кривошапко; доктора искусствоведения: Ю. И. Шейкин, А. С. Ларионова, Г. Г. Алексеева; музыковеды: Н. И. Головнева, З. И. Кириллина, Н. Н. Николаева, Т. В. Павлова-Борисова, Л. К. Потапова и многие другие.
В конце ХХ – начале XXIвв. появился ряд работ, посвященных профессиональной музыкальной культуре Якутии, среди них диссертации
В. Г. Никулина
образование»
Творчество,
«Гармония в музыке современных якутских композиторов: о претворении национального звукотембрового идеала средствами колористики и сонорики» (2007), Л. С. Спиридоновой «Камерно-вокальное творчество якутских композиторов» (2011) и др., что свидетельствует об интересе ученых к проблемам развития профессиональной музыкальной культуры в Якутии. «Хоровая культура Якутии: Творчество, исполнительство, (1999), А. В. Варламовой «Фортепианное искусство Якутии: исполнительство, образование» (2004), Ч. К. Скрыбыкиной
Анализ работ, посвященных развитию художественной культуры Якутии, показал наличие в данной области глубоких эмпирических исследований и теоретических сведений, использованных для попытки создания целостной картины развития художественной культуры Якутии посредством более детального рассмотрения некоторых факторов, обеспечивших республике неуклонный рост профессионального музыкального исполнительства, а также продвижение якутской музыкальной культуры на мировую сцену. Учитывая все обстоятельства, повлиявшие на создание в Якутии прочного культурного и духовно-нравственного фундамента современного общества, делая акцент на основополагающих аспектах данного процесса, мы придем к пониманию роли представителей русской музыкальной традиции. Настоящее диссертационное исследование призвано дополнить общую картину становления якутской музыкальной культуры с позиции культурологических изысканий.
Объект исследования – художественная культура Якутии.
Предмет исследования – русская музыкальная традиция в формировании художественной культуры Якутии конца XIX – середины XX вв.
Цель исследования – представление русской музыкальной традиции, русской классической музыкальной школы в контексте их влияния на становление профессионального музыкального исполнительства в Якутии и на якутскую художественную культуру в целом.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить основные этапы освоения Сибири и Дальнего Востока русскими первопроходцами XVII – XIX вв., стоявшими у истоков преобразований музыкальной культуры народов Якутии, оказавшими влияние на развитие ее направлений и способствовавшими приобщению коренных этносов к русской культуре и достижениям европейской цивилизации.
2. Приобщить к данной работе архивные материалы и труды политических ссыльных, посвященные исследованию специфики социально- экономических и художественно-исторических аспектов культуры народов северо-восточной части России.
3. Раскрыть специфику контактов русской и якутской культур в рамках музыкальной художественной традиции с культурологической позиции диалога культур.
4. Обозначить основные направления исследований этнокультурного наследия Якутии в области музыкального фольклора.
5. Рассмотреть основные тенденции развития музыкально- художественной культуры в контексте ключевых исторических этапов распространения европейских культурных традиций на Дальнем Востоке.
6. Выявить механизмы влияния представителей русской интеллигенции на культурную жизнь в Якутской области конца XIX – середины XX вв.
7. Определить характерные особенности картины мира якутов, воплотившиеся в музыкальном фольклоре.
8. Представить вклад композиторов и музыковедов России в процесс зарождения и формирования направлений художественной культуры Якутии.
9. Выявить особенности становления и развития системы профессионального музыкального образования в Якутской АССР, выделить значимых деятелей, оказавших влияние на формирование исполнительских традиций.
10. Показать своеобразие концертно-исполнительской и театральной жизни Якутии конца XIX – середины ХХ вв.
Данное исследование, основанное на культурологическом и аксиологическом подходах, использованных в раскрытии и обобщении архивных документов и интерпретации научных материалов, позволяет переосмыслить значимость исторического опыта распространения русской музыкальной культуры в Якутии.
Широкий спектр изучения темы предполагает использование историко- культурологических методов исследования, относящихся к таким наукам, как история, музыкознание, этнография, фольклористика и дает возможность раскрыть значение фактора культуры в контексте исторических процессов, происходивших на Дальнем Востоке. В этой связи диахронический метод позволил рассматривать процесс распространения русской музыкальной традиции во временной последовательности; ретроспективный подход был уместен в работе с архивными документами, текстами, имеющими отношение к музыкознанию, а также в поиске способов нотной фиксации якутской народной музыки сквозь призму современной системы нотации.
Поиск достоверных сведений о выдающихся представителях русской интеллигенции проводился с помощью биографического метода, выразившегося в использовании архивных документов и частной переписки в социальных сетях автора данного исследования с последователями культурных деятелей, внесших значительный вклад в развитие профессионального музыкального образования Якутии.
Выбор аксиологического подхода к изучению доминирующей системы ценностей в традиционной культуре якутов позволил выявить особенности влияния общественно-политических преобразований на мировоззренческие позиции коренного народа.
Плодотворным в изучении влияния русской музыкальной традиции на якутскую художественную культуру, является диалогический подход (М. Бубер, В. С. Библер, М. М. Бахтин и др.), согласно которому диалог выступает как особая форма контактов между культурами, предполагающих принятие друг друга: открытость, готовность к взаимодействию и пониманию различий с учетом специфики и культурного своеобразия сторон. Диалог обеспечивает мирный синтез культурных традиций, их взаимовлияние, принятие на уровне инноваций. Диалог позволяет преодолеть односторонние, монологичные позиции в межкультурных контактах, которые нередко приводят к искажению культур и к нарушению культурогенетических связей, необходимых для межпоколенной преемственности. Именно в рамках диалога и пересечения традиций культуры обогащаются, получают импульсы к развитию и обновлению, при этом их стержневые культурогенетические структуры не нарушаются.
В изучении специфики принятия якутской культурой музыкальных традиций, транслируемых русской культурой, диалогический подход позволяет раскрыть данный процесс с позиций мирного и плодотворного взаимного обогащения.
Выводы исследования составлены на основе использования системного метода, позволившего установить взаимозависимость представленных направлений музыкального исполнительства, и сравнительно-исторического метода, посредством которого произведен анализ культурных связей народов – носителей различных мелодико-ритмических, интонационных и исполнительских традиций – на рубеже XIX – XX вв.
Положения, выносимые на защиту.
1. Преобразования художественной культуры Якутии последовали во многом в результате коммуникативной связи и взаимообогащения музыкальных традиций русского и якутского народов, благодаря освоению различных исполнительских и творческих принципов деятельности.
2. Изменения в якутской музыкальной культуре проходили под влиянием многочисленных факторов, связанных со сменой религиозных, политических и экономических отношений. Высокая степень влияния внешних обстоятельств не нарушила устойчивые интонационные основы мелодизма, в то же время появились новые, близкие к европейской традиции направления, способствовавшие привлечению активной части населения к ранее не свойственным национальной музыке формам музицирования.
3. Творческая деятельность М. Н. Жиркова, автора первой в Якутии музыкальной драмы «Ньургун Боотур Стремительный», существенно изменила культурные предпочтения народа, расширив рамки национального исполнительства. Обнаруженный в НА РС (Я) документ1 с пометкой «рукопись без автора» (из личного фонда профессора Г. П. Башарина) открывает общественности новые страницы музыкальной культуры середины XXв. Известная ранее запись якутской микрохроматики М. Н. Жиркова является фрагментом данного документа.
4. Динамика развития культурных традиций была обусловлена деятельностью политических ссыльных и русской интеллигенции, активно распространявших новые культурные традиции и нравственные основы межличностных отношений. В местах наибольшей концентрации населения возникали первые творческие коллективы, впоследствии на их основе создавались национальные театры и иные культурно-общественные организации.
5. Влияние народов, переселившихся из центральных областей России, на музыкально-культурные традиции Якутии можно проследить в следующей хронологической последовательности: XVII – середина XIX вв. – период освоения Дальневосточных земель, знакомство коренных народов с европейской культурой; конец XIX – первая половина XX вв. – популяризация коллективного исполнительства, создание композиторами России первых крупных симфонических произведений на материале якутского фольклора; вторая половина XX вв. (1950 – 1980 гг.) – становление профессионального музыкального исполнительства; с 1980-х гг. – по настоящее время – деятельность Союза композиторов Якутии как ядро музыкальной культуры республики.
6. Современная художественная культура в Якутии основана на многовековом опыте становления музыкально-театральных традиций разных народов России, принявших участие в формировании фундамента профессионального творчества и исполнительства. Определяя наиболее значительные направления, передавая накопленные знания, систему базовых ценностей и духовных ориентиров, представители различных этносов выстроили
1 Личный фонд профессора Г. П. Башарина (1912 – 1992) // Национальный архив Республики Саха (Якутии). Ф. 1457. Оп. 2. Д. 335. Л. 20.
неповторимую платформу культурного наследия, имеющего общие черты, присущие всем народам Якутии. Среди создателей народных и академических основ музыкального исполнительства особую роль играют носители русской музыкальной традиции.
Хронологические границы исследования: конец XIX – середина XX вв., рассмотрены также исторические события начала XVIIв. (период освоения Дальневосточных земель), относящиеся к моменту включения Якутии в состав Российского государства.
Научная новизна.
1. Определены этапы распространения русской музыкальной традиции на территории Якутии в период с начала XVII – до середины XX вв.: I этап – XVII – середина XIX вв. – знакомство местного населения с русской музыкальной культурой; II этап – конец XIX – первая половина XX вв. – распространение русской музыкальной культуры через музыкальные коллективы, изучение фольклора народов Якутии; III этап – вторая половина XX вв. (1950 – 1980 гг.) – распространение русского профессионального исполнительства; IV этап: с 1980-х гг. – по настоящее время – становление на основе русской музыкальной традиции школы классического музыкального образования и общее развитие национальной музыкальной культуры народов Якутии.
2. Посредством изучения архивных документов и анализа исследовательской литературы выявлена особая значимость представителей русской интеллигенции, принимавшей участие в сборе уникального материала в том числе музыкального фольклора якутов. Многие утраченные элементы национальной культуры восстановлены и получили необходимое распространение. 3. Выявлен и рассмотрен наиболее активный период распространения русских музыкальных традиций в культурной жизни Якутии. В середине ХХ в. становление профессионального музыкального образования и исполнительства дало импульс массовому самодеятельному движению и развитию фольклора в Якутской АССР.
4. Представлен архивный материал о традиционных верованиях якутов, ценностно-смысловая основа которых построена на особой ментальности северного народа и осознании им глубинного смысла обычаев, направленных на сохранение равновесия между природой и человеком. Духовный стержень общества получил свое отражение в музыкальном фольклоре.
5. Представлены новые свидетельства особого по значимости вклада композиторов России в развитие профессиональной музыкальной культуры Якутской АССР, а также ранее не известные документы первых исследований в области нотирования якутской народной музыки с применением микрохроматики.
6. Прослежена преемственность поколений музыкантов-педагогов представителей русской классической музыкальной школы, стоявших у истоков профессионального музыкального образования. Рассмотрены концертно- исполнительская и театральная деятельность Якутской АССР в середине ХХ в.
Теоретическая и практическая значимость работы. Данная работа является комплексным исследованием, направленным на выявление характера и механизма влияния русской музыкальной традиции на художественную культуру Якутии, установление значимости отдельных представителей русской исполнительской и композиторской школ, способствовавших активизации творческого процесса. Установленная периодизация, в рамках которой рассмотрены многие направления музыкальной культуры и представлены общие тенденции формирования и расширения культурных связей народов в конце XIX – первой половине XX вв., может быть использована при подготовке республиканских и общероссийских проектов, направленных на планирование перспективного развития сферы культуры. Использованный в данном исследовании теоретико-методологический подход может быть применим при изучении культуры других этносов.
Материалы исследования могут быть использованы в работах по определению степени распространения и укрепления влияния культурных связей народов, ориентированных на поиск новых форм деятельности в области культуры, а также при составлении учебных курсов по специальным дисциплинам, в том числе по истории музыкальной культуры Якутии.
Апробация результатов исследования. Результаты данного исследования представлены на Международных и Всероссийских научных конференциях: II Международная научно-практическая конференция «Профессионализм педагога и возможность его совершенствования», доклад «Роль музыки в воспитании личности» (Якутск, 2014); Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы национальной композиторской школы», доклад «Песни якутских композиторов в репертуаре певца Победы Александра Самсонова» (Якутск, 2014); III Всероссийская научно-практическая конференция «Культурное пространство России: генезис и трансформации», доклад «К вопросу о нотации якутской народной музыки» (Санкт-Петербург, 2018); Научно- практическая конференция с международным участием «Государство, Общество и Церковь: миграция и межкультурное многообразие», доклад «Миграция народов на Дальний Восток в XVII – XIX вв.» (Новосибирск, 2018); Научно- практическая конференция с международным участием «Государство, Общество и Церковь: российская нация и национальное единство», доклад «Некоторые аспекты музыкальной культуры Якутии: отражение влияния русских традиций в работах исследователей» (Новосибирск, 2019); Международная научно- практическая конференция «Арктическая циркумполярная цивилизация: человеческий капитал», доклад «Взаимодействие музыкальных традиций в культурном пространстве Якутии (XVII – середина ХХ вв.)», (Якутск, 2020); V Российский культурологический конгресс «Культурное наследие – от прошлого к будущему», тезисы «Межэтнические коммуникации в музыкальной культуре Якутии» (Санкт-Петербург, 8 – 10 ноября 2021 г.).
По теме исследования опубликовано 8 работ (общий объем 3,41 п.л.). Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту научной специальности 24.00.01 – «Теория и история культуры» по следующим пунктам: 1.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; 1.17. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство); 1.28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира; 1.32. Система распространения культурных ценностей и приобщение населения к культуре.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 и 5 параграфов соответственно, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Общий объем данного исследования составляет 210 страниц, список использованной литературы и источников включает в себя 378 наименований.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!