Семантика традиционной танцевальной культуры тувинцев
Введение …………………………………………………….………………..……3
ГЛАВА 1. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ……………………………..………..………..20
1.1. Теоретические подходы к исследованию танца: танец как система
знаков ……………………………………………………………………………..……20
1.2. Танец как элемент культуры ………………………………….….……..30
1.3. Семантика вербальных обозначений символической пластики
тувинцев …………………………………………………………………………..……40
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТУВИНСКОГО
ТАНЦА: МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ……………….………….………………49
2.1. Семантика структурных элементов тувинского танца……………………49
2.2. Традиционные ценности, связанные с образом героя…………………….61
ГЛАВА 3. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ………….………………71
3.1. Трансляция архетипических символов в танцевальной культуре
тувинцев………………………………………………………………………………..71
3.2. Архетипические символы в сценическом танце
тувинцев……………………………………………………………………………….83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………………………….103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1….……….…………………………………………………..129
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 А…..…………………….…………………………………..150
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Б.……………………………………………….……………151
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 В….…………..……………………………………………..152
Актуальность темы исследования. Танец, являясь живым, динамически
развивающимся компонентом культуры, имеет свойство реагировать на
тенденции постоянно меняющегося мира. Это сохраняющаяся в движении
человеческого тела константа культуры. Танец «помнит» первоэлемент, архетип и
как феномен культуры является своеобразным микрочипом, в котором хранится и
транслируется информация культуры в телесном выражении из поколения в
поколение. В этом смысле исследование феномена танца на примере тувинского –
это взгляд не только на историко-культурную ретроспективу традиционной
культуры, но и переосмысление современных тенденций, влияющих на тувинский
танец и культуру в целом.
Данная работа является первой попыткой проанализировать структуру
тувинского танца, наличие в содержании разновременных наложений и
заимствований, которые отражаются в композиции, структуре, элементах
танцевальных движений, в их семантике, отображая процесс формирования
символической пластики танцевальной культуры тувинцев.
Материалами для нашего исследования послужили опубликованные научные
работы по традиционным танцам народов с родственной этнической культурой.
Кроме этого, мы опирались на материалы наших полевых исследований,
проведенных в Монголии: г. Улан-Баторе (март 2018 г.), сумоне Ценгэл Баян-
Ульгийского аймака (июль 2018 г.). ВРеспублике Тува с 2016 по 2019 гг. нашими
респондентами былипредставителитворческой интеллигенции и спорта. Научной
базой также послужили этнографические, лингвистические, музыковедческие
исследования, представляющиесобой описания ритуалов и обрядов с ритмо-
движенческими элементами танцевальных движений из культовой практики,
лексические единицы, имеющие в тувинском языке значение «танец», «пляска».
Степень разработанности проблемы
Исследование опирается на научные разработки отечественных и
зарубежных авторов, занимающихся вопросами культурологии, философии,
социологии, этнографии, антропологии, истории, лингвистики и др.
Вопросы истории танца (нем. tanz ‘искусство создания художественного
образа движением тела танцовщика’) связаны с именами Ж.Ж. Новерра 1 ,
К. Блазиса 2 . Данной проблеме также посвящены исследования теоретиков по
истории танца С.С. Вашкевича3, Р.В. Захарова4, М.М. Фокина5, Ю.А. Бахрушина6,
В.В. Ванслова 7 , В.С. Костровицкой 8 , Ф.В. Лопухова 9 , Б.В. Асафьева 10
,
Н.И. Эльяш11, Л.Д. Блок12, М. Бежара13, Б.Ф. Нижинской14, М.Л. Лавровского15,
А.Я. Левинсона16, В.М. Красовской17, С.Н. Худекова18 и др.
Специфика понятия «танец» теоретически обоснована в работах
А.С. Фомина 19
, Ю.А. Кондратенко 20
, Л.Т. Дьяконовой 21
. Работа
Новерр, Ж.Ж. Письма о танце / перевод А.А. Гвоздевой, примечания и статья И.И. Солертинского, Ленинград:
Academia, 1927. 316 с.
2
Блазис, К. Искусство танца // Классика хореографии. Ленинград: «Искусство»,1937. 137 с.
3
Вашкевич, С.С. История хореографии всех времён и народов. Москва: Изд. И. Кнебель,1908. 85 с.
4
Захаров, Р.В. Искусство балетмейстера. Москва: Искусство, 1954. 430 с.
5
Фокин, М.М. Против течения. Москва, Ленинград: Искусство, 1962. 639 с.
6
Бахрушин, Ю.А. История русского балета. Москва: Сов. Россия, 1965. 248 с.
7
Ванслов, В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. Москва: Искусств», 1968. 224 с.; Ванслов, В.В.
Эстетика, искусство, искусствоведение: Вопросы теории истории. Москва: Изобразительное искусство, 1983. 440
с.
8
Костровицкая, В.С. Русский балетный театр начала 20-го века. Ленинград: Искусство, 1971.
9
Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности. Москва: Искусство, 1972. 215 с.
10
Асафьев, Б.В. О балете: статьи, рецензии, воспоминания. Москва: Музыка, 1974. 235 с.
11
Эльяш, Н.И. Балет народов СССР. Москва: Знание, 1977. 168 с.
12
Блок, Л.Д. Классический танец: история и современность. Москва: Искусство, 1987. 556 с.
13
Бежар, М. Мгновения в жизни другого. Москва: АО Русская творческая палата (при содействии журнала
«Балет»), 1998. 296 с.
14
Нижинская, Б.Ф. Ранние воспоминания: в 2 ч. Москва: Артист режиссёр театр. 1999. Ч. 2. 319 с.; Она же. Ранние
воспоминания: в 2 ч. Москва: Артист режиссёр театр,1999. Ч. 1. 350 с.
15
Лавровский, М.Л. От первого лица. Москва: Наталис, 2006. 172 с.
16
Левинсон, А.Я. Старый и новый балет. Мастера балета. Санкт-Петербург: Издательство Лань; Издательство
Планета Музыка, 2008. 560 с.
17
Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. От истоков до середины XVIII века.
Санкт-Петербург: Изд-во Лань; Изд-во Планета Музыка, 2008. 608 с.
18
Худеков, С.Н. Всеобщая история танца. Москва: Эксмо, 2009. 608с.
19
Фомин, А.С. Понятие «танец» и его структура // Народный танец: Проблемы изучения: сб. науч. тр. Санкт-
Петербург: ВНИИИ,1991 (1993). С. 60-74;Он же. Танец в системе воспитания и образования. Т. 1: Природа, теория
и функция танцев: учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. Полиграфкомбинат, 2005. 624 с.
20
Кондратенко, Ю.А. Система художественного языка танца: специфика, структура и функционирование:
автореферат диссертация доктора искусствоведения. Саранск, 2010. 36 с.
21
Дьяконова, Л.Т. Архаичный танец: к постановке проблемы // Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011.
№ 6. Ч. I. C. 74-76
А.А. Меланьина 22 , актуальность которой неоспорима в свете отсутствия в
отечественной хореологии (гр. choreia ‘танец, хоровод’, logos ‘учение о танцах’)
методологии комплексного анализа хореографического текста, посвящена
проблеме генезиса пластического материала в хореографии (гр. choreia ‘танец,
хоровод’, grapho ‘пишу, искусство танца’).
Новым подходом в решении проблем народного танца стала этническая
хореография (этнохореология). Методологические и методические основы этого
направления были заложены в первой половине ХХ века выдающимся ученым и
исследователем танцевальной и театральной культуры армянского и других народов
С.С. Лисициан. Ею сделан значительный вклад в теорию и практику изучения
народной хореографии. С.С. Лисициан ввела понятие «двигательный фонд народа» и
впервые использовала его в своем фундаментальном труде23.
Осмысление танцевальной культуры и роль танцев в традиционной культуре
получили отражение в трудах К.Я. Голейзовского 24
, в которых показаны
материалистические основы русского плясового искусства; в работе молдавского
дансолога (фр. danse ‘танец’, logos ‘учение о танцах’)
Э.А. Королёвой 25
рассмотрены вопросы древнейших форм танца;
В.Н Всеволодский-Гернгросс 26 связывает происхождение народного танца с
примитивным способом производства; В.В. Ромм 27
рассмотрел наиболее
сохранившиеся изображения человечков эпохи палеолита как специфическую
систему передачи информации.
Зарубежная хореология отмечается в работе антрополога
Д. Кеалиинохомоку28. Тема «этнохореография» в этнической общности освещена
Меланьин, А.А. Методы анализа танцевального движения: диссертация кандидата искусствоведения. Москва,
2010. 234 с.
23
Лисициан, С.С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа: в 4 т. Ереван: Издательство АН АрмССР,
1972 . 206 с.
24
Голейзовский, К. Я. Образы русской народной хореографии. Москва: Искусство, 1964. 368 с.
25
Королёва, Э.А. Ранние формы танца. Кишинёв: Штиинца, 1977. 215 с.
26
Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Крестьянский танец // Народный танец. Проблемы изучения. Санкт-Петербург:
СПб: Всерос. научно-иссл. ин-т., 1991. С. 152
27
Ромм, В.В. Палеохореография Некоторые аспекты репрезентации древнейших изображений человека //
Байкальские встречи – 3: Культура народов Сибири. Т. 2.Улан-Удэ,2001; Он же. Танец как фактор эволюции
человеческой культуры: диссертация доктора культурологи. Барнаул, 2006. 403 с.
28
Kealiinohomoku J. An Anthropologist Looks at Ballet as a Form of Ethnic Dance [1969] // Journal for the
Anthropological Study of Human Movement. 1980. Vol. 1. № 2. P. 83-97.
в работе М.Я. Жорницкой 29 , основателя нового направления в отечественной
этнологии – сравнительной этнохореографии, а также в трудах В.Е. Баглай 30 ,
О.Б. Буксиковой31и др.
Для данной работы существенную роль сыграли труды, посвящённые
исследованию национальной хореографии: Р.Х. Уразгильдеева 32 , В.З. Савина 33 ,
Г.Х. Тагирова 34 , Т.Б. Бадмаевой 35 , А.И. Шинжиной 36 , П.Т. Надбитова 37 ,
А.Р. Султангареевой 38
, Р. Самжида 39
, З.А. Молдобакирова 40
. Работа
Л.И. Нагаевой 41 посвящена обрядовым танцам Башкирии, которые были тесно
связаны с доисламскими верованиями: тотемизмом, анимистическими
представлениями, шаманизмом, повлиявшими на хореографическую культуру.
А.М. Умаханова42, крупнейший исследователь народной хореографии Дагестана,
занималась изучением искусства танца народов Кавказа. Исследованию
танцевального искусства коренных народов Севера посвящены работы
А.К. Нефёдкина 43
, В.Н. Нилова 44
, С.Л. Чернышовой 45
. Крупнейший
Жорницкая, М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-востока Сибири. Москва:
Наука, 1983. 152 с.
30
Баглай, В.Е. Этническая хореография народов мира. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 405 с.
31
Буксикова, О.Б. Танец в истории культуры народов Сибири: автореферат диссертации доктора искусствоведения:
24.00.01. Санкт-Петербург, 2009. 46 с.; Она же. Традиционные игры и танцы в хореографическом искусстве
народов Восточной Сибири: семантика и интерпретация: монография. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 186 с.
32
Уразгильдеев, Р.Х. Киргизский балет: Странницы истории киргизской хореографии. Фрунзе: Кыргызстан, 1983.
168 с.
33
Савин, В.З. Традиционная танцевальная культура шорцев (проблемы самобытности, воссоздания, сценического
применения): диссертация кандидата искусствоведения. Москва, 1983. 174 с.
34
Тагиров, Г.Х. Татарские танцы. Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. 256 с.
35
Бадмаева, Т.Б. Танцевальный фольклор калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во,1982. 99 с.; Она же. Калмыцкие
танцы и их терминология. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1992. 96 с.
36
Шинжина, А.И. Основы алтайского танца. Горно-Алтайск. ГУ книжное издательство «Юч-Сюмер Белуха»
Республика Алтай, 2004. 164 с.; Она же. Опыт создания национального алтайского танца, посвящённого культу
огня, как пример практической реализации научно-исследовательской работы по изучению религиозного
мировоззрения в этнографии алтайцев // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2009. №5 (17). С. 84-
87; Она же. Алтайское героическое сказание и камлание шамана как источник изучения традиционной алтайской
хореографии // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Санкт-Петербург, 2007. № 1 (17). С. 55-66.
37
Надбитов, П.Т. Жизнь в вихре танца. Элиста: АПП «Ждангар», 2005. 296 с.
38
Султангареева, А.Р. Танцевальный фольклор башкир. Уфа: Гилем, Башк. Энцикл., 2013. 128 с.
39
Самжид, Р. Хүн байгалийн шүтелцээ бай монгол бүжгийн гарал үүсэл, хөгжлийн ухаанд (Об истоках
происхождения монгольского танца и его взаимосвязь с природой) // Танец как историко-культурное наследие
монголоязычных народов: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-
летнему юбилею и 57-летию творческой деятельности П.Т. Надбитова / отв. ред. Н.Г. Очирова. Элиста: КИГИ
РАН. 2014. 262 с., С 68-77.
40
Молдобакиров, З.А. Кыргыс бийлеринин тарыхы. (История кыргызского танца). Бишкек: «Maxprint», 2018. 164 с.
41
Нагаева, Л.И. Башкирские народные праздники: обряды и обычаи. Уфа: Китап, 1999. 157 с.
42
Умаханова, А.М. Хореографическое искусство народов Дагестана: Генезис, традиции, формы выразительности /
Отв. ред. К.И. Абуков. Махачкала, 2004.
43
Нефёдкин, А.К. Военное дело чукчей (середина XVII – начало XX в.). Санкт-Петербург: Петербургское
востоковедение, 2003.352 с.
исследователь танцевальной культуры народов Восточной Сибири
О.Б. Буксикова 46
отмечает необходимость системного культурологического
изучения исторических изменений различных форм танца.
Важнейшей опорой для данного исследования стали труды
Н.А. Стручковой 47
, которая исследовала движенческую пластику этноса,
называемую кинетической культурой (гр. kinetikos ‘относящийся к движению,
двигательный, объясняемый движением’) и А.Г. Лукиной 48 , исследовавшей
генезис образного языка традиционных танцев, отображающих мифологические и
религиозные представлениянарода саха.
В изучении вопроса о формах хороводной композиции мы опирались на
работу К.Я. Голейзовского49, посвященную хороводно-игровой традиции танца. В
работе А.В. Рудневой50 рассматриваются хороводы преимущественно плясового
характера с элементами сценического действия – игрового начала. В
исследовании И.У. Самбу 51
показано широкое распространение в традиции
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!