Символика инкультурации в американском хоррор-кинематографе

Карабанова, Валентина Анатольевна

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Стратегии инкультурации в американском хόррор-
кинематографе………………………………………………………………. 16
§1. Инкультурация как тренд американского хόррор-
кинематографа……………………………………………….. 17
§2. Героизация Антигероя как технология негативной
инкультурации американского кино хόррора……………… 40
§3. Негативная инкультурация в символической
конкуренции массы и элиты…………………………………. 55
Глава 2. Символическая интерпретация модели негативной
инкультурации в американском хόррор-кинематографе…………… 80
§1. Хронотоп дороги/пути в хόррор-культуре…………….. 81
§2. Образы реки и крови в кинематографической хόррор-
мифологии………………………………………..…………… 96
§3. Хόррор-маска в символике постмодернистского
карнавала………………………………………………………. 114
§4. «Кукольная» модель антропологического кризиса в
кино хόрроре………………………………………………….. 148
Заключение…………………………………………………………………. 175
Список литературы………………………………………..……………… 178

Актуальность темы.
Интерес к вестернизированным культурам на постсоветском пространстве
обусловил расцвет потребления неведомой ранее продукции западной массовой
культуры. Однако широкая экспансия американской художественной кинопродукции
несет кроме очевидного пропагандистского, еще и мощный просветительский,
мировоззренческий и собственно культуротворческий эффект. Кроме ярких товарных
упаковок, броских рекламных слоганов и неведомых ранее медийных форматов
неискушенный отечественный потребитель, наконец-то, увидел и изнанку западного
образа жизни, его загадочную, «темную» сторону, наиболее рельефно представленную
более чем столетней историей хόррор-кинематографа, возникшего одновременно с
появлением этой технологии и жанра искусства.
Последние три десятилетия развития российского общества наглядно
продемонстрировали низкий уровень рефлексии над американскими культурными и
технологическими заимствованиями. Однако кроме коммерческого эффекта и
развлекательной цели американский хόррор-кинематограф имеет четкую обозначенную
целевую аудиторию – это, как правило, подростки и молодежь. Именно их
эмоциональная лабильность и перфекционизм выступают питательной средой
культивирования внутренних конфликтов, которые повсеместно воспроизводятся в
социальной и культурной среде. Появление на духовном рынке постсоветских обществ
американской кинопродукции хόррор-жанра стало именно тем ценностным событием,
которое, обращаясь «к глубинным, вытесняемым желаниям, понятным психоанализу» 1,
попыталось сублимировать, социализировать и инкультурировать первобытный страх,
возникший в результате усугубляющегося культурного кризиса. Поэтому, на фоне не
менее трагичных реальных жизненных драм, хόррор-кинематограф, наряду с
американским фастфудом и обменными пунктами, превратился в неотъемлемый
Тюдор Э. Специфические удовольствия от популярного жанра [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Specificheskie-udovol-stviya-ot-populyarnogo-
zhanra. (дата обращения 03.01.2016 г.).
элемент и форпост рыночной стихии. Сопутствующий этим событиям
интеллектуальный вакуум, отечественная интеллигенция попыталась было
компенсировать эйфорией от освоения неведомых ранее пластов философской,
культурологической, политологической и социопсихологической мысли, а также
выдающихся примеров эссеистической постмодернистской литературы.
Постепенное размывание базовых ценностей на фоне публичной поддержки
«общечеловеческих» как глобалистических трендов, поставило под угрозу
национальную идентичность и государственный суверенитет, которые в условиях
современного мира являются не менее ценным капиталом, нежели сырьевые ресурсы и
военная мощь. Российский обыватель, однажды допустив в свою повседневность
ценности иной культурной традиции, оказался заложником потребительского комфорта,
который, особенно в периоды последних мировых кризисов, явственно обнажил
экзистенциальную пустоту механически заимствованных политических и
социокультурных матриц. Именно ее эмоциональное переживание превратило ужас в
«полномочного представителя» сущности человека в нестабильном социальном
пространстве. В то время как традиционные общества относятся к страху и ужасу как к
естественным проявлениям природы человека, грамотно используя их
гносеологический, социально-консолидирующий и инициационный потенциал. Для
развитых потребительских пространств подобные эмоциональные состояния, наоборот,
являются фрустрирующим и поведенчески консервирующим фактором,
аккумулирующим агрессию и генерирующим деструктивные настроения.
Несмотря на то, что зарубежная культурология может похвастаться целой
традицией анализа американского хόррор-кинематографа. Следует отметить, что
отечественные социально-философские, культурологические и искусствоведческие
исследования этого жанра являются крайне немногочисленными. В то время как
количество вышедших на экраны фильмов ужасов различных жанров возрастает в
геометрической прогрессии каждые десять лет, потенциал внутренней агрессии
американского хόррор-кинематографа оказывается настолько большим, что он
постепенно вытесняет и уничтожает традиционные жанровые рамки, втягивая в свою
орбиту практически все виды киноискусства, от мелодрамы до анимационных фильмов.
Более того, хόррор-сюжетика подчиняет себе не только «высокую» и «массовую»
культуры, но практически все доступное медиа-пространство, включая новостные,
научно-популярные передачи, компьютерные игры и социальные сети. На этом фоне
отсутствие должного уровня профессиональной культурологической рефлексии по
поводу инкультурационной направленности и общего потенциала хόррор-жанра не
способствует пониманию основных тенденций трансформации массовой культуры и
провоцирует отставание отечественной культурологической науки в оценке общества
потребления, что составляет предмет данного исследования.
Степень разработанности исследования.
Исследование символики американского хόррор-кинематографа является новым
направлением в отечественной философской, культурологической и искусствоведческой
мысли. Только в последние несколько десятилетий начинают появляться работы,
которые с различных сторон пытаются проанализировать этот социокультурный
феномен. В тоже время зарубежная традиция изучения хόррора является весьма
развитой. Среди наиболее цитируемых зарубежных авторов 1, изучающих
мифосимволические смыслы американского хόррор-кинематографа, следует назвать Н.
Кэрролла, К. Фриланд Ст. Шнайдера, Ф. Трюффо, Дж. Мэрриотта, Д. Дж. Скала и др.
Более всего в этом смысле повезло текстам С. Жижека «То, что вы всегда хотели знать о
Лакане, но боялись спросить у Хичкока» (2003), «Киногид извращенца. Кино.
Философия. Идеология» (2014), которые были с интересом восприняты российской
научной и культурной общественностью. Эти работы позволяют взглянуть на
американский хόррор-кинематограф не только как на неотъемлемый феномен общества
потребления, но как на полноценный культурный текст, носитель фундаментальных
инкультурационных стратегий.
Перечисленные исследования выступают продолжением начатой еще
представителями Франкфуртской школы и неомарксизма традиции критического
анализа разнообразных феноменов массовой культуры (Т.Адорно, А.Арендт, Г.Маркузе,
1
Кэрролл, Н. Философия хόррора (1990 г.); Фриланд, К. Голый и Нежить: зло и
апелляция к ужасу (1999 г.); Шнайдер, Ст. На пути к эстетике хόррор-кинематографа
(2003 г.); Трюффо, Ф. Кинематограф по Хичкоку (1996 г.); Мэрриотт, Дж. Фильмы
ужасов (1997 г.); Скала, Д.Дж. Книга ужаса. История хόррора в кино (2009 г.) и др.
М.Хоркхаймер, Э.Фромм, Ю.Хабермас, Э.Морен, Э.Блох, Л.Альтюссер, А.Мальро,
К.Касториадис, Ж.Кальвез, А.Лефевр, П.Навиль). Именно здесь продолжается практика
изучения искусства и кино как определенной идеологической формы инкультурации.
Особняком стоит Ф.Джеймисон, интерпретирующий кино как значимый феномен
массовой культуры, считающий кинематограф, в том числе и его хόррор-жанр,
непосредственным средством визуализации и идеологического управления
политическим бессознательным.
Впоследствии формируется англоамериканское направление «Cultural Studies» (Р.
Хогарт, Р.Уильямс и С.Холл), распространившее на кино-хόррор принципы
интерпретации любого культурного текста как особой формы социокультурной
практики. Непосредственно к исследованию киноужаса можно отнести статьи и книги,
характеризующие социокультурные, политические, феминистские аспекты изучения
хόррора (Б.Крид, Ст. Шавиро, Р.Вуд, Ч. Кетлей, А.Мартин, К.Эган, Е.Матис, Л.Уильямс,
М.Роулендс, Л.O’Тул, Э.Трэйси, Б.Грант, Дж.Розенбаум, Э.Росс, К.Кловер, В.Собчак,
Дж.Сконс).
С момента возникновения «важнейшего из всех искусств», его идеологический и
инкультурационный потенциал неоднократно становился предметом исследования как
зарубежных (А.Грамши, В.Беньямин, Ги Дебор, Л.Тоффлер, М.Маклюэн, С.Жижек,
К.Гирц и др.), так и отечественных специалистов различных гуманитарных наук
(С.Кара-Мурза, А.Федоров, Г.Почепцов, А.Бессмертный, С.Зеленский, Р.Гарифуллин,
Л.Гудков, А.Усманова, А.Тузиков, И.Кокарев, Е.Дегтярев, Е.Карцева, В.Крючкова,
М.Ямпольский и многих других). Они подчеркивали, что кино как форма досуговой
деятельности выполняет консолидирующую, мобилизующую, а значит, несомненно,
инкультурирующую функцию в обществе потребления.
Американская искусствоведческая традиция представлена работами1 Гр.Уокера,
Р.Скляра, Дж.Белтона, М.Янковича, Д.Стринати, Ц.Тодорова. Эти крайне
Уокер, Гр. American Horrors: Essays on the Modem American Horror Film (1987 г.);
Скляр, Р. Movie-Made America: A Cultural History of American Movies» (1994 г.); Белтон,
Дж. American Cinema / American Culture (2005 г.); Янкович, М. Horror, The Film Reader
(2002 г.), Стринати Д. An Introduction to Popular Culture, Тодоров Ц. The Fantastic: A
Structural Approach to a Literary Concept.
незначительные и малообъемные труды посвящены скорее созданию хронологии
американского хόррора с незначительными элементами искусствоведческого анализа, и
скорее являются публицистическими изданиями, нежели претендуют на серьезное
научное изучение данного жанра. Основная масса публикаций на эту тему за рубежом –
это описательные тексты либо интервью комментирующего или рецензирующего
характера, которые не предполагают ни идейного анализа жанра американского
хόррора, ни его образно-символической интерпретации, ни какой бы то ни было увязки
с социокультурным контекстом.
Что же касается непосредственного исследования в отечественной науке
американского хόррор-кинематографа, то его традиция крайне незначительна. Очень
долгое время она сводилась лишь к мировоззренческой критике идеологии западного
кинематографа, дискредитирующего гуманистические идеалы и деформирующего образ
жизни (Я.Маркулан, В.Крючкова, А.Титаренко, А.Артемов, Ю.Климов,
Л.Стржижовский, И.Михайлов, Т.Чередниченко, Н.Руднев, С.Гуськов, Г.Ашин,
Г.Комов, В.Меньшиков, В.Зорин, Г.Герасимов, В.Савчук, А.Кравчук, Ю.Краснопѐрова
и др.).
Современный этап развития гуманитарных исследований не столь внимателен к
социокультурным аспектам американского хόррор-кинематографа. Наиболее
интересными авторами в этом направлении являются Д.Комм, А.Павлов, В.Куренной,
которые в философском, историческом, культурологическом и искусствоведческом
ключе стремятся открыть для отечественного читателя неизвестную вселенную
культурных смыслов американского хόррора. Его историко-искусствоведческому
анализу посвящена диссертация О.Артемьевой, в которой рассматривается
релевантность эволюции эстетической модели американского хόррор-фильма. Таким
образом, в традициях отечественных исследователей просматривается два направления.
Первое связано с определением социокультурной ценности произведений
киноискусства как отражения высоких идеалов культуры. Второе, постсоветское
направление исследований, в большей степени выполняет информирующую и
констатирующую функции, что обусловлено его историко-описательным подходом, не
предполагающим социально-философских и культурологических обобщений. Кроме
того, акценты делаются либо на персонификации восприятия сюжета зрительской
аудиторией, либо на технических аспектах того или иного фильма и нарративных
правилах построения сюжета. В обоих случаях предмет исследования освещается
крайне неполно, а социальная и культурологическая проблематика зачастую
ограничивается оценкой коммерческого успеха или провала конкретного фильма.
Для реализации цели исследования представляется целесообразной опора на
целый ряд философских, культурологических, социологических, психологических,
психоаналитических и искусствоведческих методологий. Создание панорамы
исследований, посвященных определению роли социализации и инкультурации в
социокультурном пространстве, предполагает обращение к классическим и
современным исследованиям по данной проблематике (П.Сорокин, Э.Дюркгейм,
Т.Парсонс, Э.Эриксон). Появление термина «инкультурация» связывается с работами
М.Херсковица и дальнейшими западными и отечественными исследованиями в этом
направлении (К.Клакхон, Д.Мацумото, А.Кардинер, Р.Бенидикт, М.Мид, А.Г.Эфендеев).
Следует отметить, что негативная инкультурация, а тем более роль в ней американского
хόррор-кинематографа специально не рассматривается, потому сведения об этой
культурной стратегии существуют в научных и литературных источниках лишь
фрагментарно и косвенно.
Поскольку объектом непосредственного инкультурационного воздействия
американского хόррор-кинематографа являются как эмоции отдельного «типичного»
человека, так и общественные настроения в целом, то полностью оправданным и
закономерным является использование теоретических обобщений М.Клейн,
С.Файнберг, 3.Фрейда, А.Фрейда, А.Адлера, К.Г.Юнга, Г.Салливена, Х.К.Христозова,
Д.Айке, Ф.Римана К.Хорни, Ю.Щербатых, П.Гуревича, В.Антонова, В.Андрусенко,
М.Витковской, В.Бакшутова, А.Гагарина, И.Сапожниковой, А.Заворуевой. Также
продуктивным видится использование теорий С.Кьеркегора, Ж.Сартра, К.Ясперса,
Л.Свендсена, анализировавших различные аспекты философии страха. Непосредственно
к ним примыкает корпус исследований по танатологии, представленный работами
Ф.Арьеса, Л.-В.Томы, Г.Шора, Ж.Батая, В.Овчаренко, А.Демичева, С.Рязанцева,
А.Лаврина, Н.Трубникова, А.Амфитеатрова, М.Орлова и др.
С развитием психоаналитического учения З.Фрейда, которое на много
десятилетий определило стратегию развития кинематографа, связано и возникновение
целого ряда школ, от ортодоксальных до еретических (А.Адлер, В.Райх, О.Ранк,
Э.Фромм, Я.Морено, К.Хорни), посвятивших свои исследования неклассическим
интерпретациям бессознательной детерминации социокультурных процессов и
внутренней жизни индивида.
Целый ряд авторов продолжают юнгианскую традицию исследований культуры
(Э.Эриксон, Д.Левинсон, Э.Кублер-Росс, Ф.Викес, Р.Шафер, М.Элиаде, Дж. Болен,
Р.Джонсон, Дж.Кемпбелл, К.П.Эстес). В их работах развиваются базовые принципы
архетипического анализа различных аспектов индивидуального и социокультурного
символизма, широко представленного американским хόррор-кинематографом.
Характерный для хόррор-сюжетов экстремальный соматический хόррор-дискурс
обуславливает привлечение комплекса исследований, предельно биологизирующих
воображение, которое, в первую очередь, детерминируется патологическими
состояниями человека (Т.Рибо, Э.Блейлер, З.Фрейд, О.Ранк, А.Адлер, Э.Джонс,
Х.Кохут). Поэтому в традиции американского хόррор-кинематографа постоянно
эксплуатируются эти мотивы, определяющие как сюжетную канву, так и совокупность
технических методов шокирующего воздействия на зрителя.
Следующий теоретический блок работы представлен корпусом идей,
разрабатываемых в рамках экзистенциального направления западной философии (Ж.-
П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти, М.Хайдеггер, Х.Ортега-и-Гассет, П.Тиллих,
Х.Ф.Моро, Г.Марсель, С.Кьеркегор, Р.Гароди), которому в контексте осмысления
индивидуальных и социальных трагедий ХХ века удалось актуализировать проблему
отчуждения социального бытия в фундаментальной дихотомии «Я»-«Другой». На этом
основании выросло целое “эмигрантское” поколение американских режиссеров и
сценаристов, включавших итоги философских и культурологических обобщений в ткань
американских хόррор-киноповествований.
Также особо ценными для понимания инкультурационной сущности
американского хόррор-кинематографа являются постструктуралистские и
постмодернистские исследования (М.Фуко, Ж.Лакан, К.Леви-Стросс, Р.Барт,
Ж.Бодрийяр, Ж.Лиотар, Э.Гидденс, Г.Дебор, Ж.Делез, С.Жижек, М.Кастельс, Н.Луман,
А.Негри, А.Бадью, Дж.Агамбен).
Несомненно, киноидеология американского хόррора органично впитала в себя
целый комплекс исследований сценариев и перспектив развития потребительского
общества, социологии и психологии массового поведения. Их изучению были
посвящены классические работы Х.Ортега-и-Гассета, Э.Канетти, Дж.Оруэлла,
С.Московичи, Г.Тарда, Г.Лебона, С.Сигеле, В.Вундта, В.Одайника, Д.Ольшанского,
Г.Почепцова, В.Семенова, М.Найдорфа, Л.Леви-Брюля, М.Мосса, Ф.Броделя,
А.Зиновьева, В.Руднева, Н.Маньковской и др.
Последовательное обращение американского кинохόррора к проблемам
негативной инкультурации как неизбежного следствия социокультурной коммуникации
элиты и массы, обывателей и бюрократии, технократии и гражданского общества,
обусловило интерес к работам целой группы исследователей (Г.Моска, В.Парето,
Г.Зиммель, М.Вебер, К.Манхейм, Т.Веблен, Т.Дай, В.Зомбарт, Э.Гидденс, М.Паренти,
Дж.Гэлбрейт, Дж.Миллс, Л.Мизес, Н.Виннер, Л.Мамфорд, М.Восленский).
Для реализация целей исследования необходим анализ фундаментальной для
сюжетики американского хόррор-кинематографа проблемы формирования,
последующей социализации и негативной инкультурации широкого пласта
индивидуальных девиаций. Поэтому автор привлекает целый ряд социально-
философских, политологических, социологических, социально-психологических и
юридических источников. Именно их культурологический анализ позволяет выявить
причины появления индивидуальных поведенческих девиаций, особенности их
массовой социализации и сценарии кинематографического воплощения девиантных
моделей социальной коммуникации в западном обществе потребления (Ч.Беккариа,
Э.Кречмер, Ч.Ломброзо, Э.Дюркгейм, Р.Барт, З.Фрейд, Э.Фромм, М.Фуко, Г.Тард,
Р.Мертон, А.Бандура, А.Гюттенбюль, Ю.Антонян, В.Кудрявцев, С.Ольков,
Я.Гилинский, М.Еникеев, В.Эминов).
Необходимость наиболее адекватной интерпретации мифосимволической
природы сознания в контексте конструирования кинематографических образов зла
обусловила привлечение идейного наследия Х.Керлота, М.Холла, Дж.Фолли,
Э.Кассирера, О.Шпенглера, М.Элиаде, Л.Леви-Брюля, Г.Лебона, К.Леви-Стросса,
М.Бахтина, Ю.Лотмана, Й.Хейзинги.
В то же время, даже для западной культурологии, других областей гуманитарной
науки и представителей киноискусства, американский хόррор-кинематограф продолжает
оставаться неотрефлексированным пространством смыслов, несмотря на то, что именно
западная, и в частности, американская культура, стояла у истоков этого жанра,
создавала и десятилетиями внедряла в иные культурные традиции, а также его
негативную инкультурационную мифологию. Поэтому автор приходит к выводу о
недостаточности культурологической рефлексии над мифосимволическими смыслами
американского хόррор-кинематографа. Таким образом, создание комплекса
теоретических источников позволяет раскрыть современное состояние исследуемого
предмета и обозначить основные направления реализации диссертационного
исследования.
Объектом исследования является американский хόррор-кинематограф как особая
художественная традиция инкультурации.
Предметом исследования выступает совокупность символических смыслов
негативной инкультурации, транслируемой американским хόррор-кинематографом.
Цель настоящего исследования состоит в изучении особенностей формирования и
функционирования символики негативной инкультурации как смыслового ядра
американского хόррор-кинематографа.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
– проанализировать особенности инкультурации, ее позитивной и негативной

Небывалое развитие американской хόррор-культуры в XX веке позволяет
определить ключевые тренды развития западной цивилизации, а также характер и
степень ее влияния на человечество в целом. При этом, весьма показательно, что сам
Великий и «ужасный» кинематограф когда-то начал свое формирование с робких и
осторожных попыток определить, что же такого таинственного и непонятного способно
принести каждому зрителю и всему человечеству событие, названное братьями Люмьер
«Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота». Позднее, появление различных подвидов
этого популярнейшего жанра доказало его генетическое родство с массовой культурой,
в которой находят отражение наиболее простые типы отношений человека с
окружающим миром. Бесконечно воспроизводимые в американских хόррор-фильмах,
они являются ярчайшей и наиболее доходчивой иллюстрацией инструменталистского,
технологического поворота к чувственно-эмоциональной природе человека, потенциал
которой способен надежно заглушить голос разума.
Знаком окончательной победы чувств над рациональностью в XX веке выступил
слэшер – жанр, основанный на шокирующем препарировании образов природы,
человека и общества. Его дискурс […] предполагает совершенно ненадежный мир. В
этом смысле он популярен и приятен, поскольку его базовые коды соотносятся с нашим
конкретным опытом пережитого страха, риска и нестабильности современного
общества»1.
Кровавые бойни на многие десятилетия становятся одним из основным сюжетов
хόррор-фильмов и во многом являются причиной постепенного упадка зрительского
интереса к ним. Однако 60-90-е годы прошлого века этот жанр ненадолго посещает
рефлексия по поводу причин и следствий тех деструктивных эмоциональных состояний,
над которыми иронизировал обыватель. Именно в этот период американский хόррор-
кинематограф ненадолго превращается в серьезное и вдумчивое искусство,
Тюдор Э. Специфические удовольствия от популярного жанра [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Specificheskie-udovol-stviya-ot-populyarnogo-
zhanra. (дата обращения 03.01.2016 г.).
конкурирующее с готовящейся отправиться на покой классикой. Казалось, что смысл
наконец-то смог проторить себе путь и сквозь эти «багровые реки». Однако начало
нового тысячелетия, как это ни странно, возвращает жестокий и кровавый слэшер в
пространство массовой культуры. Уже цифровое кино, с немыслимыми ранее
технологическими возможностями и оптико-порнографическим вуайеризмом, пытается
убедить обывателя, что его основная задача – всегда находиться между жизнью и
смертью – на самом гребне ужасающей эмоции. Д.Е.Комм справедливо замечает, что
присутствие «определенной совокупности художественных приемов, которую можно
назвать технологией страха, нацеленной на выполнение контракта со зрителем. Именно
наличие технологии страха, а вовсе не присутствие на экране некого «предмета страха»
(вампира, призрака, инопланетного чудовища), в конечном счете, обеспечивает
жанровую идентификацию произведения как фильм ужасов. Иными словами, фильм
ужасов – это не то, что показывается, а то как показывается»1.
Как и два тысячелетия тому назад, на заре европейской цивилизации, настойчиво
требующий от власти «хлеба и зрелищ», рядовой член демократического «общества
потребления» добился превращения переживания смерти и страданий в высшую точку
своего личностного развития. Культура экранного ужаса стала действенной
манипулятивной технологией и, в бесконечно продолжающемся шоу, приравняла
вожделенные зрелища к единственно возможному настоящему «хлебу». К тому же,
подобный медийный «шабаш» постоянно сдабривается адреналином, изобилие которого
просто не предполагает ни присутствия сознания, ни настоящих чувств.
Однако ушедший ХХ век все же оставил после себя примеры вдумчивого анализа
драматических и пограничных состояний человека и культуры. Можно сказать, что
именно американский хόррор-кинематограф был одним из немногих видов
современного искусства, в котором продуктивно начало осваиваться теоретическое
наследие западных антропологических, этнографических, психолого-социологических,
философско-культурологических школ. Более того, в отличие от большинства других
Комм, Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов / Дмитрий
Комм. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – С.9.
видов духовной деятельности, он попытался представить его в наглядной, образной
форме, доступной для восприятия миллиардов обычных людей.
Таким образом, мы установили не только непреходящую актуальность и
необычайную гибкость гуманитарного знания, но и онтологическую,
культуротворческую миссию американского хόррор-кинематографа как пространства
реинкарнации и сохранения базальных, архаичных смыслов существования человека и
цивилизации. Бросая ретроспективный взгляд более чем на столетнюю историю хόррор-
кинематографа в Голливуде, нельзя не отметить, что ему удалось внедрить в
пространство современной массовой культуры насущную необходимость повседневной
рефлексии над страхом как одним из фундаментальных экзистенциальных переживаний
человека.
Вполне возможно, что выработанная во многом под влиянием американского
кинохόррора негативная инкультурация направлена на обучение обывателя-зрителя
переживанию и продумыванию такого интимного чувства как собственный и
коллективный страх. Хόррор подхватывает бессознательное стремление человека
удовлетворять «свою ностальгию чудесам, творимыми колдунами и шарлатанами, (при
этом – В.К.) он отвергал материальный мир и отказывался признавать его реальность»1.
Ведь в проблематике хόррор-историй как в гранях бриллианта отражается вся
неосвоенная человечеством боязнь «темных» сторон своей натуры. Пещерные времена и
мрачное Средневековье, охоты на ведьм любых эпох, костры инквизиции и победная
поступь науки, борьба с иноверцами и искоренение собственных грешников,
колониальные захваты и пиратство, миссионерское рвение и кошмар этнических чисток,
ужас мировых войн и муки астрофобии – все эти темы не раз становились предметом
научного и художественного осмысления. Но в дисциплинарном пространстве
современной культуры оказалось, что американский хόррор-кинематограф помимо
своей досуговой функции выполняет и первостепенное инкультурационное значение.
Однако только в том случае, если ему удается побудить человека посмотреть в глаза
своему страху, и в мощном эмоциональном порыве сделать реальные шаги к его
осознанию, а значит и навстречу самому себе.
1
Viatte A. Les sources occultes du romantisme. – Paris, 1928. P. 27.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Символика инкультурации в американском хоррор-кинематографе»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»