Социально-философские основания системы ценностей военнослужащих
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЦЕННОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН…………18
1.1. Проблема ценности в философской рефлексии………………………………..21 1.2. Содержание и структура ценностных отношений……………………………..51
ГЛАВА II. ВОЙНА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ………………………………………………………………………………..70 2.1.Социально-исторические причины и формы войны в философском и художественно-литературном дискурсе……………………………………………..72 2.2. Армия как активный субъект социума…………………………………………102
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННСТНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ……………………………………………………………124 3.1. Военнослужащий как носитель общечеловеческих и предметно- профессиональных ценностей………………………………………………………127 3.2. Детерминация ценностных выборов курсанта и аксиологические основания командной деятельности…………………………………………………………….149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….163 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………172 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..186
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется
степень её разработанности, определяются цели и задачи исследования,
методологические установки, сформулирована научная новизна, представлены
положения, выносимые на защиту, раскрыто теоретическое и практическое
значение полученных результатов.
Первая глава «Ценность как социокультурный феномен» посвящена
анализупонятияценность,еговозникновению,становлениюи
функционированию как элемента мировоззрения, анализу содержания и
структуры ценности.
В первом параграфе «Проблема ценности в философской рефлексии»
анализируется ценностное отношение человека к действительности и процесс
становления дефиниции ценности в системе философской рефлексии. Автор
исходит из положения о том, что все действия человека и самый способ его
бытия оказываются ценностно-ориентированными, поскольку человеческое
бытие осуществляется в единстве социальной деятельности и культуры.
В философской теории понятие ценности выводится из кантовских
положений о должном, отличном от сущего, что позволило Г. Лотце осмыслить
естественную и общественную историю человечества как микрокосм,
представляющий собой триединство: мир истины, действительный мир и мир
ценностей. Но ни Г. Лотце, ни неокантианцы не выработали дефиниции
ценности, соотнося ценность с телеологическими, гносеологическими,
прагматическими, морально-нравственными, эстетическими и иными
оценочными взглядами. Постепенно утвердился взгляд на акиологические
проблемы как на явления, имеющие универсальную природу, что отмечают
многие современные исследователи: В.И. Плотников, Г.П. Выжлецов,
Л.В. Баева, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган и др.
Ценностное отношение к миру в системе мировоззрения формируется на
раннем этапе истории человека, отражаясь в мифологии через систему оценок
действий людей и богов. На возникновение «первичных биологических
ценностей» (Л.В. Баева), развитие культуры этносов (И.Г. Гердер) оказывают
влияние формы деятельности людей, ценности осёдлых и кочевых племён
(Н. Трубецкой), а также природная среда. Изменчивость ценностного сознания
общества в зависимости от социальных состояний, форм государственности,
способов хозяйствования отмечали П. Сорокин, Н.С. Булгаков, В.И. Плотников,
геополитики К. Хаусхофер, Н. Устрялов и др. Каждое социальное событие
порождает в обществе определённые ценностные смыслы. Так, кризис
афинской демократии поставил перед мыслителями этого времени вопросы о
содержательной стороне блага, добра, справедливости, мужества, порядка и т.п.
Человеческое бытие, расширяя и обогащая своё взаимодействие с миром,
усложняет систему отношений человека с действительностью, что
обусловливает смену оценок, норм, идеалов и ценностей. С возникновением
государственности вырабатываются правовые и политические аспекты
ценностного сознания, вобравшие в себя и ранние, морально-нравственные,
религиозные, утилитарные оценки, нормы и идеалы. Взаимодействие
ценностного сознания с социокультурными процессами демонстрирует
зависимость многообразия ценностей от места, роли, целей и интересов
определённых социальных слоёв.
Рассматриваяфилософскиеоснованиядефиницииценности,
диссертационное исследование исходит из того, что каждое явление
рассматривается на четырёх уровнях: реальный мир во всей его целостности,
понятийный мир, означивающий всё существующее, поиск понятийных
смыслов и, наконец, обнаружение связей, фундирующих выработку теории.
Каждый из названных уровней имеет сверхсложную структуру, поскольку
«ценности, которые теория призвана объяснять, не могут быть лишены
личностного начала», они, как считает В.И. Плотников, «образуют сферу
должного, а должное… не может быть описано, и не только потому, что ещё не
существует, но и потому, что открыто вечности и бесконечности». В этой связи
философская аксиологическая рефлексия вырабатывает несколько основных
систем теоретических взглядов на дефиницию ценности: онтологический,
логический и экзистенциалистский.
Онтологический подход берёт начало в античной философии, относящей
понятия, предшествующие категории ценности (благо, добро, справедливость,
любовь, добродетель, мудрость, счастье и т.д.), к единому Космосу.
В Новое и новейшее время онтологический взгляд на природу и
содержание ценностного сознания находит своё место в философии Канта,
полагавшего, что ценность поступка, основанного на чувстве долга, выше
волевого действия человека. И Кант, и Гегель часто объединяют в своих
размышлениях ценность и стоимость, хотя Кант отделяет рыночную ценность
от ценностей духовного характера, а Гегель рассматривает как особую сферу
труд – носитель целесообразности и значимости. К системе онтологических
взглядов на ценность примыкают размышления Г. Лотце, В. Виндельбандта,
Г. Риккерта, а позже Ф. Ницше, М. Шелера и др.
Логический подход восходит к философии Аристотеля и его анализу
поведения и деятельности человека в различных видах деятельности. Для него
добродетель становится ценностью, лишь когда она связана с рассудком,
мышлением, логическим распознанием, отличающим добро и благо от своих
противоположностей. В контексте такого подхода философская аксиология
прошла путь от выработки дефиниций общего плана, в системе которого
мышление и логическое отношение к миру принимаются в качестве высшей
ценности (Г. Риккерт, В. Виндельбандт) до современных воззрений,
полагающих, что ценность – это процесс и результат познания
(М. Мамардашвили, Л. Микешина) или – в более узком смысле – истина
(А. Ивин).
Экзистенциалистский подход ознаменовал собой стремление
философской мысли к поиску глубинных оснований бытия, его сущностной,
смысловой составляющей. В этой связи ценностные аспекты теории
приобретают деонтическую форму, составляя сферу должного. Человеческая
деятельность обретает «смысложизненные» характеристики, в наиболее яркой
форме осуществляющиеся в кризисных ситуациях, и становление человека
проходит мучительный путь осмысления ужаса перед временем.
Множественностьосмысленийпонятия«ценность»,
общемировоззренческое основание ценностного сознания, приводит к
необходимостивыработкидефиниции,осмыслениямеханизмаеё
формирования, а также сущности и структуры.
Во втором параграфе «Содержание и структура ценностных
отношений» анализируется структурно-содержательная сторона ценности.
Поиск единого основания ценностного отношения человека к миру
позволяет переосмыслить взгляды А.Дж. Тойнби на формы адаптации человека
в мире, заключающиеся в выработке и актуализации адекватного Ответа на
Вызов окружающей среды. Ответ, который вырабатывается живущим в
определённых условиях этносом, включает в себя всю систему человеческой
деятельности. При этом происходит оценивание встающих перед людьми
трудностей, а также полученных результатов. Далее следует формирование
целей, закреплённых в сознании привычных действий в осуществлении
жизнедеятельности. Эта сторона существования этноса связана с объективными
факторами, лежащими в основе последующего осмысления ценностного
отношения к миру. Оценки, будучи связанными с целями общества, образуют
нормы, выступающие как основные условия выживания.
Субъективная составляющая осмысления мира фокусируется в системе
обычаев, значимостей, также опирающихся на оценочные характеристики
окружающего мира. Так же, как взаимодействие оценочных аспектов с целями
жизнедеятельности составляют норму, взаимодействия этих же оценок и
преференций ложатся в основу идеалов, представлений о явлениях
действительности, лишённых недостатков. Ценность же оказывается в этой
логике единством нормы и идеала.
Предложенное определение ценности фиксирует её двойственный
характер, обусловленный одновременно и индивидуальным, и социальным
опытом. Фактором Вызова становится не только природная среда, но и социум,
содержащий в своей структуре множество производственных, экономических,
политических, социальных, идеологических, религиозных, морально-
нравственных отношений. В качестве Ответа формируются ценности как
основа жизнедеятельности социума.
Такимобразом,категорияценностисоставляетоднуиз
смыслосодержащих сторон мировоззрения, становится центральным фактором
всех форм деятельности, формируя духовную культуру общества, каждой
социальной группы и человека.
Ценность выступает как некая системная целостность, включающая в
себя различные способы и формы отношений человека к действительности,
имеющие объективный, субъективный или объект-субъектный характер. Это
сверхсложная, самоорганизующаяся, открытая система, в которой каждый её
элемент связан с другими многочисленными подвижными связями, наиболее
полно раскрывающимися в процессе их взаимодействия.
В качестве внутренней диалектики ценности в диссертационном
исследовании анализируются единства объективного и субъективного
(Г. Риккерт, Н. Гартман, М. Шелер, позже – И.Т. Фролов, М.А. Розов),
внешнего и внутреннего (античная философская классика), рационального и
эмоционального (А.А. Ивин, Л.А. Микешина, Ю. Тишнер), а также единство
рационального и иррационального, обозначенное И. Кантом и Г. Лотце,
вынесшими сущностную сторону ценностей за пределы реальных вещей, и
Н.О. Лосским, относившим ценностное к сфере Божественного.
Особое место в диалектике ценностей занимают ценности,
вырабатываемые различными социальными слоями в зависимости от характера
их деятельности, роли и места в социуме. Деятельность, осуществляемая
вооружёнными силами, напрямую зависит от государства, регламентирующего
всю систему социальных отношений. Характер, цели и задачи
профессиональной военной деятельности предполагают и наличие ценностных
оснований, определяющих жизнеспособность самого общества, а поэтому
обладают собственной спецификой.
Вторая глава «Война как исторический способ социального бытия»
посвящена анализу специфики ценностей, характерных для профессиональной
военной деятельности.
В первом параграфе «Социально-исторические причины и формы
войны в философском и художественно-литературном дискурсе»
проанализированы взгляды на ситуацию войны, характерные для различных
эпох и философских принципов. В античной Греции война выступает как
«естественное состояние народов» (Платон), которым имманентно присуще
взаимное неприятие друг друга. В XVII веке Т. Гоббс распространил это
представление о глубинной розни между людьми на всё общество, позже
И. Кант в философии, а В. Гюго в искусстве предполагали, что таковое
состояние – природная компонента межчеловеческих отношений, а посему
война является необходимостью. Столь же категорические взгляды
высказывались в конце XIX (О. фон Бисмарк) и в ХХ веке (Н. Бердяев,
А. Зиновьев).
Историки и философы называли разные причины войн, усматривая в них
наличие социальных антагонизмов (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), другие
считали войну тем событием, которое способствует прогрессу человечества
(К. фон Клаузевиц, А. Е. Снесарев). П. Сорокин утверждал, что война – это
регрессивное состояние мира и общества. В. Соловьев и Н. Бердяев писали о
том, что она нейтральна по отношению к добру и злу.
Таким образом, с какой стороны и в каком аспекте не рассматривалась бы
война, каждый раз мы так или иначе касаемся вопроса о том, какие ценности
лежат в основе действия всех её факторов, с каких позиций они выступают, что
является целью военных действий.
Наиболее полно история осмысления войны и её ценностных
характеристик представлена в литературных произведениях, начиная с
мифологических героев и войн, осмысленных древним сознанием. Обращение
диссертационного исследования к литературно-художественному дискурсу
обусловлено следующими обстоятельствами. Литературное произведение
позволяет выделить существенные стороны различных ситуаций военного
противостояния, поскольку художественная форма осмысления мира
имманентно содержит в себе оценки мира «с точки зрения значения для
человечества». В искусстве представлен уровень отражения мира,
схватывающий сущность целей, стоящих перед социумом, характеристику
действий и типических ситуаций эпохи, в которых, как считал Гегель,
«непосредственно через само внешнее и его индивидуальность мы в
неразделимом единстве с ним познаеём субстанциональное».
Первые представления о смысле и содержании войн, о характере и
ценностных качествах воинов отражены в мифологии. Древнее сознание
понимало войну как один из способов разрешения всяческих конфликтов, а
также и как способ удовлетворения различных притязаний. Особое место в
героическом эпосе народа, помимо собственных доблестей, проявленных в
боях героями, занимала тема защиты собственной земли от разного рода
посягательств. В античности война воспринималась как божественное явление.
Высокое предопределение воина являлось причиной гордости, когда он
одерживал победу. Изображение войны демонстрирует такую связь единичного
и всеобщего, которое в конкретных художественных образах сохраняет
ценностные ориентации, характерные для автора и его общего понимания
вопросов войны и мира. Постепенно оценка героических поступков персонажей
сменяется рефлексией над причинами и глубинной сущностью совершаемых
ими поступков.
В XIX веке наиболее глубокий анализ войны был дан Л.Н. Толстым в
прозе, написанной прямым участником событий («Севастопольские рассказы»)
и вполне зрелым философом, понимающим, какие составляющие могут
привести и к поражению, и к победе, и какова в этом процессе роль скромных
её участников. Вместе с этими реальными и вымышленными героями автором
осмысляются и ценностные качества лучших представителей российского
воинства.
ХХ век, чреватый мировыми и локальными войнами, выработал иные
представления о ценностных качествах военных. Литературные произведения о
Первой и Второй мировой войне позволяют сравнивать ценности, которые
лежали в основе человеческих действий. Первая мировая война с её
националистической и геополитической подоплёкой была представлена и
понята прогрессивными литераторами как бессмысленная авантюра правящих
кругов каждой из воюющих сторон. Именно в художественных произведениях
в системе ценностного отношения к войне звучит чувство ответственности за
общие судьбы мира. Уже не соревновательное стремление к победе, как это
было характерно для героев античности и эпических произведений, а
размышления о будущем оставшихся в живых поколений становятся
центральным лейтмотивом искусства.
Во Второй мировой войне в центре действий было столкновение двух
идеологий: разрушительной, фашистской, которую Э. Фромм называл
некрофилией (стремлением к смерти), и её противоположностью – биофилией
(устремлением к жизни). Эта идея по-разному отражена в советской и западной
литературе. Два наиболее типичных по своим взглядам автора, участники
военных действий К. Симонов и А. де Сент-Экзюпери, показывают не только
ситуации военного противостояния – они выявляют ценностную основу,
которая была движущей силой в противостоянии фашизму. Для Симонова
такое противостояние несёт в себе действенное желание уничтожить саму
причину войны. А. де Сент-Экзюпери говорит о том, что «человек становится
человеком своей родины, своего ремесла, своей духовной культуры, своей
религии», и это возможно только при посредстве такого действия, которое
«стоило бы самой смерти». Главной ценностью в военном противостоянии
становится для автора противостояние жизни и смерти как экзистенциальная
сторона бытия.
Литература обобщала, а часто и исследовала роль и причины войны в
социуме той или иной эпохи, она выявляла сущностные качества и войны как
социального явления, и образа воина. В большинстве своём это были качества,
жизненно важные для людей, которые в таковых событиях были задействованы
в силу своей профессиональной необходимости. Поэтому главными становятся
проблема жизни и смерти, смысл и бессмыслица военных действий, идеи
мужества и героизма, самопожертвования и другие экзистенциальные стороны
бытия.
Итак, рассмотрение ценностного осмысления действительности,
связанного с ситуацией войны, её причин и оснований, обращение к
литературно-художественному дискурсу в понимании и описании военных
действий и их оценке приводят к выявлению специфики армии как
необходимого элемента государственности и особенностей ценностей,
связанных с военной профессией.
Во втором параграфе «Армия как активный субъект социума»
выявлены и проанализированы ценности, характерные для профессиональных
военных.
В качестве субъекта военной деятельности армия в целом и каждый
военнослужащий должны обладать определёнными фиксированными
качествами личностного и общечеловеческого характера, лежащими в
основании единого образа действий. Проблемы личностного отношения
каждого участника реальных или потенциальных военных действий к социуму
в целом, государству, собственному долгу, их мировоззренческое начало –
другая сторона субъективного характера профессиональной военной
деятельности. Действия каждого военнослужащего должны быть насыщены
пониманием морально-нравственной стороны всех его поступков и действий,
профессиональными знаниями, позволяющими оперативно, точно, без
колебаний решать сложные тактические задачи. И в этом смысле слаженность
действий, техническая грамотность и моральные основы также лежат в
основании действий армии как совокупного субъекта государственности.
Профессиональная военная деятельность, осуществляемая как во
внутренней, так во внешнегосударственной сфере, представляет собой особое
социальное явление. Профессиональный военный – это человек, сделавший
основой своей жизни подготовку к возможному вступлению в боевые действия
и почти наверняка на каком-то этапе своей жизни участвующий в них. Это
является основанием ценностного сознания военного человека. Военная
деятельность связана с риском для жизни, вопрос о ценностях
профессионального военного этим не исчерпывается.
Давая присягу, военнослужащий берёт на себя особые обязательства, а
собственную жизнь делает гарантом выполнения этих обязательств. Армия, с
одной стороны, осуществляет в своей деятельности всю систему ценностей
социума и его государственности, с другой – она и сама формирует
определённый круг ценностей как материального, так и духовного характера.
Центральным звеном остаются ценности смысложизненного характера,
которые реализуются в осуществлении двух основных функций армии:
внешней и внутренней. Каждая из названных функций ложится в основу
определённых ценностей, которые, в свою очередь, фундируют нормы, методы,
способы деятельности по осуществлению защиты государственности. Внешняя
функция направлена на защиту государства от внегосударственной экспансии
любого рода, поэтому военнослужащий, с одной стороны, сталкивается с
осуществлением собственного существования на грани своих возможностей,
что приводит к новым результатам в выработке духовных ценностей. С другой
– он сам вырабатывает новые способы преодоления опасностей, которые также
входят в систему ценностных действий в кризисных ситуациях. В реализации
внешних функций армия обычно следует традициям военного дела и устоев
патриотизма. Однако в социуме может возникать и иная коллизия, которую
Ф. Ницше назвал «ресентиментом», когда разрушительные действия вызваны
протестными настроениями внутри государства.
Следовательно, профессиональный военный, тем более офицер, осмысляя
ценности жизни, должен искать и находить такие решения, которые бы
сохраняли в себе меру между необходимым насилием и сохранением жизни как
высшей ценности бытия. Само наличие такой проблемы ставит вопрос, во-
первых, о том, какие ценности профессиональных военных должны быть
выработаны и сформированы в процессе подготовки и обучения и, во-вторых,
как они должны соотноситься с общечеловеческими ценностями.
Рассмотрение специфики ценностей профессиональных военных
приводит к пониманию связи общечеловеческого и особенного в ценностном
сознании военнослужащих, что особенно важно для командного состава,
поскольку при выполнении приказов приходится жертвовать собственной
жизнью и жизнями подчинённых. Способность к такому пониманию
становится фундаментом личной ответственности офицера не только за
осуществление военной операции, но и за соблюдение правовых, политических,
а также и общечеловеческих норм, создающих единство сущности и
существования.
Главное место в ценностном мировоззрении занимают витальные
ценности: жизнь, физическое состояние человека, здоровье. Однако
профессиональный военный самим актом присяги делает эти стороны своей
жизни посвящёнными выполнению задач охраны и защиты государства и
гражданского населения в целом от любых форм посягательства на их
сохранность. В качестве главного препятствия действиям противника ставится
собственная жизнь, поскольку актор по собственному почину принимает
ответственность за правопорядок, обеспечение нормального функционирования
общества в целом.
Другим блоком ценностного сознания можно считать систему духовных
ценностей этического, эстетического, религиозного, художественного
характера. К этому же блоку примыкают и гносеологические характеристики.
Все эти феномены составляют глубинную сущность культуры социума,
находящегося под защитой военного сословия, по самому характеру своей
деятельности обязанного их охранять. Кроме того, богатство знаний человека,
состоящего на защите и охране социокультурных ценностей общества, является
гарантом бережного отношения к непреходящим ценностям любой культуры. К
примеру, спасение ценностей мировой культуры от разграбления их фашизмом
сохранило мировой культуре множество её достижений.
Третьим блоком ценностного сознания можно назвать некие ценности
индивидуально-личностного характера. Их наличие и состав рассматривались
еще античными философами, трактовавшими их как добродетель, мужество,
справедливость, честь и т.п. Специфика функционирования ценностей этого
рода связана с тем, что для профессионального военного она не может быть
случайной, сложившейся стихийно в процессе обыденной деятельности. Вся
система ценностей такого рода должна быть осмыслена, составлять основу
менталитета человека, который принял на себя обязанность сохранять то, что
древние относили к системе добра, то, что вверено ответственности и защите
военного сословия.
Мировоззрение и его аксиологические установки каждый человек
формирует в течение всей своей сознательной жизни. Профессиональная
подготовка любого специалиста, в том числе военнослужащего, реализуется в
учебных заведениях, имеющих соответствующие учебные программы. Именно
через их сознательное освоение возможно постижение не только специальных
профессиональных знаний и формирование необходимых компетенций, но и
уяснение смыслов, ценностных ориентиров, понимания того, что такое долг,
ответственность, отвага, дисциплина и другие аспекты жизни и службы
военного человека.
Третья глава «Формирование ценностных оснований личности
военнослужащего» рассматривает философские аспекты воспитания
ценностей, которые должны быть имманентно присущи кадровым
военнослужащим, а также определяет поиск путей и методов их формирования
и выработку военного мировоззрения.
Впервомпараграфе«Военнослужащийкакноситель
общечеловеческих и предметно-профессиональных ценностей» выявляется
сходство и различие ценностных установок в зависимости от формы военного
противостояния в историческом процессе.
В исследовании отмечается, что кризисные ситуации современности
сменили свою природу, но мера и степень их опасности для каждого общества
возрастает, тем более что формы ведения войн стали иными: они не всегда
представляют собой прямое противостояние армий. Современные войны могут
быть психологическими, гибридными, колониальными, революционными,
коалиционными, миротворческими, террористическими, информационными,
они могут быть представлены в форме гуманитарных интервенций, мятежей и
бунтов, военных переворотов и др. В этих условиях подготовка военных
профессионалов требует выработки особых знаний, умений и навыков и,
соответственно, формирования ценностного сознания.
В настоящее время процесс воспитания профессиональных военных, с
одной стороны, имеет некое общее содержание и общую направленность,
затрагивая традиции, обычаи, нормы, идеалы и ценности, которые сложились и
развивались исторически. С другой стороны, специфика военной деятельности
требует выработки особенных свойств и качеств, присущих представителям той
части населения, которая участвует в защите и обороне всего общества в целом,
сохранении и укреплении государственных интересов, противостоянии любым
деструктивным действиям как внешнего, так и внутреннего характера.
Одновременно отмечается, что общее и профессиональное воспитание
может и должно иметь некие сходные стороны. Однако профессиональная
военная деятельность обладает своей спецификой, поскольку она связана не
только с сохранением и выживанием государства, но и с вопросами жизни и
смерти каждого субъекта.
Современность изменила понимание причин войны, характер военного
противостояния, формы, масштабы и цели ведения войн. С развитием военной
науки и техники претерпели изменения и способы ведения военных действий.
Гораздо реже осуществляются крупномасштабные операции, чреватые
людскими потерями, огромными экономическими затратами. Для достижения
политическихцелейстановятсянаиболееактуальнымисредства
экономического давления, информационные, психологические войны, при
которых вместо открытого военного противостояния используется
целенаправленное воздействие при посредстве информации (устной, печатной,
видео-аудио) на сознание и эмоционально-волевую сферу людей. Не всегда
есть необходимость в защите границ от силового вторжения врага.
Современные военные действия могут не быть фронтальными, не иметь чёткой
линии фронта, но, являясь при этом наиболее жестокими по содержанию и
последствиям, влекут ещё большую угрозу, поскольку организация
безопасности граждан в условиях незнания истинного врага и отсутствия
прямой конфронтации с ним становится крайне сложным делом. Всё это
вырабатывает иные ценностные ориентации в обществе и в особенности у
профессиональных военных.
Воспитание будущего военного профессионала должно включать в себя
три обязательных аспекта: физическое воспитание, необходимое в процессе
выполнения тактических задач любого уровня сложности; специальное военное
образование, включающее в себя новейшие знания как военного, так и
общеобразовательного характера; становление личностного начала. При этом
отмечается, что уже на уровне получения специального военного образования,
помимо фактологического и логического знания, осуществляется также и
аксиологическое познание мира. При этом аксиологический аспект
специального образования коррелирует с общей культурой, лежащей в основе
всей системы военной деятельности в любой кризисной ситуации.
Второй параграф «Детерминация ценностных выборов курсанта и
аксиологические основания командной деятельности» рассматривает
движение курсанта к его становлению как субъекта командного состава войск.
От тех ценностей, которые сформированы в сфере духовной культуры будущих
офицеров, зависит то, какие решения они смогут принимать при выполнении
боевых задач в условиях, где нет времени для раздумий и взвешенного
понимания ситуации, где действовать надо молниеносно, а ценой ошибки
может оказаться собственная жизнь, жизнь подчинённых и гражданского
населения. В исследовании отмечается, что на формирование ценностных
аспектов мировоззрения оказывает влияние атмосфера подразделения, в
котором курсант проходит военную подготовку, личность командира
подразделения, коллектив. Будущая деятельность каждого курсанта
преимущественно представляет собой действия в команде, при этом каждый
человек зависит от всех и наоборот – действия всех зависят от действий
каждого.
Роль и значение командира в воспитании личного состава предполагает и
то, какими личностными качествами, среди которых центральное место
занимает аксиологическая составляющая, он должен обладать. Центральным
звеном личности командира и всей его деятельности является ценностная
основа как общечеловеческой, так и профессиональной деятельности. Каждый
год обучения в военном вузе предполагает решение практических задач
формирования будущего офицера, включающих в себя соответствующие
знания, умения, навыки и ценности. На каждом этапе обучения решаются
теоретические и практические задачи формирования будущего офицера.
Ценностная составляющая при этом вырабатывается не в некоей особой сфере
общепедагогического процесса, а складывается всей системой внутреннего
военного уклада учебного заведения.
На первом этапе осуществляется социализация курсантов под контролем
командиров, что вырабатывает у них чувство ответственности за свои действия.
Курсант должен понять сущность системы, в которой он овладевает будущей
профессией, осмысляя также содержание самой профессии. Второй этап
предполагает, что курсант определяет для себя, не ошибся ли он в выборе
профессии. Дальнейшее его образование связано с углублением
общекультурной составляющей знаний и с необходимостью сформировать
основы ценностного сознания. Третий этап направлен на формирование у
курсантов так называемой военной составляющей. На этом этапе курсанты
получают возможность принимать решения, за которые они несут
ответственность в полной мере. По сути, на данном курсе становится ясно, в
какой сфере военной профессии каждый конкретный курсант будет наиболее
успешен.
В процессе профессиональной подготовки каждый курсант проходит путь
от человека, выбравшего для себя путь профессионального военного, до
командира, которому придётся действовать в условиях любого уровня силового
противостояния.
Командная деятельность обладает собственной спецификой и связана с
принятием решений в условиях современных кризисных ситуаций. Обычно
офицер действует исходя из собственных смысложизненных установок, из
понимания ценности жизни личного состава. Ценностные ориентиры лежат в
основе выработки целей, требующих, чтобы они были адекватны объективной
реальности, её условиям, оптимально соответствовали средствам их
достижения, содействовали сохранению жизни подчинённых. Это предполагает
наличие у командира не только сугубо военных знаний, но и умения правильно
оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить не только боевое, но и
психологическое состояние противника, выработать решение, которое в
создавшихся условиях будет единственно верным.
Современное состояние социума чревато конфликтными ситуациями, а
часто и столкновениями различных социальных слоёв. Эти конфликты
невозможно устранить без применения военной силы. Следовательно,
профессиональный военный должен обладать точно выверенным,
характеризующим максимальной полнотой знанием военного дела, лежащим в
основе его компетентности, пониманием ответственности за судьбу
собственной страны, её территориальной целостности и суверенитета. В силу
специфики профессии военному приходится иметь дело с вооружённым
насилием, которое военачальник должен удерживать в целесообразных
границах. Мера, которую не должен нарушать военный, базируется на
гуманистических идеалах и личных ценностях профессионального военного,
сформированных в процессе подготовки к воинской деятельности.
Формирование личности офицера характеризуется продуктивной
социально ориентированной реализацией всех задатков, умений и навыков и
представляется как процесс постоянного становления и совершенствования.
Таким образом, особенности воспитания курсантов как будущих командиров,
осуществление командным составом своих профессиональных функций несёт в
себе специфические требования к личности военного. Превращаясь в
личностные качества военного профессионала, они становятся ценностями,
определяющими всю последующую жизнедеятельность офицера, а в конечном
счёте и защиту государства и социума.
В заключении сформулированы основные выводы исследования,
предложены пути, средства и методы формирования ценностного сознания в
системе военного образования.
В приложении показаны примеры действий в боевых условиях
профессиональных военных, выпускников Новосибирского военного института
имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской
Федерации, погибших при выполнении боевых задач и награждённых
посмертно медалью Героя России. Подробно описываются обстоятельства их
противостояния террористам, в которых офицеры выполнили приказ и
сохранили жизнь своих товарищей по оружию. Упоминаются также герои
Беслана, освобождавшие заложников и продемонстрировавшие, какие ценности
руководили их действиями. Их героизм – это и трагический опыт,
подтверждающий, что фундирующей ценностью их действий является защита и
сохранение жизни, во-первых, гражданского населения, во-вторых, своих
товарищей и только в-третьих – своей собственной жизни при наличии
возможностей.
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется стремительными изменениями во всех сферах общественной жизни. Всемерно ускоряется развитие техники, что ведет к появлению новых видов деятельности, методов и форм её организации, к трансформации всех социальных институтов, а вместе с ними и мировоззренческих, аксиологических, этических установок, детерминирующих представления людей о целях и смыслах их жизнедеятельности. Все эти изменения лежат в основании не только расширения человеческих возможностей взаимодействия с окружающим миром, но и в усугубления противоречий социального характера, отражающихся в сфере экологии, экономики, политики, культуры, что провоцирует развитие кризисов разного рода и различной направленности вплоть до открытых противостояний. Эти и подобные обстоятельства ставят перед обществом и индивидом проблемы осмысления места, который занимает каждый социальный слой и каждая отдельная личность в мире.
Важнейшим гарантом сохранности, обеспечения стабильности и безопасности жизни людей всегда являлось государство. Однако уже в ХХ-ХХI вв. межгосударственные, а также внутригосударственные конфликты происходят регулярно, и если ранее они носили территориальный, политический, идеологический характер, сегодня к ним добавились и общекультурные противостояния. Осознание природы, истоков и смыслов этих противоречий существенно зависит от ценностных установок общества в целом, государства и армии как необходимого элемента государственного устройства. Сегодня все более заметны противоречия между традиционными ценностями, сложившимися исторически и составляющими культурную основу общества, и частными интересами малых групп и даже отдельных людей, которые могут принимать или не принимать, а иногда и прямо отторгать общечеловеческие ценности, пытаться «переоценить» их, противопоставить им собственные взгляды на системы и принципы социальных отношений. В периоды относительного социального равновесия различие в ценностях традиционного и субъективного характера представляют собой единство противоположностей, присущих данному обществу и составляющих специфику его культуры; в кризисные же периоды оно несет в себе деструктивное начало и выражается в обострении внутренних противоречий и росте конфликтогенности.
Армия в современном государстве должна всемерно защищать его стабильность и целостность государственных границ. Понимание задач, поиск адекватных решений в настоящее время включает в себя не только специальные военные знания, но и все богатство духовной культуры. Важным фактором исполнения воинского долга является убежденность профессиональных военных в том, что они действуют, охраняя ценность жизни, что их действия имеют глубокий смысл как для личной жизни, так и для сохранения устоев общества, которому они давали присягу. Таким образом, ценностная составляющая оказывается центральным звеном мировоззренческих установок в той части общества, которая является гарантом общественного порядка. Формирование этого звена – задача всего процесса воспитания профессиональных военных, и она не может оставаться зависимой от случайностей или быть стихийной. Требуются целенаправленные воспитательные действия, глубокое понимание не только форм и методов формирования, но и теории становления и развития ценностного сознания, а следовательно, и осмысление понятия ценности.
Решение этой задачи определяет необходимость выработки ценностных ориентиров будущих воинов, установление и развитие их моральных, служебных и боевых качеств, обеспечение защиты от негативного информационного воздействия, готовности к эффективному выполнению служебно-боевых задач в любых условиях и любой обстановке. Все эти положения опираются на выработку ценностного сознания, что также не может быть осуществлено без серьезной и глубоко проработанной философской базы. Следовательно, проблемы, обсуждаемые в диссертационном исследовании, являются актуальными. Степень научной разработанности темы. Исследование степени и уровня социально-философского осмысления ценностей, составляющих мировоззренческое основание деятельности военнослужащих, опиралось на анализ многочисленных теоретических трудов, посвященных основным аспектам темы диссертационной работы. Проблема ценностей, считающаяся одной из самых ранних в истории философии, вряд ли может считаться вполне изученной.
В массиве основных трудов, посвященных проблеме ценностей, можно выделить несколько философских подходов: онтологический, гносеологический, экзистенциалистский. Одновременно следует учитывать, что в различных сферах человеческой деятельности вырабатываются специфические ценности, связанные с характером самой деятельности. Предметом научного интереса данной работы выступают ценности, складывающиеся в профессиональной военной деятельности.
Онтологический подход к проблеме ценностей сложился в период античности, хотя само понятие ценности еще не выработалось, а оценочная система взаимодействия с миром касалась преимущественно этических понятий, таких, как благо, добро, справедливость. Эти стороны отношений с миром античность рассматривает как элементы целостного Космоса, неотъемлемые от него. Благо понималось как вершина и причина бытия, а также как система нравственных добродетелей (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель)1. И, хотя софисты (Протагор, Горгий, Продик) полагали принципы личной свободы выбора действий во благо, Сократ возражал им, считая, что необходимы единые законы нравственности вне которых общество окажется в опасности, потеряв необходимые ориентиры поведения. Платон рассматривал Благо, Истину и Красоту в качестве первооснов бытия, а Аристотель разрабатывая логику, анализирует их в качестве общефилософских категорий.
1 Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. Т. 1. М.: Мысль, 1990; Аристотель, Большая этика: сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4; Аристотель, Политика: сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4; Аристотель. Никомахова этика: сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
5
Онтологическая характеристика ценностных аспектов бытия перешла на новый теоретический уровень в трудах И. Канта и его последователей. В этом направлении работали В. Виндельбанд2 и Г. Риккерт3. Однако Г. Риккерт выводит учение о ценностях из теории познания, противопоставляя бытие и систему ценностей. Баденская школа рассматривала ценности как нормы, цели и идеалы деятельности, тем самым отделив аксиологию от онтологии. Классификация ценностей, разработанная Г. Риккертом, выделившим логические, эстетические, мистические, нравственные и социально-этические, личные, религиозные ценности, заложила некие основания для многоаспектного рассмотрения ценностей в системе как аксиологии, так и социальной философии.
Аксиологическая проблематика в работах Дж. Тойнби4 не была отделена от его онтологии, она связана с тем, что, выделив труд и созидательную деятельность человека как основание человеческого бытия, английский теоретик соединяет ценностную компоненту этой деятельности с принципом «Вызов – Ответ». В этой связи рассматриваются нормы, характерные для социальной деятельности (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Н.С.Розов, П.А.Сорокин, А.Дж. Тойнби, Ш. Шварц)5, опредмеченные цели и значимости (В.А. Василенко, Р. Гартман, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.)6 и конечные основания целеполагания (М.А. Розов и др.)7.
2 Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. М.: Кучково поле, 2007.
3 Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос, 1912-13. Кн. 1-2.
4 Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Айри-пресс, 2003.
5 Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Избранные произведения. М.: Прогресс,1990; Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения: пер с фр. // Социологические исследования. 2011. No 2; Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: пер. с фр. М.: Канон, 2012; Парсонс Т. Система современных обществ: пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998; РозовН.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998; СорокинП.А. Война и милитаризация общества. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет (Социологическое наследие). М.: Наука, 1994; Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Айри- пресс, 2003; Шварц Ш. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология // Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. No 2.
6 Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения. Проблема ценности в философии; под ред. А.Г. Харчева. Ленинград: Наука, 1996; Гартман Н. Этика. М.: Владимир Даль, 2002;
6
Онтологический подход включает в себя также более конкретизированную форму понимания ценности как утилитарного феномена (Н.С.Булгаков, Я. Гудчек, А.А. Ручка, В.П. Тугаринов, У. Томас и Ф. Знанецкий)8.
Логический подход, восходящий к логике Аристотеля, предполагает рассмотрение ценностей как результата познания, как истины (М.К. Мамардашвили, А.А. Ивин, Л.А. Микешина)9, совокупности социальных смыслов для личности и социума (Б.С. Братусь, М.С. Каган, Н.О. Лосский, В.Н. Сагатовский, В.С. Степин, В. Франкл, М.С. Яницкий и др.)10.
Истоки экзистенциалистского подхода к системе ценностей можно увидеть уже в некоторых положениях античности, выделяющей наличие разного рода добродетелей, которые рассматривались как особое состояние их носителей (Аристотель, Платон, Сократ)11.
Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967; Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974; КаганМ.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997; Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем.; комм. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993 (Мыслители XX в.); ЯсперсК. Духовная ситуация времени. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
7 Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки. Наука и ценности. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1987.
8 Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989; Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987; Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности. Л.: 1966; Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки. М., 1934.
9 Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. М.: Высш. шк. 2006.; Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007 (Humanitas); МамардашвилиМ.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке; под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991
10 Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: Новое в жизни, науке, технике. Этика. 1985/3. М.: Книга по Требованию, 2012; Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997; ЛосскийН.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991; СагатовскийВ.Н. Системный подход к классификации ценностей. М.: Наука, 1979; СагатовскийВ.Н. Духовные ценности личности и их формирование в развитом социалистическом обществе. Киев: Знание, 1981; Степин В.С. Ценность права и проблемы формирования правового общества в России. Философская антропология и философия культуры. М.: Академический проект; Альма матер, 2015; Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990; ЯницкийМ.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
11 Аристотель. Никомахова этика: сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 7
Экзистенциалистский подход новейшего времени выделяет в качестве ценностей истинное (подлинное) существование (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П.Сартр)12. Более поздние теории, опирающиеся на экзистенциалистские философские построения, представлены в качестве выражения потребностей индивидов и социальных общностей (С.Ф. Анисимов, Л.В. Баева, В.А. Василенко, Ф.Е. Василюк, Г.Г. Дилигенский, Б.И. Додонов, Дж. Дьюи, И.Т. Фролов, Ю.А. Шерковин, В.Я. Ядов, А. Маслоу)13 или меры сущностных сил человека (Г.А. Антипов и А.З. Фахрутдинова и др.)14.
Особое место в теории ценностей занимает рассмотрение профессиональных ценностей, в частности тех, что характерны для профессиональных военных.
Бесспорно, что с возникновением государства и регулярной армии появляется необходимость выяснения причин войн, чему посвящены труды таких
12 Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем.; комм. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993 (Мыслители XX в.); ЯсперсК. Духовная ситуация времени. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. (Мыслители ХХ в.); Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии: пер. с фр. предисл. примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. (Мыслители XX века)
13 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988; Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970; Баева Л.В. Качество жизни и ценности человека. Философия человека. Вестник Волгоградского университета. 2015. No 3 (29). (Философия); Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения. Проблема ценности в философии; под ред. А.Г. Харчева. Ленинград: Наука, 1996; ВасилюкФ.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984; Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994; Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978 (Над чем работают, о чем спорят философы); Дьюи Дж. Общество и его проблемы: пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н.Косиловой. М.: Идея-Пресс, 2002; ДьюиДж. Реконструкция в философии. Проблемы человека: пер. с англ. послесл. и примеч. Л.Е. Павловой. М.: Республика, 2003 (Мыслители XX века); Фролов И.Т. Новый гуманизм. Человек – наука – гуманизм. М.: Наука, 2009; Фролов И.Т. О жизни, смерти и бессмертии человека. Человек – наука – гуманизм. М.: Наука, 2009; Фролов И.Т. Социальная сущность человека и его природно-биологическое существование, индивидуальное и историческое развитие. Человек – наука – гуманизм. М.: Наука, 2009; Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т. 3. No 5; Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013; Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Пер. с англ. М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
14 Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Ценности науки и ценности ученого. Наука и ценности. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1987.
8
мыслителей прошлого, как Платон15, Аристотель16, Н. Макиавелли17, Т. Гоббс18, И. Кант19, И.Г. Гердер20, К. Клаузевиц21, Т.Р. Мальтус22, К. Маркс23, Ф. Энгельс, К. Шмитт24.
В ХХ веке эта же проблема рассматривалась в работах Н. Бердяева25, А.А. Зиновьева26, В.С. Соловьева27, А.Е. Снесарева28, П.Ф. Сорокина29, С. Хантингтона30 и др.
Вместе с выявлением причин и сущности войн формулируются и анализируются те ценностные основания, которые лежат в основе действий воюющих сторон. Они отражены как в философских трудах (Ф.Ницше, К. Шмитт, А.Е. Снесарев)31, так и в художественных произведениях, начиная с мифологии. Наиболее развернуто и эмоционально эти вопросы человеческого существования и исторических судеб цивилизации представлены в сочинениях
15 Платон. Собрание сочинений: в 4 т.: пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. Т. 1. М.: Мысль, 1990.(Философское наследие)
16 Аристотель. Политика: сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
17 Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1982.
18 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского: сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991.
19 Кант И. Метафизика нравов: сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.
20 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
21 Клаузевиц К. О войне. М.: Госвоениздат, 1934.
22 Мальтус Т.Р. Опыт о законе перенаселения [Электронный ресурс]. URL: https://www/litmir.mi/br/?b=272552&p=1 (дата обращения: 17.03.2020).
23 Маркс К. Мораль и право. Свобода и необходимость. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1961.
24 Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. No 1.
25 Бердяев Н.А. Душа России. О России. М.: Рада, 1992. С. 304-340; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Душа России. М.: Республика, 1992.
26 Зиновьев А.А. Придет новая элита (Беседа Александра Зиновьева и Владимира Бондаренко) // Завтра. 2002. 10 нояб.
27 Соловьев В. Оправдание добра. Сочинение: в 2 т. Т. 1. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012.
28 Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Ломоносовъ, 2013.
29 Сорокин П.А. Война и милитаризация общества. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет (Социологическое наследие). М.: Наука, 1994.
30 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций: пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
31 Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Сочинения; составление, редакция изд. вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М, 1990. 829 с.; Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. No 1. С. 37-67; Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Ломоносовъ, 2013.
9
классиков литературы (Л.Н.Толстой, Р.Олдингтон, Э.М.Ремарк, А. де Сент- Экзюпери, К. Симонов и др.)32.
Особый аспект исследования посвящен проблеме формирования духовной культуры современных военнослужащих в связи с существенной трансформацией ценностной составляющей мировоззрения общества в целом и армии как социального субъекта. В связи с этим обстоятельством в ряде трудов современных исследователей последних десятилетий все чаще рассматривается вопрос о становлении духовных ценностей профессиональных военных (А.В. Наумов, В.Ю. Закиров, В.Ю. Балабушевич, Т.Л. Лопуха и др.)33.
Дальнейшее исследование проблемы ценностей с точки зрения уточнения самой дефиниции ценности как философской категории, а также выявления специфики профессионального мировоззрения военнослужащих в трансформирующемся мире позволит сформулировать причины, сущность и условия формирования их ценностного сознания. Понимание природы и особенностей ценностного сознания военнослужащих, для которых их деятельность связана с исполнением профессионального долга во время войны и в мирное время, открывает возможности для эффективного воспитания и обучения молодого поколения в соответствующих учебных заведениях.
32 Толстой Л.Н. Севастополь в мае. Севастопольские рассказы. М.: Эксмо-Пресс, 2007. С. 14-40; Олдингтон Р. Смерть героя. М.: Худож. лит-ра, 1976; Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. Возвращение: романы. Харьков: Фолио; М.: ООО АСТ, 1999; Сент-Экзюпери А.де, Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. Пилот и стихии: пер. с фр.; вступ. статья Мара Галлая; худож. Г. Клодт. М.: Худож. лит. 1983; Симонов К.М. Дни и ночи. Повести и рассказы; предисл. Л. Лазарева. М.: Московский рабочий, 1976.
33 Наумов А.В. Духовный мир офицера вооруженных сил в социокультурном пространстве современного Российского общества: автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: МГУПС (МИИТ), 2015; Закиров В.Ю. Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума: автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: Военный университет МО РФ, 2015; БалабушевичВ.Ю. Ситуация выбора в профессиональной деятельности офицера (философский аспект) // Гуманитарные проблемы военного дела: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Новосибирск, 2014. No 1; Лопуха Т.Л. Воинская деятельность и проблема формирования смысла жизни у курсантов военных вузов // Гуманитарные проблемы военного дела: материалы I Всероссийской научно- практической конференции (с международным участием). Новосибирск, 2014.
10
Объект исследования – ценности как основание и регулятор социальной жизни.
Предмет исследования – соотношение общечеловеческих, экзистенциальных, профессиональных и индивидуально-личностных ценностей в сознании и контексте деятельности профессиональных военных.
Цель исследования – выявление социально-философского статуса ценности и разработка принципов её формирования в деятельности профессиональных военнослужащих Российской армии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать трансформацию философских воззрений в определении природы, сущности и смыслов ценности как важнейшего элемента общественного и индивидуального сознания.
2. Уточнить дефиницию ценности и раскрыть её диалектическую природу для придания ей операциональных функций.
3. Рассмотреть исторические формы войны как модуса (особого состояния) общественной жизни и выявить ее социально-исторические причины и формы с позиции аксиологического анализа.
4. Определить основные функции армии как социального субъекта в модусе война-мир.
5.Выявить функции гуманитарного образования в процессе учебной подготовки курсантов высших военных учебных заведений и специфику ценностных установок в деятельности военнослужащего.
6. Сформулировать основные детерминанты ценностных выборов в командной деятельности офицера.
Теоретическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных философов от античности до современности, посвященные проблемам взаимодействия человека с природой и обществом, формированию ценностного сознания, морально-нравственным аспектам поведения. Рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты философии войны, художественные произведения, раскрывающие ценностные основания участников различных военных противостояний на протяжении истории. Особое внимание уделяется теоретическим положениям экзистенциализма, характеризующим смысловые аспекты жизнедеятельности профессиональных военных.
При подготовке различных разделов диссертации использовались соответствующие теоретические основания, на которые опиралось диссертационное исследование. Так, при рассмотрении возникновения и становления дефиниции ценности – цивилизационная теория А.Дж. Тойнби, в процессе выработки понятия – теоретические построения В.И.Плотникова, Л.В. Баевой, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского.
Анализ функционирования ценностного сознания в ситуации военных действий ставит задачу осмысления войны как специфического состояния социального бытия, в котором не только обостряются социальные, политические противоречия, но и формируются взаимоисключающие ценности, главное место среди которых занимают смысложизненные аспекты ценностей. Исследование проблем такого рода предполагает обращение к философии и теории войны, разработанной А.Е. Снесаревым, а также к осмыслению причин и следствий военных противостояний К. Клаузевица, Вл. Соловьева и П. Сорокина. Обращение к названным теоретическим источникам позволяет также рассматривать войну в качестве определенного модуса социального бытия, согласно основным положениям теории модусов, разработанным А.А. Медовой.
Методологическая основа и методы исследования базируются на основных положениях социальной философии с использованием её категориального аппарата, общем онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и социокультурном подходах к решению основных задач исследования.
Основным методологическим принципом исследования является системно- диалектический подход, осуществленный при анализе основных элементов в генезисе ценностного сознания, выявляющий логику противоречий объективного и субъективного, утилитарного и должного, рационального и эмоционального, а также рационального и иррационального, исследуется единство и многообразие социальных явлений, их взаимосвязь, взаимозависимость и изменчивость содержания и актуализации ценностей, чему посвящена первая глава диссертационной работы. При исследовании аксиологического отношения к действительности автор опирался на историко-философский анализ, позволившей осмыслить становление и формы актуализации ценностного сознания в отношениях человека и общества к миру на разных этапах существования социума от античности до современности.
В рамках диссертационного исследования при построении схемы становления ценности использовался абстрактно-логический принцип, позволяющий проследить логику взаимодействия базовых понятий в ситуации Вызов – Ответ, на основании и чего сделан вывод относительно содержания и формы дефиниции ценности. В сочетании с методом абстрагирования был применен конкретно-исторический метод, что сделало возможным осмысление роли и места социальных институтов в формировании и функционировании целевых принципов социума, значимостей, идеалов и, в конечном счете, ценностной основы социального и индивидуального сознания.
Методы сравнительного анализа на фоне различных философских концепций прошлого и современности позволяют выявить единичные и общие аспекты ценностей различных эпох, а также различных социальных слоев и определить специфику ценностного сознания, характерную для профессиональных военных.
Логика исследования специфики войны, осуществленная во второй главе, приводит к рассмотрению её как особого модуса социально-исторического бытия и выявлению деонтического начала, характерного для армии, как специфического социального субъекта. Ценность исследуется в системе развивающейся реальности как особый социальный феномен, что предпринято в диссертационной работе на базе сравнения философского и литературно-художественного дискурса в осмыслении социального бытия. Таким образом, феноменологический метод позволяет выявить и систематизировать смысложизненные ценности в военной деятельности. При помощи перечисленных выше методов и положенных в основание диссертации теоретических принципов решаются эмпирические аспекты формирования ценностного сознания будущих командиров, от которых зависит стабильность общества и безопасность его существования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Исследована трансформация философских воззрений на природу, сущность и смыслы ценности в системе общественного и индивидуального сознания, детерминированность воззрений на природу ценностных оснований характером исторических Вызовов и социальной деятельности.
2. Предложена оригинальная дефиниция ценности как единства нормы и идеала, разработана схема, демонстрирующая взаимозависимость структурных элементов ценностных отношений, что позволяет ее операционально использовать в учебно-воспитательной и практической деятельности военнослужащего.
3. Проанализирована армия как социальный субъект, деятельность которого реализована в модусе войны, поскольку и в мирное время военнослужащий находится в состоянии боевой готовности. Рассмотрена каузальная зависимость специфики ценностей военнослужащих от осмысления форм и причин военных противостояний, обозначены роль и влияние художественной литературы на формирование ценностей периода военных противостояний.
4. Установлены аксиологические аспекты диалектики противоречий во взаимодействии общего, частного, индивидуально-личностного смыслов общечеловеческих и профессиональных ценностей военнослужащих, определяющие уровни и средства формирования ценностного мировоззрения, определено место и роль ресентимента во внутренних конфликтах современного общества.
5. Определены функции гуманитарного образования в формировании ценностных выборов военного человека, предложена система формирования ценностного мировоззрения будущего офицера. 6.Установлено, что общечеловеческая дилемма жизни и смерти приобретает в военной практике характер осознанного выбора между насилием и сохранением жизни и существенно зависит от аксиологической составляющей личности офицера.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отсутствие общепринятого определения ценности как философской дефиниции усложняет процесс её использования в практике аксиологического становления личности и в формировании ценностного мировоззрения. Ценностное сознание складывается и осуществляется в системе общечеловеческого взаимодействия с окружающим миром типа Вызов – Ответ.
2. Предложенная дефиниция ценности как единства нормы и идеала позволяет выработать сущностное осмысление всей системы деятельности с позиций аксиологии и определить структурные элементы ценности, а также способы ее формирования и функционирования.
3. Профессиональные военные должны быть рационально и эмоционально готовы противостоять не только внешним, но и внутренним угрозам, выражающимся в состоянии ресентимента, часто ведущего к проявлениям терроризма. Специфика знаний, умений и навыков профессиональных военных опирается на систему выработанных и закрепленных в сознании витальных и экзистенциальных ценностей.
4. Существует три типа уровня ценностей: духовный, профессиональный и индивидуально-ценностный, что необходимо учитывать в системе воспитания военнослужащих, среди которых выделяются витальные, логические, индивидуально-личностные ценности, равновесие которых определяет целостность личности военнослужащего.
5.Специфика военной деятельности связана с применением реального насилия по отношению к внутреннему или внешнему врагу. Формы этого насилия могут быть разными, но необходимо совершать ценностный выбор с позиции меры и способов этого насилия, что должно быть детерминировано ценностным мировоззрением военного человека, а не приказом командира. 6. Подготовка в высших военных учебных заведениях будущих командиров напрямую связана с личностью наставника-офицера и зависит от его индивидуальных личностных качеств, о чем свидетельствует практика военных действий.
Теоретическая значимость исследования заключается в философском осмыслении природы и специфики ценности как атрибута человеческого сознания и деятельности. Осуществлен категориальный анализ понятия «ценность», разработана дефиниция ценности, представленная как единство нормы и идеала, выявлены её структурные составляющие, а также место и функции в системе человеческой деятельности, что способствует заполнению пробелов, существующих в теоретическом осмыслении действительности. Полученные результаты могут рассматриваться при аксиологическом анализе различных форм сознания и деятельности.
Практическая значимость исследования. Предложенные в работе принципы становления и развития социокультурных аспектов воспитания и формирования личности современного профессионального военного в высшем военном учебном заведении, трехуровневая модель ценностного воспитания могут быть использованы при разработке учебно-воспитательных планов военных учебных заведений. Положения и выводы данной работы могут быть применены в дальнейших исследованиях проблемы развития ценностного сознания, а также при преподавании социальной философии, культурологии, этики, в системе гуманитарной подготовки военнослужащих.
Апробация основных положений работы. Основные положения диссертационного исследования и его результатов были обсуждены на заседании кафедры философии и культурологии Сибирского государственного университета путей сообщения, а также на Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, соискателей и преподавателей России: «Непрерывное образование: теория и практика». – Новосибирск, 2014; Межвузовской научно-практической конференции «На страже закона и правопорядка», Новосибирск, 2016; XV юбилейной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Наука и молодежь», Новосибирск, 2016; Международно-практической конференции «Интеграция современных научных исследований в развитие общества», Кемерово, 2017; Межвузовской научно- практической конференции с международным участием: «Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, 2018; Всероссийской конференции с международным участием «Философия образования и педагогика: современные проблемы аксиологии и воспитания», Новосибирск, 2019.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Список литературы составляет 175 источников. Общий объем диссертации 191 с.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!