Социально-философский анализ диалогичности религиозного сознания
Актуальность темы исследования. Современные условия глобализации
вызывают возникновение разнообразных форм религий и моделей
межрелигиозного взаимодействия, а также увеличивают влияние духовного
компонента на формирование социокультурного пространства человека. В
западноевропейской культуре наблюдаются, с одной стороны, процессы
секуляризации и унификации религиозных верований, а с другой – возрождение
интереса к религии и образование новых форм религиозности, что чревато
проявлениями религиозного фундаментализма и экстремизма.
Несмотря на общую социально-историческую тенденцию к
секуляризации, религиозные движения остаются важнейшими субъектами
социальной жизни. Существование разнообразных конфликтов, имеющих
религиозные основания, во многом объясняется отсутствием полноценного
диалога между участниками. Особую актуальность приобретает выявление
способов реализации диалога в межрелигиозном общении на основе
диалогичной природы религиозного сознания. Диалог позволяет определить
существенные черты религий не только в их социокультурной функции, но и
как процесс коммуникативного взаимодействия личностей друг с другом.
Проблема диалогичности религиозного сознания актуализируется в связи
с происходящими в мире изменениями в социально-политических и
экономических структурах, а также с формированием и распространением
мировоззренческих и морально-этических ценностей, соответствующих
современности. В многообразных процессах развития духовной жизни
общества движение христианского экуменизма может служить примером
конструктивного диалога и интегративным приемом разрешения противоречий
в обществе. Особый интерес диалогичная природа религиозного сознания
приобретает при анализе социально-политических явлений, например, в
контексте развития радикальных направлений ислама. Здесь диалог может
рассматриваться в диалектике его развития, прекращения и в раскрытии
монологической сущности религиозного экстремизма. Диалогичная природа
религиозного сознания позволяет находить возможности для приемлемых
способов межрелигиозного взаимодействия, во многом снимающих проблему
экстремизма.
Большинство работ, посвященных проблеме межрелигиозных отношений,
анализируют проявления религиозной нетерпимости или толерантности без
учета диалогичной природы религиозного сознания и предпринимают попытки
разрешения религиозных конфликтов через поиск исторических прецедентов.
Исследование межрелигиозных конфликтов в контексте социальных отношений
требует обращения к религиозным сообществам не только как к отдельным
субъектам социальных отношений, но, в первую очередь, как к совокупности
верующих, обладающих специфичным сознанием и непосредственно
вступающих в диалог.
Все это определяет актуальность и теоретическую направленность на
социально-философский анализ диалогичности религиозного сознания.
Степень изученности проблемы. К проблеме диалога в той или иной
степени обращаются такие мыслители, как Платон, М. Бубер, П. Рикёр, Э.
Левинас, Ю. Хабермас1 и др. В отечественной философии диалог
рассматривается в работах М.М. Бахтина, B.C. Библера, В.А. Ядова, Т.П.
Лифинцевой2 и др. Исследования проблемы диалогичности как свойства
сознания имеются как в психологии (А.А. Бодалев, Т.А. Флоренская, С.Л.
Братченко, И.В. Янченко3), так и в философии (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, В.И.
Платон. Федон, Пир, Федр. М., 1999. 527 с.; Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 175с.; Рикёр П. Я – сам как
другой. М., 2008. 419 с.; Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1999. 265 с.; Хабермас
Ю. Вовлечение другого. СПб, 2001. 417 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.; Библер В.С. Мышление как
творчество. М., 1975. 399с.; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение,
понимание социальной реальности. М., 2003. 596 с.; Лифинцева Т.П. Диалог как структура бытия в религиозном
экзистенциализме Мартина Бубера // История философии. М., 1997. Вып. 1. С. 48-58.
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.,
1998. 168 с.; Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М., 2001. 207 с.; Братченко С.Л.
Экзистенциальная психология глубинного общения. М, 2001. 197 с.; Янченко И.В. О понятии «диалог» в
психологических исследованиях общения и консультативной практике // Консультативная психология и
психотерапия, 2011. №4. С. 69-90.
Кудашов, И.В. Мананников4).
Существует множество философских интерпретаций категории
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!