Социокультурные процессы формирования феномена «английская нация»: культурологический анализ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНА
«АНГЛИЙСКАЯ НАЦИЯ» ……………………………………………………………………………… 37
1.1 Нация как культурный феномен. Нация и социокультурные процессы, их
соотношение. Типология и культурная динамика социокультурных процессов.. 37
1.2 Культурно-исторические особенности формирования английской нации …. 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I …………………………………………………………………………………… 90
ГЛАВА II. АНГЛИЙСКАЯ НАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В
КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ ……………………………………………………………. 94
2.1 Интегративные социокультурные процессы: адаптация и аккультурация, их
роль в формировании английской нации ………………………………………………………. 94
2.2 Идентичность и традиционность как выражение своеобразия английской
нации………………………………………………………………………………………………………….. 135
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ……………………………………………………………………………….. 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 156
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………………….. 165
Во Введении определяются основные понятия диссертационного
исследования, сформулирована актуальность темы, обозначены объект, предмет,
цель и задачи диссертационной работы, проанализирована степень научной
разработанности и вклад предшественников, формулируются положения,
выносимые на защиту, а также подчёркивается новизна исследования,
теоретическая и практическая значимость представленной к защите диссертации.
В первой главе «Теоретико-методологические и культурно-
исторические основания становления и развития феномена «английская
нация» проанализированы основные концепты, подходы и направления
исследований, которые являются ключевыми для данного исследования. В главе
рассматриваются теоретические и методологические основания формирования
английской нации, в связи с чем анализируются такие понятия как культура,
социокультура, социокультурные процессы, в числе которых аккультурация,
адаптация, межкультурные диалоговые процессы, культурная динамика
социокультурных процессов и др.
Первый параграф первой главы «Нация как культурный феномен.
Нация и социокультурные процессы, их соотношение. Типология и
культурная динамика социокультурных процессов.» Цель параграфа – анализ
нации как феномена культуры, что предполагает выявление его внутренних
скрытых культурных смыслов в контексте социокультурных процессов. В связи
с этим в параграфе рассматривается понятие концепта, который формирует
конструкты феномена нации в единое смысловое поле. Концепт «представляет
собой часть целого, несущую на себе отпечаток системы в целом… Концепт –
микромодель культуры, а культура – макромодель концепта»4. В
диссертационном исследовании показано, что феномен нации представляет
собой конгломерат разрозненных исторических процессов и событий,
ценностей и традиций, войн и религиозных верований. Смысловое и
концептуальное «схватывание» разрозненных культурных явлений дает
возможность централизовать вокруг основного конструкта идентичности нации,
Динамика гражданского общества, этноконфессиональная толерантность и диалог культур:
эпистемологические модели:Коллективная монография / Под ред. В.П. Римского. –
Белгород: ИД «Белгород», 2012.
её остальные вспомогательные понятия, такие как аккультурация,
инкультурация, межкультурная коммуникация, адаптация, совокупность
которых представляет собой систему модели нации. Социокультурные процессы
обозначают культурную динамику и этапы развития нации как культурного
феномена, как «стимулирование социальной интеграции людей в устойчивые
коллективы» и «обеспечение их плотной коммуникации» (А.Я. Флиер).
Инструментами культуры являются социальное поведение (обычаи) и
коммуникация (язык), которые обеспечивают консолидацию коллектива и обмен
информацией и создают основу для дальнейшего развития. В параграфе
выделены ценностные конструкты, в основе которых – идентичность нации как
базовый конструкт, определяющий ценностные парадигмы самосознания нации,
фиксирующий особенности этапов культурно-исторического, экономического,
государственного развития.
В параграфе 1.1. рассматриваются основные категории, определяющие
теоретический «каркас» диссертационного исследования: культура, нация,
социокультурный процесс, культурная динамика, типология социокультурных
процессов. Представлено понятие культуры и социокультуры как
основополагающих систем, включающих в себя такие компоненты как
социокультурный процесс, нация и др. В связи с этим на основании анализа
трудов М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, П. Сорокина показано, что культура – это
система, которая объединяют различные культурные процессы, образуя единый
культурный текст, высвечивая культурные коды, заключающие в себе
культурную память и межкультурный диалог, как способы сохранения и
поддержания культуры в ее знаково-символическом и материальном капитале.
Подчеркивается, что понятие нации является одним из элементов
социокультуры, как синтеза социокультурных процессов (П. Сорокин),
смысловые и ценностные значения которой связаны с со-бытийностью и
диалогичностью (М.М. Бахтин), определяющие межкоммуникативные
отношения, в числе которых войны, обеспечивающие социокультурное
пространство нации, являющиеся не только разрушительными, но и
объединяющими факторами. Особенность социокультуры, таким образом, не
только в фактологических проявлениях социокультурных процессов, но и в том
символическом капитале, который отражает культурные и духовные смыслы
искусства, науки, религии, семиотики, лингвистики, определяя такие черты
нации как адаптивность, ментальность, аккультурация, лингвокультура,
идентичность, культурная память и др. В параграфе рассмотрено понятие
социокультурных процессов, как компонентов культуры в срезе формирования
нации. В связи с этим выделена типология социокультурных процессов на
основе методологии П. Сорокина. В параграфе обозначены следующие выводы:
а)представлены теоретико-методологические основания нации как феномена
культуры, в связи с чем определены основные конструкты нации, определяющие
ее как систему, встроенную в культурный текст; б) выделены основные
составляющие нации, раскрывающие ее культурную качественность; в)
раскрыты ценностные конструкты, формирующие самосознание нации, ее
культурные смыслы.
Во втором параграфе первой главы «Культурно-исторические
особенности формирования английской нации» на основании обзора
фундаментальных культурных и исторических исследований, в центре которых –
анализ культурной динамики социокультурных процессов, обозначены
направления формирования английской нации.
Как отмечается многими отечественными исследователями, многообразие
подходов породило огромное количество трактовок понятий «нация» и «этнос»,
в которых на первый план выдвигаются различные существенные признаки (в
зависимости от научной дисциплины, философской позиции, теории
нациестроительства и этногенеза) – естественные причины и условия
проживания народа, хозяйственно-экономические связи, национальный
дух/сознание, язык и культура, политическая идеология. В разных подходах
«нациям» и «этносам» приписываются определённые атрибутивные признаки, по
которым их можно отличить от других сообществ/коллективов: общая
историческая территория, самоназвание, самосознание, общий язык, общая
культура и другие, которыми одни нации/этносы обладают, а другие нет, что
скорее описывает их, чем объясняет их суть и различия.
Социокультурные процессы и культурно-исторические события
характеризуют динамику перехода от этноса к нации. В связи с этим выделено
понятие этноса, как социальной и культурно-исторической общности (племя,
народность, нация), характерными чертами которой являются общая территория,
хозяйство и хозяйственная деятельность, язык, нравственность (обычаи и
обряды), система ценностей и религиозных верований. Нация определяется как
культурнаяитерриториально-политическаяобщность,обладающая
национальным самосознанием, национальными ценностями, национальным
характером и т.д.
Большинство современных народов представляют собой результат
«межэтнических коммуникаций и взаимовлияний», происходивших между
древними и средневековыми этническими группами, которые вступали во
взаимодействие на разных этапах истории. На современном этапе мы всё ещё
можем наблюдать проявление культурной обособленности и уникальности
народов,чемуспособствуетсуществующеемногообразиеязыков
(коммуникативный барьер) и историческая/культурная память народа. Важным
являются также социальные, религиозные и политические различия культур.
В параграфе 1.2 проанализированы основные теории, подходы и
концепции нациестроительства, на основании чего выявлены основные
социокультурные процессы и культурно-исторические события, повлиявшие на
формирование английской нации как феномена культуры. «Многие
исследователи утверждают, что уникальное сочетание факторов способствовало
раннему развитию нации и национализма в Англии. Важная роль отводится
религиозному фактору (протестантизм/антикатолицизм, Реформация, перевод
Библии на английский язык), периодам военных конфликтов/ завоеваний и
взаимодействия местной «своей» культуры с «чужой» культурой завоевателей,
социальным процессам (смена элит, социальная мобильность), роли монарха,
поиску своих исторических корней и национальным мифам, развитию
национального языка и литературы, целенаправленной деятельности элит и
интеллектуалов»5.
На основании культурологического анализа в параграфе сделаны
следующие выводы: а) феномен «английская нация» формируется в результате
динамикисоциокультурныхпроцессов,обусловленныхразличными
историческими событиями; б) выделены особенности культурно-исторических
событий, обозначены векторы культурной динамики, способствовавших
формированию английской нации, как основ формирования межкультурного
общения и диалога, становлению национальной идентичности народа.
Вторая глава «Английская нация как феномен культуры в контексте
культурно-исторической динамики социокультурных процессов.» Цель
главы – рассмотрение становления и развития английской нации в контексте
культурно-исторической динамики социокультурных процессов, в связи с чем
показать формирование интегративности и идентичности как особенностей
данной культурной динамики и их роли в процессе становления английской
нации. Представлен анализ взаимодействия культур кельтских племён, римских
завоевателей, германских племён, скандинавов и нормандцев. В данной главе
рассматриваются основные этнокультурные взаимодействия, имевшие место в
период поздней античности, раннего и позднего средневековья.
В первом параграфе второй главы «Интегративные социокультурные
процессы: адаптация и аккультурация, их роль в формировании
английской нации» характеризуются процессы происходившие на территории
Англии в результате иноземных вторжений.
В параграфе рассматриваются характеристики социокультурных
процессов, таких как адаптация, аккультурация, как интегративных
социокультурныхпроцессов,характеризующихвзаимодействие,
взаимопроникновение, и в конечном итоге, поглощение этносов, что связано с
миграционными процессами, войнами, чужеземными завоеваниями.
В связи с этим выделены хронологические рамки, исторически
охватывающие период c 43 г. н.э. (начало Римского завоевания Британии до XVI
в. – периодом формирования национального государства). В культурном плане в
XVI в. Англии был преодолён социокультурный разлом, спровоцированный
Нормандским завоеванием, а французская культура уже не являлась
доминирующей для английской культуры. Социокультурные процессы, на фоне
которых формируется английская нация, рассматриваются в многочисленных
исследованиях.
Проанализирован широкий спектр проблем, обозначивших периоды
иноземных вторжений на Британские острова: кельтского вторжения, римского
господства, англосаксонского завоевания, датского и нормандского завоеваний.
Показано влияние этих социокультурных процессов на формирование феномена
английской культуры. Показано, что предшествующий Римскому периоду
кельтский элемент культурыявлялся значительной составляющей для
Алексеева М.Ю., Сизова О.В. Англия: формирование нации, национализм, национальная
идентичность (культурологический анализ теорий примордиализма, модернизма и
постмодеонизма). / М.Ю. Алексеева, О.В. Сизова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н.
Толстого. №3 (35) – ноябрь 2020. – С. 85 – 103
формирования культуры народа Англии. В параграфе на основании
многочисленных исследований рассматривается проблема происхождения
кельтской цивилизации. В параграфе представлена как традиционная точка
зрения по вопросу заселения Британских островов с древних времён до
завоевания римлянами, так и новые альтернативные подходы, и теории по
данной проблеме.
Бесспорным является то, что Римская Империя создала, в том числе на
Альбионе, пространство для взаимодействия самых разных культур и
многонациональный Лондиний II века гораздо больше похож на современный
мультикультурный Лондон, чем Лондон времён Чосера (А.Е. Барышников).
Города времён Римского завоевания были инструментами романизации, местами
формирования новых идентичностей и культур. В XXI веке исследования
происходят вокруг проблемы сохранения бриттских культурных традиций в
римскую эпоху. Проанализирована степень влияния римской культуры на
кельтскую. Показано, что «романизации» подверглись юго-восточные регионы
страны, северо-запад был мало затронут или совсем не подвергся влиянию
римлян. Отмечается также малый масштаб «романизации», которая затронула
только элиту бриттского общества.
«Период Англосаксонского завоевания Британских островов, начало
которого датируется V веком, продолжался около четырех столетий до начала
нападения викингов. Молодая германская культура была связана с остатками
кельтской и римской культур. Германские племена принесли с собой свою
культуру, религию, язык, общественный строй. Новый язык, принесенный
завоевателями – англосаксонский или древнеанглийский, принадлежал к
германской языковой группе. К концу VII века установилось господство
Римской Церкви. После этого события английская культура переживала период
расцвета и превосходила европейские государства. Христианство решающим
образом воздействовало на все представления англосаксов, но оно не отвергло
полностью предшествующий опыт постижения мира. Происходила
трансформация всей системы мировосприятия англосаксов»6.
«Датское завоевание ХI века происходило в рамках одного историко-
культурного североевропейского типа и стало итогом экспансии скандинавов,
которая продолжалась к тому моменту уже 200 лет, результатом которого стало
включение Англии в состав «Империи Кнута», куда входили также Дания и
Норвегия. Культура, традиции государственности и церкви Англии были более
развиты чем скандинавские, таким образом, завоёванная Англия создавала
«окультуривающую» среду для завоевателей, что способствовало мирной англо-
скандинавской ассимиляции, где скандинавы встраивались в социальную,
культурную, этническую структуру англосаксонского общества, а наиболее
важнымфактором,способствовавшиминтеграции,была
Сизова О. В. Британия и англосаксонское завоевание /О. В. Сизова //Шуйская сессия
студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XII Международной научной
конференции (Москва – Шуя, 2019 г.)/ отв. ред. А.А. Червова – Шуя: Изд-во Шуйского
филиала ИвГУ, 2019. – с. 229 – С. 182 – 187
«интернационалистская» политика Кнута. Англия, в свою очередь, став центром
Империи, получила интенсивное развитие экономики и городов»7.
«Совсем иной характер носило нормандское завоевание, где нормандцы
являлись носителями совершенно чуждого культурного уклада, традиций
(являясь некогда потомками викингов, претерпевших сильную социокультурную
инверсию и превратившихся в ярких представителей западной феодальной
Европы) и выступали в роли «цивилизаторов», насильственно насаждавших
свою культуру и язык (М. Горелов). Происходило вытеснение и уничтожение
элиты, вытеснение и закрепощение народа, осуществлялся строгий контроль над
английской церковью, повсеместное строительство замков и снижение роста
городов. Важным процессом является вытеснение древнеанглийского языка,
сосуществование трёх языков: латыни – языка церкви, нормано-французского –
языка знати и английского – языка народа. В результате англо-нормандского
синтеза образовалась новая особая система управления, а политическое
объединение страны способствовало формированию единой английской нации»8.
1066 год на несколько веков связал Англию и Францию. В культурном
плане Франция долгое время являлась для Англии эталоном, находясь на более
передовых позициях культурного и научного развития. В то же время между
странами постоянно возникали военные конфликты и присутствовало
постоянное состояние враждебности. Многие исследователи называют
французов тем самым «чужим», которое необходимо для осознания «своего» и
формирования национальной идентичности. В последующие после
Нормандского завоевания века происходит становление английской
национальной идентичности, важными атрибутами которой становится вера в
свою «богоизбранность». Особую важность имело событие 1362 г., когда
делопроизводство было переведено на английский язык, после чего происходило
его медленное, но верное вытеснение из всех сфер жизни англичан и вытеснение
французских элементов культуры, как чуждых. В XVI веке в Англии произошла
глубокая социальная трансформация, когда национальное сознание стало
широко распространено и укоренилось в английской культуре.
Во втором параграфе второй главы «Идентичность и традиционность
как выражение своеобразия английской нации» анализируются процессы
культурной ассимиляции и формирования национальной идентичности
англосаксов/англичан.«Проанализированыфакторы,повлиявшиена
формирование культурной идентичности англичан. Особое внимание уделено
процессухристианизациианглосаксов,лингвистическимаспектам,
литературным произведениям и роли интеллектуалов в образовании
национальной английской культуры»9.
Сизова О.В. Социокультурные последствия датского и нормандского завоеваний Англии. /
О.В. Сизова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых,
посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 25 сентября 2020 г.:
материалы XIII Международной научной конференции (Шуя, 2020 г.)/ отв. ред. А.А. Червова
– Шуя: Изд-во Иван. Гос. Ун-т, 2020. – С. 211 – 214
Там же.
Сизова О.В. Англосаксонская идея, как основа культурной идентичности жителей
Британских островов/О.В. Сизова//Международный научно-исследовательский журнал – № 6
(108) июнь 2021, С. 37 – 42
«В конце XVIII – начале XIX веков в викторианскую эпоху понятие
«англосаксонский» стало применяться учёными «для обозначения народов,
говоривших на древнеанглийском языке, их королевств и культуры». Это был
период «романтизированного образа рождения Англии», время «формирования
мифа о национальном происхождении». В 1990-е – 2000-е интерес к англосаксам
с их «воинствующей культурой» возобновился, и ренессанс в изучении всего
англосаксонского, связан с повышенным интересом к тому, как они сумели
создать и сохранить свою идентичность из смеси кельтского и римского
наследия, скандинавской и нормандской культур, не смотря на все
произошедшие события, их взлёты и падения, а также политические
манипуляции их культурой, идеями, образом. Особое направление составляют
исследования процессов ассимиляции, происходившие в средние века между
различными этносами, выявление закономерностей данных процессов. после
завоевания англосаксов нормандцами в 1066г. на протяжении долгого времени,
вплоть до конца XII века между этими этническими группами существовала
непреодолимая враждебность, обусловленная их культурными и языковыми
различиями, а также жёсткой политикой Вильгельма, нацеленной на полное
подчинение населения островов и замену английской элиты на французскую.
Несмотря на то, что на французском (нормандском) языке продолжали говорить
в Англии до XIV века, а английское общество подверглось сильному влиянию
континентальной культуры, английская аристократия, сформировавшаяся после
завоевания, имевшая нормандские корни, обладала английской идентичностью.
Английская идентичность одержала триумфальную победу, вопреки поражению
англичан, вопреки тому, что власть и деньги были сконцентрированы в руках
победителей-нормандцев. Данный пример ассимиляции, когда идентичность
завоёванного народа поглотила идентичность доминирующей элиты является
важным для понимания таких процессов как формирование этничности и
нации»10.
«Для многих современных процессов, происходящих как в Британии, так и
во всём мире, понимание того как германские племена из северной Германии и
южной Дании, прибывшие на острова в середине V века, острова полные
кельтских названий и римских строений, смешались с романо-британским
населением,впитавримскуюичастичнокельтскуюкультуру,
средиземноморское искусство и литературу, пережили завоевания викингов и
нормандцев, сохранив культуру и язык, претерпев изменения, но сохранив
основу своей идентичности, может дать ответы на многие вопросы»11.
Лингвистические исследования являются ценным источником по вопросу
взаимодействия культур, так «язык «данов» – древнескандинавский оказал
сильное влияние на англосаксонский (древнеанглийский, в котором уже были
кельтские и латинские слова), который был флективным языком (имел
окончания) и порядок слов не был важен, в отличие от современного
английского. В дальнейшем под мощным влиянием французского английский
Сизова О.В. Англосаксонская идея, как основа культурной идентичности жителей
Британских островов/О.В. Сизова//Международный научно-исследовательский журнал – № 6
(108) июнь 2021, С. 37 – 42
Там же.
станет полностью аналитическим языком, заимствует целый пласт французской
лексики и на выходе это будет уже среднеанглийский язык, язык Чосера»12.
«Писатели и поэты XVI в. начали прославлять английский зык, называя его
«сладкозвучным», «наилучшим», языком, который заимствовал лучшее из
романского, французского, датского, бретонского и других языков. Английский
стал языком, на котором выражало себя развивающееся национальное
чувство»13.
«При Тюдорах начался интенсивный процесс изучения истории, древних
летописей, поиска «своих корней» и «славных древних предков», шло
формирование национальных мифов»14. «Эпоха Елизаветы Тюдор – эталон,
«золотой век», превратилась в XVIII веке в национальный миф, занимавший
господствующее положение до середины ХХ века»15.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования,
обобщаются результаты, достигнутые в ходе работы, формулируются выводы и
возможные перспективы дальнейших исследований в рамках данной темы.
В диссертационном исследовании рассмотрена проблема формирования
английской нации как феномена культуры. В связи с этим в диссертационном
исследовании представлена концептуальная модель феномена нации, выделены
основные конструкты, формирующие данную модель как систему. В связи с
этим в диссертации раскрыты такие понятия, как социокультурные процессы,
культурная динамика, межкультурное взаимодействие, войны, чужеземные
влияния, обозначившие культурно-исторические события в их пространственно-
временном развитии, а также ценностные нарративы (аккультурация, адаптация,
идентификация, культурная память) сформированные в событийном процессе
формирования нации как феномена культуры. В диссертации на широком
фактологическом и исследовательском материалах представлены особенности
социокультурных процессов, формирующих английскую нацию как феномена
культуры. Выявлено, что взаимодействие культур является основой
формирования английской нации. Взаимодействие культур, происходившее по
причине чужеземных завоеваний, неизбежно приводило к культурной
адаптации, в результате которой формировалась новая уникальная культура
английского народа; выделены этапы культурной адаптации жителей
Британских островов, которые привели к формированию английской нации.
Там же.
Актуальность темы исследования заключена в том, что современные
тенденции глобалистской культуры приводят к снижению значимости
национальных культур, что, с одной стороны, в определенной степени негативно
отражается в общественном национальном сознании, с другой стороны, рождает
мотивацию к исследованию истоков национальной идентичности в сложном
взаимодействии межнационального коммуникативного общения, в ареале
которого периоды чужеземных завоеваний, миграционных и адаптационных
процессов, аккультурации. Этими обстоятельствами объясняется
исследовательский интерес ученых к проблеме культурно-исторического
возникновения и формирования нации в контексте динамики социокультурных
процессов.
Проблема истоков английской нации в сложной и противоречивой истории
ее формирования из различных этносов, культурных влияний, связанных с
господством Римской империи, варваров, нашедших свое отражение в
мифологической и исторической парадигме литературных и философских
источников, отразилась в многочисленных современных научных исследованиях
разнообразием, подчас противоположных позиций ученых, историков,
культурологов, антропологов и литературоведов. В то же самое время
общественный и научный интерес к проблеме формирования английской нации в
настоящее время усугублен социальными и культурными событиями, такими как
миграция, связанная с войнами на ближнем Востоке, а также влияниями
глобальной культуры, подавляющей национальное достоинство и идентичность.
Ещё в начале двадцатого века Британская империя являла небывалое
могущество, занимая четверть земной поверхности суши и имея в своём составе
примерно треть населения планеты. Британцы несли повсюду свою культуру и
язык. Но уже в середине ХХ века британские интеллектуалы озадачились
очередным «иноземным вторжением» на Британские острова в лице
американской массовой культуры через средства массовой информации.
Мигранты, которые начали активно населять Великобританию во второй
половине ХХ века, привезли с собой свою культуру, язык и религию, в первую
очередь, ислам. В настоящее время на территории страны насчитывается более
полутора тысяч мечетей и тысячи британцев ежегодно принимают ислам.
Такие процессы, как создание европейской культурной идентичности,
переход к «наднациональному» регионализму привели к созданию Евросоюза.
Великобритания стала членом ЕС в 1992 году и с самого начала стремилась
сохранять максимально возможную самостоятельность, после чего произошёл Brexit
с демонстрацией национальной символики и бурными обсуждениями в СМИ.
Немаловажным является небывалый темп развития информационных
технологий и виртуальной реальности, где национальное самосознание не
является релевантным признаком и сквозь огромный поток «контента» с трудом
пробивается культурная память народа. Все эти социокультурные процессы
обусловили значимость проблемы национальной идентификации в общественном
сознании английского социума.
Актуальность нашего исследования характеризуется тем, что оно основано
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!