Социокультурные ресурсы социальной консолидации российского общества
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
КОНСОЛИДАЦИИ…………………………………………………………… 15
1.1. Социальная консолидация как проблема социальной науки:
теоретические и прикладные аспекты……………………………………………15
1.2. Концепция социальной конъюнкции в аспекте ресурсного подхода..…..35
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ: КОНЪЮНКТИВНЫЕ
ЭФФЕКТЫ, ДИЗЪЮНКТИВНЫЕ РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
КОНЪЮНКЦИИ…………………………………………..……………….…..52
2.1. Цивилизационно-пространственный ресурс….…………………………..52
2.2. Гражданско-государственный ресурс……………………………….……..89
2.3. Символический ресурс.….…………………………………………………120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….157
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………162
Актуальность исследования. Социальная консолидация является
одним из обязательных условий возникновения и существования любого
общества. Строго говоря, другие факторы, такие, как приспособление к
окружающей среде, экономические практики, взаимоотношения народа и
власти, безопасность внутренняя и внешняя, и др. – в своей конечной
эффективности также обусловлены степенью консолидации сообществ, и
общества, в целом. Солидарность, или неравнодушное отношение к
собратьям, соплеменникам, и согражданам – выступает залогом успешного
социального воспроизводства социума во всех его ключевых сферах.
Соответственно, задача формирования и поддержания солидарного характера
общественных отношений не может не являться одной из ключевых как в
государственной политике, так и в инициативах локальных сообществ.
Противодействие дезинтеграционным процессам и тенденциям – совершенно
естественно и нормально для любого общества, которое, в норме, должно
делать всё для увеличения собственных жизненных шансов, а не для их
уменьшения.
Едва ли не важнейшую роль в реализации этой задачи играют факторы
социокультурного порядка – ответственные за «территорию смыслов»
общества, за его интеграцию и консолидацию. Именно в социокультурных
сферах, включающих образование, религию, искусство, цивилизацию,
комплекс социальных идентификаций, и пр. – закладываются наиболее
прочные основы социального единства, поскольку именно здесь создается и
поддерживается единое полотно общества, сотканное из прошлого,
настоящего, и, частично, будущего, из ценностей и норм, из представлений о
мире и человеке, из символов и узлов, сплетенных цивилизацией,
пространством, памятью и идентичностью. Для общества нет, пожалуй,
задачи важнее сохранения целостности этого полотна, являющейся условием
полноценного развития и всех прочих общественных сфер.
Консолидация российского общества на протяжении уже четверти века
находится в крайне тревожном состоянии. Отечественный социум, по сути
дела, всё время балансирует на краю дезинтеграции, угроза которой
сформировалась в результате «перестройки» и крушения Советского Союза,
когда были основательно подорваны не только территориальная интеграция,
но и смысловое, символическое, социокультурное пространство страны.
Оказались разрушены общие идентичности, общая культура, общая
идеология, и даже общая история, что не могло не сказаться на общности
мировосприятия, и состоянии социального консенсуса, в целом. Запущенные
процессы социальной энтропии сохраняют свою негативную динамику и в
наши дни, что проявляется в проблемах межпоколенческой преемственности,
консистентности нормативно-ценностного комплекса, непротиворечивости
содержательных аспектов образовательного процесса и социализации,
цельности исторической памяти, и пр. Вместе с тем, общество, как всякая
живая система, не может не вырабатывать и средства противодействия
процессам собственной деконструкции, используя, в том числе, и ресурсы
социокультурной сферы. Российское общество, в этом плане, также дает
некоторые основания для осторожного оптимизма, хотя процессы
консолидации и дезинтеграции по-прежнему противостоят друг другу, и
баланс этих сил не предопределен.
В этой связи, исследование выбранных социокультурных сфер
российского общества в качестве носителей и дезинтеграционных рисков, и
источников ресурсов социальной консолидации представляется достаточно
актуальным и востребованным как в отечественной науке, так и в
общественной практике.
Степень научной разработанности проблемы. Тема социальной
консолидации как таковой является вполне традиционной для социальной
философии, и социальной науки, в целом, сохраняющей, вместе с тем, свою
непреходящую актуальность. В классический период обществознания
проблема социальной солидарности поднималась О. Контом,
воспринимавшим её в качестве результата нескончаемого процесса
распределения труда, Э. Дюркгеймом, полагавшем, в схожем ключе, что
солидарность общества обязана своим возникновением увеличивающейся
функциональной специализации, К. Марксом и Ф. Энгельсом, убежденными
в том, что солидарность в условиях капиталистического уклада представляет
собой реализацию стремления власти к созданию «статуса всеобщности» для
собственных ценностей, М. Вебером, анализировавшим истоки социальной
солидарности в контексте теории оснований социального действия, А.
Бергсоном, полагавшим, что солидарность обусловлена уже элементарными
биологическими инстинктами человеческого существа.
В «больших теориях» Т. Парсонс, так же, как и Г. Дж. Блумер,
рассматривали социальную солидарность, во-первых, как результат
объективированного в социальной структуре детерминизма общественного
устройства, а во-вторых, в качестве результата нескончаемых ежедневных
интеракций, создающих как структуру, так и всё, что её поддерживает и
укрепляет, включая механизмы социальной консолидации. В рамках
критической теории проблемам солидарности посвящали внимание П.
Бурдье, исповедовавший в своих взглядах на формирование социальной
консолидации преимущественно марксистский подход; Ю. Хабермас, для
которого солидарность, с одной стороны, выступает базой для
коммуникативного действия, носящего взаимный характер, а с другой
стороны – возможностью реализации принципов социального согласия в
обществе, где труд и капитал уже не находятся в предсказуемых условиях,
определяемых «социальным государством»; Дж. Александер, считающий,
что проблемы социальных ресурсов консолидации в современных
«постмарксистских» реалиях, когда уже не работает классовое сознание,
заключены в активизации потенциала гражданского общества.
В отечественной науке А.С. Ахиезер исследовал историческую
природу солидарности в российском обществе в рамках собственной теории
монологизации, фактически, отрицая возможность формирования
солидарного состояния в отечественных условиях, так же, как и Л.Д. Гудков.
С точки зрения проблематики формирования общественного договора в
российском обществе подходит к теме солидарности А.П. Заостровцев. Такие
исследователи как В.И. Пантин и В.В. Лапкин рассматривают формирование
солидарности практически с марксистских, «критических» позиций,
признавая в началах консолидации преимущественно проявленную
репрессивную волю российского государства. В.Г. Федотова доказывает, что
разрушение коллективистских структур в нашем обществе имело своим
следствием далеко идущие негативные последствия, включая состояние
«аномии», которое длится уже продолжительное время. С.А. Кравченко
анализирует проблематику социальной солидарности в российском обществе
с позиций нелинейной динамики, при которой всякий общественный
процесс, включая солидаризацию, приобретает малопредсказуемый и слабо
корректируемый характер. Н.Е. Тихонова, также достаточно критично
воспринимающая перспективы социальной консолидации российского
общества, полагает, что какой-то социальный консенсус, коль скоро он
складывается здесь, основан на своеобразном контракте о «взаимном
ненасилии» между российской властью и российским обществом.
Социокультурный подход к исследованию общественных процессов в
современном российском обществе активно и продуктивно используется
Н.И. Лапиным в рамках исследования процессов социокультурной
модернизации России. Н.И. Лапин исследует также цивилизационные
аспекты разворачивающегося процесса гуманистической модернизации. В.П.
Бабинцев анализирует причины социокультурной фрагментации российского
общества, обращая особое внимание на тревожно низкий уровень взаимного
доверия и ответственности в отношениях между гражданами, и, как
следствие, их малую способность к конструктивному сотрудничеству друг с
другом, и с институтами власти. Н.П. Копцева исследует проблемы и
возможности преобразования этнической культурной идентичности в
общенациональную идентичность, и доказывает, что такое преобразование
возможно, особенно, учитывая конструируемую природу общегражданской
идентификации. А.А. Семенова и Н.П. Копцева рассматривают социальную
консолидацию, во-первых, как непременно рефлексивный процесс, и, во-
вторых, как феномен, обусловленный тремя главными факторами:
экономикой, политикой и легислатурой, и духовной составляющей, под
которой исследователи понимают идеологические основы, реализуемые в
религиозных и философских доктринах. О.А. Полюшкевич уделяет внимание
вопросам именно социокультурной консолидации, включающей в себя,
прежде всего, формирование единства целей, межпоколенческую
преемственность, и нормативно-ценностный консенсус. Р.Б. Шайхисламов
рассматривает проблему социокультурной интеграции современного
российского общества как вопрос полноценной социальной коммуникации.
Социальной консолидации в символическом измерении посвящены труды
А.Н. Самарина, исследующего социально-психологические основания
социальной консолидации – эмпатию, А.А. Акмаловой и В.М. Капицына,
изучающим национальные интересы в качестве символического феномена, и
уделяющим внимание цивилизационным основам формирования
общегражданского консенсуса. О.А. Кармадонов и М.К. Зверев исследуют
социальную солидарность с точки зрения сформулированной ими
«потоковой модели» консолидации.
И.А. Исаев говорит о естественности состояния солидарности для
общества, и неизбежных психологических и организационных проблемах, с
которыми встречается социум, переживающий дезинтеграцию, а значит –
сталкивающийся со всей силой иррационального и неконтролируемого. В.Т.
Дронов исследует проблемы социальной консолидации с точки зрения
необходимости формирования общегосударственной общенациональной
идеологии цивилизационного уровня.
Ресурсный подход был создан в рамках социальной психологии в
работах К. Левина, и впоследствии интегрирован в социальную философию и
социологию. В отечественной науке данная методология активно
используется такими авторами, как В.М. Капицын, рассматривающий
символы в качестве ресурса формирования общенациональной
идентичности, Л.Б. Москвин, анализирующий значение нематериальных
факторов, определяющих отношения между властью, обществом и людьми,
К. Муздыбаев, рассматривающий ресурсы в качестве жизненных ценностей,
которые могут быть осязаемыми и символическими, материальными и
моральными. Кроме того, ресурсный подход в своих исследованиях
социокультурной сферы применяют И. И. Шурыгина, Е. М. Авраамова, Л. А.
Беляева, А. И. Ракитов, Ю. В. Грановский, А. А. Ярилин, В. Н. Журавлев, и
др.
Вместе с тем, проблема социокультурных ресурсов социальной
консолидации требует, на наш взгляд, более пристального
исследовательского внимания, учитывая её критическую значимость для
социума вообще, и для современного российского общества, в особенности.
Объектом исследования является социальная консолидация
современного российского общества
Предметом исследования выступают ресурсы социальной
консолидации, заключенные в социокультурной сфере российского
общества, и особенности их реализации.
Цель работы – исследование ресурсов социальной консолидации
российского общества, локализованных в цивилизационно-
пространственном, гражданско-государственном, и символическом
сегментах социокультурной сферы.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:
анализ наиболее значимых в теоретико-методологическом плане
и наиболее эвристичных в прикладном плане подходов к проблеме
социальной консолидации в социальной науке;
теоретико-методологическое обоснование концепции социальной
конъюнкции в аспекте ресурсного подхода;
анализ потенциала социальной консолидации, заключенного в
цивилизационно-пространственном сегменте;
исследование консолидационных эффектов, рисков и потенциала
гражданско-государственного ресурса;
изучение идеологических аспектов символических систем и
феномена социальной памяти на предмет потенциальной значимости для
задач социальной консолидации современного российского общества.
Теоретико-методологической основой исследования послужили
труды как отечественных, так и зарубежных ученых, посвященные анализу
ключевых аспектов проблемы социальной консолидации.
При формировании теоретико-методологической матрицы работы
были использованы разработки классиков социального теоретизирования в
части группового и социокультурного измерений социальной солидарности,
находки представителей критической теории, в части значимости институтов
гражданского общества при формировании консолидированного социума
(Дж. Александер), и относительно роли культурных факторов при создании
общегражданской идентичности и гражданской нации (Ю. Хабермас).
Для общего теоретико-методологического обоснования была
использована концепция социальной конъюнкции (О.А. Кармадонов) в
аспекте ресурсного подхода (К. Левин). Понятие «конъюнкция»,
традиционно являющееся частью аналитического тезауруса формальной
логики, всё чаще покидает пределы последней, и используется в
аналитической психологии (К.Г. Юнг), социологии (Н. Ковалиско),
этнографии (П.Л. Белков), философской эссеистике (А.И. Бродский).
Эвристична данная категория и при социально-философском исследовании
всех «соединительных» явлений в обществе. Его введение в социально –
научный оборот позволяет, во-первых, упорядочить категориальный
инструментарий, используемый при анализе процессов консолидации и
интеграции, и состояний солидарности и единства, и, во-вторых, дает
возможность аналитического описания содержательных аспектов указанных
явлений, включая ресурсы, механизмы, эффективность, и риски. Тем самым,
«социальная конъюнкция» обретает статус родовой социально-философской
категории по отношению к прочим видам социального «соединения».
Для обоснования и дополнительного анализа ряда положений
диссертации в части цивилизационно-пространственного ресурса
консолидации была использована данная Н.И. Лапиным концептуализация
связи цивилизации, территории, и воспроизводства сообщества. При
формулировании оснований возможной идеологии социальной
консолидации, были использованы эвристичные идеи Н.И. Лапина
относительно фундаментальных цивилизационных ценностей, включающих,
во-первых, ценности сохранения, или выживания вида (и соответствующие
практики, способствующие реализации данной цели, включая
взаимопомощь, ненасилие, бережное отношение к жизни), и во-вторых –
ценности развития человеческих качеств (включая достоинство, способности,
свободы и права), формирующие концепцию «реального гуманизма». При
анализе особенностей социальной памяти и цивилизационной идентичности
привлекались данные прикладных социологических исследований. В целом,
автор опирался на общенаучную методологию познания, с применением
аналитических и междисциплинарных методов.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем,
что реализован комплексный социально-философский анализ ключевых
социокультурных ресурсов социальной консолидации, с особым вниманием к
их прикладной значимости, потенциальным рискам, и возможностям
реализации в современном российском обществе
К положениям новизны в работе относится следующее:
выявлено, что классические социально-философские подходы к
феномену социальной консолидации сохраняют свою значимость и в
новейших концептуализациях, как в теоретическом, так и в практико-
ориентированном аспектах;
разработано аналитическое расширение концепции социальной
конъюнкции за счет ресурсного аспекта, что позволило обосновать аналитических категорий «конъюнктивный потенциал», «дизъюнктивные
риски», и «перспективная конъюнкция», что, в свою очередь, дало
возможность более детально структурировать исследовательский объект;
показано, что значимость цивилизации и пространства как
ресурса для социальной консолидации российского общества отражена в
специфике цивилизационно-пространственного восприятия российского
народа, заключающейся в державно-ориентированной самоидентификации;
продемонстрировано, что актуальное и потенциальное влияние
гражданской активности и государственных инициатив на состояние
солидарности российского общества характеризуется известным
целерациональным подобием, что позволило описать феномен гражданского
общества – «государственника»;
установлено, что социальная память, как один из символических
ресурсов российского общества, обнаруживает тенденции консолидации
массового сознания вокруг значимых символов, что позволило сделать вывод
о преобладании процессов социальной конъюнкции в данной сфере;
выявлены перспективные конъюнкции во всех изученных
социокультурных сферах, что позволило сформулировать начала
протоидеологии социальной консолидации российского общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современные подходы к проблеме социальной консолидации
отличаются многообразием теоретических детализаций и практических сфер,
в которых реализуется и исследуется данный феномен. Одним из до сих пор
не преодоленных противоречий в социальной теории является
противопоставление необходимости консолидации общества и
постулирования её репрессивного характера, как результата действий власти.
Разрешение данного противоречия видится в увеличении гражданской
рефлексивности и активности.
2. Расширение концепции социальной конъюнкции за счет включения в
аналитический инструментарий категории «конъюнктивный ресурс» дает
возможность исследования процессов социальной консолидации на более
эвристичной теоретико-методологической базе, более детально
структурировать исследовательский объект, и сориентировать
исследовательский фокус в направлении таких феноменов, как
«конъюнктивные эффекты» (результаты практик консолидации),
«дизъюнктивные риски» (угрозы со стороны практик деструктивного
характера), и «перспективные конъюнкции» (назревшие, но ещё не
активированные инициативы, формирующиеся на основе сочетания
различных практик).
3. Перспективной конъюнкцией в области цивилизационно-
пространственного ресурса консолидации современного российского
общества является сочетание разработанных «символических карт»
российского пространства, то есть – его образное и символическое освоение,
с расширенной рефлексивностью цивилизационного самовосприятия и
полноценной институционализацией понятия «российская цивилизация».
4. Гражданская активность и государственные инициативы дают
примеры направленности на достижение общей и рациональной цели –
консолидацию российского общества. К этому стремятся конструктивный
гражданский активизм и ответственная государственная политика в
ключевых жизненных сегментах отечественного социума, в этом же
заключается перспективная конъюнкция в данной сфере. Одновременно,
последняя несет в себе и серьезные дизъюнктивные риски, связанные с
деструктивными аспектами гражданского активизма, и с
правительственными инициативами, не учитывающими присущие
российскому народу представления о норме, порядке, справедливости, и их
антитезах.
5. Символические системы отечественного социума, так же, как и все
другие социокультурные сферы, демонстрируют как конъюнктивный, так и
дизъюнктивный потенциал. Вместе с тем, тенденции социальной
конъюнкции в данной сфере очевидно преобладают, что выражается как в
структурирующейся вокруг значимых символов прошлого социальной
памяти, так и в конструктивных основаниях формирующегося в России
перспективного единого конъюнктивного кода – своего рода,
протоидеологии, основанной на приоритетности «нормальных общественных
отношений», и выступающей альтернативой политическим идеологическим
проектам. Любое общество должно стремиться к поддержанию нормативного
порядка и конструктивных общественных отношений, но в современной
России данное стремление приобретает характер доктринальный.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в
следующем. Во-первых, дальнейшая разработка концепции социальной
конъюнкции позволит вывести исследования проблем социальной
консолидации на более обещающий в эвристическом плане теоретико-
методологический уровень. Во-вторых, осуществленное диссертационное
исследование позволяет обогатить прикладной социальный поиск в
конкретных сферах реализации социальной консолидации, и прежде всего – в
социокультурной сфере. В-третьих, выводы диссертации могут быть полезны
при формировании адекватной государственной политики по достижению
социального согласия и социального единства в российском обществе.
Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного
исследования были опубликованы на ряде региональных и всероссийских
конференций: Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием «Проблемы управления развитием социальных
систем: личности, организации, территории» (Иркутск, 2013),
Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социального
воспроизводства современного российского общества: политические,
экономические, культурные и демографические аспекты» (Иркутск, 2014) ),
Всероссийской научно-практической конференции «Консолидация
российского общества: организационные, образовательные, и
социокультурные ресурсы» (Иркутск, 2015). По теме диссертационного
исследования опубликовано 8 печатных работ, включая 4 публикации в
изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Проблематика социальной солидарности, консолидации, интеграции
начала привлекать внимание исследователей уже на ранних этапах
формирования социальной философии. В отношении данной темы вновь
подтвердился принцип классического периода любой отрасли знания –
созданные в ту эпоху подходы, главные концептуализации, и основной
аналитический проблемный ряд сохраняют свою востребованность и
эвристичность и в последующие периоды развития той или иной науки. В
случае социальной философии, как основной академической сферы, в
пределах которой была впервые поставлена, а затем – рассматривалась под
различными углами проблема социальной консолидации – это положение
подтверждается на протяжении всего последнего века. Одним из
категориальных комплексов, связанных с данной проблематикой, выступает
феномен социокультурных оснований социального бытия – будучи создан
как объект исследовательского внимания в классический период социальной
науки, этот комплекс категорий продолжает оставаться актуальным и
постоянно исследуемым. Новая социальная реальность задает новые
аналитические параметры, при которых сегодня осуществляется детализация
проблемы до самых «тонких» теоретических уровней, и до самых
неожиданных эмпирических тематизаций, но значение социокультурных
факторов в процессе создания единой и цельной социальной ткани
опровергнуть никто не решился.
По сути, концепция социальной конъюнкции является одной из таких
теоретико-методологических «детализаций» проблематики консолидации
общества. Здесь нет «умножения сущностей без меры», напротив, здесь
присутствует попытка упорядочения аналитического инструментария,
прилагаемого в рамках социальной философии к исследованию процессов
консолидации и интеграции, и состояний солидарности и единства. То есть
социально-философская инкорпорация конъюнкции выступает даже
известным редукционизмом по отношению к общепринятому сегодня
аналитическому тезаурусу данной проблематики. Главная цель такой
редукции – придание существующему теоретическому оснащению известной
строгости и последовательности, и формирование конвенционального
аналитического аппарата социальной философии для исследования
процессов социального воспроизводства, с неизбежностью предполагающих
определенный уровень консолидации социума.
Цивилизация и пространство, гражданство и государство,
идентичность и идеология являются, наряду с другими феноменами,
естественными элементами социокультурной сферы. Цивилизационно-
пространственное самосознание задает индивиду культурные и физические
параметры и пределы его восприятия мира и себя, если это самосознание не
развито, или приглушено, человек подобен манкурту – существу, не
помнящему ни своего происхождения, ни подлинного имени,
воспринимающему окружающее не как череду вызовов, на которые нужно
искать ответы – и отвечать, а как нераздельный и неструктурированный
морок, в котором нет ничего – ни возвышения, ни унижения, а есть лишь
бесконечная серая мгла, в которую превращается его повседневность.
Причем, эта «мгла» в любой момент может быть наполнена извне любым
содержанием. Н.И. Лапин справедливо предупреждает: «адепты глобальных
потоков капитала выступают в качестве духовных миссионеров западной
цивилизации и <...> представляют эту цивилизацию как самую передовую и
достойную всеобщего подражания. Интересы представляются как ценности,
при этом в качестве фундаментальных ценностей утверждаются
политические, прежде всего демократические права и свободы человека.
Несомненно, эти права и свободы исключительно важны. Но насколько
обоснованно, что именно они декларируются в качестве высших ценностей
всей цивилизации, а подлинно фундаментальная ценность жизни человека
выпадает из числа приоритетных?» [81, с. 4].
Всякая биологическая и социальная система, включая личность,
стремится, в норме, к повышению своих жизненных шансов. В условиях
цивилизационно-пространственного безмыслия и бессмыслия эти шансы
неуклонно понижаются, именно поэтому столь важна массовая и
полноценная цивилизационная рефлексия. Нельзя сказать, что российский
народ этой рефлексии лишен, но нельзя и утверждать, что она развита у нас в
высокой степени. Эта задача – по-прежнему на повестке дня и российского
общества, и российской власти. В формировании, или развитии такой
рефлексивности и цивилизационной идентичности важно не
дезориентировать себя самих – через представления о российской
цивилизации как «европейской», или как «азиатской», или как
«евразийской», в любом случае – «вторичной», «догоняющей», неизбежно
обрученной с «имперскостью», с «тьмой власти» и «властью тьмы», с
«недоразвитостью», в конце концов. Опасно всё время понижать себя, свою
культуру, свою цивилизацию до статуса гумилевской «химеры», или
шпенглеровского «псевдоморфоза», в общем – какого-то исторического
казуса, чего-то несуразного, нелогичного, «загадочного», того, что не должно
было вообще появиться, но каким-то образом появилось, и теперь влачит
свое непотребное существование. Для повышения жизненных шансов России
нужно ровно обратное – полномасштабное (сверху донизу) осознание и
признание своей цивилизационной уникальности и своеобразности, то есть –
полное обоснование и индоктринация понятия российская цивилизация.
Перспективные конъюнкции в этой сфере уже ожидают – нам всё ещё
присуща специфика восприятия российского пространства – бесконечного по
дали и безграничного по эмоциональному освоению, и мы всё ещё где-то
глубоко в душе подозреваем, что отличаемся от других какими-то очень
серьезными и важными признаками. Важно, чтобы эти почти
подсознательные импульсы и ощущения вышли на уровень массового
сознания, и были оформлены детальным и исчерпывающим способом через
целостный символический образ страны, понятый и принятый каждым,
считающим Россию – своим домом.
Живая система, если у неё ещё осталась хоть какая-то витальная
энергия, не может не сопротивляться дизъюнкции – распаду и дезинтеграции.
Сколь долго не длилась бы разрушающая систему деятельность, в
определенный момент она должна начать сопротивляться, и это
сопротивление должно проявиться практически во всех жизненных сферах
общества, включая гражданскую активность и деятельность правящего
сообщества. Последнее, даже влекомое изначально самыми примитивными
корыстными интересами, не может не начать однажды конструктивную
деятельность социетального масштаба – хотя бы, из чувства самосохранения.
Самый привлекательный вариант, это, разумеется, сформировавшаяся во
властном сообществе соразмерная ответственность, при которой уровень
ответственности человека совпадает с уровнем его рефлексивности. Когда
граждане – и «рядовые», и активисты – становятся государственниками,
преследуют цели, требующие даже для своей постановки державного уровня
осознания происходящего, а государство «вдруг» начинает продуцировать
инициативы, направленные на защиту и поддержку жизнеобеспечивающих
подсистем социума, можно высказать предположение, что перспективная
конъюнкция более чем возможна и жизнеспособна и в этой области.
В любом случае, конструктивная социетальная деятельность в норме
должна получать санкцию единого конъюнктивного кода общества –
комплекса норм, ценностей, и символических диспозиций, приводящих в
креативный порядок нетворческий хаос социального мироздания. Для
формирования такого кода, или идеологии, крайне важна, помимо прочего,
конъюнкция времен, но не как пресловутое «примирение с прошлым», а как
честное оценивание событий давней и не очень давней отечественной
истории. Высказывание же необходимости «примирения» в большей степени
походит на попытку добиться «всепрощения», и тогда за пределы
необходимых оценочных суждений, а значит – за пределы ответственности –
выводятся, в частности, и Революция 1917 года, и Гражданская война, и
репрессии сталинского периода, и «перестройка», и «приватизация», и
разрушение мощного государства, по сути – отнятие Родины у почти трех
сотен миллионов людей. Присвоенные «оценки» и значения смогут стать
действительно прочными узлами социокультурной ткани общества, и создать
действительную историческую и межпоколенческую преемственность.
Перспективный единый конъюнктивный код, или протоидеология
формируется за счет состоявшихся социальных конъюнкций, возникающих, в
свою очередь, как результат преследования обществом конструктивных и
здоровых целей в своем развитии. Протоидеология может сформироваться в
полноценную идеологию здоровых, конструктивных, нормальных
отношений – не претендующую на статус больших политических
нарративов, и, строго говоря, не интересующуюся таким статусом. По
крайней мере, признаки этой протоидеологии социального конструктива, или
социального здоровья видны сегодня повсюду, значит первоочередная задача
как общества, так и власти – способствовать её доктринальному оформлению
и полноценной реализации.
Дж. Г. Мид, с точки зрения «социального бихевиориста», фиксировал
две основные тенденции человеческого поведения – «те, что ведут к
социальной кооперации, и те, что ведут к социальному антагонизму среди
индивидов; те, что вызывают дружеские представления друг о друге и такие
же отношения, и те, что производят враждебные восприятия и отношения
среди индивидов в самых различных ситуациях. …Очевидно, что последний
класс базовых импульсов или поведенческих тенденций является
“антисоциальным”, то есть разрушительным для любой человеческой
организации, и неспособным сформировать основу любого организованного
человеческого общества» [182, p. 303-304]. Другими словами, здоровое
общество формируют здоровые же, «нормальные» человеческие отношения.
Здоровой и нормальной должна быть и социальная консолидация – как
единство сограждан на позитивной и конструктивной основе разделяемых
представлений о человеке и мире.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!