Совершенствование подготовки водителей автомобильного транспорта с целью повышения безопасности дорожного движения

Виноградов Евгений Сергеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ……………13 1.1 Анализ дорожно-транспортных ситуаций и условия обеспечения
безопасности дорожного движения, как важное условие национальной безопасности ……………………………………………………………………..13
1.2 Факторы, оказывающие влияние на механизм возникновения дорожно-транспортных происшествий…………………………………………18
1.3 Общие вопросы профессиональной деятельности водителя………21
1.4 Надежность водителя в системе профессиональной подготовки кадров……………………………………………………………………………..31 1.5 Выводы по первой главе………………………………………………37
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ В ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОМ КОМПЛЕКСЕ …………………………..39
2.2 Анализ системы «Курсант-Автомобиль-Дорога-Среда» и ее влияние на безопасность дорожного движения…………………………………………45
2.3 Информационное обеспечение системы «Курсант-Автомобиль- Дорога-Среда» …………………………………………………………………..54
2.1 Теоретические основы системы профессиональной подготовки кандидатов водители транспортных средств……………………………………39
2.4 Формирование профессионального мастерства в системе подготовки водительских кадров………………………………………………..63 2.5 Выводы по второй главе………………………………………………69
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ…………………………..70
3.1 Применение программированного обучения в системе профессиональной подготовки кадров…………………………………………70
3.2 Теоретические основы профессионального отбора кандидатов в водители для реализации индивидуализации подготовки ……………………80
3.3 Применение цифровых тренажеров в системе профессиональной подготовки водительских кадров ……………………………………………….86 3.4 Методика определения оптимального времени подготовки на тренажерном комплексе в системе профессиональной подготовки
водительских кадров …………………………………………………………..100
3.5Усовершенствованная методика системы первоначального обучения вождению автомобилем на учебной площадке в сложных условиях ………108
3.6 Система первоначального обучения вождению автомобилем в режиме реального времени …………………………………………………….118 3.7 Выводы по третьей главе ……………………………………………124 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ………………………………126
4.1 Методология совершенствования системы профессиональной подготовки водительских кадров………………………………………………126
4.2 Результаты экспериментальных исследований эффективности применения комплекса технических средств обучения, для формирования умений и навыков профессиональной деятельности ………………………..132
4.3 Выводы по четвертой главе………………………………………….135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………138
Приложение А…………………………………………………………………..152 Приложение Б…………………………………………………………………..155 Приложение В…………………………………………………………………..156

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены
цель и задачи, объект, предмет и методы исследования, изложена научная
новизна и практическая значимость работы, а также приведены основные
положения, выносимые на защиту.
В первой главе выполнен анализ теоретических исследований в области
первоначальной подготовки кандидатов в водителей, который позволил
установить, что большинство из них направлено на моделирование работы
«Человек-оператор» в системе ВАДС (Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда).
Авторы ищут возможные способы интенсификации процесса обучения
вождению и определения направления по изменению содержания программ и
методов подготовки. Существующие методы обучения не позволяют оценивать
уровень готовности водителя к безопасному управлению автомобилем в
реальных дорожных условиях, а так же отсутствуют обоснованные рекомендации
по повышению уровня квалификации. Отсутствие методической оснащенности
процесса обучения водителей навыкам безопасного управления автомобилем
оказывает существенное влияние на «Надежность» профессиональных качеств.
Во второй главе обоснована модель динамики изменений в системе
подготовки водительских кадров. Определены основы для анализа процессов
формирования операторской деятельности поэтапного формирования
практических действий.
В диссертации разработан комплекс функциональной структуры и
математических моделей операции на различных этапах подготовки курсантов.
Сложные операторские действия могут быть сведены к последовательности
рабочих операций. Представленные модели позволяют идентифицировать
уровень деятельности оператора при выполнении любого нормативного
алгоритма информационной деятельности в системе «ВАДС» (рисунок 1).

Рисунок 1 – Модель информационной деятельности водителя
Информационная деятельность водителя определяет основные этапы
восприятия дорожной ситуации:
− первый этап «прием информации» (обнаружение и выделение
необходимых сигналов из окружающей среды);
− второй этап «переработка информации» (поступающая информация
воспринимается и перерабатывается с помощью психолого-физиологических
качеств);
− третий этап «принятие решения» (оценка ситуации позволяет определить
правильные варианты решения в сложной дорожной ситуации);
− четвертый этап «выполнение решения» (характеризуется действиями
воздействия на органы управления автомобилем);
− пятый этап «контроль» выполняемых действий (определяется обратной
связью о результатах выполненных действий).
В соответствии с определением надежности системы «ВАДС», выделим
уровни деятельности водителей, которые характеризуются основными
параметрами оказывающие влияние на безопасность дорожного движения:
быстродействие, точность, надежность выполняемых действий, характером
ориентировочных и контрольных операций.
Критерий быстродействия зависит от времени реакции и определяется
выражением (1).

по = а + ,(1)

где a − время реакции;
b – скорость анализа поступающей информации;
I – объем поступающей информации.
Быстродействие реакции водителя определяется временем воздействия на
органы управления (2).

р = по + ∑ni=1 i ,(2)

где Тр – время воздействия;
ti – время опоздания сигнала;
n – объем входящих сигналов.
При выполнении расчетов Тp,ti необходимовыполнятьусловие
быстродействия операторской деятельности (3)

по ≤ Т − ∑ =1 ,(3)

Время анализа поступающих сигналов tоп определяется (4)

оп = 1 + 2 + 3 ,(4)

где t1 – прием информации;
t2 – принятие решения;
t3 – выполнение действия.
Профессиональная деятельность водителя, оказывает влияние на
надежность системы «ВАДС» в целом, и определяется анализом правильно
принятого решения в дорожной ситуации в течение заданного времени t (5)

н ( ) = ∙ ( ≤ ),(5)

где Pb – безошибочно выполненное действие;
P(Ta≤t) – своевременность выполнения действий.
Безошибочность выполняемых действий Pb и своевременности P(Ta≤t)
определяет следующие закономерности:
− время выполнения операторской деятельности тем меньше, чем выше ее
безошибочностьPb;
− время t выполнения тем меньше, чем меньше число выполняемых
операций в составе операторской деятельности.
Описанные закономерности позволяют представить процесс изменений
рабочих операций и процесс оценки уровня деятельности в виде концептуальной
модели, системы «Курсант-Автомобиль-Дорога-Среда Движения» (КАДС)
(рисунок 2), в котором осуществляется деятельность, связанная с управлением
транспортным средством, и включает в себя работу курсанта, взаимодействие
автомобиля со средой, механическое воздействие на дорогу.

Рисунок 2−Схематическое изображение системы «КАДС» и ее основные
элементы

Система «КАДС» включает в себя следующие компоненты: Ау – органы
управления автомобилем, ОА-СД – занимаемое положение автомобиля на дороге,
И,U – информационные связи, связанные с получением информации курсантом:
ИА, – информация, поступающая от автомобиля, ИСД – информация,
поступающая от окружающей среды, ИО – положение автомобиля в окружающей
среде, Uа – техническое состоянии автомобиля и органов управления, Uу –
воздействие на органы управления, Б – информационные связи реализующие
передачу информации курсанту: БА’, БА”, БАО – воздействие на органы управления,
контроль работоспособности автомобиля, положение автомобиля на дороге,
среде движения, БСД, БСД-О – информация, поступающая со среды движения,
информация, поступающая от взаимодействия автомобиля со средой движения.
Критерии оценки надежности системы «КАДС» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные критерии надежности системы «КАДС»
Критерии надежности системы «КАДС»
АвтомобильКурсантПодсистема «Курсант-
Автомобиль»
ВероятностьВероятностьбезошибочной Вероятность
безотказной работы в операторской деятельности Ропвыполнениязадачи
течениерабочегосистемы «КАДС»
времени t-Pт (t)
КоэффициентКоэффициентготовности
готовности автомобиля курсанта Коп
Кг
ВероятностьВероятностьсвоевременного
восстановления отказов выполненияоператорской
автомобиля Рвосдеятельности Рсв
Вероятность исправления ошибок
Рисп

Степень непрерывности участия курсантов в процессе управления
системой «КАДС» характеризуется тремя уровнями:
− система первого уровня надежности комплекса К-А характеризуется
непрерывностью процесса управления транспортным средством (тренажерная
подготовка) и определяется выражением (6).

КА1 = ( ) + [1 − ( )] оп [ оп св + (1 − оп ) и ],(6)

где Pt(t) – вероятность безошибочной работы тренажерного комплекса в течение
учебного времени t;
Kоп – коэффициент готовности курсанта к операторской деятельности;
Pоп – вероятность безошибочной работы курсанта при анализе аварийной
ситуации;
Pсв – вероятность своевременного выполнения курсантом операторских
действий;
Ри – вероятность исправления ошибок.
− система второго уровня надежности комплекса К-А носит непрерывный
характер, при этом деятельность заключается в периодическом решении ряда
дискретных задач непрерывно следующих друг за другом (автодромная
подготовка) и определяется выражением (7).
КА2 = оп [ т оп св + (1 − т ) вос оп св + (1 − оп ) т и ],(7)

где Pвос – вероятность своевременного восстановления требуемый действия,
связанные с управлением автомобилем и курсанта;
Pт – вероятность работы транспортного средства в течение учебного
времени.
− система третьего уровня надежности комплекса К-А характеризуется
явно выраженной дискретностью решением операторских задач (управление
автомобилем в режиме реального времени) и определяется выражением (8).

КА3 = г т оп св + (1 − т г ) вос оп св + (1 − оп ) т и(8)

где Kг – коэффициент эксплуатационных характеристик транспортного средства;
Рвос – вероятность восстановления эксплуатационных характеристик
транспортного средства.
Анализ этапов формирования деятельности курсанта позволили сделать
следующие выводы:
1. Действия курсанта включает набор ориентировочных и контрольных
операций, а также выполнение трудовых операций связанных с управлением
транспортным средством и характеризуются действиями, организация, которых
обеспечивают безошибочность.
2. Характеристика деятельности кандидата в водители определяются
уровнем восприятия информации, анализом, принятием решения, реализацией
решения, контролем выполняемых действий, которые формируются на этапе
профессиональной подготовки.
3. Определены различия этапов формирования деятельности,
проявляющиеся в содержании ориентировочных контрольных операций.
Содержание рабочей операции неизменно и соответствует нормативному
алгоритму деятельности.
4. В период освоения нового вида деятельности курсанта отличается от
нормативного алгоритма и является вариативной частью.
В третьей главе отражены требования, предъявляемые к системе
профессиональной подготовки водительских кадров. Представленный в работе
метод программированного обучения позволяет управлять процессом усвоения
теоретических и практических разделов программы подготовки, который
характеризуется рациональным распределением изучаемого материала, включая
контрольные задания, осуществлять контроль качества подготовки.
Для выбора оптимального ресурса образовательной программы в учебном
центре предложена модель процесса подготовки (9):

N = {К, P, V},(9)

где N – показатель выбора оптимального ресурса образовательной программы;
К – категории кандидатов в водителей ТС (А, А1, В, В1, С, С1…);
Р – объем знаний, умений, навыков, необходимых для водителей
соответствующей категории (профессиональных компетенций);
V – показатель значимости профессиональных компетенций водителей
соответствующей категории.
Разработанная методика «Оценка уровня профессиональной готовности»
курсантов предназначена для контроля сформированности знаний, умений,
навыков операторской деятельности и представляет собой числовые значения
Х1,Х2,…Хn, выражающие оцениваемые показатели готовности, и коэффициенты
а1,а2,…аn, определяющие значимость параметров и выражается (10).

= 1 1 2 2 … ,(10)

где Y– показатель уровня готовности;
n– общий объем изучаемых элементов.
Значения коэффициентов а1,а2,…аn=1, т.к. все модули программы
равнозначны между собой. Для каждого параметра Х1…n составляют
таксономические таблицы (таблица 2) с определенным уровнем компетенций с
присвоением баллов для каждого уровня.

Таблица 2− Уровни освоения компетенции Х1…n
Уровень подготовки курсантаЗнания, умения, навыкибалл Х1…n
1Знает…n блока1–2
2Знает…n+ уровень блока3–4
3Знает…n+ уровень блока5–6
4Знает…n+ уровень блока7–8
5Знает…n+ уровень блока9–10
Примечание: n − уровень знаний, умений и навыков, сформированных для
каждого блока

Уровень сформированности компетенции определяется за счет выполнения
контрольных заданий, в соответствии с коэффициентом успешности (11).

= ,(11)
общ
гдеKk – выполненные контрольные задания;
Kобщ – общий показатель заданий.
При решении контрольных задач коэффициент успешности К<0,7 низкий уровень; 0,81≥К≥0,7 средний уровень (допущены ошибки); К≥0,82 высокий уровень готовности. Усовершенствованный процесс подготовки кандидатов в водители представлен на схеме (рисунок 3). Рисунок 3 – Схема усовершенствованного процесса подготовки кандидатов в водители Выполненное исследование с использованием системного подхода позволяет определить на этапе входного контроля профессиональные качества курсантов (рисунки 4 и 5) путем тестирования на аппаратно-программном комплексе. Рисунок 4 − Аппаратно-программныйРисунок 5 − Макет диаграммы комплекс тестированияпрофессиональных качеств психофизиологических качествкурсантов. водителя УПДК-МК Ранжирование курсантов осуществляется, с учетом индивидуально личностных качеств: Х1-внимание, Х2-восприятие, Х3-память, Х4-умение к прогнозированию, Х5-эмоциональная устойчивость, Х6-самообладание, Х7- реакция, Xn представленной в блок-схеме проверки профессиональной готовности кандидатов в водители (рисунок 6). Рисунок 6 − Блок-схема проверки готовности курсантов к допуску управлению транспортным средством на первоначальном этапе подготовки По результатам проведенной диагностики осуществляется подбор групп с учетом рейтинговой оценки критерия профессиональной пригодности курсанта. Первичный профессиональный отбор являются основой, формирования индивидуальной траектории обучения управлению транспортным средством. Обосновано, что надежный способ повысить уровень подготовки состоит в применении тренажерных комплексов оказывающих влияние на формирование профессиональных качеств. Выполненное исследование с использованием цифровых тренажерных комплексов позволяет осуществлять контроль выполнения курсантами учебных упражнений, связанных с ознакомлением с психофизиологическими основами труда водителя и определения основных функций организма. Разработанная электронная программа ЭВМ упражнений по теме «Психофизиологические основы деятельности операторов транспортных средств» модуля «Основы безопасности движения», позволяет сформировать «Профессионально важные качества» необходимые для будущей трудовой деятельности (рисунок 7). Рисунок 7 − Фрагменты обучающих цифровых тренажерных комплексов Результаты выполненного исследования определяют динамику изменения профессиональных качеств, которые формируются в процессе подготовки в учебном центре (рисунки 8 и 9). Рисунок 8 − Динамика измененияРисунок 9−Динамика изменения профессиональных качеств (тренажернаяпрофессиональных качеств (традиционный подготовка)метод подготовки) В настоящее время наибольшую сложность в восприятии дорожной ситуации наблюдается у курсантов на практическом этапе подготовке. В основу модели экспериментального обучения вождению в условиях закрытой учебной площадки, легли разработанные маршрутные карты (таблица 3). Таблица 3 – Модель маршрутной карты экспериментального обучения выполнения учебных упражнений автодромной подготовки Маршрутная карта экспериментального обучения Объектвзаимодействия: автомобиль-среда движения. Выполняемые действия: оценка положения и движения автомобиля надороге,корректировка выполняемых действий с помощью рулевого колеса. Задание: обучение выдерживанию заданного направления движения автомобиляспомощью вспомогательных ориентиров. Последовательность выполняемых действий. При управлении автомобилем курсантом установлена зависимость выполняемых действий от загрузки внимания в момент выполнения упражнений, когда внимание сосредоточенно на большом числе объектов допускаются ошибки. Для оптимизации восприятия дорожных ориентиров расположенных на учебной площадке используются технические средства визуального контроля представленных в виде камер расположенных на внешней части кузова транспортного средства (рисунок 10), позволяющие оценивать положение автомобиля в каждый момент времени. Рисунок 10 – Панорамная камера восприятия дорожной ситуации водителем Исследования показали, что курсанты прошедшие профессиональную подготовку по данной методике, затрачивают меньше времени при выполнении контрольных упражнений на автодроме по сравнению с контрольной группой, t>t0,05, и является статистически значимым показателем на уровне значимости
t0,05=1,984 (вероятность ошибки P<0,05) (таблица 4). Таблица 4 – Сравнительный показатель средних значений времени выполнения упражнений по t-критерию Стьюдента Выполняемые упражненияКонтрольная группа nk=100Экспериментальная группа nэ=109 SDmr SDmrt-критерий Стьюдента Эстакада29,665,390,5327,205,530,543,247 Поворот на 90градусов22,614,270,4220,463,910,373,764 Разворот в ограниченном59,495,740,5755,785,900,564,589 пространстве Змейка20,784,140,4118,513,600,344,196 Заезд в гараж задним ходом107,859,540,95103,739,300,893,150 Параллельная парковка84,025,490,5480,515,160,494,744 Основу усовершенствованной методики проведения практических занятий с курсантами и определения безопасного маршрута обучения был принят метод навигационного мониторинга. Сущность метода определения навигационных параметров транспортных потоков посредством спутникового наблюдения улично-дорожной сети в получении данных, которые позволяют определить плотность транспортного потока, и составления оптимальных маршрутов движения при выполнении комплекса упражнений для дорог с малой, средней и большой интенсивностью движения (рисунок 11). Рисунок 11 – Модель выбора учебных маршрутов подготовки курсантов Показателем подготовленности курсантов является взаимодействие с другими участниками движения. Критерием оценки выступает контроль безошибочности соблюдения требований ПДД. В четвертой главе произведена оценка адекватности разработанных моделей и алгоритмов по результатам проведенных экспериментов. В соответствии с выбранными методами подготовки обучение проходили 209 человек из них 109 человек экспериментальная группа (ЭГ) обучались по предлагаемым методам с учетом применения диагностики профессиональных качеств, 100 человек контрольная группа (КГ) обучались по традиционной форме. По результатам были сформированы группы с низким, средним и высоким показателем готовности к профессиональной деятельности. В экспериментальной группе обучение осуществлялось с использованием цифровых тренажерных комплексов и отработки профессиональных навыков, связанных с управлением автомобилем по предлагаемым методам подготовки (рисунок 12). Итогом обучения в учебном центре является сдача внутреннего экзамена и получение возможности сдавать экзамен в ГИБДД. В данной работе, оценка сдачи экзамена прогнозируется, как критерий качества подготовки водителей ТС. Все выше изложенное легло в основу предлагаемых изменений программы профессиональной подготовки кандидатов в водители в раздел теоретического и практического обучения. Показатель сдавших 100% экзамен % 80% 60% КГ 40% ЭГ 20% 0% НизкийСреднийВысокий Критерий показателя профессиональной готовности Рисунок12 – Показатель результативности сдачи экзамена с первого раза На графике видно группа с низким показателем готовности после обучения по предлагаемым методикам сдали экзамен на право управления транспортным средством с первого раза 58%, контрольные группы, обучавшиеся по традиционной форме подготовки всего 10%. Исследования показали, что количество допущенных ошибок (рисунок 13) курсантами прошедших профессиональную подготовку по данным методикам ниже на 30%, по сравнению с контрольной группой, t>t0,05, и является
статистически значимым показателем на уровне значимости t0,05=1,984
(вероятность ошибки P<0,05) (таблица 6). Таблица 6 – Сравнительный показатель допущенных ошибок сдачи экзамена по t-критерию Стьюдента Общее количествоКонтрольная группаnk=100Экспериментальная группа nэ=109 SDmr SDmrt-критерий Стьюдента Допущенные ошибки3,711,7250,1722,8801,495 0,1433,698 Рисунок13 – Диаграмма допущенных ошибок контрольной (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ) В результате проделанной работы существенно улучшилось степень усвоения материала, улучшились практические навыки, связанные с управлением транспортным средством, появилась возможность оценивать степень готовности к самостоятельной работе, что оказывает положительный эффект в области безопасности дорожного движения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В диссертационной работе на основании выполненных исследований изложены новые научно обоснованные технические и технологические решения, связанные с разработкой комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, путем усовершенствования методов подготовки кандидатов в водители, внедрение которых вносит значительный вклад в эксплуатацию автомобильного транспорта и развитие страны в целом. На основе проведенных исследований разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, путем усовершенствования методов подготовки кандидатов в водители, позволивший сделать следующие выводы: 1. Отмечено, что надежность начинающих водителей в первые три года самостоятельной работы в три раза ниже, чем надежность опытных водителей. Следствием этого является необходимость совершенствования подготовки водительских кадров. Для этого усовершенствованы технологические приемы и технические средства обучения, включающие методику упражнений по формированию навыков профессиональной деятельности кандидата в водители на этапе теоретической подготовки и изменения конструкции учебного автомобиля по восприятию дорожной информации на этапе практической подготовки. 2. Формирование учебных групп до начала обучения с учетом индивидуальныхособенностейличности,используярезультаты психофизиологического обследования (отбора), позволило выявить кандидатов в водители, порядка 70 %, которым для получения первоначальных навыков управления ТС, необходима тренажерная подготовка. 3. Блок-схема алгоритма проверки профессиональной подготовки кандидатов в водители показывает, что необходимый уровень информации для безопасного управления транспортным средством может быть достигнута путем применениятренажерногокомплексасучетоминдивидуальных психофизиологических характеристик обучающихся. 4. Разработанная методика проведения занятий по практическому вождению позволяет учесть разный уровень подготовленности обучаемых и организовать занятия индивидуально с учетом индивидуального подхода, используя при этом систему тренажерной подготовки, возрастающей сложности. Это способствует более быстрому формированию устойчивых первоначальных навыков управления. 5. Оценка эффективности использования предлагаемых методик обучения курсантов, позволило увеличить на 30% количество сдавших экзамен с первого раза по сравнению с контрольной группой. Перспективы дальнейшего развития темы: полученные результаты исследования могут служить основой для совершенствования системы профессиональной подготовки кандидатов в водители. Для повышения безопасностидорожногодвижениярекомендуетсяиспользовать психофизиологические адаптивные компьютерно-обучающие программные тренажеры и цифровые технологии.

Безопасность является важным показателем эффективности дорожного движения. В дорожно-транспортных происшествиях в мире согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) ежегодно погибают более 1,2 миллиона человек и около 50 миллионов получают травмы. За 2019 год на дорогах России произошло более 164 тыс. дорожно- транспортных происшествий, с погибшими более 16 тыс. человек. В дорожных авариях за последние 10 лет погибло около 315 тыс. человек и примерно 2 млн. получили травмы различной степени тяжести.
Основными факторами, определяющие высокую аварийность, является: уровень автомобилизации, технические характеристики транспортных средств, улично-дорожная сеть и организация дорожного движения. Согласно статистическим данным, значительное большинство дорожно-транспортных происшествий (70-80%) приводят к травмам, человеческим жертвам и материальным потерям, причиной этих происшествий являются ошибочные действия водителя, которые не соответствуют заявленным целям. Надежность водителя и эффективности его деятельности определяет работоспособность автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения.
В системе государственной политики особую значимость приобрел вопрос обеспечения безопасности дорожного движения, вследствие чего утвержденная «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», определяет: «основная цель стремление к нулевой смертности». Кроме того одной из главных национальных направлений развития системы подготовки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 No 204 является ускорение технологического развития и внедрения цифровых технологий. В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации указал на приоритетность «Использование цифровых технологий» в системе профессиональной подготовки.
Совершенствование методов, технических средств обучения,
внедрение цифровых технологий позволит повысить уровень профессиональной подготовки кандидатов в водители (далее курсантов), что, несомненно, отразится на безопасности дорожного движения. Повышение дисциплинированности, привитие навыков безопасного управления автомобилем, позволит повысить общую культуру поведения на дороге, оказывая благоприятное воздействие на минимизацию экономических, экологических и социальных потерь в дорожном движении. При этом качество подготовки курсантов зависит от уровня технической оснащённости учебных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку водительских кадров различных категорий и подкатегорий.
Выше изложенное подтверждает, что тема диссертационной работы является актуальной и направлена на решение научно-практической задачи, имеющее важное народно-хозяйственное значение.
Степень ее разработанности.
Работы в этой области ведутся в научных и высших образовательных учреждениях, таких как: ОГУ им. Тургенева, СПбГАСУ, МАДИ, НИЦ БДД МВД России, НИИАТе, СибАДИ, ЮЗГУ и других организациях.
Вопросами организации безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, в том числе в системе профессиональной подготовки водителей посвящены исследования таких ученых как: М.Б. Афанасьев, В.Ф. Бабков, А.Н. Васильев, М.Г. Горбачев, В.Я. Дымерский, А.Н. Игнатов, С.Ф. Зеленина, С.А. Евтюков, С.В. Жанказиев, Д. Клебельсберг, Г.И. Клинковштейн, М.А. Котик, О.В Майборода, В.А. Мелкий, В.М. Мишурин, А.Н. Новиков, В.В. Сильянов, А.Н. Романов, Э.С. Цыганков, Ю.И. Шухмани и др.
Результаты исследований показали, что одним из решающих компонентов подготовленности водителей является технико- информационное взаимоотношение в системе «Водитель–Автомобиль». Проведенный анализ системы профессиональной подготовки водительских кадров в области безопасности дорожного движения позволил определить, что одним из направлений решения проблемы высокой аварийности является учебно-воспитательная деятельность, при этом подготовка проводится без необходимого учета профессиональных качеств, проявляемых у водителей.
Следовательно, для повышения безопасности дорожного движения необходима модернизация программного обеспечения технических средств обучения с использованием цифровых методов с адаптивными технологиями подготовки, а также с учетом профессиональных качеств.
Цель работы. Разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, путем усовершенствования методов подготовки курсантов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать современное состояние проблемы в области безопасности дорожного движения.
2. Уточнить структуру и содержание профессиональной подготовки участников дорожного движения в современных условиях.
3. Проанализировать концептуальную модель, системы «Курсант- Автомобиль-Дорога-Среда Движения» (КАДС).
4. Определить показатель для адекватного отражения психофизиологических особенностей водителей и выявить критерий степени готовности динамического стереотипа безопасных приемов работы.
5. Разработать и апробировать усовершенствованные методики практических занятий по вождению: совершенствование техники управления автомобилем на закрытой площадке и в режиме реального времени.
6. Разработать и апробировать усовершенствованную модель упражнений по формированию навыков профессиональной деятельности.
7. Разработать и апробировать изменения в конструкции учебного автомобиля по восприятию дорожной информации на этапе практической подготовки.
8. Разработать модель совершенствования профессиональной подготовки кандидатов в водители и внедрение в учебный процесс.
Объект исследования – процесс подготовки кандидатов в водителей к безопасному поведению на дорогах.
Предмет исследования – методы и технические средства обучения, применяемые в системе профессиональной подготовки кандидатов в водители.
Научная новизна состоит:
1. Установлены закономерности влияния уровня готовности курсанта к профессиональной деятельности, заключающейся в количестве допущенных ошибок при сдаче квалификационного экзамена, на состояние системы «Курсант-Автомобиль-Дорога-Среда» (КАДС), позволяющие повысить безопасность дорожного движения автомобильного транспорта в среднем на 30%.
2. Установлено влияние применения цифрового тренажерного комплекса, учитывающего психофизиологические особенности обучаемых на восприятие дорожной ситуации, позволяющие снизить количество ошибок при выполнении учебных упражнений на закрытой площадке в среднем на 40%.
3. Установлена зависимость между профессионально важными качествами курсантов и степенью готовности к управлению транспортным средством в режиме реального времени за счет составления маршрутных карт для занятий по практическому вождению с учетом индивидуального подхода по мере формирования навыков у обучающихся курсантов.
Теоретическая и практическая значимость:
1. Предложено техническое решение научно-практической задачи повышения эффективности подготовки водителей на основе использования
цифровых тренажеров, учитывающих психофизиологические особенности обучаемых за счет методов формирования устойчивых навыков, по качественному выполнению профессиональных обязанностей, предъявляемых к водителю.
2. Предложено технологическое решение научно-практической задачи повышения эффективности оценки профессиональной пригодности обучающегося при управлении тренажерным средством, включающего оценку подготовленности обучаемого к безопасному управлению автомобилем (заявка на программу ЭВМ).
3. Разработана и внедрена методика проведения занятий с применением цифровых средств в процесс обучения водительских кадров, позволяющая без ущерба для качества подготовки определить время подготовки на тренажере.
4. Усовершенствована методика тренажерной подготовки в учебных группах курсантов, позволяющая повысить величину выявления факторов риска, увеличить производительность инструктора, снизить количество ошибок при управлении автомобилем, повысить процент сдачи экзаменов с первого раза.
5. Разработана и внедрена методика составления маршрутных карт занятий практического вождения с учетом индивидуального подхода по мере формирования навыков у курсантов.
6. Материалы диссертации внедрены в учебной процесс подготовки водителей в условиях Курского государственного политехнического колледжа, Курского автотехнического колледжа, Учебного центра «Вектор», что доказывает значительный социальный и экономический вклад выполненной диссертационной работы.
Методология и методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие подходы и методы: 1. Теоретические методы (анализ нормативных документов в сфере образования и аналитических материалов ГИБДД МВД РФ; анализ аварийности; теоретико-методологический анализ; понятийно- терминологический анализ; системный анализ; сравнение, обобщение, систематизация, классификация).
2. Эргонометрические методы (определение профессиональных качеств водителя).
3. Эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование).
4. Методы статистического анализа, математического расчета (t критерий Стьюдента) и моделирования с использованием стандартного пакета программ Microsoft Office Excel и IBM SPSS Statistics 1.9 и др.
Соответствие работы паспорту научной специальности.
Диссертационная работа по тематике, содержанию и результатам соответствует паспорту научной специальности 2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта в части п. 20 «Разработка требований к персоналу автомобильного транспорта. Совершенствование подготовки и переподготовки специалистов и персонала автомобильного транспорта; прогноз потребности».
Положения, выносимые на защиту:
1. Усовершенствованный метод оценки «Профессионально важных качеств» подготовки кандидатов в водители, отражающий особенности обучаемого, и может служить критерием степени формирования динамического стереотипа безопасных приемов работы, при управлении автомобилем.
2. Методическое обеспечение практических занятий по управлению автомобилем, включающее совершенствование техники управления автомобилем на закрытой площадке и в режиме реального времени.
3. Усовершенствованные технологические приемы и технические средства обучения, включающие: − методику упражнений по формированию навыков профессиональной деятельности курсантов на этапе теоретической подготовки.
− изменения конструкции учебного автомобиля по восприятию дорожной информации на этапе практической подготовки.
4. Алгоритм проверки профессиональной подготовки курсантов к выполнению работ с повышенными требованиями по безопасности, связанными с управлением автомобилем и соблюдения требований охраны труда, что позволяет автоматизировать оценку готовности к безопасному выполнению профессиональных обязанностей, с учетом индивидуального подхода к подготовке водителей.
Степень достоверности полученных результатов. Обоснованность, достоверность выносимых на защиту научных положений и выводов обеспечиваются принятой методологией исследования, подтверждается большим объемом аналитических, гигиенических и экспериментальных исследований, использованием современных приборов, применением математических методов обработки полученных результатов, и в целом – системным подходом к исследуемой проблеме, что в совокупности подтверждается результатами практического внедрения.
Реализация результатов работы.
участвовали: Курский государственный политехнический колледж, Курского автотехнического колледжа, Учебный центр «Вектор» г. Курск.
Результаты проведённых исследований применяются в учебном процессе по подготовки кандидатов в водители, а также на курсах повышения квалификации водителей.
В экспериментальной работе
Апробация. Основные результаты и положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на ряде конференций:
– научно-практическая конференция «Актуальные проблемы техносферной безопасности» (г. Курск, 2018 г.); – всероссийская научно-практическая конференция «Молодой исследователь: актуальные вопросы теории и практики» (г. Курск, 2019 г.);
– международная научно-практическая конференция «Интеграция науки, общества, производства и промышленности» (г. Тюмень, 2019-2021 гг.);
– международная научно-практическая конференция «Научное обеспечение технологического прогресса» (г. Уфа, 2019 г.);
– V, VI, VII международные научно-практические конференции «Информационные технологии и инновации на транспорте» (г. Орёл, 2019- 2021 г.);
– XII международная техническая конференция «Современные автомобильные материалы и технологии» (г. Курск, 2019-2021 гг.);
– III международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте» (г. Кемерово, 2019 г.);
– XIV, XV международная научно-техническая конференция «Автоматизация и энергосбережение машиностроительного и металлургического производства: технология и надежность машин, приборов и оборудования» (г. Вологда 2020-2021 гг.);
– международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок, безопасности движения и эксплуатации транспортных средств» (г. Саратов 2020 – 2021г.)
и на круглых столах, организуемых кафедрой автомобилей и автомобильного хозяйства ЮЗГУ.
Личный вклад автора заключается в определении идеи, постановке цели и задач исследования, проведении теоретического обобщения и анализа сведений; проведении и анализе результатов экспериментальных исследований; обработке и интерпретации полученных данных; разработке мероприятии по повышению эффективности профессиональной подготовки водительских кадров. Публикации. Результаты диссертационного исследования в полном объеме отражены в 30 научных работах, в том числе 8 статей в ведущих изданиях из перечня рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации, 3 статьи в журнале, индексируемом международной системой цитирования Web of Science, 1 статья индексируемом международной системой цитирования Sсopus, 1 свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Совершенствование системы подготовки водителей категории «В», влияющий на безопасность дорожного движения.
    Е.В.Агеев, Е.С. Виноградов // Мир транспорта и технологических машин. – 2– №4(67). – С. 104
    Модель деятельности кандидата в водители в системе «Курсант-Автомобиль-Дорога-Среда движения»
    Е.В. Агеев, А.Н.Новиков, Е.С. Виноградов // Мир транспорта и технологических машин. – 2– № 4(75). – С. 98
    Профессиональная надежность водителей, как фактор, влияющий на безопасность дорожного движения
    Ю.В., Шинкаренко,А.А. Гончаров, Е.С. Виноградов // Интеграция науки, общества, производства ипромышленности: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 2 ч. –Тюмень,2– Ч. – С. 32
    Качества подготовки водителей влияющие на аварийность на дорогах России
    Е.С. Виноградов, И.В Шевердин //Научное обеспечение технологического прогресса сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф.– Уфа, 2–С. 7
    Проблемы и пути повышения безопасности дорожного движения на дорогах России
    Е.С. Виноградов // Молодой исследователь:актуальные вопросы теории и практики: сб. науч. ст. Всерос. науч.-прак. конф. –Курск, 2– С. – 43
    Анализ уровня аварийности на дорогах города Курска и способы ее снижения
    Е.С. Виноградов // Инновации винформационных технологиях, машиностроении и автотранспорт:сб. мат. IIIМеждунар. науч.-практ. конф. – Кемерово, 2– С. 277
    Автотренажерная подготовка, как фактор определения профессионально важных качеств водителя
    Е.В. Агеев, Е.С. Виноградов//Автоматизацияиэнергосбережениемашиностроительногоиметаллургического производства: технология и надежность машин, приборов иоборудования: матер. XIV Междунар. науч.-техн. конф. – Вологда, 2– С.348
    Формирование профессионально важных качеств водителя при использовании тренажерной подготовки
    Е.С. Виноградов//Организация и безопасность дорожного движения: матер. ХIII Национал. науч.-практ. конф.– Тюмень, 2– С. 278
    Особенности формирования технологических знаний у обучающихся в условиях образования и современного производства
    Е.С. Виноградов //Инновационные направления интеграции науки, образованияи производства: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Керчь, 2– С. 633
    Методика первоначального обучения вождению кандидатов водители на автодроме
    Е.В. Агеев, Е.С. Виноградов //Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2020):сб. науч.ст. 12-й Междунар. науч.-практ. конф.– Курск, 2– С.12
    Анализ деятельности водителя по управлению системой «Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда движения»
    Е.С.Виноградов, Е.В. Агеев // Информационные технологии и инновации натранспорте: матер. Междунар. науч.-практ. конф.– Орел, 2–С.198
    Анализ учебных маршрутов системы профессиональной подготовки по профессии водитель транспортных средств
    Е.В. Агеев,Е.С. Виноградов //Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок,безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: матер. Междунар.науч.-практ. конф. – Саратов, 2– С. 64
    Анализ учебных маршрутов системы профессиональной подготовки по профессии водитель транспортных средств
    Е.В. Агеев, Е.С.Виноградов //Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок,безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: матер. Междунар.науч.-практ. конф. – Саратов, 2– С. 64
    Особенности формирования технологических знаний у обучающихся в условиях образования и современного производства
    Е.В.Агеев, Е.С. Виноградов // Инновационные направления интеграции науки,образования и производства: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Керчь, 2– С. 64
    Технические средства обучения и их роль в системе профессиональной подготовки кандидатов в водители
    Е.В. Агеев, Е.С.Виноградов // Автоматизация и энергосбережение в машиностроении, энергетикеи транспорте: матер. ХVМеждунар. науч.-практ. конф.– Вологда, 2– С. 232
    Анализ системы профессиональной подготовки водительских кадров
    Е.В. Агеев, Е.С. Виноградов // Инновационныенаправления интеграции науки, образования и производства: матер. Междунар.науч.-практ. конф. – Керчь, 2– С. 682
    Анализ требований к техническому состоянию и оборудованию учебных транспортных средств
    Е.В. Агеев, Е.С.Виноградов // Современные автомобильные материалы и технологии(САМИТ-2021): сб. науч. ст. 12-й Междунар. науч.-практ. конф.– Курск,2– С.14

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету