Современное состояние и тенденции развития отечественного высшего военно-профессионального образования: социально-философский анализ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОЕННО-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Теоретико-методологические основания исследования сущности
военно-профессионального образования…………………………………………16
1.2. Генезис отечественного военно-профессионального образования…..38
1.3. Современные онтологические основания высшего военно-
профессионального образования и его реформирования …………………………63
ГЛАВА II. ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННО-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Геополитические условия развития военно-профессионального
образования…………………………………………………………………………92
2.2. Военно-профессиональное образование в российском социальном и
образовательном пространствах…………………………….. ……………………117
2.3. Аксиология военно-профессионального образования:
функционирование и тенденции развития в новой социально-духовной
реальности………………………………………………………………………….142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………181
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………199
Актуальность темы исследования обусловлена значительным усилением
роли высшего военно-профессионального образования (далее – ВПО) в
инновационном развитии страны, в военном строительстве и обеспечении победы
в случае войны в условиях новой геополитической ситуации. Несмотря на это,
данная тема недостаточно разработана в интеллектуальном поле социальной
философии, прежде всего, концептуально, не изучены онтологические аспекты
функционирования ВПО, отсутствует целостная философская концепция его
развития. В последнее десятилетие прошлого и в начале нынешнего века
возникло устойчивое противоречие между растущими требованиями общества и
военного дела к офицерским кадрам и уровнем подготовки специалистов в
военных вузах. Поиск путей его разрешения требует глубокого социально-
философского анализа современного состояния ВПО в единстве с национальной
безопасностью, с учетом новой геополитической ситуации, исторического опыта
его развития в России. Необходимость разрешения данного противоречия в
современных условиях усиливается тремя основными группами причин.
Во-первых, системный кризис цивилизации и переформатирование
мироустройства обостряют противоречия всех уровней, повышают вероятность
развязывания войн и осуществления террористических актов. В современных
условиях обострения конкуренции за место в мировой иерархии при разных
геополитических стратегиях ведущих держав нет адекватных рецептов
глобального управления – свои интересы они отстаивают любой ценой, что
приводит к жёстким конфликтам, деградации отношений между странами,
уменьшению безопасности, усилению глобального дисбаланса, нарастанию
критической массы проблем в сфере глобальной безопасности, активизации
экстремистских группировок, распространению анархии и хаоса в мире. Такая
характеристика современных геополитических отношений дана Президентом РФ
на итоговой пленарной сессии XIV ежегодного заседания международного
дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи в 2017 году. В. В. Путин призвал к
цивилизованному разрешению любых противоречий: даже самые сложные узлы
(будь то в Сирии, в Ливии, на Корейском полуострове, на Украине или в ситуации
с Каталонией), надо распутывать, а не рубить1. Нарастание военных угроз для
России, появление новых, нетрадиционных подходов в применении военной
силы, изменения в системах вооружения, формах и способах вооруженной
борьбы, трансформируют взгляды на роль субъектов управления войсками,
повышают требования к их подготовке.
Во-вторых, под воздействием глубоких геополитических и
внутриструктурных изменений социума, унификации культуры, влияния
информатизации и глобализации, издержек образовательной политики
происходит значительная трансформация российского ВПО. Эти изменения
порождают тревожные тенденции снижения качественных параметров
образовательного продукта военных вузов до критического уровня в обеспечении
национальной безопасности и развитии военной науки.
В-третьих, актуальность темы значительно возрастает в связи с
изменениями численности, структуры и функций вооруженных сил, состоянием и
издержками реформирования военно-профессионального образования, с
неадекватностью некоторых требований руководящих документов по
реформированию всего российского профессионального образования.
Значительное сокращение численности вооруженных сил РФ вызывает
необходимость в оптимизации сети военно-образовательных учреждений. Новые
потребности армии и флота, усложнение решаемых ими задач требуют коренных
изменений всей системы ВПО – от управления ими, до содержания
образовательных стандартов и программ, их глубокого философского анализа.
Основной вопрос заключается в том, как реформировать, чтобы удовлетворить
См.: Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» : Официальный сетевой ресурс Президента
России. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55882.
возросшие потребности перспективного облика вооруженных сил РФ, обеспечив
при этом единство новаций с сохранением лучших традиций русской и советской
военной школы. Ответ на этот вопрос носит не только практико-политический, но
и теоретико-методологический характер, требующий глубокой рефлексии
процессов реформирования системы и путей оптимизации исследования ВПО.
Степень научной разработанности темы исследования и теоретическая
основа исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные наработки
последнего десятилетия по тематике функционирования и развития военно-
образовательной системы. В работе также были использованы федеральные
законодательные акты, определяющие политику обеспечения национальной
безопасности, обороны и образовательную политику Российской Федерации.
К первой группе работ, которые были нами использованы, относятся труды
ученых, развивающих философию образования как методологию исследования
любого образовательного пространства (включая военно-профессиональное),
исследующих систему общих принципов и способов научного познания
человека в процессе его социализации, стратегию развития отечественного
образования. К таким ученым относятся: Т. А. Арташкина, Б. О. Майер,
Н. В. Наливайко, В. В. Петров, И. А. Пфаненштиль, Е. В. Ушакова и др2.
Вторая группа работ представлена философскими трудами И. С.
Болотина, И. М. Ильинского, С. В. Камашева, А. С. Панарина, О. Н. Смолина, А.
И. Субетто, С. И. Черных и др., в которых рассматриваются методологические и
теоретические вопросы развития образовательной системы страны в связи с
глобализацией и информатизацией и ее влиянием на обеспечение национальной
Арташкина, Т. А. Образование в контексте культуры: учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та,
2006. – 600 с.; Майер, Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования. – Новосибирск: Изд. НГПУ,
2005. – 213 с.; Наливайко, Н. В. Философия образования: формирование концепции: монография / Н. В.
Наливайко; отв. ред. Б. О. Майер. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – Т. ХХV. – 238 с.; Петров, В. В.
Российская образовательная политика: основные принципы управления развитием знания // Профессиональное
образование. – 2012.- № 4. – С. 67-74; Пфаненштиль, И. А. Современное образование в Европе // Проблемы
образования, 2010. – №3. – С.214-218; Ушакова, Е. В. Качество подготовки специалиста высшего
профессионального экономического образования (научно-философский аспект) / Е. В. Ушакова, Ю. И. Орлов,
Н.П. Орлова, С. В. Шлегель. – Барнаул: Концепт, 2011. – 378 с. и др.
безопасности России3. Обе группы работ представляют очевидную ценность в
аспекте определения теоретико-методологического инструментария настоящего
исследования. Однако проблемы ВПО, как правило, не являются здесь
предметом философского анализа.
В третьей группе работ нами представлены труды, в которых
осмысливаются традиционные и новые угрозы национальным интересам России,
обосновывается необходимость укрепления военного потенциала, развития
Вооруженных сил РФ, в т. ч. военно-образовательной системы. В
онтологическом контексте диссертанту весьма полезным было обращение к
работам А. В. Будаева, В. В. Карякина, С. А. Караганова, С. В. Кортунова, И. Н.
Панарина, А. А. Романова и др4. Заметим, что авторы глубоко анализируют
напряженную обстановку в мире и нарастание угроз в проекции их влияния на
национальную безопасность, редко и лишь частично увязывая эти вопросы с
исследуемой нами проблематикой.
К четвертой группе мы относим работы по вопросам, исключительно
полезным в аспекте рассмотрения предмета настоящего исследования:
реформирование высшего ВПО, организация учебно-воспитательного процесса,
содержание и технологии подготовки офицеров в военных вузах. Среди авторов
таких работ – В. А. Акиндинов, А. В. Барабанщикова, В. И. Бессонов, Р. Е. Булат,
В. П. Горемыкин, Г. В. Зибров, А. Н. Зыков, П. Ю. Наумов, В. Ю. Новожилов,
Болотин, И. С. Образование и национальная безопасность России / И. С. Болотин, Б. С. Митин // Высшее
образование в России. – 1997. – № 1. – С. 14-20; Ильинский, И. М. О высшем образовании для XXI века // Знание.
Понимание. Умение. – 2006. – № 4. – С. 8–15.; Камашев, С.В. Методологические проблемы исследования
безопасности образования // Философия образования.– 2013. – № 2(47) – С.114-118; Панарин, А. С. Российская
интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. – М. : Эдиториал УРСС, 1998. – 352 с.; Смолин, О. Н.
Системные проблемы российского образования // Опыт, проблемы и перспективы реализации основных
образовательных программ: материалы междунар. учеб.-методич. конф. – Омск, 2016. – С. 3-7.; Субетто, А. И.
Образование: будущее России и человечества // Стандарты и качество. – 1994. – № 5. – С. 53–55.; Черных, С. И.
Образовательное пространство в условиях информатизации общества: монография. – Новосибирск: Изд-во
НГАУ, 2011. – Т. ХХХIX. – 254 с. и др.
4
Будаев, А. В. Основные подходы к использованию «мягкой силы» в интересах реализации внешней политики
Российской Федерации // Тренды и управление. – 2014. – № 2. –C. 175-187; Карякин, В. В. Современные кризисы
и конфликты: особенности, сценарии развития и предотвращения // Международные отношения. – 2014. – № 3. –
C. 446-457; Караганов, С. А. Новая эпоха противостояния // Россия в глобальной политике. – 2017. – №6. – С. 114-
127.; Кортунов, С. В. Концептуальные основы национальной и международной безопасности: учеб. пособие. –
М.: ГУ ВШЭ. – 2007. – 307 с.; Панарин, А. С. Искушение глобализмом. – М.: Русский Национальный Фонд, 2011.
– 374с.; Романов, А. А. Геостратегия: Россия и мир в XXI веке. – М.: «Тривола», 2012. – 136 с.
О. Ю. Тарская и другие5. Значительную долю здесь составляют педагогические
труды профессорско-преподавательского состава военных вузов. К сожалению,
большинству этих работ недостает глубокого философского анализа
существующих проблем функционирования и реформирования ВПО.
Исторический аспект генезиса подготовки военных кадров в России
представлен военно-историческими и историко-педагогическими исследованиями
И. А. Алехина, Н. И. Алпатова, Л. Г. Бескровного, П. О. Бобровского, С. В.
Волкова, Ю. А. Голушко, А. П. Емельянова, А. А. Керсновского, В. М. Коровина,
В. А. Свиридова и др.6 Здесь мы находим значительный эмпирический материал
для социально-философского обобщения и развития теории ВПО. Однако анализ
развития военного образования здесь осуществляется на эмпирическом уровне, в
большинстве случаев в отрыве от военного реформирования и геополитических
факторов развития России.
Отметим достаточно глубокую нормативно-правовую проработку
исследуемой проблемы, которая регулирует отношения в сфере ВПО и
Акиндинов, В. А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского
состава вузов МО РФ: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2005; Барабанщиков, А. В. Педагогическая культура
офицера : научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее / А. В. Барабанщиков,
С. С. Муцынов. – М. : Воениздат, 1985. – 159 с.; Бессонов, В. И. Анализ зарубежного и отечественного опыта
подготовки будущих офицеров: Аналитический обзор. – М. : ЦОТИ ГКВВ МВД России, 2013г. – 64 с.; Булат, Р. Е.
Качество высшего образования в вузе как педагогическая система // Научно-технические ведомости Санкт-
Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2015.
– № 4 (232). – С. 137-143.; Горемыкин, В. П. Военное образование – цель на развитие // Вестник военного
образования. – 2017. – № 4. – С. 4-12.; Зибров, Г. В. Научные и прикладные основы в военно-профессиональной
подготовки офицерских кадров в вузах Вооружённых Сил РФ. – Воронеж: ВГУ, 2005. – 122 с.; Зыков, А. Н.
Факторы, влияющие на реформирование военного образования в Российской Федерации // Военная мысль. – 2014.
– №12. – С. 59-65.; Наумов, П.Ю. Понятие, содержание и структура системы ценностей будущих офицеров
внутренних войск МВД России // Философия образования – 2013 – №1 – С. 206-215.; 155.; Новожилов, В. Ю.
Использование интеграционных процессов для совершенствования образовательной деятельности войск //
Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 1. – С. 75-78.; Тарская О. Ю. Модернизация российского
военного образования: культурно-информационный аспект. – Саратов: ПАГС, 2011. – 160 с. и др.
6
Алехин, И. А., Эволюция подготовки военных кадров / И. А. Алехин, В. К. Новик, В. В. Сильванский // Военная
мысль. – 2016. – №4. – С.59-66; Алпатов, Н. И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в
России: дис. докт. пед. наук. – М., – 1945-1946. – 256 с.; Бескровный, Л. Г. Армия и флот России в начале XX века. –
М., 1986. – 226 с.; Бобровский, П. О. Переход России к регулярной. – СПб. : Тип. В. С. Балашева. – 1885. – 229 с. –
URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003545159#?page=1.; Волков, С. В. Русский офицерский корпус. – М.: Воениздат,
1993. – 367 с.; Галушко Ю. А. Школа российского офицерства / Ю.А. Галушко, А. А. Колесников. – М.: Русский
мир, 1993. – 224 с.; Емельянов, А. П. Непрерывная военно-профессиональная подготовка офицерских кадров в
России: исторический опыт и актуальные проблемы // Военно-академический журнал. – 2016. – №2 (10). – С. 122-
128; Керсновский, А. А. История русской армии : 1881-1916. – М.: Русич, 2004. – 512 с.; Коровин, В. М. Военное
образование в Российской империи (середина XIX-начало XX века): монография. – Воронеж : Воронежский гос.
ун-т, 2009. – 704 с.; Свиридов, В. А. Становление и развитие военного образования в Российской империи. –
Воронеж : Истоки, 2010. – 386 с. и др.
используется нами в изучении практики оптимизации военно-образовательной
системы.
Эмпирической базой исследования явились данные, собранные автором
повседневного опыта субъектов ВПО и тенденций развития отдельных военно-
образовательных систем России, данные Росстата и международной статистики
по теме исследования.
Проблемная ситуация заключается в том, что научные исследования
вопросов развития системы ВПО России во взаимосвязи с национальной
безопасностью до сих пор являются фрагментарными, зачастую носят
эмпирический характер. В научном поле социальной философии обстоятельные
работы по теме практически отсутствуют, что так же обусловливает
необходимость его глубокого социально-философского анализа в контексте
образовательной политики, современной военно-политической обстановки, в
тесной связи с задачами военного строительства и обеспечения национальной
безопасности РФ.
Гипотеза исследования предполагает, что социально-философский анализ
ВПО и построение основ его оптимальной модели станут основой для
преодоления издержек функционирования и реформирования системы
подготовки военных кадров, повысят ее эффективность, окажут благотворное
влияние на укрепление обороноспособности и национальной безопасности РФ.
Объект исследования – военно-профессиональное образование России.
Предмет исследования – социально-философские основания современного
состояния и тенденций развития отечественного ВПО как фактора обеспечения
национальной безопасности РФ.
Цель диссертационного исследования – осуществить социально-
философский анализ состояния и тенденций развития российской системы ВПО,
обосновать пути ее совершенствования в контексте обеспечения национально
безопасности, повышения боеспособности ВС РФ с учетом военно-политической
обстановки в мире (онтологические, эпистемологические и аксиологические
аспекты). Конечным результатом исследования представляется обоснование
методологических и теоретических положений для построения оптимальной
модели ВПО офицерских кадров.
Достижение поставленной диссертантом цели предполагает решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Обосновать методологию исследования и на ее основе с использованием
существующих теорий определить понятие, исследовать сущность и структуру
ВПО.
2. Исследовать генезис отечественного ВПО: имманентную логику,
причинно-следственные связи и объективные закономерности его развития,
уточнить последовательность смены его состояний во времени и пространстве.
3. Раскрыть онтологию ВПО, осуществить структурно-функциональный
анализ системы ВПО в условиях новых социальных отношений, выявить
конструктивные и деструктивные факторы, влияющие на эффективность
функционирования системы.
4. Установить зависимость состояния ВПО и тенденций его развития от
геополитических факторов, раскрыть влияние современной глобализации,
обосновать актуальность геофилософского подхода к организации,
реформированию, преодолению рисков и угроз ВПО.
5. Определить место и роль ВПО в российском социальном и
образовательном пространствах, обосновать необходимость и пути создания
благоприятной внешней воспитательно-образовательной среды.
6. Реализовать аксиологический аспект исследования ВПО, раскрыть
особенности его функционирования в условиях новой социально-духовной
реальности, выявить опасности и угрозы, воспроизводимые в духовной сфере
общественной жизни.
7. Разработать методологические и теоретические основы для построения
новой модели ВПО офицерских кадров в рамках отдельного военного вуза и
представить ее предварительный вариант для верификации, дальнейшего
осмысления и внедрения в образовательную практику.
Научная новизна исследования обусловлена основными научными
результатами концептуального социально-философского анализа современных
тенденций развития военно-профессионального образования в России в новых
социально-политических и военно-технических условиях и включает:
– дано авторское определение понятия «ВПО» и установлены его
социально-философские основания: ВПО является важнейшим элементом
образовательного пространства общества, изменяется и обнаруживает свою
эффективность под воздействием условий и факторов социальной среды и своими
результатами представляет важную часть социального интеллекта. Проблемы
ВПО являются предметом преимущественно социально-философской науки;
– показано, что генезис ВПО в российской военной истории подчинен
законам диалектики и социальной обусловленности, которые задают
господствующий вектор воздействия и поступательно-циклический характер
развития военного образования – от его зарождения (создания отдельных типов
военно-учебных заведений) до современного этапа оптимизации ВПО в новых
геополитических, военно-технических и социальных условиях. Такой механизм
развития военного образования стимулирует использование военно-
исторического опыта для повышения качества современного ВПО и повышает
степень адекватности его реформирования;
– доказано, что выявленные в процессе исследования онтологии ВПО
недостатки в его развитии значительно увеличивают риск утраты исторических
традиций отечественного военного образования, разрушения его базовых
принципов, снижают качество выпускников военных вузов. Предлагаемые меры
по их устранению способствуют решению проблемы достижения соответствия
подготовки офицеров новому облику ВС РФ, позволяют выстроить единую
систему подготовки военных кадров универсального управленческого уровня,
высокого профессионализма и духовности для всей военной организации России;
– раскрыто содержание новейших геополитических теорий и практик, дана
новая интерпретация их основных парадигм. Впервые сформулировано
определение геополитики ВПО как исторически обусловленной доктрине
подготовки офицерских кадров, определяющей цели, характер, содержание и
технологии образования в процессе формирования личности офицера с
необходимой этнокультурной, пространственно-политической и военно-
профессиональной самоидентификацией, подготовленной к военной защите
Отечества, созданию благоприятных условий его функционирования в мировом
пространстве геополитических отношений;
– установлено, что взаимодействию ВПО и основных сфер жизни общества
присущ комплексный характер, что обусловливает закономерность взвешенного
подхода и согласованных усилий всех заинтересованных ведомств к принятию
решений в сфере реформирования образовательной и военно-образовательной
систем. В силу инерционности образования реализация необоснованных решений
в образовательной политике обусловливает перманентный характер
волнообразных «реформ-контрреформ», обретает свойство необратимости и
вызывает негативные процессы в других сферах общества, опережая осознание
ошибок воплощенных решений.
– показано, что в российском полиэтническом и поликонфессиональном
обществе социализация личности без учета базовой идентичности абитуриентов
вуза будет малоэффективной или невозможной. Для формирования базовой
идентичности необходимы государственная идеология и национальная идея на
основе патриотизма, утверждение образовательной парадигмы «духовно-
практической эволюции культуры» в ВПО, усиление аксиологических аспектов
военно-образовательной системы, гуманитарного потенциала учебно-
воспитательного процесса. Все военно-образовательное пространство должно
стать патриотически-ориентированным, нацеленным на формирование
гражданина – патриота России;
– обоснована авторская концепция теоретико-методологических оснований
для создания новой, более эффективной модели ВПО, построенной в
интегральном единстве всех его сторон с учетом новых вызовов времени и
преодолением недостатков прошлых и существующих моделей. Такими
основаниями новой модели являются сформулированные здесь выводы и
предложения по повышению эффективности ВПО в ходе его онтологического и
аксиологического анализа (§§ 1.3 и 2.3). Основными из них являются:
опережающий характер, фундаментализация и гуманитаризация ВПО,
достижение единства военно-профессиональной и мировоззренческо-
методологической подготовки курсантов и слушателей, использование военно-
исторического опыта, традиционных и инновационных, практико-
ориентированных образовательных технологий. Благодатной социальной почвой
и важнейшим условием эффективного функционирования военно-
образовательной модели станет переход субъектов социального управления к
политике социального государства с приоритетом образования и науки, с заботой
о человеке труда, к стратегии построения справедливого постиндустриального
общества, создания благоприятной воспитательно-образовательной среды
общества и военных вузов, ориентированной на высокие духовно-патриотические
ценности.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
заключается в критическом анализе и систематизации существующих теорий
ВПО, социально-философском обосновании путей его совершенствования.
Результаты исследования дают возможность использования разработанных идей и
конструктов в военно-образовательной практике, в деятельности государственных
управленческих структур, в научной работе и в специальных курсах по
социальной философии.
Методология и методы исследования. Диссертант опирается на положения
материалистического понимания истории, рассматривает общество как
совокупность общественных отношений. В диссертации в качестве основных
используется диалектический метод и системный подход, что позволяет сочетать
философскую методологию с общенаучными методами (анализа, синтеза,
индукции, дедукции и др.) и методами отдельных отраслей философского знания
(философии политики, социологии, политологии, общей теории безопасности).
Конкретной методологической платформой для рассмотрения предмета
исследования явились философия образования и некоторые общенаучные
подходы к изучению социальных процессов в их взаимосвязи с ВПО
(пространственно-временной, миросистемный и др.).
Использование многоуровневой методологии философии образования
позволило анализировать объект исследования в его динамике, способствовало
достижению релевантности целей, задач и содержания настоящей работы,
облегчило научный поиск новой парадигмы военно-профессиональной
подготовки офицера – опережающего, фундаментального, гуманистического
воспитания-образования в единстве традиционных подходов, современных
инноваций и новых технологий с опорой на российские военно-исторические
традиции и достижения.
Основные теоретические положения, выносимые на защиту определяются
целью и задачами исследования:
1. «ВПО» имеет преимущественно социально-философские основания,
является объектом и предметом социальной философии и определяется как
взаимодействие субъектов образования, образовательных систем и их элементов,
всех образовательно-ориентированных явлений с использованием имеющихся
образовательных технологий, процесс и результат овладения субъектом
установленного на данный момент объема и качества военно-профессиональных
знаний, умений, навыков и компетенций, мировоззренческих убеждений,
необходимых офицеру – руководителю воинского коллектива для выполнения
обязанностей и задач служебно-боевой деятельности в мирное и военное время.
Система ВПО представляет собой взаимосвязь всех элементов ее «вертикальной»
и «горизонтальной» структуры в пространственно-временном измерении.
2. Генезис ВПО в историко-философском ракурсе исследования
происходит в социальном и образовательном пространствах и во времени,
подчиняясь основным законам диалектики и закону социальной обусловленности:
все компоненты ВПО (организации, содержания, технологий обучения и
воспитания) развиваются под воздействием социальных факторов, повторяют в
своем развитии некоторые моменты прошлых этапов, сохраняя положительные
качества и наполняясь новым содержанием, рожденным опытом боевых действий
и новыми условиями социального и военного бытия. Диалектический механизм
развития не допускает внедрения в военно-педагогический процесс новомодных
педагогических приемов как самоцели, способствует практике использования
военно-исторического опыта и повышает адекватность реформирования
современного ВПО.
3. Характер современных войн и террористических атак, их разнообразие
требует от офицера быть способным принимать решения, алгоритмы которых не
отработаны прошлым военным опытом и современной военной наукой, что
обусловливает востребованность офицеров с онтологически заданными
характеристиками универсального управленческого уровня, высокого
профессионализма и духовности, с развитыми чувствами офицерской чести и
воинского долга.
4. Геополитика определяет основные линии воздействия глобализации,
информатизации, всех геополитических факторов на военно-образовательную
систему. В свою очередь, состояние ВПО обеспечивает решение геополитических
задач – ослабление или нейтрализацию угроз деструктивных геополитических
факторов, эффективное управление войсками в новой геополитической ситуации,
воспроизводство военной части общественной элиты, успехи в реализации
геополитических интересов России, степень устойчивости социальной структуры
и единства нации, всего внутреннего геополитического пространства.
5. Глубокие преобразования в различных сферах жизни российского
общества изменяют внешнюю социально-образовательную среду, совокупную
силу и вектор воздействия на систему военного образования, объективно
определяют состояние ВПО, тенденции и пределы его развития. В свою очередь,
качество ВПО и степень оптимальности образовательной системы воздействуют
на все другие стороны общественной жизни – непосредственно (в духовной
сфере) или опосредованно, через человеческий капитал (в экономической сфере).
Позитивное влияние осуществляется посредством гармонизации социальных
отношений армии и общества в социальной сфере, через конструкторскую и
изобретательскую деятельность в технологической сфере, через использование и
развитие информационных технологий в информационной сфере общества.
6. Аксиологический аспект ВПО обеспечивается формированием
благоприятной духовной внешней и внутренней воспитательно-образовательной
среды и мировоззренческо-методологическим наполнением всех образовательных
программ. Гармоничное единство мировоззренческой и военно-специальной
подготовки офицера обеспечивает формирование целостного, холистического
мышления, глубокое понимание теоретических оснований профессиональной и
социальной деятельности, усиление профессионализм офицера до уровня
идеологических принципов гражданственности, ответственности, воинского долга
и компетентности, создает предпосылки для последующего жизненного и
профессионального самоопределения личности офицера.
7. Методологические и теоретические положения диссертанта могут
служить основой для построения новой фундаментально-компетентностной
модели подготовки офицера, которая дополняет ныне принятую модель
основными признаками фундаментальности, гуманитаризации, опережающего
характера и высокой эффективности ВПО. Обоснованные здесь положения новой
модели подготовки военных специалистов, учитывают современные вызовы,
однако не претендуют на завершенность, требуя верификации и дальнейшего
уточнения в социально-философской теории и военно-профессиональной
образовательной практике (Приложение № 1. Теоретическо-методологические
основания фундаментально-компетентностной модели военно-профессионального
образования).
Степень обоснованности и достоверности научных результатов
исследования обеспечены анализом широкого круга социальных явлений и
образовательных систем разного уровня, теоретических источников и правовых
норм, применением многоуровневой методологии и адекватных методов
исследования. Достоверность результатов исследования проверена их апробацией
в выступлениях автора на теоретических и научно-практических конференциях, в
использовании преподавателями разработанного диссертантом спецкурса и в
практическом применении ряда положений в руководстве учебным процессом
военного вуза. Диссертант с 2013 по 2017 гг. более 10 раз выступал с докладами
на межвузовских, всероссийских, и международных конференциях по теме
диссертации, апробированные идеи использовал в настоящей работе. По теме
диссертации автором в различных изданиях опубликовано 16 работ, общим
объемом 7,61 п. л., в том числе 3 статьи в изданиях, рецензируемых ВАК при
Минобрнауки России.
Структура диссертации определяется поставленными задачами логикой
исследования, содержит введение, две главы, включающие по три параграфа,
заключение, список литературы из 230 источников и приложение (9 таблиц и
схем). Объем работы составляет 210 страниц.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!