Специфика идеалообразования в современной православной художественной культуре ( на материале Красноярского края)
Актуальность темы исследования
Актуальность исследований специфики идеалообразования в современ-
ной православной художественной культуре связана с необходимостью изуче-
ния процессов репрезентации и сакрализации традиционных для российского
общества культурных смыслов – православных идеалов – служащих фундамен-
том российской культуры, обусловлена рядом факторов. Во-первых, право-
славная художественная культура является важной составляющей духовной
жизни российского общества, сферой особого ценного отношения, потому что
она воспринимается как пространство священного и как культурный символ
российского народа и государства. Во-вторых, в настоящее время православное
искусство находится в процессе поиска и становления актуального визуального
облика, гармонично соединяющего в себе традиционные канонические основа-
ния с инновациями, обусловленными особенностями современной социокуль-
турной ситуации. На протяжении многих веков Российское государство явля-
лось центром восточного христианства, православие оказало определяющее
влияние на формирование ценностного «ядра» российской культуры. В начале
XX столетия произошли существенные реформации, повлекшие за собой смену
традиционного религиозного уклада жизни в сторону атеистической парадиг-
мы, и, как следствие, преемственность художественных традиций религиозного
искусства была нарушена, произошло прерывание поступательного развития
его визуального языка сообразно культурно-историческому развитию обще-
ства. С возвращением церкви права свободного вероисповедания стало очевид-
но, что произошла частичная утрата знаний о принципах построения визуаль-
ного текста культового искусства, что делает актуальным исследование совре-
менных проблем реализации ее коммуникативной, репрезентативной и сакра-
лизующей функций. В-третьих, в современном научном знании отмечается по-
вышение интереса к вопросам русской национальной и русской этнической
идентичности, которые тесно связываются с православной художественной
культурой как знаковой формой, отражающей культурные представления, ха-
рактерные для традиционного русского мировоззрения. В условиях современ-
ной социокультурной ситуации визуальные образы православия получили ши-
рокое распространение, они подвергаются массовизации и частичному бренди-
рованию как знаки-символы России, в связи с чем актуализируются вопросы
выявления особенностей визуальных видов православного искусства как сред-
ства формирования позитивной национальной и этнической идентичности. В-
четвертых, на современном этапе развития общества в жизнь вступает поколе-
ние с визуальным акцентом восприятия. Существующие тенденции визуализа-
ции мышления и клиповизации сознания младших поколений требуют особого
осмысления визуального облика православного искусства как актуального для
современного общества средства культурной коммуникации. Специфика иде-
алообразования в православной художественной культуре является предметом
научного интереса таких дисциплин, как культурология, социология, антропо-
логия, история, философия, в современном научном знании для ее изучения
преимущественно используются междисциплинарные методы исследования,
так как православная художественная культура – сложное многоуровневое об-
разование, рассмотреть которое в рамках одной дисциплины представляется
невозможным.
Степень научной разработанности темы исследования
В настоящее время изучение религиозной художественной культуры
осуществляется в контексте искусствоведческих, философских, религиозно-
философских, социально-философских, психолого-педагогических и культуро-
логических исследований. Большинство исследований направлено на изучение
ее культурно-исторического значения, социальной и культурообразующей роли
как актора и репрезентанта культурных смыслов, особенностей ее функциони-
рования в качестве одной из подсистем культуры, участвующих в формирова-
нии национального и религиозного самосознания.
Изучение православного искусства отечественными учеными на протя-
жении долгого времени носило сугубо объектный искусствоведческий харак-
тер, что обусловлено антирелигиозной политикой начала – середины XX в.
Идейная богословская составляющая, являющаяся ядром религиозного искус-
ства, игнорировалась, и религиозная художественная культура преимуществен-
но рассматривалась как область древнерусского искусства, отошедшая в про-
шлое и не имеющая будущего. Тем не менее в этот сложный для православия и,
как следствие, православной культуры период в работах искусствоведов
И. Э. Грабаря 1, Г. Жидкова 2, А. И. Анисимова 3, А. И. Некрасова 4, Д. В. Айнало-
ва 5, Б. В. Михайловского, Б. И. Пуришева 6 раскрывается значимость право-
славного искусства иконописи как величайшего достижения мировой культуры
в области изобразительного искусства. С середины 1940-х гг. интерес к древне-
русскому искусству возрастает, появляются междисциплинарные исследования.
В. Н. Лазарев 7 пишет о развитии православного искусства в контексте истории
церкви. Дальнейшее изучение религиозного искусства развивается в трех
направлениях. М. В. Алпатов 8 и Н. А. Демина 9 рассматривают произведения
древнерусского искусства с эмоционально-эстетической точки зрения;
О. И. Победова 10 – как культурно-историческое явление, требующее анализа
в контексте культурно-исторических и политических событий, в связи с лите-
ратурой, гимнографией и иконографией. В 70 – 90-е гг. XX в. изучение древне-
Грабарь И. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918 – 1925 го-
дов. М., 1926. 185 с.
2
Жидков А. Живопись Новгорода, Пскова и Москвы на рубеже XVI – XVII вв. // Труды секции истории искус-
ства ин-та археологии и искусствознания РАНИОН, 1928. Т. 3. С. 115–119.
3
Анисимов А. И. Домонгольский период древнерусской живописи // Вопросы реставрации. 1928. Вып. 2.
С. 102–180.
4
Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М.: Изобразительное искусство, 1937. 395 с.
5
Айналов Д. В. Geschichte der russischen Kunst. Bd. 2. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des
Grossfur stentums Moskau. Berlin; Leipzig, 1933. 135 p.
6
Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй по-
ловины XIV века до начала XVIII века. М.: Искусство, 1941. 280 c.
7
Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.: Искусство, 1947. 360 с.; Лазарев В. Н. История византийской живопи-
си. М.: Искусство, 1986. 1300 с.; Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961. 260 с.; Лазарев В.
Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. 386 с.; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до
начала XVI века. М.: Искусство, 1983. 538 с.
8
Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. Т. 1, 2. М.: Искусство, 1967. Т. 1. 216 с., Т. 2. 328 с.
9
Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М.: Наука, 1972. 220 с.
10
Победова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М.: Наука, 1965. 331 с.; Победова О. И. Мос-
ковская школа живописи при Иване IV. М.: Наука, 1972. 197 с.
русского искусства выходит на качественно новый уровень, в самостоятельный
раздел исследований выделяется иконография, методы которой широко исполь-
зовались в исследованиях Э. С. Смирновой 11, Г. В. Попова 12, Г. И. Вздорнова 13,
А. Л. Баталова 14, В. В. Бычкова 15. В дальнейшем А. И. Комеч 16 использует
в своих работах комплексный подход и изучает архитектурные формы право-
славных культовых сооружений в контексте их идейного религиозного содер-
жания посредством их соотнесения с богословскими византийскими текстами.
В конце XX в. православную художественную культуру на территории России
вновь начинают изучать не как историческое прошлое, а как явление современ-
ности, неотъемлемую часть российского социокультурного пространства.
На рубеже XX–XXI вв. православное искусство в России переживает
период «возрождения», растет интерес научного сообщества к вопросам совре-
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!