Статусные обращения в когнитивно-дискурсивном и идеографическом аспектах (на материале английского и русского языков) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.19 : 10.02.20

📅 2021 год
Нестеренко, Е. Ю.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБР АЩЕНИЯ………………………………………………………………….13
1.1. Определение термина обращение…………………………………………………..13
1.2. Синтаксическая природа обращения………………………………………15
1.3. Прагматические функции обращения в речи……………………………………….19
1.4. Классификации обращений…………………………………………………..25
1.5. Обращение как способ категоризации социального пространства……..30
1.6. Обращение в свете когнитивно-дискурсивной парадигмы………………44
Выводы по главе 1……………………………………………………………….48
ГЛАВА 2. СТАТУСНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ В КОГНИТИВНО- ДИСКУРСИВНОМ АСПЕКТЕ………………………………………………………………51 2.1. Статусные обращения в русскоязычном и англоязычном педагогическом дискурсе………………………………………………………………………….53 2.2. Статусные обращения в русскоязычном и англоязычном политическом дискурсе………………………………………………………………………….64 2.2.1. Статусные обращения в инаугурационных речах……………………………64 2.2.2. Статусные обращения в ежегодном послании парламенту ……………74 2.2.3. Статусные обращения в рождественских и новогодних речах первых лиц государства…………………………………………………………………..84 2.2.4. Статусные обращения к первым лицам государства………………………..95 2.3. Статусные обращения в русскоязычном и англоязычном медицинском дискурсе…………………………………………………………………………105 Выводы по главе 2……………………………………………………………..127
ГЛАВА 3. ОБРАЩЕНИЕ В ИДЕОГРАФИЧЕСКОМ И СЕМАНТИКО- ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ……………………………………….130 3.1. Проект идеографического словаря обращений………………………….130 3.2. Семантика обращений, обозначающих человека по роли в учебном процессе…………………………………………………………………………133 Выводы по главе 3……………………………………………………………..289
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………292 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ………..298 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..299 СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ………………320 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………..322 Приложение А. Анкеты………………………………………………………324
2
Приложение Б. Таблицы…………………………………………………….328 Приложение В. Фрагмент англо-русского идеографического словаря обращений……………………………………………………………………..360

Настоящее исследование посвящено изучению обращения в русскоязычном и англоязычном институциональном дискурсе. Обращение можно считать языковой универсалией, так как в настоящее время неизвестны языки, в которых это явление не было бы представлено, широко представлено оно и во всех видах институционального дискурса. Обращение имеет особый лингвистический статус, отражая как процессы, связанные с развитием цивилизации в целом, так и изменения, происходящие в языке. Обращение является неотъемлемой частью речевого этикета и поэтому представляет огромный интерес для сопоставительного анализа языков.
Оценивая степень научной разработанности исследования, необходимо отметить постоянный исследовательский интерес к проблеме адресации речи и обращения как средства адресации. Доказательством интереса исследователей к данной языковой единице может служить комментированная библиография по этой проблеме, изданная в Тюбингене, которая включает более 1100 источников (Brown et al 1986). Несмотря на такое большое количество исследований, до сих пор не существует единого мнения о природе обращения.
Теоретической базой диссертации послужили труды видных представителей отечественной и зарубежной лингвистики в области синтаксиса обращения (А. М. Пешковский, А. А. Шахматов, А. М. Мухин, В. В. Бабайцева, В. Е. Гольдин, С. Г. Ильенко, П. Серио), теории дискурса и прагматики дискурса (Н. Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, В. И. Карасик, Т. ван Дейк, О. С. Иссерс, Б. Ю. Норман, А. П. Чудинов), речевого этикета (В. И. Карасик, Т. В. Ларина, О. А. Леонтович), когнитивной лингвистики (Н. Н. Болдырев, Е. С. Кубрякова, В.И. Заботкина), теории лексикографии и идеографической лексикографии (Л. Г. Бабенко, В. В. Дубичинский, В.В. Морковкин).
Актуальность работы обусловлена включением ее в парадигму современных когнитивно-дискурсивных исследований. Актуальность данной темы обусловлена значимостью обращения как способа языковой категоризации
5
социального пространства. Обращение к данной теме связано с необходимостью более глубокого осмысления места обращения в системе сопоставляемых языков и дальнейшего изучения теоретических и практических проблем обращения, не получивших однозначного толкования в современном языкознании и не потерявших своей актуальности. Актуальность данного исследования определяется следующими факторами: необходимостью уточнения некоторых теоретических проблем при изучении обращения в сопоставляемых языках, а именно терминов обращение, вокатив, апеллятив и (direct) address, vocative, term / mode / form of address, синтаксической природы обращения, его семантико- коммуникативных функций в речи и классификаций; недостаточной изученностью обращения как способа категоризации социального пространства; отсутствием сопоставительного исследования обращений в институциональных типах дискурса; недостаточной изученностью категории обращения в рамках прототипического подхода в сопоставительном аспекте; отсутствием исследования обращения в идеографическом аспекте в сопоставляемых языках; отсутствием русско-английского, англо-русского, русского и английского идеографических словарей обращений.
Объектом исследования являются статусные обращения, функционирующие в разных типах институционального дискурса в русском и английском языках.
Предмет исследования – когнитивно-дискурсивный и идеографический аспекты статусных обращений русского и английского языков.
Статусные обращения – это лексические единицы, входящие в группу обозначений лиц по профессиональной принадлежности, по социальной роли и функционирующие в институциональном дискурсе.
Материалом исследования послужили 2700 контекстов, отобранных из произведений художественной литературы английских, американских и русских авторов XX – начала XXI века, публичных выступлений первых лиц США, России и Великобритании, а также из Национального корпуса русского языка и поисковой системы Google. Эмпирическая база насчитывает 570 текстов,

6
включающих обращения в рассматриваемых языках. Изучены обращения в 58 инаугурационных обращениях президентов США (1789–2017 гг.), 7 инаугурационных речах президентов РФ (1991–2018) и коронационных речах британских монархов (1937 и 1953 гг.). Рассмотрены в сопоставительном аспекте обращения в 25 посланиях президентов России Федеральному Собранию (1994– 2019), 232 посланиях президентов США Конгрессу (1790–2019) и тронных речах монархов Великобритании, обращенных к Парламенту (1727–2017). Исследованы обращения в 85 рождественских речах президентов США на церемонии зажжения рождественской елки (1929–2018) и 32 рождественских поздравлениях в рамках субботних обращений (1982–2018), в новогодних поздравлениях президентов США (1975–2017), а также в 67 рождественских выступлениях королевы Великобритании (1952–2018) в сопоставлении с обращениями в новогодних речах первых лиц России (1941–2018). Проанализированы обращения, используемые гражданами США, Великобритании и России при обращении к главам государств. Для лексикографического анализа исследуемого материала привлекались английские и русские словари (20 наименований).
Цель настоящей диссертационной работы состоит в исследовании семантических и когнитивно-дискурсивных характеристик статусных обращений в русском и английском языках в сопоставительном аспекте. Кроме того, работа служит практической цели создания русско-английского и англо-русского идеографического словаря обращений.
Поставленная цель обусловила формулирование и решение следующего ряда задач:
1. Исследование теоретических аспектов обращения, рассмотрение синтаксической природы обращений, их прагматических функций в речи и классификация обращений в системе русского и английского языков.
2. Исследование специфики статусных обращений в различных типах институционального дискурса (педагогическом, политическом и медицинском дискурсах)

7
3. Сопоставление статусных обращений в русском и английском языках на примере трех типов дискурсов.
4. Моделирование системы обращений в русском и английском педагогическом, политическом, медицинском дискурсах, анализ ядерной и периферийной зон полей, сопоставление полей.
5. Разработка модели описания идеографических классов, сформированных статусными обращениями, в русском и английском языках.
6. Исследование семантики обращений, обозначающих человека по роли в учебном процессе, в русском и английском языках.
Методологическая база исследования включает в себя общенаучные методы: метод количественного описания материала (для определения частотности употребления обращений), метод сравнительного анализа, метод классификации, описательный метод (для характеристики лексической и прагматической специфичности обращения), метод научного наблюдения (для определения общих семантических и прагматических особенностей обращений), метод контекстуального анализа, метод дефиниционного анализа, метод сбора социолингвистических данных (анкетный опрос), когнитивный и коммуникативно-дискурсивный методы.
Научная новизна данного исследования обнаруживается в том, что обращение рассматривается как способ категоризации социального пространства, впервые описываются его виды в институциональном англоязычном и русскоязычном дискурсе. Изучены в сопоставительном аспекте когнитивно- дискурсивные аспекты обращений в педагогическом, политическом и медицинском дискурсах двух языков. Идеографический аспект исследования обращений направлен на создание классификатора форм обращений в разных языках.
Теоретическая значимость заключается в обобщении существующих подходов к исследованию обращений, разработке собственной методики анализа, которая может быть использована в сопоставительных и типологических исследованиях, разработке концепции лексикографического описания обращений.

8
Результаты рассмотрения когнитивно-дискурсивного аспекта обращения способствуют более глубокому осмыслению связи обращений с определенными типами дискурса. Теоретически значимым является вывод о том, что проблема выбора адресантом обращения напрямую связана с типом дискурса. Теоретические выводы позволяют ответить на некоторые вопросы, касающиеся способности обращений категоризировать социальное пространство.
Полученные результаты могут служить определенным вкладом в исследования лексической категоризации, которые ведутся на кафедре фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения УГИ УрФУ.
Изучив опыт теоретического обоснования идеографического подхода к обращениям и макро- и микроструктуру словарного описания обращения, мы предложили модель словарных статей англо-русского и русско-английского идеографического словаря обращений. Данные модели могут быть положены в основу создания словаря, аналога которому не существует.
Практическая значимость работы связана в первую очередь с возможностью использования ее результатов в преподавательской деятельности и лексикографической практике. Кроме того, на основе проведенного исследования могут быть разработаны рекомендации для переводчиков. Практическая значимость проведенного исследования видится в возможности применения его результатов для дальнейших изысканий в области когнитивно-дискурсивного и прагмалингвистического характера обращений не только в русском и английском, но и других языках. Полученные данные могут быть применены в лекционных и практических курсах по общему и сравнительному языкознанию, прагмалингвистике, когнитивистике, семантике, лексикологии, а также при составлении учебных пособий по данным дисциплинам. Работа может представлять интерес с точки зрения методики и практики преподавания английского языка. Результаты проведенного исследования могут быть применены в спецкурсах по страноведению, интерпретации текста, на практических занятиях по устной речи и фонетике. Итоги проведенного исследования имеют прикладное значение для лексикографии. Они могут быть

9
полезными при создании русского, английского, русско-английского и англо- русского идеографических словарей обращений. Изучив опыт теоретического обоснования идеографического подхода к обращениям и макро- и микроструктуру словарного описания обращения, мы предложили модель словарных статей англо-русского и русско-английского идеографического словаря обращений. Данные модели могут быть положены в основу создания словаря, аналога которому не существует.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Вероятность выбора адресантом статусного обращения прямо пропорциональна параметру «власть» (высокому социальному статусу адресата), статусной дистанции между коммуникантами, официальности коммуникативного события и обратно пропорциональна отсутствию солидарности между
коммуникантами.
2. Обращение, выбираемое адресантом, определяется типом институционального дискурса. Тип дискурса формирует языковую категоризацию социального пространства. Обращение является способом репрезентации социальных ролей участников.
3. Статусные обращения являются маркером семантики силы и солидарности, которая характеризует социальные отношения. Дифференциация обращений с точки зрения семантики силы и солидарности в английском языке происходит только на лексическом уровне, тогда как в русском языке – и на лексическом, и на грамматическом уровнях.
4. При разностатусной коммуникации в обоих языках обычно используются невзаимные обращения. Нижестоящие коммуниканты используют статусные обращения (и в русском, и английском языках) или антропонимы, образованные по формуле имя + отчество в русском языке, а вышестоящие употребляют имя. Статус коммуникантов влияет на выбор формы обращения, и сдвиг к взаимным обращениям всегда инициируется вышестоящими участниками дискурса и никогда нижестоящими собеседниками.

10
5. В педагогическом дискурсе ядром категории обращения в русском языке являются антропонимы, в английском – статусные обращения. В русском языке статусные обращения составляют ближайшую зону периферии, эмотивные обращения – дальнейшую зону периферии. В английском языке антропонимические обращения образуют ближайшую зону периферии, эмотивные и дейктические – дальнейшую.
6. В британском политическом дискурсе ядром категории обращения является нулевое обращение, в американском и русском – специальные статусные обращения. В британском политическом дискурсе специальные статусные обращения включены в ближайшую зону периферии, общие статусные обращения – в дальнейшую зону периферии. В американской политической коммуникации общие статусные обращения составляют ближайшую зону периферии; нулевые, антропонимические, дейктические и эмотивные обращения – дальнейшую. В русском политическом дискурсе эмотивные обращения – ближайшая зона периферии, нулевые и метонимические – дальнейшая.
7. В английском медицинском дискурсе ядром класса обращений являются специальные статусные обращения, в русском языке – антропонимы. В английском языке общие статусные обращения составляют ближайшую зону периферии, эмотивные и антропонимические обращения – дальнейшую. В русском языке специальные статусные обращения – ближайшая зона периферии, эмотивные и нулевые – дальнейшая.
8. Обнаруживается совпадение функционально-прагматического поля обращений в русском педагогическом и медицинском дискурсах, а также в английском политическом и медицинском дискурсах.
9. Идеографическая классификация статусных обращений в русскоязычном и англоязычном институциональных дискурсах способствует лексикографической параметризации единиц, способных выполнять функцию обращений, уточняет семантику таких единиц и направлена на создание классификатора форм обращения в разных языках.

11
Степень достоверности результатов проведенных исследований.
Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется опорой на разнообразные источники материала; подтверждается значительным объемом исследованного материала (2700 контекстов), обширной теоретической базой (библиографический список включает в себя 225 наименований), использованием классических и современных лингвистических методов, комплексным подходом к анализу языкового материала.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 8 публикациях, в том числе в 4 статьях, опубликованных в изданиях, включенных в Перечень ВАК Минобрнауки России. Основные результаты исследования обсуждались на кафедре фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения УГИ УрФУ и на VIII международной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 20–22 апреля 2016 г.).
Структура работы обусловлена целями и задачами, перечисленными выше, логикой исследования. Она включает в себя введение, три главы с выводами, заключение, список литературы, список источников, список использованных словарей, три приложения.
Во введении определяются предмет и объект исследования, формулируются цель и задачи диссертационного исследования, обозначаются методы, использованные в работе, определяется новизна исследования, указывается теоретическая и практическая значимость работы, выявляются положения, выносимые на защиту, описывается структурное построение работы.
В первой главе рассматриваются проблемы синонимичности терминов обращение, вокатив, апеллятив и (direct) address, vocative, term / mode / form of address, определяются синтаксическая природа и прагматические функции обращений, представляются различные классификации обращений, исследуется обращение как способ категоризации социального пространства, раскрывается его сущность в свете когнитивно-дискурсивной парадигмы, описывается прототипический подход к категории обращения, анализируется когнитивное

12
наполнение статусных обращений, освещаются идеографические аспекты изучения этого прагма-коммуникативного класса, выявляется специфика обращений в свете нескольких социолингвистических зарубежных теорий.
Вторая глава, состоящая из 6 разделов, посвящена рассмотрению обращений в когнитивно-дискурсивном аспекте, их анализу в русском и англоязычном педагогическом, политическом и медицинском институциональном дискурсе.
В третьей главе обращение рассматривается в идеографическом аспекте. Предлагается макро- и микроструктура словарного описания обращений как в русском, так и английском языках, анализируются модели словарных статей русского, английского, русско-английского и англо-русского идеографических словарей обращений, исследуются семантические особенности обращений, обозначающих человека по роли в учебном процессе.
В заключении нами подведены итоги исследования, обобщены его результаты и намечены дальнейшие перспективы использования выводов и результатов исследования.
Библиографический список включает в себя 225 наименований (в том числе 79 на иностранных языках).
В приложении содержатся анкеты, таблицы и фрагмент англо-русского идеографического словаря обращений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»