Стенопись пещерных храмов Горной Юго-Западной Таврики XIII–XV вв.: византийские традиции и региональные особенности
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СТЕНОПИСИ ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТАВРИКИ КАК ПРИМЕРА МОДИФИКАЦИИ
ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ ………………………………………………………………. 21
1. 1. Исследования стенописи пещерных храмов средневековой
Таврики в XIX–XXI вв. ………………………………………………………………………………. 21
1.2. Сакральное пространство пещерного храма Таврики ХIII–ХV вв.:
семиотический аспект ………………………………………………………………………………… 33
1.3. Стенопись пещерных храмов Юго-Западной Таврики в контексте
византийского монументального искусства ……………………………………………… 45
1.4. Выводы …………………………………………………………………………………………………. 51
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ
СТЕНОПИСИ ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ ТАВРИКИ ………………………………….. 52
2.1 Семантика стенописи пещерных храмов в контексте
монументального искусства Византии ………………………………………………………. 52
2.2 Изучение сакрального пространства памятников XIII–XIV вв.:
формирование региональных особенностей ………………………………………………. 59
2.3. Комплексный подход в изучении монументального убранства
пещерных храмов XV в.: художественное своеобразие и византийские
традиции……………………………………………………………………………………………………… 69
2.4. Выводы …………………………………………………………………………………………………. 77
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РОСПИСИ ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ ЮГО-
ЗАПАДНОЙ ТАВРИКИ XIII–XV ВВ.: ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………………………………………………………………… 79
3.1 Комплексный анализ системы росписи церковно-приходских
пещерных храмов Таврики XIII–XIV вв. ………………………………………………….. 79
3.1.1. Стенопись мартирия Трех Всадников как пример культа воинов в
декоративном убранстве пещерных храмов………………………………………………. 79
3.1.2. Стенопись церковно-приходского храма Успения как образец
византийских традиций ……………………………………………………………………………… 85
3.1.3. Декорация апсиды пещерной церкви Кильсе-Тепе ………………………….. 94
3.2. Особенности системы росписи церковно-монастырских пещерных
храмов Таврики XIII–XV вв. ……………………………………………………………………… 97
3.2.1. Роспись храма Донаторов: особенности светского начала в
монументальном искусстве Таврики …………………………………………………………. 98
3.2.2. Византийские традиции в стенописи пещерной церкви №12
Загайтанской скалы………………………………………………………………………………….. 109
3.2.3. Роспись алтарной части пещерного храма Южного монастыря
Мангупа : идейное содержание и художественное своеобразие……………….. 118
3.3. Выводы ……………………………………………………………………………………………….. 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………… 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………… 129
СПИСОК АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………………………. 162
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА …………………………………. 164
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Типология росписей пещерных храмов Горной Юго-
Западной Таврики XIII – XV вв. ………………………………………………………………. 175
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Подход к сохранению и валоризации стенописи
Горной Юго-Западной Таврики XIII–XV вв. …………………………………………… 178
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Иллюстративный материал……………………………………… 186
Во Введении раскрывается актуальность выбранной темы исследования,
рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяются
объект, предмет, цель и задачи исследования, подробно дается характеристика
методологическим основам работы, формулируются положения, выносимые на
защиту, степень научной новизны, излагаются теоретическая и практическая
значимость исследования, приводятся сведения об апробации материалов
диссертации и публикациях автора.
В первой главе диссертационного исследования «Изучение стенописи
пещерных храмов средневековой Таврики как примера модификации
византийской живописи», состоящей из трех параграфов, рассмотрены
теоретико-методологические основы исследования стенописи пещерных
храмов средневековой Таврики как явления сакрального византийского
искусства. Проанализирован значительный пласт библиографических и
архивных источников, относящихся к XVIII–XXI вв., которые содержат
описания памятников. Предложен комплексный подход к изучению
сакрального искусства Таврики XIII–XV вв., включающий семиотический
метод,позволяющийпроанализироватьсемантическиеаспекты
монументально-декоративного убранства пещерных храмов, заложенные в
изображения.
В параграфе 1.1. «Исследование стенописи средневековой Таврики в
XIХ – начале ХХ века» рассматриваются основные направления исследований
пещерных храмов Юго-Западной Таврики, проводившиеся на протяжении двух
столетий, начиная с периода выявления и упоминания о них в литературе XVIII
в., до натурного обследования, изучения, систематизации, постановки на
государственный учет и охрану памятников, а также частичной их консервации
с элементами реставрации в XX – начале ХХI в. На базе материалов архивных
источников, которые вводятся в научный оборот, рассмотрена деятельность
Центральных Государственных Реставрационных Мастерских (далее — ЦГРМ)
при Главнауке РСФСР 1920-х гг. по изучению пещерных городов
средневековогоКрыма.Выявленные,систематизированныеи
проанализированные в процессе работы над диссертацией материалы по итогам
экспедиции 1927–1929 гг. позволили определить вклад исследователей ЦГРМ в
изучение памятников значительной территории Крымского полуострова, в
которую входили Бахчисарай, Инкерман, Балаклава, Керчь, Феодосия, Судак,
Симферополь, Севастополь.
Были рассмотрены работы по исследованию стенописи средневекового
Крыма, возобновленные в 1953 г. Работы проводились отделом истории и
археологии Крымского филиала Академии наук СССР (АН СССР).
Исследованиями стенописи руководил О. И. Домбровский. В разное время в
экспедициях также принимали участие О. И. Гущин, В. М. Маликов,
С. К. Себекин, В. М. Халаимов, А. П. Шохин, П. А. Шохин. Субсидировались
исследования отделом истории и археологии бывшего Крымского филиала
Академии наук (сначала СССР, а потом УССР), Бахчисарайским историко-
археологическим музеем и Областным управлением культуры Крымской
области.
Публикации современных авторов И. Г. Волконской, Е. Н. Осауленко,
Э. Н. Карнаушенко, Н. Е. Гайдукова, А. Ю. Виноградова, А. В. Джанова,
Н. Е. Днепровского, Ю. М. Могаричева и др. посвящены историографии и
формальному описанию памятников.
Параграф 1.2. «Сакральное пространство пещерного храма:
семиотический аспект» посвящен такому теоретическому понятию в
современной науке, как сакральное пространство. Рассмотрены особенности
формирования сакральных пространств в пещерных ансамблях на территории
Горной Юго-Западной Таврики поздневизантийского периода, которые
отражают мировоззрение и систему ценностей местного населения.
Проанализировано, как религиозное искусство Таврики получает оформление в
контексте культурно-исторических факторов, повлиявших на становление и
развитие Готской епархии (с конца XIII в. метрополии). Благодаря
комплексному подходу выявлено, что сакральные пространства Таврики ХIII–
ХV вв. выражают мировоззрение и систему ценностей эпохи позднего
Средневековья. Особенности формирования религиозного пространства
скальной архитектуры повлияли на ее организацию в пещерных храмах
Таврики. Их внутреннее пространство повторяло тип зальной церкви без
купола. Апсида была отделена от наоса алтарной преградой, вырубленной из
скальной породы, реже — деревянной. Принятые в крупных наземных храмах
дополнительные нефы иди апсиды жертвенника, или дьяконник в такой
скальной архитектуре заменялись нишами.
В параграфе 1.3. «Стенопись пещерных храмов Юго-Западной
Таврики в контексте византийского монументального искусства»
определено, что, несмотря на региональные особенности организации храма,
расположение сюжетов и образов в них, сакральное пространство пещерных
храмов отвечало каноническим требованиям византийского искусства.
Стенопись Таврики находилась под заметным влиянием византийских
традиций и переживала особенный расцвет в XIII–XV вв. В параграфе
отмечено, что иконографическая программа храма выполнена как часть
единого целого с архитектурным пространством храма. Монументальное
искусство Таврики формировалось по византийскому образцу, поэтому сюжеты
стенной росписи размещаются в соответствующих регистрах, подчеркивая
архитектурную конструкцию помещения, которое является местом совершения
литургического действа.
Во второй главе диссертационного исследования «Особенности
методологии изучения стенописи пещерных храмов Таврики» памятники
монументально-декоративной живописи Таврики представлены как система
знаков религиозного типа культуры, которая ретранслирует эстетические
аспекты духовной жизни и специфику внешнего культурного окружения
исследуемого региона. С опорой на культурологический подход выделены
классификационные группы объектов сакральных памятников Юго-Западной
Таврики: памятники XIII–XIV вв. и памятники XV в., что позволяет
рассматривать исследуемые группы росписей как явления монументального
искусства поздневизантийского периода.
В параграфе 2.1. «Семантика стенописи пещерных храмов в
контексте монументального искусства Византии» предложен семиотический
подход к анализу стенописи, который позволяет комплексно исследовать
сакральное пространство пещерных храмов Юго-Западной Таврики.
Каноничность литургического пространства пещерных храмов Юго-
Западной Таврики XIII–XV вв. проявляется в противопоставлении сакрального
пространства профанному. Иерархичность сакрального пространства и
византийские традиции иконографии базируются на том, что христианские
культовые изображения, которые пользовались особым почитанием в Таврике,
были характерны для восточнохристианской традиции в целом. Также в
монументальном искусстве исследуемого региона были распространены
изображения, демонстрирующие символический контакт местной феодальной
элиты с горним миром, что нашло воплощение в ктиторских портретах
пещерного храма Донаторов в Черкес-Кермене и пещерной церкви №12
(по Ю. М. Могаричеву) на Загайтанской скале (XIV в.).
Таким образом, особенность культовых образов Горной Юго-Западной
Таврики поздневизантийского периода при сохранении каноничности и
традиционности была обусловлена влиянием культур близлежащих провинций
Византийской империи, с которыми были налажены политические,
религиозные связи и торговые отношения.
Предложенный комплексный подход позволяет проводить изучение
семантики отдельных символов композиций в контексте конкретного
сакрального пространства. Это дает возможность расширить знания об
идейных течениях религиозной культуры Юго-Западной Таврики XIII–XV вв.,
которые нашли отражение в содержании и стилистике росписей пещерных
храмов. Такой подход определил следующие классификационные группы
объектов сакральных памятников Юго-Западной Таврики: памятники XIII–
XIV вв. и памятники XV в.
В параграфе 2.2. «Изучение сакрального пространства памятников
XIII – XIV вв.: формирование региональных особенностей» рассмотрены
репрезентативные формы византийской монументальной живописи в
сакральной стенописи XIII–XIV вв. Особенности сакрального пространства,
которые являются следствием назначения и размеров пещерных храмов,
обуславливают такие приемы, как уменьшение масштабов росписей,
расположение композиций на нескольких архитектурных плоскостях. Отмечено
также пространственное и колористическое решение росписей, которым
свойственна линеарная моделировка формы и графичность, при определяющей
роли силуэта, усиленной колористически звучным фоном.
В параграфе 2.3. «Комплексный подход в изучении монументального
убранства пещерных храмов XV в.: художественное своеобразие и
византийские традиции» рассмотрены особенности произведений XV в.
Отмечено что, несмотря на сохранение высокого уровня исполнения
традиционных содержательных основ православного образа, все большее
значение получают внешняя отточенность и одновременно некоторая
стандартизированность приемов — техника становится подчеркнуто
виртуозной. Особая роль в стенописи пещерных храмов Таврики отводится
силуэту, а основным средством выразительности становится линия, что имеет
огромное значение для организации композиции в целом. Это обусловлено
историко-культурными факторами, которые объясняют особенности
формирования уникального монументального искусства XV в. Таврики и
специфику его проявления в стенописи пещерных храмов. Региональной
особенностью отмечены сам факт сакрализации природных объектов, их
архитектоника, ограниченность каноном сюжетных линий росписей,
особенности цветовой палитры и орнаментального убранства.
В третьей главе диссертационного исследования «Система росписи
пещерных храмов Юго-Западной Таврики XIII–XV вв.: эмпирическое
исследование», состоящей из двух параграфов, проанализированы
сохранившиеся фрагменты росписей пещерных храмов Юго-Западной Таврики
XIII–XV вв. и приведена их атрибуция. В тексте главы рассматрены
трансформация и стилистические особенности стенописи, уточнены
хронологические рамки исследуемых росписей и их иконографические
особенности.
В параграфе 3.1. «Семиотический анализ системы росписи церковно-
приходских пещерных храмов Таврики XIII–XIV вв.» рассматриваются
стилистические особенности росписей церковно-приходских пещерных храмов,
ориентирующиеся на византийские традиции с их последующей
трансформацией в рамках местных региональных особенностей. К данному
периоду относятся храмы Успения и Трех всадников (Эски-Кермен), пещерный
храм Кильсе-Тепе (округа городища Мангуп).
В подпараграфе 3.1.1. «Стенопись мартирия Трех Всадников как
пример культа воинов в декоративном убранстве пещерных храмов»
проведен анализ, позволяющий утверждать, что мартирий был вырублен и
расписан во второй половине XIII в. На росписи изображены Свв. Дмитрий
Солунский, Феодор Стратилат и Георгий Победоносец. Фигуры святых воинов
в пещерных храмах Таврики играют одну из главных ролей в монументальном
искусстве региона в связи с тяжелой политической обстановкой на полуострове
в период позднего средневековья. В сюжете росписи святые воины выступают
борцами, несут спасение и мир простым людям. Роспись мартирия Трех
Всадников является памятником византийской традиции, а изображения святых
воинов характерны не только для стенописи периферии империи, к которым
относилась Таврика, но и для станковых произведений, которые привозили из
столицы и крупных культурных центров Византии.
В подпараграфе 3.1.2. «Стенопись церковно-приходского храма
Успениякакобразецвизантийскихтрадиций»рассмотрен
повествовательный цикл росписей, который включает сцены, связанные с
жизнью Христа, и обособленные сюжеты и образы святых, которые
раскрывают основы христианских вероучений. В результате анализа
документов была уточнена интерпретация сюжетов. Ансамбль стенописи в
церкви Успения соответствует восточнохристианской системе храмовой
декорации: на красном престоле стоит чаша с лежащим в ней обнаженным
младенцем. Это изображение появляется как отклик на богословскую идею
палеологовского времени, согласно которой младенец Христос является
одновременно Жертвой, священником, приносящим Евхаристическую Жертву,
и Богом в Троице, Жертву принимающим.
В подпараграфе 3.1.3. «Декорация апсиды пещерной церкви Кильсе-
Тепе» проанализированы архивные данные, научные публикации и приведены
сведения, полученные при натурном обследовании памятника. Было выявлено,
что в алтарной части пещерного храма просматривается композиция Деисус.
Отмечено также, что верхний регистр апсиды был расписан. На момент
натурного обследования памятника просматривались лишь сохранившиеся
фрагменты орнаментальных мотивов в конхе и на сводах алтарной части
церкви.
В параграфе 3.2. «Особенности системы росписи церковно-
монастырских пещерных храмов Таврики XIIIXV вв.» приведен
комплексный анализ ансамблей стенописи церковно-монастырских пещерных
церквей. Отметим, что в монастырской культуре Таврики доминировала
практика умной молитвы (исихазм), который ориентирован на особое внимание
к внутреннему миру человека, интересу к духовному погружению, внутреннему
свету, сакральному и экзегетическому символизму. Взаимосвязь между
монахами и жителями поселений, расположенных близ монастырей,
происходила во время монастырской службы и проповеди. При этом особое
воздействие на восприятие молящихся имела окружавшая их настенная
живопись, наполненная религиозной символикой.
В подпараграфе 3.2.1. «Роспись храма Донаторов: особенности
светского начала в монументальном искусстве Таврики» рассмотрена
иконографическая программа стенописи, где преобладают изображения
святителей и преподобных, что, возможно, указывает на то, что храм
Донаторов представляет пример монастырского литургического пространства.
При анализе архивных материалов и натурного осмотра отмечено, что между
изображениями святых воинов расположены пять фигур в княжеском
облачении, возможно, групповой портрет донатора церкви и членов его семьи.
Также в композиции присутствуют и геральдические элементы, например, на
западнойстенесохранилисьфрагментыпроцветшегокреста,
предположительно родового герба ктиторов пещерной церкви. Таким образом,
стенопись храма Донаторов свидетельствует, что в монументальном искусстве
Горной Юго-Западной Таврики XIII–VX вв. можно проследить не только
религиозное, но и светское начало.
В подпараграфе 3.2.2. «Византийские традиции в стенописи
пещерной церкви №12 Загайтанской скалы» отмечено, что структура
ансамбля стенописи пещерного храма строилась исключительно по
литургическому принципу, где в основе заложено регулярное совершение
богослужебного ритуала. Композиция Деисус в конхе апсиды и святительский
чин в нижнем регистре символически отражают богословские идеи
рассматриваемого периода.
Подпараграф 3.2.3. «Роспись алтарной части пещерного храма
Южного монастыря Мангупа: идейное содержание и художественное
своеобразие» посвящен формально-стилистическому анализу указанного
памятника монументально-декоративной живописи, который был проведен в
процессе натурного исследования. Проанализирована сохранившаяся роспись в
алтарной части церкви Южного монастыря. Отмечается, что на формирование
этой композиции оказала влияние аскетическая практика поздневизантийского
периода, что нашло воплощение как в тематических особенностях, так и в
условной трактовке образов и символических изображений, заменяющих
прямой человеческий образ.
В Заключении диссертации приведены выводы исследования:
— в результате архивных и натурных изысканий, а также применения
комплексного анализа стало возможным выделить две группы памятников
монументальной живописи Юго-Западной Таврики данного периода: первая —
это стенопись XIII–XIV вв., включающая монументальную живопись
пещерных храмов: Успения Богоматери и храма Трех Всадников в Эски-
Кермене, храма Донаторов в Черкес-Кермене и других, и вторая группа —
росписи пещерных храмов XV в., стилистический анализ которых позволяет
проследить дальнейшее развитие региональной традиции в росписях Юго-
Западной Таврики;
— в процессе исследования в научный оборот введены программные
произведения росписей пещерных храмов Юго-Западной Таврики ХIII–ХV вв.
с уточнением датировок; проведен их стилистический анализ; выявлены
художественные и иконографические особенности;
— в результате стилистического и иконографического анализа
прослежена степень влияния на монументальную стенопись Горной Юго-
Западной Таврики XIII–XV вв. византийской традиции эпох Македонской
династии и Комнинов, а также закавказские и малоазийские культурные
влияния;
— в процессе исследования осуществлено значительное расширение
круга библиографических источников за счет малоизвестных работ XIX–XX вв.
Кроме того, исследовательская база существенно подкреплена материалами
архивных изысканий, в число которых входят неизвестные ранее рукописные
свидетельства таких крупных ученых, как И. Э. Грабарь, Н. И. Репников и
А. И. Анисимов, относящиеся к периодам экспедиций ЦГРМ 1927–1930-х гг.
Именно эти натурные обследования зафиксировали степень сохранности
росписи основных памятников Горной Юго-Западной Таврики. До сих пор эти
материалы не были введены в научный оборот и в диссертации представлены
впервые;
— впервые были выявлены архивные документы, относящиеся к более
поздним экспедициям 1953–1960 гг., проводившимся О. И. Домбровским.
Результаты этих работ позволили обозначить следующий этап натурного
обследования стенной живописи и зафиксировать степень ее сохранности на
тот период. В научном архиве ГБУ РК БИКАМЗ были найдены документы
последнего этапа исследований стенописи Горной Таврики с предложениями
по их реставрации. Все это значительно обогатило наше представление о
первоначальном облике памятников;
— современные исследования в области археологии и истории
средневековой Таврики указывают на преемственность византийских традиций
в стенописи пещерных храмов Горной Юго-Западной Таврики. Таким образом,
приведенный анализ позволяет по-новому интерпретировать теорию
О. И. Домбровского, которую поддержал Е. Н. Осауленко, о формировании
школы живописи княжества Феодоро;
— проведенный комплексный анализ позволяет утверждать что,
монументальная стенопись пещерных храмов Горной Юго-Западной Таврики
представляет собой модификацию византийской монументальной живописи
ХIII–ХV вв. с учетом использования местных стилистических тенденций;
— впервые введен в научный оборот материал натурных исследований
автора диссертации, фиксирующий степень современной сохранности росписей
пещерных храмов и их технико-технологические характеристики. Таким
образом, проведенные исследования позволяют выполнить графические
варианты реконструкции памятников, находящихся в процессе постоянного
разрушения. В целом, подводя итог изучения стенописи Горной Юго-Западной
Таврики ХIII–ХV вв., важно отметить необходимость мероприятий по ее
консервации и валоризации.
Диссертация посвящена важным аспектам исследований стенописи
пещерных храмов Горной Юго-Западной Таврики1 XIII–XV вв., которые
носят междисциплинарный характер. Наиболее крупные и относительно
хорошо сохранившиеся памятники монументальной живописи Таврики Х–
ХV вв. находятся в крепостях, монастырях, поселениях Горного Юго-
Западного Крыма и средневековых приморских городах: Судгее (совр.
Судак), Кафе (совр. Феодосия), Корчеве (совр. Керчь), Херсоне (совр.
Херсонес Таврический, Севастополь). В горном Крыму на территории
средневековых городищ, таких, как Эски-Кермен, Каламита, Мангуп, для
которых характерны искусственно выдолбленные полости в скалах
различного назначения, относительно хорошо сохранились памятники
монументально-декоративной живописи Таврики XIII–ХV вв. Примеры
подобной скальной архитектуры выявляются в культурах Малой Азии,
Закавказья, Северного Кавказа и Балканского полуострова. Они широко
известны благодаря наличию средневековых пещерных храмов и их
декоративного убранства. Исследованию стенописи памятников
вышеперечисленных регионов посвящено значительное число научных
трудов2, в то время как памятники монументально-декоративного искусства
Таврикой («страной тавров») эллины называли южный берег Крыма, а в период раннего Средневековья
(примерно до XV в.) это название использовалось для всего Крыма.
2
См.: Захаровa, А. В.: 1) Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии //
Христианское чтение, 2011. — Вып. 6. — С. 194–222. ; 2) Монументальная живопись второй половины X–
начала XI в. в Каппадокии // Византийский временник, 2015. — Т. 74. — С. 196–210. ; 3) Формирование
иконографической программы византийского храма: взгляд с приграничных территорий // Актуальные
проблемы теории и истории искусства, 2019. — Вып. 9. — С. 262–274. ; 4) Росписи апсиды церкви Св.
Анны в Трапезунде — неизвестный ансамбль конца IX века // Древнерусское искусство. Византийский
В диссертации проанализирован и обобщен значительный объем
памятников сохранившейся стенописи пещерных храмов средневековой
Таврики: мартирий Трех Всадников, церковь Успения, храм Донаторов, храм
Судилище, пещерная церковь № 12 (по классификации Ю. М. Могарычева)
на Загайтанской скале, пещерная церковь Южного монастыря мангупского
городища, пещерная церковь Кильсе-Тепе близ Мангупа. Исследование
рассмотренных памятников базируется на сравнительно-описательном,
формально-стилистическом, иконографическом и семиотическом методах.
Предложенный комплексный подход — рассмотреть семантическую
целостность сохранившихся фрагментов росписи, их принадлежность к
исторической эпохе создания и интерпретации совокупностей знаков,
зафиксированных в объектах стенописи.
Комплексное исследование стенописи Горной Юго-Западной Таврики
XIII–XV вв. позволяет по-новому взглянуть на памятники и уточнить
датировку как памятников в целом, так и отдельных сюжетов стенописи,
исполненных в разные временные промежутки.
Проведенное исследование сохранившихся фрагментов стенописи
позволяет представить на защиту следующие выводы:
— в результате архивных и натурных изысканий, а также применение
комплексного анализа стало возможным выделить две группы памятников
монументальной живописи Юго-Западной Таврики данного периода:
Успения Богоматери и Храма Трех Всадников в Эски-Кермене, храма
Донаторов в Черкес-Кермене и других, и вторая группа – росписи пещерных
храмов XV в., стилистический анализ которых позволяет проследить
дальнейшее развитие региональной традиции в росписях Юго-Западной
Таврики (Приложение А);
— в процессе исследования в научный оборот введены программные
произведения росписей пещерных храмов Юго-Западной Таврики ХIII–ХV
вв. с уточнением датировок; проведен их стилистический анализ; выявлены
художественные и иконографические особенности;
— в результате стилистического и иконографического анализа
прослежена степень влияния на монументальную стенопись Горной Юго-
Западной Таврики XIII–XV вв. византийской традиции эпох Македонской
династии и Комнинов, а также закавказские и малоазийские культурные
влияния;
— в процессе исследования осуществлено значительное расширение
круга библиографических источников за счет малоизвестных работ XIX–XX
вв. Кроме того, исследовательская база существенно подкреплена
материалами архивных изысканий, в число которых входят неизвестные
ранее рукописные свидетельства таких крупных ученых, как И. Э. Грабарь,
Н. И. Репников и А. И. Анисимов, относящиеся к периодам экспедиций
ЦГРМ 1927–1930-х гг. Именно эти натурные обследования зафиксировали
степень сохранности росписи основных памятников Горной Юго-Западной
Таврики. До сих пор эти материалы не были введены в научный оборот и в
диссертации представлены впервые;
— впервые были выявлены архивные документы, относящиеся к более
поздним экспедициям 1953–1960 гг., проводившимся О. И. Домбровским.
Результаты этих работ позволили обозначить следующий этап натурного
обследования стенной живописи и зафиксировать степень её сохранности на
тот период. В научном архиве ГБУ РК БИКАМЗ были найдены документы
последнего этапа исследований стенописи Горной Таврики с предложениями
по их реставрации. Все это значительно обогатило наше представление о
первоначальном облике памятников;
— современные исследования в области археологии и истории
средневековой Таврики указывают на преемственность византийских
традиций в стенописи пещерных храмов Горной Юго-Западной Таврики.
Таким образом, приведенный анализ позволяет по-новому интерпретировать
теорию О. И. Домбровского, которую поддержал Е. Н. Осауленко, о
формировании школы живописи княжества Феодоро.
Проведенный комплексный анализ позволяет утверждать что,
монументальная стенопись пещерных храмов Горной Юго-Западной Таврики
представляет собой модификацию византийской монументальной живописи
ХIII–ХV вв. с учетом использования местных стилистических тенденций.
— впервые введен в научный оборот материал натурных исследований
автора диссертации, фиксирующий степень современной сохранности
росписей пещерных храмов и их технико-технологические характеристики.
Таким образом, проведенные исследования позволяют выполнить
графические варианты реконструкции памятников, находящихся в процессе
постоянного разрушения. В целом, подводя итог изучения стенописи Горной
Юго-Западной Таврики ХIII–ХV вв., важно отметить необходимость
мероприятий по их консервации и ревалоризации (Приложение Б).
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!