Стоматологический статус у детей с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией

Ибрагимова Азиза Азамовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ………………… 5

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 7
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ РТА И
МЕЖСИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТСКОГО КОНТИНГЕНТА
НАСЕЛЕНИЯ (обзор литературы)………………………………………………….
1.1. Мониторинг уровня стоматологического аспекта здоровья у
детского контингента населения………………………………………… 15
1.2. Факторы, способствующие развитие стоматологической
патологии у детского контингента населения………………………… 18
1.3. Ситуационный анализ о взаимообусловленности
стоматологических и соматических заболеваний у детского
контингента населения…………………………………………………… 29
1.4. К вопросу о многопараметрическом анализе состояния органов
полости рта детского контингента, ассоциированной с анемией…… 42
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………. 49
2.1. Общая характеристика клинического материала………………… 49
2.2. Методы исследования……………………………………………… 53
2.2.1. Методика определения уровня стоматологической помощи
больным детям с железодефицитной и наследственной
гемолитической анемией…………………………………………………. 53
2.2.2. Способ выявления и оценки активности кариеса зубов у детей,
страдающих анемией, с использованием международной индексной
системы…………………………………………………………………… 54
2.2.3. Методика изучения эмоционально-поведенческого состояния
детей раннего возраста с железодефицитной и наследственной
гемолитической анемией на стоматологическом приеме……………… 55
2.2.4. Методика оценки качества жизни детей, страдающих анемией,
со стоматологической патологией……………………………………… 56
2.2.5. Методика реализации комплексного лечения и профилактики
основных стоматологических заболеваний у детей с
железодефицитной и наследственной гемолитической анемией……… 58
2.2.6. Модифицированный способ тактики ведения и диспансерного
наблюдения за детьми, страдающих анемией………………………… 60
2.3. Методика статистической обработки собственных результатов… 63
ГЛАВА 3. СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С
ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ И НАСЛЕДСТВЕННОЙ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ
АНЕМИЕЙ……………………………………………………………………………..
3.1. Результаты стоматологического обследования детей с
железодефицитной анемией……………………………………………… 64
3.2. Результаты изучения стоматологического статуса у детей с
наследственной гемолитической анемией……………………………… 74
3.3. Результаты определения уровня оказанной стоматологической
помощи детям с анемией………………………………………………… 80
ГЛАВА 4. СИТУАЦИОННАЯ ОЦЕНКА АКТИВНОСТИ КАРИЕСА,
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И КАЧЕСТВА 84
ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АНЕМИЕЙ………………………………….
4.1. Результаты использования международного системного индекса
по выявлению кариеса и его активности у детей с анемий…………… 84
4.2. Результаты изучения эмоционально-поведенческого состояния
детей раннего возраста с железодефицитной и наследственной
гемолитической анемией на стоматологическом приеме……………… 87
4.3. Результаты оценка качества жизни детей раннего возраста с
кариозными поражениями зубов, страдающих анемией……………… 93
ГЛАВА 5. ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ
АНЕМИЕЙ……………………………………………………………………………..
5.1. Результаты внедрения комплексной программы профилактики
основных стоматологических заболеваний у детей с анемией……… 103
5.2. Эффективность организации стоматологической помощи детям с
анемией на основе семейного принципа диспансеризации…………… 108
5.3. Эффективность герметизации фиссур временных и постоянных
моляров в рамках диспансеризации детей с железодефицитной и
наследственной гемолитической анемией……………………………… 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 127
ВЫВОДЫ………………………………………………………………… 144
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………. 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 148

Материал и методы исследования. Для оценки распространенности и
интенсивности основных стоматологических заболеваний было проведено
клинико-эпидемиологическое обследование 486 детей ключевых возрастных
группах (3, 6, 12, 15 лет) с анемией. Общее количество детей с
железодефицитной и наследственно-гемолитической анемией составило
соответственно 428 и 58. Обследование стоматологического статуса
организованного контингента детей проводилось в многопрофильных больницах
г. Душанбе, где они находились на стационарном лечении с 2016 года по 2020
году. Обследованные больные составили более 115 человек каждого возраста.
Клинические методы исследования включали выявление жалоб, анамнеза,
внешний осмотр лица. При осмотре полости рта определяли уровень гигиены
полости рта. Состояние твердых тканей зуба оценивали по индексам кпз, кпп,
КПУз, КПУп. Для оценки гигиенического состояния полости рта использовали
индекс Ю.А. Федорова, В.В. Володкиной у детей 3 лет, упрощенный индекс
гигиены полости рта – ИГР-У (OHI-S, Green J.C., Vermillion J.K.) у детей 6, 12
лет и 15-летних подростков, а также индекс РМА.
Была изучена осведомленность детей, подростков, родителей, педиатров
по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний. С
этой целью были исследованы 63 ребенка с анемией в возрастных категориях
6, 12 и 15 лет. По результатам полученных данных исследования была
предложена комплексная программа по мерам предупреждения развития
кариозного поражения зубов и пародонтитов. В основе данной программы
лежит: специальное обучение детей и их родителей мерам по уходу за
состоянием полости рта при их визите к стоматологу; ежедневно после обеда
под контролем выполнялась чистка зубов с использованием фторсодержащих
зубных паст (Aquafresh «Мои молочные зубки» и Aquafresh «Мои большие
зубки» с содержанием фтора 500 ppm и 1450 ppm, соответственно);
рекомендации относительно особенностей питания.
С использованием индекса международной системы выявления и оценки
активности кариеса нами проведено стоматологическое обследование 61
ребенка (12 человек – 3-летнего, 15, 17 и 17 человек – соответственно 4-, 5- и
6-летнего возраста) с наследственной гемолитической анемией. Общее
количество обследованных зубов составило 244 (в соответствующих
возрастных группах 48, 60, 68 и 68).
В ходе выполнения работы также изучено эмоционально-поведенческое
состояние детей раннего возраста с железодефицитной и наследственной
гемолитической анемией. Под наблюдением находились 85 детей 3-6 летнего
возраста, которых обследовали до и после применения мер профилактики и
терапии патологий ротовой полости.
С целью изучения качества жизни исследуемых детей со слов их
родителей, а также оценки состояния полости рта их детей нами была
использована переведенная и валидированная версия опросника OHRQoL-
индекс. В исследовании методом анкетирования участвовали 56 родителей
детей возраста 3-6 лет, страдающих анемией.
Статистическую значимость различий определяли с помощью функций
параметрической статистики. Различие считали значимым при вероятности
безошибочного прогноза 95% и более. Оценку статистической значимости
оценивали с помощью критерия достоверности Стьюдента. Различия
считались статистически значимыми при р<0,05. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Результаты клинико-эпидемиологического обследования стоматологи- ческого статуса детей 3-, 6-, 12- и 15-летнего возраста с дефицитом железа позволили выявить достаточно высокую поражаемость кариесом как временных, так и постоянных зубов. Так, распространенность кариеса, в 3- летнем возрасте колеблется от 36,1% до 65,7% при интенсивности от 1,20±0,04 до 3,30±0,16 при соответствующей усредненном значении 50,9% и 2,25±0,10, а в 6 лет возрастает до 77,6-86,1% при индекса интенсивности кп от 2,54±0,12 до 4,37±0,21 единиц (соответственно 81,9% и 3,46±0,17) пораженных зубов на одного обследованного (табл. 1). Таблица 1. - Распространенность кариеса зубов в различных возрастных группах детей с дефицитом железы в г. Душанбе ГруппаКоличествоРаспространенность кариеса исследования, годыосмотренных детейзубов, % временныхпостоянных 311350,9- 612781,938,9 12124-56,4 15122-82,8 Всего/в среднем48666,459,7 Как свидетельствуют данные таблицы 1, распространенность кариеса постоянных зубов у детей с железодефицитной анемией увеличивалась с возрастом: от 33,2% до 44,5% в 6 лет (в среднем 38,9%); от 38,5% до 74,3% в 12 лет и достигая вариацией 70,2-95,3% в 15 лет (соответственно 56,4% и 82,8%). Цифровые материалы по изучению распространенности кариеса зубов показали, что по мере взросления количество детей, не имеющих кариес в постоянных зубах, уменьшается. Полученные результаты в указанном аспекте позволяют отметить, что в 6 лет у 61,1% детей с железодефицитной анемией постоянные зубы не поражены кариесом, к 12 годам у 43,6%, а к 15 годам только у 17,2%. Интенсивность кариеса по индексу КПУз колебалась у 6-летних детей с дефицитом железа от 0,86±0,04 до 1,5±0,05, у 12-летних от 1,1±0,03 до 2,3±0,13, у 15-летних подростков от 2,91±0,12 до 4,85±0,24 при соответствующем усредненном значении 1,18±0,09, 1,70±0,16 и 3,88±0,28 единиц на одного ребенка (табл. 2). Таблица 2. - Интенсивность и структура интенсивности кариеса временных и постоянных зубов у детей с железодефицитной анемией Возраст,КПУз+кпзСтруктурные элементы КПУз+кпз в годахК/кР/рХ/хП/пУ 32,25±0,101,64±0,08 0,61±0,02--- 6(кпз) 3,46±0,171,71±0,09 0,74±0,03 0,74±0,02 0,06±0,010,21±0,02 (КПУз) 1,18±0,090,76±0,030,17±0,020,14±0,020,04±0,010,07±0,01 121,70±0,160,92±0,070,24±0,020,39±0,040,11±0,020,04±0,01 153,88±0,281,55±0,120,79±0,050,66±0,040,36±0,030,52±0,04 В среднем3,12±0,201,65±0,100,64±0,040,48±0,030,14±0,020,21±0,02 рр<0,05р<0,05р<0,05р<0,05р<0,05р<0,05 Группа2,20±0,160,97±0,020,33±0,020,33±0,020,46±0,030,11±0,02 сравнения Из таблицы видно, что у 3-летних детей с анемией средний показатель кпз равен 2,25, в 6 лет - 3,46 и 1,18 соответственно для индексов кпз и КПУз, а к 12 годам он достигает 1,70. Минимальный интенсивный темп прироста кариеса постоянных зубов отмечается в возрастах 6-12 лет (увеличивается в 1,4 раза), максимальное значение прироста интенсивности в 12-15 лет (в 2,3 раза). Структурное распределение интенсивности кариеса временных и постоянных зубов у детей с железодефицитной анемией составило 52,9%, 20,5%, 15,4%, 4,5% и 6,7% соответственно для компонентов «К/к», «Р/р», «Х/х», «П/п» и «У» при их соответствующем распределение 44,1%, 15,0%, 15,0%, 20,9% и 5,0% у детей контрольной группы У 6-летних детей с железодефицитной анемией интенсивность кариеса постоянных зубов составила 1,18±0,09. При структурной оценке данного показателя было выявлено 0,76±0,03 зубов с неосложненной формой кариеса (элемент К), 0,17±0,02 и 0,14±0,02 зубов с осложненными формами кариеса, соответственно подлежащие лечению (элемент Р) и удалению (элемент Х), 0,04±0,01 пломбированных кариозных полостей постоянных зубов (элемент П) и 0,07±0,01 постоянных удаленных зубов (элемент У). У детей с дефицитом железы в возрастных группах 12 и 15 лет нами зарегистрированынеосложненныеформыкариозногопроцесса соответственно на уровне 0,92±0,07 и 1,55±0,12. Для этих возрастных группах были выявлены соответственно 0,24±0,02 и 0,79±0,05 единиц осложненных форм кариеса, подлежащих лечению. Осложненные формы кариеса, подлежащие удалению, соответствовали 0,39±0,04 и 0,66±0,04 зубов. Зубов запломбированных по поводу кариеса соответствовали 0,11±0,02 и 0,36±0,03 единиц на одного обследованного, количество удаленных зубов в данных возрастных группах составило 0,04±0,01 и 0,52±0,04 единиц соответственно. Для более детального уточнения структуры интенсивности кариеса постоянных зубов мы использовали унифицированный индекс оценки кариеса с применением «Карта осмотра полости рта ВОЗ, 2013», в результате чего получили абсолютно иные цифровые значения в отношении такого показателя, как кариес. Так, произведенные расчеты показали, что у 6-летних детей по индексу ВОЗ процент вновь появившиеся кариозные очаги в зубах составляет 6,5%, у 36% обследованных выявлены пломбированных зубов, не требующихзамены,16,9%пломб,требующихзаменыиз-за «рецидивирующего» кариеса, загерметизированных фиссур, не требующих замены, зарегистрировано в 40,6% (рис. 1). 6,5%52,9%40,6% 0%20%40%60%80%100% вновь появившиеся кариозные очаги пломбированные зубы, требующие и не требующие замены загерметизированные фиссуры, не требующие замены Рисунок 1. – Объективная оценка состояние зубов у 6-летних детей с железодефицитной анемией по индексу ВОЗ В возрастной группе 12-летних детей с дефицитом железы нами зафиксированы в 11,3% случаев вновь появившиеся кариозные очаги, в 27,1% и 11,8% случаев – соответственно пломб, не требующих и требующих замены. У этой группы детей также были зарегистрированы герметизированных зубов, не требующих замены (11,8%). В большинство случаев (38,0%) был зафиксирован герметик, требующей замены. При проведении аналогичного анализа у 15-летних детей с железодефицитной анемией унифицированная индексная оценка кариозного процесса составила соответственно 10,2%, 38,3%, 9,4%, 13,8% и 28,3%. Средипатологийзубочелюстнойсистемыупациентов с железодефицитной анемией в возрастной категории 6 и 9 лет наблюдалось преобладание нарушений положения зубов (19,54% и 26,73% случаев, соответственно), дистальной окклюзии (соответственно 14,32% и 22,33%). Среди детей 6 лет глубокая резцовая окклюзия и дизокклюзия наблюдались в 13,12% случаев, а у детей 9 лет этот показатель составил 16,92% случаев. У 63,5% детей с железодефицитной анемией было выявлено наличие хронического генерализованного катарального гингивита, а у 22,3% детей наблюдалось наличие хронического генерализованного гипертрофического гингивита. Клинические проявления гингивита чаще наблюдались у детей с наличием скученности зубов - показатель РМА среди пациентов в возрасте 3- 6 лет составил 26,9%, а среди детей в возрасте 12-15 лет индекс РМА в среднем составил 36,23%. В таблице 3 приведены результаты исследования уровня интенсивности кариеса (УИК) у детей основной группы и детей без соматических заболеваний в возрастной группе 2-6 лет. Результаты исследования показатели, что у детей обеих групп в возрасте 2-х лет низкий УИК наблюдался в 7,2% и 7,0% случаев, соответственно. Очень высокий УИК среди детей данного возраста чаще наблюдался среди детей с наследственной гемолитической анемией – 34,8% случаев, тогда как в группе сравнения этот показатель составил 7,0%. Таблица 3. - Уровень интенсивности кариеса временных зубов у детей с наследственно-гемолитической анемией Уровень интенсивности кариеса, % Воз-низкийсреднийвысокийочень высокий раст,(< 0,4)(0,5 – 0,8)(0,8 – 1,2)(> 1,3)
летоснов- контроль-основ- контроль-основ- контроль-основ- контроль-
наянаянаянаянаянаянаяная
группагруппагруппагруппагруппагруппагруппагруппа
27,27,08,111,07,215,034,87,0
38,712,816,819,019,816,045,239,2
425,528,018,417,020,420,025,520,0
57,215,026,920,020,419,038,727,0
611,212,018,944,023,328,046,612,0

Среди детей основной группы в возрасте 3-х лет низкий УИК наблюдался
в 8,7% случаев, а у детей данного возраста в группе сравнения это показатель
составил 12,8% (р<0,05). Очень высокий УИК среди детей данного возраста чаще наблюдался среди детей основной группы – 45,2% случаев, тогда как в группе сравнения этот показатель составил 39,2%. Высокий УИК в данной возрастной категории детей был выше среди детей основной группы - 19,8%, у детей контрольной группе данный показатель составил 16,0%. Среди детей обеих групп в возрасте 4 и 5 лет статистически значимые различия по среднему и высокому уровню интенсивности кариеса не наблюдались, но при этом в основной группе среди детей 4 и 5 лет отмечалось превалирование очень высокого (25,5% и 38,7%, соответственно) и высокого (по 20,4%) УИК по сравнению с таковыми в контрольной группе. Среди детей основной группы в возрасте 6 лет показатель очень высокого УИК наблюдался в 46,6% случаев, тогда как среди детей контрольной группы наблюдалось превалирование случаев среднего УИК, который отмечался у 44,0% детей данной группы. Кроме кариозного поражения зубов в 36,8% случаев у детей основной группы наблюдался гингивит, который в основном был обусловлен плохой гигиеной ротовой полости. Признаки воспалительных заболеваний пародонта в возрасте 2 лет у детей с наследственной гемолитической и железодефицитной анемией примерно одинаково определяли в виде кровоточивости при зондировании соответственно в 0,14 и 0,16 секстантах. В последующие возрастные группы не были выявлены отличительные особенности кровоточивости в десневой бороздке. К 3 годам секстанты с кровоточивостью составили 0,37, к 4 годам - 1,67. В 5 лет клинические проявления воспалительных заболеваний десны усиливались, и кровоточивость при зондировании регистрировали в 2,26 секстантах. К 6 годам количество секстантов с кровоточивостью возросло до 3,20. Такое состояние пародонтальных структур среди обследованного контингента детей может быть обусловлено наихудшим гигиеническим состоянием полости рта. Как свидетельствуют полученные материалы, исходный уровень стоматологической помощи у 3-летних детей с анемией составил нулевому значению. Удельный вес исходного уровня стоматологической помощи у 6- летних детей с анемией при наличии временного прикуса составил 1,73%, при наличии постоянного прикуса 3,39%. У 12- и 15-летних обследованных детей с дефицитом железы и наследственной гемолитической анемией значение исследуемого показателя составило соответственно 6,47% и 9,28%. В целом значение исходного уровня стоматологической помощи у детей с анемией соответствовало очень низким значением градации оказанной помощи. Работая в указанном аспекте, среди обследованного контингента детей реализовывались активные формы лечебно-профилактического воздействия стоматологического характера. При анализе уровня стоматологической помощи у детей с анемией после реализации комплекса лечебно- профилактических мероприятий в группе обследованных лиц 3-летнего возраста нами выявлено оптимальное значение градации (97,33%). Далее с увеличением возраста детей отмечается равномерный рост данного показателя. Так, в возрасте 6 лет у детей с анемией уровень стоматологической помощи для временного и постоянного прикуса соответствовал 68,50% и 82,20%, у 12-летних детей и 15-летних подростков удельный вес уровня оказанной стоматологической помощи соответствовал 68,23% и 69,59%. Результаты проведенных исследований по клинической визуализации твердых тканей зубов у детей с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией с использования индекса международной системы выявления и оценка активности кариеса (индекс ICDAS) подтверждали высокую точность и воспроизводимость диагностики начальных форм кариеса. С использованием индекса ICDAS бесполостные кариозные поражения временных зубов были диагностированы у 45,83% детей 3- летнего возраста, у 51,67% - 4-летнего возраста, в 60,29% наблюдений – у детей 5-летнего возраста. В 6-летном возрасте при обследовании временных и постоянных зубов значение исследуемого показателя составило 70,59%. При изучении бесполостного кариозного процесса жевательных поверхностей временных зубов у детей 3-летнего возраста с анемией установлено, что в 35 (72,92%) зубах он поражал лишь фиссуры, а в 8 (16,66%) зубах распространялся на аппроксимальные поверхности. В этой же возрастной группе при поражении пришеечной области в 10,42% случаев от общего количества обследованных зубов (48) бесполостной кариозный процесс локализовался только лишь на аппроксимальной поверхности. У детей 4-летнего возраста в 95,0% случаев бесполостное поражение локализовался на жевательной поверхности и только в трех зубах (5,0%) он распространялся на пришеечной поверхности. При исследовании состояния твердых тканей зубов у детей 5-летнего возраста с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией было установлено, что распространенность видимых изменений в эмали, которые не выходят за пределы ямки или фиссуры, составляла 60,29% при его локализации на жевательной (95,59%) и пришеечной (4,41%) поверхности. Среди 68 обследованных зубов у 17 детей 6-летнего возраста, страдающих сопутствующей патологией, 48 (70,59%) зубов были поражены бесполостным кариозным процессом. У них в 66 зубах, что составляет 97,06% от общего количества обследованных зубов, кариес диагностирован на жевательной поверхности. При этом в 47 зубах (69,12%) бесполостные кариозные поражения локализовались в фиссурах, в 4 (5,88%) распространялся на иммунные зоны (бугры), в 15 (22,06%) – на аппроксимальные поверхности. При локализации бесполостного кариозного поражения в пришеечной области (2 зуба, или 2,94% от общего количества обследованных в этой же возрастной группе) в одного зуба (1,47%) онодиагностировался на вестибулярной поверхности, в 1,47% случаев – на аппроксимальной. Анализ эмоционально-поведенческих карт детей раннего возраста с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией позволил определить основные составляющие их эмоционального состояния как до начала применения лечебно-профилактических мероприятий, так и после их использования. Проведенный анализ в указанном аспектепоказывает, что применение лечебно-профилактических мероприятий у детей раннего возраста с железодефицитной и наследственной анемией не способствует положительному сдвигусостороныэмоционально-поведенческих особенностей. При этом, наоборот, наблюдается негативная картина в виде появления у ребёнка недоверчивости, боязни, обиды, возникновение эмоциональной лабильности, появление у ребенка чувства нехватки любви, возникновение стрессового легкоранимого состояния. При сравнении критериев эмоционально-поведенческого состояния среди группыдетей,страдающихдефицитомжелеза,готовыхк стоматологическому вмешательству, наблюдаются отличия в динамических показателях при применении профилактических мер и лечения. Так, после использования мер профилактики у детей отмечается рост эмоциональной устойчивости, страха, протеста и степени недоверия, соответственно на 50,0±9,1%, 12,5±2,1%, 50,0±9,1% и 25,0±4,2%, против исходного значения исследуемыхпоказателейэмоционально-поведенческогосостояния соматических больных до начала стоматологической манипуляции (соответственно 37,5±6,6%, 6,25±1,4%, 25,0±4,3% и 12,5±2,1%). Полученные результаты показали, что среди детей первой группы после использования профилактических процедур по четырем из 13 критериев наблюдалось усугубление эмоционально-поведенческого состояния, что в среднем составило 14,1%. При этом наблюдалось улучшение по таким критериям, как обида, пассивность, демонстративность, потребность в любви, стресс, ранимость, неуверенность по сравнению. То есть по последним семи перечисленным критериям после применения профилактических мер отмечено улучшение эмоционального состояния детей в среднем на 13,4%. И только два критерия - общительность и дружелюбие, никак не изменились после использования профилактических процедур. Результаты исследования показали, что стоматологические вмешательства по сравнению с профилактическими процедурами вызывают у ребёнка наиболее отрицательныевпечатления. Приизучениикритериев эмоционально-поведенческого состояния среди детей, страдающих железодефицитной и наследственной анемией, в первой группе наблюдались наименее тяжелые показатели по числу (5 из 13) и интенсивности (наибольшая – 50%) эмоциональных реакций во время стоматологического осмотра, чем среди детей второй группы, где эти показатели были хуже (7 из 13 и 76,5%, соответственно). При изучении показателей качества жизни у детей с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией был использован опросник OHRQoL-индекс. В анкетировании методом социологического интервьюиро- вания участвовали 56 родителей детей возраста трех-шести лет, страдающих анемией. Из общего числа вопросов, имеющихся в опроснике, выделили три, которые могут указывать на наличие стоматологических проблем у детей. Наиболее выраженным проявлением наличия стоматологической патологии, значительно влияющим на общее состояние ребенка, безусловно, является болевой синдром. Именно боль оказывает наибольшее влияние на качество жизни ребёнка. Было установлено, что при наличии стоматологической патологии с высоким кп, на наличие боли жаловались только 42,7% детей, а в 57,3% случаев боли у детей были редкими, либо отмечалось их полное отсутствие. Появление беспокойного сна, возникающего на фоне болевых ощущений в полости рта, чаще было обусловлено наличием острого пульпита. При этом ни в одном случае опрашиваемые не указывали на их наличие «очень часто». Однако «частое» их наличие наблюдалось у 32,3% детей. Большая часть анкетируемых (52,9%) отметили «редкое» появление ночных болей, в 4,4% случаев отмечалось их полное отсутствие. Родителями детей с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией чаще всего выявлялось наличие дискомфорта в ротовой полости у ребёнка во время принятия пищи. При этом родители отмечали, что у детей имелась повышенная чувствительность на холодное или горячее, а также при употреблении ягод или сырых фруктов. Данные особенности 41,2% опрашиваемых отмечали как «часто», в 53,1% случаев они расценивались как «редко» – у 5,7% опрашиваемых указанные проявления отсутствовали (рис. 2). 5,7% 41,2%53,1% 0%20%40%60%80%100% часто замечалиредко замечалине замечали Рисунок 2. – Частота функциональных нарушений у детей с анемией, замеченных их родителями Для выявления эмоционального состояния ребенка используя соответствующие вопросы, выяснилось, что, несмотря на маленький возраст, 20,7% детей с анемией расстроены из-за состояния зубов. В той или иной степени дети стесняются плохих зубов или отсутствие передних зубов из-за чего у них, по мнению родителей, формируется закрытая улыбка и привычка отворачиваться (13,1%). При чистке зубов 4,3% детей капризничают, 61,9% из них отмечали негативные реакции на стоматологическое вмешательство. Проведение анкетирования родителей наблюдаемых детей выполнялось до и после проведения профилактических мероприятий. Результаты анкетирования позволили определить следующее. Перед использованием профилактической программы при ответе на вопрос «Есть ли у вашего ребенка проблемы с зубами?» средний балл составил 1,45, а после применения данных мероприятий этот показатель уменьшился до 1,02. Схожая картина наблюдалась при ответе на вопрос «Есть ли у вашего ребенка проблемы с деснами?», при этом средний балл до и после применения профилактических мероприятий составил 1,27 и 0,95, соответственно. При изучении результатов анкетирования по параметру «социальная адаптация» наблюдались следующие данные. До начала применения профилактических мероприятий на вопрос «Избегает ли ваш ребенок общения с друзьями из-за стоматологических проблем?» средний балл ответов составил 0,42, после проведения профилактических мероприятий этот показатель снизился до 0,14. При ответе на вопрос «Были ли случаи, чтобы вашего ребенка дразнили из-за состояния его зубов?», задаваемый в группе обследованных детей с анемией до и после использования профилактических мероприятий средний балл ответов составил 0,69 и 0,27, соответственно. Наибольшее воздействие на качество жизни ребенка оказывает болевой синдром и, как видно по результатам проведенного исследования, влияние патологий полости рта на самочувствие ребенка и его эмоциональное поведение. Вышеперечисленные факторы на фоне неудовлетворительного лечения у детей с анемией способствуют развитию стоматофобии, негативно влияя на качество жизни ребенка. В процессе динамического наблюдения за детьми после активной реализации комплексной программы профилактики кариеса зубов отмечается стабилизация кариозного процесса. Прирост интенсивности кариеса временных зубов (индекс кпз) за год у 6-летних детей профилактической группы составил 0,40±0,03 единиц, а поверхностей (индекс кпп) - 0,44±0,04 единиц на одного обследованного ребенка с анемией. За аналогичный период наблюдения значение исследуемых показателей у 6- летних детей контрольной группы составило соответственно 1,08±0,11 и 1,11±0,10 единиц. У 6-летних детей профилактической группы в течение года при заключительном осмотре интенсивность кариеса постоянных зубов (индекс КПУз) составила 3,59±0,19 единиц против ее исходного значения, составляющая 3,46±0,17 единиц, на одного обследованного ребенка. Среди обследованного контингента детей этой же возрастной группы прирост интенсивности кариеса постоянных зубов составил 0,13±0,02 единиц. Анализ динамики интенсивности кариеса поверхностей постоянных зубов (индекс КПУп) у детей профилактической группы 6-летнего возраста в течение года показало увеличение индекса с 4,19±0,25 при первом осмотре до 4,38±0,28 единиц при заключительном осмотре. Следовательно, прирост интенсивности кариеса поверхностей постоянных зубов составил 0,19±0,03 единиц на одного обследованного ребенка. У детей контрольной группы 6- летнего возраста значение данного индекса по составляющим параметрам составило соответственно 2,55±0,16, 3,69±0,26 и 1,14±0,10 единиц. У 12-летних детей профилактической группы, страдающих анемией, значение индекса КПУз в начале и конце исследования в среднем составило 1,70±0,16 и 2,12±0,22 при приросте интенсивности 0,42±0,06 единиц на одного обследованного ребенка, а КПУ поверхностей - 2,33±0,12, 2,81±0,17 и 0,48±0,07 единиц соответственно. В этой же возрастной группе детей контрольной группы, страдающих анемией, прирост интенсивности кариеса по индексу КПУз и КПУп составил 1,22±0,09 и 1,28±0,09 пораженных зубов соответственно. При изучении динамики индекса КПУ зубов и поверхностей у 15-летних подростков профилактической группы среди обследованных лиц нами выявлены значительные изменения. Так, за период наблюдения индекс КПУз увеличился с исходного значения 3,88±0,28 до 4,22±0,31 пораженных зубов в конце реализованной программы при приросте интенсивности кариеса зубов 0,34±0,03. Значение исследуемых показателей по индексу КПУп составило соответственно 5,16±0,34,5,57±0,38 и 0,41±0,04 единиц на одного обследованного подростка. Достоверные изменения нами были выявлены в группе подростков контрольной группы по индексу КПУз (соответственно 2,32±0,16, 3,42±0,22 и 1,10±0,06) и КПУп (соответственно 2,89±0,18, 4,04±0,27 и 1,15±0,09). Дореализациикомплекснойпрограммыстоматологической профилактики у детей с анемией средний показатель гигиенической оценки ротовой полости по индексу ИГР-У (зн+зк) составил 1,60±0,13, что соответствовало плохому результату. На момент использования профилактических мероприятий данный индекс составил 1,40±0,10, что соответствовало удовлетворительному результату. Спустя 3 месяца проводимой под контролем взрослых чистки зубов данный показатель снизился до 0,60±0,06. Однако, на момент назначения данной трехмесячной процедуры, при отпускании детей на выходные дни домой и их обратном возвращении к специалисту, этот показатель находился в пределах исходных значений, что говорит о развитии у ребёнка неустойчивой привычки ухода за ротовой полостью и отсутствии надлежащего внимания родителей к уходу за полостью рта детей. В период реализации профилактической программы и наблюдения в течение года у специалиста, а также в результате повторной мотивации родителей к необходимому соблюдению гигиены ротовой полости у ребенка индекс ИГР-У снизился до 0,50±0,06. По истечении года реализации профилактической программы индекс гигиены улучшился, а показатель зубного камня составил 0,10±0,02. За время наблюдения у детей до 6 лет с анемией показатель кровоточивости при зондировании десневого желобка снизился с 87,4% до 23,6%, а показатели интенсивности снизились с 3,1 до 0,9 на фоне заметного улучшения гигиенического состояния ротовой полости. В основном это было обусловлено выпадением временных зубов и прорезыванием постоянных, в результате чего может наблюдаться развитие гингивитов. На диспансерном наблюдении в течение 3-х лет находилось 114 детей в возрасте 2-5 лет и 105 детей 6-летнего возраста с дефицитом железы и наследственной гемолитической анемией, у которых проводилась герметизация временных и первых постоянных моляров верхней и нижней челюстей. Контрольные осмотры проводились не реже 2-х раз в год. Только полная сохранность герметика оценивалась как положительный результат. Среди обследованных детей с дефицитом железы и наследственной гемолитической анемией на 1-м году наблюдений процент отрицательных результатов в виде частичной или полной утраты герметика во временных и первых постоянных молярах составил 0,6±0,4%, на 2-м году – 5,5±1,3% во временных молярах и в 2,1±0,7% в первых постоянных молярах, на 3-м году во временных – 16,4±3,2%, в первых постоянных молярах – 2,3±0,8. В нашу задачу также входила оценка эффективности герметизации фиссур как временных, так и постоянных зубов у детей 3-5 лет, страдающих железодефицитной и наследственной гемолитической анемии в зависимости от способа нанесения герметика (рис. 3). первый год наблюдениявторой год наблюдения третий год наблюдения 100% 8077,3% 76,4% 22,7% 24,7% 0% кисточковый герметикканюльный герметик Рисунок 3. – Величина отрицательных результатов герметизации фиссур временных моляров различными герметиками у 3-5-летних детей с анемией Полученные материалы в указанном аспекте свидетельствуют о том, что за 1 год наблюдений отрицательных результатов обработки фиссур временных моляров герметиком, наносимый с помощью кисточки, не наблюдалось, тогда как в 100% случаев дефектов силанта приходилось на герметик канюльного способа введения. На 2 году исследования 77,3±6,7% дефектов герметизации временных моляров составлял герметик канюльного способа использования, а 22,7±5,2% - герметик наносимый с помощью кисточки. На 3 году наблюдения в 76,3±4,3% случаев дефекты герметизации фиссур временных моляров относились к герметику канюльного способа использования, а в 24,7±4,3% - к герметику наносимый с помощью кисточки На 1 году наблюдения у детей с анемией в первых постоянных молярах, так как и во временных, все дефекты атравматической герметизации были отмечены в зубах, которые герметизированы канюльным способом нанесения. На 2 году наблюдения из общего количество дефектов герметизации 83,3±5,2% были выявлены в зубах, которые герметизированы силантом канюльного способа нанесения, и 16,7±4,2% в зубах, где применяли герметик, наносимый с помощью кисточки. На 3 году наблюдения 87,5±2,4% дефектов составлял герметик, наносимый канюльным способом и 12,5±2,2% - герметик, наносимый с помощью кисточки (рис. 4). 100% 80% 60% 40% 16,7% 20%12,5% 0,0%Вид герметика 0% кисточковый герметикканюльный герметик первый год наблюдениявторой год наблюдения третий год наблюдения Рисунок 4. – Величина отрицательных результатов герметизации фиссур первых постоянных моляров различными герметиками у 6-летних детей с анемией Таким образом, результаты наших исследований подтверждают высокую кариеспрофилактическую эффективность метода герметизации фиссур временных и первых постоянных моляров у детей с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией. Фотополимерные герметики дольше сохраняются во временных и первых постоянных молярах нижней челюсти. Для герметизации временных и первых постоянных моляров верхней челюсти целесообразно использовать герметики с кисточковым способом нанесения. ВЫВОДЫ 1. Результаты клинико-эпидемиологического обследования стома- тологического статуса детей 3-, 6-, 12- и 15-летнего возраста с железодефицитной анемией позволили выявить высокую пораженность кариесом как временных, так и постоянных зубов. Распространенность и интенсивность кариеса в исследуемых возрастных группах в среднем соответствовали 50,9%, 60,4%, 56,4%, 82,8% и 2,25±0,10, 2,32±0,13, 1,70±0,16, 3,88±0,28 единиц пораженного зуба на одного обследованного. У детей раннего возраста с наследственно-гемолитической анемией среднее значение распространенность и интенсивность кариеса временных зубов составила 71,4±3,14% и 5,18±0,48 соответственно. 2. Усреднённые значения уровня стоматологической помощи среди обследованных детей с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией после активной реализации комплекса лечебно-профилактических мероприятий стоматологического характера составили 75,32% против исследуемого показателя до реализации соответствующих мероприятий (4,49%).Полученныецифровыезначениясвидетельствуютоб удовлетворительной градации уровня оказанной стоматологической помощи среди обследованного контингента детей после реализации комплекса лечебно-профилактических мероприятий. 3. При исследовании состояния твердых тканей зубов у детей с анемией было установлено, что распространенность видимых изменений в эмали, которые не выходят за пределы ямки или фиссуры, составляла 60,29% при его локализации на жевательной (95,59%) и пришеечной (4,41%) поверхности. Видимые изменения эмали без наличия кариозной полости только после высушивания воздухом диагностировали в 42,19% наблюдений, и такие изменения преимущественно соответствовали начальному или поверхностному кариесу острого течения активности. Это были в основном участки меловидного цвета, шероховатые и чувствительные при зондировании, которые хорошо окрашивались метиленовым синим. В 16,01% случаев визуализированы пигментированныепятнасплотнойиблестящейповерхности, свидетельствующие о хронизации активности кариозного процесса. 4. Анализ эмоционально-поведенческих карт детей раннего возраста с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией позволил выделить основные критерии их эмоционального состояния до и после стоматологической профилактики и лечения. При сравнении критериев эмоционально-поведенческого состояния среди группы детей с анемией готовых к лечебно-профилактическому действию, динамика цифровых значений при профилактике и при лечении отличается. Так, после реализации профилактических процедур у детей увеличились эмоциональная устойчивость, страх, протест и степень недоверия соответственно на 50,0±9,1%, 12,5±2,1%, 50,0±9,1% и 25,0±4,2% против исходного значения исследуемыхпоказателейэмоционально-поведенческогосостояния соматических больных до начала стоматологической манипуляции (соответственно 37,5±6,6%, 6,25±1,4%, 25,0±4,3% и 12,5±2,1%). 5. Анализ ответов родителей на вопросы, оценивающие качество жизни детей, страдающих анемией, до и после реализации профилактической стоматологической программы выявил следующие закономерности. До реализации профилактической программы стоматологического характера родители детей меньше внимания уделяют стоматологическим проблемам у своих детей, о чем свидетельствует более низкое значение среднего балла анкеты-вопросника по всем разделам. В результате реализации соответствующей программы среди детей отмечено снижение среднего балла ответов на все вопросы, что свидетельствует об улучшении качества жизни обследованных детей. 6. Сравнение частоты поражения кариесом «незапечатанных» и «запечатанных» моляров у детей раннего возраста, страдающих анемией, показало высокую профилактическую ценность метода герметизации фиссур временных зубов. У детей с «запечатанными» молярами частота поражения кариесом через 6 месяцев была в 1,9 раза (Р < 0,001) меньше, чем у детей, которым не проводили запечатывания фиссур зубов. Через 12 месяцев после запечатывания фиссур временные моляры оставались интактными в 91,55±2,33% случаев, без запечатывания – в 57,83±3,13%. Редукция прироста кариеса через год после запечатывания фиссур временных моляров составила 79,96%, что подтверждает высокую профилактическую эффективность данного метода у детей раннего возраста, страдающих железодефицитной и наследственной гемолитической анемией. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Для повышения качества и эффективности стоматологической патологии детям с анемией необходимо совместное участие стоматологов, педиатров и гематологов в составлении плана лечении и решение общих клинических задач. 2. При осуществлении плановых стоматологических осмотров в детских дошкольных и школьных учреждениях рекомендуется проводить комплексные скрининговые диагностические исследования на предмет выявления гематологических нарушений у пациентов с патологией зубов и тканей пародонта. 3. Рекомендовать органам здравоохранения на базе детских стоматологических поликлиник организовать кабинет биофункциональной диагностики с целью раннего выявления ассоциированных патологий стоматологического и гематологического характеров. 4. Рекомендовать к широкому применению органам практического здравоохраненияразработанныйалгоритмсемейногопринципа диспансеризациидетейсжелезодефицитнойинаследственной гемолитической анемией, в связи с доказанной его высокой клинической эффективности.

Актуальность исследования. Одним из важнейших индикаторов
благополучия государства является социальное и правовое положение детей.
При всех изменениях социально-экономического характера первоочередной
задачей специалистов-стоматологов является создание благоприятной среды
для сохранения стоматологического аспекта здоровья детей с
общесоматическими патологиями [4, 7, 31, 81].
По данным многочисленных авторов [27, 79], у детей с сопутствующей
соматической патологией отмечается высокий уровень стоматологической
заболеваемости. Дети с неблагоприятным соматическим фоном нуждаются в
своевременном выявлении, лечении и профилактике стоматологических
заболеваний [104, 108, 130].
К одной из разновидностей общесоматической патологии у детского
контингента населения относятся железодефицитная (ЖДА) и
наследственная гемолитическая анемия (НГА). По сведениям авторов [135,
151], кроме гемоглобина, железо находится в составе некоторых ферментных
систем организма, принимающих участие в тканевом дыхании и реакции
местного иммунитета полости рта. У больных с анемией снижается
резистентность органов и тканей полости рта к инфекционно-
воспалительным заболеваниям.
Нейтрофильные лейкоциты принимают участие в поддержании
иммунного гомеостаза полости рта. Имеются многочисленные сведения
того, что при дефиците железа наблюдаются патологические изменения
фагоцитарной и бактерицидной функции нейтрофилов [136, 170, 179].
Возможное наличие зависимости общего числа железа в организме от
состояния тканей ротовой полости обусловлено тем, что у детей с
железодефицитной анемией часто наблюдается кариозное поражение зубов,
определяется сухость во рту, появление трещин в углах рта и развитие
глоссита [144, 205].
У детей с указанной патологией наблюдается рост числа кариозного
поражения зубов, пародонтальной патологии, заболеваний слизистой
ротовой полости. Возникает сухость слизистой оболочки, поражение
слюнных желез и нарушение вкуса [173].
Установлено, что железодефицитная анемия у детей приводит к
воспалительному поражению пародонтальных тканей, усугубляя течение
патологии и её исход. У больных детей на фоне железодефицитной анемии
отмечается наличие постоянной болезненности в области дёсен, появление
запаха изо рта, повышенной чувствительности, а также ослабление фиксации
зубов [214].
Дети с дефицитом железы в организме чаще страдают острыми
воспалительными процессами в тканях пародонта. Установлено, что
железодефицитная анемия может сопровождаться иммунными нарушениями
[217]. Исследование авторов дальнего зарубежья [165] показало, что у детей
с дефицитом железы отмечались отрицательные результаты при лечении
хронического воспалительного процесса в дёснах.
Немалое влияние на уровень качества жизни ребёнка оказывает
состояние его ротовой полости [137, 147, 210]. Несмотря на это, в
отечественной литературе мы не смогли найти сведений о проведении
исследований по оценке зависимости уровня качества жизни у детей с
анемией и их стоматологическим статусом.
Анализ и систематизация данных авторов о состоянии органов полости
рта детей с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией в
организме послужит основанием для разработки и внедрения комплексной
программы профилактики стоматологических заболеваний для указанных
контингентов детей. Разработка и реализации целевых комплексных
программ стоматологических заболеваний для этих детей позволит
обеспечить для них повышение качества стоматологической помощи и
снизить риск возможных осложнений.
В связи с этим, наиболее важным вопросом стоматологии в настоящее
время является поиск новых управленческих решений, основанных на
доступности, использовании современных технологий и инноваций для
повышения качества лечебно-профилактической помощи
стоматологического характера у детей с железодефицитной и
наследственной гемолитической анемией.
Учитывая, что на сегодня в Республике Таджикистан вопросы
стоматологической заболеваемости детей с дефицитом железы и
наследственно-гемолитической анемией, а также разработка мер,
направленных на улучшение состояния органов полости рта, являются
практически неизученными, проведение настоящего диссертационного
исследования является актуальным и своевременным.
Степень разработанности темы исследования. Основанием для
выполнения диссертации служат научные исследования отечественных и
зарубежных ученых, работы которых посвящены проблеме
совершенствования стоматологической помощи у детей с соматической
патологией. К этому следует добавить, что по состоянию
стоматологического аспекта здоровья их относят к группе высокого риска,
что определяет необходимость совершенствование организации, улучшение
доступности и качества соответствующей помощи для таких детей [10, 36,
40, 86].
В то же время до сегодняшнего дня в научных исследованиях не
проводилось комплексное обследование стоматологического статуса у детей
с железодефицитной и гемолитической анемией. Исследователями не в
полной мере раскрыты вопросы качества и эффективности
стоматологического лечения в зависимости от эмоционально-поведенческого
состояния детей с анемией в процессе стоматологического вмешательства.
Анализ и систематизация собственных данных о состоянии органов
полости рта детей с железодефицитной и наследственной гемолитической
анемией в организме послужит основанием для разработки и внедрения
комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний для
указанных контингентов детей. Разработка и реализации целевых
комплексных программ стоматологических заболеваний для этих детей
позволит обеспечить для них повышение качества стоматологической
помощи и снизить риск возможных осложнений. Всё вышеизложенное
свидетельствует об актуальности планируемой диссертации.
Цель исследования. Совершенствование стоматологической помощи у
детей с железодефицитной и наследственной гемолитической анемией.
Задачи исследования:
1. Изучить показатели распространенности и интенсивности
стоматологической заболеваемости у детей, страдающих железодефицитной
и наследственной гемолитической анемией.
2. Определить уровень стоматологической помощи детям с
железодефицитной и наследственной гемолитической анемией до и после
реализации комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
3. Изучить активность кариеса и эмоционально-поведенческого
состояния детей с анемией в процессе стоматологического вмешательства.
4. Оценить качество жизни детей, страдающих анемией со
стоматологической патологией.
5. Оценить эффективность комплекса лечебно-профилактических
мероприятий стоматологической заболеваемости у детей с анемией.
Научная новизна исследования. Впервые в отечественной
стоматологии проведена структурная оценка частоты стоматологической
заболеваемости у детей с анемией. Наряду с этим, впервые представлена
характеристика взаимоотношений между клиническими и эмоционально-
поведенческими параметрами стоматологической патологии у детей с
дефицитом железа и наследственной гемолитической анемией.
Впервые изучена эффективность организации стоматологической
помощи на основе семейного принципа диспансеризации на этапах
многоуровневого комплексного обследования и прогнозирования
результатов лечебно-профилактического лечения детей с патологией зубов и
пародонта, ассоциированных гематологическими нарушениями. Подробно
изучены особенности клинических, социально-гигиенических и
эмоционально-поведенческих параметров стоматологических проявлений у
детей с гематологическими нарушениями.
На основании данных комплексного клинического исследования
кариесологического и пародонтологического статуса у детей с
железодефицитной и наследственной гемолитической анемией впервые в
отечественной стоматологии проведена оценка эффективности комплекса
лечебно-профилактических мероприятий.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая
значимость представленного исследования заключается в том, что
установленные изменения клинического и гигиенического характера у детей
со стоматологической патологией в сочетании с анемией ориентируют на
необходимость коррекции выявленных нарушений в зависимости от
вариантов клинического течения кариеса зубов. Результаты проведенного
исследования подтвердили сильную взаимосвязь между патологии органов
полости рта и наличием анемии, что имеют важное практическое значение в
комплексе скрининговых исследований при проведении медицинских
осмотров детей с ассоциированной стоматологической и соматической
патологией.
Соблюдение алгоритма по оказанию стоматологической помощи и
эффективностью лечебно-профилактического воздействия у детей с
железодефицитной и наследственной гемолитической анемией позволило
своевременно устранить патологии зубов и околозубных тканей, а также
наметить пути совершенствования управления качеством стоматологической
помощи в соответствующих учреждениях многопрофильной больницы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Клинико-лабораторное обоснование оценки эффективности технологий профилактики стоматологических заболеваний у детей
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Морфометрические особенности строения челюстно-лицевой области у пациентов с гнатической формой мезиальной окклюзии
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Анализ изменений практики стоматологического ортопедического лечения и его результатов в регионах России за 10 – летний период
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Планирование и прогнозирование аппаратурно-хирургического метода лечения взрослых пациентов с трансверзальными аномалиями челюстей
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Особенности диагностики, планирования и хирургического этапа комбинированного лечения пациентов со скелетной формой вертикальной резцовой дизокклюзии
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Клиническое обоснование комплекса мероприятий профилактики стоматологических заболеваний у детей с нарушениями психического здоровья
    📅 2022год
    🏢 ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
    Протетическая реконструкция ушной раковины с использованием технологии трехмерной печати
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оценка иммуногистологических маркеров воспалительной деструкции эндопериодонтального комплекса
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оптимизация стоматологической ортопедической помощи больным при включенных дефектах зубных рядов на фоне сахарного диабета 2 типа
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации