Стратегии и средства легитимации институционализированных ценностей в педагогическом дискурсе
ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………. 2 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………. 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ…………………………………………………………………………………………………….. 11
1.1. Педагогический дискурс в системе координат критического дискурс- анализа………………………………………………………………………………………………………. 11
1.1.1. Эволюция понятия дискурса в парадигме гуманитарного знания …… 11 1.1.2. Институциональный дискурс: общая характеристика…………………….. 17 1.1.3. Педагогический дискурс как институциональный феномен……………. 24
1.2. Институционализированные ценности: к определению понятия в дискурсивном контексте…………………………………………………………………………….. 32
1.3. Легитимация как объект междисциплинарных исследований и дискурсивный процесс……………………………………………………………………………….. 36
1.3.1. Контекстуальная специфика функционирования термина………………. 36
1.3.2. Модель анализа дискурса легитимации Т. ван Леувена ………………….. 42
1.5. Динамическая модель реализации дискурсивной практики легитимации институционализированных ценностей………………………………………………………. 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………………………………………….. 54
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛЕГИТИМАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ…………………………………………………………………………………………………….. 60
2.1. Характеристика исследовательского корпуса……………………………………….. 60
2.2. Институционализированные ценности в ЦКМ японцев и их лексическая репрезентация: свое и чужое, старое и новое ……………………………………………… 63
3
2.2.1. Личность в системе институционализированных ценностей…………… 66
2.2.2. Социальные отношения в системе институционализированных ценностей ………………………………………………………………………………………………. 78
2.2.3. Институциональные связи в ЦКМ японцев ……………………………………. 86
2.2.4. Сакральное в системе координат ЦКМ японцев …………………………… 100
2.2.5. Истоки институционализированных ценностей курса «Моральное воспитание» …………………………………………………………………………………………. 106
2.3. Жанровая система Курса ……………………………………………………………………. 109
2.4. Стратегии легитимации институционализированных ценностей в японском педагогическом дискурсе………………………………………………………….. 136
2.4.1. Стратегия апелляции к авторитету ………………………………………………. 136
2.4.2. Стратегия моральной оценки……………………………………………………….. 148
2.4.3. Стратегия рационализации ………………………………………………………….. 155
2.4.4. Мифопоэтическая стратегия ………………………………………………………… 165
2.4.5. Легитимирующие стратегии японского педагогического дискурса: результаты……………………………………………………………………………………………. 180
2.5. Культурные сценарии японского педагогического дискурса ………………. 182
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………………………………………… 191
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 194 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ………………………… 197 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 199
Диссертационное исследование посвящено изучению дискурсивной практики легитимации институционализированных ценностей в педагогическом дискурсе, который рассматривается как транслятор основных направлений доминирующей идеологии государства и ее ценностных установок, имплицитно формирующих ценностную картину мира каждого нового поколения представителей лингвокультурного сообщества.
Традиционно институт образования как источник ценностных установок изучается через призму педагогики и культурологии. Однако воздействующая сила дискурса как средства формирования социальных практик сообщества определяется теми языковыми средствами и коммуникативными приемами, которые используются для его реализации.
Таким образом, актуальность исследования связана с тем, что оно вносит вклад в решение глобальной задачи изучения средств и механизмов языкового воздействия на различные социальные таргет-группы. Критический дискурс- анализ, лингвистика информационно-психологической войны, теория речевой аргументации ‒ направления, которые сегодня активно разрабатываются в лингвистике. В данном диссертационном исследовании этот вектор продолжается за счет применения к материалу институционального педагогического дискурса теории легитимации. Последняя призвана ответить на вопрос о том, как ценности, феномены, явления, статус которых в определенной социальной группе еще нестабилен, намеренно укореняются в сознании ее представителей посредством продуманного использования определенных дискурсивных стратегий.
Объектом исследования в работе является педагогический дискурс как институциональный феномен. Предметом – средства, стратегии и динамика реализации дискурсивной практики легитимации институционализированных ценностей в педагогическом дискурсе.
5
Цель диссертационного исследования – выявив и описав стратегии, средства реализации дискурсивной практики легитимации институционализированных ценностей в педагогическом дискурсе, разработать динамическую модель ее развертывания на примере японского лингвокультурного сообщества.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить эволюцию феномена «дискурс» в парадигме современного гуманитарного знания.
2. Обобщить подходы к пониманию сущности и методологии описания институционального дискурса.
3. Проанализировать институциональную природу педагогического дискурса и раскрыть суть термина «институционализированные ценности» в контексте дискурсивной парадигмы.
4. Рассмотреть подходы к изучению явления легитимации.
5. Уточнить место институционализированных ценностей, представленных в современном педагогическом дискурсе Японии, в ценностной картине мира лингвокультурного сообщества и обосновать необходимость рассмотрения данных ценностей в качестве объектов легитимации в педагогическом дискурсе.
6. Выявить стратегии легитимации институционализированных ценностей в японском педагогическом дискурсе и охарактеризовать языковые средства реализации данных стратегий.
7. Проследить корреляции между стратегиями легитимации и дискурсивными жанрами, в рамках которых стратегии реализуются.
8. На основе результатов дискурсивного анализа смоделировать культурные сценарии, составляющие конечный результат действия дискурсивной практики легитимации институционализированных ценностей в педагогическом дискурсе.
Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: институционализированные ценности как неотъемлемая часть ценностной картины мира определенного социума воспроизводятся и легитимируются в
6
педагогическом дискурсе с помощью соответствующей дискурсивной практики, которая имеет свою структуру, динамику и собственные средства реализации.
Для проверки гипотезы использованы методы критического дискурс- анализа, контекстного, семантического и этимологического анализа, элементы лингвокультурологического, а также качественно-количественного и мультимодального анализа.
Новизна исследования состоит в том, что, во-первых, впервые в рамках дискурс-анализа введен в научный оборот термин «институционализированные ценности». Хотя процесс институционализации ценностей освещен в работах Т. Парсонса, последний не использует понятие «институционализированные ценности», которое появилось позднее в трудах Р. Д’Андрада, но исследователь рассматривает данное явление в ином научном контексте, безотносительно к лингвистической теории и теории дискурса. Во-вторых, в диссертации впервые описана дискурсивная практика легитимации институционализированных ценностей, реализуемая в рамках педагогического дискурса; в-третьих, представлена и описана динамическая модель функционирования данной практики, отправной точкой которой является совокупность ценностей, «подлежащих» легитимации, а конечной – культурные сценарии, на формирование которых в социо-когнитивном опыте школьников направлена обсуждаемая в работе дискурсивная практика.
Теоретическая значимость работы связана с тем, что в русло лингвокультурных и дискурсивных исследований вводится новый термин – «институционализированные ценности», понимаемый как совокупность моральных, идеологических, религиозных, эстетических установок и культурных доминант сообщества, отвечающих интересам конкретного социального института, который прилагает дискурсивные усилия для их воспроизводства в ценностной картине мира каждого члена сообщества в качестве ориентиров, формирующих его социальное поведение. Кроме того, доказано, что, хотя в основе дискурсивной практики легитимации институционализированных
7
ценностей лежит универсальный комплекс дискурсивных стратегий легитимации, выявленный и описанный представителем школы социальной семиотики Т. ван Леувеном, в рамках отдельной лингвокультуры проявляется специфичный набор «предпочтительных» субстратегий и форм.
Полученные в исследовании выводы и наблюдения о природе институционализированных ценностей и их воплощении в ценностной картине мира представляют практическую ценность для преподавания таких вузовских курсов, как «Лингвокультурология», «Социолингвистика», «Дискурс-анализ». Основные положения работы будут полезны для специалистов по дискурс- анализу и аксиолингвистике.
Материал исследования. В фокусе нашего исследовательского внимания находится корпус текстов курса «Моральное воспитание» (道徳教育 /до:току кё:ику/), основу которого составляют тексты учебника «Наша мораль»(私たちの 道徳 /ватаси-тати но до:току/) и комментариев к рабочим программам для
учителей японских школ младшей и средней ступени. В работе использованы также методические материалы официального сайта Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий MEXT Японии, японских интернет- порталов для школьных учителей Doutoku-Info и Edupedia; практико- ориентированные материалы японских университетов Хёго и Киото. Общий объем проанализированного материала составляет более 1500 страниц.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области теории дискурса (В.И. Карасик, М.Л. Макаров, М.Ю. Олешков, Е.И. Шейгал, Т.А. Ширяева, E. Benveniste, M. Foucault, Z. Harris, M. Pêcheux, P. Sériot), критического дискурс-анализа (T.A. van Dijk, N. Fairclough, T. van Leeuwen, R. Wodak), профессионального и педагогического дискурса (Е.И. Голованова, Г.В. Димова, Т.В. Ежова, В.И. Карасик, О.А. Каратанова, Е.А. Кожемякин, О.В. Коротеева, Н.С.Остражкова, Т.А.Ширяева, A.Pennycook, R.Kubota, G.Toh), социологии
8
(A. Comte, H. Spencer, K. Marx, M. Weber, E. Durkheim, P. Berger, T. Luckmann, P. Bourdeau, T. Parsons), когнитивной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, A. Wierzbicka), теории легитимации (А.В. Колмогорова, А.В. Скиперских, P. Berger, T. van Leeuwen, T. Luckmann, M. Suchman, E. Vaara, M. Weber), японоведения (Т.И. Бреславец, Д.Г. Главева, Т.П. Григорьева, Т.М.Гуревич, О.С.Новикова, В.В.Овчинников, А.Ф.Прасол, В.А.Пронников, С.В. Чугров, T. Suzuki, T. Lebra, K. Abe, E. Handa, I. Kawai, K. Kitagawa, Y. Kondo, Y. Mineii, K. Tanaka, K. Seki, T. Watanabe, K. Yoshida и др.) и китаеведения (А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов, Ян Хиншун).
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогический дискурс, являясь частью институционального дискурса,
становится пространством воспроизводства, легитимации институционализированных ценностей в лингвокультурном осуществляемых посредством дискурсивной практики институционализированных ценностей.
и передачи сообществе, легитимации
2. Дискурсивная практика легитимации институционализированных ценностей включает в себя ряд компонентов, которые находятся в функциональной связи друг с другом: перечень предписываемых для имплементации ценностей (объект легитимации) ‒ дискурсивные стратегии их легитимации (инструменты легитимации) ‒ дискурсивные жанры (способы легитимации) ‒ культурные сценарии, интегрирующие в себя ценности и становящиеся частью социального опыта молодого члена сообщества (результат легитимации).
3. Легитимация институционализированных ценностей в педагогическом дискурсе реализуется за счет четырех дискурсивных стратегий (по Т. ван Леувену): стратегия апелляции к авторитету, стратегия моральной оценки, стратегия рационализации, мифопоэтическая стратегия. Для японского педагогического дискурса предпочтительными являются следующие субстратегии и формы: в рамках стратегии апелляции к авторитету ‒ субстратегии «апелляция к
9
личному авторитету», «апелляция к авторитету эксперта» и «апелляция к авторитету примера для подражания»; для стратегии моральной оценки ‒ субстратегия «оценка»; для стратегии рационализации ‒ целевая форма реализации практической субстратегии и прогнозирующая форма реализации теоретической субстратегии; для мифопоэтической стратегии ‒ субстратегия «поучительный рассказ» и форма «инвертированное повествование» в рамках субстратегии «сверхдетерминация».
4. В педагогическом дискурсе каждая стратегия легитимации институционализированных ценностей тяготеет к определенным дискурсивным жанрам: стратегия апелляции к авторитету – к цитате, биографии, автобиографии, личному мнению, экскурсу в традиционную культуру, словарной статье; стратегия моральной оценки – к сентенции, стихотворению; стратегия рационализации – к назиданию, совету, проблематизирующему рисунку; мифопоэтическая стратегия – к сказке, рассказу. Каждая стратегия обладает специфическими языковыми маркерами различных уровней: лексическими, морфологическими, синтаксическими.
5. Дискурсивная практика легитимации институционализированных ценностей в педагогическом дискурсе обеспечивает переход от списка институционализированных ценностей, декларируемых в учебниках, к культурным сценариям, которые отражают связанные с данными ценностями культурные нормы, становящиеся для реципиента дискурса (школьника) своеобразным руководством к социальному действию и проявляющиеся затем в других типах дискурсов.
Апробация результатов работы. Основные положения работы обсуждались в докладах на заседаниях методологического семинара кафедры романских языков и прикладной лингвистики и Лаборатории прикладной лингвистики и когнитивных исследований Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета.
10
Результаты исследования представлены на 4 конференциях международного уровня: Международная научно-методическая конференция «Японская филология и методика преподавания японского языка в вузе» (Москва, Институт стран Азии и Африки МГУ, 27–28 октября 2017 г.), Международная научно-практическая конференция «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, Сибирский федеральный университет, 24–25 апреля 2018 г.), Международная конференция «Проспект Свободный – 2018» (Красноярск, Сибирский федеральный университет, 23–27 апреля 2018 г.), Международная конференция «Politics legitimized: discourse, players, practices» (France, Grenoble, Grenoble-Alps University ‒ Красноярск, Сибирский федеральный университет, 9– 10 ноября 2018 г.).
По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ, в том числе 5 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, 1 статья в издании, индексируемом в зарубежной базе данных Scopus, а также раздел в коллективной монографии.
Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 238 наименований на русском и иностранных языках.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!