Субъекты коррупционного преступления в уголовном праве Кыргызстана и России

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шейренов Жанатбек Нурланович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы определения субъекта коррупционного преступления
§ 1.1. Теоретико-методологические предпосылки определения субъекта коррупционного преступления
§ 1.2. Понятие и виды субъектов коррупционного преступления
§ 1.3. Криминологическая характеристика личности субъекта коррупционного преступления
§ 1.4. Юридическое лицо как субъект коррупционного преступления
Глава 2. Сравнительно-правовая характеристика субъекта коррупционного преступления
§ 2.1. Международно-правовые подходы к определению субъекта коррупционного преступления
§ 2.2. Субъект коррупционного преступления в уголовном праве Кыргызстана
§ 2.3. Субъект коррупционного преступления в уголовном праве России
§ 2.4. Субъект коррупционного преступления в уголовном праве зарубежных государств
Заключение
Список литературы
Приложение

Во введении диссертационной работы раскрывается актуальность
исследуемой темы, ее теоретическая и практическая значимость, разработанность
в науке уголовного права. Также определяется цель исследования, ставятся задачи
для ее достижения, выделяется объект и предмет исследования, подробно
описывается методология исследования, указывается эмпирическая базу работы.
Кроме этого обозначается теоретическая и практическая значимость полученных
результатов проведенного исследования, которые нашли отражение в
сформулированных в данной части работы основных положениях, выносимых на
защиту. Также указываются сведения об апробации и внедрении результатов
проведенного исследования и его структуре.
Глава 1. «Теоретические и правовые основы определения субъекта
коррупционного преступления» состоит из четырёх параграфов.
В параграфе 1.1. «Теоретико-методологические предпосылки определения
субъекта коррупционного преступления» рассматривается этимология и значения,
которыми обладает термин «коррупция». Приводятся упоминания о характерных
для коррупции проявлениях, сохранившихся в исторических источниках. Автор
отмечает, что при всей полисемичности термин «коррупция» явно отличается
своим негативным оттенком. В литературе приводятся лингвистические разборы
термина, согласно которым латинское слово corrumpere – производное двух
самостоятельных слов, имеющих самостоятельное значение: cor – вместе и
rumpere – ломать, повреждать. Уже в этом исходном значении составных частей
термин corrumpere позволяет понимать под «коррупцией» совместную
деятельность нескольких лиц, направленную на разрушение или повреждение
чего-либо целого или системного.
Также автором рассматриваются философские воззрения мыслителей
античности и средневековья, содержащиеся в их фундаментальных трудах,
посвященных проблемам государства, власти, морали, где также поднимаются
вопросы коррупционных проявлений того времени.
Далее автор обращает внимание на исследования коррупции в других
областях гуманитарной науки и приходит к заключению, что в теории отдельных
наук коррупция рассматривается исходя исключительно из их предмета и
отражается с разносторонних позиций. Однако неизменным и общим для
феномена коррупции является то, что субъект ставит свои личные, эгоистичные
интересы на более высокий уровень, чем государственные интересы и интересы
общества. При этом поведение субъекта, отклоняющееся от существующих в
обществе норм (морали, закона и т. д.) и преследующее его личные цели,
характеризуется ненасильственным использованием публичной власти, в чем
видится отличие коррупции от других видов преступности.
Обобщив существующие в специальной литературе взгляды ученых
относительно коррупции и коррупционного преступления согласно их
содержанию, автор разделяет их на две основные группы: первая, – понимание
коррупции в узком смысле, как подкуп и взяточничество; и вторая, – трактовка
коррупции в широком смысле, как корыстное использование служебного
положения, как извлечение выгоды из него.
Вместе с этим отмечается, что «коррупция» как категория приемлема
больше для криминологии, нежели для уголовного права, которое как наука
стремится к ясности и определенности в терминах и используемых понятиях.
Справедливо будет сказать, что термин «коррупция» не отличается подобной
конкретикой. Она в науке уголовного права представляет собой некую
«идеологему», находящуюся на пути своего становления, еще требующую
доказательства и окончательного утверждения. В этой связи верно и
целесообразно оперировать понятием «коррупционные преступления», которое
бы отвечало требованиям сущностной универсальности и обстоятельности
формулировок характерных признаков и было бы пригодно для научного,
законодательного и практического использования.
Рассмотрев коррупционные преступления с традиционной для уголовного
права позиции выявления объективных и субъективных составляющих
противоправного деяния, автор выделяет характерные для коррупционного
преступления признаки: 1) коррупционное преступление посягает на
совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное
функционированиегосударственныхинегосударственныхструктур,
действующих в интересах общества и государства; 2) способы его совершения
характеризуются связью с должностными полномочиями и служебными
обязанностями лица; 3) с субъективной стороны они совершаются умышленно и с
корыстной целью личной выгоды; 4) субъект коррупционного преступления
преимущественно специальный. Сущность коррупционного преступления, таким
образом, состоит именно в осознанном отклонении соответствующего субъекта от
подобающего для него направления в целях получения выгоды, какой бы она ни
была.
Исходя из указанных признаков, предложено определение понятия
коррупционного преступления как общественно-опасного деяния (действия или
бездействия), совершенного умышленно в целях личной выгоды,
преимущественно лицом с использованием своих служебных, должностных,
профессиональных и иных специальных, имеющих юридическое значение
полномочий, вопреки интересам личности, общества и государства.
В параграфе 1.2. «Понятие и виды субъектов коррупционного
преступления» внимание обращается субъекту коррупционного преступления.
Отмечается, что одним из основных элементов, отличающих коррупционное
преступление от иных смежных составов, выступает его субъект, при отсутствии
которого закономерно исключается наличие состава коррупционного
преступления, поскольку он является первичным условием для остальных
элементов состава преступления.
На данный момент в законодательстве отсутствует определение субъекта
коррупционного преступления и нет в теории устоявшегося единого определения
данного понятия. При этом практическая необходимость дефиниции субъекта
коррупционного преступления определяется сложностями при квалификации
коррупционных преступлений, которые были отмечены в ходе экспертного
опроса.
Исходя из утверждения, что субъект любого преступления представляет
собой совокупность юридически значимых признаков лиц, совершивших или
могущих совершить данное преступление, автор приходит к мнению, что само
преступление, его вид, особенности и характер, в свою очередь, является тем
фактором, который в значительной степени определяет признаки субъекта этого
преступления. В его понимании коррупционными являются не только
преступления, совершаемые должностными лицами или служащими
государственных структур, но и преступления тех, кто обладает особыми
полномочиями по исполнению публичных функций.
В целях выработки общего определения для всех субъектов
коррупционного преступления, основанного на их существенных признаках, что
позволит применять антикоррупционное законодательство повсеместно и с
существенной эффективностью, автор обращается к теоретическим разработкам
российских и иностранных ученых-юристов и источникам международного права.
Обобщенно коррупционные преступления могут совершаться в двух
основных ипостасях: как получение выгоды в результате злоупотребления
полномочиями по службе или получения выгоды в виде взятки в результате
оказания услуг по службе другому лицу. В том, и в другом случае, лицо
использует свои особые права и обязанности, предоставленные ему на основании
закона для выполнения функций по службе. При этом эти права и обязанности,
выражаемые через его действия и поведение, используются им не по назначению,
а вопреки предписаниям соответствующих норм. Обязательной характеристикой
этих действий является их юридическая сила (значимость), имеющая значение в
правовой плоскости.
В действительности юридически значимым может быть действие
(бездействие) любого человека и для этого ему не потребуются какие-либо особые
права или полномочия. Достаточным условием является вступление в те или иные
правовые отношения, характер которых, в свою очередь, определяет
правомерность или противоправность этих действий (бездействий). В связи с этим
следует различать действия специальных субъектов коррупционных
преступлений, исходящих из их полномочий от иных, имеющих юридическое
значение, действий других субъектов правоотношений.
По мнению автора, публичные функции – это функции, выполняемые
различными (государственными и негосударственными) субъектами, исходящие
из деятельности, направленной на удовлетворение признанного и охраняемого
государством публичного интереса. При этом право на осуществление публичных
функций дается государством. Только государство в лице своих органов является
источником выполнения публичных функций, и в то же время наделяет иных
негосударственных субъектов публичными функциями.
Таким образом, на основе изложенного предлагается следующее
определение понятия специального субъекта коррупционного преступления, под
которым понимается лицо, совершившее умышленное общественно-опасное
деяние (действие или бездействие) с использованием своих должностных,
служебных, профессиональных и иных специальных, имеющих юридическое
значение полномочий, вопреки интересам личности, общества и государства с
целью личной выгоды.
Из приведенного определения вытекают следующие общие признаки
специального субъекта коррупционного преступления: является физическим
лицом; вменяем; достижение возраста уголовной ответственности (формально –
16 лет).
Помимо этого, специальный субъект коррупционного преступления должен
обладать специальными признаками, к которым относятся:
1) статусно-правовой признак – законное наделение лица юридически
закрепленным (оформленным) полномочием;
2) функциональный признак – наличие полномочий на совершение
действий, имеющих юридическое значение для других лиц;
3) темпоральный признак – наличие у лица полномочий в момент
совершения преступлений.
В параграфе 1.3. «Криминологическая характеристика личности субъекта
коррупционного преступления» рассматриваются соотношения и различия
понятий «субъект преступления» и «личность преступника». Отмечается, что
субъект преступления, как понятие, обхватывает лишь небольшой круг (возраст,
вменяемость, признаки специального субъекта) общих и специальных качеств
личности, которыми обладает совершивший преступление человек, тогда как
понятие «личность преступника» отражает более широкий круг социально
значимых качеств такого лица. Приводятся утверждения криминологов,
отмечающие важность изучения личности преступника, чем подтверждается
невозможность разработать эффективные меры противодействия преступности.
Автором представляется основанный на статистических отчетах Судебного
департамента Верховного Суда Российской Федерации анализ по шести наиболее
распространенным составам коррупционного преступления: дача коммерческого
подкупа (чч.1-4 ст. 204 УК РФ); получение коммерческого подкупа (чч. 5-8 ст. 204
УК РФ); мелкий коммерческий подкуп (ст. 2042 УК РФ); получение взятки (ст. 290
УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 2912 УК РФ).
При этом отмечается, что анализ выбранных коррупционных преступлений,
построенный на данных, охватывающих всех осужденных по стране,
обеспечивает репрезентативность полученных результатов.
Динамика числа осужденных за указанные составы показывает, что в
течении рассматриваемого периода (2015-2019 гг.) наблюдается преимущество в
количественном значении лиц, осужденных за коммерческий подкуп и
взяточничество: в 2015 г. они составляли 64,2%, в 2016 г. – 47,7%, в 2017 г. –
53,7%, в 2018 г. – 56,2%, в 2019 г. их доля составила 58,3% от общего числа
осужденных за все преступления коррупционной направленности.
Анализ по гендерным различиям осужденных за коррупционные
преступления показывает, что коррупционные преступления, по сравнению с
остальными видами преступлений, женщинами совершаются гораздо реже. При
этом из коррупционных женщины чаще совершают преступления,
предусмотренные ст. 204 (коммерческий подкуп) и ст. 290 УК РФ (получение
взятки). При этом в общей картине коррупционной преступности женщины
составляют малую, по сравнению с мужчинами, долю осужденных.
Как показало исследование статистических отчетов в возрастном срезе
преимущественное количество коррупционных преступлений совершается
лицами в возрасте от 30 до 49 лет, что составляет более 50% от общего числа
осужденных за рассматриваемый период.
Согласно статистическим данным лица, имеющие высшее образование,
занимают существенную долю в общем числе осужденных за рассматриваемые
составы преступлений. В 2015 г. их общая доля составила 34,3%, 2016 г. – 38,4%,
в 2017 г. – 39,3%, в 2018 г. – 36,8% и в 2019 г. – 40,8%. При этом лица,
принадлежащие к данной категории, больше всего были привлечены к уголовной
ответственности по ст. 290 УК РФ (получение взятки), что обуславливается в
первую очередь особенностями данного состава преступления.
При этом результаты исследования позволяют утверждать, что
коррупционные преступления преимущественно совершаются лицами,
состоящими в браке и имеющими иждивенцев.
По социальному положению существенную долю среди осужденных за
получение коммерческого подкупа занимают служащие коммерческой или иной
организации. Удельный вес данной категории составляет от 70,5% до 89,4%. Доля
предпринимателей по данному составу равняется от 2,7% до 13,6%. Следующую,
по величине, группу составляют представители рабочих профессий. Их
процентная доля составляет от 1,4% до 8,6%. Доля лиц без определенного рода
занятий составила от 3,2% до 9,1%. Самую малую долю (до 4,3% и 1,6%
соответственно) образовали лица прочих занятий и нетрудоспособные лица.
Таким образом, по итогам изучения статистических данных автором
делается вывод о том, что личность коррупционера имеет двуликий портрет:
с одной стороны – это семейный мужчина, в возрасте от 30 до 49 лет, имеющий
высшее профессиональное образование и служащий в государственных органах,
коммерческих и иных организациях; с другой стороны – это имеющее среднее
общее образование, семейное, трудоспособное лицо от 30 до 49 лет, без
определенного рода занятий или представитель рабочих профессий.
В параграфе 1.4. «Юридическое лицо как субъект коррупционного
преступления»изучаетсятеоретико-правовыеподходыопределения
юридического лица в качестве субъекта права и наделения его
правосубъектностью. Рассматриваются источники международного права,
содержащие положения о юридическом лице в качестве субъекта
правонарушений, а также указывающих на обязательство государств-участников
рассмотреть ответственность юридических лиц в национальных уголовных
законодательствах за преступления коррупционного характера.
Автором приводятся высказанные по данному поводу мнения российских
ученых, разделившихся на два основных лагеря: «противников» и «сторонников»
признания за юридическим лицом уголовной ответственности.
Также приводится опыт Кыргызской Республики, реализовавшей
рекомендации международного сообщества путем введения в новую редакцию
Уголовного закона специальной главы, предусматривающей в отношении
юридических лиц специальных принудительных мер воздействия за
определенные составы преступлений, в числе которых обозначены и
коррупционные преступления. Однако закон не признает юридических лиц ни
субъектом преступления, ни субъектом уголовной ответственности, что, по
мнению автора, порождает некоторые противоречия в теоретическом понимании
вопроса.
Далее рассматривается уголовное законодательство зарубежных государств,
в котором юридическое лицо выступает субъектом преступления наряду с
физическим лицом и, соответственно, привлекается к уголовной ответственности
при причастности к совершенному преступлению в определенных законом
обстоятельствах. Опыт рассмотренных в работе зарубежных государств, где
юридическое лицо является субъектом уголовной ответственности, и достаточно
внушительная и обширная история развития учения о коллективном образовании
и его ответственности указывает на объективную возможность предусмотреть
ответственность юридического лица в рамках уголовного закона. Общепринятое в
правовых системах постсоветских сран и превращенное в доктринальную аксиому
утверждение об обязательной физической природе лица, выступающего
субъектом преступления и уголовной ответственности, не дает воспринимать
вызовов современных реалий и посмотреть на данный вопрос под иным углом.
По убеждению автора, свою волю юридическое лицо выражает через
реализацию своих прав и обязанностей. Его права и обязанности не есть права и
обязанности отдельных лиц, организующих работу и обеспечивающих его
(юридического лица) жизнедеятельность, а его собственные, присущие только
ему. Безусловно, движимое физическими лицами юридическое лицо не может
самостоятельно генерировать идеи, избирать путь для своего развития и
стремиться к какой-либо цели. Все это является продуктом сознания его
физической составляющей, т.е. управляющего аппарата. При этом заданная
однажды юридическому лицу цель уже перестает быть целью отдельных его
составляющих (физических лиц), которые уже превращаются в его движущую
силу, выражают его волю.
Совершенное таким образом преступление причиняет более существенный
вред. При этом привлечение к ответственности исключительно физического лица
оставляет безнаказанным не только преступное деяние юридического лица, но и
не исключает возможность продолжения его преступной деятельности
посредством другого физического лица.
По мнению автора, распространение уголовной ответственности на
юридических лиц создаст условие и возможность уголовному законодательству
выполнять поставленные перед ним задачи по охране прав и свобод человека,
общества и государства в полной мере. Являясь полноценным участником в
правовом поле, юридическое лицо в некоторых аспектах наделено
преимуществом перед физическим лицом, что может быть использовано в
преступных целях и причинить вред охраняемым уголовным законом
общественным отношениям, многократно превышающий вред физического лица.
Основываясь на анализе теоретических воззрений других авторов, а также
практических примерах некоторых зарубежных государств, автором делается
вывод о том, что вопрос, касающийся места юридического лица в рамках
уголовного законодательства, вполне решаем в положительную сторону.
Предлагается признать юридическое лицо субъектом уголовной ответственности,
где основанием такой ответственности послужит совершенное от имени или в
интересах юридического лица физическим лицом преступление. При этом
физическое лицо должно иметь причастность к юридическому лицу в качестве его
руководителя или его законного представителя.
Вторая глава «Сравнительно-правовая характеристика субъекта
коррупционного преступления» состоит из четырех параграфов.
В параграфе 2.1. «Международно-правовые подходы к определению
субъекта коррупционного преступления» рассматриваются такие международно-
правовые акты по противодействию коррупционным преступлениям как
Конвенция ООН от 2003 г. против коррупции, Конвенция Совета Европы
от 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию и т. д.
Отмечается, что коррупция, как вышедший за пределы отдельных
государств вид преступности, не может не беспокоить международное
сообщество. В этой связи принятые международные документы содержат в себе
положительный опыт борьбы с коррупцией и ее эффективного предупреждения
посредством уголовного законодательства. В целях правовой помощи в
противодействии коррупции, государствами-участниками международных
организаций подписаны вышеуказанные антикоррупционные конвенции,
ценность которых заключается в том, что в них выработаны общемировые
рекомендации для уголовно-правового регулирования общественных отношений
в области противодействия коррупции.
Отмечается, что в рассмотренных документах международного права
указание на субъект коррупционного преступления делается на основе одной из
двух технико-юридических моделей: «широкой» и «узкой».
При следовании широкой модели субъект характеризуется как лицо,
выполняющее публичную функцию или предоставляющее публичную услугу.
Такой подход позволяет относить к числу субъектов коррупционного
преступления широкий круг лиц, выполняющих публичные функции или
предоставляющих публичные услуги. Напротив, акты, построенные на узкой
модели, используют термин публичное должностное лицо, и прописывают лиц,
относящихся к таковым: публичного служащего, мэра, министра, судью, т. е.
сфокусированы на должности, в которых лица осуществляют должностные
полномочия.
Вместе с этим коррупционные преступления в международных источниках
рассматриваются с разделением на совершаемых в частных и публичных
секторах. Такое деление закономерно обусловлено различием объектов
посягательства тех или иных коррупционных преступлений. Соответственно и
субъекты совершающие данные преступления отличаются друг от друга
некоторыми признаками, обозначенными в нормах данных документов.
Так, субъект коррупционного преступления, совершенного в частном
секторе, определяется как лицо, которое руководит предприятием (организацией)
частного сектора или работает в нем в том или ином качестве, тогда как в
публичном секторе определяющим признаком субъекта является наличие
занимаемой публичной должности и выполняемых публичных функций.
На основании положений вышеуказанных международных актов можно
осуществить классификацию субъектов коррупции исходя из: а) служебного
положения на лиц, обладающих управленческими полномочиями по обеспечению
деятельности коллективного образования и на лиц, не обладающих такими
полномочиями; б) правового признака коллективного образования на служащих в
международных организациях, на государственных и муниципальных служащих и
служащих коммерческих и иных организаций; в) временного признака на лиц,
осуществляющих служебные полномочия постоянно, временно и по
специальному полномочию.
Таким образом под субъектом коррупционного преступления в
международных правовых актах понимается лицо, занимающее служебное
положениевмеждународной,межправительственнойорганизации,
государственном органе, органе местного самоуправления, коммерческой или
иной организации постоянно, временно или по специальному полномочию.
На основе положений международных актов субъекты классифицируются
исходя из: а) служебного положения: на лиц, обладающих управленческими
полномочиями по обеспечению деятельности коллективного образования, и на
лиц, не обладающих такими полномочиями; б) правового признака коллективного
образования: на служащих в международных организациях, на государственных и
муниципальных служащих, на служащих коммерческих и иных организаций; в)
временного признака: на лиц, осуществляющих служебные полномочия
постоянно, временно и по специальному полномочию.
В параграфе 2.2. «Субъект коррупционного преступления в уголовном праве
Кыргызстана» рассматриваются субъекты коррупционного преступления на
основе УК КР. Отмечается что, как и в УК РФ, понятие коррупционного
преступления не имеет законодательного закрепления.
При этом автором отмечается, что коррупционные преступления всегда
связаны с тем или иным наличным полномочием одного из его участников,
который не всегда может быть должностным лицом, но имеет определенные
публичные полномочия. В этой связи не приемлемо очерчивать круг
коррупционных преступлений только вокруг должностных правонарушений.
Также упоминается о ст. 319 УК КР под названием коррупция. Автор
придерживается мнения, что данная норма названа не корректно и диспозиция
этой нормы отражает только одно из проявлений коррупции. Данная позиция
аргументируется приведением высказанных на счет этой статьи мнений ученых и
международных экспертов.
Далее рассматривается дефиниция термина «должностное лицо»,
содержащаяся в УК КР. Выделяются основные признаки должностного лица,
такие как характер выполняемых функций в занимаемой должности, место и
основания выполнения данных функций. Автор проводит сравнительный анализ
действующей редакции дефиниции понятия «представитель власти» с
предыдущей редакцией и отмечает преимущества действующей редакции,
заключающейся в его лаконичности и отсутствии логических ошибок, не
позволяющихопределеннымобразомразграничитьмеждусобой
отождествляемых должностных лиц. При этом обращается внимание на
отсутствие законодательного определения понятия «распорядительные
полномочия», которые играют существенную и определяющую роль в
квалификации преступлений при установлении ответственности представителя
власти. По мнению автора, данные полномочия заключаются в предоставленных
лицам в силу закона правах на вынесение официальных и законных
распоряжений, предписаний или указаний лицам, не находящихся от них в
служебном подчинении или в зависимом положении, в целях обеспечения
государственного и общественного интересов. В этой связи для заполнения
образовавшегося пробела целесообразным представляется разъяснение высшего
судебного органа в виде постановления Пленума Верховного Суда КР.
При рассмотрении организационно-распорядительных, административно-
хозяйственных и контрольно-ревизионных функций должностного лица особое
внимание обращается к последним, неизвестным для российского
законодательства, функциям. Отмечается, что эти функции, как характеризующие
признаки должностного лица среди государств-участников СНГ и ЕАЭС
закреплены только в УК КР. Несмотря на мнение некоторых российских ученых,
которые считают эти функции излишними, отечественные специалисты
утверждают обратное, указывая на необходимость их закрепления в уголовном
законе для конкретизации выполняемых должностными лицами функций и
устранения возможности расширительного толкования. По мнению автора,
ревизия проводится уполномоченными на то должностными лицами или же
независимыми аудиторскими организациями или аудиторами в рамках плановых
и внеплановых проверок финансово-хозяйственной деятельности коллективного
образования или частного лица. Следовательно, ревизия относится к проверкам не
только финансовой деятельности того или иного лица. Указываемые функции
должностного лица подразумевают и иные проверки, т. е. проверки не только
финансовой, но и санитарной, технической, экологической и другой деятельности.
Однако, подобные проверки проводятся со стороны уполномоченных
государственных органов и уполномоченными служащими этих органов. В таком
случае данные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении
не зависимых от них лиц, являются представителями власти согласно
законодательному определению понятия должностное лицо.
Рассмотрено иностранное должностное лицо и должностное лицо
публичной международной организации, которые по законодательству
Кыргызской Республики могут выступать субъектом коррупционного
преступления. Проводя анализ норм национального законодательства и
международных актов, автор отмечает, что содержащиеся в УК КР дефиниции
указанных лиц перенесены из международных документов без адаптации к
национальному законодательству, в результате чего обозначенные общие
характеристики определяемых в них субъектов позволяют трактовать понятие
«иностранное должностное лицо» шире чем «национальное» должностное лицо.
Отмечается что, уголовная ответственность иностранного должностного лица
предусмотрена в УК КР только за получение взятки (ст. 325 УК КР). Однако,
согласно п. 2 ст. 16 Конвенции ООН от 2003 г. криминализации подлежит не
только получение взятки, но и ее вымогательство, что является не менее
значительным и вполне возможным для совершения иностранным публичным
должностным лицом. В силу наличия в уголовном законе ответственности
должностного лица за данное деяние (ст. 326 УК КР «Вымогательство взятки»)
существующее положение дел приводит к выводу, что совершаемое иностранным
публичным должностным лицом вымогательство взятки не наказуемо по УК КР.
Внимание обращается на такой периодически обсуждаемый в литературе
субъект, как государственный, муниципальный служащий или служащий
государственных учреждений, не являющийся должностным лицом и отмечается,
что, действуя в своих интересах (корыстных или любых других), служащий идет
на нарушение своих служебных обязанностей, которые ограничены и не
включают принятия самостоятельных решений. Поэтому не всякое преступление,
где в частных интересах используются служебные возможности, является
коррупционным, хотя и имеет некоторые присущие ему признаки.
В параграфе 2.3. «Субъект коррупционного преступления в уголовном праве
России»рассматриваютсясубъектыкоррупционныхпреступлений,
предусмотренных в российском законодательстве. Анализируются дефиниции
понятий, используемых законодателем относительно должностного лица. Автор
отмечает, что к проблемам, связанным с коррупцией и по противодействию ей,
как в науке, так и в законодательстве Российской Федерации обращено
пристальное внимание и разрабатываются необходимые, соответствующие
международным требованиям, положения, которые повышают эффективность
антикоррупционной политики страны.
Приводятся законодательные дефиниции понятий должностного лица, лица,
выполняющего управленческие функции. Отмечается, что общим признаком для
всех должностных лиц выступает властно-публичный характер коллективных
образований, в которых эти лица осуществляют предоставленные им права и
обязанности согласно занимаемым должностям и, тем самым, обеспечивают
функционирование данных образований. В то же время вид и специфика
предоставляемых лицам индивидуальных функций является фактором,
отличающим руководителей от служащих и наоборот. Кроме функционального
признака, должностных лиц дифференцирует конкретное место осуществления
этих функций, например, различаются должностные лица правоохранительных
органов и должностные лица государственных учреждений или корпораций, или
воинских формирований.
Должностные лица разделяются на две группы: 1) лица выполняющие
функции представителя власти; 2) лица, выполняющие организационно-
распорядительные, административно-хозяйственные функции в коллективных
образованиях публичного перечисленных в вышеприведенном определении.
При этом лица, выполняющие названные функции по специальному
полномочию, не приравниваются к статусу должностного лица, а, принимая на
себя соответствующие полномочия, на период их выполнения становятся
полноценными должностными лицами. Поэтому отделять их от должностных лиц
по признаку выполняемых функций нельзя. Они могут дифференцироваться
только по правовой основе периода выполнения указанных функций.
Кроме этого рассматривается вопрос относительно медицинских
работников или педагогов, работающих не в государственных, а в частных
учреждениях. Действия данных лиц в подобных случаях, по мнению некоторых
ученых, должны квалифицироваться как действия не должностного лица, т.е. даже
если данные лица, действуя на основе предоставленных им частными
учреждениями прав, меняют юридическое положение обратившихся к ним лиц.
Такой подход объясняется тем, что должностное лицо определяется такими
признаками, как особый характер выполняемой функции и место выполнения
этих функций, что не допускает признания указанных лиц, работающих в частных
учреждениях даже при выполнении аналогичных по характеру действий с
должностными лицами. Однако здесь необходимо обратить внимание, что
выданные, например, частными учреждениями документы, имеющие
юридическую силу, ничем не отличаются по «силе» от своих аналогов,
выдаваемых в государственных учреждениях. Они так же порождают
юридические последствия для их обладателя. Исходя из этого можно сказать, что
вне зависимости от вида подобных учреждений, медицинские работники и
педагоги, выполняющие в них организационно-распорядительные функции, могут
быть субъектами коррупционных преступлений.
В параграфе 2.4. «Субъект коррупционного преступления в уголовном праве
зарубежных государств» рассматривается уголовное законодательство некоторых
стран СНГ и Скандинавии. Отмечается, что уголовное законодательство стран
СНГ, в том числе и в части противодействия коррупционным преступлениям,
имеет много общего с соответствующим законодательством Кыргызстана и
России. Это объясняется относительно длительным периодом их совместного
пребывания в составе Союза ССР, что сформировало общие (либо очень схожие)
экономические, социальные, культурные, политические и правовые условия и
традиции. Общим для этих стран является как криминальная ситуация в сфере
борьбы с коррупцией, так и необходимость противодействия коррупционным
преступления, что обусловило выбор для сравнительного исследования
уголовного законодательства ряда стран СНГ.
По мнению автора, в большинстве стран СНГ субъект коррупционных
преступлений определяется через должностное лицо, что объясняется концепцией
понимания коррупции и коррупционных правонарушений в контексте
должностных злоупотреблений. В свою очередь, очевиден сложившийся для
стран постсоветского пространства своеобразный подход к определению
должностного лица, который заключается в перечислении присущих ему функций
и указании мест их выполнения. В качестве основных признаков должностного
лица законодатели этих стран признают функции представителя власти, а также
полномочияпоосуществлениюорганизационно-распорядительныхи
административно-хозяйственных обязанностей. Кроме того, в качестве признака
указывается на выполнение этих полномочий в государственных органах, органах
местного самоуправления, в органах иностранного государства и международных
организациях.
Представлен опыт стран, в которых, согласно результатам исследования
международных организаций по предупреждению коррупции, наблюдается
устойчиво низкий уровень коррупционных преступлений, к числу которых
относятся и Скандинавские страны, в которых образовалась своеобразная
правовая семья.
Характерным для законодательства этих государств является то, что
субъекты коррупционных (должностных) преступлений указаны в уголовном
законе в виде перечня лиц, признаваемых таковыми. Например, в уголовном
законодательстве Швеции субъектом взяточничества признается служащий,
который также может привлекаться к ответственности за взятку, как до
вступления в должность, так и после ее оставления. При этом законодателем без
разъяснения содержания термина «служащий» указывается перечень лиц,
приравненных к служащему.
Подобный подход к субъекту коррупционного преступления без обращения
к термину «должностное лицо» свойственен и другим государствам
рассматриваемого региона Европы. Так, согласно положениям ст. 387 Уголовного
кодекса Норвегии от 2005 года субъектом коррупции является любое лицо,
использующее свои преимущества, связанные с должностью, службой или
предоставленным в силу должности полномочием, в своих интересах или в
интересах других лиц. При этом норвежский законодатель также не дает в кодексе
определения понятию коррупция.
В силу данной нормы субъект коррупции может иметь широкое толкование
и включать как частный, так и государственный сектор, оплачиваемые и
неоплачиваемые должности, лиц с правом принятия решений или без них,
директоров и политиков.
Несколько иным образом решен вопрос о субъекте коррупционного
преступления в Уголовном кодексе Дании. В отличие от Норвегии, датский
законодатель разделяет взяточничество в государственном секторе и
взяточничество в частном секторе. Взяточничество в государственном секторе
регулируется ст.ст. 122 и 144 УК Дании, согласно которым субъектом получения
взятки выступает любое лицо, занимающее датскую, иностранную или
международную публичную должность или выполняющее публичную функцию.
В завершение настоящего параграфа автор делает ряд выводов. Во-первых,
анализ норм уголовного законодательства зарубежных стран относительно
субъекта коррупционных преступлений свидетельствует о неоднородности
подходов законодателей к их определению. Однако, несмотря на такое
многообразие трактовок понятия должностного лица, через которое определяется
и субъект коррупционного преступления, все приведенные дефиниции можно
объединить по характерным признакам (критериям): 1) так некоторые государства
относят к должностным лицам служащих и других лиц – на основании
выполнения ими обязанностей публичного характера; 2) в других государствах
используется специальный перечень должностей, занятие которых является
основным признаком должностного лица как специального субъекта
ответственности; 3) в государствах-участниках СНГ широко распространен
функционально-описательный подход к определению должностного лица.
Во-вторых, исследуемое законодательство зарубежных государств имеет
различный подход к конкретизации признаков специального субъекта
должностных и коррупционных преступлений. Например, если для одних
государств должностным лицом является любой представитель государственного
органа или коммерческой организации, выполняющей публичные функции, то для
других государств свидетельством наличия у субъекта особого статуса
должностного лица является занятие определенной должности. Признавая за
должностным лицом обязанности по осуществлению полномочий публичного
характера, выполнению государственных или властных, организационно-
распорядительных,административно-хозяйственныхиликонтрольно-
ревизионных функций, осуществлению законодательных, исполнительных и
надзорных полномочий, большинство перечисленных государств видит в
должностном лице выразителя воли государства и исполнителя его задач.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.
В приложении содержатся результаты проведенного анкетирования.

Актуальность темы исследования. Коррупция как одно из наиболее общественно опасных социальных явлений представляет собой особую угрозу для безопасности и нормального функционирования любого государства. Именно этим объясняется повышенный интерес к данному явлению со стороны различных отраслей гуманитарной и юридической науки, среди которых уголовное право занимает особое место. Антикоррупционную политику любой страны сложно представить без уголовно-правового воздействия. Выполняя охранительную задачу, уголовное законодательство является основным инструментом государства в противодействии коррупции, эффективность которого зависит от адекватности и качества действующих уголовно-правовых норм.
На сегодняшний день, отсутствие положительной динамики в реализации антикоррупционной политики Кыргызской Республики свидетельствует о недостатках законодательства в данной сфере, что, в свою очередь, требует повышения его качества путем устранения существующих пробелов и исключения противоречивых положений. В связи с этим возникает необходимость научного исследования уголовно-правовых средств противодействия коррупции.
Центральное место в подобных исследованиях занимает основательное изучение субъекта коррупционного преступления, присущих ему признаков, как общих, так и дополнительных, позволяющих рассматривать такого субъекта как самостоятельную уголовно-правовую категорию.
На данный момент в уголовном законодательстве Кыргызской Республики, как и Российской Федерации, нет общепринятого определения понятия субъекта коррупционного преступления. При этом предусмотренное в уголовном законе определение понятия «должностное лицо» не обхватывает всю полноту потенциальных субъектов коррупции. Отметим, что о необходимости самостоятельного определения понятия субъекта коррупционного преступления высказались 59% опрошенных нами сотрудников следственных подразделений
Кыргызской Республики. Поскольку правоохранительные органы испытывают потребность в конкретном и легальном определении данного субъекта, то удовлетворение такой необходимости, в рамках уголовного закона, позволило бы устранить возникающие в этой связи сложности.
Кроме того, отсутствие в уголовном законодательстве конкретных норм, раскрывающих понятие, содержание или устанавливающих перечень коррупционных преступлений, не дает возможности обеспечить надлежащую реализацию антикоррупционной политики, сформировать статистическую отчетность по данному виду преступлений, что, в свою очередь, не позволяет определить эффективность принимаемых мер.
С введением в Уголовный кодекс Кыргызской Республики ранее неизвестного уголовному законодательству института «Принудительных мер уголовно-правовых воздействий в отношении юридических лиц» появилась потребность в разработке теоретических вопросов, связанных с ответственностью юридического лица за коррупционные преступления, которые остаются объектом научных дискуссий.
Актуальным для исследования проблемы субъекта коррупционного преступления в уголовном праве Кыргызстана и Российской Федерации является и сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства этих стран с решением изучаемых вопросов в международных правовых документах и уголовном законодательстве некоторых зарубежных государств.
Степень научной разработанности темы. Вопросами субъекта преступления задавались теоретики классической школы уголовного права, возникшей в Европе в конце XVIII – начале XIX вв., в частности, К. Биндинг, О. Гарро, Н. Росси, на учении и правовых воззрениях которых была сформирована правовая мысль российских ученых-криминалистов: А. Ф. Кистяковского, В. Д. Спасовича, Н. С. Таганцева, которые были едины во мнении о физической природе субъекта преступления. В советский период вопросы субъекта преступления рассматривались
Я. М. Брайниным, В. С. Орловым, А. А. Пионтковским, А. Н. Трайниным, И. И. Карпецом, В. Н. Кудрявцевым, Н. Ф. Кузнецовой, Н. С. Лейкиной, Р.И.Михеевым и другими учеными. Более конкретной проблемой субъекта должностных преступлений занимались в дореволюционный период такие ученые как А. А. Жижиленко, А. В. Кенигсон, С. В. Познышев, И. Я. Фойницкий, В. Н. Ширяев, а в советское время – М. В. Кожевников, Г. Р. Смолинский, М. Д. Шаргородский, А. Я. Эстрин и другие.
Существенный вклад в развитие учения о субъекте должностного
преступления внесли Л. А. Андреев,
И. А. Гельфанд, Б. В. Здравомыслов,
М. Д. Лысов, П. С. Яни. Свои работы
преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях посвятили А. Я. Аснис, Т. Б. Басова, Н. А. Егорова, С. В. Изосимов, А. В. Шнитенков.
Коррупционные преступления являлись предметом исследования в докторских и кандидатских диссертациях, иных научных трудах Г. И. Богуша, Г. Н. Борзенкова, Л. А. Букалеровой, В. В. Векленко, В. А. Владимирова, Б. В. Волженкина, В. И. Гладких, С. К. Илия, В. М. Корякина, В. Н. Кудрявцева, С.В.Максимова, Е.В.Марьиной, А.В.Наумова, Н.И.Пикурова, А.И.Рарога, Э. Л. Сидоренко, И. М. Тяжковой, В. Ф. Цепелева, П. С. Яни и многих других авторов.
Ответственность, понятие, признаки, виды должностных лиц, в том числе как субъекта коррупционного преступления, исследовали в своих работах
А. В.
В. А.
В. И.
Б. В.
Ю. В. Портнова, Ю. Е. Пудовочкин, и многие другие ученые.
Борков, Гришаев, Квициния, Лопашенко,
Бриллиантов, Волколупова, Динека, О. К.
А. Г. Безверхов, Н. В. Бугаевская, В. Н.
А. С. Горелик, В. Н. Григорьев, Зателепин, Б. В. Здравомыслов,
П. И. А. К. Н. А.
Кириченко, И. А. Клепицкий, В. С. Комиссаров,
Б. В. Волженкин, А. В. Галахова, Ю. В. Золотухин, Н. И. Коржанский, изучению служебных преступлений, Однако, конкретно субъекту коррупционного преступления не были
посвящены самостоятельные комплексные исследования ни в советское время, ни в последующие периоды, определенное исключение составили монографическое исследование Н. В. Бугаевской «Коррупционный преступления: виды и особенности субъекта» (2015 г.), в котором основное внимание обращено на уголовное законодательство Российской Федерации, регулирующее соответствующую ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Проблемы субъекта коррупционного преступления в российском уголовном праве были рассмотрены также в приведенных в тексте диссертации работах А.В.Онуфриенко, Р.А.Сорочкина и некоторых других ученых.
В уголовном праве Кыргызстана подобных исследований практически не было, за исключением работ Л. Ч. Сыдыковой и Н. Н. Сулаймановой о коррупции и взяточничестве.
Таким образом, результаты рассмотрения специальной литературы по данному вопросу свидетельствуют о том, что исследованию субъекта коррупционного преступления уделено недостаточное внимание. Отсутствие самостоятельных основательных исследований, посвященных данной проблеме, отсутствие единого мнения среди специалистов и практические сложности, связанные с субъектом коррупционных преступлений, обусловили вывод об имеющемся пробеле в науке уголовного права, на устранение которого и нацелено данное диссертационное исследование.
Объектом исследования являются общественные отношения, участником которых выступают субъекты коррупционных преступлений в уголовном праве Кыргызстана и России, а также общественные отношения, связанные с совершением смежных должностных, служебных, экономических преступлений.
Предметом исследования являются закономерности и конкретные проявления общественных отношений с участием субъектов коррупционных и смежных с ними преступлений, соответствующие нормы уголовного законодательства Кыргызской Республики и Российской Федерации, некоторых зарубежных государств и международных правовых актов в сфере
противодействия коррупции.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в теоретико-
правовом обосновании законодательного установления и применения норм уголовного законодательства Кыргызской Республики и Российской Федерации, посвященных субъектам коррупционного преступления, отражающих свойственные им признаки, отличающие их от субъектов иных преступлений, а также в разработке предложений по совершенствованию уголовного законодательства Кыргызской Республики об ответственности за коррупционные преступления.
Для достижения обозначенной цели определен и реализован ряд исследовательских задач:
– на основе изучения специальной литературы посвященной коррупции и коррупционной преступности разработано авторское определение понятия коррупционных преступлений;
– на основе учения об общем субъекте преступления выявлены теоретико- правовые признаки субъекта коррупционного преступления;
– на основе выделенных обязательных признаков субъекта коррупционного преступления дано авторское определение понятия субъекта коррупционного преступления и обоснованы виды и классификация коррупционного преступления;
– на основе анализа статистических и иных данных эмпирического исследования выделены характерные социально-демографические признаки, составляющие криминологическую характеристику личности субъекта коррупционного преступления;
– представлены теоретико-правовые основания привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления;
– определены содержащиеся в международно-правовых источниках подходы к определению понятия, признаков и видов субъекта коррупционного преступления; – рассмотрены и выделены некоторые отличительные черты субъектов
коррупционного преступления по уголовному законодательству Кыргызской Республики, Российской Федерации и некоторых зарубежных государств.
Методология и методы исследования. Методологической основу исследования составил всеобщий диалектический метод познания социальных и правовых явлений применительно к теме диссертации. Методику исследования составляют общие и специальные научные методы познания. К общим методам относятся:
– историко-правовой метод, который позволил определить возникновение и развитие института состава и субъекта преступления;
– метод формальной логики, позволивший проанализировать уголовно- правовые нормы и институты, касающиеся специального субъекта преступления и должностного лица;
– метод анализа и синтеза изучаемых явлений, который позволил сформулировать понятие и выделить признаки субъектов коррупционного преступления и провести их типологию;
– метод сравнительно-правового анализа, с помощью которого выявлены сходства и различия вышеуказанных норм и институтов отечественного и зарубежного законодательства;
– метод системного анализа статистических и иных полученных в ходе исследования результатов, позволивший отразить характерные особенности субъекта коррупционного преступления.
Специальные научные методы:
– статистический метод – применялся при изучении социально- демографических характеристик личности субъекта коррупционного преступления;
– метод исследования документов и контент-анализа – применялся при исследовании научных изданий, законодательных и судебных актов; – метод анкетирования – использовался при проведении анкетного опроса
среди сотрудников правоохранительного органа уполномоченного расследовать коррупционные преступления.
Достигнутые результаты диссертационного исследования обусловлены комплексным использованием указанных научных методов.
Теоретическая основа исследования построена на концептуальных положениях, выработанных в области теории права и уголовного права в научных
трудах С. С. Алексеева, Я. М. Брайнина,
Б. В. Волженкина, Л. Д. Гаухмана,
В. К. Глистина,
Н. И. Загородникова,
В. Н. Кудрявцева,
А. И. Рарога и других ученых-правоведов.
П. С. Дагеля, С. Г. Келиной,
А. В. Наумова,
А. Э. Жалинского, Н. И. Коржанского, Э. Ф. Побегайло,
П. Ф. Гришанина,
Б. В. Здравомыслова,
Г. М. Миньковского,
Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция Кыргызской Республики и Конституция Российской Федерации, акты международного права, уголовное законодательство Кыргызской Республики, Российской Федерации, стран СНГ и Скандинавии, положения законодательств по противодействию коррупции в этих государствах.
Эмпирическая основа исследования включает в себя результаты анкетирования сотрудников оперативной и следственной служб территориальных органов Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики. Выбор правоохранительной структуры был обусловлен полномочием данного органа расследовать должностные и коррупционные преступления. В анкетировании приняли участие 165 респондентов. Основным полигоном для проведения анкетирования были г. Бишкек и Чуйская область Кыргызской Республики, так как существенная доля коррупционных преступлений приходится на данные территории.
В ходе исследования были изучены 100 приговоров районных и городских судов Кыргызской Республики опубликованных на официальном сайте Верховного суда Кыргызской Республики по составам преступлений, содержащих признаки характерные коррупционным преступлениям. Также были изучены соответствующие постановления и определения
Пленума Верховного Суда Кыргызской Республики и Пленума Верховного Суда Российской Федерации,
Использованы отчеты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистические данные МВД Кыргызской Республики, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики.
Научная новизна диссертационного исследования определяется, во- первых, выбором актуальной проблемы и комплексом вопросов, изученных в его рамках на монографическом уровне; во-вторых, результатами проведенного эмпирического исследования; в-третьих, содержанием сформулированных в качестве положений, выносимых на защиту, научных выводов, предложений и рекомендаций, восполняющих пробелы в теоретико-прикладном познании субъекта коррупционного преступления.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение понятия коррупционного преступления как общественно-опасного деяния (действия или бездействия) совершенного умышленно в целях личной выгоды, преимущественно лицом с использованием своих служебных, должностных, профессиональных и иных специальных, имеющих юридическое значение, полномочий, вопреки интересам личности, общества и государства.
2. Вытекающее из предыдущего определения понятие специального субъекта коррупционного преступления, под которым понимается лицо, совершившее умышленное общественно-опасное деяние (действие или бездействие) с использованием своих должностных, служебных, профессиональных и иных специальных, имеющих юридическое значение, полномочий, вопреки интересам личности, общества и государства с целью личной выгоды.
3. Теоретико-правовые признаки специального субъекта коррупционного преступления: 1) статусно-правовой признак – наличие установленного правовой нормой
служебного положения (наличие у лица юридически закрепленных полномочий); 2) функциональный признак – наличие связанных со служебным положением властных, управленческих и иных функций (полномочия на
совершение действий, имеющих юридическое значение для других лиц);
3) темпоральный признак – осуществление лицом функций постоянно, временно или по специальному полномочию (наличие у лица полномочий в
момент совершения преступлений).
4. Классификация коррупционных преступлений по признаку (критерию)
его субъекта:
– совершаемые должностным лицом;
– совершаемые лицом, исполняющим управленческие функции в
коммерческих и иных организациях;
– совершаемые служащим (без признаков должностного лица);
– совершаемые с использованием полномочий профессии (частные
нотариусы, индивидуальные аудиторы, адвокаты, частные детективы и т. п.).
5. Классификация субъектов коррупционного преступления по их статусу:
– должностное лицо;
– иностранное публичное должностное лицо, должностное лицо публичных
международных организаций;
– лицо, исполняющее управленческие функции в коммерческой или иной
организации;
– служащий (без признаков должностного лица);
– лицо, занимающееся лицензируемой деятельностью (частные нотариусы,
индивидуальные аудиторы, адвокаты, частные детективы и т. п.).
Данная классификация видов субъектов коррупционных преступлений, предлагаемая в зависимости от содержания специальных признаков этих субъектов, позволяет дифференцировать ответственность за коррупционные преступления и определять формы и меры уголовно-правового воздействия на
лиц, их совершивших. 6. Теоретически обоснованное предложение о необходимости включения
предлагаемых определений понятий «коррупционное преступление» и «субъект коррупционного преступления» в закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» от 8 августа 2012 года No 153, поскольку в настоящее время в данном законе определение понятия «коррупция» полностью соответствует диспозиции ст. 319 УК КР «Коррупция» и не отражает сущность коррупции как социально-правового явления и составляющих ее коррупционных преступлений, а имеющееся определение субъекта коррупционного преступления не охватывает всех субъектов коррупции. Предлагается использовать понятия «коррупционное преступление» и «субъект коррупционного преступления» в иных законодательных актах Кыргызской Республики, регулирующих ответственность за коррупционные преступления (УК КР) и судебных актах (постановления Пленума ВС КР).
7. Обусловленное результатами проведенного исследования предложение автора о необходимости законодательного изменения названия ст. 319 УК КР «Коррупция» на более точное «Незаконное участие должностного лица в преступной группировке или в связях с представителями преступной группировки», так как диспозиция данной статьи в настоящее время не соответствует ее названию. При этом сама диспозиция в существенном изменении редакции не нуждается.
8. Основанное на опыте Российской Федерации предложение о подготовке проекта Указания Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, принятого совместно с другими правоохранительными органами Кыргызской Республики, о специальном перечне коррупционных преступлений для целей сбора и анализа статистических данных и выработки на этой основе эффективных мер противодействия коррупции.
Теоретическая значимость исследования состоит во вкладе автора в формирование концептуальных знаний о субъектах коррупционного преступления, в определении понятия и обосновании существенных признаков и видов субъектов коррупционного преступления. Выработана авторская позиция относительно перспектив уголовной ответственности юридического лица за
коррупционные преступления, обоснования его места в системе субъектов коррупционного преступления. Полученные результаты исследования в виде положений, выносимых на защиту, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях проблем, касающихся субъектов коррупционного преступления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемые выводы и решения рассматриваемых в работе вопросов могут быть использованы в правоприменительной практике при квалификации коррупционных и должностных преступлений. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе образовательных организаций по дисциплинам уголовно-правового цикла и в практических подразделениях правоохранительных органов в рамках повышения квалификации сотрудников.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечены применением надежных и апробированных методов, использованием научно обоснованной аргументации при разработке теоретических вопросов и обобщенных эмпирических материалов, основанных на статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, соответствующих служб Кыргызской Республики, материалах судебной практики. Объективность и репрезентативность собранных эмпирических материалов подтверждают корректность полученных результатов и служат обоснованием сделанных автором выводов.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре уголовной политики Академии управления МВД России. Основные положения диссертационного исследования доложены на следующих научно-практических мероприятиях: XLII Международная научная конференция «Свобода и право», г. Кемерово, 2019 г. (опубликована статья «Актуальные аспекты изучения коррупции»); XIX Международная научно-практическая конференция «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика», г. Пенза, 2019 г. (опубликована статья «Ответственность юридических
лиц за коррупционные преступления на примере Кыргызской Республики»); Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Инновации в науке и практике», г. Уфа, 2020 г. (опубликована статья «Должностное лицо как субъект коррупционного преступления по законодательству Кыргызстана»); Международная научно-практическая конференция «Экспериментальная наука: механизмы, трансформации, регулирование», г. Екатеринбург, 2020 г. (опубликована статья «К вопросу о коррупции в избирательном процессе Кыргызской Республики»).
Теоретические выводы, изложенные в диссертации, опубликованы в десяти научных статьях, четыре из которых – в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации для опубликования основных научных результатов диссертаций.
Вместе с тем, результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс и научную деятельность Академии Министерства внутренних дел Кыргызской Республики имени генерал-майора милиции Э. А. Алиева, Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б. Н. Ельцина. Также положения настоящего научного исследования внедрены и используются в практической деятельности Главного управления кадров Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Управления правового обеспечения и международного сотрудничества Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.
Структура и объем диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Субъекты коррупционного преступления в уголовном праве Кыргызстана и России»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету