Сущность информационных процессов в контексте постнеклассической онтологии : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук : 09.00.01

📅 2019 год
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Сухих, Н. И.
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 3 Глава 1. Основные подходы к изучению понятия информации в
философии и науке 12 1.1. Математико-кибернетические концепции информации 14 1.2. Функционалистские концепции информации 18 1.3. Атрибутивистские концепции информации 21 1.4. Концепция процессуальности информации И. В. Мелик-Гайказян 28 Глава 2. Информационно-устойчивые структуры в эволюционных
процессах 40 2.1. Понятие «информация» в системе категорий постнеклассической
онтологии 40 2.2. Применение методологии глобального эволюционизма для
анализа информационных процессов 49 2.3. Информационно-устойчивые структуры в эволюционных
процессах 65 Глава 3. Специфика течения информационных процессов в
различных сферах реальности 73 3.1. Информационные процессы как структурообразующий фактор в
физических системах 73 3.2. Процессы передачи информации как эволюционный механизм в биологических системах 83 3.3. Информационные процессы в социально-технических системах:
структуры, фреймы, сети 93 Заключение 120 Библиографический список 124

Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями
общенаучного и философского характера.
Во-первых, в XX – начале XXI вв. понятие «информация» встречается
в различных областях науки и философии. Набор смыслов и коннотаций, в
него включаемых, зависит не только от контекста или сферы употребления,
но и от философских установок познающего субъекта. Многообразие таких
установок при обращении к рассматриваемому понятию также значительно,
но плюрализм мнений относительно его природы приводит только к еще
большей путанице.
Во-вторых, динамика нарастания интереса к понятию «информация» и
множественность трактовок, столь характерная для постнеклассической
онтологии, может говорить о существовании онтологического смысла –
общих закономерностей и явлений, которые стоят за разными коннотациями,
возникающими при исследовании информационных процессов и тех ролей,
которые они играют.
В-третьих, неизбежное ускользание онтологического смысла,
невозможность единственно верного определения, тем не менее, позволяет
ставить вопрос о существовании чего-то целого, единого. Поиск
«универсалий», то есть того, что лежит в основании многочисленных
трактовок понятия «информация», содержит в себе значительный
эвристический потенциал не только для онтологии, но и для других областей
знания.
В-четвертых, постоянно увеличивающийся объем информации влечет
за собой разрушение субъектности (понимаемой в классическом смысле)
потребителя информации: невозможно очертить круг источников и
носителей информации, благодаря которым субъект формируется.
Экзистенциальной проблемой современности, которая приобретает все
большую остроту, становится гармонизация хаотических явлений среди
информационных процессов.
В силу всего вышесказанного представляется необходимым
формирование целостной концепции, которая бы описывала различные
аспекты информационных процессов, давала бы философские основания для
проведения дальнейших исследований.
Степень разработанности темы исследования
Определению понятия «информация» уделено значительное место в
философской и научной литературе. В математике и кибернетике, где с 30-х
годов XX в. господствовали количественные и вероятностные трактовки
понятия «информация», разработке этой темы посвятили свои работы
Л. Бриллюэн, Н. Винер, Э. Т. Джейнс, Л. Сцилард, Р. Хартли, К. Э. Шеннон.
Информацию как функциональное понятие для описания
самоорганизующихся систем определял ряд таких отечественных
исследователей как В. В. Вержбицкий, Г. Г. Вдовиченко, И. И. Гришкин,
Д. И. Дубровский, Н. И. Жуков, А. М. Коршунов, Н. Н. Моисеев,
М. И. Сетров, Г. И. Царегородцев.
Информация как атрибут материи описывается в работах
Р. Ф. Абдеева, Б. В. Ахлибининского, Л. Б. Баженова, Б. В. Бирюкова,
И. В. Крайнюченко, К. Е. Морозова, И. Б. Новика, Л. А. Петрушенко,
В. П. Попова, В. С. Тюхтина, А. Д. Урсула.
Отдельно мы рассматриваем концепцию процессуальности,
предложенную И. В. Мелик-Гайказян, где информация рассматривается как
объект постнеклассической науки.
В работах И. А. Латыпова информация рассматривается в качестве
понятия, которое выражает различение социальным субъектом обновленных
(для этого субъекта) процессов и явлений. Как следствие, такое различение,
может в будущем становиться основанием различения и в деятельности
субъекта.
Н. К. Оконская описывает такие характеристики информации как мера
разнообразия, определенность, наличие пределов (дифференцированность)
мира вещей.
Опираясь на концепцию постнеклассической рациональности,
предложенную В. С. Степиным, мы предлагаем рассматривать информацию
как категорию постнеклассической онтологии. Анализ категорий
постнеклассической онтологии приводится в работах таких исследователей
как В. В. Афанасьева, Н. С. Анисимов, Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Н. А. Спасков,
С. С. Хоружий и др.
Информация как составляющая глобальной эволюции,
структурирующая эволюционные процессы, исследуется нами с позиций
глобального эволюционизма как варианта постнеклассической «картины
мира». Методология глобального эволюционизма основывается на работах
Ф. Варелы, В. И. Вернадского, Ч. Дарвина, У. Матураны, Н. Н. Моисеева,
А. Д. Панова, И. Р. Пригожина, И. Стенгерс, А. Д. Урсула, Р. Файстеля,
Т. де Шардена, В. Эбелинга, Э. Янча и др.
При описании информационных процессов в самоорганизующихся
системах, имеющих различную природу, мы обращаемся к методологии
синергетики, опираясь на работы Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова,
И. Пригожина, Г. Хакена, Д. С. Чернавского.
Исследуя социально-технические системы, мы обращаемся к
исследованиям акторно-сетевого подхода (Б. Латур, М. Каллон, Дж. Ло и
др.), рассматривающего общество в «онтологической плоскости»
взаимодействия людей и вещей во взаимодействиях, организованных по
принципу сети.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных различным
аспектам существования информации, до сих пор остаются не
исследованными универсальные закономерности информационных
процессов. Таким образом, проблема исследования может быть выражена
следующим вопросом: на основе каких концептуальных положений
возможно выявлять и анализировать общие закономерности
информационных процессов в различных системах?
Объект исследования – функционирование и организация
информационных процессов.
Предмет исследования – универсальные закономерности организации
и функционирования информационных процессов.
Цель данной диссертационной работы – формирование философской
концепции, выявляющей и описывающей универсальные закономерности
функционирования и организации информационных процессов.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие
задачи:
1. Предложить типологию представлений об информации, которые
можно обнаружить в различных областях научного и философского знания;
дать определение понятию «информация».
2. Определить статус понятия «информация», обозначив его
отношения с рядом категорий постнеклассической онтологии.
3. Исследовать возможности применения методологии глобального
эволюционизма в отношении выявления и объяснения универсальных
закономерностей функционирования и организации информационных
процессов.
4. Предложить модель, применимую для выявления и объяснения
универсальных закономерностей функционирования и организации
информационных процессов в контексте глобальной эволюции систем.
5. Продемонстрировать возможности представленной модели на
примере объяснения универсальных закономерностей функционирования и
организации информационных процессов в физических, биологических и
социально-технических системах.
Теоретико-методологические основания исследования
Данное исследование опирается на подход постнеклассической
онтологии, в соответствии с которым содержание онтологических категорий
корректируется в процессе когнитивного акта, когда рефлексия обращается к
осмыслению чего бы то ни было. Информационное наполнение,
происходящее в результате когнитивного акта, имеет событийную природу,
то есть определяется переменным рядом факторов, таких как контекст и
специфическая характеристика рефлексирующего, иными словами,
включенностью экзистенции в событийное поле акта познания.
В исследовании применяется методология глобального
эволюционизма: любые процессы рассматриваются как часть коэволюции,
что позволяет говорить о распространении и существовании универсальных
закономерностей информационных процессов. Основные методы –
понимаемые в широком смысле – экстраполяция (процедура
распространения выводов, сделанных относительно части объектов или
явлений, на всю рассматриваемую совокупность) и метод аналогий (на
основании наличия сходства у исследуемых процессов или явлений делается
вывод о наличии необходимых связей и отношений между исследуемыми
процессами или явлениями).
Исследование опирается на методологию синергетики, в основе
которой лежит изучение систем, состоящих из большого числа частей,
компонент или подсистем, взаимодействующих между собой тем или иным
способом. Использование методов синергетики позволяет описывать
развитие сложных систем на разных этапах, изучая закономерности течения
информационных процессов. Применение понятийного аппарата синергетики
позволяет наиболее четко описывать различные аспекты функционирования
и природы информационных процессов.
В исследовании применяется системно-функциональный подход,
благодаря которому могут быть выявлены новые связи элементов изучаемой
системы за счет указания на их функциональные составляющие. Данный
подход способствует выявлению структуры, объяснению значения и
функций элементов (подсистем) рассматриваемой системы.
Также в исследовании используется системно-интегрирующий метод,
способствующий представлению обобщенной картины исследовательского
поля, изысканию наиболее общих закономерностей исследуемых систем,
осмыслению их в контексте категорий постнеклассической онтологии.
Исследование опирается на материально-семантический метод,
разработанный в рамках акторно-сетевого подхода и используемый для
анализа взаимосвязей между людьми и вещами.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования определяется результатами,
полученными в ходе решения поставленных задач.
1. Предложен вариант типологии представлений об информации,
сформировавшихся в различных областях научного и философского знания.
2. Приведено обоснование наделения понятия «информация»
статусом категории постнеклассической онтологии через описание
взаимосвязей с рядом других категорий постнеклассической онтологии.
3. Предложена модель информационно-устойчивой структуры,
которая упорядочивает носители информации, сохраняет в течение
некоторого периода времени форму и свойства, организует и участвует в
организации и функционировании информационных процессов.
4. Модель информационно-устойчивой структуры может быть
интерпретирована как продолжение и конкретизация концепции
«эволюционирующей эволюции» Э. Янча, поскольку при обмене
оперативной информацией посредством положительных
обратных связей меняется не только исследуемая система, но и
окружающая ее среда.
5. Показано функционирование модели информационно-
устойчивой структуры на примерах из ряда физических, биологических,
социально-технических систем.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие информации как проявления разнообразных способов
организации представляет собой категорию постнеклассической онтологии.
2. Информация, как организующее начало, может быть
представлена в виде разделения на атрибутивную («информационное ядро»,
благодаря которому система поддерживает внутренний баланс) и
оперативную (часть информационного обмена между системой и
окружающей средой, отвечающая за изменчивость в эволюционных
процессах).
3. Информационные процессы есть основная составляющая
глобальных эволюционных процессов, идущих по пути постоянного
усиления разнообразия благодаря созданию и разрушению информационно-
устойчивых структур.
4. Информационные процессы привносят элементы
упорядоченности, формируя информационно-устойчивые структуры,
которые состоят из организационно-простых носителей информации.
Находясь в составе самоорганизующейся системы, информационно-
устойчивые структуры проявляют эмерджентные свойства, оказывая влияние
на самоорганизующуюся систему в точках бифуркации.
5. Частным случаем информационно-устойчивой структуры для
социально-технических систем является информационный контейнер (от
англ. contain – «содержать»). Это когнитивная схема, формирующаяся при
невозможности продолжить взаимодействие. Информационный контейнер
будет содержать информацию, необходимую субъекту для продолжения
взаимодействия.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Предлагаемое исследование обладает эвристическим потенциалом для
философии, а также для решения таких практических задач, в которых
необходим философский анализ организации и функционирования
информационных процессов. Благодаря исследованию организации и
функционирования информационных процессов могут быть осмыслены
последствия применения переживающих бурное развитие информационных
технологий. Также произойдет вовлечение исследуемой проблематики,
изучаемой в настоящее время преимущественно с технической точки зрения,
в круг проблем философии.
Применение модели информационного контейнера позволяет
описывать процессы принятия решений при необходимости выстраивания
связи между двумя концептами. В частности, простроить связь между
результатами эксперимента и сторонним по отношению к такому
эксперименту теоретическим построением.
Основным теоретическим итогом данной работы становится
обогащение представлений философии об универсальных закономерностях,
возникающих при формировании и функционировании информационных
процессов. Применение результатов исследования позволит дополнить
учебные курсы по теории познания и онтологии, методологии и философии
науки, а также при разработке спецкурсов, напрямую связанных с
проблематикой настоящей работы.
Кроме того, они могут быть использованы для дополнения учебных
курсов по онтологии и теории познания, философии и методологии науки,
социальной философии, а также при разработке специальных курсов,
связанных с проблематикой настоящего исследования.
Степень достоверности и апробация результатов исследования
Достоверность исследования подтверждается тем, что оно проводилось
с опорой на источники, изданные как в России, так и за рубежом.
Выводы исследования представлены в виде докладов на следующих
научно-практических конференциях:
 научно-практическая конференция «Философия в XXI веке:
вызовы, ценности, перспективы» (Россия, Екатеринбург, 2015 г.);
 научно-практическая конференция «Информационные
технологии в образовании» (Россия, Екатеринбург, 2015 – 2016 г.);
 IV Международная научно-практическая конференция
«Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании.
Организационная коммуникация – 2016» (Беларусь, Минск, 2016 г.);
 Международная научная конференция «Дни науки философского
факультета – 2016» (Украина, Киев, 2016 г.).
 Всероссийская научная конференция «Философия науки и
техники в России: вызовы информационных технологий» (Россия, Вологда,
2017 г.).
Структура диссертационного исследования
Структура работы соответствует поставленным задачам. Диссертация
состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и
списка литературы. Объем работы составляет 139 страниц. В списке
литературы 174 источника, в том числе 27 на иностранном языке.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Сущность информационных процессов в контексте постнеклассической онтологии : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук : 09.00.01»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Онтология цвета как методология проецирования цветовой реальности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»