Текстообразующие механизмы концептуальной метафоры в языке СМИ (на материале интернет-издания «Газета.ру») : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.19

📅 2021 год
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Ван, Ц.
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………….. 11 1.1. Общие проблемы теории текста …………………………………………………………….. 11 1.1.1. Основные подходы к изучению текста в лингвистике………………………….. 11 1.1.2. Основные категории и свойства текста ……………………………………………….. 23 1.1.3. Язык СМИ; особенности газетного текста …………………………………………… 28 1.2. Вопросы теории метафоры…………………………………………………………………….. 46 1.2.1. Основные аспекты анализа метафоры …………………………………………………. 46 1.2.2. Роль концептуальной метафоры в тексте …………………………………………….. 55 Выводы ……………………………………………………………………………………………………….. 67 ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТЕКСТА ………………………………………………………………. 70 2.1. Пространственная метафора и тема-рематическая структура как средства образования текста ………………………………………………………………………………………. 70 2.2. Метафорические проекции как текстообразующее средство ………………….. 83 2.3. Взаимосвязи импликаций метафоры при построении текста ………………….. 95 2.4. Интеграция метафоры и неметафорического окружения в пространстве газетного текста…………………………………………………………………………………………. 117 2.5. Общая характеристика материала исследования…………………………………… 139 Выводы ……………………………………………………………………………………………………… 145 ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТООБРАЗУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ 148 3.1. Анализ текста «образцовой» структуры ……………………………………………….. 148 3.2. Анализ текста «проблемной» модели …………………………………………………… 160 3.3. Анализ текста с разрушением метафоры………………………………………………. 168 3.4. Анализ текста с чередованием концептуальных метафор ……………………… 176 Выводы ……………………………………………………………………………………………………… 184 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 187 Библиографический список ……………………………………………………………………….. 193 Список словарей, справочников, энциклопедий………………………………………….. 215 Источник материала…………………………………………………………………………………… 216 Приложение. Тексты, проанализированные в главе 3 …………………………………. 217

Язык медиатекста, средств массовой информации (СМИ) в системе разновидностей современного русского языка является одним из самых активно развивающихся компонентов. В нем быстрее всего проявляются все действующие в языке тенденции, воплощаются все направления языкового развития. Он – отражение живого русского языка, языковой продукт, сочетающий элементы устной и письменной речи и в течение последних десятилетий значительно влияющий на носителей русского языка, которые являются его активными реципиентами.
Каждое языковое явление, развивающееся в рамках языка СМИ, заслуживает внимательного изучения. Концептуальная метафора среди этих явлений приобретает особое значение. Этот когнитивный механизм, устанавливающий образные связи между концептами и являющийся результатом мыслительной деятельности индивида, в языке СМИ становится инструментом языкового и когнитивного взаимодействия и воздействия.
Концептуальная метафора, входя в текст как его органичная составляющая, начинает выполнять в нем текстообразующую, текстоформирующую функцию.
Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение функционирования концептуальных метафор в медиатексте и определение специфики их текстообразующих функций способствует более глубокому проникновению в когнитивный процесс текстообразования, более точному осмыслению сути метафоры как языкового явления и речевого средства, более внимательному постижению речевых намерений автора, включающего когнитивные метафоры в медиатекст.
Степень разработанности темы диссертации. Проблеме анализа концептуальных метафор посвятили исследования Н.Д. Арутюнова, В.В. Виноградов, В.Г. Гак, М. Джонсон, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, С.Д. Кацнельсон, Дж. Лакофф, Б.А. Ларин, Н.А. Лукьянова, Э. МакКормак,
4
Н.Г. Мещанова, Т.В. Молодцова, Е.В. Падучева, Е.В. Рахилина, Г.Н. Скляревская, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, В.К. Харченко, А. Ченки, Д.Н. Шмелев, Zhao Yanfang и другие ученые. Проблему текстообразующего потенциала метафоры затрагивают Л.С. Билоус, Н.Г. Шехтман, К.С. Шиляев, Feng Xiaohu. В последние время появились исследования, ориентированные на изучение проблемы использования концептуальных метафор в медиатекстах; это работы таких исследователей, как А.А. Артамонова, К.С. Иордан, Ю.В. Калугина, Е.А. Медведева, И.С. Парахина, Я.А. Посохова, В.Р. Циммерман и др.
Проблема реализации текстообразующего потенциала концептуальной метафоры применительно к журналистике осмысливается в диссертационном исследовании К.С.Филатова, в работах Л.В. Быковой и А.Н.Таджибовой, З.А. Дубинец и некоторых других ученых, однако далеко не все проблемы метафорического развертывания в тексте СМИ в настоящий момент рассмотрены, что и определяет актуальность настоящего исследования. Среди лакун, которые необходимо заполнить, особенно выделяются вопросы функционирования концептуальной метафоры в тексте СМИ как текстообразующего средства, определяющего структуру публикации, диктующего определенные законы соотношения метафоры и неметафорического окружения, устанавливающего закономерности в соотношении частей текста.
Объектом данного исследования являются концептуальные метафоры, используемые в текстах современных российских СМИ.
Предмет исследования – текстообразующие механизмы концептуальных метафор в медиатекстах.
Цель работы заключается в установлении и описании текстообразующих механизмов концептуальных метафор, закономерностей их реализации в тексте СМИ и разработке способов метафорического текстопорождения.
В процессе осмысления темы диссертационного исследования мы выдвинули следующую гипотезу:

5
Концептуальная метафора является одним из важнейших текстообразующих элементов в тексте СМИ: на ее основе выстраиваются тема- рематические структуры; с ее помощью обеспечивается связность и цельность текста. На построение медиатекста влияют метафорические модели, взаимосвязи импликаций метафоры и различные способы интеграции метафоры и неметафорического окружения.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты темы: общие проблемы теории текста и основные вопросы теории метафоры.
2. Обозначить специфику функционирования метафоры в тексте СМИ и медиадискурсе.
3. Проанализировать способы репрезентации концептуальных метафор в тема-рематических структурах предложения. Обратить внимание на взаимодействие тема-рематических структур и пространственной метафоры.
4. Выявить закономерности построения метафорических проекций в структуре текста СМИ.
5. Проанализировать различные взаимосвязи импликаций концептуальной метафоры при текстопостроении.
6. Выявить способы интеграции метафоры и неметафорического окружения в современном медиатексте.
Материалом для анализа послужили более тысячи фрагментов текста, взятых из источников российских общественно-политических СМИ 2016– 2020 гг., представленных в электронном издании «Газета.ру» (https://www.gazeta.ru/).
Несмотря на то, что при проведении исследования использовался метод сплошной выборки, тексты для анализа были отобраны таким образом, чтобы продемонстрировать способы текстопостроения рассматриваемых концептуальных метафор в наиболее наглядном и концентрированном виде.

6
Методологическую базу исследования составили труды в области когнитивной лингвистики (Н.Н.Болдырев, В.З. Демьянков, Е.С.Кубрякова, З.Д. Попова и др.); лингвопрагматики (Д.В. Антошина, Е.И. Беглова, Д.Г. Богушевич, И.М. Кобозева и др.); лингвистики текста (Л.Г. Бабенко, Р. Барт, Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.И. Зильберман, Л.Г. Кайда, Н.С. Поспелов, К.А. Филиппов, F. Danes и др.); актуального членения предложения (Г.А. Золотова, И.И. Ковтунова, К.Г. Крушельницкая, В. Матезиус, И.П. Распопов и др.); стилистики (И.В. Арнольд, Ю.А. Бельчиков, А.Н. Васильева, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.И. Горшков, М.Н. Кожина, Т.В. Матвеева, О.Б. Сиротинина, Д.Н. Шмелев и др.); теории метафоры (Н.Д. Арутюнова, М. Бирдсли, М. Блэк, Э.В. Будаев, В.Г. Гак, О.И. Глазунова, Ю.Н. Караулов, С.Д. Кацнельсон, Е.С. Кубрякова, Б.А. Ларин, Н.А. Лукьянова, Е.В. Падучева, Дж. Серль, Г.Н. Скляревская, Ю.Д. Степанов, В.Н. Телия, Д.Н. Шмелев, А.П. Чудинов, Р. Якобсон и др.); языка и текста СМИ (М.Н. Володина, Э.Х. Гаглоева, А.П. Горбунов, Т.Г. Добросклонская, Л.Р. Дускаева, Б.А. Зильберт, Е.В. Какорина, Н.И. Клушина, В.И. Коньков, В.Г. Костомаров, В.В. Кочетков, Б.В. Кривенко, О.А. Лаптева, Л.М. Майданова, А.А. Негрышев, И.А. Нефляшева, Е.В. Покровская, Г.Я. Солганик, Н.М. Шанский, A. Белл и др.).
Методы, использованные для достижения цели диссертации и решения поставленных задач:
1. Метод сплошной выборки при подборе языкового материала из новостного интернет-источника.
2. Методы анализа и синтеза для исследования структуры метафоры, ее составных компонентов, экспликаций и импликаций.
3. Методы анализа коммуникативной организации предложения.
4. Методы синтаксического анализа сверхфразовых единств.
5. Методика выделения области-источника и области-цели метафоры. Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые
предпринимается попытка применения комплексного разноаспектного подхода

7
к концептуальным метафорам в тексте СМИ и их роли как инструмента текстопостроения. Метафоры понимаются как языковые средства, служащие способами развертывания текста на всех его структурных уровнях; как структуры, объединяющие когнитивную, образную и содержательную составляющие с целью их репрезентации в тексте; выявляется их значимость в системе средств, участвующих в процессах текстопорождения и смыслообразования.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она заполняет пробелы в исследовании концептуальной метафоры в тексте СМИ с точки зрения ее текстообразующих механизмов, а также в аспекте изучения законов построения текста в целом. Теоретическое обоснование полифункционального характера когнитивной метафоры позволило определить ее уникальный статус как средства языковой выразительности, как прагматического механизма, как когнитивного инструмента и как одного из ключевых приемов текстообразования. Результаты, полученные в итоге комплексного многоаспектного анализа функционирования концептуальных метафор в медиатексте, могут быть применены с целью дальнейшего разноаспектного изучения концептуальных метафор как когнитивных инструментов текстообразования на материале различных языков и различных типов текстов.
Практическая ценность диссертации. Результаты осуществленного исследования могут найти применение в преподавании соответствующих дисциплин, например, в курсах по теории метафоры, лингвистике текста, когнитивной лингвистике, а также в курсах и спецкурсах по языку масс-медиа, его структуре и средствам выразительности, в организации научно- исследовательской работы студентов по анализу языка и текста, в том числе текста СМИ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Текстообразующие механизмы концептуальных метафор проявляются как способность модифицировать, трансформировать образное соотношение

8
между концептами в процессе создания текста. Концептуальная метафора в тексте становится семантическим, содержательным, структурным и композиционным элементом его построения и оказывает влияние на разворачивание всех элементов структуры текста.
2.Концептуальная метафора реализуется в тексте в процессе развертывания его тема-рематической структуры. При этом формируются различные тема-рематические схемы – модель цепи, контейнера, параллельная и комплексная модели, в которых метафора, как правило, занимает позицию ремы, заключая в себе и транслируя читателю новую информацию.
3.Механизмы концептуальной метафоры в построении текста СМИ проявляются посредством выстраивания в тексте различных метафорических проекций, разного типа соотношений между областью источника и областью цели. Выделяются такие метафорические модели, как модель экспансии, модель сокращения и модель чередования. С их помощью концептуальная метафора входит в текстовое пространство, становится его неотъемлемой частью и организующим его механизмом.
4. В структуре концептуальной метафоры выделяются две разновидности импликаций – связанные с областью источника метафоры и связанные с областью ее цели, они по-разному представлены в тексте и становятся средствами взаимосвязи текстовых фрагментов. Вербально реализуемые и подразумеваемые импликации концептуальных метафор, относящиеся как к области источника концептуальных метафор, так и к области цели, входят в содержательное, структурное и оценочное поля текста, объединяя их и обеспечивая структурное текстовое единство.
5.Концептуальная метафора интегрируется в пространство текста и связывается в нем с неметафорическим окружением (контекстом). При этом между метафорой и неметафорическим окружением устанавливаются различные соотношения – равноправие и противопоставление (противоречие). Данные соотношения служат не только развертыванию текста, но и выражению в нем прагматических смыслов.

9
Достоверность полученных результатов обеспечивается разнообразием научных источников, которые послужили теоретико-методологической базой исследования, комплексным подходом к анализу текстового материала, применением современных методов, соответствующим цели и задачам работы. Результаты и выводы, полученные на разных этапах исследования, представлены с помощью схем и диаграмм.
Апробация работы проводилась в ходе докладов на научных и научно- практических конференциях: Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, 28 апреля 2016 г.); Международной научной конференции «Когнитивные технологии в теоретической и прикладной лингвистике» (Тюмень, 22-24 сентября 2016 г.); Международной научной конференции «Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке» (Екатеринбург, 28-30 сентября 2016 г.); Международной научной конференции «Россия в поисках мирного решения социальных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов: Тенденции обновления политического дискурса, отражающие доминантные идеологемы российской официальной дипломатии и пропагандистской деятельности политических партий конца XX – начала XXI в.» (Магнитогорск, 23-25 ноября 2017 г.); Всероссийском научно-теоретическом семинаре с международным участием «Теоретическая семантика и идеографическая лексикография: Словарь. Дискурс. Корпус» (Екатеринбург, 29-30 октября 2019 г.).
Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения (ранее – кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики) в 2016-2020 годах. Материалы диссертации отражены в 8 публикациях общим объемом 2,48 п. л., в том числе 5 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Изложенную стратегию исследования отражает структура диссертации, которая включает введение, три главы, заключение и приложение, в котором приведены тексты статей, ставшие объектом комплексного анализа.

10
В первой главе раскрывается понятие текста, рассматриваются его основные категории, анализируются основные подходы к изучению текста в современной лингвистике, освещается специфика медиатекста. Здесь же рассматривается понятие метафоры с семантических, лингвопрагматических и когнитивных позиций, понятие концептуальной метафоры; выявляется ее роль в тексте.
Во второй главе произведен разноаспектный анализ реализации текстообразующих механизмов когнитивной метафоры в языке современных СМИ на материале текстов интернет-издания «Газета.ру». Обращено внимание на реализацию концептуальных метафор в тема-рематических моделях; выстраивание с их помощью метафорических проекций; представленность в структуре текста импликаций метафоры; способы текстовой интеграции метафоры и неметафорического окружения.
Третья глава посвящена комплексному анализу текстообразующей роли концептуальной метафоры в исследуемых текстах. В ней обращено внимание на разные типы текста с точки зрения репрезентации в нем концептуальной метафоры.
В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного теоретического и практического исследования, определяются его перспективы.
Библиография содержит 243 наименования и включает научные работы российских и зарубежных авторов, а также список словарей и энциклопедий из 20 наименований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Текстообразующие механизмы концептуальной метафоры в языке СМИ (на материале интернет-издания «Газета.ру») : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.19»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022 год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»