Тема Монголии в изобразительном искусстве Алтая

Пешков Евгений Юрьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………….………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения
темы Монголии в изобразительном искусстве…………………………..………..…….16

1.1. Основные понятия и методологические подходы к
исследованию темы Монголии в изобразительном искусстве…..….……………….16
1.2. Становление монгольской тематики в художественной
культуре южной Сибири…………………………………..……………..……………….29
1.3. Этапы возникновения и развития темы Монголии в
изобразительном искусстве Алтая.……………………………………..…………..…..45

Глава 2. Стилистические особенности произведений
изобразительного искусства Алтая на тему Монголии.…..…….……………….69

2.1. Виды и жанры художественного воплощения темы Монголии
в изобразительном искусстве Алтая………….…….………………… ……………..69
2.2. Типология тем Монголии в творчестве художников
Алтая…………………………………………………………………….……………….83
2.3. Стилеобразующие черты произведений изобразительного
искусства Алтая на тему Монголии…………….………………..……………………98

Заключение……………………………….…………………..……….………..……118
Список источников и литературы………….………………..…….………..……123

Список иллюстраций……………………….………….……….……………..……156

Иллюстрации……………………………….……….………..……….………..……173

Приложения………………………………….…….………..…………………..……231

Во введении обоснованы актуальность темы, степень изученности
проблемы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования,
территориальные и хронологические рамки, методология и методы,
источниковая база, научная новизна работы, практическая значимость,
апробация.
Первая глава «Теоретико-методологические основания изучения темы
Монголии в изобразительном искусстве» состоит из трёх параграфов. В ней
определяются методологические подходы и понятийный аппарат научной
работы, исследуется история происхождения и развития монгольской тематики
на Алтае и в приграничных с Монголией регионах южной Сибири.
В параграфе 1.1. «Основные понятия и методологические подходы к
исследованию темы Монголии в изобразительном искусстве» с помощью
общенаучных методов категориального, структурного и системного анализа
сформулирован понятийный аппарат, методология и методы исследования.
В искусствоведении понятие «тема» характеризуется неоднозначностью в
определении его содержания. Установлено, что в теме находят выражение
миросозерцание художника, содержание его творчества, идея произведения;
что понятие «тема» в изобразительном искусстве конкретизируется в видах и
жанрах, тематике и стиле. Исходя из этого, целесообразно проведение
комплексного исследования поставленной научной проблемы с привлечением
общенаучного, исторического и искусствоведческого подходов.
Осуществлен анализ понятий «история», «историческое событие»,
«хроника», «хронология» в методологии истории искусства, а также
обосновано применение историко-хронологического, историко-сравнительного,
биографического методов исследования. Для понимания характера
художественных процессов в изобразительном искусстве региона исследованы
материалы художественной культуры южной Сибири.
Источниками для проведения искусствоведческого анализа выступают
произведения монгольской тематики, выявленные на эмпирическом этапе
исследования. Определению видов и жанров творчества алтайских художников
на тему Монголии способствует анализ терминов «изобразительное искусство»,
«живопись», «графика», «скульптура», «монументальное искусство»,
«декоративно-прикладное искусство», «пейзаж», «портрет», «натюрморт»,
«исторический жанр», «бытовой жанр», «сюжетно-тематическая композиция»,
а также принципы формообразования в изобразительном искусстве и метод
жанрового анализа. С целью выявления и классификации тем Монголии
произведён анализ терминов «тема», «подтема», «типология» и определён
метод исследования – типологический анализ. На основе изучения традиций
формально-стилистического анализа и понятий «художественный образ»,
«творческий метод», «стиль» предложен способ интерпретации стилистических
черт произведений алтайских художников монгольской тематики.
Таким образом, теоретико-методологическая основа исследования
базируется на методологии истории искусства с применением методов
историко-хронологического, историко-сравнительного и биографического
анализа, а также методов жанрового, формально-стилистического анализа и
интерпретации художественного образа.
Параграф 1.2. «Становление монгольской тематики в художественной
культуре южной Сибири» посвящён изучению вопросов, связанных с
историей создания художниками приграничных с Монголией территорий
южной Сибири произведений монгольской тематики. Эта тема развивалась в
творчестве художников Тувы, Иркутской области, Бурятии и Забайкалья.
Становление монгольской тематики в искусстве южной Сибири
начинается в конце ХIХ века. Нижняя граница её появления связана с
творчеством иркутского художника А.А. Лушникова и приходится 1899 год. До
1926 года этот случай являлся единичным. После образования Монгольской
Народной Республики сибирских художников приглашают в эту страну на
работу, в том числе для подготовки творческих и педагогических кадров в
сфере искусства. Например, в Монголии в 1925-1927 годах работал художник
из Бурятии Ц.С. Сампилов, а с 1926 по 1939 год – иркутские художники
И.К. Померанцев и В.И. Шаршун. Следующий этап развития монгольской
тематики охватывает 1939-1945 годы и связан с творчеством художников
Бурятии А.А. Окладникова, Г.Е. Павлова, А.И. Тимина, которые создавали
произведения, находясь на военной службе в Монголии. Далее можно назвать
лишь точечные примеры воплощения монгольской тематики в региональном
изобразительном искусстве, которые произошли до начала 1970-х годов. В
1947-1949 годы иркутский художник-график Г.Г. Леви создал цикл
иллюстраций для романа В.Г. Яна «Чингисхан». В 1950-1952 годы в Монголии
работал театральный художник И.К. Рушев, прибывший из Тувы со своей
женой Н.Д. Ажикмаа, балериной и балетмейстером. В 1962 году Монголию
посетил читинский художник Л.С. Новицкий. 1970-1980-е годы – время
расцвета монгольской тематики в изобразительном искусстве южной Сибири,
время индивидуальных и групповых пленэров, тематических выставок. В
регионах осуществлялись крупные советско-монгольские проекты, включавшие
в себя совместную работу художников по обе стороны государственной
границы и отчётные выставки в городах Сибири, Монголии и в Москве. В эти
годы монгольская тематика прочно обосновалась и стала заметна в
тематической структуре изобразительного искусства приграничных с
Монголией регионов России. В Иркутске работали В.С. Рогаль, А.И. Алексеев,
В.Г. Костовский, Б.Т. Бычков, В.Г. Смагин. В Бурятии – Д-Н.Д. Дугаров,
А.Н. Сахаровская, Г.Н. Москалёв, А.В. Казанский. В Туве – С.Ш. Саая,
В.А. Ховалыг, Ю.Г. Курский, И.Ч. Салчак. В Чите – Л.С. Новицкий. В 1990-х
годах, во время политического и экономического кризиса в России и Монголии,
наблюдается снижение интереса к монгольской тематике, в рамках которой
продолжали работать лишь единицы, например, художник И.Г. Набалдин. В
2000-е годы контакты между художниками России и Монголии
осуществляются по линии творческих общественных организаций, союзов
художников.Развитиеполучаетформатсотрудничествамежду
образовательными учреждениями художественного профиля. Организаторами
выступали руководители организаций, педагоги и искусствоведы. В середине
2000-х годов возросло количество авторов произведений изобразительного
искусства о Монголии.
В параграфе 1.3. «Этапы возникновения и развития темы Монголии в
изобразительном искусстве Алтая» установлено, что первые произведения о
Монголии появились в 1919 году в творчестве Г.И. Гуркина. В целом, за период
с 1919 по 2021 год произошло свыше 130 событий, которые связаны с
развитием монгольской тематики на Алтае. В 1939-1945 годы на территории
Монгольской Народной Республики работал художник Я.Н. Скрипков,
проходивший воинскую службу в рядах Красной Армии. Начало
систематическому сотрудничеству между Российским Алтаем и Монголией в
сфере изобразительного искусства и развитию монгольской тематики было
положено художником Ф.С. Торховым, совершившим творческую поездку в
Монголию в 1974 году. Созданная хронология событий показывает, что в 1970-
1980-е годы сотрудничества реализовывались масштабные выставочные
проекты. Известно более двух десятков имён художников, посетивших
Монголию в этот период. Это – Ф.С. Торхов, В.П. Туманов, М.Я. Будкеев,
И.И. Ортонулов, В.П. Чукуев, М.Д. Ковешникова, А.П. Щетинин и др. В 1990-е
годы количество совместных выставочных проектов сократилось. Активную
деятельность продолжал Ф.С. Торхов. В 2000-2010-е годы произошла
активизация взаимоотношений, появились новые формы сотрудничества,
например, межвузовского характера, увеличилось количество авторов и
произведений.
Сравнительно-исторический анализ показал, что в художественных
процессах, происходивших на Алтае и других регионах южной Сибири,
наблюдается совпадение определённых этапов, способов межкультурного
взаимодействия и форм творческой реализации. Проведённое исследование
позволило выявить имена и произведения художников, систематизировать и
обобщить источниковую базу.
Втораяглава«Стилистическиеособенностипроизведений
изобразительного искусства Алтая на тему Монголии» состоит из трёх
параграфов. В ней с помощью методов искусствоведческого анализа
исследуются виды, жанры, тематика и образно-стилистический состав
творчества алтайских художников о Монголии.
В параграфе 2.1. «Виды и жанры художественного воплощения темы
Монголии в изобразительном искусстве Алтая» исследуется видовая и
жанровая структура произведений монгольской тематики в изобразительном
искусстве Алтая.
Тема Монголии в алтайском искусстве существует с 1919 года по
настоящее время. За столь продолжительный период к ней обращалось
несколько десятков художников разных направлений творчества, поэтому рост
видового и жанрового разнообразия с увеличением количества авторов,
задействованных в процессе, – явление закономерное.
С началом появления темы Монголии в изобразительном искусстве Алтая
наблюдалось наличие двух видов станкового искусства. Г.И. Гуркин работал в
технике масляной живописи и уникальной графики (простой карандаш,
акварель). Ф.С. Торхов, помимо масла, писал картины темперой. В.П. Туманов
был первым, кто стал работать по этой тематике в эстампе (офорт, литография).
В технике уникальной графики, помимо карандаша, он пользовался углём,
сепией и гуашью. П.Л. Миронов – первый скульптор, посвятивший
произведения Монголии, создатель произведений из гипса и бронзы. Он же,
совместно с живописцем Ф.С. Торховым и архитектором Е.И. Зоммером, стал
автором первого монументального сооружения «Обелиск Дружбы».
И.И. Ортонулов кроме уже названых некоторых разновидностей уникальной
графики применял пастель. И.В. Щетинина работала цветными карандашами,
Л.Н. Пастушкова – цветными мелками, В.М. Хвостенко – шариковой ручкой,
Г.А. Белышев – в области текстильного рисунка. С.А. Боженко применял
сангину, А.А. Иккерт рисовал скетчи в технике тушь-перо. И.А. Быков в
рисунке карандашом использовал не обычную бумагу, предназначенную для
художественного творчества, а применял вместо неё обрывки мятой
пергаментной бумаги и старые использованные почтовые конверты.
С.Г. Мозговой выступил в качестве автора скульптуры из дерева. В.В. Хихлова
– автор первой художественной куклы. И наконец, синтез нескольких видов
искусств, таких как архитектурное проектирование, монументальное искусство,
скульптура, дизайн и графика, лёг в основу начинания «Проект памятных
знаков (триптих) Российско-Монгольской дружбы в годы Великой
Отечественной войны на Чуйском тракте (Дружба-Найрамдал)».
Вывод по анализу жанровой структуры сделан путём обобщения.
В жанровом составе творчества алтайских живописцев и графиков традиционно
преобладает пейзаж, за ним следует портрет, далее – сюжетно-тематическая
композиция. Такое же соотношение сложилось в искусстве, посвящённом
Монголии. Этюд в творчестве присутствует. В большинстве случаев в
художественном решении он тяготеет к картине. Этюд-картина является
распространенной жанровой разновидностью. Это относится как пейзажу, так и
к портрету. Особенности монгольского ландшафта и культурных традиций
предопределили тот факт, что, во-первых, практически во всех произведениях
пейзажного жанра преобладает изображение «чистой природы», а пейзаж
«второй среды» – редкое явление; во-вторых, это – горный пейзаж, в котором
могут присутствовать элементы бытового, анималистического, исторического
жанра. Архитектурный пейзаж занимает промежуточное положение между
пейзажем «чистой природы» и «второй среды». Сюжетно-тематические
композиции тоже создавались в различных сочетаниях названных жанров,
кроме того, в них часто присутствует портрет. Жанр портрета главенствует в
скульптуре. У живописцев и графиков он нашёл проявление в этюде-картине и
сюжетно-тематической композиции. В картине художники показывают образ
человека на нейтральном фоне, а также фоне пейзажа или интерьера. В
композиции могут присутствовать элементы бытового и анималистического
жанра. Развитие получают следующие типы камерного и парадного портрета:
ростовой, поясной, оплечный, чаще всего – индивидуальный, реже – групповой.
Анималистический жанр присутствует в живописи и графике, этюдах и
картинах. То же самое можно сказать о бытовом жанре. Натюрморт, как
самостоятельный жанр, является редким явлением, его элементы можно
встретить в сюжетно-тематических композициях. Исторический жанр
встречается в качестве отдельной картины, но чаще его элементы присутствуют
в пейзаже в виде архитектурных памятников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в творчестве
алтайских художников на тему Монголии сформировалась многоуровневая
целостная видовая и жанровая структура.
В параграфе 2.2. «Типология тем Монголии в творчестве художников
Алтая» исследована тематическая структура изобразительного искусства Алтая
по монгольским сюжетам.
В результате проведённого типологического анализа темы Монголии в
творчестве алтайских художников выявлена тематическая структура, которая
включает подтемы. Тема «природа Монголии» находит воплощение в жанре
пейзажа. Тематика, связанная с изображением людей Монголии во всей
совокупности их отношений с окружающим миром, реализуется в портрете и
бытовом жанре. История Монголии представлена в исторической картине и
пейзаже. Этнографическая тема находит воплощение в портрете, натюрморте,
бытовом и историческом жанре.
В теме природы отражены особенности монгольского пейзажа. В
произведениях алтайских художников преобладают изображения гор.
Следовательно, ведущую подтему условно можно определить как «горы
Монголии». С ней соседствует другие три темы – «пустыня Гоби», «озёра
Монголии» и «реки Монголии». Изучая произведения озёрной и речной
тематики, отметим, что большинство из них посвящены озеру Толбо-Нур и реке
Ховд. Это неслучайно, так как эти объекты природы находятся на территориях
двух ближайших к Алтаю аймаков. Предложено выделить такие работы в две
отдельные темы: «озеро Толбо-Нур» и «река Ховд».
Тематическое направление о людях Монголии можно разделить на
несколько подтем. В первую категорию входят портретные образы человека
труда, во вторую – портреты знаменитых граждан Монголии, третью группу
составляют портреты интеллигенции. В тематике человека труда существенное
место занимают произведения, главный герой которых – монгольский пастух-
арат. В виду многочисленности таких работ, они объединены в один
тематический цикл «араты». С темой о людях неразрывно связаны темы труда и
быта. В советском искусстве тема труда была одной из главных. Художники
всегда относились к ней с повышенным вниманием. В Монголии она
ассоциируется с образом жизни кочевого народа, центральным местом
которого является аил. Неслучайно тема аила или арата, пасущего свой скот,
стала в их творчестве аналогом темы труда, а изображение пастушеского
хозяйства, встречается у большинства авторов. Тематика знаменитых людей
носит разноплановый характер и содержит портретные образы президентов
страны, космонавтов, героев труда, художников. Промежуточное положение
занимает тема национальной интеллигенции с портретами педагогов, людей
искусства, учёных. Интерес к монгольскому быту у алтайских художников
имеет этнографическую подоплёку.
Историческая тематика во многом пересекается с этнографической. Её
проявление связано с интересом художников к истории монгольского
государства, в особенности периода правления Чингисхана, а также к
архитектурным памятникам. Это пейзажи с изображением строений древней
столицы Монголии Кара-Корума, монастырей Эрдэнэ-Дзу и Гандан, дворца
Богдо-Гэгэна, в том числе проявлены такие этнографические аспекты, как
«каменные бабы», «петроглифы», «религия», «беркутчи».
Этнографическая тематика широко представлена в творчестве алтайских
художников. Жители Монголии их интересовали чаще всего как представители
национальной общности, поэтому, названия многих произведений звучат так:
«Монгол», «Монголка», «Монголка в национальном костюме». По этой
причине была введена подтема «национальный тип». Вторым объектом, на
котором часто акцентируется внимание алтайских авторов, является
монгольская национальная одежда. Следующая тема – «предметы быта» –
явственней всего выражена в натюрмортах. Произведения, в которых
просматривается интерес их авторов к орнаменту, составили отдельную
подтему «орнамент». Сюжетно-тематические композиции, в центре которых
присутствует образ сказителя, объединены в единый тематический цикл
«народный сказитель». Религиозная тематика также заслуживает отдельного
внимания в силу большого количества работ, посвящённых культовым местам,
служителям и предметам культа, проведению обрядов. Ещё одним событием, к
которому художники всегда проявляют повышенный интерес, является
народный праздник Наадам. Именно это название вошло в заглавие отдельной
подтемы этнографического блока.
Также заметим, что с главной темой – «Монголия» соприкасаются тема
российско-монгольской дружбы и тема государственной границы. Тематика
дружбы отражена как в произведениях, посвящённых оказанию помощи в годы
Великой Отечественной войны, так и в цикле работ о государственной границе.
Кроме того, в пограничной теме отдельно представлена подтема с
произведениями о монгольско-китайской границе.
В параграфе 2.3. «Стилеобразующие черты произведений
изобразительного искусства Алтая на тему Монголии» охарактеризована
образно-стилистическая структура изобразительного искусства Алтая
монгольской тематики.
При выявлении стилистических особенностей произведений алтайских
художников о Монголии установлено главенство реалистического метода. В
портретном творчестве авторам удалось передать психологические
характеристики образа (С.А. Боженко, И.И. Ортонулов, В.П. Чукуев,
В.П. Туманов), обозначить социальную роль человека (Ф.С. Торхов), его
национальные признаки (Г.И. Гуркин, Л.Н. Пастушкова, А.А. Щетинин и др.).
В пейзаже художники решали задачи эстетической выразительности
(А.С. Гордиенко, В.Я. Будкеев, Д.В. Октябрь) и лирико-эмоциональной
образности (А.В. Арестов, Е.В. Дёмкина, В.П. Кукса, А.Н. Пономорёв,
А.П. Щетинин и мн. др.). В сюжетно-тематической композиции большое
внимание уделялось историческим сюжетам (Н.Г. Акимова, И.А. Быков,
Б.М. Ибрагимов), этнографии (Г.И. Гуркин, Л.Г. Никольская и др.) и
символическим образам (А.А. Иккерт, Е.Н. Нуриманов, В.Э. Октябрь,
Л.Н. Пастушкова, К.Л. Разумов).
В декоративной стилистике особенно ярко проявили себя художники-
монументалисты (С.Н. Осиночкин, Н.В. Острицов, Я.Н. Скрипков). Созданные
ими образы обращены как к истории, так и к современности и зачастую имеют
символическое значение. В монументальном искусстве произведения были
призваны символизировать российско-монгольскую дружбу, основанную на
тесных исторических связях. В области декоративно-прикладного искусства
основой образов послужили этнографические мотивы, внимание к предметам
быта, орнаменту и национальной одежде (Г.А. Белышев, И.В. Щетинина,
М.В. Хихлова). В беспредметной живописи декоративная составляющая
преобладала над содержательной (А.Н. Гнилицкий).
ВЗаключенииподведеныосновныеитогиисследования,
сформулированные в соответствии с поставленными задачами.
Проведённое исследование выявило закономерность глубоко интереса
художников Алтая к культурным традициям Монголии. Существенное влияние
на развитие российско-монгольских взаимоотношений оказало сходство
природно-климатических условий, переплетение путей исторического развития
и общность культур кочевых народов Алтая и Монголии. С появлением
монгольской тематики сформировался новый источник сюжетов и образной
выразительности, сложилась основа для художественной традиции, имеющей
большое значение для истории искусства Сибири.
Исследование имеет перспективы. Появляются новые авторы
произведений о Монголии. Имеется перспектива для продолжения научного
исследования за счёт расширения географического ареала с включением ещё
неохваченных российских регионов.

Сведения об основных публикациях по теме исследования
и апробации результатов

Актуальность темы исследования. Актуализация темы Монголии в
изобразительном искусстве сибирских художников является следствием
активного международного сотрудничества между приграничными территориями
Российской Федерации и сопредельными государствами в сфере художественной
культуры, частью политики освоения мирового наследия в XX веке. Важнейшей
ценностью совместных программ и выставочных проектов являются
произведения искусства с этническими яркими национальными образами, с
самобытностью традиций древней кочевой культуры.
Монгольская тема, возникшая в изобразительном искусстве Алтая еще в
начале XX века, сегодня стремительно увеличивает семантическое поле, которое
характеризуется поиском новых идей и средств художественной
выразительности. На современном этапе исследований назрела необходимость в
обобщении и интерпретации обширного фактического материала. Обладая
стилистическим своеобразием, тема Монголии в творчестве алтайских
художников до сих пор не стала предметом специального искусствоведческого
исследования, что позволяет считать обращение к данной проблематике
закономерным и актуальным.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросы российско-
монгольского сотрудничества исследуется в коллективной монографии под
редакцией А.В. Иванова «Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические
приоритеты» (2007) [293]. Евразийство рассматривается как система
фундаментальных идей и ценностей, позволяющих сформировать цельное
мировоззрение, укорененное в традициях народов Евразии и творчески
отвечающее на вызовы сегодняшнего дня. Теоретическому осмыслению
подвергается философское и научное наследие классиков евразийства
(Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Н.Н. Алексеева и др.), исследуются
возможности его применения для решения современных проблем гуманитарного
знания.
В издании авторского коллектива «Константы культуры России и
Монголии: очерки истории и теории» (2010) [311], осуществлённом под общей
редакцией М.Ю. Шишина и Е.В. Макаровой, обобщаются результаты
исследования российско-монгольской научной группы, работавшей по гранту
«Специфика проявления культурных констант России и Монголии в
трансграничной области на Алтае». Основной предмет изучения – культурные
константы (постоянно существующие динамичные концепты и принципы
культуры) двух стран, отражённые в языке, искусстве, народном творчестве,
массовой и деловой коммуникации.
Проблему диалога культур исследовали авторы монографии под общей
редакцией И.В. Фотиевой «Россия – Монголия: перекрёстки культуры» (2015)
[355]. В ней представлены результаты работы, проведенной в рамках проекта
«Парадигмальные сходство и различие художественной культуры России и
Монголии: философско-искусствоведческий и лингво-культурологический анализ
и его практическое применение». В сферу внимания учёных попали вопросы,
касающиеся общих черт и национального своеобразия культур двух стран,
начиная с языческих времён и до настоящего времени.
Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской
художественной школы рассматривается в монографии «Русская художественная
школа в диалоге культур ХХ века» (К.А. Мелехова, Л.И. Нехвядович,
Т.М. Степанская; 2012) [319]. Учёные определяют роль российских
художественных учебных заведений в приобщении к европейским традициям
изобразительного искусства художников Казахстана, Монголии, автономных
республик России. Проблема обращения художников Алтая к теме Монголии
рассматривается в аспекте исследования роли этнокультурных традиций в
формообразовании произведений искусства.
Для достижения цели диссертационного исследования имеет значение
монографическое двухтомное справочное издание под научной редакцией
Т.М. Степанской «Художники Алтайского края» (2005, 2006) [378]. В нём
приведены основные биографические данные о художниках, библиографический
список, дана краткая характеристика творчества, перечислены основные
произведения (в том числе о Монголии), выставки с участием картин, каталоги
выставок. О наличии монгольской тематики в творчестве иркутских художников
можно узнать из монографии «Художники Иркутска» (1994) [377]. Такие
сведения находятся в описании биографий К.И. Померанцева, В.С. Рогаля,
А.Г. Костовского, А.И. Алексеева. Искусствовед И.К. Галкина освещает основные
этапы сотрудничества в области художественного творчества в альбоме-каталоге
«Век и вечность. Изобразительное искусство России и Монголии» (2021). Особый
акцент исследователь делает на музейной коллекции Государственного
художественного музея Алтайского края, посвящённой Монголии [280, с. 164-
166]. В этом же издании существуют разделы, посвящённые взаимоотношениям в
области изобразительного искусства между Монголией и другими Российскими
регионами южной Сибири: собранию Национального музея Республики Бурятия
(Т.А. Бороноева) [Там же, с. 128-129]; собранию Иркутского областного
художественного музея; выставке «Век и вечность. Изобразительное искусство
России и Монголии» (О.П. Юрчук) [Там же, с. 190-193]; сотрудничеству
Иркутского художественного училища и Института изобразительных искусств
Монгольского университета искусств и культуры, Союза художников Монголии и
Иркутского регионального отделения Союза художников России в 2005-2021
годы (И.Г. Федчина) [Там же, с. 289-297].
В контексте творческой биографии художников тема Монголии
представлена в монографических изданиях А.И. Кобелева «Живописец Федор
Торхов» (2010) [309], Д.С. Будкеева и С.М. Будкеева «Малая Родина Михаила
Будкеева: К 95-летию народного художника Российской Федерации» (2017) [373].
Л.Н. Лихацкая в монографии «Человек. Портрет. Эпоха» (2010) включает в
анализ развития алтайского портретного искусства произведения монгольской
тематики Будкеева и Торхова. По мнению автора исследования, образный строй
картин объединяет общая культурологическая основа, в которой обнаруживается
органическая связь тенденций, берущих начало в древней культуре Монголии, с
современными реалиями [315, с. 176-188].
Вопросы истории российско-монгольских межкультурных
взаимоотношений нашли освещение в ряде научных статей. В публикации
К.А. Чутчевой «Интеграция культурных ценностей актуальный вектор развития
современной культуры» (2010) [382] взгляд на проблему осуществлён через
призму деятельности Ф.С. Торхова. Такой подход не выглядит случайным,
поскольку художник является основоположником монгольской тематики в
изобразительном искусстве Алтайского края и инициатором многих начинаний в
области культурного обмена между Алтаем и Монголией. Свой личный опыт
участия в совместных советско-монгольских проектах описал в статье
«Найрамдлын замаар» – «Дорогой дружбы» (2017) [360] монгольский художник
Х. Содномцэрэн. Российско-монгольские взаимоотношения в сфере культуры
освещены в статье искусствоведа А.В. Эдокова «Алтай-Монголия. Искусство как
вектор взаимосотрудничества (прошлое, настоящие и будущие перспективы
региональных культурно-художественных связей)» (2015) [387]. Научные
публикации Т.В. Иккерт «Монголия в жизни и творчестве А.П. Щетинина» (2019)
[298] и О.В. Сидоровой «Тема Монголии в творчестве Сергея Боженко» (2017)
[356] посвящены аспектам биографий художников, связанным с Монголией.
Истории организации выставок в галерее Щетининых посвящена статья
Н.А. Щетининой и И.В. Щетининой «Монгольская тема в выставочной
деятельности «Арт-галереи Щетининых» (2017) [386]. Т.В. Иккерт в работе
«Новые формы выставочного сотрудничества монгольских и алтайских
художников» (2021) [299] проводит краткий обзор международной выставки
«Монголия-Алтай: век и вечность», прошедшей в Барнауле в 2021 году.
Существуют публикации о взаимоотношениях в области культуры между
Монголией и сибирскими регионами. Так, А.С. Хертек в статье «Тува и
Монголия: сотрудничество в области изобразительного искусства» (2021) [373]
сообщает о страницах биографии семьи Рушевых, а также о тувинских
художниках, посещавших соседнюю страну. О работе в Монголии
К.И. Померанцева и Ц.С. Сампилова пишут в своей публикации «Становление
искусства соцреализма в Монголии: основные этапы, роль российской
художественной школы» (2021) Д. Уранчимэг, Ч.Я. Гоу [369].
Искусствоведческий подход превалирует в ряде публикаций, посвящённых
различным аспектам художественного творчества. Л.И. Нехвядович в статье
«Творческий метод и стиль пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х гг.» (2006)
[332] рассматривает, в том числе, творчество художников Ф.С. Торхова и
М.Я. Будкеева с целью иллюстрации типологических черт алтайского пейзажа. В
результате проведённого исследования, тема Монголии вошла в структуру
созданной типологии. Автор статьи «Жанровые мотивы в пейзажной живописи
Алтая XX в.: (на примере творчества М.Я. Будкеева, Ф.С. Торхова,
В.Т. Федосова)» (2007) [279] Е.В. Важова анализирует произведения Торхова о
Монголии с целью выявления жанровых мотивов. Л.Н. Лихацкая в статье
«Культурологические аспекты образной системы произведений Ивана Быкова»
(2020) [316] существенное место отводит искусствоведческому анализу
произведений художника о Монголии.
Таким образом, несмотря на значительное количество трудов, посвященных
разным аспектам российско-монгольских межкультурных взаимодействий, в
искусствоведении недостаточно изучена проблема становления и развития темы
Монголии в изобразительном искусстве Алтая. Сложившаяся исследовательская
ситуация актуализирует изучение проблемы, дает возможность заполнить
существующий пробел в истории сибирского искусствоведения.
Цель исследования – создать объективную и полную историю
возникновения и развития темы Монголии в изобразительном искусстве Алтая.
Задачи исследования:
1. сформировать теоретико-методологическую основу по проблеме
исследования темы Монголии в изобразительном искусстве;
2. выявить особенности и этапы становления монгольской тематики в
художественной культуре южной Сибири;
3. установить и описать хронологию и этапы возникновения и развития темы
Монголии в изобразительном искусстве Алтая;
4. охарактеризовать виды и жанры художественного воплощения темы
Монголии в изобразительном искусстве Алтая;
5. построить типологию тем Монголии в творчестве алтайских художников;
6. выделить и охарактеризовать стилистические черты произведений
художников Алтая на тему Монголии.
Объект исследования – изобразительное искусство Алтая.
Предмет исследования – процесс возникновения и развития темы
Монголии в изобразительном искусстве Алтая.
Хронологические рамки исследования определяются первым появлением
произведений монгольской тематики в изобразительном искусстве Алтая и
охватывают время XX – начало XXI вв.
Территориальные рамки исследования ограничиваются Алтайским краем
и Республикой Алтай. При этом для понимания характера художественных
процессов в изобразительном искусстве региона привлекаются материалы
художественной культуры южной Сибири и Монголии.
Методология исследования:
Тема диссертационной работы представляет научный интерес с нескольких
точек зрения. Исследование нацелено на изучение процессов, происходящих в
художественной культуре русской провинции. В нём также исследуются внешние
и внутренние закономерности развития пластических искусств. Кроме того, оно
касается аспектов творческих судеб и художественного наследия мастеров
живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного
творчества. Поставленная научная проблема обусловливает применение
комплексного подхода в исследовании.
Работа основана на общефилософских подходах к изучению
закономерностей развития искусства. Идеи М.С. Кагана, изложенные в
монографии «Морфология искусства», и Н.А. Яковлевой, представленные в
издании «Жанровая хронотипология. Теоретические основы и методика
жанрового анализа живописи», позволили сформировать методологическую
основу для исследования видов и жанров творчества алтайских художников о
Монголии. В интерпретации образно-стилистических особенностей произведений
мы опирались на принципы, изложенные в работе В.П. Бранского «Философия
искусства». Приблизиться к пониманию закономерностей стилеобразования в
алтайском искусстве помогли результаты труда Л.И. Нехвядович «Творческий
метод и стиль пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х гг.». Другие исследования
учёного способствовали формированию типологического подхода в изучении
изобразительного искусства Алтая.
Базовым методологическим принципом настоящего исследования является
принцип историзма. Тема Монголии развивалась в южной Сибири и на Алтае на
протяжении нескольких десятилетий в различные исторические периоды. Для
того, чтобы определить хронологию явления, закономерности и этапы эволюции,
сопоставить характер изменений, происходивших в отдельных регионах, в
исследовании применялись методы исторического анализа и категориальный
аппарат исторической науки. Для полноты раскрытия темы был использован
широкий круг источников, поэтому исследование приобрело источниковедческую
направленность.
Исследование построено на общетеоретических разработках
искусствоведения как науки о специфике искусствоведческих источников, о роли
исторического, социального и этнического фактора в формообразовании, о
способах анализа и интерпретации произведений искусства.
Методы исследования. Комплексный характер исследования
предопределил сочетание общенаучного, исторического и искусствоведческого
подходов. Из общенаучных методов применялись такие виды анализа, как
системный, структурный, категориальный и типологический. Это способствовало
формированию методологической основы диссертации. Типологический анализ
использован для построения типологии тем произведений и форм
межкультурного сотрудничества. Методы исторического анализа, в том числе
элементы историко-хронологического, историко-сравнительного и
биографического анализа применялись в изучении обстоятельств зарождения и
развития темы Монголии в изобразительном искусстве Алтая и регионов южной
Сибири. Источниковедческий и искусствоведческий методы исследования
использовались на стадии выявления, систематизации, описания источников. С
помощью жанрового анализа была исследована жанровая структура творчества
алтайских художников, посвящённого Монголии. Элементы формально-
стилистического метода применялись при характеристике стилистических
особенностей произведений изобразительного искусства.
Источниковая база исследования. Поставленные задачи потребовали
привлечения широкого круга источников, часть которых была введена в научный
оборот впервые. В научном аппарате данной работы используется несколько
видов источников.
К первой группе относятся произведения живописи, графики, скульптуры,
монументального и декоративно-прикладного искусства, находящиеся в
собраниях Государственного художественного музея Алтайского края,
Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачёва,
Национального музея Республики Бурятия имени Ц.С. Сампилова,
Национального музея Республики Тыва, Музея изобразительного искусства
имени Дзанабадзара (г. Улан-Батор, Монголия), частных коллекционеров и
художников Алтая. На эмпирическом этапе исследования были выявлены
каталожные данные 871 работы на тему Монголии 62 алтайских авторов.
Благодаря этому появилась возможность включить в научный аппарат
диссертации и проанализировать 246 произведений.
В ходе исследования использованы материалы из 8 дел фондов научного
архива Государственного художественного музея Алтайского края (Ф. 2. Оп. 2; Ф.
Ф.С. Торхова. Оп. 3). Главным образом, это данные о выставках, состоявшихся в
музее, художниках и произведениях, участвовавших в них. Фонд Ф.С. Торхова
содержит материалы о событиях из области российско-монгольских отношений в
области изобразительного искусства с 1974 по 2012 годы.
Активная работа по сбору источников личного характера отражена в виде
сведений, полученных по материалам интервью с 11 участниками событий,
художниками и искусствоведами.
Важную и обширную группу источников составляют каталоги, научные и
периодические издания. В научном аппарате диссертации их более 100. Все они
являются носителями информации об исторических событиях, произошедших в
изобразительном искусстве Алтая в контексте межкультурных взаимодействий
между Россией и Монголией.
Научная новизна диссертации. В ходе исследования был впервые изучен
и обобщен обширный фактический материал о теме Монголии в изобразительном
искусстве Алтая. Рассмотрение данной проблемы в контексте бытования
монгольских сюжетов в искусстве приграничных регионов южной Сибири
предпринято впервые.
В диссертации установлена обоснованная хронология этапов истории
становления и развития темы Монголии в изобразительном искусстве Алтая,
Выявлены и описаны 871 произведение изобразительного искусства на тему
Монголии 62 алтайских художников; впервые каталожные данные произведений
включены в научный оборот с использованием инструментов базы данных.
Произведён искусствоведческий анализ 246 произведений, в ходе которого
определены виды и жанры, создана типология тем и выделены стилистические
черты творчества алтайских художников на тему Монголии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятие «тема» прошло путь формирования от представления её как
предмета авторского изображения, тех явлений и событий, на которые автор
хочет обратить внимание зрителя до философского осмысления темы как
научного понятия в гуманитарных областях знания. В теме находят выражение
миросозерцание художника, содержание его творчества, идея произведения.
Понятие «тема» в изобразительном искусстве конкретизируется в видах и жанрах,
тематике, стиле.
2. Осмысление художниками южной Сибири феномена монгольской культуры
началось в 1899 году, не прекращалось в течение всего двадцатого столетия,
усилившись в 1970-е годы, и приняло качественно новый характер на рубеже XX-
XXI веков.
3. Зарождение монгольской тематики в изобразительном искусстве Алтая
произошло в 1919 году в творчестве Г.И. Гуркина. Закономерность глубокого
взаимонаправленного интереса алтайских и монгольских художников к
межкультурной коммуникации обусловлена тяготением их мировоззрения к
универсализму в подходе к пониманию глубинных связей человека с
окружающим миром; признанию целостности и единства мира, бытия человека и
общества с природными и космическими ритмами. Существенное влияние на
развитие российско-монгольских взаимоотношений оказало сходство природно-
климатических условий, переплетение путей исторического развития и общность
культур кочевых народов Алтая и Монголии.
4. История становления и развития темы Монголии в творчестве художников
Алтая на протяжении XX-начала XXI вв. позволяет говорить о закономерном её
появлении в различных видах и жанрах изобразительного искусства и в связи с
процессами построения сотрудничества между Россией и Монголией в сфере
искусства.
5. Достижения художников Алтая на тему Монголии обогатили отечественное
изобразительное искусство, дав новый источник сюжетов и тем, послужили
основанием для традиции, значительной для истории искусства Сибири.
6. Тема Монголии нашла отражение в эстетических исканиях и творческой
практике алтайских художников. Произведения на монгольскую тематику в
изобразительном искусстве Алтая XX века находятся в русле реалистических
тенденций. На рубеже XX-XXI веков появляется склонность к обновлению за счёт
декоративности, абстракции, символизма.
Степень достоверности результатов проведённого исследования
подтверждена их логическим соответствием разработанным теоретико-
методологическим основаниям и обширной источниковой базой, введённой в
научный оборот. Результаты прошли апробацию в форме докладов на
конференциях и круглых столах, лекций, презентаций, выставок, интервью, пресс-
релизов и представлены в виде базы данных, научных изданий, опубликованы в
рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.
Апробация. Исследования по теме диссертации поддержаны Российским
фондом фундаментальных исследований (проект № 20-312-90025 «Проблема
художественности в изобразительном искусстве Алтая в контексте российско-
монгольских кросскультурных коммуникаций»), государственным заданием
Алтайского государственного университета «Тюркский мир «Большого Алтая»:
единство и многообразие в истории и современности (проект номер –
748715Ф.99.1.ББ97АА00002) и НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».
Основные положения исследования были представлены на
межрегиональных, в том числе, с международным участием конференциях в
Барнауле (2011, 2016, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022), Новокузнецке (2018),
Кемерово (2020), а также в формате лекции в Иркутске (2021).
По теме диссертации осуществлено кураторство четырёх художественных
выставок (Барнаул; 2010, 2015, 2020, 2021), сокураторство двух проектов:
российского уровня (Барнаул, Горно-Алтайск, Санкт-Петербург; 2015) и
международного уровня (Барнаул, Улан-Удэ, Иркутск, Монголия; 2021). По
материалам исследований проведены презентации научных изданий (Барнаул;
2020, 2021), выпущено десять пресс-релизов, принято участие в художественных
выставках искусствоведческими трудами.
Результаты исследования отражены в 19 научных публикациях1, среди
которых два каталога «Произведения Ф.С. Торхова в собрании Государственного
Произведения Ф.С. Торхова (1930-2012) в собрании Государственного художественного музея Алтайского края:
каталог / авт.-сост., авт. вступит. ст. Е.Ю. Пешков. – Барнаул: КГБУ «Государственный художественный музей
Алтайского края», 2020. – 110 с. – эл. опт. диск (CD-ROM); Монголия в изобразительном искусстве Алтая /
Альбом-каталог. Сост., авт. вступ. ст. Е.Ю. Пешков; авт. вступ. сл. М.Ю. Шишин. – Барнаул, 2021. – 62 с.;
Электронный каталог произведений алтайских художников на тему Монголии. Таблица с каталожными данными
871 произведения 62 авторов / авт.-сост. Е.Ю. Пешков. – Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный
университет», 2021. С-во о гос. регистрации базы данных №2021622120; Типология тем пейзажей Ф.С. Торхова из
собрания Государственного художественного музея Алтайского края / Е.Ю. Пешков // Манускрипт. – Тамбов:
Грамота, 2020. – №7. – С. 160-165. DOI: 10.30853/manuscript.2020.7.31; История взаимоотношений Российского
Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства: хронология событий / Е.Ю. Пешков //
Манускрипт. – Тамбов: Грамота, 2021. – №7. – С. 1495–1501. DOI: 10.30853/mns210264; Хронология истории
художественного музея Алтайского края» (2020) и «Монголия в изобразительном
искусстве Алтая» (2021), три статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК
взаимоотношений российского Алтая и Монголии ХХI века в области изобразительного искусства / Е.Ю. Пешков
// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. №57/2021. – Кемерово:
Кемеровский государственный институт культуры, 2021. – С. 217-226. Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-217-226;
Некоторые стилистические особенности живописи Ф.С. Торхова на примере произведений из собрания ГХМАК /
Е.Ю. Пешков // Четвертые искусствоведческие Снитковские чтения: Сборник материалов ХII всероссийской
научно-практической конференции, посвященной 70-летию Алтайской краевой организации ВТОО «Союз
художников России», Барнаул, 01-02 октября 2010 года. – Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. – С. 58-61;
Картины из собрания Государственного художественного музея Алтайского края на выставке «Г.И. Чорос-Гуркин
и культура Алтая» / Е.Ю. Пешков // Г.И. Чорос-Гуркин и культура Алтая: к 145-летию со дня рождения. Каталог
выставки 2 июля – 25 октября 2015. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 22-24; Мандала как ключ к интерпретации
произведений Ларисы Пастушковой / Е.Ю. Пешков // Евразийство: теоретический потенциал и практические
приложения. – 2016. – №8. – С. 297-301; Алтай. Россия. Монголия: к 85-летию со дня рождения заслуженного
художника России Ф.С. Торхова / Е.Ю. Пешков [Электронный ресурс] // Искусство Евразии. 2016. №1 (2). – Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/altay-rossiya-mongoliya-k-85-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-zasluzhennogo-
hudozhnika-rossii-f-s-torhova; Комплектование Государственного художественного музея Алтайского края из
наследия Заслуженного художника России Ф.С. Торхова (2015-16 гг.) / Е.Ю. Пешков // Культура в евразийском
пространстве: традиции и новации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции.
Барнаул, 12-13 мая 2016 г.: в 2 ч. – Барнаул: Изд-во АГИК, 2016. – Ч.2. С. 160-161; Образ арата в творчестве
Ф.С. Торхова как символ уходящей эпохи / Е.Ю. Пешков // Учёные записки (Алтайская государственная академия
культуры и искусств): материалы IV международной научно-практической конференции «Культура в евразийском
пространстве: традиции и новации» (Барнаул, Россия; 23–24 мая 2018 г.). Научный журнал №3 (17) 2018. –
Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2018. – С. 166-168; Тема Монголии в
творчестве Ивана Быкова [Электронный ресурс] / Е.Ю. Пешков // Искусство Евразии. – 2019. – №1(12). – С. 163-
172. Режим доступа: https://readymag.com/u50070366/1329235/22/; Творчество Л.Н. Пастушковой /
Л.И. Нехвядович, Е.Ю. Пешков // Культурное наследие Сибири. – Барнаул: Типография Алтайского
государственного университета, 2020. – №2 (30). – С. 174-180; Типология тем пейзажей Ф.С. Торхова из собрания
государственного художественного музея Алтайского края / Е.Ю. Пешков // Визуальные искусства в современном
художественном и информационном пространстве. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры,
2020. – С. 40-51; Алтайская краевая организация Союза художников России во второй половине ХХ века /
Е.Ю. Пешков // VIII искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов ХХ Всерос. науч..практ. конф. –
Барнаул, 2021. – С. 14-24; Монгольский разрез творчества Вадима Иванкина / Е.Ю. Пешков // Художественная
культура Сибири и сопредельных территорий: страницы прошлого и современность: сб. материалов IV
Межрегион. с междунар. участием науч.-практ. конф. – Барнаул, 2021. – 125-127 с.; Ф.С. Торхов. Алтай-Монголия:
под знаком дружбы и сотрудничества / Е.Ю. Пешков // Десятые Сибирские искусствоведческие чтения «Искусство
социального заказа: советская эпоха, постсоветское время» (в рамках Межрегиональной художественной выставки
«Сибирь-ХII»): материалы республиканской научно-практической конференции. Новокузнецк, 2018 г. –
Новокузнецк, 2018. – С. 57-60; Большой Алтай / Е.Ю. Пешков // Культура Алтайского края: журнал. – Пермь: ИП
Дудкин В.А., 2020. – №4 (40): Декабрь 2020. – С. 18-20.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Е.Ю. Пешков //Визуальные искусства в современном художественном и информационномпространстве. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры,2– С. 40-(0,6 п.л.).
    Хронология истории взаимоотношений российского Алтая и Монголии ХХI века в области изобразительного искусства
    Е.Ю. Пешков //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.№ 57/2– Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры,2– С. 217-DOI: 31773/2078-1768-2021-57-217-226 (0,5 п.л.).База данных
    Е. Ю. Пешков [Электронныйресурс] // Искусство Евразии. 2№1 (2). – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/altay-rossiya-mongoliya-k-85-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-zasluzhennogo-hudozhnika-rossii-f-s-torhova(датаобращения
    Некоторые стилистические особенности живописи Ф.С. Торхова на примере произведений из собрания ГХМАК
    Е.Ю. Пешков //Четвертые искусствоведческие Снитковские чтения: Сборник материалов ХIIвсероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летиюАлтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России», Барнаул,01-02 октября 2010 года. – Барнаул: Алтайский дом печати, 2– С. 58-(0,4 п.л.).
    Картины из собрания Государственного художественного музея Алтайского края на выставке «Г.И. Чорос-Гуркин и культура Алтая»
    Е.Ю. Пешков // Г.И. Чорос-Гуркин и культура Алтая: к 145-летию со днярождения. Каталог выставки 2 июля – 25 октября 2– Санкт-Петербург,2– С. 22-(0,4 п.л.).
    Мандала как ключ к интерпретации произведений Ларисы Пастушковой
    Е.Ю. Пешков // Евразийство: теоретический потенциал ипрактические приложения. – 2– № – С. 297-(0,5 п.л.).
    Образ арата в творчестве Ф.С. Торхова как символ уходящей эпохи
    Е.Ю. Пешков // Учёные записки (Алтайская государственнаяакадемия культуры и искусств): материалы IV международной научно-практической конференции «Культура в евразийском пространстве: традиции иновации» (Барнаул, Россия; 23–24 мая 2018 г.). – 2– № 3 (17). –– Барнаул:Изд-во Алтайского государственного института культуры, 2– С. 166-(0,4 п.л.).
    Алтайская краевая организация Союза художников России во второй половине ХХ века
    Е.Ю. Пешков // VIII искусствоведческиеСнитковские чтения: сб. материалов ХХ Всерос. науч.-практ. конф. – Барнаул,2– С. 14-(0,6 п.л.).
    Монгольский разрез творчества Вадима Иванкина
    Е.Ю. Пешков // Художественная культура Сибири и сопредельных территорий:страницы прошлого и современность: сб. материалов IV Межрегион. смеждунар. участием науч.-практ. конф. – Барнаул, 2– 125-127 с. (0,4 п.л.).
    Ф.С. Торхов. Алтай-Монголия: под знаком дружбы и сотрудничества
    Е.Ю. Пешков // Десятые Сибирские искусствоведческиечтения «Искусство социального заказа: советская эпоха, постсоветское время»(в рамках Межрегиональной художественной выставки «Сибирь-ХII»):материалы республиканской научно-практической конференции. Новокузнецк,2018 г. – Новокузнецк, 2– С. 57-(0,3 п.л.).
    Большой Алтай
    Е.Ю. Пешков // Культура Алтайскогокрая. – 2– № 4 (40). – Декабрь. – С. 18-(0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету