Трансформация ценностей в постсоветский период (на материале исследований населения регионов Сибирского федерального округа)
Введение…………………………………………………………………………….3
1Трансформация ценностей как проблема современной теории культуры….25
1.1 Основные концептуальные и методологические подходы к исследованию
трансформаций ценностей………………………………………………………25
1.2 Особенности постсоветского периода динамики изменений ценностных
установок жителей Российской Федерации…….…….. ………………………51
2 Научное моделирование трансформации ценностей (на материале анализа
Сибирского федерального округа)………………………………………………79
2.1Выбор и обоснование методологии для изучения ценностей населения
регионов Сибирского федерального округа……………………………………79
2.2 Подходы к научному моделированию процесса трансформации ценностей
населения регионов Сибирского федерального округа (1990-е – 2010-е
гг.)……………………………………………………………………………………………………121
Заключение……………………………………………………………………….156
Список литературы…………..….………………………………………………………161
Актуальность темы исследования связана с признанным влиянием
ценностных установок на глубокие социально-экономические и культурные
трансформации, характерные для современного общества, в том числе, рос-
сийского. Российское общество проходит через собственные трансформаци-
онные процессы, которые условно можно определить как переход от совет-
ского периода истории к постсоветскому. Данные процессы различаются в
отдельных регионах Российской Федерации, которые объединяются в макро-
регионы, в том числе, в федеральные округа. Жители Сибирского федераль-
ного округа также обладают собственной спецификой культурно-ценностных
установок, находящихся в переходных трансформационных потоках.
Многие современные исследователи полагают, что в конце XX – нача-
ле ХХI веков российское общество переживает своего рода системный кри-
зис, который ведет к преобразованию в новое социокультурное качество.
Структурная и институциональная перестройка убеждений разных поколе-
ний, статусных групп, субъектов политических интересов предопределяют
возможность формирования общества с новым ценностно-смысловым и ду-
ховным основанием. В условиях социально-экономических и социально-
политических изменений в обществе идут активные культурно-ценностные
сдвиги. Неэффективность ранее действовавших социально-культурных стан-
дартов вынуждает социальные группы и отдельных индивидов делать новый
выбор и адаптироваться к новым культурным образцам. Это позволяет обо-
значать собственное отношение к «вызовам» социальной среды, а также со-
гласовывать свои ожидания с официально декларируемыми социальными
изменениями.
Подобные новации не могли не затронуть культурно-нравственные
ориентиры людей, проживающих во всех регионах Российской Федерации.
Ценностная сфера здесь является определяющим звеном в развитии любого
общества. Сбой в этой сфере опасен большими потерями, как в морально-
этическом, так и материальном плане. В конечном итоге, при самом неблаго-
приятном сценарии развития общества, данные сбои могут обернуться дегра-
дацией и крахом.
Следовательно, исследование феномена трансформации ценностей в
российском обществе в постсоветскую эпоху актуально с точки зрения их
социокультурной динамики развития. Поставленная проблема особенно ак-
туальна и в связи с необходимостью исследования ценностных ориентаций,
обусловленных неопределенностью и фрагментарностью социальных явле-
ний в мировоззрении людей постсоветского периода. Данное состояние, ко-
гда новые ценности ещё не сложились в полном объеме, когда происходит
переоценка ценностей, предопределяет особое состояние культуры и общест-
ва, которое является своеобразной точкой бифуркации общественного разви-
тия. Все ценностные преобразования в современном российском обществе
осуществлялись в ситуации социально-экономической и культурной проти-
воречивости, нестабильности, риска, кризисных явлений развития, неопреде-
ленности, что предполагает существенное обновление концептуальных и ме-
тодологических основ анализа этих процессов.
Таким образом, необходимость глубоко и всесторонне изучать струк-
туру и динамику ценностей населения России в постсоветское время опреде-
ляется как социальными, так и исследовательскими предпосылками. Харак-
тер ценностных трансформаций служит своеобразным аттрактором совре-
менного социального развития нашей страны.
Степень научной разработанности темы исследования
Исследования процессов, связанных с изучением ценностных сфер
жизни людей, представлены в многочисленных работах отечественных и за-
рубежных ученых разных периодов.
Исследовательский интерес к пониманию феномена «ценностей» мож-
но найти ещё в античности. Так, Платон1 в учении о благе выстраивал иерар-
хию элементов блага, создал модель идеального государства, образов и цен-
ностных идеалов, форм существования человека и мироустройства античного
общества. В Средневековье сложилась христианская доктрина ценностей:
понятия о благе, добре и зле, смысле жизни, счастье, добродетели, в основу
которой легли труды Амвросия Медиоланского2, Аврелия Августина3, Фомы
Аквинского4. Впервые слово «ценность» (др. греч. «αξία») употребил Диоген
Лаэртский, описывая философские воззрения стоиков, для которых «цен-
ность … есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согла-
сованной жизни; во-вторых, … польза, содействующая жизни, согласной с
природой;… в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщи-
ком»5. Однако, понятия «ценности» в категориальном смысле в эпохи антич-
ности и Средневековья как такового не существовало. Слово «ценность»
употреблялось как синоним понятиям «благо», «добро», «красота», «истина»,
«идея», «справедливость», «закон», «счастье», «блаженство» и другим.
В философскую лексику понятие «ценность», как категория вводится в
60-х гг. XIX века немецким философом Р.Г. Лотце6, который рассматривал
ценность как её «значимость» для субъекта. И. Кант в своем учении об абсо-
лютных и относительных ценностях отмечает их непреходящее значение не
только для философской мысли, но и для развития западноевропейской куль-
туры в целом. Ценности, в его воззрении, — это «требования, обращенные к
Платон. Сочинения / под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса; АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль,
1970. В 3 т. Т. 2. 611 с.
2
Лосев С. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь св. писания Ветхого завета. Киев, 1897. [2], 103 с.
3
Августин. О Троице./Пер. А. А. Тащиана. (Серия «Патристика. Тексты и исследования»). Краснодар: Гла-
гол, 2004. 416 с.
4
Гайденко В.П. Об исходных понятиях доктрины Фомы Аквинского//Фома Аквинский. Онтология и теория
познания (фрагменты сочинений)/Пер., вступ. ст., коммент. В.П. Гайденко; Рос. акад. наук. Ин-т философии.
М.: ИФРАН, 2001. 204 с.
5
Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Перевод М. Л. Гаспарова; Ред. тома
и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев, С. 3-54. АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд., испр. М.: Мысль, 1986. 570 с.
6
Лотце Р.Г. Основания практической философии. СПб.,1882. 87 с.
воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для
личности»7, что определяет процесс движения от одних ценностей к другим.
Учение И. Канта о ценностях и ценностных движениях пытались раз-
вить представители баденской школы неокантианства. Как писал Г. Риккерт,
то, «что нельзя отнести к ценностям, не имеет абсолютно никакого смысла»8.
Ценности в таком измерении приобрели смысл абсолютных оценок идеаль-
ного бытия, критерии которых лежат за пределами человеческой деятельно-
сти. А свободное от ценностей бытие вместе с тем лишено смысла и значе-
ния. В дальнейшем, М. Шелер9, Н. Гартман10 закрепили понятие «ценности»
как философскую категорию.
Особое значение для теории ценностей имеют философские исследова-
ния маргбурской и баденской неокантианских школ. В. Виндельбанд11, Г.
Риккерт12 поставили ценность во главу угла человеческого бытия. Их аксио-
логический трансцендентализм раскрывает ценности не как объективную ре-
альность, а как идеальное бытие, которое независимо от человеческих жела-
ний. Это такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют само-
достаточное значение. По мнению В. Виндельбанда, Г. Риккерта ценности
носят надысторический характер и образуют в общем идеальный и трансцен-
дентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят идеи. По мере осозна-
ния ценностей люди вырабатывают установки, которыми руководствуются в
жизни и поведении.
В социальной психологии ценности трактуются как социальное явле-
ние, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. Ценности в
социальной психологии рассматриваются как субъективный феномен, вхо-
Кант И. Основы метафизики нравственности. (С рецензией на книгу И. Шульца. 1783) // Сочинения в шести
томах. М.: «Мысль». Т. 4. Ч. I. 1785. С. 211—310.
8
Риккерт Г. Философия истории. СПб.: Изд. Д.Е. Жуковского, 1908. 182 с.
9
Шелер М. Особое метафизическое положение человека//Топос: философско-культурологический журнал.
2004. № 1 (8). С. 43—57.
10
Гартман Н.К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю.В. Медведева под ред. Д.В. Скляднева. СПб.:
Наука, 2003. 639 с.
11
Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальные идеализм// Избранное: Пер. с нем. / РАН.
ИНИОН. Лаб. теории и истории культуры. М.: ИНИОН, 1994. 350 с.
12
Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН Альманах старой и новой культуры.Вып.1.М.,
1994. C. 55-100.
дящий в структуру направленности личности, обуславливающий её поведе-
ние. Среди исследователей этих направлений также можно выделить имена
Дж. Г. Мида13, К. Роджерса14, М. Розенберга15, А. Смита16, Л. Фестингера17,
Э. Фэриса18, С.Л. Рубинштейна19, Д.А. Леонтьева20, М.И. Бобневу21, Л.И. Бо-
жович22, В.В. Водзинскую23, О.И. Зотову24, B.C. Мухину25 и других.
Большое внимание изучению ценностей и их культурной динамики
уделяет социология. М. Рокич26 в работе «Природа человеческих ценностей»
обращает внимание на то, что социология, изучающая человека в его соотне-
сении с культурой и обществом, и является наукой о ценностях человека и
общества; поскольку в любой теории общества, явно или неявно, всегда при-
сутствует общая теория ценностей.
Исходя из теорий Г. Зиммеля27, Э. Дюркгейма28, М. Хайдеггера29, Ж.-П.
Сартра30, Э. Фромма31, соединяясь с темой свободы, творчества, абсурда,
Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934. P. 135-144, 164-178, 192-200
14
Роджерс К. Теория личности//Клиенто-центрированная терапия. К.: Ваклер, 1997. С. 28-83. [Электронный
ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/roger02/index.htm.
15
Розенберг М. Язык жизни: Ненасильственное общение. М.: София, 2009. 272 с.
16
Смит А. Теория нравственных чувств. Вступ. ст. Б. В. Мееровского; Подгот. текста, коммент. А. Ф. Гряз-
нова. М.: Республика, 1997. 351 с.
17
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. Пер. с англ. СПб.:
Ювента, 1999. 317 с.
18
Faris E. The primary group: essence and accident // American J. of sociology. Chicago, 1932. Vol. 38, № 1. P. 41-
50.
19
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 365 с.
20
Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты
и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25. [Электронный ресурс].
URL:http//www.follow.ru/article/344.
21
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / АН СССР, Ин-т психологии. – Москва :
Наука, 1978. 311 с.
22
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
23
Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследова-
нии//Философские науки. 1968. № 2. С. 48−54.
24
Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические
проблемы социальной психологии. Москва, 1975. С. 241—254.
25
Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных
заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр, 2006. 608 с.
26
Rokeach М. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973. 438 p.
27
3иммель Г. Кризис культуры. Избранное. Том 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. 671 с. ISBN 5-
7357-0052-9.
28
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и
примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.
29
Хайдеггер М. Введение в метафизику/Пер. с нем. Н.О. Гучинской. СПб, Изд-во «НОУ — «Высшая религи-
озно-философская школа»», 1997, С.112‑123.
30
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Тошнота: Избранные произведения. М.: Республика, 1994.
494, [2] с. ISBN 5-250-02424-6
31
Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 261 – 289.
ценностные ориентиры людей обнаруживаются как смысложизненые, субъ-
ективированные звучание и осмысление. В теории символических форм Э.
Кассирера32 осуществляется обогащение философии ценностей. Ж.-Ф. Лио-
тар33, М. Фуко34, и другие исследуют ценностные ориентации и ценности в
ракурсе постмодернистских теорий. Выявлением сущности ценностей зани-
мались Р. Гартман35, Р. Фрондизи36, К. Байер37. О нравственном содержании
ценностных ориентиров писал Дж. Финдлей38.
Большую роль в изучении культуры играют функциональные пред-
ставления о роли ценностей в обществе Б. Малиновского39, Т. Парсонса40, М.
Вебера41. О необходимости дискуссии о ценностях и потребностях говорят Э.
Тоффлер42 и Ю. Хабермас43. Исследованиями понимания ценностей и ценно-
стных ориентаций в ракурсе феноменологии и герменевтики занимались Г.Г.
Гадамер44, А. Шютц45, Э. Гуссерль46, П. Бергман, Т. Лукман47 и др. П. Мен-
цер48 исследует культурные ценности, опосредующие нормы, традиции, ду-
ховные коды и бытие в целом. О постоянном обновлении ценностей писали
Ф. Ницше49, А. Печчеи50, Р. Кагделл, К. Ситарам51.
Кассирер, Э. Философия символических форм: В 3 тт./Пер. с нем. С. А. Ромашко. М. СПб.: Университет-
ская книга, 2002. 398 с.
33
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998.
160 с.
34
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет // Пер с фран-
цузского, комм. и послесл. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. 448 с.
35
Гартман Н. Этика // Первод А.В. Глаголева. М.: Владимир Даль, 2002. 708 с.
36
Frondizi R. What is Value? An Introduction to axiology by Risiery Frondizi. Illinois. 1971. 160 p.
37
Baier K. Value theory in philosophy and social science. New York, 1973. 154 p.
38
Финдлей А. Дж. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в86т.(82т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
39
Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения//Антология исследо-
ваний культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб: Университетская книга, 1997. С. 373–384.
40
Парсонс Т. Социальная система. М.: Академический проект, 2018. 529 с.
41
Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П.
Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
42
Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 557 с.
43
Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. 144 с.
44
Гадамер Г. Г. Беседа // Логос. 1992. № 3. С. 228—232.
45
Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.
Я. Алхасов; Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г. С. Батыгин, М.: Ин-
ститут Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с.
46
Гуссерль Э. Сборник статей. Минск; М., 2000. 752 с.
47
Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания // Пер. с
англ. Е. Руткевич. М.: Academia-Центр; МЕ-ДИУМ, 1995. 147 с.
48
Menzer P. Metaphysik. Berlin: Mittler, 1932. 149 с.
49
Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т.6: Сумерки идолов. Антихрист. Ессе homo. Диони-
совы дифирамбы. Ницше contra Вагаер. Пер. с нем. Ю.М. Антоновского, Я.Э. Голосовкераи др.; науч. ред.
И.А. Эбаноидзе. М.: Культурная революция, 2009. 408 с.
Огромное значение для изучения ценностных изменчивостей имеет
концепция Рональда Инглхарта52. Его идея заключается в том, что экономи-
ческая модернизация имеет результатом состояние экзистенциальной безо-
пасности, порождающее сдвиг от материалистических к постматериалисти-
ческим ценностям самореализации, самовыражения, заботы об окружающей
среде и т.п. В 1990 году он был утвержден руководителем проекта Всемирно-
го исследования ценностей (World Values Survey)53, который стартовал в 1981
году. В рамках проекта данные исследования ценностей проходят с пятилет-
ней периодичностью в 78 странах мира и с привлечением многих организа-
ций.
Российская аксиология достигает расцвета в XX веке. В. Соловьев54, Н.
Лосский55, Е. Трубецкой56, Н. Бердяев57, С. Франк58, С. Булгаков59 говорили и
писали о божественной сущности ценностей, которые исходят из трансцен-
дентного источника. Ю. Вейденгаммер60 исходил из субъективно-
психологического понимания ценностных ориентаций и ценностей, Н. Чер-
нышевский61 – из социально-исторического понимания.
В советский период логическое содержание понятий ценностей и их
формирование изучали А. Ивин62, С. Анисимов63, М. Каган64 и другие. Эти-
Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 302 с.
51
Ситарам К.С., Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 4. 116 с.
52
Inglehart R.F. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics, Princeton,
Princeton Univ. Press, 1977, 496 p.
53
World values lost in translation. The Washington Post, 2014 [Электронный ресурс]. URL:
https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2014/09/02/worldvalues-lost intranslation/?noredirect=
on&utmterm =.e14f5fbe01fc (дата обращения:24.11.2018).
54
Соловьев B.C. Философское начало цельного знания / Владимир Соловьев. Минск: Харвест, 1999. 911 с.
55
Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж: YMCA PRESS, 1931.
136 с.
56
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни/Сост. и отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011.
656 с.
57
Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Философское общество
СССР, 1990. 240 с.
58
Франк С.Л. Духовные основы общества//Сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. М.: Республика, 1992. 510 с.
59
Булгаков С.Н. Религиозно-философский путь//Межд. науч. конф., посвящённая 130-летию со дня рожде-
ния. Вып. 4./науч. ред. А. П. Козырева; сост. М. А. Васильева, А. П. Козырев. М.: Русский путь, 2003. 524с.
60
Вейденгаммер Ю. О сущности ценности: Социологический набросок — издание: Владимир: Владимирская
«Типо-Литография».1911. 88 с.
61
Чернышевский Н.Г. Сочинения: В двух томах. М.: Мысль, 1986 – 1987. С. 805 – 687.
62
Ивин А.А. Аксиология. М., 2006. С. 28-45.
63
Анисимов С. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 256 с.
64
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
кой и эстетикой занимались В. Тугаринов65, А. Гусейнов66, О. Дробницкий67,
Л. Столович68, Э.В. Ильенков69 и другие.
В 90-х годах XX века интересы исследователей связаны с логическим
анализом ценностей и ценностных ориентаций, а так же изучением динамики
ценностей в обществе. Как социокультурный феномен понимали ценности В.
Степин70, Г. Выжлецов71, Ю. Шрейдер72, А. Данилов73, И. Сурина74, М. Яниц-
кий75, Н. Розов76 и другие.
В современных отечественных исследованиях социокультурный под-
ход к определению ценностей используют А.Г. Здравомыслов77, Н.И. Ла-
пин78, И.М. Клямкин79, В.В. Лапкин, В.И. Пантин80, Б.Г. Капустин81. Здраво-
мыслов82 наделяет ценности относительной самостоятельностью, ценностные
ориентиры определяются им как важнейшие элементы внутренней структуры
личности. Лапин83 определяет «ценности» как индикаторы общественного
развития и динамики. Целостным проблемам в реформируемом обществе
Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.
66
Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.
67
Дробицкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002. 523 с.
68
Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.
464 с.
69
Ильенков Э.В. Так что же такое личность? // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
70
Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. Вопросы философии. 1989. № 10.
318 с.
71
Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития//Социально-политический журнал.
1995. № 6. С. 61-73.
72
Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 208 с.
73
Данилов А.Н. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских
ценностей» // Под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. Минск: БГУ, 2013. 172, [3] с.
74
Сурина И.А. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии / И. А. Сурина. М.: Ин-т молоде-
жи, 1999. 183 с.
75
Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский. государ-
ственный университет, 1999. 92 с.
76
Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструк-
тивной аксиологии [Текст]. Москва: Директ-Медиа, 2013. 360,[1]с.
77
3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 18-22.
78
Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социологические исследования. 1996.№ 5. С. 3-23.
79
Клямкин И.М. Социально-политическая риторика в постсоветском обществе//Полис. 1995. № 4. С. 98-122.
80
Лапкин В.В., Пантин В.И.. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социо-
логические и социально психологические исследования. М.: ИМЭМО РАН, 1998. С. 2–33.
81
Капустин, Б. Г., Клямкин, И. М. Либеральные ценности в сознании россиян / Полис, 1994. № 2. С. 58–64.
82
Социология российского кризиса: Ст. и докл. 90-х г. / А. Г. Здравомыслов; Рос. независимый ин-т социал.
и нац. проблем. Проф. социол. ассоц. М.: Наука, 1999. 350 с.
83
Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социологические ис-
следования, 1997. № 3. С. 14-24.
России посвятили свои работы Д.Л. Константиновский84, А.И. Запесоцкий85,
А.А. Козлов86, Т.Э. Петрова87, Ю.В. Вишневский88, В.Т. Шапко89, И.О. Щер-
бакова90, Г.А. Родионова91, Б.А. Ручкин92, Т.Ф. Алексеенко93 и другие. Эти
ученые связывали изменения аксиологических установок личности с глубин-
ными трансформационными процессами, произошедшими в российском об-
ществе. Позицию «парадоксальности» системы ценностей современных мо-
лодых людей представил Ж.Т. Тощенко94. О преодолении конфликта «ста-
рых» и «новых» ценностей писали П. Сорокин95, Т.И. Заславская96, А.Г.
Здравомыслов97, Н.И. Лапин98, И.М. Клямкин99, В.В. Лапкин100, Б.Г. Капус-
тин101, И.Ф. Кефели102, А.В. Миронов103, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров104. Работы
Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориента-
ции и пути в сфере образования (от 1960‑х годов к 2000‑му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.
85
Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодё-
жи.: автореферат дис. … д-ра культурологии: 24.00.01/Петербургский гуманитарный ун-т. Санкт-Петербург,
1996. 46 с.
86
Козлова А.А. Жизнь и труды // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. Казань, 1899,
вып. I. С. 1—24.
87
Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы закономерности становления. СПб.: Изд-во
СПбГУ, 2000. 215 с.
88
Вишневский Ю.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской
области)//Образование и наука. 2018. Т. 20 . № 5. С. 125-141. Doi: 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141.
89
Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек//Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26–37.
90
Щербакова И.О. Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой
молодежи [Электронный ресурс]: дис…. канд. пед. наук: 13.00.05 / И. О. Щербакова. СПб., 2002. 183 с. РГБ
ОД, 61:03-13/955-6.
91
Родионова Г.А. Ценностные ориентации управляющих приватизированных предприятий // Социологиче-
ские исследования. 1994. № 2. С. 111-114.
92
Ручкин Б.А. Молодежь и общество: уроки истории. Число убийств и самоубийств в РФ (1990-1995
гг.)//Социологические исследования внутрисоюзной работы комитетов комсомола. Мол. Гвардия,1986. 232с.
93
Алексеенко Т.Ф. Процесс смены социальной идентичности российского студенчества: автореф. дис. …
кандидата социологических наук : 22.00.04 / Рост. гос. ун-т. Ростов-на-Дону, 2005. 27 с.
94
Тощенко Ж.Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического
анализа). Москва: Издательство «Весь Мир», 2020. 352 с.
95
Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, эти-
ки, права и обществ. отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art,
Truth, Ethics, law and Social Relationships // Пер. с англ. В.В. Сапова. Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан.
гуманитар. Ин-та, 2000. 1054 с.
96
Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельност.-структур. Концепция/
Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и экон. наук. М.:Дело:Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации,
2002 (Калининград : ГИПП Янтар. сказ). 566, [1] c.
97
Здравомыслов А.Г. Ценности и интересы как основания трудовой мотивации в меняющейся России. М.:
Политиздат, 1986. 223 с.
98
Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: Изд-во Института философии РАН, 2000.
194 с.
99
Клямкин И.М. Социально-политическая риторика в постсоветском обществе // Полис. 1995. № 4. 103 с.
100
Лапкин В.В. Изменение ценностных ориентаций россиян//Политические исследования. 2000. №1. С. 84-
85.
101
Капустин Б. Г. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. № 2. 73 с.
102
Кефели И.Ф. Социокультурные факторы устойчивого развития российской цивилизации // Социал.-
гуманитар. знания. 2001. № 5. С. 59-68.
М.Б. Абсалямова105 посвящены культурообразующим ролям ценностных
ориентаций.
И.Г. Сухина106 в своем исследовании рассматривает глобализацию в
контексте становления связанного с современным культурно-историческим
процессом мирового культурного пространства, и позиционирования в нем
универсальных ценностей или ценностных универсалий мета-культуры.
Исследованию ценностных установок населения Сибирского феде-
рального округа посвящены работы Ю.М. Беспаловой107, В.А. Артёмова108,
Н.А. Миненко109, А.В. Волченко110 и другие. З.И. Калугина111, О.П. Фадее-
ва112, О.В. Новохацкая113 в своих работах касались вопроса повседневной
деятельности, адаптации и ценностей сельского населения Новосибирской
области.
Ценности населения Красноярского края изучают такие ученые как
В.Г. Немировский, А.В. Немировская114, Ю.Н. Москвич115, М.И. Букова
(Ильбейкина)116, О.А. Карлова117. Этнокультурный аспект ценностей, харак-
Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России
[Текст] // Социально-гуманитарные знания: Научно-образовательное издание. 2007. № 2. С. 39-51.
104
Зубок Ю.А., Чупров В.И. Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность // Вестник Инсти-
тута социологии. 2018. № 27. С. 170-191.
105
Абсалямов М.Б. Самосознание культуры как философская проблема. Красноярск., 1998. 60 с.
106
Сухина И.Г. Гуманизм и общегуманистические ценности в условиях и перспективе глобализации куль-
турно-исторического процесса // Российский гуманитарный журнал. 2016. Том 5. №4. С. 349 – 366.
107
Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации в культуре западно-сибирского предпринимательства второй
половины XIX-начала XX вв. [Текст] / Ю. М. Беспалова; науч ред. Ю. М. Федоров; М-во общ. и проф. обра-
зования РФ. Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. 204 с.
108
Артемов В.А. Село 90-х годов: тенденции повседневной деятельности сельского населения// Социологи-
ческие исследования. 2002. № 2. С. 126-133.
109
Миненко. Русская крестьянская община в Западной Сибири. XVIII — первая половина XIX века. Новоси-
бирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. 265 с.
110
Волченко А.В. Ценности Урало-Кузнецкого населения (историография проблемы)//А.В. Волченко.С.86-95
111
Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы России: социологический анализ трансформационных про-
цессов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2001. 152 с.
112
Фадеева О.П. Межсемейная сеть: механизмы взаимоподдержки в российском селе//Шанин Т. (ред.) Не-
формальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 1999. С. 183-218.
113
Новохацкая О.В. Сельская повседневность в 1970–2000 годы: данные к анализу//Экономическое развитие
России, 2006. С. 205–233.
114
Немировский В.Г. Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах социологических ис-
следований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009—2011 гг.): монография//Немировский В.Г.,
Немировская А.В/ред. А.В. Немировская; Сиб. федерал. ун-т, Российское общество социологов. Краснояр-
ское отделение. Красноярск: СФУ, 2011. 222 с.
115
Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Ценности инновационной деятельности для студентов, экспертов и пред-
принимателей Красноярска: желаемый идеал, надежды и реальность. Журнал Сибирского федерального
университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т.4. №11. С.1507-1525.
116
В настоящем диссертационном исследовании, посвященном проблема-
тике трансформации ценностей населения регионов Сибирского федерально-
го округа в постсоветский период, были получены следующие результаты.
В первом параграфе первой главы был проведен критический обзор
культурологических научных теорий, концепций, подходов к исследованиям
феноменов, связанных с трансформацией ценностей. Данный обзор позволил
понять принципы современного научного моделирования механизмов аксио-
логических формирований, развития и изменчивости. «Основными подхода-
ми, концепциями, теориями и направлениями являются социология, филосо-
фия жизни, неомарксизм, натурализм, онтология, концепция постиндустриа-
лизма, трансцендентализм, культурно-исторический релятивизм, психоана-
лиз, аналитическая психология, историческая психология, философия ирра-
ционализма, интегральный подход, холизм К.Уилбера, феноменология, си-
нергетика, психодиагностический метод М.Рокича, теоретический подход
Ш.Шварца, подход Г.Хофстеде, теория мотивации людей, неокантианство,
социологизм, структурный функционализм, гуманистическая психология,
теория глобализации, социальная психология, биосферная стратегия и
т.д.»446. В них представлены зачастую противоположные трактовки причин и
природы возникновения, формирования феноменов, отображающих динами-
ческие закономерности трансформаций ценностей в современном мире.
В качестве рабочего определения ценностей предлагается следующее:
«ценности – это общепризнанные нормы, сформированные в определенной
культуре, которые задают образцы и стандарты поведения и оказывают
влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами».
Хребтов М.Я. Основные концептуальные и методологические подходы к исследованию трансформации
ценностей // Сибирский антропологический журнал. 2020. № 2. С. 175-190
Свойство любой ценности заключается в удовлетворении потребностей, же-
ланий, интересов индивида, группы людей, общества в целом. Соответствен-
но, трансформация ценностей может быть определена следующим образом:
«трансформация ценностей – это социальный (и культурный) процесс, кото-
рый определяет динамику формирования, развития, изменения общепри-
знанных общественных норм поведения людей в конкретном социальном
времени и пространстве».
Особую важность для современной теории культуры, исследующей
трансформации ценностей, имеют не только внешние факторы, которые
влияют на причину ценностных изменений, но и внутренние процессы фор-
мирования, осмысления и изменения ценностей в разные периоды жизни от-
дельной личности. На сегодняшний день проблема трансформации ценно-
стей является остро актуальной как для теории культуры, так и для большин-
ства гуманитарных и социальных наук, новые исследования появляются еже-
дневно, научная модель трансформации социальных ценностей постоянно
уточняется и находится в стадии активного формирования, является принци-
пиально незавершенной.
Второй параграф первой главы посвящен изучению динамики измене-
ний ценностных установок жителей России с 1990-х по 2010-е гг. включи-
тельно. Это позволило выделить особенности ценностей постсоветского пе-
риода. Постсоветский период в истории российской культуры выделяется с
помощью сравнительно-исторического метода. Как правило, речь идет о
1990-2010 гг. Одним из предметов изучения является соотношение аксиоло-
гических ориентиров жителей разных эпох, поколений, гендера, территорий,
этносов, профессий, других социальных и культурных групп. Немаловажным
предметом изучения выступает проблема изменения внутрисемейных отно-
шений. Постсоветский период и трансформация ценностей зачастую рас-
сматриваются в контексте феномена межнациональной семьи. Активно идет
научное моделирование локальных процессов ценностной динамики жителей
конкретных регионов Российской Федерации.
Радикальные изменения ценностных установок и ценностных содержа-
ний в нашей стране на рубеже XX и XXI веков, политическое и экономиче-
ское реформирование и начало активной интеграции России в мировое со-
общество в условиях глобализации способствовали переоценке многих цен-
ностей и смене парадигмы устоявшихся данных ценностных значений, регу-
лирующих социальные взаимоотношения.
Существует определенный научный консенсус, что в современном рос-
сийском обществе всё большую роль занимают ориентиры, связанные с ма-
териальным обеспечением их повседневной жизни («буржуазные ценности»).
Но, при этом, выделяется и некоторая постматериалистическая направлен-
ность на ориентиры, которые декларируют новые духовные, моральные цен-
ности. Однако в качестве базовой основы чаще всего выступает «идеология
потребления», которая способствует существенному преобладанию индиви-
дуальных выгод над коллективными благами.
В первом параграфе второй главы производятся выбор и обоснование
эффективности применения исследовательской методологии трансформации
социальных ценностей населения регионов Сибирского федерального округа,
в основе которой лежат опрос и анкетирование. Данная методология адапти-
рована для культурологической предметной области и основана на результа-
тивности многочисленных аналоговых проектах как российских, так и зару-
бежных. Несмотря на кажущуюся «простоту» основой опроса выступает раз-
работанная автором анкета, учитывающая основные тенденции в культуро-
логическом исследовании аксиологических региональных трансформаций.
В современной культурологии, где исследователь обращается к челове-
ку с вопросами, ориентированными на культурную проблематику, мы имеем
дело с различными модификациями этого метода. Важность опроса для куль-
турологического исследования состоит в способности собрать нужное коли-
чество информативного материала в относительно короткие сроки. В свою
очередь исследователь должен совершить предварительное рефлексивное
понимание, насколько разработанные им методики и анкеты соответствуют
поставленным исследовательским задачам. Другими словами, нагрузка на
опрос по сбору информации в каждом конкретном культурологическом ис-
следовании может быть различной.
С помощью данной комплексной методологии, которая основывается
на создании авторского опросника (развернутой анкеты), проведении самого
опроса и online-анкетирования, проведено полевое исследование и получен
необходимый эмпирический материал для последующей теоретической ин-
терпретации. Собраны и обобщены результаты анкетирования 504 респон-
дента из различных регионов Сибирского федерального округа, в том числе,
Красноярского края, республики Тувы, республики Хакасия и т.д. Получен-
ный первичный эмпирический материал зафиксирован в виде файла доку-
мента Microsoft Excel. Затем данный файл с материалами опроса был обрабо-
тан с помощью лицензированной версии программного обеспечения IBM
SSPS. Некоторые первичные результаты полевого исследования были визуа-
лизированы и наглядно представлены в виде таблиц, диаграмм с различными
корреляционными комбинациями.
Во втором параграфе второй главы проанализированы, обсуждены и
интерпретированы данных, полученные в результате полевого исследования,
которое базируется на методе online-опроса. На основе данного полевого ис-
следования и с учетом результатов, полученных в предшествующие годы
учеными, ведущими социальные ценностные исследования, определена ди-
намика ценностей населения регионов СФО. Составлена таблица динамики
ценностей, в которой выделены 4 периода: 1990-х, 2000-х, 2010-х, нач. 2020
гг. Исходя из данной показателей таблицы, неизменными во все эти периоды
остаются ценности материального достатка, дружбы, общения с близкими,
досуга и свободного времяпровождения, социокультурной идентичности, пу-
тешествия и миграции, хорошей работы. Подверглись изменению с точки
зрения актуальности и приоритетов ценности здоровья, здорового образа
жизни, наличия политических взглядов, патриотизма, семьи, брака, рождения
детей, эффективного использования интернет-технологий, труда, образова-
ния. Именно эти ценности имеют наибольшую динамику среди населения ре-
гионов Сибирского федерального округа в период 1990-2020 гг.
Такие ценности как здоровье, использование интернет-технологий,
важность семьи (где был рожден), личные рабочие интересы к началу 2020
гг. переместились в разряд самых актуальных для жителей Сибирского феде-
рального округа; одновременно снизили свою актуальность следующие цен-
ности: свободного времяпровождения, патриотизма, устойчивой политиче-
ской позиции, брака, наличия детей, трудолюбия, спорта. Ценностная дина-
мика жителей СФО медленная, но всё же она существует. Следовательно,
можно зафиксировать наличие набора «неизменных» ценностей и набора
ценностей, которые претерпевают изменения.
Дальнейшие исследования могут быть связаны со сравнением динами-
ки ценностей не только во временном аспекте внутри одного макрорегиона,
но и в пространственном аспекте, с помощью сравнения ценностной динами-
ки различных макрорегионов Российской Федерации.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!