Трансформация функций моды в пространстве культуры
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ МОДЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
1.1. Мода как социокультурный феномен: основные подходы к
исследованию.
1.2. Анализ феномена моды в работах конца XIX – XX вв.: от Георга
Зиммеля – к Герберту Блумеру
1.3. Постмодернистский подход к осмыслению моды: от утилитарного – к
сакральному, от конструкции костюма – к деконструктивизму.
1.4. Специфика функционального подхода к моде: методологические
возможности культурологического анализа
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ МОДЫ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ
И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВАХ
2.1. Массовое индустриальное общество: функционирование моды в
качестве механизма социальной стабилизации.
2.2. Мода в контексте постиндустриального общества: от высоких
технологий – к образу жизни
2.3. Постиндустриальное общество как глобальное общество: влияние
моды на механизм формирования диалогических отношений.
ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОДЫ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
3.1. Функциональные проявления моды в условиях цифровой
трансформации: кастомизация, продвижение «умной одежды», развитие
«неотехнологического» стиля
3.2. Виртуализация социальной активности и практики медиатизации
Функционирование моды в качестве сетевого феномена.
3.3. Новая функциональность моды в цифровом обществе как
экологоориентированном (от экологичного как природного – к
экологичному как высокотехнологичному).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы; выявляется степень ее научной разработанности; определяются объект и предмет, цель и задачи, а также теоретико-методологические основы исследования; формулируются элементы научной новизны; представляются положения, выносимые на защиту; раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, а также апробация результатов исследования.
Первая глава «Функции моды в контексте культурологического осмысления: теоретико-методологические основания», состоящая из четырех параграфов, посвящена обоснованию методологической стратегии исследования, осмыслению различных подходов к феномену моды, среди которых основным и наиболее продуктивным является интегративный культурологический подход, анализу основных понятий, представленных в данной работе, прежде всего, понятию «мода». Мода рассматривается в диссертации, как феномен, сформировавшийся на индустриальном этапе развития, но динамично развивающийся в рамках постиндустриальной – информационной эпохи, и отражающий вкусы, идеи, образцы поведения, сами установки на новизну и сменяемость как особые ценности. Среди атрибутивных характеристик моды – ее способность выражать определенную идеологию, влиять на визуальный облик людей, тип красоты как тип человеческого тела, на стиль и образ жизни, практики самопрезентации, установки на определенный тип потребления и социальной активности.
В первом параграфе «Мода как социокультурный феномен: основные подходы к исследованию» исследуется научная традиция, посвященная осмыслению моды. Показано, что в рамках классической парадигмы XVII-XVIII вв. (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, А. Шефтсбери) мода определялась в категориях вторичности, эмоциональности, поверхностности; рассматривалась, как препятствие становлению личности; оценивалась, как система заимствования смыслов и образцов для подражания. В исследованиях феномена моды, принадлежащих отечественным мыслителям XVIII-XX вв. (К. С. Аксаков, Н. А. Бердяев, Г. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой), мода трактовалась как средство разрушения традиции и феномен десакрализации жизни.
Во втором параграфе «Анализ феномена моды в работах конца XIX – XX вв.: от Георга Зиммеля – к Герберту Блумеру» показано, что в работах Т. Веблена, А. Зомбарта, Г. Риккерта, Г. Спенсера, Г. Тарда формируются определенные методологические подходы к анализу данного явления – социологический, социально-философский, социально-психологический. О моде как о социально-статусном явлении, основной функцией которого является определение социальных различий в обществе, классовая дифференциация и психологическое воздействие, писал Г. Зиммель. Мыслитель обосновал дуалистический принцип моды, основу которого
составляет, с одной стороны, подражание членам определенного общества, с которым желает себя олицетворять индивид, с другой – индивидуализацию
и выделение своей индивидуальности. В более поздних исследованиях П. Бурдье, Г. Блумера мода начинает рассматриваться как феномен, характеризующий развитие не только костюмного комплекса, но всех социокультурных и поведенческих практик в рамках науки, искусства, в публичной и частной сферах, как механизм коллективного отбора.
Третий параграф «Постмодернистский подход к осмыслению моды: от утилитарного – к сакральному, от конструкции костюма – к деконструктивизму» раскрывает особенности моды в рамках постмодернистской методологии. Показано, что мода начинает осмысливаться не в экономических, социологических, психологических категориях, а в категориях символических, снимающих утилитарную трактовку моды и раскрывающих ее способность к сакрализации обыденных практик («соборы потребления» Дж. Ритцера), означиванию властных процедур («власть-знание» М. Фуко и «растущая власть» Ж. Липовецки), семиотизации и виртуализации культурного пространства («симулякры» Ж. Бодрийара, «удовольствие» и «империя эфимерного» Ж. Липовецки, «машины желания» Ж. Делёза, Ф. Гваттари).
В четвертом параграфе «Специфика функционального подхода к моде: методологические возможности культурологического анализа» показано, что культурологическая методология позволяет не только описать моду, обращаясь к ее эмпирически наблюдаемым особенностям, но и выстроить систему, где мода рассматривается в разрезе осуществляемых ей функций. Специфика функционального подхода состоит в выявлении функций как тех значений, вне которых данная культура существовать не может. Это определяется тем, что сама культура в работе рассматривается как система, как сложный объект, состоящий из отдельных элементов, отличающихся, в свою очередь, высокой степенью сложности. При этом все элементы культуры функционируют как взаимосвязанные, а специфика распределения функций определяет соответственно и специфику культуры того или иного периода. В работе все функции моды рассматриваются как сочетающиеся между собой по принципу комплементарности, где ослабление одного ряда функций компенсируется другой функциональной матрицей, в большей степени соответствующей потребностям культуры того или иного периода. Это позволяет рассматривать моду в ее функциональном плане не как статическую, а как динамическую систему. Подход к системе
функций, как к динамической системе, позволяет решить важную методологическую задачу – выявить зависимость характера функций моды от социального контекста.
В работе показано, что функции моды существенно увеличивают предназначение традиционного костюма, все специфические функции которого: защитная, коммуникационная, половозрастной стратификации, социального ранжирования, передачи традиции, адаптационная, семиотическая, эстетическая, ритуально-мифологическая – продолжают присутствовать в моде в «снятом» виде.
Вторая глава «Трансформация функций моды в индустриальном и постиндустриальном обществе», состоящая из трех параграфов, посвящена анализу функций моды в их обусловленности социокультурными факторами.
Первый параграф «Массовое индустриальное общество: функционирование моды в качестве механизма социальной стабилизации» раскрывает особенности методологического потенциала индустриальной и постиндустриальной концепций в анализе рассматриваемого феномена. Показано, что в индустриальном обществе мода выступала в качестве универсального механизма, выполняющего целую совокупность необходимых обществу функций. Высокий уровень социальной стратификации, свойственный индустриальному обществу, предельный динамизм классовой структуры – все это привело к формированию такой функции моды, как стабилизация общественной системы.
В работе делается акцент на том, что мода стала тем каналом коммуникации, посредством которого осуществлялась циркуляция социально значимой информации, взаимообмен ценностями и смыслами, стандартами поведения, что позволяет говорить о моде как о специфическом механизме адаптации, регуляции, рекреации, обладающем весьма значительным конструктивным социальным потенциалом в массовом индустриальном обществе. Сочетая стили мужской и женской одежды (к примеру, включение брюк в женский гардероб, а цветных рубашек – в мужской), массовой и элитарной культур, адаптируя элементы молодежных стилей, мода, несмотря на развитие демонстрационного потребления, становится фактором формирования определенного социального единства и специфическим механизмом стабилизации общества.
Во втором параграфе «Мода в контексте постиндустриального общества: от высоких технологий – к образу жизни» показано, что мода начинает активно проявлять себя в аксиологической сфере. Автор обращается к особенностям постиндустриального общества, обладающего существенными отличиями от индустриального, основанного на крупном промышленном производстве и процессах массовизации, и показывает, что постиндустриальное общество характеризуется процессами демассификации, связанными с изменением характера труда, преимущественно, индивидуального, а также организацией производства, в большей степени, мелкомасштабного. Акцентируется внимание на том, что экономические ценности, свойственные индустриальному обществу, утрачивают значимость, сменяясь «постматериалистическими» (post-materialist) или «постэкономическими» (post-economic) ценностями, обладающими новой природой – не субстанционально-вещественной, а идеально-символической (связаны с качеством жизни, ориентацией труда на творческую составляющую, досугом, хобби). В работе показано, что мода этого периода стремится к раскрытию индивидуальности, ориентируется на молодежные
тенденции, стили субкультур, которые наиболее полно выражает «диффузный стиль», первыми представителями которого на высоком подиуме стали модельеры Кензо Токада и Рой Холстон Фроуик.
Соискатель приходит к выводу, что развитие «постматериалистических» ценностей особым образом отразилось на отношении к собственному телу – репрезентацию телесности мода включает в свой арсенал средств, а демонстрация тела превращается в модный тренд. Мода на здоровый образ жизни поддерживается новыми технологиями в индустрии фитнеса, красоты, косметологии, пластической хирургии, питания и создает индустрию тела, что позволяет пересмотреть общепринятые социальные нормы по отношению к возрасту и внешности.
В третьем параграфе «Постиндустриальное общество как глобальное общество: влияние моды на механизм формирования диалогических отношений» соискателем раскрывается способность моды выполнять функцию формирования в обществе диалогических отношений. Постиндустриальное общество, начиная с 1990-х гг., выступает как общество глобальное. Одним из проявлений глобализации является активная трудовая и политическая миграция, что в политике выражается в установке на плюрализм, в культурной сфере – в наличии в обществе множества идентичностей, в исследовательских практиках – в формировании таких понятий, как «бремя идентичности» (К. Робинс) и «фикция идентичности» (И. Чамберс)8.
Соискатель делает вывод о том, что в ситуации миграционного кризиса мода сформировала новую функцию гармонизации межкультурных контактов и налаживания культурного диалога. Автор опирается на методологию, разработанную М. М. Бахтиным, В. С. Библером, М. Бубером, Э. Левинасом, Г. Марселем, С. Л. Франком, Ф. Эбнером, и рассматривает диалог как неотъемлемое условие межкультурного взаимодействия. В работе показано, что принципы диалога европейскими модельерами выражены через стремление прививать гражданам Европы чувство «добрососедства» и посредством моды транслировать свою преимущественно проиммиграционную позицию.
Автором систематизированы тенденции, находящие отражение в моде глобализирующегося мира: политизации (появление таких марок, как «So Immigrant» от дизайнера Стефании Бьяджини и актуальных футболок от Кэтрин Хамнетт со слоганами «Отмена брексита» и «Мода ненавидит брексит»); культурного диалога (конструирование таких марок одежды, как «Dent de Man», сочетающих символы африканской культуры с образцами Европейской моды); сглаживания социальных противоречий (создание модой образов «бедной африканки» и «бедного мигранта», направленность ведущих брендов на правило «одеться как можно дороже, выглядеть как можно беднее»); создания образцов идентификации, заимствованных из не европейских стран (продвижение в основных европейских глянцевых
8 Chambers I. Migrancy, Culture, Identify. Abingdon: Routledge. 1993 – 172 p.
модных журналах – «Vogue», «Harper’s Bazaar» – моды на африканский типаж, идеи «спрятать европейскую женщину» посредством максимального сокрытия тела одеждой).
Вместе с тем, показано, что явления глокализации и стремление к сохранению идентичности приводят в моде и к охранительным тенденциям, ставшим ответом на вызовы универсализирующих процессов глобализации, и актуализации этнического стиля.
Третья глава «Функционирование моды в условиях цифровизации», состоящая из трех параграфов, раскрывает особенности функционирования моды в условиях развития цифровой экономики. Отличительной чертой этого «цифрового» этапа развития является возможность дальнейших прорывов во всех инновационных направлениях в границах сквозных цифровых технологий.
В первом параграфе «Функциональные проявления моды в условиях цифровой трансформации: кастомизация, продвижение «умной одежды», развитие «неотехнологического» стиля» показано, что отказ от технологий, направленных на «омассовление» моды, характерный для XX века, в начале XXI в. сменился прочной установкой на цифровизацию. Это подтвердил и рынок, где лидерами продаж стали сервисы, работающие с Большими данными и позволяющие компаниям, продающим модную одежду (таким, как Amazon), выстроить соответствие их предложений стилю и образу жизни каждого человека. По прогнозу Международного экспертного совета Всемирного экономического форума, к 2025 г. «умной одежде», подключенной к сети Интернет, будут отдавать предпочтение 10% людей. «Умная одежда» – самозашнуровывающиеся кроссовки или платье, меняющее цвет от настроения владельца – увеличивает возможности человека и улучшает качество его жизни. Одна из современных разработок, способных оказать существенное воздействие на моду и модные технологии (fashtech), – е-текстиль – ткань, в производстве которой задействованы цифровые технологии, содержащая электронику и микрокомпьютеры.
Автором дана характеристика современного состояния моды, ориентирующейся на инновативность и высокие технологии, благодаря чему она становится высокоприбыльной индустрией, а наибольшую известность приобретают инновативные марки (к примеру, «Chalayan» Хусейна Чалаяна (Hussein Chalayan)) и коллекции (к примеру, Move от дизайнера Дженнифер Даймур). Соответственно, в рамках профессий будущего появляются дизайнеры одежды, задачей которых является не работа над эстетикой изделия, а создание уникальных образцов, основанных на инновационных технологиях, становящихся основой «неотехнологического» стиля.
В работе показано, что в обществе цифровых трансформаций новой функцией моды становится не только повышение интереса к «интеллектуальным» образцам костюмного комплекса, но, главным образом, формирование технологизированного сознания представителей
современного общества. Подобное сознание людей, стремящихся к демонстрации своей индивидуальности, проявляется через процедуры кастомизации (от англ, «to customize» — настраивать, изменять). Несмотря на то, что персонализация и массовизация не совместимы, мода демонстрирует гибкость и отвечает на требование современного общества «массово индивидуализироваться» посредством кастомизации.
Второй параграф «Виртуализация социальной активности и практики медиатизации. Функционирование моды в качестве сетевого феномена» раскрывает расширение возможностей проявления социальной активности субъекта в современной сетевой культуре и представляет ее виртуализацию, как важнейшую функцию моды.
Соискателем раскрыты основные причины виртуализации моды и показано, что ее сетевое функционирование связано с участием ведущих брендов в коммуникации в социальных сетях – одним из первых экспериментов стал показ новой коллекции марки «Burberry» в 2013 г., который транслировался сразу в одиннадцати социальных сетях, набрав за два часа 18000 лайков в Instagram и 1200 перепостов фотографии с завершения показа в Twitter. В 2015 г. популярный молодежный бренд Topshop в партнерстве с Facebook и Instagram разработали «сетевой подиум» к моменту показа коллекции одежды Unique. Виртуализация затронула и процесс продажи одежды, где программа Zeekit Арр позволяет виртуально примерить одежду, загрузив в приложение свою фотографию, а такие компании, как Adidas, Asos, Н&М, TopShop и многие другие уже используют данную опцию в своих сетях.
Анализ процесса развития моды к 2020-м гг. дает автору возможность показать, что одним из важных участников этого процесса становятся агенты (инфлюенсеры, блогеры, влогеры, insta-girls и т.д.), создающие событийный контент, связанный с модой, и формирующие идеальный образ красоты, молодости, стройности, спортивности и здоровья. Этот идеальный типаж существенно отличается от того образа – естественного и правдивого, – который формировался на раннем этапе становления сетей их участниками, публиковавшими любительские фотографии без редактирования и коррекции. Соискатель констатирует, что для многих современников сетевая жизнь становится более значимой, чем реальность повседневности, в связи с чем конструирование сетевого «Я» становится важной функцией моды в виртуальном мире симуляций. На виртуализацию образа направлены многочисленные приложения к гаджетам, позволяющие создавать собственный образ для трансляций в интернете. Пользователями сетей широко востребован режим бьютификации – алгоритм обработки снимков на основе персонализированных настроек и их сопоставления с обширной базой лиц звезд и фотомоделей для повышения привлекательности образа портретируемого (приложения Perfect 365, FaceTune, YouCam). Фактически искусственный интеллект начинает выполнять функции тренера спортзала, пластического хирурга, диетолога и визажиста. Для фотографий,
размещаемых в сетях, создаются специальные линии косметики и одежды, нейтрализующие негативные эффекты селфи. Автор выявляет такую актуальную инновацию, как мода на дизайн и разработку одежды для собственного аватара – сетевого образа, сопровождающего сетевое имя пользователя – Nickname.
Третий параграф «Новая функциональность моды в цифровом обществе как экологоориентированном (от экологичного как природного – к экологичному как высокотехнологичному)» посвящен осмыслению функционирования моды в качестве феномена, формирующего экологическое сознание, соответствующее требованиям «устойчивого развития» (sustainable development). В работе показано, что в экологоориентированном обществе основная функция моды направлена на сохранение гармонии между природой и культурой. Это становится важным в связи с тем, что «быстрая мода» – «фастфэшн», представленная преимущественно в бюджетном сегменте (mass market) и основанная на массовом производстве и ориентации на частую смену образов, их удешевление и упрощение, – по масштабам загрязнения окружающей среды встает в один ряд с нефтяной промышленностью. Только в США произведенная, но нереализованная продукция обходится индустрии моды в $ 50 млрд в год. Последние исследования китайской платформы аренды одежды YCloset показывают, что в США один предмет одежды носят в среднем семь раз, в Китае – три раза, после чего от образца избавляются.
На основе анализа развития моды в контексте экологической проблематики автор делает вывод о том, что новая функциональность моды, стремящейся нейтрализовать негативное воздействие на окружающую среду, определяется установкой на переориентацию от природных материалов, использование которых нередко приводит к экологическим катастрофам, на искусственные и высокотехнологичные, не наносящие вред среде, которые и стали рассматриваться, как экологичные. Таковы вискозные волокна LivaEcoTM и EcoveroTM, созданные из древесной массы, полученной с применением современных, щадящих методов производства, в ходе которого выделяется меньше СО2; переработанный полиэстер — искусственное волокно, изготовленное из отходов, содержащих нефтяные углеводороды (пластиковые бутылки, одежда из полиэстера).
В работе акцентируется, что философия избыточного потребления стала особенно активно переосмысливаться в период пандемии. В фотопроекте журнала Vogue «Открытки из дома: креативность во время кризиса» (Postcardsfrom Ноте: Creativity in a Time ofCrisis) доминирует идея о том, что необходимый набор одежды может быть минимальным, а в условиях домоцентризма его основу составляют домашние платья и комфортные полуспортивные костюмы из мягких тканей. Эти тенденции актуализировали идею о «конце» моды, отсылающую к концепции жизненных циклов моды Ж. Липовецки («Империя эфемерного. Мода и ее судьбы в современном обществе») и Р. Барта («Система моды»).
В Заключении формулируются основные выводы исследования, определяется, что функциональный подход как основная методология исследования позволяет выйти на культурологический уровень осмысления моды и выявить динамику выполняемых модой функций, сочетающихся по принципу комплементарности и социально, культурно, исторически обусловленных. Постулируется, что гипотеза исследования последовательно доказана через определенную логику его построения и доказательность его основных положений, связанных с анализом моды и выполняемых ей функций в соответствии с общественным запросом на индустриальном, постиндустриальном, информационном – цифровом этапе ее развития. Указанные аспекты, связанные с открытостью функциональной системы моды и ее постоянными модификациями в соответствии с изменениями самого общества, могут стать предметом дальнейших исследований трансформаций функций моды в пространстве современной культуры, а также построения прогнозов, связанных с формированием новых функций, которые мода будет призвана реализовать.
Актуальность темы исследования определяется ролью и растущей
значимостью моды в социокультурном пространстве современности. Мода
прочно зафиксировала свои позиции в культуре индустриального общества,
показав способность к развитию и изменению в постиндустриальном
обществе и в условиях цифровой трансформации. В современных условиях
мода осваивает новые технологии и, ориентируясь на изменяющиеся
социальные практики, демонстрирует устойчивое, стремительное развитие,
соответствуя изменениям в системах ценностей и соответствующих им
социокультурных образцов.
Мода выступает как универсальный механизм, который естественно
развивается в любом типе общества, обретая национально-культурную
специфику в границах разных культурных миров, везде выполняя важные
функции связующего социального элемента. Это не означает, что мода
формирует установку исключительно на единство стиля, манеры общения,
тактик социального взаимодействия. Напротив, с помощью важных маркеров
она устанавливает барьеры в обществе, осуществляя социальную сегрегацию,
одновременно формируя связи между различными сообществами, определяя
демократизм и единство нации через семиотически важные элементы
одежды.
Мода – достаточно сложный феномен, вобравший в себя все
противоречия культуры раннего индустриального общества, однако
проявляющий гибкость и способность успешно функционировать как в
границах постиндустриального общества, так и его информационной,
цифровой стадии развития. Мода развивается вместе с обществом, отражая
все, характерные для него тенденции – и в экономике, и политике, и
социальной сфере. В моде проявляются взлеты и спады экономики, рост
промышленности и кризисы перепроизводства, локальные конфликты и
военные действия, установки на единство и индивидуализацию, религиозные
предпочтения и научные открытия. На каждом этапе своего развития мода
выполняет новые задачи и соответствующий социальный заказ. Все эти
трансформации моды представляют репрезентативный исследовательский
материал для культурологического анализа, позволяющий судить о характере
функционирования культуры в целом.
Исследование трансформаций моды через расширяющееся
пространство ее функций будет способствовать более глубокому пониманию
тех механизмов динамики культуры в целом, которые проявляются во всех ее
формах, явлениях и феноменах, одним из которых является феномен моды.
Степень научной разработанности проблемы.
Мода как специфический социокультурный феномен стала предметом
исследования с XVII-XVIII вв. – сначала в границах культурфилософского
знания. В эпоху Просвещения, когда была сформирована модель культуры с
опорой на рационализм, гуманизм и историзм, феномен моды привлек
внимание таких ученых и философов, как Вольтер, И. Кант, А. Смит, Ж.- Ж.
Руссо, А. Шефтсбери. В первых исследованиях по данной проблеме мода не
удостаивалась высокой оценки. Ж.-Ж. Руссо писал, что «мода заглушает
вкус; люди перестают стремиться к тому, что нравится, а лишь к тому, чтобы
отличаться от других»1. А. Шефтсбери рассматривал моду как форму
общественности, препятствующую становлению личности2.
Развитие моды охватило не только европейские государства, но и
Россию. В отечественной гуманитарной мысли внимание к феномену моды в
XVIII, а особенно, в XIX веках проявили К. С. Аксаков, Н. А. Бердяев, Г. В.
Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой. Мнение
большинства отечественных мыслителей XIX века по отношению к моде
можно охарактеризовать как негативное по преимуществу – в моде видели
Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. История эстетики. В 5-ти т. / Ж.-Ж. Руссо. – М. :
Искусство, 1964. – С. 408. Шефтсбери, А. Эстетические опыты / А. Шефтсбери ; под общ. ред. М. Ф. Овсянникова. –
М. : Искусство, 1974. – С. 290.
основную причину разрушения обычая и традиции. Так, Н.В. Гоголь в
личной переписке жалуется, что «мода подорвала обычай»3, и призывает
власти на местах бороться с ней личным примером, а К.С. Аксаков
рассматривает ее как «идола толпы»4.
Ко второй половине XIX века мода становится повсеместно
распространенным явлением, вследствие чего внимание со стороны науки к
ней значительно усиливается. Работы, принадлежащие Т. Веблену, Г.
Зиммелю, А. Зомбарту, Г. Риккерту, Г. Спенсеру, Г. Тарду, а также более
поздние исследования П. Бурдье, Г. Блумера, содержат новые подходы к
исследованию моды. В рамках социологического, социально-философского и
психологического подходов фиксируется возможность моды создавать
искусственный спрос (А. Зомбарт), закреплять и формировать определенную
систему ценностей (Г. Риккерт), определяется классовая дуалистичнось моды
(Г. Зиммель), мода рассматривается как основанная на механизме
подражания (Г. Тард), как механизм коллективного отбора (Г. Блумер), как
феномен, непосредственно связанный с медиа (П. Бурдье).
В рамках постмодернистской методологии мода начинает
рассматриваться как феномен символический, основные коннотации
которого определяются в контексте таких понятий, как «власть-знание» (М.
Фуко) и «растущая власть» (Ж. Липовецки), «симулякр» (Ж. Бодрийяр),
«удовольствие» и «империя эфемерного» (Ж. Липовецки), «соборы
потребления» (Дж. Ритцер), «смена сообщений» (А. Б. Гофман), «машины
желания» (Ж. Делёз, Ф. Гваттари)5. Интенсивное развитие моды,
Гоголь, Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н. В. Гоголь. – СПб. : Азбука-
классика, 2008. – С. 120. Аксаков, К. С. О некоторых современных собственно литературных вопросах / К. С.
Аксаков. – URL: www.azlib.ru/a/aksakow_k_s/text_0340.shtml (дата обращения 20.05.2020). Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Качалова. – М. :
Издательский дом «ПОСТУМ», 2018. – 240 с. – (Технология свободы); Делёз, Ж. Анти-
Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. – Екатеринбург : У-Фактория,
2007. – 672 с.; Липовецкий, Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном
обществе. Серия «Библиотека журнала Теория моды» / Ж. Липовецкий ; пер. с фр. Ю.
Розенберг ; под науч. и лит. ред. А. Маркова. – М. : Новое литературное обозрение, 2012. –
336 с.; Липовецкий, Ж. Эра пустоты Эссе о современном индивидуализме
захватывающей большинство социальных сфер, позволяет рассматривать ее
как систему – Р. Барту («Система моды») и Ж. Бодрийяру («Система
вещей»)6.
Работы современных западных авторов Дж. Б. Айхера, Р. Арнольда, Г.
Блау, Б. Брауни, С. Блек, А. Гечи, М. Дейвида, В. Караминаса, А. Рокамора,
Л. Свендсена, В. Стил, Э. Уилсона, Э. Э. Холландера отражают социальные,
психологические, философские аспекты моды, подчеркивая ее связь с медиа,
ее способность выступать в качестве «мечты», противостоящей реальности,
рассматривают ее в связи с процессами цифровизации. Появляются
фундаментальные исследования, посвященные теории моды (А. Рокамора, А.
Смелик).
В работах отечественных исследователей, в том числе, представителей
культурологического знания, – А. Ю. Демшиной, С. Н. Иконниковой, М.И.
Козьяковой, А.В. Коневой, К. Михалевой, И. Осиновской, И.Н. Тюрина, В.С.
Белгородского, Е.Г. Андреевой, В.В. Гетманцевой, А. Голуба мода
рассматривается как социальный институт, как уникальный,
многофункциональный механизм, формирующий идеологию и развивающий
индустрию потребления. В работах И.А. Алпатовой, С.М. Ванькович, А М.
Горбачевой, Р.В. Захаржевской, Е.В. Киреевой, Т.В. Козловой, М.Н.
Мерцаловой, Т.П. Неклюдова, Ф.М. Пармон мода изучается в рамках
истории одежды. Тема народного костюма применительно к традиционному
обществу раскрыта в исследованиях П.Г. Богатырева, А.В. Захарова, М.В.
Захарченко, Н.М. Калашниковой, Ю.А. Степановой. Моде как феномену
массовой культуры посвящены работы Е.П. Смольской, Н.Н. Суворова, Е.Н.
Шапинской, а проявлениям самой массовой культуры в обществе – работы
/ Ж. Липовецкий ; пер. с фр. В. В. Кузнецова. – Санкт-Петербург, 2001. – 331 с.; Фуко, М.
Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. – Москва : Ad Marginem, 1999. –
478 с.; Ritzer, G. Enchanting а Disenchanted World: Revolutionizing the Means of
Consumption. – Thousand Oaks, Pine Forge Press, 1999. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт ; пер. с фр. С. Н.
Зенкина. – М. : Академический проект, 2018. – 430 с. – (Философские технологии);
Бодрийяр, Ж. Система вещей / Пер. с фр. Жан Бодрийяр. – М. : Рудомино, 1995. – 168 с.
О.Н. Астафьевой, А.В. Захарова, И.В. Кондакова, А.В. Костиной, Т.Ф.
Кузнецовой, К.Э. Разлогова, Е.Г. Соколова, А.Я. Флиера, Н.А. Хренова.
В настоящее время мода рассматривается в контексте современных
событий. Варианты развития моды и ее трансформации в обществе цифровой
эры прорабатывают Дж. Бартлетт М. Дьюза, Г. Ловинк, А. Рокамора, Э.
Уилсон, Р. Финдли, С. Аршинова, О. Вайнштейн, А. А. Бодров, А. Голуб.
Моду с темой экологии связывают А. Бек, А. Гечи, В. Караминас, В. Пуйяр,
В. Стил.
Целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов, среди которых
– Х.М. Аку, Джоан Б. Айхер, Л. Бертон, С. Вуд, Л. Горалик, Х. Кларк, Я.
Меркулова-Рейнолдс, И. Сироткина, К. Эленовиц – Хесс, Е. Васильева, М.
Сливко7 – посвящен осмыслению моды в период пандемии.
Несмотря на постоянное внимание к феномену моды, в границах
культурологического знания остается открытым вопрос, требующий своего
исследования, связанный с функциональными проявлениями моды на
различных этапах ее существования, а также с трансформациями8 этих
функций в контексте социокультурных изменений. На восполнение данного
пробела и претендует данная диссертация.
Объект исследования – мода как социокультурный феномен,
выступающий в многообразии своих проявлений.
Новая норма: гардеробные и телесные практики в эпоху пандемии / ред.-сост. Л.
Алябьева. – Москва : Новое литературное обозрение, 2021. – 320 с. Понятие «трансформация» – применительно к процессам, происходящим в культуре – в
исследовании рассматривается, как процесс, связанный с возникновением новых
культурных практик, изменением смыслов и ценностей в обществе, формированием
новых культурных приоритетов, влияющих на общественное поведение человека и
непосредственно связанных с состоянием экономической и политической системы. В
работе понятие «трансформация» применяется наряду с понятием «культурное развитие»,
которые рассматриваются как рядоположенные, но, вместе с тем, имеющие
специфические коннотации. Так, понятие «развитие» – применительно к процессам,
происходящим в культуре – в исследовании рассматривается, как процесс такого
«закономерного изменения всех компонентов культуры, в результате которого возникает
ее новое качественное состояние, изменение состава или структуры (т. е. возникновение,
трансформация или исчезновение каких-либо культурных элементов и связей)» (Развитие
культурное // Понятия и категории. Вспомогательный проект портала ХРОНОС. URL:
http://ponjatija.ru/node/9504).
Предмет исследования – функции моды, которые она формирует и
реализует в процессе своего развития.
Целью исследования является разработка концепции моды как
целостного и специфического социокультурного феномена, обладающего
совокупностью культурно-опосредованных функций, трансформация
которых в культуре осуществляется в соответствии с социокультурными
запросами эпохи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к изучению феномена моды в научной
литературе и определить исследовательский потенциал функционального
подхода.
2. Выявить факторы, способствующие формированию одних
функций моды и дезактуализации других.
3. Выделить функции, которые мода выполняет в массовом
индустриальном обществе.
4. Раскрыть особенности функционирования моды в
постиндустриальном обществе, связанные с «постматериалистическими»
ценностями.
5. Определить функции моды, которые она выполняет в обществе
условиях глобализации.
6. Выявить особенности функционирования моды в условиях
цифровой трансформации.
7. Раскрыть специфику развития моды в цифровом обществе и
виртуализированной среде.
8. Определить функциональную специфику моды в условиях
экологических кризисов.
Гипотеза исследования:
Моду можно рассматривать, как динамическую функциональную
систему, культурно и исторически опосредованную. Функции моды
существенно различаются в соответствии с общественным запросом,
формируемым на определенных этапах исторического развития – ряд из них
может сопровождать развитие моды на протяжении нескольких
исторических периодов, однако новые социальные задачи рождают и новые
ее функции. В рамках индустриального общества мода выполняет функцию
социальной стабилизации посредством введения демократического стиля,
общего для всех социальных слоев. Постиндустриальное общество
формирует «постматериалистические» ценности, на которые мода реагирует
актуализацией практик, связанных не с их вещественным, а идеально-
символическим содержанием. На ситуацию глобализации мода реагирует
посредством установления диалогических отношений между культурой-
донором и культурой-реципиентом посредством взаимодействия стилей в
одежде. В обществе цифровой трансформации становятся доминирующими
функции кастомизации и виртуализации среды, которые мода выполняет
посредством конструирования личности в ее «сетевом» варианте.
Методология и методы диссертационного исследования.
Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и
зарубежных ученых в области теории и истории культуры, философии,
социологии, психологии, истории, искусствоведения, совокупность
положений которых составила научно-теоретическую основу исследования.
Среди них – работы отечественных ученых И.А. Алпатова, О.Н. Астафьевой,
С.М. Ванькович, А М. Горбачева, А.Б. Гофмана, Е.В. Киреева, Т.В. Козлова,
И.В. Кондакова, А.В. Костиной, М.И. Козьяковой, М.Н. Мерцаловой, Т.П.
Неклюдова, Л.В. Петрова, Е.П. Смольской, Н.Н. Суворова, А.Я. Флиера, Е.В.
Шапинской, А.И. Шендрика, О.В. Шлыковой, а также зарубежных, по
преимуществу европейских, – Р. Барта, Г. Блумера, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье,
Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Ж. Липовецки, Л. Свендсена, Г. Тарда и др.
Научные положения, представленные в этих трудах, учитывались в работе и
выступили в качестве ее методологического основания.
Работа опирается на интегративную методологию, специфичную для
культурологии, объединяющую комплекс методов различных областей
знания – культур-философского, социально-психологического, историко-
культурного, а также методологических подходов – аксиологического,
системного, типологического, функционального, доказавших свою
продуктивность в рамках культурологии. Ведущими в диссертации стали:
Метод сравнительно-исторического анализа, с помощью
которого были изучены и проанализированы основные труды в области моды
в разные периоды ее функционирования.
Системный подход, позволивший определить содержание моды
как системы, проявляющей явно выраженную связь с социокультурным
контекстом, в рамках которого она функционирует.
Метод типологизации, использованный в работе в целях
выявления тех типов общества, которые отличаются единством
функциональных проявлений моды.
Функциональный метод, позволивший выделить функции,
специфические для определенных этапов развития моды, и через
демонстрацию их сменяемости выявить закономерности в процессах
функционирования моды.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Предложен релевантный методологический подход к исследованию
моды как особого культурного феномена, позволяющий раскрыть
содержание моды через динамику выполняемых ей функций.
2. Определено, что мода функционирует как сложная динамическая
система, где формирование и дезактуализация ее функций осуществляется в
строгом соответствии с запросами общества в рамках определенного
исторического этапа развития культуры и общества.
3. Показано, что в массовом индустриальном обществе – с активными
процессами миграции и маргинализации, с новыми классовыми
отношениями, сменившими сословные, с не выстроенными каналами
трансляции смыслов и ценностей, мода развивается чрезвычайно активно,
выполняя функции: социальной стабилизации, демократизации,
адаптационную, коммуникативную, информационную, регулятивную,
идентификационную.
4. Раскрыта обусловленность в демассифицированном
постиндустриальном обществе моды на здоровый образ жизни, занятия
спортом, правильное питание формированием ценностей нового типа –
«постматериалистических» или «постэкономических», отражающих
стремление человека не к обладанию вещами, а развитию собственного
личностного потенциала.
5. Выделена диалогическая функция моды, формирующаяся в условиях
глобализации и активной миграции и практически проявляющаяся во
взаимном заимствовании ценностей и элементов костюмного комплекса и
стиля представителями разных стран.
6. Определено, что в условиях цифровой трансформации основной
функцией моды становится установка на технологичность и возможность
подключения к основной функции одежды как покрова дополнительных
возможностей, присущих «умной одежде».
7. Показано, что в условиях цифровизации мода стремится
функционировать в качестве сетевого феномена, что проявляется в ее
виртуализации и стремлении к созданию цифровых коллекций (без их
пошива), созданию модного виртуализированного сетевого «Я»,
формированию индустрии дизайна аватара, расширению среды экспертов
моды за счет сетевых сообществ и института блоггинга.
8. Определено, что в обществе цифровой трансформации формируется
мода на экологичность, которая понимается не как природность, а как
технологичность, позволяющая минимизировать вред окружающей среде.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Исследования моды, которые представлены философами и
учеными XVIII-XXI веков, во многом обусловлены содержанием
культурно-исторического содержания эпохи, в границах которой они
сформировались, что объясняет различие оценок моды и тех значений,
которыми она наделяется. Мода осмысливается, как амбивалентная по
своему содержанию – отражающая как социально-типическое, так и
индивидуальное (западные исследования эпохи Просвещения); как фактор,
разрушающий традиционные смыслы культуры (работы отечественных
авторов XVIII – начала XX вв.); как механизм классовой дифференциации,
проявляющий себя не только в сфере одежды, но влияющей на все сферы
деятельности – поведение, искусство, науку, повседневные практики
(исследования конца XIX – начала XX вв.); как средство сакрализации и
семиотизации (работы постмодернистского периода). Исследование моды в
рамках данных подходов позволяет выйти на уровень ее
культурологического осмысления и не только описать моду, обращаясь к ее
эмпирически наблюдаемым особенностям, а выстроить систему, где мода
рассматривается в динамике осуществляемых ей функций.
2. Функциональной подход, в основе которого – восприятие моды как
феномена, различные элементы которого выполняют определенные функции
как специфические роли в сообществе и образуют между собой определенные
связи, является продуктивным для анализа моды. Функции моды, которые
сочетаются по принципу комплементарности, выступают не как статическая
структура, а как динамическая, где замена одной функциональной
конфигурации другой обусловлена изменением характера общественного
развития и социальных ожиданий, что позволяет рассматривать
функциональность моды как исторически и культурно опосредованную.
Функции моды существенно расширяют назначение традиционного
костюмного комплекса, реализующего функции: защитную, социального
ранжирования, половозрастной стратификации, передачи традиции,
коммуникационную, адаптационную, семиотическую, ритуально-
мифологическая, эстетическую – все они сохраняются впоследствии в
границах моды в снятом виде.
3. В массовом индустриальном обществе, характеризующемся
демократизацией общества и заменой сословных принципов структуризации
общества классовыми, активной социальной динамикой, миграцией сельского
населения в город, маргинализацией, развитием рыночных механизмов,
влияющих на социальные установки и рождающих новые стандарты
потребления, в том числе, «престижного потребления», мода выполняет целый
ряд функций:
– социальной стабилизации, сглаживающей напряженность между
разными социальными группами через механизмы демократизации одежды;
– создания социального единства через акцентирование демократических
норм на основе внедрения единых для всех социальных слоев элементов
одежды;
– коммуникативную и информативную, реализуемые через механизмы
подражания образцам одежды, и эмоционально-психологического заражения;
– регулятивную, адаптационную, идентификационную, осуществляемые
через символически значимое культурное потребление и передачу
посредством моды принятых в обществе норм и ценностей.
4. В обществе постиндустриальном основными становятся тенденции
демассификация и дестандартизация, формируется новая система
«постматериалистических» (post-materialist) или «постэкономических» (post-
economic) ценностей, обладающих не субстанционально-вещественной
значимостью, а идеально-символической. Мода реагирует на эти изменения не
столько трансформациями самой одежды, сколько формированием нового
функционального комплекса, направленного на изменение социокультурных
практик в соответствии с постэкономическими ценностями – такими, как мода
на здоровый образ жизни, занятия спортом, правильное питание. Этот запрос
поддерживается индустриями фитнеса, косметологии, пластической хирургии,
питания, что позволяет пересмотреть общепринятые нормы по отношению к
возрасту, внешности, стандартам поведения. Возникает интерес к
человеческой телесности и ее репрезентации, демонстрация тела превращается
в модный тренд.
5. В глобальном обществе с активными процессами трудовой и
политической миграции присутствие в обществе представителей культур с
различным восприятием западных ценностей индивидуализма, свободы,
равенства полов выступает как потенциально конфликтогенный фактор.
Одним из способов гармонизации отношений между принимающей и
принимаемой стороной стала мода, начавшая функционировать как механизм
установления диалогических отношений между представителями различных
культур, где возникла мода на инокультурные и экзотические элементы
одежды, стала актуальной идея «сокрытия тела» как отражающая принципы
женского костюмного комплекса стран Ближнего Востока. Процессы
глокализации и этнической сегрегации привели к восстановлению
потенциала функции идентификации, проявляющейся в моде на
традиционные элементы одежды как знаки собственной культуры и
актуализации этнического стиля. Для сглаживания социальной
напряженности получила распространение «мода на бедность» – имитация
дешевой одежды дорогими брендами.
6. В условиях цифровой трансформации новая функциональность моды
проявляется в формировании установки на технологизированные
«интеллектуальные» продукты и технологизацию сознания потребителей.
При этом совмещение функций собственно одежды – как покрова – и
дополнительных возможностей «умной» одежды, в том числе, подключенной
к Интернету вещей, приводит к полифункциональности и технологичности,
включающей компенсаторность, регулятивность, рекреативность, которые и
выступают основными признаками модной одежды.
7. Мода в условиях цифровизации функционирует как сетевой феномен
и стремится к виртуализации реальности. Это отражается в тенденциях:
виртуализации пространства функционирования моды, где варианты
коллекций создаются посредством компьютерных сервисов без их пошива;
расширении сообщества экспертов моды за счет блогеров, становящихся
лидерами мнений и формирующих официальное развитие индустрии моды;
виртуализации личности, где сетевое «Я» формируется посредством
программ бьютификации и – как следствие – затрудненности коммуникации
в реальном социальном пространстве; развитии индустрии моды в
виртуальном пространстве, где одним из направлений компьютерной
индустрии является создание модного дизайна собственного аватара.
8. В обществе, основанном на высоких технологиях, мода стремится
соответствовать установкам на экологичность. При этом изменяется само
понимание экологичности – не как имеющей природное происхождение (как
хлопок, производство которого требует значительных ресурсов), а как то, что
может создаваться из синтетических материалов, но не наносит вред
окружающей среде. Модным становится то, что формирует взаимосвязь
внутри «новой природности», позволяющей сохранить гармонию между
природой и культурой и сохранить баланс между экологичным, модным и
основанным на новых технологиях. Сама же мода функционирует в качестве
механизма популяризации продукции, не наносящей вред природе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней
выработана методология исследования функций моды в широком
социокультурном пространстве; обоснована продуктивность интегративного
культурологического подхода к феномену моды; доказана возможность
моделирования не только условий зарождения и развития моды, но и
культуры в целом – если рассматривать культуру как функциональную
систему; выделены функции моды, соотнесенные с определенными этапами
развития общества и порождаемыми ими специфическими запросами;
произведен анализ основных функций моды индустриального,
постиндустриального и информационного/цифрового этапов ее развития;
доказана возможность трактовки моды как динамической функциональной
системы, культурно и исторически опосредованной.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования полученных результатов для дальнейшего исследования моды
в рамках культурологии, применения выводов и положений данного
исследования в образовательном процессе при изучении массовой культуры,
истории культуры и искусства, а также активного внедрения в области
разработки научно-исследовательских проектов, связанных с феноменом
моды. Ключевые положения диссертации могут быть применены
специалистами индустрии моды как основание для экспертизы новых
тенденций в области моды и разработки предложений по ее дальнейшему
развитию.
Степень достоверности и апробация результатов исследования
определяется изложением его основных положений в 11 публикациях, 4 из
которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается
системностью постановки его цели и комплексным характером ее решения;
адекватностью избранных теоретико-методологических оснований
исследования поставленным в нем задачам; логичностью,
последовательностью и доказательностью основных положений диссертации;
системным и полным исследованием функций моды и их трансформаций в
пространстве современной культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на
международных и всероссийских научно-практических конференциях: на XIV,
XV, XVI Международных научных конференциях «Высшее образование для
ХХI века» (Москва, 2017 г., 2019 г., 2020 г.); на научно-практической
конференции с международным участием «Молодежь ХХI века, векторы
развития в пространстве новой социальной реальности», посвященной
международному дню солидарности молодежи (Москва, 2019 г.); на
Общероссийской (национальной) научной конференции «Моисеевские
чтения» (Москва, 2019 г., 2020 г., 2021 г.); на Международной научной
студенческой конференции «Мир вокруг нас: Человек – Общество –
Природа» (22-27 марта 2021 г.).
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс
АНО ВО «Московский гуманитарный университет» при чтении дисциплин:
«Культура ХХ века», «Массовая культура в современном обществе»,
«Культурология», «История дизайна», при проведении дискуссий и «круглых
столов», организованных факультетом рекламы, журналистики, психологии и
искусства по вопросам продвижения моды на рынке fashion-индустрии.
Соответствие диссертационного исследования Паспорту научной
специальности. Работа соответствует специальности 24.00.01 – Теория и
история культуры (культурология) и выполнена в соответствии со
следующими пунктами Паспорта специальностей ВАК РФ: 1.5. Морфология
и типология культуры, ее функции; 1.8. Генезис культуры и эволюция
культурных форм; 1.10. Принципы периодизации и основные периоды в
историческом развитии культуры; 1.13. Факторы развития культуры; 1.14.
Возникновение и развитие современных феноменов культуры; 1.21.
Традиционная, массовая и элитарная культура.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех
глав, включающих десять параграфов, заключения, списка использованной
литературы.
В завершение работы заключим, что в результате проведенного анализа
гипотеза исследования доказана: показано, что мода на каждом этапе своего
развития выполняет целый ряд функций, которые обладают спецификой,
соответствующей общественному запросу, где новые задачи, стоящие перед
обществом порождают и новую функциональную конфигурацию моды,
культурно и исторически опосредованную.
Общий вывод исследования конкретизируется в следующих
положениях.
1. Исследования моды, представленные как мыслителями XVIII-XX
веков, так и современными западными философами и учеными, определены
историческими событиями и общим социокультурным развитием общества,
что объясняет столь вариативную специфику в подходах и суждениях о моде
как о феномене культуры. В исследованиях моды в рамках классического
периода (И. Кант, Ж.- Ж. Руссо, А. Шефтсбери) впервые была отмечена
способность моды фиксировать классовые различия и был определен
механизм ее циркуляции – от элитарных слоев общества – к массе.
Отечественные мыслители (К. С. Аксаков, Н. А. Бердяев, Г. В. Гоголь, Ф. М.
Достоевский, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой) рассматривали моду как
механизм разрушения традиции и влияния на сознание и поведение «толпы».
К середине XIX века мода становится столь распространенным
явлением, что она становится предметом исследования многих ученых. В
работах постклассического периода (Т. Веблен, Г. Зиммель, А. Зомбарт, Г.
Риккерт, Г. Спенсер, Г. Тард, П. Бурдье, Г. Блумер) формируется ряд
подходов к исследованию моды – социологический, психологический,
аксиологический, фиксирующих способность моды влиять на общество, его
систему ценностей, его настроения.
Эти коннотации моды в границах постмодернистской методологии
отчасти снимаются, а акцент ставится на способности моды выступать в
качестве символического феномена, формирующего властные процедуры,
способного подвергать сакрализации процессы потребления и формировать
симуляционную реальность (М. Фуко, Ж. Липовецки, Ж. Бодрийар, Дж.
Ритцер, А. Б. Гофман, Р. Барт, Ж. Делёз, Ф. Гваттари).
В современных исследованиях мода рассматривается в контексте
изменений, связанных с цифровизацией, экологизацией сознания, пандемией
(Х.М. Аку, С. Аршинова, А. Бек, Л. Бертон, А. А. Бодров, О. Вайнштейн, Е.
Васильева, С. Вуд, А. Голуб, А. Гечи, Л. Горалик, В. Караминас, Х. Кларк, Г.
Ловинк, В. Пуйяр, А. Рокамора, И. Сироткина, М. Сливко, В. Стил, Э.
Уилсон, Р. Финдли, К. Эленовиц – Хесс).
2. Функциональный подход, взятый за основу данного
исследования, является достаточно продуктивным, он дает возможность
выйти на культурологический уровень осмысления моды и не только изучить
ее специфику, но и рассмотреть ее как определенную систему, где феномен
моды предстает в контексте осуществляемых ей функций. Столь же важным
методологическим основанием в работе становится концепция культурной
динамики, позволяющая осмысливать изменения в моде в категориях
развития и кризиса, соответствующие определенным трансформациям в
культуре и обществе. В этом смысле процесс формирования и смены
функций моды выступает, как процесс закономерный, а сами функции,
сочетающиеся по принципу комплементарности, предстают в качестве
подвижной и динамичной структуры, где функциональные конфигурации
чередуются в соответствии с их актуальностью.
Функции моды существенно увеличивают предназначение
традиционного костюма, также выполняющего целый ряд специфических
функций: защитную, коммуникационную, половозрастной стратификации,
социального ранжирования, адаптационную, передачи традиции,
семиотическую, эстетическую, ритуально-мифологическую – и продолжают
присутствовать в моде в снятом виде.
3. На индустриальной стадии развития мода выполняет функцию
стабилизации социальной системы, сглаживая напряженность между
классами как качественно различными социальными группами через систему
демократизации одежды, создавая социальное единство посредством
акцентирования демократических норм индустриального общества,
организуя циркуляцию смыслов между разными социальными группами
посредством демократизации моды и смешения стилей мужского, женского,
молодежного костюмных комплексов, а также заимствования высокой
модой элементов демократической одежды.
4. В постиндустриальном обществе мода выполняет функцию
распространения «постматериалистических» ценностей – формирования
здорового образа жизни и введения новых социальных стандартов и норм,
связанных с возрастом и критериями красоты. Формируется интерес к
человеческой телесности и ее репрезентации. Демонстрация своего тела как
собственного достижения, понимания красоты и роскоши или, напротив,
трансляция тела как протеста против новых устоев требует определенного
внимания и трансформируется в современную социокультурную практику и
разновидность досуга.
5. В период глобализации и активной миграции мода выполняет
диалогическую функцию, налаживая отношения между разными
этническими группами посредством смешения стилей культуры-донора и
культуры-реципиента, через популяризацию инокультурных и экзотических
элементов костюмного комплекса, особого кроя, соответствующих
аксессуаров и цветовой гаммы, снимает напряжение между представителями
разных культур и социальных групп через введение особой «моды на
бедность», где в одежде дорогих брендов имитируется дешевизна моделей.
6. В обществе цифровой трансформации функции моды направлены
в сторону формирования технологизированного сознания представителей
современного общества через образцы «умной одежды» и распространение
«неотехнологического» стиля, а также на выполнение задач рекреативности,
компенсаторности, регулятивности. Функции костюмного комплекса в
условиях развития высоких технологий направлены на расширение
физических возможностей человека и улучшение его функций реляции –
теплообмена, укрепления мышц и суставов, что активно используется в
спортивной одежде. Виртуализация моды позволяет ей влиять на процессы
создания сетевой личности через подключение процедур бьютификации и
формирование дизайна собственного аватара.
7. Мода реагирует на обострение глобальных экологических
проблем, реализуя функцию экологизации сознания потребителей и
формируя установки на потребление продукции, безвредной для
окружающей среды. При этом мода формирует новое понимание
экологичности – не как природности, где отдельные природные материалы –
хлопок и шерсть – оказывают негативное влияние на эко-среду, а как
высокой технологичности и выбору искусственных материалов, не
уступающих по своим свойствам натуральным. Таким образом мода в
ситуации экологических кризисов вводит новое понимание естественного и
искусственного, влияя на практику применения этих понятий в рамках
культурологии.
8. Мода является феноменом, сформировавшимся во всей
совокупности своих основных характеристик в границах индустриального
общества и остающимся столь же актуальным в постиндустриальном и
информационном обществе, обществе цифровой трансформации. Это
обусловлено не только экономическими факторами, но и социокультурными,
связанными с ярко проявляющейся способностью моды формировать на
каждом этапе своего развития совокупность выполняемых ей функций,
отвечающих потребностям общества в определенных исторических
обстоятельствах. Поэтому моду можно рассматривать как функциональную
конфигурацию, конкретизирующую свое содержание на различных этапах
общественного развития. Таким образом, функция гармонизации отношений
и установления социального единства в индустриальном обществе, сменяется
совокупностью функций постиндустриального общества, связанных с
«постматериалистическими» ценностями, с развитием личностных и
индивидуальных характеристик человека, его творческого начала, внимания
к телесным практикам. В ситуации глобализации и активных миграционных
процессов мода формирует в общественном сознании установки на
выстраивание диалогических отношений между представителями разных
культур. В обществе цифровой трансформации мода начинает выступать как
механизм формирования сознания, открытого инновациям. На экологические
кризисы мода реагирует установками на эколого-ориентированные практики.
Поскольку функциональная система моды открыта и находится в
постоянном изменении в соответствии с трансформациями самого общества,
это открывает перспективы для ее дальнейшего изучения и построения
прогнозов, связанных с формированием новых функций, которые мода будет
призвана реализовать.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!