Туризм как феномен городской культуры : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии : 24.00.01
ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………. 2
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ГОРОД И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА XIX–XXI ВВ. КАК
ПОРОЖДАЮЩАЯ И ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА ТУРИЗМА ……………… 13
1.1. Туризм как феномен ХХ–ХХI века ………………………………………………………… 13
1.2. Осмысление города XIX–XXI вв. в гуманитарном знании и его значение для
понимания истоков туризма …………………………………………………………………………. 35
1.3. Городская культура как порождающая и воспроизводящая основа…………. 57
туризма ……………………………………………………………………………………………………….. 57
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
ТУРИЗМА ………………………………………………………………………………………………………. 85
2.1. Трансформация туризма: от городской субкультуры к транссубкультуре.. 85
2.2. Туризм как инструмент преобразования городской культуры ………………… 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 159
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 164
Актуальность темы исследования. Туризм сегодня играет большую роль
в экономике, политике, социальной сфере многих стран и в межкультурной ком-
муникации. Туризм многоаспектен: он является практикой путешествий, формой
релаксации, видом досуга, формой познания, коммуникативной практикой, вместе
с тем это перспективная отрасль экономики и вид бизнеса. Состоянием сферы ту-
ризма озабочены многие международные, правительственные, общественные ор-
ганизации, а к теоретическому анализу туризма обращаются представители раз-
ных наук. Вместе с тем единой науки о туризме пока не существует. Есть форми-
рующаяся, становящаяся область знания, которая в нашей стране определяется
термином «туристика». Она постепенно накапливает концептуальный багаж, ко-
торый черпает из экономики, географии, истории, социологии, философии. Одна-
ко особую роль в осмыслении туризма играет культурология. Достаточно успеш-
но развивается традиция культурологического исследования туризма, представ-
ляющая туризм как феномен культуры индустриального и постиндустриального
общества. В то же время остаются не решенными многие вопросы, имеющие важ-
ное теоретическое и практическое значение. Одним из них является вопрос о вза-
имосвязи туризма и городской культуры.
Город становится преимущественной формой организации жизни и основ-
ной средой обитания современного человека. Тенденция урбанизации фиксирует-
ся как данность, в качестве данности утверждается и то, что город и его особая
культура чрезвычайно креативны, вследствие чего городская среда является до-
мом для множества субкультур, а также основой для формирования новых соци-
ально-культурных практик. Значение города как генератора особого типа культу-
ры выражается, в частности, в попытках оформления культурологии города в са-
мостоятельную дисциплину.
В настоящее время многие города стремятся стать центрами туризма, осо-
знают важность развития туризма как фактора экономического благополучия.
Именно социально-экономические факторы выходят на первый план при форми-
ровании различных программ развития туристской отрасли в городах, в то время
как роль туризма в городской культуре исследована не в полной мере. Вместе с
тем выявилась и другая тенденция – ряд городов и туристских дестинаций начи-
нают испытывать негативное воздействие туризма, пытаются ограничить турист-
ские потоки. Эта противоречивость также должна быть теоретически осмыслена.
«Текучая современность» предполагает непрерывную трансформацию со-
временной культуры и порождаемых ею явлений. На сегодняшний день не оста-
ются незыблемыми ни границы субкультур, и даже самой городской культуры, ни
рамки традиционных понятий и научных определений. В частности, появляются
новые формы и виды туризма, которые открывают перспективы для переосмыс-
ления роли туристских практик в городской культуре.
Итак, актуальность темы исследования обусловлена как становлением куль-
турологии города и необходимостью наработки концептуальной базы туристики,
так практическими аспектами взаимосвязи туризма и города.
Проблема исследования заключается в том, чтобы не просто констатиро-
вать наличие связи города и городской культуры с туризмом, а в том, чтобы по-
нять их в качестве порождающей, воспроизводящей, развивающей основы туриз-
ма, а также выявить влияние туризма на города и городскую культуру.
Степень разработанности темы. Ключевые понятия, которыми мы опери-
руем в работе: туризм, город, городская культура, субкультура – заставляют обра-
титься к нескольким блокам научных исследований.
Проблемы туризма непосредственно интересуют ряд западных ученых:
Дж. Боуэна, Ф. Котлера, Дж. Мейкенза, Дж. Уокера, однако их работы связаны в
основном с изучением предпринимательства в туризме. Советские и российские
авторы – стоявшие у истоков «туристики» Н. П. Крачило, И. В. Зорин и
В. А. Квартальнов, а также В. И. Азар, А. Ю. Александрова, М. Б. Биржаков,
В. Г. Гуляев, Г. П. Долженко, А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, А. С. Кусков,
Г. А. Папирян, А. Д. Чудновский, В. Г. Федцов и др. также в основном интересо-
вались вопросами туристской экономики, менеджмента туризма, туристского за-
конодательства, технологий оказания туристских услуг.
Важный вклад в осмысление феномена туризма внесла социология туризма
и досуга. В рамках этого научного направления работали как западные
(Р. Бахлайтнер, Т. Берноу, Э. Кохен, С. Коэн, А. Т. Пауль, К. Уард, У. Ханнерз,
Д. Хэррисон, и др.), так и отечественные (И. А. Гобозова, Г. Г. Дилигенский,
С. В. Дусенко, Г. Е. Зборвский, Е. Н. Покровский, В. И. Рогачева, В. А. Тураева,
Т. И. Черняева, С. Е. Щеглова и др.) исследователи.
В рамках социальной философии туризма и путешествий стоит отметить
работы З. Баумана, Д. Бурстина, Э. Гидденса, Д. Маккенела, Д. Урри, и др. Ту-
ризм как социально-культурное явление также рассмотрен в работах
Л. Н. Захаровой, С. Н. Сычаниной и др. Философско-культурологическое осмыс-
ление туризма представлено в исследованиях А. С. Гализдры, Л. А. Мясниковой,
М. В. Соколовой, В. К. Федорченко, А. Б. Фенько, Е. Н. Шапинской и т.д. Ряд
междисциплинарных работ хотя и не затрагивают непосредственно вопросов ту-
ризма, но дают большой материал для развития научных исследований в данном
направлении (например, работы Д. Н. Замятина по культурной географии, поли-
тологические работы С. Г. Кара-Мурзы и т. д.).
Исследования городов и городской культуры берут свое начало в немецкой
философии (К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер), однако они рассматривают город
прежде всего как экономико-политический феномен.
Социально-философский подход нашел свое отражение в работах
Г. Зиммеля, философско-антропологический – К. Лоренца, исследованием соци-
альных проблем и противоречий городской среды занимались представители Чи-
кагской социологической школы (Р. Парк, Э. Бёрджесс, Р. Маккензи, Л. Вирт и
др.). На изучении городской повседневности были сосредоточены
Б. Вальденфельс, В. Беньямин, Ф. Бродель, А. Лефевр и др. Семиотическая кон-
цепция применительно к городам используется в работах Ю. М. Лотмана, а также
В. В. Абашева, Е. М. Акимкина, О. И. Генисаретского, В. Л. Глазычева,
Л. Н. Когана, Ю. С. Степанова, В. Н. Топорова и др. Весомый вклад в исследова-
ния города внесла культурная география (Ю. А. Веденин, М. Готтдиенер,
Ф. Джеймисон, Д. Н. Замятин, Л. Лофланд, М. Мартинс, В. Н. Стрелецкий,
Р. Ф. Туровский, М. С. Уваров, Д. Харви, Д. Хосгрув, Д. Хусон, Н. А. Черняева и
др.) и топология (С. А. Азаренко, В. С. Вахштайн, С. В. Пирогов и др.). Огромная
работа по обобщению доминирующих теорий в изучении городов была проделана
Е. Г. Трубиной.
Культурологические исследования города очень разнообразны и многоас-
пектны – это, в частности, работы Д. А. Алисова, Н. П. Анцифирова,
Г. И. Баженовой, Т. Ю. Быстровой, С. М. Волкова, В. Л. Глазычева, И. М. Гревса,
В. М. Долгого, М. C. Кагана, А. Г. Левинсона, Д. С. Лихачева, А. А. Сванидзе,
П. П. Семенова-Тян-Шанского, Л. Г. Скульмовской, К. Шлегеля, Л. Е. Трушиной,
О. С. Кирилловой, Н. С. Галушиной, Л. Я. Лурье и т. д. И хотя не все из вышепе-
речисленных авторов являются культурологами, но их исследования близки к
культурологическим по своим подходам или по используемому материалу.
Изучением городских субкультур занимались В. И. Гутыра, С. И. Левикова,
Н. Н. Слюсаревский, М. М. Соколов и др. Туризм как субкультура рассматривался
в работах Л. А. Мясниковой, А. В. Лагутиной, а рассмотрению элементов турист-
ской субкультуры посвящены публикации И. Е. Ферапонтова.
К исследованию особенностей современного общества в целом обращаются
З. Бауман, Э. Гидденс, М. Кастельс, Дж. Урри, и др. Трансформация городской
среды под влиянием туристских потоков находит отражение в периодической пе-
чати и различных интернет-источниках, посвященных теме градостроительства,
городской экономики, социальных исследований. Также изучению этого влияния
уделяют внимание урбанисты, социологи, культурологи, социальные философы:
З. Бауман, Д. Бурстин, Б. Гройс, Дж. Джекобс, В. С. Вахштайн, Д. Н. Замятин,
Ш. Зукин, В. А. Куренной, Д. Маккенел, А. Миддлтон, Л. Ю. Салмин и др.
Объект исследования – туризм как феномен культуры.
Предмет исследования – взаимосвязь и взаимодействие городской культу-
ры и туризма.
Цель – осуществить культурологический анализ возникновения, воспроиз-
водства, развития туризма в рамках городской культуры и понять изменение го-
рода и городской культуры под влиянием туризма.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности, значение, противоречивость туризма ХX – XXI вв.;
2. Представить основные подходы к пониманию города ХIX – XXI вв. в гу-
манитарном знании и их значение для понимания предпосылок становления и
развития туризма;
3. Осмыслить особенности городской культуры как порождающей и вос-
производящей основы туризма;
4. Выявить развивающую роль городской культуры в туризме через анализ
трансформации туризма от городской субкультуры к транссубкультуре;
5. Определить роль туризма в трансформации городской среды и городской
культуры.
Теоретико-методологическая база. В понимании туризма как явления
XX – XXI вв. особую роль в данном исследовании сыграли работы З. Баумана,
Дж. Бурстина и Д. Маккенела, а также идеи Дж. Урри о роли мобильностей в со-
временном мире.
Для понимания специфики города и городской культуры как порождающей
и воспроизводящей основы туризма особо значимыми стали работы Г. Зиммеля
К. Лоренца, Дж. Джекобс. Обобщения, связанные со сменой подходов к исследо-
ванию города, получены из социально-философских работ Е. Г. Трубиной и
В. С. Вахштайна. Понимание специфики жизни современного города и общества
почерпнуто в работах Ж. Бодрийяра, Дж. Бурстина, З. Баумана, В. А. Куренного.
Метафора города как «культурной лаборатории» базируется на понятии «соци-
альной лаборатории» Р. Парка.
Развивающая роль городской культуры, отразившаяся в трансформации ту-
ризма от городской культуры к транссубкультуре выявлена под влиянием работ
Л. А. Мясниковой, И. Е. Ферапонтов, а также работы С. С. Алексеева, Р. Б. Рубель
«Размышления о туризме». Для осмысления трансформации туристской субкуль-
туры ключевым стало понятие «транскультуры» М. Н. Эпштейна. Значительную
роль в осмыслении взаимосвязи экскурсионно-туристской сферы и городской
культуры сыграли работы Н. П. Анцифирова, И. М. Гревса, Л. Я. Лурье.
В качестве основного методологического подхода избран культурологиче-
ский подход, в рамках которого мы акцентируем внимание на изучении городской
культуры через систему культурных образцов, ценностей и смыслов, стиля и об-
раза жизни, формирование новых продуктов культуры, в частности становление,
функционирование и трансформацию туристского движения.
Для решения более конкретных задач используются следующие методы:
– системный – в понимании комплексного характера города и туризма,
– эволюционно-типологический, позволивший выявить этапы развития горо-
да, городской культуры и туризма; близкие к нему культурно-исторический и
компаративистский методы. Также в работе выделяются идеальные типы горо-
дов и туристов.
Кроме того, в работе применяются и общетеоретические методы. Культу-
рология относится к гуманитарным наукам, специфику которых ведущие методо-
логи видят в широком использовании идеографических (описательных) и повест-
вовательных методов.
Эмпирической базой исследования являются собственная деятельность ав-
тора в качестве непосредственного участника, организатора туризма, гида-
экскурсовода.
Научная новизна работы:
1. Данное исследование – одно из первых, где туризм рассматривается как
феномен городской культуры;
2. Город и городская культура представлены как основа возникновения,
воспроизводства и развития туризма;
3. Выявлена взаимокорреляция смены типов города, городской культуры и
туризма;
4. Выявлена роль городской культуры в развитии туризма ХХ – ХХI вв. от
субкультуры к транссубкультуре;
5. Предложен новый тип классификации современных туристов в зависимо-
сти от их отношения к городской культуре;
6. Показана противоречивость воздействия туризма на городскую среду и
культуру;
7. Введено понятие «имманентного туризма» (путешествия горожан по сво-
ему городу).
Положения, выносимые на защиту.
1. Туризм, возникший в середине XIX в., в следующем столетии приобрел
характер «массового туризма», что выражает не только его количественную, но и
качественную специфику, обусловленную массовой культурой, сутью и потреб-
ностями массового человека. Современный туризм многокомпонентен и внутрен-
не противоречив. С одной стороны, турист поверхностен, довольствуется миром
симулякров, потребляет и коллекционирует впечатления, посредством туристской
поездки стремится повысить самооценку и свой социальный статус. С другой сто-
роны, выделяется и иной тип «экзистенциальных туристов», стремящихся в «за-
кулисье» постановочного туристского пространства к демистифицированной ре-
альности. Туризм также является средством обретения идентичности (через об-
щение с Иным), видом эскапизма как бегства от неподлинности бытия, повсе-
дневной рутины и самого себя.
2. Средой, порождающей туризм, является город. Особенности города
вскрываются в различных областях гуманитарного знания. Индустриальный го-
род – место средоточия промышленности, экономики, противопоставляемое
«естественному» сельскому поселению. Он характеризуется отчужденностью от
природы, «одиночеством в толпе», блазированностью и т.д. Постиндустриальный
город оценивается как пространство возможностей, гетерономности, толерантно-
сти, «праздника одиночества». Городская среда, порождающая стрессы и соблаз-
ны, провоцировала человека искать выход из сложностей городской жизни. Город
создал возможности для развития туристского бизнеса, становления туризма как
сферы экономики, обусловил многие особенности современного туризма. Выде-
ление трех основных типов урбанизма (высокий, левый, хипстерский) и соответ-
ствующих им типов городов – рамка, через которую можно увидеть порождение и
смену основных этапов развития туризма.
3. Город – это «культурная лаборатория», ставящая горожанина в условия
своего рода эксперимента, рождающая новые формы жизни, ценности, смыслы и
переживания, а также особую городскую культур. Культура – это «душа» города,
определяющая его особое «лицо», «ауру», «ментальность» и воплощенная в спе-
цифике городской среды, сообществ, образе жизни, типичных для города социо-
культурных практиках. Городская культура включает телесную (материальную),
символическую (смыслы, ценности, знаковые места и т.п.) и феноменологиче-
скую (осмысление горожанами своего города) составляющие. Можно выделить
четыре базовых исторических типа городской культуры (традиционная городская
культура доиндустриального периода, городская индустриальная культура, урба-
нистическая культура, городская культура постурбанистического общества).
Практики туризма, родившиеся в индустриальном городе, воспроизводятся и по-
лучают развитие в последующих типах культуры.
4. Город в качестве «культурной лаборатории» служит основой не только
воспроизводства, но и развития туризма. Рождая множество субкультур, город-
ская культура в середине ХХ в. породила особую субкультуру туризма. Можно
однозначно утверждать универсальность культа дороги, путешествий и движения
«людей с рюкзаками» как в СССР, так и на Западе. На их основе в СССР появи-
лась легитимная субкультура самодеятельного туризма, имевшая соответствую-
щие признаки (особые ценности и смыслы, общность субъекта, наличие инициа-
тивного центра и лидеров, туристские ритуалы, узнаваемую внешнюю атрибути-
ку, собственный язык и т.д.). Родившись внутри официальной культуры в каче-
стве одобряемого КПСС и комсомолом вида социально-культурных практик, она
в реальности противостояла идеологизированной культуре, выражала стремление
к природе, «истокам», истинным чувствам и искреннему общению.
5. Туристская субкультура в конце ХХ века трансформируется в транссуб-
культуру, объединяющую в себе разнообразные формы и виды туризма, элементы
разных субкультур. Туристская транссубкультура в еще большей мере проявляет
себя как феномен городской культуры. Современных туристов можно разделить
на типы в зависимости от их отношения к городской культуре и мотивов «вытал-
кивающих» их из города или, напротив, привлекающих в него: 1) Эскаписты (ис-
катели спокойствия, искатели душевного комфорта, искатели свободы, искатели
«экзотики»); 2) Поклонники «цивилизации»; 3) «Коллекционеры впечатлений»; 4)
«Глубокие» туристы. Для разных типов туристов будут значимы свои мотивы пу-
тешествий, а также их предпочтительные виды, направления, формы организации.
6. Массовый туризм становится инструментом ответного преобразования
городской среды, оказывая противоречивое влияние на жизнь городов. В то время
как ряд туристских центров страдают от избыточного туризма и вводят ограниче-
ния на въезд, города, только открывающие для себя перспективы развития массо-
вого туризма, меняются в угоду гостям, задействуя и тем самым сохраняя куль-
турный потенциал места, создавая новые формы туристских практик. Современ-
ный туризм оказывает влияние на горожан: делает более соразмерными друг дру-
гу горожанина и гостя, позволяет жителю города примерить оптику Другого и
взглянуть на свой город иными глазами; стимулирует креативность горожан, спо-
собствует их предпринимательской активности, может служить основой для по-
вышения уровня социальной ответственности и т. д.
7. Видоизменяясь, город и городская культура продолжают творчески вли-
ять на развитие туризма – появляются новые его виды (виртуальный туризм,
фальш-туризм и т.п.), выходящие за «стандартные» параметры (обязательный вы-
езд за пределы места проживания, определенная длительность и цели поездки).
Примером такой трансформации является «имманентный туризм» – путешествия
горожан по родному городу в формате экскурсий-прогулок или туров выходного
дня. Он позволяет горожанам переосмыслить свой город и роль самих себя в нем,
увидеть знакомые места в необычном ракурсе, способствует формированию со-
общества неравнодушных к истории, культуре, архитектуре города людей, спо-
собных влиять на решения о дальнейшем развитии города. Термин «имманентный
туризм» расширяет понятие туризма.
Теоретическая значимость исследования. Результаты, полученные авто-
ром, в некоторой степени восполняют пробел, заключающийся в недостатке фи-
лософско-культурологических работ, рассматривающих взаимосвязь туризма и
городской культуры, что может служить базой для дальнейших исследований в
этой области, а также внести вклад в развитие туристики и культурологии города.
Практическая значимость исследования. Теоретические положения и
обобщения, изложенные в работе, могут быть полезны для разработки концепций
в области развития туризма в регионах и отдельных населенных пунктах. Матери-
алы исследования могут быть интересны непосредственным организаторам ту-
ристских программ – туроператорам, практикующим экскурсоводам и т. п. Мате-
риалы диссертации могут также послужить основной для подготовки специаль-
ных курсов в вузах, обучающих студентов по направлениям, связанным с урбани-
стикой, туризмом и культурологией.
Степень достоверности результатов выполненного исследования обеспе-
чивается за счет обращения к широкому кругу источников, позволяющих осве-
тить различные аспекты исследуемого вопроса, богатого практического опыта ра-
боты автора в сфере туризма, применения методов и подходов адекватных цели и
задачам исследования, соответствия структуры и содержания работы логике изу-
чения проблемы.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования
представлялись для обсуждения на аспирантских семинарах кафедры социально-
гуманитарных дисциплин, заседаниях кафедры социально-культурного сервиса и
туризма Гуманитарного университета. Идеи, изложенные в работе, апробирова-
лись в ходе выступлений и дискуссий в рамках научно-практических конферен-
ций и конкурсов научно-практических работ: «Человек и мир: психология риска,
инноваций, конфликта» (Гуманитарный университет, Екатеринбург, 2015 г),
«Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии» (Гуманитарный универ-
ситет, Екатеринбург, 2016 г.), «Россия между модернизацией и архаизацией:
1917–2017 гг.» (Гуманитарный университет, Екатеринбург, 2017 г.), конкурсы
научно-практических работ студентов, магистрантов, аспирантов «Новые голоса в
науке: идеи и проекты» (Гуманитарный университет, Екатеринбург, 2015 г., 2016
г., 2017 г.).
Целью диссертационного исследования был культурологический анализ
возникновения, воспроизводства и развития туризма в рамках городской культу-
ры, а также трансформации города и городской культуры под воздействием ту-
ризма. Поскольку объектом исследования является туризм как феномен культуры,
то мы посчитали обоснованным начать его с рассмотрения различных философ-
ских и культурологических подходов к осмыслению современного туризма. Мы
пришли к выводу, что туризм может являться формой поиска идентичности или,
напротив, способом избавления от нее, познавательной или потребительской
практикой, способом демонстрации социального статуса, легитимированной фор-
мой эскапизма. При этом большинство исследователей критически относится к
современному массовому туризму, противопоставляя его «настоящему» путеше-
ствию, в рамках которого субъект играет активную роль, проделывает серьезную
работу над собой, погружается в аутентичную культуру и т. д.
Городская культура рассматривается нами как основа возникновения, вос-
производства и развития туризма. Для аргументации такого понимания ее роли
мы сочли необходимым проследить эволюцию взглядов в осмыслении города и
городской культуры начиная с конца XIX века, т.к. именно в этот период измене-
ния в сфере производства заложили основы урбанизации, проблематика город-
ской жизни и сам феномен города стали крайне актуальными для мировой науки,
и в этот же период начинается становление туризма в современном его понима-
нии. Нами был проведен анализ смены парадигм в восприятии города, выделены
т. н. «высокий» урбанизм, «левый» урбанизм и «хипстерский» урбанизм, послу-
жившие рамкой для выявления различных этапов развития туризма, отражены
особенности базовых методологических подходов к исследованию города, ме-
нявшиеся вслед за сменой типов урбанизма, выявлены особенности культуроло-
гического подхода. Мы пришли к выводу, что эволюция этих подходов приводит
к кардинальной смене оптики исследований: от понимания города как сугубо эко-
номической, правовой и политической категории к интерпретации феномена го-
рода как генератора особого типа культуры.
Городскую культуру мы рассмотрели как часть универсального культурного
пространства, многокомпонентное образование, включающее в себя материаль-
ные и нематериальные составляющие, сформированное на основе специфического
образа жизни урбанистических поселений. Городская культура включает в себя
особую систему ценностей, норм, правил и образцов поведения, способов комму-
никации, парадигм мышления и мировосприятия, характерных для жителей горо-
да. Город определен нами через метафору «культурной лаборатории», породив-
шей новый социальный порядок, новый тип общественных отношений, новые со-
циокультурные практики. В рамках обоснования выдвинутого нами тезиса о роли
городской культуры как порождающего основания, условия становления и транс-
формации массового туризма мы обозначили основные исторические типы город-
ской культуры (традиционная городская культура доиндустриального периода,
городская индустриальная культура, урбанистическая культура, городская куль-
тура постурбанистического общества), что позволило конкретизировать рамку
для выявления этапов развития туризма. Тем самым мы проследили эволюцию
восприятия города от понимания его как бездушной машины по производству ре-
сурсов, до города как сцены и источника удовольствий, а также выявили корреля-
цию их смены с эволюцией туризма. Таким образом, в первой главе работы была
обоснована интуиция глубокой взаимосвязи города и туризма.
Следующим этапом исследования стало рассмотрение роли городской куль-
туры в развитии и трансформации туризма. Туристское движение середины ХХ
века интерпретировано нами как особая городская субкультура, что подтвержда-
ется наличием идентифицирующих субкультуру признаков: общность субъекта,
наличие инициативного центра, особые туристские ритуалы и кодекс поведения,
узнаваемые внешние атрибуты, общие ценности и смыслы. Мы провели анализ
субкультурного габитуса советского движения «людей с рюкзаками», аргументи-
ровали тезис о преимущественно городском характере этого движения.
Для характеристики современного массового туризма нами было введено
понятие транссубкультуры, основанное на понимании М. Н. Эпштейном термина
«транскультура». Необходимость введения этого термина объясняется тем, что
современный туризм в определенной мере сохранил признаки субкультуры, но
уже не ограничивается ими. Туристская субкультура преодолела собственные
границы, расширив смысл субкультуры, вобрала в себя элементы других субкуль-
тур, приобрела свойство «вненаходимости». При этом мы настаиваем, что туризм
по-прежнему сохранил характер городской практики, а транссубкультура туризма
является одной из самых массовых и атрибутивных для города.
На основании зависимости современных туристов от их отношения к город-
ской культуре, мотивов «выталкивающих» их из города или, напротив, привлека-
ющих в него, в работе предложена авторская классификация туристов. Они поде-
лены на четыре типа: эскаписты (искатели душевного комфорта, искатели свобо-
ды, искатели «экзотики»), поклонники «цивилизации», «коллекционеры впечат-
лений» и ярких снимков, «глубокие» туристы.
Проделанная работа привела нас к следующей задаче – определить роль ту-
ризма в трансформации городской среды и городской культуры. Для этого нами
были выявлены четыре типа городов на основании степени развитости в них сфе-
ры туризма и зависимости от нее: узкоспециализированные туристские города,
напрямую зависимые от туристского рынка; города, в которых туриндустрия не
выполняет градообразующей функции, но является важной и неотъемлемой ча-
стью городской экономики; города, не являющиеся центрами туризма и не пре-
тендующие на это; города, которые исторически не были ориентированы на раз-
витие туристской индустрии, но в настоящий момент стремящиеся реализовать
себя как туристский центр. Мы пришли к выводу, что первые два типа городов
наиболее явно испытывают негативное влияние туризма на их экономику, эколо-
гию, социально-культурную сферу. Однако мы придерживаемся оптимистичного
взгляда на современный туризм. В частности, раскрываем его роль в сохранении
элементов местной культуры, улучшении историко-культурной «ткани» города,
идентификации элементов уникальности облика города. Также отмечается пози-
тивный социокультурный эффект, выражающийся в социализации социально уяз-
вимых групп населения, повышении креативности, экономической активности и
социальной ответственности горожан. Кроме того, в диссертационном исследова-
нии выявлена роль новых форм туристских практик, для обозначения которых
введено авторское понятие «имманентного туризма» – путешествий горожан
внутри собственного города, позволяющие взглянуть на повседневную среду
взглядом Гостя.
Классифицировав основные центры туризма Уральского региона мы при-
шли к выводу, что практически любой город вне зависимости от своего размера,
административного статуса и уровня социально-экономического развития может
найти (создать) ресурсы для развития туризма, а грамотная комплексная работа в
этом направлении позволяет найти пути ответной позитивной практической реа-
лизации возможностей туризма для развития городов.
Таким образом, задачи и цель работы считаем достигнутыми. Стоит, одна-
ко, отметить, что ряд значимых и перспективных для дальнейшего рассмотрения
вопросов остались за рамками проделанной работы. В частности, заслуживает бо-
лее подробного изучения феномен советского курортника, который практически
выпал из поля зрения культурологических исследований туризма. Обозначенные
нами общие предпосылки становления туристского движения в СССР, США и
Европе не дают полноценного представления о последующем развитии зарубеж-
ных туристских практик. Более подробное изучение этого вопроса позволило бы
оценить, насколько правомерным будет говорить о наличии в США и Европе в
середине ХХ века автономной туристской субкультуры, либо необходимо рас-
сматривать ее как специфическое отечественное явление. Имманентный туризм
как проявление транссубкультурного характера современного туризма также тре-
бует дальнейшего изучения в динамике, с возможными уточнениями и детализа-
цией введенного нами понятия. Цель исследования не предполагала рассмотрения
взаимосвязи туризма с отдельными элементами культуры, в частности, с искус-
ством, хотя этот аспект также интересен для дальнейшей проработки. В работе
также намечена возможность дальнейшего исследования влияния туризма на
культуру разных типов городов.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!