«Управление образовательной организацией на основе развития социального капитала»

Ахметзянова Гульнара Марсовна

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА …………………………………………………………………….. 20
1.1. Исследование состояния проблемы управления образовательной
организации…………………………………………………………………………………………………….. 21
1.2. Социальный капитал образовательной организации как предмет
психолого-педагогического анализа ………………………………………………………………… 38
1.3. Разработка модели управления образовательной организации на основе
развития социального капитала ……………………………………………………………………….. 49
Выводы по первой главе ………………………………………………………………………………….. 68
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА. ……………………………………………………………………. 70
2.1. Организационно-педагогическое обеспечение управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала ………………………………….. 70
2.2. Экспериментальная проверка результативности реализации организационно-
педагогического обеспечения управления образовательной организацией на
основе развития социального капитала ……………………………………………………………. 91
2.3. Сравнительный анализ уровня социального капитала МАОУ СШ № 82 с
результатами работы региональной группы и российскими показателями ……… 133
Выводы по второй главе ………………………………………………………………………………… 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………… 150
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………….. 177
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Критерии и показатели качества образования МАОУ СШ №
82…………………. ………………………………………………………………………………………… 177
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные результаты микросоциологического мониторинга
(по А.В. Сперанскому) 2017–2021 гг ……………………………………………………………… 193

Во Введении обоснована актуальность выбранной темы исследования; отражены основные характеристики работы: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования; представлены методологическая основа и теоретическая база исследования; указаны сведения об этапах исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
Первая глава «Теоретические основания управления образовательной организацией на основе развития социального капитала».
В параграфе 1.1. «Исследование состояния проблемы управления образовательной организацией» изложены теоретические основания проблемы управления организацией, рассмотрены теоретические аспекты функций
управления, понятия: «стратегия», «стратегический менеджмент», «стратегическое управление», специфика управления на основе социального капитала применительно к образовательной организации, проанализированы научные источники по обозначенной проблематике.
Рассмотрены стратегические основы управления в трудах зарубежных ученых: И. Ансоффа, А. Дж. Стрикленда, А. Томпсона, отечественных ученых: О.С. Виханского, А.И. Пригожина, П.Г. Щедровицкого и др.
На основе структуры стратегии организации, предложенной А.И. Пригожиным, описана стратегия развития социального капитала образовательной организации.
М. Альбертом, М.Х. Месконом, Ф. Хедоури и др.
Представлены современные подходы отечественных ученых:
Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой и др.
В параграфе рассматривается проблема взаимосвязи управления и социального капитала образовательной организации, профессионального взаимодействия субъектов для достижения целей образовательной деятельности. В данном контексте определяющим является метаанализ Дж. Хетти, который методом научного анализа выделил основные факторы, влияющие на качество обучения. При этом одной из главных задач управления становится определение стратегии управления образовательной организацией в контексте развития социального капитала для достижения современного качества образования в школе.
В параграфе 1.2. «Социальный капитал образовательной организации как предмет психолого-педагогического анализа» изложено теоретическое обоснование социального капитала образовательной организации как объекта исследования.
Термин «социальный капитал» рассматривается в двух аспектах: социальный капитал как предмет психолого-педагогического анализа и социальный капитал образовательной организации.
Выделены этапы формирования, становления, развития социального капитала, изучена теоретическая основа, акцентируется внимание на ряде подходов, характерных для изучения оценки, роли, развития социального капитала организаций. Уточнено содержание понятия П. Бурдьё «социальный капитал» применительно к образовательной организации.
Социальный капитал лежит в основе развития любой организации, от его качественного состояния зависит успешность развития самой организации, поэтому социальный капитал является стратегически важным ресурсом, представляющим собой совокупность взаимности и интегрирования в широкие социальные сети через определенные социальные структурные элементы. Это
В параграфе дан анализ функций управления, сформулированных
А. Файолем,
Функции управления школой, сформулированные М.М. Поташником: планирование, организация, руководство, контроль, анализ, корригирование и регулирование положены в основу разработки модели управления образовательной организацией на основе развития социального капитала.
приводит к возникающему социальному взаимодействию индивидов внутри организаций.
Понятие «социального капитала» активно используется с конца 1990-х гг. прошлого столетия в научных исследованиях Р. Бернса, В. Брауна, П. Бурдьё, Дж. Коулмана, Р. Патнэма, Ф. Фукуямы и др.
Выделены три основных элемента социального капитала в образовательной организации: на личностном уровне – доверие, на профессиональном уровне – практика взаимодействия, на социальном уровне – корпоративные нормы. В комплексе данные элементы способствуют формированию социального капитала образовательной организации.
Уточнено содержание понятия «социальный капитал образовательной организации» как
.
В параграфе 1.3. «Разработка модели управления образовательной организацией на основе развития социального капитала» проведен анализ моделей управления, сформулированы характеристики модели управления образовательной организацией, описана стратегия развития социального капитала в образовательной организации, разработана модель управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала.
Проблемами определения моделей управления образовательными
организациями занимались В.А. Адольф, В.А. Бедерханова, Н.В. Гафурова, С.И. Осипова и др.
Модели управления в контексте инноваций были предложены российскими учеными В.П. Панасюк, Н. В. Третьяковой и др.
Стратегия развития социального капитала образовательной организации разработана на основе подходов А.И.Пригожина и содержит элементы управленческой деятельности, этапы по наращиванию профессиональных связей в образовательной организации.
Для реализации стратегии разработана модель управления образовательной организацией на основе развития социального капитала (рис. 1).
Современные подходы по социальному капиталу отражены в трудах отечественных ученых: К.М. Ушакова, обосновавшего теоретико- методологическую и концептуальную основу проблематики развития социального капитала образовательной организации, П.Н. Шихирева, который рассматривал социальный капитал в статичном состоянии как закрепление социальных связей внутри самого процесса, Н.Е. Тихоновой, представившей социальный капитал в виде трех шкал как социальную сеть, и др.
способность и внутренняя мотивация педагогов к
самоорганизации и профессиональному педагогическому взаимодействию для
достижения совместно планируемых результатов деятельности
Рис. 1. Модель управления образовательной организацией на основе развития социального капитала
Во второй главе «Разработка и реализация организационно- педагогического обеспечения управления образовательной организацией на основе развития социального капитала» разработано организационно-
педагогическое обеспечение, представлено описание используемых методик, их содержание, сравнительный анализ изменения профессионального взаимодействия в педагогическом коллективе и доказана результативность применения методик.
В параграфе 2.1. «Организационно-педагогическое обеспечение управления образовательной организацией на основе развития социального капитала» обосновано использование организационно-педагогического обеспечения управления образовательной организацией на основе развития социального капитала, представленное интеграцией методик и условиями его реализации: методом сетевого анализа, Кураторской методикой К.М. Ушакова, микросоциологическим мониторингом А.В. Сперанского.
В контексте диссертации организационно-педагогическое обеспечение – это целостная система, состоящая из интеграции методик, влияющих на целеполагание, определение содержания и способов его реализации на всех этапах образовательного процесса, а также на формирование условий для оптимальной социализации обучающихся в образовательной среде организации.
Метод сетевого анализа был использован для оценки уровня социального капитала в образовательной организации и направлен на выявление профессионального взаимодействия.
С целью развития педагогического взаимодействия в коллективе применялась Кураторская методика, предназначенная для наращивания профессиональных связей: отбирались педагоги, равные по своему статусу (например, молодые специалисты), выбирался куратор, задача которого – избежать субъективизма при оценке деятельности педагогов в паре.
В ходе методической работы осуществлялись постановка заданий для педагогов, постоянная рефлексия проделанной работы самими педагогами, постепенное взаимодействие на более сложном уровне в паре и переход от парной работы к триаде. Организован процесс освоения педагогами кураторской методики в информационно-аналитической системе «Директория».
Организовано включение педагогов, не имеющих профессиональных связей в коллективе («изолятов»), в группы по решению проблем с учётом их профессиональных интересов.
В критерии стимулирования педагогов введены дополнительные пункты, поощряющие профессиональное взаимодействие в группах, командах по решению проблем качества образования.
На основе рейтинга потенциального лидерства изменен состав руководителей школьных методических объединений, пересмотрен функционал заместителей директора в зависимости от потенциальных профессиональных связей, проявившихся в исследовании.
Определялись основные результаты следующего этапа по наращиванию социального капитала, делался прогноз результатов, корректировался план методической работы с акцентом на усиление практической составляющей – увеличение количества открытых и интегрированных уроков; совершенствовалась методическая работа по организации профессионального взаимодействия за счёт
вовлечения педагогов в обсуждение проблем повседневной образовательной деятельности.
Социальный капитал педагогического коллектива оказывает влияние на детский коллектив и проецируется на него. Изменение поведения педагогов в результате профессионального взаимодействия автоматически сказывается и на изменении поведения обучающихся, поэтому параллельно проводился микросоциологический мониторинг А.В. Сперанского с целью выявления влияния инновационной деятельности педагогов на социальное самочувствие и результаты учебной работы обучающихся. Педагогами осуществлялось согласование между собой профессиональных повседневных действий, чтобы заблокировать развитие отдельных социально разрушительных тенденций в поведении обучающихся.
Для наращивания социального капитала образовательной организации эффекты даёт комплексное сочетание методик, направленных на изучение и развитие социальных связей внутри ученического и педагогического коллективов, основанное на принципах обогащения содержания, рефлексии, кооперации.
В данном параграфе изложена реализация разработанного организационно- педагогического обеспечения управления образовательной организацией, реализация организационно-педагогического обеспечения показана на примере школы No 82 г. Красноярска.
Разработанная модель управления образовательной организацией на основе развития социального капитала представлена на стратегическом, тактическом, оперативном уровнях.
Стратегический уровень модели – реализация стратегических ориентиров по достижению оптимального количества симмелианских связей в коллективе, которое определяет качество профессионального взаимодействия.
Тактический уровень реализуется через управленческие функции (планирование, организация, руководство, контроль, анализ, корригирование и регулирование).
Оперативный уровень модели – системное управление педагогической деятельностью в коллективе по реализации модели.
В параграфе 2.2. «Экспериментальная проверка результативности реализации организационно-педагогического обеспечения управления образовательной организацией на основе развития социального капитала» представлены результаты реализации модели управления образовательной организацией на основе развития социального капитала на стратегическом, тактическом, оперативном уровнях; доказана эффективность разработанного организационно-педагогического обеспечения, представленного интеграцией методик и условиями его реализации.
Уровень сложности профессиональных связей школы No 82 г. Красноярска показывает, что сократилось количество «изолятов», возросло количество диад и триад, которые являются индикаторами профессионального взаимодействия. Система профессионального взаимодействия выглядит более структурированной.
Плотность профессионального взаимодействия в итоговом исследовании выше, нет «изолятов», все включены в профессиональное взаимодействие. Уровень сложности профессиональных связей школы No 82 г. Красноярска по результатам исследований структуры образовательной организации представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Фрагменты исследований уровня социального капитала школы 2015, 2019, 2020 гг.
Граф 3.1.3. Взаимные актуальные профессиональные связи в организации, 2015 г. – 4%
Граф 3.1. Взаимные актуальные профессиональные связи в организации, 2019–2020 гг. – 12 %
Граф «Все актуальные профессиональные связи в организации»
189 связей, 2019–2020 гг.
Граф «Потенциальные профессиональные связи» (желаемое будущее),
210 связей, 2019–2020 гг.

В параграфе 2.3. «Сравнительный анализ социального капитала МАОУ СШ No 82 с результатами работы региональной группы и российскими показателями» представлен анализ данных по развитию социального капитала школы No 82, региональной группы и российских школ, проводивших исследование уровня социального капитала образовательных организаций.
Таблица 1 – Сравнительный анализ показателей уровня социального капитала школы No 82 г. Красноярска 2015, 2017, 2019–2020 гг.*
Плотность связей
Плотность взаимных связей Плотность симмелианских связей
Социальный капитал 2015 г. (констатирующий этап)
20 % 4 %
Социальный капитал 2017 г. (формирующий этап)
21 % 8 %
Социальный капитал 20192020 гг. (контрольный этап)
22 % 12 %
* Ушаков К.М. Отчёт по результатам исследования социального капитала. Рукопись. Хранится в библиотеке МАОУ СШ No 82 г. Красноярска. 2020.
Статистический анализ уровня социального капитала проведен с использованием коэффициента Пирсона, критическое значение которого χ2=0,3.
Эмпирическое значение коэффициента Пирсона по плотности взаимных связей χ2= 0,866025404, по плотности симмелианских связей – χ2= 0,981980506.
Оба коэффициента попадают в зону «значимости различий». Результаты формирующего и констатирующего эксперимента свидетельствуют о значимых различиях по критерию «плотность симмелинских связей» и «плотность взаимных связей». Сравнение данных показало наличие статистически значимых различий с достоверностью 95 %.
Критериями успешности работы по наращиванию социального капитала являются конкретные цифровые показатели.
1. Повышение уровня горизонтального доверия с 2015 по 2020 г. на 5 % позволило увеличить долю коммуникаций, направленных на обсуждение повседневных особенностей (трудностей) профессиональной деятельности педагогов.
2. Повышение уровня вертикального доверия с 2015 по 2020 г. на 5 % позволило сформировать систему обязанностей, основанных на взаимных ожиданиях педагогов в повседневной профессиональной деятельности.
3. Повышение уровня удовлетворенности работой с 2015 по 2017 г. на 5 % следует рассматривать как дополнительный «бонус» в развитии социального капитала педагогического коллектива. Повышение качества профессиональных коммуникаций коррелирует с уровнем удовлетворённости профессиональной деятельностью, но при реализации долгосрочных проектов (в связи с загруженностью педагогов) уровень может незначительно понижаться, о чем свидетельствует исследование 2019 – 2021 года, когда удовлетворенность снизилась на 2 %.
4. Увеличение количества профессиональных и личных связей с 2015 по 2020 гг. на 10 % увеличивает долю профессионального общения. Данный статистический факт свидетельствует о более высоком уровне профессиональных коммуникаций в коллективе.
5. Прирост плотности взаимных связей с 2015 по 2020 гг. на 2 % отражает уровень горизонтального доверия в профессиональной деятельности педагога без прямого административного управления.
6. Рост плотности симмелианских связей с 2015 по 2020 гг. составил 8 %.
7. Плотность взаимных связей с 2015 по 2020 гг. – 22 % – отражает уровень горизонтального доверия в профессиональной деятельности педагога без прямого административного управления.
8. Плотность симмелианских связей в МАОУ СШ No 82 – 12%.
Для сравнения уровня социального капитала со школами, в которых другое количество учителей, целесообразно использовать понятие «плотность взаимных связей», «плотность симмелианских связей». Эти величины не зависят от
количества педагогов в организации.
На рисунках 3 и 4 представлено сравнение результатов школы No 82 с
результатами региональной группы проекта «Социальный капитал образовательной организации» по двум показателям: плотность симмелианских связей (качество социального капитала), плотность взаимных связей (количество социального капитала). В школе No 82 проведены три исследования социального капитала (стартовое – 1, промежуточное – 2, итоговое – 3).
Сравнительный анализ результатов школы No 82 и 600 российских школ по данным аналитической информационной системы «Директория» показал, что в школах, проводивших исследование уровня социального капитала, средний показатель плотности взаимных связей 18,19 %, симмелианских – 7, 03 %.
В школе No 82 соответственно: взаимных – 22 %, симмелианских – 12 %.
Очевидна тенденция: реализация организационно-педагогического обеспечения дала больший прирост по сравнению с результатами школ региональной группы проекта и российских школ.
Параллельное использование микросоциологического мониторинга с целью выявления влияния инновационной деятельности педагогов на школьников при реализации кураторской методики позволило своевременно выявить проблемы не успешности детей в обучении и социуме, развивать не только социальный капитал педагогического коллектива, но и ученического, улучшать психологический климат при введении инноваций.
Микросоциологический мониторинг А.В. Сперанского корректно соотносится с управленческими инструментами по наращиванию социального капитала, органично дополняя их в плане получения объективной обратной связи. Статистическая обработка выборок микросоциологического мониторинга осуществлялась с помощью специальной программы для обработки социометрического задания анкеты (автор О.В. Шеходанов) и программы Microsoft Exсel 5.0a.
Рис. 3. Сравнение показателей плотности взаимных связей. Отчёт по результатам исследования социального капитала. Сайт Красноярского ИПК 2015, 2017, 2019, 2020 гг.
Рис. 4. Сравнение показателей плотности симмелианских связей. Отчёт по результатам исследования социального капитала. Сайт Красноярского ИПК 2015, 2017, 2019, 2020 гг.
Исходя из данных 2017 и 2021 гг. по общим показателям микросоциологического мониторинга эмоциональной сферы стабилизируется и улучшается состояние эмоционального комфорта обучающихся. Тенденция

сохранилась в 2020–2021 учебном году. Микросоциологический мониторинг предоставлен на рисунке 5.
Рис. 5. Зоны эмоциональной сферы учащихся 2021 г.
Данные свидетельствуют о результативности применения разработанного организационно-педагогического обеспечения, представленного интеграцией методик. По основным параметрам оценки деятельности организации, разработанным Ю.П. Платоновым, управленческая деятельность по развитию организации относится к эффективной.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что разработанные модель и организационно-педагогическое обеспечение управления доказали эффективность сформулированной гипотезы и позволили получить устойчивый положительный синергетический эффект: прирост образовательных результатов, начиная с 2015 учебного года, и сохранение прироста в 2020–2021 гг.
В Заключении изложены основные выводы диссертационного исследования.
В ходе теоретико-экспериментального исследования по теме «Управление образовательной организацией на основе развития социального капитала» решена научная проблема, связанная с теоретическим обоснованием и практической реализацией управления образовательной организацией на основе развития социального капитала, обеспечивающей внутреннюю мотивацию к профессиональному взаимодействию педагогов по достижению современного качества образования.
Уточнено содержание понятия «управление образовательной организацией на основе развития социального капитала», уточнено содержание понятия «социальный капитал образовательной организации».
Управление образовательной организацией на основе развития социального капитала – это деятельность, направленная на наращивание профессиональных связей между членами педагогического коллектива, обеспечивающая развитие образовательной организации.
Социальный капитал образовательной организации
– это способность и
внутренняя мотивация педагогов к самоорганизации и профессиональному
педагогическому взаимодействию для достижения совместно планируемых
результатов деятельности.
Обоснована и разработана модель управления образовательной организацией на основе развития социального капитала.
Разработано, обосновано, апробировано организационно-педагогическое обеспечение управления образовательной организацией, представленное интеграцией методик, и подтверждена его результативность.
Доказано, что разработанное организационно-педагогическое обеспечение управления образовательной организацией на основе развития социального капитала, представленное интеграцией методик, способствует устойчивому повышению результативности деятельности организации в целом, что позволяет рассматривать такое управление как инновационное направление в практике работы руководителей образовательных организаций.
Проведенное исследование не является исчерпывающим, так как научные изыскания в области социального капитала относительно его использования и развития в образовательной организации продолжаются. Работа лишь обозначает возможный путь для дальнейших исследований.

Актуальность исследования. Современное общество пребывает в
состоянии постоянных перемен. Развитие экономики, глобальные политические и
социальные изменения требуют от руководителей всех областей, в том числе
системы образования, постоянного совершенствования управленческих
технологий. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
определено, что руководитель организации несет ответственность за реализацию
политики государства в области образования и эффективное управление
образовательной организацией.
Задача эффективного управления обусловлена инновационными
изменениями парадигмы российского образования, которые предполагают
использование подходов и моделей в области управления, адекватных
поставленным целям и задачам [215].
Особое значение для руководителя в данном контексте приобретает процесс
стратегирования, основанный на базовых принципах менеджмента и
обогащѐнный современными практико-ориентированными исследованиями
отечественных и зарубежных учѐных по управлению процессами в
образовательной организации.
Развитие отечественного образования, трансформация всех его компонентов
через целевые, структурные и функциональные технологии способствуют
выработке основных стратегических направлений развития современной
образовательной организации для решения первоочередных задач обучения и
воспитания подрастающего поколения.
Одним из ключевых ориентиров системы образования является
формирование позитивной мотивирующей образовательной среды,
обеспечивающей современное качество образования. Для этого необходимо
повышать эффективность управления, разрабатывать стратегии управления,
которые обеспечивают развитие образовательной организации в целом.
Под эффективностью управления в нашей работе понимается социальная
эффективность управления, которая предполагает создание благоприятных
условий для достижения коллективом поставленных целей, получения
оптимальных результатов образовательной деятельности.
Эффективность управления можно трактовать и как эффективное
руководство, понимаемое как умение руководителя побудить, заинтересовать
педагогических работников трудиться энергично, производительно, с высокой
отдачей. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие
на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей,
эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих
целей: по конечным результатам деятельности, качеству планирования,
эффективности ресурсных вложений, количественным, качественным и
социальным показателям.
Основу жизнедеятельности любой организации, в том числе
образовательной, составляют 4 основных элемента: миссия, видение, ценности и
стратегия. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов может привести к
управленческим ошибкам и снижению эффективности деятельности школы в
целом. Также «в ситуации глобальных перемен принципиально важным является
не только обсуждение сутевых вопросов (куда мы идем и где окажемся), но и
вопросов технических, методических и методологических (как именно мы
осуществляем свое движение)» [235, с. 40].
Необходимость разработки управленческой стратегии обусловлена тем, что
современная образовательная организация сталкивается с проблемами,
связанными со снижением активности педагогов в профессиональной
деятельности в части профессионального взаимодействия педагогов.
Практика показывает, что значительная часть учителей не рассматривает
таковое как серьезную работу по достижению целей образования и тяготеет к
автономии, в то время как Федеральный государственный образовательный
стандарт (ФГОС), Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)») предъявляет требования к
педагогу как к профессионалу, умеющему работать в команде и готовому к
сотрудничеству с другими педагогическими работниками и специалистами для
решения комплекса образовательных задач [214]. Соответствие данным
требованиям предполагает необходимость системных изменений как в
управлении образовательной организацией, так и в профессионально-
педагогической деятельности учителя.
«Результаты в педагогике, по преимуществу, чаще отсроченные и связаны с
развитием ребѐнка, поэтому так важен качественный базовый уровень по всем
образовательным областям» [134, с. 46], достижение которого возможно при
развитых профессиональных связях и объединении ресурсов педагогического
коллектива на основе кооперации.
Основанием для выбора темы исследования послужило мета-исследование
Д. Хетти, который методом научного анализа выделил факторы, влияющие на
качество обучения. Согласно его исследованиям, одним из ключевых факторов,
влияющих на качество обучения, является коллективная эффективность
педагогов. Главная задача руководителя в данном контексте – наращивать
социальный капитал каждого члена организации и организации в целом, то есть,
помогать создавать и развивать профессиональные связи каждого [221].
Сегодня наука управления активно развивается и появляются новые
подходы к современной управленческой деятельности по проблемам инноваций и
стратегий управления современной школой.
Проблемы коллективной эффективности, работы малых групп,
педагогических команд, управления командами являются актуальными для
педагогического сообщества и отражены в современных научных трудах
зарубежных ученых – М. Белбина [29], Х. Робинса и М. Финли [175], Б. Такмана
[196], Д. Хетти [221], отечественных ученых – Н. П. Дерзковой [56], Е. Н. Куксо
[106], Е. Г. Муруговой [136], К. М. Ушакова [208], И. Д. Чечель [226] и др.
Сложность и многогранность обозначенных проблем заключается в том,
что, находясь в области социального капитала, они являются детерминирующими
в организации процесса профессионального взаимодействия.
Профессиональные взаимодействия между членами педагогического
коллектива раскрывают реальную структуру организации, анализ которой
показывает, в какой степени используется (или не используется) социальный
капитал. Термин реальной структуры организации впервые введен К. М.
Ушаковым в 2011 году и отражает формализованные и неформализованные
профессиональные отношения в образовательной организации [211].
В статье М. Фуллана «Выбор ложных движущих сил для реформы
целостной системы» сделан вывод, что развитие социального капитала
(профессиональных связей внутри организации) существенным образом влияет на
качество школьного образования, а значит, на эффективность деятельности
образовательной организации. В связи с данным посылом необходимо направить
вектор развития для достижения целей образования на укрепление коллективной
эффективности педагогов, их внутреннюю мотивацию к профессиональному
взаимодействию, основанному на доверии и кооперации, что, по исследованиям
М. Фуллана, является решающим условием реформ образования [218].
В свете развития социального капитала «значимыми характеристиками
профессионализма педагога становятся мировоззрение, инновационный стиль
мышления и поведения, профессиональное творчество, поэтому необходима
перестройка стратегии работы с педагогом, обусловленные сложившейся
социальной ситуацией, практикой современного школьного образования,
изменениями ценностных оснований в обществе в целом» [8, с. 84].
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы управленческих
подходов с начала XX века нашли отражение в исследованиях многих
зарубежных ученых. Так, в научных трудах Ф. Тейлора [198] обозначены
оптимальные способы решения проблем управления. В работах А. Файоля [216]
описаны принципы и функции управления; методы управления представлены в
трудах Э. Мэйо [36]. Особенности социального взаимодействия в управленческих
процессах отражены в исследованиях Ф. Герцберга, Р. Лайкерта, Д. Макрегора
[204], М. Фуллана [218] и др.
В современной научной педагогической литературе управленческие
подходы сформулированы в трудах Ю. А. Конаржевского [90], В. С. Лазарева
[107], М. М. Поташника [164], К. М. Ушакова[209], Е. А. Ямбурга [246] и др.
Вопросы стратегического управления в образовании отражены в трудах
И. В. Галковской [179], А. М. Моисеева [128], Т. В. Светенко, Е. Н. Яковлевой
[179] и др.
Проблемами развития социального капитала занимались П. Бурдьѐ [37], Дж.
Коулман [100], Р. Патнэм [252] и др., понимания социального капитала как
совокупности социальных норм, доверия, взаимодействия – К. М. Ушаков [209],
Ф. Фукуяма [217] и др., П. Н. Шихирев [232] рассматривал социальный капитал в
статичном состоянии как закрепление социальных связей внутри самого процесса,
Н. Е. Тихонова [201] представила социальный капитал в виде трех шкал как
социальную сеть и др.
Однако в научной литературе недостаточно отражена проблема управления
образовательной организацией на основе развития социального капитала, а также
связь социального капитала с внутренней мотивацией педагогов и результатами
деятельности.
На основании проведенного анализа научных трудов сформулированы
основные противоречия:
– между современными требованиями профессионального стандарта
«Педагог» к педагогу как к профессионалу, способному к сотрудничеству,
умеющему работать в команде, и традиционно реализуемым стереотипом
автономной педагогической деятельности в реальной практике образовательных
организаций;
 разработанностью общих теоретических основ управления
организацией на основе развития социального капитала и недостаточной
разработанностью теории и практики управления образовательной организацией
на основе развития социального капитала;
 необходимостью управления профессиональным взаимодействием
педагогов на основе развития социального капитала в условиях реализации
профессионального стандарта и ФГОС и недостаточной разработанностью
организационно-педагогического обеспечения данной деятельности.
На основе выявленных противоречий сформулирована научная проблема
исследования: каково организационно-педагогическое обеспечение управления
образовательной организацией на основе развития социального капитала,
которое способствует внутренней мотивации педагогов к профессиональному
взаимодействию по достижению современного качества образования?
Разрешение данной проблемы требует дальнейшего анализа, осмысления,
что позволит оптимизировать процесс управления школой с использованием
современных инструментов наращивания социального капитала.
Вышеизложенное позволяет сформулировать тему исследования:
«Управление образовательной организацией на основе развития социального
капитала».
Объект исследования – процесс управления образовательной
организацией.
Предмет исследования – организационно-педагогическое обеспечение
управления образовательной организацией на основе развития социального
капитала.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и реализовать
организационно-педагогическое обеспечение управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала и проверить его
результативность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: управление образовательной организацией на
основе развития социального капитала обеспечит внутреннюю мотивацию
педагогов к профессиональному взаимодействию по достижению современного
качества образования при условии, если:
– уточнено содержание понятий «социальный капитал образовательной
организации», «управление образовательной организацией на основе развития
социального капитала»;
– теоретически обосновано организационно-педагогическое обеспечение
управления образовательной организацией на основе развития социального
капитала, представленное интеграцией методик и условиями его реализации :
методом оценки социального капитала с использованием сетевого анализа (далее
метод сетевого анализа), Кураторской методикой К. М. Ушакова,
микросоциологическим мониторингом А. В. Сперанского;
– теоретически обоснована и разработана модель управления
образовательной организацией на основе развития социального капитала;
– разработано, апробировано организационно-педагогическое обеспечение
управления образовательной организацией на основе развития социального
капитала, основанное на принципах обогащения содержания, рефлексии,
кооперации, и доказана его результативность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретический материал по проблемам управления
образовательной организацией, социального капитала и их взаимосвязи в
образовательной организации.
2. Уточнить содержание понятий «управление образовательной
организацией на основе развития социального капитала», «социальный капитал
образовательной организации».
3. Обосновать, разработать модель управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала.
4. Теоретически обосновать организационно-педагогическое
обеспечение управления образовательной организацией на основе развития
социального капитала.
5. Разработать, апробировать, реализовать организационно-
педагогическое обеспечение управления образовательной организацией на основе
развития социального капитала и доказать его результативность.
Методологическую основу исследования составили:
 компетентностный подход в контексте внедрения новых
образовательных стандартов, предусматривающий формирование
профессиональной компетентности педагога (В. А. Адольф, В. А. Болотов, Л. Н.
Горбунова, И. А. Зимняя, Н. Ф. Ильина, В. Я. Синенко, А. В. Хуторской, Л. В.
Шкерина и др.);
 деятельностный подход, проявляющийся в единстве сознания и
деятельности, определяющий деятельность как основное условие формирования
профессиональной субъектности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л.
Рубинштейн и др.);
 аксиологический подход в контексте использования педагогических
ресурсов для развития личности (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, М. И. Шилова
и др.).
Теоретической основой исследования являются труды, в которых
анализируются следующие проблемы:
 развитие социального капитала организаций (П. Бурдьѐ, Дж. Коулман,
Н. Луман, К. М. Ушаков, Ф. Фукуяма, М. Фуллан и др.);
 основы управления школой, развитие стратегического менеджмента
(Ю. А. Конаржевский, B. C. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, А. И.
Пригожин, В. С. Стѐпин, Т. И. Шамова и др.);
 управление инновациями в образовании как управление
коммуникацией, совместной деятельностью участников инноваций (Г. Н.
Прозументова, Е. Г. Муругова и др.);
 моделирование процесса управления образовательной организацией в
контексте инноваций (В. А. Адольф, В.П. Бедерханова, Н. В. Гафурова, С. И.
Осипова, В. П. Панасюк, Н. В. Третьякова и др.).
Нормативно-правовую базу исследования составляют: Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО, СОО,
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2018 – 2025 годы (утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации № 1642 от 26.12.2017 года), Профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»).
При решении поставленных задач и проверке гипотезы применялись
следующие методы:
 теоретические (анализ философской, психолого-педагогической,
учебно-методической литературы; анализ нормативных документов в области
образования; моделирование, синтез, анализ, обобщение результатов
исследования);
 эмпирические (наблюдение, сравнение, анкетирование, изучение и
обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, педагогический
эксперимент);
 статистические (метод сбора и анализа статистических данных:
метод χ – критерий Пирсона).
Организация и база исследования: муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82» г. Красноярска.
Педагогический эксперимент проходил с 2015 по 2020 год. Ежегодно в
педагогическом эксперименте принимали участие от 38 до 43 человек (основной
педагогический состав) МАОУ СШ № 82. Использованы результаты
исследований региональной группы Красноярского краевого института
повышения квалификации в рамках реализации Всероссийского проекта
«Социальный капитал образовательной организации», обобщенные результаты
исследований уровня социального капитала российских школ ИАС «Директория».
Личное участие автора в исследовании и получении результатов
состоит в уточнении содержания понятий: «управление образовательной
организацией на основе развития социального капитала», «социальный капитал
образовательной организации»; в разработке и апробации в ходе опытно-
экспериментальной работы модели управления образовательной организацией на
основе развития социального капитала; в разработке организационно-
педагогического обеспечения, представленного интеграцией методик; в
подготовке основных публикаций по результатам выполненной работы.
Организация исследования. Исследование проводилось в пять этапов:
Первый этап (2015 год) – проведение стартового онлайн-исследования
социального капитала методом сетевого анализа (по К. М. Ушакову),
направленного на выявление профессионального взаимодействия и проблем,
влияющих на качество образования в школе.
Второй этап (2016 год) – внедрение Кураторской методики, направленной
на развитие профессионального взаимодействия и апробированной
применительно к молодым специалистам школы.
Третий этап (2017 год) – проведение микросоциологического мониторинга
А. В. Сперанского по исследованию ученического коллектива с целью выявления
влияния инновационной деятельности педагогов на обучающихся и
промежуточного исследования социального капитала.
Четвертый этап (2019 – 2020 год) – итоговое исследование уровня
развития социального капитала образовательной организации.
Пятый этап (2021 год) – проведение микросоциологического мониторинга
с целью выявления влияния инновационной деятельности педагогов на
социальное самочувствие и результаты учебной работы школьников и
оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Разработана научная идея: организационно-педагогическое
обеспечение управления образовательной организацией на основе развития
социального капитала будет способствовать развитию внутренней мотивации
педагогов на профессиональное взаимодействие по достижению современного
качества образования.
2. Уточнено содержание понятия «социальный капитал образовательной
организации». Педагогический смысл понятия состоит в способности и
внутренней мотивации педагогов к самоорганизации и профессиональному
педагогическому взаимодействию для достижения совместно планируемых
результатов деятельности. Выделены и обоснованы три основные составляющие
социального капитала в образовательной организации: доверие, практика
взаимодействия, корпоративные нормы как элементы, формирующие социальный
капитал образовательной организации.
3. Уточнено содержание понятия «управление образовательной
организацией на основе развития социального капитала» как деятельности,
направленной на наращивание профессиональных связей между членами
педагогического коллектива и обеспечивающей развитие образовательной
организации.
4. Обоснована и разработана модель управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала, которая ориентирована
на реализацию стратегии по наращиванию профессионального взаимодействия
педагогов и является основанием деятельности по организации
профессионального сотрудничества и кооперации. Ключевые компоненты модели
предполагают реализацию управленческих функций в контексте развития
социального капитала школы.
Данная модель представляет завершенный повторяющийся цикл. После
прохождения полного круга управленческая команда ставит перед собой новую
стратегическую задачу на следующий цикл: планирование – организация –
руководство – контроль = оптимальное количество симмелианских связей
(качество профессионального взаимодействия).
5. Разработано и реализовано организационно-педагогическое
обеспечение управления образовательной организацией на основе развития
социального капитала. Организационно-педагогическое обеспечение
представлено интеграцией методик и условиями его реализации: методом
сетевого анализа, Кураторской методикой К. М. Ушакова, микросоциологическим
мониторингом А. В. Сперанского – и основано на принципах обогащения
содержания, рефлексии, кооперации.
Теоретическая значимость заключается в том, что предъявление
углубленного и систематизированного научного знания об управлении
образовательной организацией на основе развития социального капитала,
полученного в результате теоретического анализа научной литературы по
проблеме исследования, научное обоснование модели управления и
организационно-педагогического обеспечения управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала, изложение
доказательства его результативности, существенно обогащают раздел
педагогической теории «Управление образовательной организацией».
Разработана модель управления, компоненты которой связаны логической
и временной последовательностью решения задач и достижения целей.
Разработано и обосновано организационно-педагогическое обеспечение
управления образовательной организацией на основе развития социального
капитала.
Практическая значимость исследования:
Доказано, что разработанная модель управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала в совокупности с
организационно-педагогическим обеспечением положительно влияет на качество
образовательной деятельности организации.
Апробировано организационно-педагогическое обеспечение управления
образовательной организацией на основе развития социального капитала,
представленное интеграцией методик и условиями его реализации, доказана
результативность использования.
Определена перспектива практического использования модели управления
образовательной организацией: применима для школ с разным уровнем
образовательных результатов.
По исследуемой тематике подготовлены и опубликованы статьи, в том
числе в изданиях, входящих в Перечень рецензируемых научных журналов, в
которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
ВАК Минобрнауки России.
Обоснованность и достоверность основных положений, результатов и
выводов исследования обеспечены:
 последовательной и логически непротиворечивой реализацией
методологических основ, широтой теоретической базы, системой научных методов;
 привлечением широкого круга материалов, соответствием теоретических
выводов современным тенденциям развития теории и практики управления
образовательной организацией;
 корректностью методологического аппарата исследования с опорой на
модель управления образовательной организацией, определяющей системный
подход в управлении развитием педагогического коллектива;
 соответствием логики организации исследования гипотезе работы,
качественным и количественным анализам результатов после проведения
исследования; корректности выводов с использованием метода оценки
социального капитала с использованием сетевого анализа, Кураторской методике
К. М. Ушакова, микросоциологическому мониторингу А. В. Сперанского;
 представлением результатов этапов исследования на конференциях и
семинарах различного уровня.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования:
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось
непосредственно в процессе управления на базе муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 82» г. Красноярска.
Апробация результатов исследования представлена в форме выступлений и
обсуждений результатов опытно-экспериментальной работы на всероссийских и
международных конференциях: Всероссийской педагогической конференции
«Практики развития» (Красноярск, 2016 г., 2018 г., 2019 г.); IV международной
конференции «Производственные технологии будущего: от создания к
внедрению» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2021); II международной конференции
«Современные исследования в психологии и педагогике» (г. Новороссийск, 2021
г.); XXII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и
молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (г. Красноярск, 2021).
Результаты исследования представлены на профессиональных
международных и российских конкурсах:
 Международный конкурс педагогических проектов «GOLDEN
FORMULA» «ЗОЛОТАЯ ФОРМУЛА» в номинации «Педагогический проект
(менеджмент)» The pedagogical (management) projects «Structure of the organization
as a resorse for the professional development workers in an educational organization
(«Структура организации как ресурс профессионального развития
образовательной организации»), лауреат II степени, 2018 г., г. Париж (Франция).
 Всероссийский конкурс «Директор школы – 2018», Москва (лауреат
конкурса).
 XXII Международный научно-практический форум студентов,
аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», диплом I степени,
(Организационно-педагогическое обеспечение реализации модели управления
образовательной организацией на основе развития социального капитала), г.
Красноярск, 2021 г.
Результаты исследования, имеющие практическую значимость, нашли свое
применение в педагогическом процессе МАОУ СШ № 82, в образовательных
организациях – участниках региональной группы Всероссийского проекта
«Социальный капитал образовательной организации» (Красноярский КК ИПК –
Москва, АИС «Директория»).
По теме исследования опубликовано 13 научных трудов, в том числе 6 – в
журналах, рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Модель управления образовательной организацией на основе развития
социального капитала ориентирована на наращивание профессионального
взаимодействия в педагогическом коллективе и является основанием
деятельности по организации профессионального сотрудничества и кооперации.
Ключевые компоненты модели предполагают реализацию управленческих
функций в контексте развития социального капитала школы.
Модель представлена на трех уровнях: стратегическом, тактическом,
оперативном. Стратегический уровень – оптимальное количество симмелианских
связей, тактический уровень – организационная работа по развитию социального
капитала посредством реализации функций управления, оперативный уровень –
действия внутри каждой функции управления (реализация организационно-
педагогического обеспечения).
2. Управление образовательной организацией на основе развития
социального капитала – это деятельность, направленная на наращивание
профессиональных связей между членами педагогического коллектива,
обеспечивающая развитие образовательной организации.
Уточнена сущность понятия «управление» в контексте развития
социального капитала.
3. Социальный капитал образовательной организации – это способность и
внутренняя мотивация педагогов к самоорганизации и профессиональному
педагогическому взаимодействию для достижения совместно планируемых
результатов деятельности.
Ключевой компонент – внутренняя мотивация педагога, которая является
стимулом к продуктивной деятельности. Выделены три основные составляющие
социального капитала в образовательной организации: на личностном уровне –
доверие, на профессиональном уровне – практика взаимодействия, на социальном
уровне – корпоративные нормы. В комплексе данные элементы способствуют
формированию социального капитала образовательной организации.
4. Организационно-педагогическое обеспечение управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала, представленное
интеграцией методик и условиями его реализации: методом сетевого анализа,
Кураторской методикой К.М. Ушакова, микросоциологическим мониторингом
А.В. Сперанского – и основан на принципах обогащения содержания, рефлексии,
кооперации, и доказана его результативность.
Метод сетевого анализа использовался для оценки уровня социального
капитала образовательной организации и профессионального взаимодействия как
инструмент диагностики эффективного использования человеческих ресурсов
организации и интерпретации полученных данных о профессиональных связях в
коллективе.
Для наращивания профессиональных связей применялась Кураторская
методика, базовыми принципами которой являются принципы полезного
сотрудничества, наглядности, взаимности при педагогическом сотрудничестве и
наблюдении; наличие результатов наблюдения в виде определенных
качественных величин.
Для выявления влияния инновационной деятельности педагогов на
социальное самочувствие обучающихся и результаты обучения применен
микросоциологический мониторинг.
Для наращивания социального капитала образовательной организации
эффекты даѐт комплексное сочетание методик, направленных на изучение и
развитие социальных связей внутри ученического и педагогического коллективов,
основанное на принципах обогащения содержания, рефлексии, кооперации.
Структура диссертации соответствует логике построения исследования и
состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 2 приложений.
Текст иллюстрирован 53 рисунками и 45 таблицами. Объем работы 202 страницы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

В процессе исследования по проблеме управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала получены следующие
результаты:
1. На основании анализа научной литературы выяснено, что существует
значительное количество подходов и разработок по реализации управления в
трудах отечественных и зарубежных учѐных. Однако при более глубоком
рассмотрении выявлено, что далеко не все возможно использовать в практике
руководителей в современных условиях неопределѐнности и инновационных
изменений в образовании.
2. Установлено, что в педагогической науке недостаточно разработано
управление образовательной организацией на основе развития социального
капитала, который является мощным ресурсом еѐ развития; отсутствует
организационно-педагогическое обеспечение, интеграция взаимодополняющих
методик для его наращивания, их обоснование.
3. Выявлено, что на данный момент ресурс профессионального
взаимодействия сотрудников недостаточно используется в образовательных
организациях, в то время как человеческий ресурс является основным
управленческим ресурсом.
4. Уточнено содержание понятий «управление образовательной
организацией на основе развития социального капитала», «социальный капитал
образовательной организации». Управление образовательной организацией на
основе развития социального капитала – это целенаправленная деятельность,
направленная на наращивание профессиональных связей между членами
педагогического коллектива, обеспечивающая развитие образовательной
организации. Социальный капитал образовательной деятельности – это
способность и мотивация педагогов к самоорганизации и профессиональному
педагогическому взаимодействию для достижения совместно планируемых
количественных и качественных результатов деятельности.
5. Определено понятие модели управления образовательной организацией,
которая представлена комплексом выстроенных управленческих отношений в
системе образовательного процесса на основе определенных требований.
6. Разработана новая научная идея, которая состоит в том, что
организационно-педагогическое обеспечение управления образовательной
организацией на основе развития социального капитала обеспечит внутреннюю
мотивацию педагогов на профессиональное взаимодействие по достижению
современного качества образования.
7. Построена модель управления образовательной организацией на основе
развития социального капитала, которая предполагает систематическую и
целенаправленную деятельность образовательной организации по наращиванию
оптимального количества симмелианских связей посредством реализации
функций управления.
8. Дано описание реализации разработанной модели по треугольнику
Энтони на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях с учѐтом
современных подходов к управленческой деятельности.
9. Выявлено, что теоретико-методологические и социально-исторические
предпосылки управления образовательной организацией на основе развития
социального капитала позволяют охарактеризовать управление в качестве
подхода, повышающего результативность деятельности образовательной
организации.
10. Разработано, обосновано, апробировано организационно-
педагогическое обеспечение управления образовательной организацией,
представленное интеграцией методик:
 метод сетевого анализа, используемый в качестве диагностического
инструмента определения уровня социального капитала организации;
 Кураторская методика К. М. Ушакова, направленная на наращивание
социального капитала образовательной организации;
 микросоциологический мониторинг А. В. Сперанского, направленный
на выявление зон эмоциональной сферы учащихся в детском коллективе при
реализации долгосрочных проектов.
Подтверждена результативность организационно-педагогического
обеспечения, представленного интеграцией методик и условиями его реализации.
11. Доказано, что реализация разработанного организационно-
педагогического обеспечения способствует устойчивому повышению
результативности деятельности организации в целом, что позволяет
рассматривать управление образовательной организацией на основе развития
социального капитала в качестве инновационного направления в практике
руководителей образовательных организаций.
Исследование вносит вклад в развитие теории управления
образовательными организациями в части решения педагогических проблем
управления развитием образовательных организаций, образовательного
менеджмента. Является теоретической основой для дальнейшего научного поиска
и совершенствования управления образовательными организациями на основе
развития социального капитала в области достижения оптимальных
образовательных результатов обучающихся и может быть актуально для школ с
низкими образовательными результатами.
Педагогический коллектив любой образовательной организации является
неотъемлемой частью всей системы российского образования, поэтому изучение
вариантов его развития с использованием естественной динамики повседневного
профессионального общения педагогов в ближайшем будущем может быть
значительным ресурсом для управленческой практики школ.
В целом следует отметить положительную динамику роста социального
капитала, повысилось качество профессионального общения педагогов, что
незамедлительно сказалось на повышении уровня образовательных результатов
(по результатам независимых оценочных процедур).
Для нас стало очевидным, что, несмотря на разные образовательные
возможности учеников, мы можем получать оптимальные стабильные результаты
образовательной деятельности, педагоги могут стать профессионально
успешными при непосредственной поддержке методически грамотного коллеги.
Необходимо не только сохранить тенденцию, но и продолжить работу в этом
направлении, уделяя необходимое внимание показателям, которые создают и
укрепляют конструктивные тенденции в динамике социального капитала
педагогического коллектива.
Данное исследование позволило получить устойчивый положительный
синергетический эффект – прирост качества образовательных результатов
обучающихся школы.
Для дальнейшей работы по увеличению качества социального капитала
педагогического коллектива мы планируем активнее использовать Кураторскую
методику в целях раскрытия профессионального потенциала педагогов,
интенсивно разрабатывая, апробируя и внедряя новые подходы в толковании
элементов Кураторской методики, например: совместные учебные занятия;
групповые формы образовательной деятельности и т.д.
По мнению М. Фуллана, умения высокого уровня – способность критически
мыслить и решать проблемы, обосновывать свою позицию, коммуникативные
навыки (включая умение слушать), умение работать в команде, гражданская
зрелость – станут новой средней нормой еще до конца нынешнего века.
«В качестве средства стимулирования правильных двигателей
образовательных реформ (построения потенциала и командной работы, например)
прозрачность результатов и практик может быть ключевым фактором,
позволяющим сохранить доверие общества к образованию, поднять престиж
преподавателя, но при условии, что приоритетными ценностями в этом обществе
являются рост потенциала, вовлеченность учителей, укрепление доверия» [218, с.
90]. То есть те факторы, на которые мы попытались сделать акцент в своей
работе.
Исследование подтвердило, что данный подход является эффективным и
дает прирост показателей качества в целом по образовательной организации.
Проведенное исследование не является исчерпывающим, так как научные
изыскания в области социального капитала продолжаются. Работа лишь
обозначает возможный путь для будущих исследований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Публикации автора в научных журналах

    Стратегия управления образовательной организацией на основе развития социального капитала образовательной организации
    В.А. Адольф, Г.М. Ахметзянова // Инновации в образовании. – 2– No – С. 5–(0,5 п.л., авт. вклад 50 %).Ахметзянова, Г.М. Модель управления образовательной организацией на основе развития социального капитала и организационно-педагогическое обеспечение ее реализации / В.А. Адольф, Г.М. Ахметзянова // Школьные технологии. – 2– No – С. 59–64 (0,63 п.л., авт. вклад 50 %).
    Создание и реализация комплексной модели: интеграторы успеха образовательного учреждения
    Г.М. Ахметзянова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2– No – С. 49–52(0,25 п.л.).
    Управление профессиональным развитием педагогического коллектива школы
    Г.М. Ахметзянова // Школьные технологии. – 2– No – С. 19–25 (0,81 п.л.).
    Социальный капитал школы как способ повышения коллективной эффективности педагогов
    Г.М. Ахметзянова // Мир образования – образование в мире. – 2– No 2(78). – С. 168–179 (0,69 п.л.).Ахметзянова, Г.М. Влияние социального капитала педагогов на развитие ученического коллектива школы / Г.М. Ахметзянова // Инновации в образовании. – 2– No – С. 129–138 (0,63 п.л.).
    Мониторинг сформированности универсальных учебных действий основного общего образования
    Г.М. Ахметзянова, Л.А.23Боброва, Н.Е. Яковлева // Эксперимент и инновации в школе. – 2– No – С. 37–41 (0,31 п.л., авт. вклад 50 %).
    The study of social capital as a method of improving the strategic management of an educational institution
    G.M. Ahmetzyanova, E.G. Murugova, L.A. Bobrova // Educational Researcher (Исследователь в области образования). December 2- No - С. 776–786 (1,38 п.л., авт. вклад 33%).
    Внедрение кураторской методики по результатам исследования уровня социального капитала в МБОУ СШ No 82 г. Красноярска. Образовательные результаты и технологии: что мы меняем в школе?
    Г.М. Ахметзянова // Материалы V Красноярского педагогического марафона.Красноярск, 2- С. 23–25 (0,19 п.л.).
    Коррекционно-развивающая работа собучающимися с ЗПР
    А.А. Исаева, Г.М. Ахметзянова // Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия: материалы XXII Международной конференции г. Красноярск, 19–20 марта 2019 г. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2- С. 285–287 (0,19 п.л.).
    Современные подходы к развитию образовательной организации
    Г. М. Ахметзянова // Материалы IV Международной конференции «Производственные технологии будущего: от создания к внедрению». 2- С.394–397 (0,25 п.л.).Г.М.Ахметзянова // п.л.).Г.М. Ахметзянова // XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых«Молодежь и наука XXI века». Красноярск, 2- С. 23–25 (0,19 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»