Ваххабизм в современной россии: исторические корни и тенденции развития
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Источники и историография исследования…………………………14
Глава2. Ваххабизм: возникновение и развитие на современном историческом этапе…………………………………………………………….31
2.1. Исторические корни ваххабизма, экстремистские идеи в наследии Ибн Абд аль-Ваххаба
…………………………………………………………………………………………….31
2.2. Распространение идеологии ваххабизма: история и современность……………………………………………………………51
Глава 3. Развитие и деятельность радикально-экстремистских организаций в России (80-е годы ХХ в.– начало ХХI в.)……………………………………73
3.1. История современных радикально-экстремистских организаций. ……………………………………………………………………………………73
3.2. Роль ваххабитского течения в расколе исламской общины в России………………………………………………………………………….100
3.3. Российский опыт противодействия распространению ваххабизма…………………………………………………………………….117
Глава 4. Региональные особенности ваххабизма в Российской Федерации……………………………………………………………………..134
4.1. Ваххабизм и национальный фактор в Татарстане………………134
4.2 Ваххабизм на Северном Кавказе: идеология и практика………..145
Заключение……………………………………………………………………187
Краткий терминологический словарь……………………………………….204
Перечень условных сокращений…………………………………………….205
Использованные источники и литература ………………………………….207
Приложения……………………………………………………………………229
Актуальность темы исследования. На современном историческом этапе ваххабизм стал идеологическим прикрытием деятельности экстремистов во многих частях земного шара и является одним из факторов напряженности в так называемой «дуге нестабильности». Вопрос возникновения и распространения ваххабизма остается еще недостаточно изученным в отечественной исторической и религиоведческой науке. В связи с этим довольно часто ваххабизм безосновательно отождествляется с исламом. Но ислам это лишь ширма, которой прикрывается идеология с принципиально отличающимися догматическими и моральными ориентирами. Поэтому следует четко ограничивать ислам от ваххабизма. Невнимание к этой проблеме может вызвать напряженность в межконфессиональных отношениях, стать причиной негативного отношения к мусульманам в целом. Актуальность изучения ваххабизма обусловлена, прежде всего, возрастанием международного терроризма – многогранного явления, которое порождено социально-политическими, идеологическими, этническими и другими факторами. Эта идеология является своеобразной основой многих международных террористических группировок. Исторический анализ свидетельствует, что ваххабизм возник как радикально-экстремистское течение, которое для распространения своего влияния, прикрываясь исламом, использует в своей деятельности насильственные методы.
Одной из сложных и фактически не изученных проблем современного религиоведения является анализ распространения ваххабизма в России после 1991 г., его влияние на усиление напряженности и обострение общественно-политической ситуации в отдельных регионах Российской Федерации, что привело к возникновению вооруженных конфликтов. Особого внимания в этом аспекте требует Северный Кавказ. Этот регион России находится в непосредственной близости к Украине и распространение там влияния ваххабизма может привести к обострению этноконфессиональных отношений в некоторых регионах Украины. В России и других государствах постсоветского пространства распространение ваххабизма сопровождается пропагандой идеологии радикально-экстремистских партий “Братья-мусульмане” и “Партия Освобождения”.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуль-Рахим Мухсин, Мухаммад. Истинное значение свидетельства шахадатан // Иман. – 1998. – №3.
2. Абдель Хамид Джудда, Ал-Саххар. Истории о Пророках. –М., 1992-131 с.
3. Абдель Хамид Джудда Ал-Саххар. Истории жизнеописания Посланника Аллаха. – М., 1992-156 с.
4. Абдулагатов З. Дагестан и Татарстан: Две тенденции в государственно-конфессиональных отношениях, определяемых российским исламом./ Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ./ РАН ИНИОН. Центр гуманит. Науч.-информ. исслед.- М., 2005.- № №6 (156). – С. 60-74.
5. Абдулатипов Р. Судьбы ислама в России: история и перспективы. – М.: Мысль, 2002. – 317 с.
6. Абду-р Рахман ибн Хаммад, аль-Умар. Религия истины – Ислам. – Симферополь: Тарпан, 1998. – 38 с.
7. Абсурд или злой умысел // Къырым – 2000- №38.
8. Абу аль-Аля, аль-Маудуди. Основы ислама. М. ПК Сатланда – 127 с.
9. Абубакаров С. Не допустить ревизии Ислама // Мусульмане. – 2000. – №1. – С. 42-43.
10. Адреса исламских организаций Москвы // www. home.ricor.ru.
11. Академічне релігієзнавство. Підручник. /За наук. ред. проф. А. Колодного. – К.: Світ знань, 2000. – 862 с.
12. Акаев В. Экстремистские трактовки джихада малопривлекательные для чеченского народа // Центральная Азия и Кавказ. – 1999. – №4. – (www.c-ca.org.).
13. Акаев В. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – 1999. – №127.
14. Акт оказания вотума недоверия муфтию ДУМРТ Гусману Исхакову // Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – л 3.
15. Александров И. Монархии Персидского залива: этап модернизации. – М.: Издательство “Дело и сервис”, 200. – 544 с.
16. Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. М., 2001. – 477 с.
17. Аль-Баян. –2002. – №1.
18. Аль-Хукайль С. Жизнь шейха Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба. М.Прогресс, 2003. – 190 с.
19. Аль-Хушт М. Я усматриваю огромные перспективы развития Ислама в Украине // Минарет. – 1999. – № 31.
20. Аль-Чиркави С. Сокровищница благодатных знаний. М., 2003.- 382 с.
21. Американская тайна за семью печатями //
www.podrobnosti.com.ua/power/2001/12/02/20:30/808/html.
22. Андреев И. Наличные для полевых командиров // Монитор-Неделя. –2000. – №33.
23. Антиисламская инициатива // www.chat.ru.
24. Арбиев А. Окольцованная Чечня // Московский Комсомолец 30.09-7.10-1999.
25. Арухов З. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества: Проблемы взаимоотношений власти и оппозиции.- Махачкала, 2002- 279 с.
26. Арухов З. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в сфере теории и практики джихада. Ислам и политика на Северном Кавказе // Южнорусское обозрение – 2001- №1. www.ippk.rsu.ru.
27. Ассалам. – 1997. – №12.
28. Ат-Тамими, Мухаммад ибн Сулейман (М. ибн Абд аль-Ваххаб). Книга Единобожия. – Баку: Гейтюрк, 1997.- 253 с.
29. Ат-Тамими, Мухаммад ибн Сулейман (М. ибн Абд аль-Ваххаб) Книга Единобожия. – М.: Бадр, 2000.- 253 с.
30. Атыйят А. Путь.- Б.м.- Б.г. (Издание Хизб-ут-Тахрир)- 40 с.
31. Афганистан // www.agentura.ru/press/falkov/afghanistan/glava40
32. Афганские талибы одно из последних творений Америки // Центральная Азия –1997 – №7.
33. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. – М.: Наука, 1984. – 270 с.
34. Багаутдин М. Арабский язык. – М.: Сатланда, 1992. – 278 с.
35. Багаутдин М. Намаз. – Симферополь: Таврида,1997. – 63 с.
36. Багаутдин М. Чистота Единобожия // Аль-Вахдат. –1991.- №1.
37. Беляев Е. Мусульманское сектантство М., Восточная литература, 1957.- 100 с.
38. Бережной С., Добаев И., Крайнюченко П. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ. – 2002. (http://www.ippk.rsu.ru).
39. Бертон Дж. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. – СПб.: Диля, 2006. – 304 с.
40. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 1999. – 254 с.
41. Бибарсов М. Все мусульмане – братья // Аль-Баян. – 1998. – №1.
42. Бобров В. Арабские моджахеды // Солдат удачи. – 1999.-№9.
43. Борисов А. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта XX век. М., 1991- 215 с.
44. Братья-мусульмане сделают из России халифат // Новости on-line, 11.04.2001.
45. Бучма О. Іслам в умовах глобалізації // Українське релігієзнавство. – №31-32. – 2004. – С. 23-28.
46. В Кабардино-Балкарии насчитывается свыше двух сотен убежденных сторонников ваххабизма // www.religion.russ.ru/news/20020326-n11.html.
47. В Крым приходит «чистый» Ислам // Комсомольская правда. – 2001. – 28 июля.
48. Васильев А. История Саудовской Аравии. – М., 1982. – 612 с.
49. Васильев А. История Саудовской Аравии. – М.: Классика плюс, 1999. – 670 с.
50. Ваххабизм – не просто зло, это смертоносное зло // Российская газета. – 1999. – №189;191.
51. Ваххабиты // Вестник Европы. –1819.- №№ 7;8.
52. Ваххабиты. XVIII-XX века / Составители Шумов С.А., Андреев А.Р. Историческое исследование. – М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. – 196 с.
53. Ваххабиты в Татарстане // www.smi.ru/2000/10/03/970585069.html
54. Ваххабизм под прицелом
//www.utro.ru/articles/life/2000/11/28/200011280436164711.shtml
55. Витковский А. ФСБ предупреждает работа против России опасна для жизни // Парламентская газета – 2000, 20 декабря.
56. Вечерние Челны. – 2000. – 9 декабря.
57. ВКЦ ДУМР список руководящих органов организации // Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – Л. 7.
58. Война в Дагестане и «антиваххабитский» закон // Арраид. – 2000. – №1.
59. Война в Дагестане некоторым была выгодна // Минарет. – 2000. – №34.
60. Востоковедный сборник. Выпуск III.–Симферополь.: Таврический экологический институт, 1999. – 220 с.
61. Время Новостей. –2001. – 16 марта.
62. Выступление делегата от мусульманской общины г. Запорожья Таирова Али на третьем съезде мусульман Украины // Минарет. – 2000. – № 35.
63. Выступление председателя Координационного Центра мусульман Северного Кавказа, муфтия Ингушетии Мухаммада Албогачиева на третьем съезде мусульман Украины // Минарет. – 2000. – № 35.
64. Выступление Арсланова Флюр-эфенди на третьем съезде мусульман Украины // Минарет. – 2000. – № 35.
65. Выступление председателя киевского землячества дагестанцев, доцента Киевского государственного университета Гази Алибековича Алибекова на третьем съезде мусульман Украины // Минарет. – 2000. – № 35.
66. Габченко А. Несущие «освобождение» // Новости недели. – 2001, 8 августа.
67. Гаджиев Р. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2002.- 255 с.
68. Гайнутдин Р. Предостережение и надежда // Наука и религия. – 1995-№ 9 – C. 12.
69. Глава парламента с «Тайбой» не общался // www.rt-online.ru.
70. Гритчин Н. Карачаевский батальон // Известия. 2001, 23 августа.
71. Грюнебаум Г. Классический ислам. Очерки истории 600–1258. – М., 1988.- 215 с.
72. Гюмюш С. Признания английского шпиона. – Стамбул: Вакифа Ихласа, 1997. – 141 с.
73. Дагестан: стрельба по своим? // Российская газета. – 1999. – №75.
74. Дахлян З. Заблуждение ваххабистов. – Киев: Аль-Иршад, 1998. – 23 с.
75. Деньги едут на войну // Коммерсантъ-Власть. – 1999. – 9 ноября.
76. Держитесь «золотой середины» // Минарет. – 1995. – № 15.
77. Джихада меч // Восточно-Сибирская правда. – 1999. – 22 декабря.
78. Добаев И. Исламский радикализм. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002; (http://www.ippk.rsu.ru)
79. Добаев И. Политические институты исламского мира: идеология и практика – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002; (http://www.ippk.rsu.ru).
80. Добаев И. Радикальные исламские организации в геополитической конкуренции / Сб.ст. Современные проблемы геополитики Кавказа// Южнороссийское обозрение. – 2001- №5.www.ippk.rsu.ru.
81. Доклад муфтия Украины шейха Ахмеда Тамима на третьем съезде мусульман Украины // Минарет. – 2000. – № 35.
82. Донцов В. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник: «Научная книга», М., 1997. -С. 62-89.
83. Другие действующие лица
// www. zevs904.chat.ru/book/geopolitika/ugroza/ugroza4html
84. Дугричилов М. Роль Дагестана в выборах нового Президента России// Диалог Евразия. –2000. – №2. – С. 86-89.
85. Еремеев Д. Ислам: образ жизни стиль мышления. М.: Политиздат, 1990 – 286 с.
86. Еспозіто Д. Ісламська загроза. Міф чи реальність? – Львів: Кальварія, 2004.-336 с.
87. Есть ли «фундаментализм» в Исламе // Аль-Баян. – 1995. – № 5.
88. Жаккар Р. Именем Усамы бен Ладена. – М.: Олма-пресс, 2002. – 382 с.
89. Жданов Н. Игнатенко А. Ислам на пороге XXI века.- М.: Политиздат, 1989.- 349 с.
90. Житич Н. Хаттаб в поход собрался // Солдат удачи. – 1999. – №9.
91. Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» //Собрание Законодательства Республики Дагестан. – Махачкала: Изд-во адм. Гос. Совета и Правительства РД, 30 сент. 1999 г.
92. Закон о ваххабизме: сигнал к «охоте на ведьм»? // www.chat.ru/~islamic_congress/August/Vedmy.html
93. Запрещенный съезд // Аль-Баян. – 1994. – №6.
94. Заявление секретаря Совета безопасности России Сергея Иванова // http://www.monitor.nnov.ru/2000/number27/art23.htm.
95. Зданович А. Басаева возьмем живым // Труд. – 2000. – 28 января.
96. Знание о Боге – наиважнейшее из знаний. К.: Аль-Иршад, 2002 – 64 с.
97. Ибн Джамиль Зину М. Столпы ислама и веры – М.:Сатланда, 1993.- 153 с.
98. Ибн Джамиль Зину М. Исламская акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Корану и Достоверной Сунне / – М. Бадр 1998 – 134 с.
99. Игнатенко А. Халифы без халифата. М., 1988 – 205 с.
100. Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. – 2000. -№2(8). – (www.c-ca.org.).
101. Игнатенко А. Эпистемология исламского радикализма./ Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ./ РАН ИНИОН. Центр гуманит. Науч.- информ. исслед.- М., 2005. – № 4 9154) – С.108-131.
102. Известия. – 1999. – 14 апреля.
103. Известия. – 2002. – 13 мая.
104. Ильясов В. Ваххабизм тяжкий недуг Ислама // Ассалам.- январь. – 1997.
105. Ислам: Историографические очерки. Под общ. ред. С.М. Прозорова. –М.: Наука Главная редакция восточной литературы, 1991. – 228 с.
106. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). – М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001. – 420 с.
107. Ислам и политика на Северном Кавказе / Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ. – 2001; http://www.ippk.rsu.ru
108. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. Малашенко А. Олкот М.; Моск. Центр Карнеги. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 320 с.
109. Ислам война или мир ?// Московские новости 1997, 31 августа.
110. Ислам срывает маску с экстремизма. – М., 2004.- 244 c.
111. Ислам в этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе / Ислам и политика на Северном Кавказе Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ. – 2001. www.ippk.rsu.ru.
112. Ислам Нюрю. – 1992. -№ 5.
113. Ислам Нюрю. – 1992. – № 6.
114. Исламская благотворительная организация Египта «Аль-Игаса» отправляет раненых боевиков на лечение в зарубежные страны// Российский информационный центр, 29.10.1999 12:00.
115. Исламская энциклопедия. – М., 1991. – 311 с.
116. Исламский раскол // Известия. – 1999. – 11 октября.
117. Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70-е первая половина 80-ых гг.): Сб. ст. /АН СССР, ин-т востоковедения, редкол. Л. Полонская (отв. ред.) и др. – М.: Наука, 1987.- 189 с.
118. Исламский фактор во внешней и внутренней политике России. Ноябрь 1998 г. // Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – Л. 10-15.
119. Исламский культурный центр России. Листовка // Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – Л. 17.
120. Ислам – религия мира и справедливости // Минарет. – 1995. – № 19.
121. Ислам сегодня: Рекомендательный список / Даг. гос. ун-т. Науч. библиотека; Сост. З. Муталиева; Науч. руководитель Л. Алиева.- Махачкала: ДГУ, 2002.
122. Календарь. Духовное управление мусульман Украины. 1997 / 1417-1418. – К., 1996.
123. Канах А. Відносини “Захід – Схід” через призму ісламського фундаменталізму // Українське релігієзнавство. – №37. – 2006. – С. 78-85.
124. Каневская Н., Фальков М. Исламская дилемма Парижа // agentura.ru 18.10.2001, 18:56.
125. Кардави Ю. Фетва обязательная к исполнению для всех мусульман Российской империи // www.kavkaz.org.
126. Кирюшко М., Бойцова О. Іслам в Криму релігійно-національна самоідентифікація кримськотатарського народу. – К.: Світогляд, 2005. – 300 с.
127. Кирюшко М. Іслам на українських землях.// Українське релігієзнавство. – №31-32. – 2004. – С. 111-129.
128. Кирюшко М. Мусульмани в українському суспільстві: соціальні виміри // Українське релігієзнавство. – №31-32. – 2004. – С129-142.
129. Кирюшко М. Діалог мусульман і християн як складова процесу інтеграції мусульман в європейське суспільство // Українське релігієзнавство. – №37. – 2006. – С. 40-51.
130. Кирюшко М. Інституційні вияви і соціальні причини політизації ісламу // Українське релігієзнавство. – №37. – 2006. – С. 163-173.
131. Козлов С. Дагестан: репетиция или провокация? //Солдат удачи. – 2000. – №5.– С. 37-41.
132. Колеман Д. Комитет 300. Тайны мирового правительства. – М.: Витязь, 2001. – 318 с.
133. Колодний А. Історія релігій в Україні у 10 т. – К., 1997.
134. Колодний А. Історія релігії в Україні /Навчальний посібник/. –К.,1999.
135. Колодний А. Іслам в його українському контексті: актуальність і проблеми дослідження // Українське релігієзнавство. – №31-32. – 2004. – С. 5-11.
136. Колодний А. Іслам в контексті політичних реалій Криму. // Українське релігієзнавство. – №37. – 2006. – С. 136-163.
137. Комсомольская правда. – 2000. – 17 мая.
138. Конфликтами среди пензенских мусульман займется ФСБ// Мир Религий // События // Пятница, 4 января 2002 г. 15:37. http://www.religio.ru/.
139. Король-реформатор. Видение российской интеллигенции. –М.:ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002. –208 с.
140. Коровиков А. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука, 1990. – 167 с.
141. Косач Г., Мелкумян Е. Саудовская Аравия и мусульманский мир: внутренний и внешний аспект финансовой помощи // Ближний Восток и современность. М., 2001.- 235 с.
142. Краснов А. Операция «вирус» или проникновение ваххабизма в Таджикистан // Профи.2000 – №2. – С 34-37.
143. Краткие итоги международных связей Духовного управления мусульман Украины за 1999 г. // Минарет. – 2000. – № 34.
144. Краткий курс ваххабизма // Известия. – 2001. – 1 июня.
145. Крымский А. Ваhhабиты. – ДВ, 1913. – Т.4. – Отд. 2. – С.55-57.
146. Крымский А. История мусульманства. –М.;Жуковский: Кучково поле, 2003. – 464 с.
147. Кудрявцев А. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. – 2000. – №3; www.c-ca.org.
148. Куликов Д. Шамиль мы с тобой! // Крымская правда. – 1999. – 19 октября; – 4 ноября.
149. Курбанов Г. Кому же объявлена война? // Дагестанская правда. – 2001. – 1 марта.
150. Ланда Р. Ислам в истории России. –М.: Восточная литература, 1995. –312 с.
151. Литературная газета. – 1998. – 1 апреля.
152. Лубська М. Феномен мусульманського права в сучасних релігійно-політичних системах.// Українське релігієзнавство. – №31-32. – 2004. – С. 59-69.
153. Лубська М. Методологічні аспекти реформи сучасного мусульманського права // Українське релігієзнавство. – №37. – 2006. – С. 59-68.
154. Лутфуллина Л. Не оскуднеют ваши сердца // Аль-Баян. – 1999. – №1.
155. Ляховский А. Пламя Афгана. – М.: Вагриус., 1999 – 605 с.
156. Магълумат – 2000.- №4.
157. Маевская Л. Осторожно, экстремизм ! – К., 2002. – 120 с.
158. Маевская Л. Осторожно, экстремизм ! –К., МАУП, 2004.-102 с.
159. Маевская Л. Краткая характеристика некоторых экстремистских течений, выступающих под лозунгом ислама // Матеріали науково-практичної конференції “Релігія і закон: Проблеми правового врегулювання державно-церковних відносин”. – Київ.: ВіП, 2002. – С. 159-164.
160. Маевская Л. Противодействие распространению экстремизма, выступающего под исламскими лозунгами // Культура народов Причерноморья – 2002. – №28. – С. 173-179.
161. Маевская Л. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и его убеждения // Культура народов Причерноморья. – №21. – С.98 – 103.
162. Маевская Л. Деятельность Духовного управления мусульман Украины по противодействию распространения идеологии ваххабизма // Культура народов Причерноморья. – 2001. – № 22. – С.107 – 112;
163. Маевская Л. Некоторые аспекты деятельности ваххабитов на Северном Кавказе // Культура народов Причерноморья.- 2001. – № 24. – С.108 – 114.
164. Маєвська Л. Міжнародні зв’язки Духовного управління мусульман України // Минарет. – №53. –2005.
165. Маєвська Л.Б. Роль екстремистських організацій у формуванні негативних уявлень про іслам // Українське релігієзнавство. – 2004. – №31-32. – С. 162-165.
166. Маєвська Л. Мусульмани України – невід’ємна частина українського суспільства // Українське релігієзнавство.- 2006. – №37.- С 180-183.
167. Максаков И. Исламский «миссионер» в Дагестане // Независимое военное обозрение. – 2001. – №13.
168. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Моск. Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2001. – 180 с.
169. Малашенко А. Ислам в СНГ. М.ИВ РАН, 1998.- 176 с.
170. Мартынкин А. «Аль-Джамаа аль-исламия»: от экстремизма к парламентаризму? // Культура народов Причерноморья. – 2001. – №21. – С. 103 – 114.
171. Массе А. Ислам. Очерки истории. – М., 1982- – 191 с.
172. Материалы сайта www. fsb.ru.
173. Материалы сайта www. alharamaim.org.
174. Медведко Л., Германович А. Именем Аллаха… политизация ислама и исламизация политики. – М.: Политиздат, 1988.- 215 c.
175. Медресе закрыли на всякий случай // Коммерсантъ. – 2001. – 30 января.
176. Международная безопасность и проблемы терроризма (Учебное пособие) / Отв. Ред. А. Володин, В. Коновалов. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002; (http://www.ippk.rsu.ru).
177. Мельков С. Исламский фактор в современной России.- М.,1998.- 90 с.
178. Метелева С. Вслед за Чечней мы теряем Дагестан / Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ./ РАН ИНИОН. Центр гуманит. Науч-информ. исслед.- М., 2005. – № 5 (155). – С. 47-52.
179. Мудрость суфиев / Пер. С пер. О.М. Ястребовой; Ю.А. Иоанесяна; Б.М. Бабаджаняна. – СПб.: Азбука; Перербургское востоковедение, 2001. – 448 с.
180. Мурклинская Г. Лицедеи в «исламских» масках на подмостках российской политики// www. dagpravda.rupolliz25.htm 25.06.2001.
181. Мустафин Я. Ригоризм Талгата Таджуддина // Тюркский мир. – 1998. – №3-4.– С.29-31.
182. Мусульмане Украины намерены противостоять экстремизму и фанатизму // www.ntv.ru. – Религия и общество;
183. Мусульмане изменяющейся России. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.- 336 с.
184. Муфтий Украины шейх Ахмед Тамим. Ислам чист от экстремизма // Запорозька Сiч. – 1997, 25 ноября.
185. Муфтий Украины в Запорожье // Минарет. – 1999. – № 30.
186. Муфтии Северного Кавказа сделали заявление по вопросам религиозного экстремизма // Мир Религий // События // Среда, 19 сентября 2001 г. 14:44 http://www.religio.ru.
187. Мыльников Б. Экстремизм терроризирует СНГ// Российские вести – 2001, 18 апреля.
188. Набаханий Т. Система Ислама. – Б.м., Издание Хизб-ат-Тахрир, 2001.- 176 с.
189. Не все, что блестит – золото // Минарет. – 1998. – № 28.
190. Невъездной олигарх // Известия. – 1999. – 11 октября.
191. Независимая газета. – 1997. – 17 мая.
192. Независимая газета. – 1998. – 28 июля.
193. Независимая газета. – 2000. – 27 июня.
194. Независимая газета. – 2000. – 27 октября.
195. Нечитайло Д. Молодежь и исламизм на Северном Кавказе. / Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ./ РАН ИНИОН. Центр гуманит. Науч.- информ. исслед.- М., 2005. – № 4 (154) – С. 52-60.
196. Новости // www.ntv.ru, 25/01/2001 09:50.
197. Новости // www.islam.ru.
198. Новости // www.vesti7.ru/news?id=828.
199. Новости // www.or.ttn.ru:8000/html/005nov/001/html/57.html.
200. Новый 1999-2000 год в Исламском университете и школе «Иршад» // Минарет. – 1999. – №33.
201. О предотвращении попытки государственного переворота в Карачаево-Черкесии // www.ng.ru/regions/2002-03-18/7_barometr.html.
202. О распространении идей религиозного экстремизма на территории Российской Федерации. (Справка) // Российский информационный центр 02.12.1999 19:00.
203. О ситуации в Кабардино-Балкарии // www.gazetayuga.ru/archive/2002/13.html.
204. Обрядовая схоластика радикализма Книги издательского дома “Бадр” вряд ли помогут своим читателям познать ислам // Независимая газета. – 1999, 27 октября.
205. Объединяйтесь вместе вокруг Шариата и не разъединяйтесь // Минарет. – 2000. – № 35.
206. «Общак» чеченской войны // Московские новости. – 2000. – № 6.
207. Огнев И. Чекистам не понравились «Братья-мусульмане» // Время Новостей. – 2000. – 18 октября.
208. Опасайтесь этой литературы // Минарет. – 1999. – № 33.
209. Открытие нового здания Духовного управления мусульман Татарстана // www. кazan-islam.org.
210. Открытое письмо к государственной власти Украины // Минарет. – 2000. – № 35.
211. Отпор террору: по следам взрывов в России и на Северном Кавказе // Минарет. – 1999. – № 33.
212. Официальные встречи ДУМУ…// Минарет. – 2000. – № 34.
213. Павленко Ю. Історія світової цивілізації: Соціокультурний розвиток людства: навч. Посібник. Вид. 2-ге, стереотип. / Відп. Ред. та автор вступного слова С. Кримський.- К.: Либідь, 1999. – 360 с.
214. Панова В., Вахтин Ю. Жизнь Мухаммеда. – Политиздат, 1991. – 495 с.
215. Пленум ДУМУ // Минарет. – 1995. – № 14.
216. Поднимет ли в Украине голову «фундаментализм»? // Киевские Ведомости. – 1997. – 26 ноября.
217. Полумесяц светит ясный // Известия. – 2000. – 16 февраля.
218. Поляков К. Арабский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма. М., 2000.- 157 с.
219. Постановление I съезда мусульман Украины // Минарет. – 1994. – № 8.
220. Праздник Ислама, праздник единоверцев // Минарет. – 1995. – № 15.
221. Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин не исключает возможности запрета ваххабизма // Российская газета. – 1999. – №191.
222. Присс д‘Авени. Ваххабиты. – ВИРГО, 1852. – Ч.6. – Отд.4. – С. 144-151.
223. Программа партии «Хизб ат-Тахрир» // www.hizbuttahrir.org
224. Прозоров С. Классификация мусульманских сект по «Ат-табсир фи-д-дин» Абу-л-Музаффара ал-Исфараини / Ислам: религия, общество, государство/. – М.: Наука, 1984. – С. 96-102.
225. Прозоров С. Ислам как идеологическая система М. Вост. лит. РАН 2004- 470 с.
226. Проповедники раздора. Ваххабизм шагает по стране // Век. – № 35. – 2001.
227. Противостоять экстремизму, отстаивать веру // Минарет. – 1995. – №19.
228. Протокол заседания Совета послов арабских государств в Москве 4 июня 1998 г. // Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – л 20-22.
229. Ражбадинов М. Особенности радикального исламистского движения в Египте, на примере деятельности организации «Аль-Джихад» (диссертация) // www.yaseen.ru.
230. Резван Е. Коран и его толкования (Тексты, переводы, комментарии). – Спб.: «Петербургское востоковедение», -2000. –208 с.
231. Религиозная карта в большой политике // Известия. – 1999. – 21 сентября.
232. Релігієзнавство: навч. Посібник/ А. Колодний, В. Скіртач, Л. Мозговий та інш.: Слов’янский державний педагогичний університет. К.: Центр навч. л-ри, 2006. – 267 с.
233. Релігієзнавчий словник /за ред. Професорів А.Колодного і Б. Лобовика. – К.:Четверта хвиля, 1996.-392 с.
234. Ротт Ю. Финансовые структуры связанные с Бен Ладеном // Столичные новости. – 2002. – №10.
235. Ротт Ю. Организационно-экономические отношения Усамы Бен Ладена // Столичные новости. –2002. -№11.
236. Рубель В. Історія середньовічного Сходу: Курс лекцій: Навч. Посібник. – К.: Либідь, 1997. – 464 с.
237. Рукопашная в медресе // Труд. – 1996. – 11 июля.
238. Саблуков Г. Коран (перевод). – М.: Северо-Запад Пресс , 2004. – 481 с.
239. Саган О. Православ’я і іслам: до проблеми богословського діалогу // Українське релігієзнавство. – №31-32. – 2004. –С.196-203.
240. Саган О. Етноконфессійний синкретизм в ісламі (наприкладі Криму) // Українське релігієзнавство. – №37.-2006. – С.120-136.
241. Салман Ф. Открытое письмо Президенту Татарстана от 9 апреля 1999 г. // www.action.com.ru/cdum/main/analiz3shtml .
242. Салман Ф. Письмо Президенту Украины Л. Д. Кучме // Минарет. – 2000. – № 35.
243. Салман Ф. Мы тоже противостоим ваххабизму и экстремизму // Минарет. – 1995. – №17.
244. Салман Ф. Теологическое разъяснение (справка) // Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – Л. 30-32.
245. Сафронов С. Ислам: поиски организационных форм и места в политической жизни (1997-1998 гг.) www.pubs.carnegie.ru/books/1999/08np/default.asp?n=11.asp.
246. Сейранян Б. Ислам и духовенство в Саудовской Аравии // Россия и мусульманский мир. – 2006. – № 5. – С.123-143.
247. Сибгатуллин, Сафин, Вафин. Президенту республики Татарстан Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Письмо от 20 мая 1999 wwwaction.com.ru/cdum/main/analiz4shtml.
248. Сидаков Ю. Ислам без оружия // Независимое военное обозрение. – 2002. –№5.
249. Светит ли полумесяц ваххабитам в Татарии // Известия. – 1999. – 17 августа.
250. Северный Кавказ – опасность ваххабизма // Минарет. – 1999. – № 32.
251. След бен Ладена. Откуда исламисты берут деньги на джихад?// www.africana.ru.
252. Скоробот А., Трофимов А. Исламские экстремисты рвутся за Урал. / Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ./ РАН ИНИОН. Центр гуманит. Науч.-информ. исслед.- М., 2005. – № 3 (153) – С.40-42.
253. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1980.- 620 с.
254. Служба безопасности Украины. Письмо №5/7-11934 от 6 декабря 2000 г. // Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – л 35.
255. Служба безопасности Украины. Касательно ассоциации «Арраид». Письмо № 5/7 – 11973 от 2 декабря 2000 г. // Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – Л. 36.
256. Смирнов С. Что забыли британцы в Чечне // Солдат удачи. – 1999. – №1.
257. Современный терроризм. Анализ основных направлений. Минск: Харвест, 2000. – 446 с.
258. Современные проблемы геополитики Кавказа. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2001; http://www.ippk.rsu.ru.
259. Согласие и единство – наша цель // Минарет. – 1994. – № 8.
260. Справка ДУМЕС № 411 от 14 августа 1992 г.// Архив НИЦ КИУ.- Том 1. – Л. 40.
261. Ставицкий В. «Чеченские корни московской трагедии» // Парламентская газета. – 2000. – 28 марта.
262. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX и XX вв. М., 1982. – 248 с.
263. Сулейменов У. Нужны ли России новые «горячие точки» или новые хунвейбины на Южном Урале // Солдат удачи. – 1999. – № 4. – С. 36-37.
264. Суриков А., Баранов А. Ваххабиты, как концептуальная угроза // Правда – 1998. – 5 февраля.
265. Таджуддин Т. О важности борьбы с экстремизмом // Независимая газета. – 2000. – 29 ноября.
266. Талибы // Известия – 2001. – 29 сентября.
267. Тамим А. Ислам против экстремизма и насилия // Мусульмане. – 2000. – №1. – С.28 -29.
268. Тамим А. Истинный путь.- К.: Аль-Иршад, 2001 – 34 с.
269. Тамим А. Терроризм и глобализация // Минарет.- 2005. – №50.
270. Терроризм под лозунгами ваххабизма положил начало распаду российской государственности, считает Егор Строев //www.polit.ru/documents/111690html.
271. Тримингем Дж. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. – 328 с.
272. Трифонов Е. Джихад бессмысленный и беспощадный / Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ./ РАН ИНИОН. Центр гуманит. Науч.-информ. исслед.- М., 2005.-№1 (151.) – С 40-45.
273. Тульский М. Новые раскольники // Версия. – 2002. – 5 февраля.
274. Тульский М. Саудовские спецслужбы в борьбе за создание мирового исламского халифата // www.russ.ru/politics/200110924-tul.html.
275. Тульский М. Раскол в руководстве российский мусульман: 1994-2004 годы. / Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ./ РАН ИНИОН. Центр гуманит. Науч.- информ. исслед.- М., 2005. – №3 (153) – С. 24-40.
276. Тыссовский Ю. Доллары из-под полы // Век. – 1999. – № 44.
277. Угроза ваххабизма в Чечне // Минарет. – 1998. – № 28.
278. Уотт М. Мухаммад в Мекке / пер с англ. –Спб.: Издательство Диля, 2006 – 272 с.
279. Устякин И. Экстремизм терроризирует СНГ // Российские вести. – 2001. – 18 апреля.
280. Фальков М. На пути к московскому халифату // Независимое военное обозрение. – 2001. – №16.
281. Фальков М. Сирийский след в горах Кавказа // Новости недели. – 2001. – 10 октября.
282. Фочкин О. «Братья – мусульмане» делят Россию // Московский комсомолец. – 2000. – 19 октября.
283. Фундаментализм // Минарет. – 1994. – № 1.
284. Ханиф С. Что должен знать каждый об исламе и мусульманах. –К.: Молодь,1998. – 236 с.
285. Хасан М. Источник террора: идеология ваххабизма-салафизма.- М.(б.и.), 2005-157 с.
286. Хизб ат-Тахрир // www. religio.ru.
287. Хинштейн А. Взрывоопасная ситуация в Карачаево-Черкесии и Ингушетии / Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ./ РАН ИНИОН. Центр гуманит. Науч.-информ. исслед.- М., 2005.- №3 (153). – С.46-49.
288. Хисматулин А. Суфизм. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. –272 с.
289. Четиноглу О. Ваххабизм в Крыму // Калгай. – 2003. – №8. – С. 9 -11.(тур).
290. Чеченское зазеркалье // Совершенно секретно. – №2. – 2002.
291. Что такое ваххабизм // Минарет. – 2000. – № 34.
292. Шарипова Р. Панисламизм сегодня. Идеология и практика Лиги исламского мира. М.: Наука, 1986. – 137 с.
293. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. – М.: Алетейа, Энигма, 1999. – 416 с.
294. Шульц В. Террористы под жестким прессингом и помогают это сделать нашим спецслужбам зарубежные коллеги // Парламентская газета. – 2001- 19 июля.
295. Эрнст К. Суфизм / М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
296. Юзеев А. Татарская нация и ислам в 90-е годы ХХ в. и в настоящее время. Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.- информ. исслед.- М., 2005. – № 4 (154). – С.41-49.
297. Якан Ф. Ислам: идеи, движения, перемены М. ПК Сатланда, 1992.- 64 с.
298. Ярлыкапов А. Ислам: церковь или община? // Мусульмане. – 2000. – №1.
299. Ярлыкапов А. Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика // Россия и мусульманский мир. – 2006. – № 5. – С. 36-48.
300. القرءان كريم . المملكة العربية السعودية , 1406 هـ , 604 ص.
301. احمد تميم . براءة الحبيب من اهل الارهاب والتخريب , كييف 2005 56 ص.
302. الامان الفكري . –14– نيسان 1995 .
303. الانصار . 2 شباط 1995 .
304. المسلمون . 17 كانون الثاني (يناير ) 1997 .
305. المسلمون 7 تشرين الثاني ( نيابر ) 1997 .
306. النجوة . 13 حزيران ( يونيو ) 1994.
307. الرابطة . شباط 1995 .
308. الاحتفال بالمولد النبوي الشريف جائز وفيه ثواب ولا يخالف هذا الا الوهابية منار الهدى 14-17 رقم 107 تموز 2002 .
309. اسامة السيد يرد على فتحي يكن علم الكلام الموضح لاصل الدين علم ممدوح عند العلماء منار الهدى 18-21 رقم 75 نيسان .1999.
310. ارجعوا الى الصواب والزموا الحق يا اتباع ابن تيمية منار الهدى 24-25 رقم 19 ايار .1994.
311. الوهابية يتخبطون فيكفرون شيخهم ابن قيم الجوزية منار الهدى 50-51 رقم 33 تموز 1995.
312. رسالة شكر من مؤسسة ابراهيم البراهيمي.
313. زين الدين بن الحسين العراقي . الفية مصطلح الحديث , بيروت 2001 88 ص.
314. سمير القاضي . مرشد الحائر في حل الفاظ رسالة ابن عساكر , بيروت 2002 48 ص.
315. سيد قطب . في ظلال القرءان ,دار الشروق –مصر .
316. عبد الله الهرري . شرح الصفات الثلاث عشرة الواجبة لله , بيروت 1995 46 ص.
317. عبد الله الهرري .المقالات السنية في كشف ضلالات احمد بن تيمية.ـ بيروت, .1996- 264 ص.
318. عبد الله الهرري . التعاون على النهي عن المنكر , بيروت 2005 152 ص.
319. عبد الله الهرري . مختصر عبد الله الهرري بيروت 2001 74 ص.
320. عبد الله الهرري . صريح البيان في الرد على من خالف القرءان بيروت 2002 209 ص.
321. عبد الله الهرري . بغية الطالب لمعرفة العلم الديني الواجب , بيروت 2003 467.
322. كيف تطحن وهابيا بالادلة القاطعة . منار الهدى , 22-23 رقم 35 ايلول 1995.
323. مؤسسة زمزم الخيرية . موسكو , 1999 .
324. نداء الوطن .-2000- رقم 17 .
325. Abu A`la Syed al-Maududi. The Qur’anic Path// http://islaam.com/Article.aspx?id=36.
326. Dr. Yusuf al-Qaradawi. For Knowledge Seekers // For Knowledge Seekers // http://islaam.com/Article.aspx?id=9.
327. Imam Muhammad ibn Abdul Wahhab. The Excellence of the Followers of the Qur’an // http://islaam.com/Article.aspx?id=35.
328. Imam Muhammad ibn Abdul Wahhab. Allah’s Words: “[They were] Moved by Wrong Thoughts About Allah – Thoughts Which Belonged to the Jahiliyyah.”. The Book of Tawheed // http://islaam.com/Article.aspx?id=354.
329. Imam Ibn Taymiyyah. Beneficial Knowledge // http://islaam.com/Article.aspx?id=10.
330. Shaykh Saleh al-Fouzan. Ruling by other than what Allah revealed // http://islaam.com/Article.aspx?id=317.
331. Shaykh Muhammad Jameel Zeeno. How To Benefit From the Qur’aan // http://islaam.com/Article.aspx?id=34.
332. Shaykh `Abdul `Aziz ibn Baz. Increasing Eemaan (Faith) // http://islaam.com/Article.aspx?id=360.
333. WAMY Members // wamy.co.uk/membersz.html (англ).
334. Бабир С. Письмо № 9686. // Архив НИЦ КИУ.- Том 2. – Л. 4. (англ.).
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!