Веб-аналитические инструменты в управлении библиотечным сайтом
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВЕБОМЕТРИЯ И ВЕБ-АНАЛИТИКА В ОЦЕНКЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ВЕБ-СРЕДЫ
1.1 Основные направления развития вебометрии
1.2 Веб-аналитика как инструмент оценки библиотечных веб-ресурсов
1.2.1 Инструменты веб-аналитики как средство оценки и стратегического развития библиотечных сайтов
1.2.2 Определение метрик для оценки библиотечных сайтов
1.3 Деятельность библиотек в условиях интенсивного развития веб- среды
1.4 Анализ присутствия библиотек в веб-пространстве и практика применения аналитических инструментов для развития сайта
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИБЛИОТЕЧНЫХ САЙТОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕБОМЕТРИКИ И ВЕБ-АНАЛИТИКИ
2.1 Анализ динамики текущего развития сайтов библиотек в мировом библиотечно-информационном с применением вебометрического подхода
2.2 Веб-аналитический подход комплексной оценки эффективности библиотечных сайтов
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3 МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМ САЙТОМ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ВЕБ-АНАЛИТИКИ
3.1 Построение модели
3.2 Оценка эффективности деятельности библиотеки в веб-среде
3.3 Апробация модели (на примере сайта ГПНТБ СО РАН)
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Приложение А. Маркетинговые инструменты веб-аналитики сайта
Приложение Б. Анализ современных тенденций развития ресурсов библиотек в веб-пространстве
Приложение В. Веб-инструменты, используемые для развития социальных аккаунтов
Приложение Г. Развитие в веб-пространстве сайтов областных научных библиотек Сибири и Дальнего Востока
Приложение Д. Библиотеки, принявшие участие в аналитическом мониторинге вебометрических показателей сайтов
Приложение Е. Визуальное представление отчетов об использовании сайта в веб-аналитических системах
Приложение Ж. Сравнение коэффициента конверсии для страниц событийного ресурса «Новости» на сайтах библиотек разных типо- видовых форм
Приложение И. Аналитические данные востребованности у пользователей библиотечно-информационных ресурсов и услуг на сайте
Приложение К. Характеристика целевой аудитории библиотечных сайтов на основании ключевых показателей посещаемости
Во введении обоснована актуальность темы исследования, рас-
крыта степень изученности проблемы, определены цель и задачи, объект
и предмет, охарактеризована база исследования, изложена теоретиче-
ская и методологическая основа диссертации, представлены научная но-
визна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы по-
ложения, выносимые на защиту.
В первой главе «Вебометрия и веб-аналитика в оценке библио-
течной веб-среды» осуществлен обзор мирового документального
потока в рамках вебометрии и веб-аналитики, рассмотрены основные
направления развития и определены наиболее характерные тенден-
ции становления этих научных областей, охвачены важные вопросы
и проблемы, интересующие российских и зарубежных ученых. Прове-
ден анализ присутствия библиотек в веб-пространстве, рассмотрен
опыт библиотек разных типо-видовых форм, сформулированы тенден-
ции развития библиотечных веб-ресурсов, выполнен анализ практиче-
ского применения библиотеками веб-аналитических инструментов
и метрик для оценки сайтов.
Вебометрия становится важным источником статистической ин-
формации для оценки деятельности библиотеки в веб-пространстве.
В результате анализа документопотока в рамках вебометрических
исследований были выявлены следующие направления: изучение суще-
ствующих направлений вебометрических исследований (общий анализ,
оценка перспективности, прогнозирование дальнейшего развития); веб-
аналитика (использование веб-аналитических инструментов, теоретиче-
ский и практический опыт библиотек, вебометрические показатели
(«важные», ключевые показатели эффективности)); управление веб-ре-
сурсами; применение рейтинговой системы оценки сайтов; анализ ги-
перссылок (видимость, индексирование сайта, связи между сайтами);
социальная активность (социальные сети, деятельность представитель-
ств библиотек в социальной сети); веб-индикаторы (индексы цитирова-
ния, наблюдаемость сайтов). Недостаточная изученность означенных
вопросов свидетельствует о том, что направления вебометических ис-
следований в библиотечной сфере только начинают разрабатываться.
Для получения полезной информации о поведении пользователей
на создаваемых библиотеками веб-ресурсах начинает применяться по-
тенциал веб-аналитики. Повышению роли веб-аналитики в библиотеч-
ной практике способствовали такие причины, как рост конкуренции
в информационной сфере деятельности; постоянная трансформация
веб-среды и информационных потребностей пользователей; стремление
к повышению эффективности деятельности в веб-среде; получение эм-
пирических данных для реализации различных решений на уровне
управления веб-ресурсами.
В рамках диссертационного исследования изучена значимость и про-
веден сравнительный анализ веб-аналитических инструментов примени-
тельно к библиотечным сайтам. Анализ показал, что инструменты имеют
важные отличительные особенности, которыми необходимо руководство-
ваться при выборе инструментов для оценки сайта. На основе полученных
выводов предложен список аналитических инструментов, которые реко-
мендованы для оценки библиотечных веб-ресурсов.
Анализ вебометрических показателей свидетельствует, что важ-
ным индикатором популярности сайта в веб-пространстве является
коммуникативная рефлексия пользователей, которая определяется их
активностью на сайте библиотеки. Изучение подходов по выбору ключе-
вых показателей эффективности позволило определить в качестве клю-
чевых три группы метрик: метрики посещаемости; метрики вовлечения
и лояльности; социальные метрики. Доказано, что использование пока-
зателей посещаемости позволяет оценивать не только контент, но и фик-
сировать все взаимодействия пользователей с сайтом, в связи с чем эта
группа метрик является фундаментом для оценки эффективности разви-
тия библиотечных сайтов.
Оценка присутствия библиотек в веб-среде показала, что за последние
десять лет библиотеки значительно расширили собственные границы
в этой среде. Анализ данных опроса 2019 г. «Современные тенденции
развития ресурсов библиотек в веб-пространстве» российских и зару-
бежных библиотек разных типо-видовых форм (академические, вузов-
ские, публичные, детские и юношеские библиотеки) свидетельствует,
что практически все библиотеки из числа опрошенных респондентов
(387 респондентов из 39 стран мира), за небольшим исключением,
имеют сегодня хотя бы одно веб-представительство в виртуальном про-
странстве.
Анализ популярности социальных площадок среди библиотек пока-
зал, что российские библиотеки разных типов отдают предпочтение со-
циальной сети «ВКонтакте»: академические библиотеки (3,3 %), вузов-
ские библиотеки (42,7 %), детские и юношеские библиотеки (11,4 %),
публичные библиотеки (25,6 %); зарубежные библиотеки – Facebook:
академические библиотеки (3,9 %), вузовские библиотеки (52,0 %), пуб-
личные библиотеки (36,9 %). Библиотеки создают и ведут сразу не-
сколько аккаунтов на разных социальных площадках. Однако основной
платформой для взаимодействия и обслуживания удаленных пользова-
телей и читателей библиотеки, остается официальный сайт.
Анализ опроса показал, что популярными аналитическими решени-
ями в российских библиотеках являются признанные во всем мире веб-
аналитические системы Google Analytics (28 %) и Яндекс.Метрика
(58,8 %). Для оценки эффективности сайтов библиотеки выбирают две
технологии: счетчики и лог-анализаторы. Однако уровень использова-
ния библиотеками функциональных возможностей инструментов веб-
аналитики для развития сайтов остается довольно низким.
Результаты, изложенные в первой главе диссертационного исследо-
вания, позволили сделать вывод, что, с одной стороны, библиотечные
специалисты осознают необходимость и перспективность использования
современных веб-технологий для повышения эффективности развития
сайта, с другой – не все библиотеки при наличии сайта занимаются его
аналитикой.
Во второй главе «Эффективность библиотечных сайтов через
призму вебометрики и веб-аналитики» определены и апробированы
индикаторы и параметры оценки эффективности развития библиотечных
сайтов в веб-пространстве с применением вебометрического и веб-анали-
тического подходов, обоснованы основные направления совершенствования
библиотечных сайтов и предложен список рекомендаций для дальнейшего
стратегического развития в веб-пространстве.
В диссертационном исследовании осуществлена оценка и постро-
ены рейтинги сайтов 362 зарубежных и 99 российских библиотек на ос-
нове нормированных значений отобранных веб-индикаторов (объем
полнотекстовых материалов, количество веб-страниц, ссылающиеся до-
мены, ссылающиеся IP-подсети, ссылающиеся IP-адреса). Результаты
анализа позволили сделать вывод, что сайты ведущих национальных
библиотек США и библиотек крупнейших университетов являются ли-
дерами в мировом рейтинге и имеют весомый авторитет в веб-простран-
стве. Российские библиотеки (национальные и федеральные), являясь
крупными фондодержателями, в мировом библиотечно-информацион-
ном веб-пространстве выглядят менее значительно. Оценка динамики
развития сайтов российских библиотек показала, что 47 (47,5 %) из 99
сайтов имеют положительную динамику развития. Среди российских
представителей наиболее высокие позиции заняли сайты национальных
библиотек (РГБ, РНБ), а также вполне конкурентоспособными являются
сайты некоторых центральных библиотек (Вологодская областная уни-
версальная научная библиотека).
Результаты исследования показывают снижение общего количества
страниц, проиндексированных поисковой системой Google, на сайтах
библиотек разных типов, что может быть следствием снижения относи-
тельной релевантности контента этих сайтов с точки зрения поисковых
алгоритмов Google и является тревожной тенденцией. Анализ динамики
изменения количества полнотекстовых документов на сайтах свидетель-
ствует, что библиотеки всех типов стремятся формировать и расширять
цифровые коллекции, прежде всего это касается национальных и вузов-
ских библиотек. Средняя динамика роста количества полнотекстовых
материалов в течение трех лет для национальных библиотек составила
48,8 %, для вузовских – 43,4 %, для сайтов публичных библиотек –
12,1 %. Наблюдается постепенный рост количества ссылающихся доме-
нов, IP-сетей и IP-адресов, что может свидетельствовать о повышении
интереса к размещаемой на сайтах информации и усилении авторитета
библиотек в веб-пространстве.
В рамках веб-аналитического подхода в качестве объекта исследо-
вания рассматривались сайты 16 российских библиотек (академических,
публичных, вузовских, детских и юношеских), которые предоставили
доступ к статистике своих сайтов. Для комплексной оценки эффектив-
ности развития библиотечных сайтов предложены параметры: измери-
мые целевые действия пользователей на сайте; переходы на библиотечный
сайт по внешним ссылкам (источники трафика); целевые страницы
сайта (посещаемые страницы, участки с высокой плотностью кликов);
состав аудитории библиотечного сайта (оценка существующих сегмен-
тов пользователей, определяемых, в частности, по демографическим по-
казателям и активности таких сегментов). Их значимость подтверждена
исследованиями: уровня востребованности библиотечно-информацион-
ных ресурсов и услуг на сайте (их популярность у посетителей библио-
течных сайтов); трафика с целью определения эффективных источников
для продвижения ресурсов и услуг в веб-среде; целевых страниц; ауди-
тории сайтов библиотек разных типов; поведения посетителей на сайте
(оценка их лояльности к размещаемому контенту).
Библиотечный сайт – это прежде всего информационный ресурс,
специфика страниц которого заключается в насыщенности информа-
цией. В рамках оценки целевых страниц библиотечных сайтов предло-
жен оригинальный подход для оценки их информационного контента,
позволяющий проводить сравнительный анализ ресурсов и услуг биб-
лиотек. В результате анализа выявлены популярные ресурсы и услуги,
проведена оценка лояльности посетителей к предоставляемому инфор-
мационному контенту, определены наиболее эффективные для продви-
жения источники трафика.
Пользовательская аудитория сайта – это люди, которые зашли на
сайт случайно, являются целевой аудиторией или намерены ею стать
(потенциальные читатели). В качестве одного из методов определения
целевой аудитории сайтов и выявления ее основных характеристик
предложено сегментирование посетителей библиотечных сайтов на ос-
новании данных о гендерных, возрастных и территориальных разли-
чиях, полученных с использованием веб-аналитических инструментов.
Применение метода на практике позволило определить целевую аудито-
рию сайтов библиотек разных типо-видовых форм: для восьми библиотек
это преимущественно женская аудитория в возрасте 35–54 лет (поколе-
ние X), для остальных библиотек – это женская аудитория в возрасте 18–
34 лет (поколение Y), кроме сайта Научно-технической библиотеки
Сибирского государственного индустриального университета, целевой
для которого является мужская аудитория в возрасте 18–34 лет.
Результаты, изложенные во второй главе, доказали, что вебометри-
ческие и веб-аналитические исследования дополняют друг друга, позво-
ляя получить целостную характеристику развития сайта в информаци-
онном веб-пространстве.
Для достижения конечной цели диссертационного исследования
в третьей главе «Модель управления библиотечным сайтом на ос-
нове данных веб-аналитики» разработана и апробирована модель
и методика оценки эффективности управления сайтом библиотеки.
Опираясь на данные аналитических систем, можно принимать соот-
ветствующие решения по управлению сайтом (data-driven approach),
меняя текущую стратегию развития на более эффективную, проводить
оптимизацию сайта (в целом) и управлять отдельными ресурсами
и услугами (в частности). Модель (рисунок 1) представлена двумя взаи-
мосвязанными блоками: циклом управления библиотечным сайтом
и требованиями к веб-аналитической оценке. Порядок ее реализации
определяется: выбором стратегии (административная, маркетинговая),
последовательным выполнением действий в рамках цикла управления
сайтом (постановка цели по определению эффективности развития
сайта, мониторинг показателей, анализ полученных данных (количе-
ственно-качественная оценка), планирование дальнейших действий,
принятие решений по изменению стратегии развития и переработке про-
блемных областей сайта, реализация изменений и контроль эффективно-
сти принятых решений) и требований к веб-аналитической оценке (усло-
вия реализации веб-аналитической оценки определены зависимостью
последовательного выполнения действий по отношению друг к другу).
В рамках требования «Подбор инструментов», с целью сделать мето-
дику выбора понятной, разработана классификация современных веб-
аналитических инструментов по основным признакам: методу сбора
аналитических данных, типу анализируемых веб-ресурсов, специфике
функционирования инструмента и возможностям оценки.
Стратегия оценки
Цикл управления библиотечным сайтом
сайта
Административная
стратегия1. Постановка2. Мониторинг3. Анализ6. Реализация
4. Планирование5. Принятие решений
целипоказателейданныхизменений
Маркетинговая
стратегияДолгосрочные
Выводы и практические
рекомендации7. Контроль
Среднесрочные
Краткосрочные
Определение объектаОценка полученных
Подбор инструментовВыбор параметра(-ов) и показателя(-ей) оценки
оценкиэффектов
посещения (Visitis),
«Яндекс.Метрика»,посетители (Visitors),
Измеримые целевыеновые посетители,Социальная
Google Analytics, Piwikдействия пользователейэффективность
Liveinternet, Rambler’sДля оценкиисточники трафика,
Счетчикина сайтеглубина просмотра,
Top100,посещаемости
среднее время на сайте,
«Рейтинг@Mail.ru»,
OpenStat, HotLogпоказатель отказов
и др.
Сайт библиотекиWebalizer, AWStats, An-
Лог-анализаторыalog, WebTrends Log An-Переходы на сайт попосещения (Visitis),
alyzer, WebLog Expert ивнешним ссылкампосетители (Visitors),Технологическая
новые посетители,эффективность
МаркетинговыеSimilarWeb, Alexa,вернувшиеся посетители,
инструментыCy-pr, Linkpad, MOZДля оценкисреднее время на сайте,
Open Site Explorer, Pr-cyаудиториипоказатель отказов,
гендерная оценка,
Состав аудитории сайтагеография посетителей
Открытые инстру-и др.
СчетчикиУправленческая
Сайты стороннихменты, доступ к кото-
просмотры,эффективность
организацийрым не защищен или
предоставлен стороннейпосещения (Visitis),
Лог-анализаторыорганизациейпосетители (Visitors),
Целевые страницы сайтановые посетители,
Для оценки
вернувшиеся посетители,
SimilarWeb, Alexa,контента
Маркетинговыеисточники трафика,
Cy-pr, Linkpad, MOZ
инструментыглубина просмотра,Экономическая
Open Site Explorer, Pr-cy
среднее время на сайтеэффективность
и др.
Требования к веб-аналитической оценке
Рисунок 1 – Модель управления библиотечным сайтом на основе данных веб-аналитических инструментов
Ключевым компонентом оценки эффективности управления биб-
лиотечным сайтом является интерпретация динамики вебометрических
данных. На основании важных положений, касающихся трактовки по-
нятий «эффективность» и «результативность», сделан вывод, что эффек-
тивность управления сайтом библиотеки отражает сложные процессы,
связанные с оптимизацией сайта и его отдельных страниц, а результа-
тивность, в свою очередь, показывает степень достижения поставлен-
ных целей. Доказано, что эффективность управления библиотечным
сайтом нельзя выразить одним показателем, это всегда совокупность по-
казателей, определяющих положительный или отрицательный эффект
от управления.
Полученный результат может выражаться одновременно несколь-
кими эффектами. Определены индикаторы эффективного управления
сайта: социальная эффективность (соответствие веб-ресурса потребно-
стям пользовательской аудитории; повышение качества сайта; рост
числа пользователей и их посещений (расширение географии пользова-
тельской аудитории)); технологическая эффективность (своевремен-
ное решение возникающих технических проблем; повышение качества
обслуживания; внедрение новых веб-сервисов); управленческая эффек-
тивность (своевременная адаптация к изменившимся условиям; повы-
шение показателей посещаемости сайта; достижение поставленных це-
лей; рост востребованности библиотечных ресурсов и услуг); экономи-
ческая эффективность (повышение конкурентоспособности библио-
теки в веб-среде; увеличение спроса на платные ресурсы и услуги,
предоставляемые библиотекой; рост числа зарегистрированных пользо-
вателей через сайт).
Учитывая неоднородность количественных значений метрик для
сайтов разных библиотек (национальных, федеральных, академических
и центральных библиотек регионов), предложена бальная система
оценки эффективности управления сайтом. Предложенная методика
оценки позволяет как осуществлять анализ, отталкиваясь от положи-
тельной или отрицательной интерпретации полученного эффекта, на ос-
новании списка отобранных ключевых показателей, так и проводить
комплексную оценку эффективности развития сайта на базе всех рас-
сматриваемых параметров и ключевых показателей. Удельный вес ко-
эффициента оценки эффективности управления сайтом (ЭУС) рассчи-
∑ б×100
тывается по формуле ЭУС =∑п
, где ∑ б – суммарное значение бал-
лов, ∑ п – общее количество анализируемых показателей.
Апробация модели управления библиотечным сайтом в полном
объеме с реализацией изменений и контролем полученных эффектов
проведена на базе сайта ГПНТБ СО РАН. На основе полученных дан-
ных разработаны практические рекомендации, которые реализованы
на сайте в виде соответствующих изменений: оптимизации меню
сайта; редизайна представления информационного контента с приме-
нением современных направлений в дизайне (использование плиточ-
ного дизайна); актуализации информационного наполнения, в том
числе замене устаревшей информации; группировке информации по
подразделам; перелинковке ссылок, создании новых страниц с целью
повысить полноту предлагаемого контента; оптимизации страниц для
просмотра пользователями с разных технических средств (персональ-
ного компьютера, планшета и мобильного телефона). В результате
оценки процесса управления сайтом ГПНТБ СО РАН получен положи-
тельный социальный и управленческий эффект. Оценка ЭУС равна
52,4 %.
В ходе апробации доказано, что модель позволяет применять
единый подход и средства управления к библиотечному сайту в за-
висимости от поставленных целей, выявлять текущие проблемы
и на основе объективных решений разрабатывать дальнейшую стра-
тегию его развития в информационном веб-пространстве, а также
способствует повышению эффективности его функционирования.
Таким образом, гипотеза, поставленная в диссертационном иссле-
довании, подтверждена.
В заключении диссертационного исследования сформулированы
основные выводы, определяющие новизну и практическую значимость
исследования.
Актуальность исследования. Современные темпы внедрения и ис- пользования информационных технологий в библиотечном деле диктуют применение новых управленческих подходов в функционировании библио- тек и показателей для оценки их эффективности. С появлением интернета и его доступности широкому кругу пользователей, традиционные методы ра- боты становятся все менее востребованными. Библиотечное научное сооб- щество, обсуждая сложившуюся ситуацию на различных конференциях, приходит к выводу, что ожидания читателей, связанные с получением ин- формации, значительно изменились, они реже посещают библиотеку, пред- почитая получать доступ к источникам информации онлайн [37]. Для при- влечения новых читателей и удовлетворения их информационных потреб- ностей, библиотеки во всем мире стремятся создать максимально удобные условия не только в стенах библиотеки, но и за ее пределами – в веб-среде. Сайт библиотеки становится той самой площадкой, на которой осуществля- ется коммуникация и библиотечно-информационное обслуживание удален- ных пользователей и читателей библиотеки.
В связи с этим возникает необходимость в особой методике оценки эффективности библиотечно-информационной деятельности, осуществляе- мой в веб-среде. Последние двадцать лет закономерно растет интерес к при- менению вебометрических подходов для изучения библиотечных веб-ре- сурсов, в том числе сайтов. Вебометрические показатели, в качестве источ- ника данных для оценки, стали входить в перечень обязательных критериев для федерального статистического наблюдения Министерства культуры Российской Федерации, в том числе за деятельностью организаций куль- турно-досугового типа, общедоступных (публичных) библиотек и театров [113]. В частности, акцентируется внимание на общем количестве посеще- ний сайта библиотеки для мониторинга удаленных обращений в библиотеку через интернет. Кроме того, важность оценки развития библиотечных сай- тов подкрепляется появлением соответствующих конкурсов: Всероссий- ский конкурс веб-сайтов муниципальных библиотек (2003–2004 гг.), Все- российские конкурсы сайтов публичных библиотек (2005–2009 гг.) и др.
Управление сайтами – это стратегия развития, используемая для по- вышения эффективности и формирования конкурентного преимущества библиотеки в виртуальном пространстве. Первые библиотечные сайты по- явились в 1990–е гг. XX в., когда библиотеки в рамках различных программ поддержки для некоммерческих организаций получили доступ к сети интер- нет. По последним данным IFLA «Library Map of the World»1, такой доступ имеют 381 316 библиотек мира. Современная концепция управления сайтом такова, что аналитической базой для принятия решения становятся данные. На основе полученных данных (data-driven-подход) строятся прогнозы, вы- являются проблемы, пересматривается стратегия развития, принимаются объективные управленческие решения, осуществляется контроль – все это повышает эффективность управления сайтом. Опираясь на данные веб-ана- литических систем, можно проводить оптимизацию сайта (в целом), оцени- вать поведение пользователей, выявлять целевую аудиторию и управлять отдельными ресурсами и услугами, определяя среди них наиболее востре- бованные.
Изучение проблем оценки эффективности работы библиотечных сай- тов веб-аналитическими инструментами и их оптимизация на основании по- лученных данных, будет способствовать их совершенствованию, повыше- нию качественных характеристик (доступность, актуальность, удобство) в зависимости от меняющихся информационных технологий и предпочтений пользователей, повышая тем самым уровень конкурентоспособности биб- лиотеки в информационной сфере деятельности.
Libraries with Internet Access Library Map of the World. URL: https://librarymap.ifla.org/map/Metric/Libraries-with-Internet-Access/LibraryType/National- Libraries,Academic-Libraries,Public-Libraries,Community-Libraries,School-Libraries,Other- Libraries/Weight/Totals-by-Country (дата обращения = accessed 03.03.2021).
1 Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена проти- воречием между объективной потребностью в оценке деятельности библио- тек в цифровой среде и отсутствием критериев измерения ее эффективно- сти, а также необходимостью разработки модели управления библиотеч- ными сайтами на основе данных веб-аналитических инструментов для по- вышения уровня развития библиотек в веб-пространстве.
Степень изученности темы. Результаты анализа научных публика- ций и практической деятельности библиотек показали, что наиболее разра- ботанными являются теоретические основы сайтостроения, авторами рас- сматриваются вопросы их информационного наполнения и структуры, определяются основные этапы и направления развития библиотечной веб- среды, затрагиваются вопросы оптимизации сайтов, разрабатываются под- ходы к оценке их качества. Общие вопросы специфики сайтостроения биб- лиотек поднимаются в публикациях Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой, О.И.Алдохиной [33–36], О.Б.Рогошкиной [158], В.К.Степанова [170, 171], Е. В. Ткачевой [183, 184], N. Aharony [225], A. S.Chow, M. Bridges and P. Commander [244], D. J. Comeaux [245], D. Wilson [318] и других уче- ных.
Проблемам адаптации и формирования библиотечной веб-среды по- священы исследования М. Я. Дворкиной, Е. Д. Жабко, И. С. Королевой, Т. В. Майстрович, Ю. В. Потехиной, Я. Л. Шрайберга [42, 43, 52, 84, 104, 105, 136, 138, 219, 220]. Е. Д. Жабко [52], подчеркивая возможность проеци- рования представлений о традиционной деятельности библиотеки на элек- тронную среду, отмечает преимущество электронной библиотеки для удо- влетворения информационных потребностей пользователей.
Вопросы управления деятельностью библиотеки в веб-среде c точки зрения организационной, управленческой, технологической и технической составляющей процесса создания и поддержки библиотечных сайтов под- нимаются в работах А. А. Апанасенко, И. Н. Басамыгиной, С. К. Канна, Ю. В. Потехиной, Н. С. Редькиной, Л. Б. Шевченко, R. S. Connell, W. Graham, E. K. R. E. Huizingh, D. James, M. Sue, J. Tidal, B. Weischedel и др. [11, 68, 137, 138, 156, 211, 214, 247, 295, 303, 316]. Проблемы управления информационными ресурсами библиотек рассматриваются В. В. Брежне- вой, Р. С. Гиляревским, Е. Д. Жабко в рамках информационного менедж- мента [15–17].
В отсутствие четких требований к формированию контента на сайте библиотеки исследователи уделяют особое внимание изучению способов структурирования информации, моделированию содержательной части сайта (контента) и концепции его информационной структуры. Одни – ак- центируют внимание на изучении и организации общей информации на сайте, структуры меню сайта и наполнения отдельных разделов, так назы- ваемый качественный анализ контента [32, 74, 96, 97, 166, 172, 318]. Другие – анализируют веб-контент в целях выявления общего ассортимента услуг на библиотечных сайтах [53, 100], диапазона доступных электронных ресур- сов для определенной категории читателей [182, 293]. Ряд авторов, чтобы понять поведение посетителей сайта, проводят юзабилити-тестирование [244, 261, 291]. Для изучения структуры библиотечных сайтов были разра- ботаны: комплексный подход (Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдо- хина [33, 34]), системный подход (О. В. Кулева [92–96]), объектно-ориенти- рованный подход (И. Н. Доронина, Д. Б. Стороженко [47]), разрабатыва- ются юзабилити подходы (Л. Б. Шевченко [213], A. S. Chow, M. Bridges, P. Commander [244], D. Munoz-Egido, Osti M. Vianello [274], A. Sheikh [291]), проводится информационный мониторинг (D. Wilson [318]).
Следует отметить, что в библиотечном деле ведется активная работа по определению критериев оценки сайта библиотеки. Особое внимание уде- ляется критериям, которые характеризуют внешний вид сайта, его содержа- ние и сервисные возможности. Среди ученых, занимающихся разработкой критериев оценки качества библиотечных сайтов, следует отметить работы Г. С. Ганзиковой [30], Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой, О. И. Алдохиной [34, 35], А. Х. Исмагиловой [61], О. В. Кулевой [92–97], О. В. Лаверьевой [101], Н. С. Редькиной [150, 156], В. К. Степанова [170], Д. Б. Сугак [172], М. Шварцмана [209] и др. Особое внимание исследователи обращают на следующие критерии оценки сайтов: содержательное наполнение, дизайн и эргономичность сайта, цитируемость и посещаемость, а также трудовые и финансовые затраты на всех этапах функционирования сайта. С точки зре- ния оценки эргономичности библиотечного сайта И. Н. Доронина [46] вы- деляет следующие критерии: дизайн, удобство навигации, полнота инфор- мации о библиотеке, скорость работы и доступность сайта, а также наличие счетчика на страницах сайта. Несмотря на большое число работ, единая си- стема критериев и методика оценки работы библиотечных сайтов пока от- сутствуют.
При оценке библиотечного сайта применяются методы экспертной оценки (наглядным примером такой оценки являются проводимые кон- курсы [30, 209]), маркетинговых исследований [45, 98] и опросов (юзаби- лити тестирование [261, 291]), а также вебометрического и веб-аналитиче- ского анализа данных.
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности ориентиро- ван на формирование управления удовлетворением спроса, его изучение и развитие маркетинговых коммуникаций, в том числе в веб-среде. Ряд авто- ров рассматривает проблемы функционирования сайта на разных уровнях: как средство позиционирования библиотеки в веб-среде, средство повыше- ния конкурентоспособности и важнейший канал маркетинговых коммуни- каций [12, 74, 140, 144, 151, 156, 161, 171, 214]. Изучение потребностей це- левых пользователей в рамках проводимых исследований способствует, в частности, выявлению новых перспектив развития в интернете и определе- нию существующих проблем. В связи с этим актуальными становятся во- просы продвижения сайтов, разработкой которых занимаются: Б. Айзен- берг, С. Н. Андреев, И. С. Ашманов, Л. Т. Дэвис, А. Иванов, Л. М. Капу- стина, Д. Кокрум, А. В. Курц, И. Д. Монсунов, В. С. Мышляев, Е. В. Самой- лова, И. О. Севостьянов, Дж. Кварто вон Тивадар, В. Г. Ткачев, А. Е. Шад- рин, А. А. Яковлев и др. [1, 2, 9, 73, 82, 99, 111, 162, 163, 208, 223].
Практика использования аспектов классического маркетинга в интер- нете рассматривается в рамках интернет-маркетинга. В числе ученых, объ- ектом исследований которых является интернет-маркетинг, следует отме- тить: Т. А. Буренину, М. К. Быкову, К. Вертайм, Л. М. Капустину, Д. Ко- крум, А. В. Курц, И. Д. Монсунова, В. С. Мышляева, Я. Фенвик, Д. Хали- лова и др. [19, 21, 24, 73, 82, 99, 111, 201]. Технологии интернет-маркетинга применительно к библиотечному обслуживанию рассматриваются в рабо- тах М. В. Досягаевой, А. П. Кирьяновой, Г. Б. Паршуковой, Н. С. Редьки- ной, С. С. Ростовцева, Л. Б. Шевченко [48, 77, 93, 122, 154, 159, 210, 214]. При этом большая часть исследований направлена на изучение общих во- просов маркетинга, авторы не дают конкретных рекомендаций по продви- жению сайтов библиотек.
С появлением современных веб-технологий, при использовании кото- рых возможен сбор, измерение, анализ и интерпретация информации об ис- пользовании сайта, начинается новый виток в аналитике для совершенство- вания сайта и повышения эффективности его развития в веб-среде. В рамках вебометрических исследований проводится оценка количественных аспек- тов использования информационных веб-ресурсов (А. Б. Антопольский, М. С. Галявиева, Г. Ф. Гордукалова, А. Е. Гуськов, В. А. Конов, Д. В. Кося- ков, Н. Г. Парыгин, А. А. Печников, Ю. Е. Поляк, А. В. Радзевич, В. Е. Уса- нов, А. Г. Царев, К. П. Шереметьев, Ю. И. Шокин, I. Aguillo, T. C. Almind, P. Ingwersen, F.Astrom, M.Thelwall, E. L. Black, M.Pinto, D.Guerrero Quesada, Ximo Granell, K. Kousha) [5–8, 29, 39, 40, 62, 123, 125, 127, 133, 135, 141, 142, 157, 215, 224, 229, 233, 238, 266, 282, 296–298, 312]. Большая часть этих исследований направлена на изучение методики формирования вебо- метрического индекса научно-образовательных учреждений, а вебометри- ческих исследований библиотечных сайтов крайне мало. Среди них можно назвать работы А. Е. Гуськова, Е. С. Быховцева, Д. В. Косякова [40], M.Dastani, A. Atarodi, S. Panahi [248], R.Chakravarty, S.Wasan [241], M. K. Verma, K. Brahma [312]. Кроме того, изучение библиотечных сайтов охватывает лишь отдельные территориальные сегменты, либо осуществля- ется оценка сайтов в рамках одного типа библиотеки (национальные [312, 315], вузовские [248] или публичные [276]).
Одни из первых попыток измерить авторитетность сайта предприняли компании-разработчиков Google и Яндекс. Официальная информация о раз- работке показателя PageRank (цитируемость страницы Google) появилась в 1998 г. Показатель авторитетности сайта в поисковой системе Яндекс по- явился годом позже (1999 г.) – тематический индекс цитирования (ТИЦ) [299]. Оба показателя имеют схожий алгоритм оценки, только технология Google применялась по отношению к страницам, а Яндекс – к домену. Изу- чением особенностей применения показателей на практике занимались А. В. Захаров, С. К. Канн, О. А. Клименко, Е. В. Константинова, М. Ю. Са- вин [54, 71, 83]. Оба показателя прекратили свое существование: Google от- ключил показатель PageRank в 2016 г., Яндекс в августе 2018 г. сообщил о том, что на смену ТИЦ приходит другой показатель – индекс качества сай- тов (ИКС), который отображает общий уровень доверия к сайту.
С 2004 г. широкое распространение получила оценка веб-среды на ос- нове ранжирования сайтов академических организаций. Наибольшую из- вестность приобрел рейтинг «Webometrics Ranking of World Universities» группы испанских ученых из Cybermetrics Lab под руководством I. Aguillo [224, 246]. Этот рейтинг в своих первых версиях опирался на следующие метрики: размер (Size) – количество индексируемых страниц сайта; види- мость (Visibility) – число уникальных внешних ссылок на сайт; ценность (Rich files) – количество полнотекстовых документов; академичность (Scholar) – научность сайта, определяемая количеством документов, проин- дексированных Google Scholar. Позже появились рейтинги, имеющие схо- жую методику оценки веб-ресурсов. Достоинства и недостатки такого про- цесса оценки анализируются в работах А. Б. Антопольского, Е. С. Быхов- цева, А. Е. Гуськова, Д. В. Косякова, А. А. Печникова, Ю. Е. Поляк, В. Е. Усанова, Д. Б. Сугак, A. Atarodi, Jowkar & Didegah, M. Dastani, S. Panahi, M. Thelwall и др. [5–8, 40, 125, 127, 133, 134, 173, 248, 264, 298]. Л. Г. Тараненко отмечает государственное значение использования подоб- ного рода методики для диагностики развития российской системы высшего образования [180].
Результаты исследований библиотечных сайтов показали, что не все- гда удается реализовать эффективное функционирование сайта [35, 65, 97, 136, 138, 211]. Среди причин многие исследователи называют следующие: ограниченная навигация сайта, недостаточная поисковая оптимизация, тех- нические проблемы (некорректная структура ссылок, ошибки при перехо- дах, низкая скорость загрузки страниц и пр.), низкое качество контента, не- правильные управленческие решения. У специалистов появляется интерес к проведению веб-аналитических исследований. В диссертационном исследо- вании Л. Г. Тараненко отмечает, что анализ пользователей и их информаци- онных потребностей, в том числе с применением веб-аналитических инстру- ментов, становится важной методико-организационной задачей специали- стов в рамках осуществления краеведческой деятельности библиотек в веб- среде [180]. Учитывая, что веб-аналитические инструменты разрабатыва- лись прежде всего для оценки коммерческих проектов, авторы сталкива- ются с проблемами выбора ключевых показателей для оценки сайта библио- теки и их интерпретацией. Изучению ключевых метрик веб-аналитических инструментов посвящены публикации С. К. Канна, А.В.Михайловой, Т. А. Чепуштановой, J. C. Fagan, B. J. Jansen, A. Vecchione и др. [66, 70, 109, 205, 252, 263, 305]. Отдельное внимание уделяется проблемам оптимизации сайта, в част- ности, проблемы поисковой оптимизации сайтов рассматривают Е. Н. Ма- лышева, Р. Н. Пилипчук, А. В. Полтавец, И. О. Севостьянов, Л. Б. Шев- ченко, Т. Ю. Якуба и др. [106, 128, 132, 163, 211].
Несмотря на столь широкий диапазон тем, касающихся как исследо- вательской, организационной, так и технологической разработанности про- блем, вопросы управления и оценки эффективности развития создаваемых библиотеками сайтов носят эпизодический характер и требуют теоретиче- ского обобщения и разработки единого управленческого подхода и мето- дики оценки эффективности деятельности библиотеки в веб-среде. В этом и заключается основная научная проблема данного исследования.
Исходя из этого, целью исследования является разработка модели управления библиотечными сайтами на основе данных веб-аналитических инструментов. В диссертационном исследовании управление рассматрива- ется как совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект (сайт) для достижения определенного результата.
Цель исследования обусловила постановку следующего комплекса задач:
1) изучить теоретические и практические аспекты оценки библио- течных сайтов с использованием вебометрии и веб-аналитики;
2) выявить веб-аналитические инструменты и метрики, позволяю- щие качественно и всесторонне проводить оценку сайтов библиотек;
3) определить основные тенденции функционирования библиотек в цифровом пространстве;
4) обосновать применение вебометричекого и веб-аналитического подходов для оценки эффективности развития библиотечно-информацион- ного веб-пространства;
5) апробировать практическую пригодность разработанной мо- дели управления и методики ЭУС (эффективность управления сайтом) биб- лиотеки.
Объектом исследования в рамках данной работы являются библио- течные сайты, а предметом исследования – теоретические и методологиче- ские основания использования веб-аналитических инструментов в процессе управления библиотечным сайтом и стратегического развития библиотеки в веб-среде.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что теорети- ческое обоснование и практическое применение разработанной модели управления библиотечными сайтами с использованием аналитических дан- ных веб-инструментов будет способствовать повышению эффективности функционирования сайтов, тем самым подготовит необходимые предпо- сылки для дальнейшего развития деятельности библиотек в глобальном ин- формационном пространстве с учетом меняющихся предпочтений пользо- вателей и развития информационных технологий (ИТ).
Методология и методы исследования. Проведение диссертацион- ного исследования потребовало привлечения положений фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных ученых в области библиотековедения, информатики, маркетинга, маркетинговых интернет- технологий, вебометрии и веб-аналитики.
Исходные положения диссертации опираются на положения, изло- женные в работах отечественных и зарубежных ученых:
– на базе изучения теоретических и практических аспектов анализа веб-среды, изложенных в работах А. Б. Антопольского, А. Е. Гуськова, Д. В. Косякова, Е. С. Быховцева, Ю. Е. Поляк [6, 7, 40, 41, 133, 134], в каче- стве базового подхода для оценки текущего развития сайтов мировых биб- лиотек определен вебометрический подход;
– принципы продвижения ресурсов в веб-среде, сформулированные в работах И.С.Ашманова, Л.М.Капустиной, Г.А.Корнилова, О.В.Обу- хова [9, 73, 114], и критерии оценки сайта с использованием аналитических инструментов – Б. Клифтон, А. Кошик, М. Хасслер [78, 89, 202] – стали ме- тодологической базой для определения основных параметров комплексной оценки библиотечных сайтов (веб-аналитический подход);
– определение ключевых показателей для оценки эффективности функционирования библиотечных сайтов базировалось на выводах С. К. Канна, J. C. Fagan, B. J. Jansen [66–68, 71, 72, 252, 263]: 1) показатели посещаемости являются основой для измерения эффективности работы сайта, 2) специфика посетителей библиотечных сайтов может быть опреде- лена через структуру трафика;
– теоретические положения, изложенные в трудах в области марке- тинга и менеджмента (П.Ф.Друкер, Д.Кокрум, Ф.Котлер, А.В.Курц, В. С. Мышляев, В. Холмогоров, Б. Шмитт, Г. Эмерсон [49, 50, 82, 87, 88, 99, 111, 203, 218, 221]). В современных условиях, осуществление деятельности библиотеки в веб-среде требует использования новых подходов в управле- нии и оценке эффективности этой деятельности. Оценка эффективности библиотечного сайта, как сервисного центра для осуществления этой дея- тельности, была основана на выводах о том, что: 1) эффективность может быть определена через заранее обозначенный результат (Ф. Котлер) [87]; 2) оценку эффективности деятельности организации следует осуществлять через целедостижение (П. Друкер) [49]; 3) «эффективность» – основная за- дача управления (Г. Эмерсон) [221];
– анализ подходов продвижения и управления библиотечно-информа- ционной деятельностью в веб-среде был подкреплен важными положени- ями библиотечного маркетинга и менеджмента, которые раскрыты в рабо- тах Л. А. Абрамовой, А. А. Апанасенко, И. Н. Басамыгиной, В. В. Брежне- вой, А. В. Захарова, Н. С. Карташова, В. К. Клюева, Е. Н. Орловой, Н.С.Редькиной, А.В.Соколова, И.М.Сусловой, Е.М.Ястребовой [11, 15–17, 54, 76, 79, 80, 118, 144, 148, 151, 154–156, 167, 174–177];
– при определении индикаторов эффективности (социальная, эконо- мическая, технологическая, управленческая) и разработке методики оценки эффективности управления сайтом важнейшее методологическое значение для диссертационной работы имели исследования И. С. Пилко, С. А. Муха- медиевой, Н. С. Редькиной по определению эффективности традиционной библиотечной деятельности [129, 130, 145].
В ходе исследования для изучения количественных аспектов функци- онирования библиотечных сайтов использованы вебометрический и веб- аналитический подходы, маркетинговый подход – для разработки стратегии продвижения библиотечных сайтов в веб-среде, data-driven подход – для разработки модели управления библиотечным сайтом на основании данных веб-аналитических инструментов. В качестве основных функций в рамках диссертационного исследования рассматривались аналитическая и управ- ленческая функции.
Комплексный характер работы потребовал использования в качестве исследовательского инструментария совокупности различных теоретиче- ских методов:
– метод классификации использовался при сравнительном анализе веб-аналитических инструментов и их функциональных возможностей для оценки эффективности сайтов, при комплексном исследовании ресурсов и услуг на сайтах библиотек разных типо-видовых форм;
– общенаучные методы анализа (обобщение, сравнение, систематиза- ция и т. д.) документальных источников информации и веб-ресурсов биб- лиотек – для оценки состояния научно-теоретической разработанности про- блем, связанных с деятельностью библиотек в веб-среде;
– статистические методы анализа (комплекс статистических методов) использовались при обработке полученных данных в ходе социологиче- ского опроса, вебометрического и веб-аналитического мониторинга дан- ных; – социологический метод – анкетирование – применялся при изуче- нии отечественного и зарубежного опыта использования аналитических ин- струментов и их возможностей для развития ресурсов библиотек в веб- среде;
– терминологический анализ – изучение формирования базовых по- нятий.
Базой исследования являются сайты академических, публичных, ву- зовских, детских и юношеских библиотек, а также другие веб-страницы, со- здаваемые библиотеками для осуществления деятельности в веб-среде. Ис- следование сайтов библиотек разных типо-видовых форм позволит рас- крыть специфику оценки эффективности развития сайта, в том числе с уче- том функциональных задач библиотеки определенного типа. С одной сто- роны, оценка эффективности сайтов основывается на единых целях и зада- чах. С другой стороны, библиотечные сайты имеют не только общую, но и уникальную специфику наполнения, характерную для конкретного типа библиотеки, что позволяет распространять полученные результаты исследо- вания на сайты библиотек в соответствии с их типом.
Хронологические рамки исследования охватывают период с сере- дины 1990–х гг. XX в., когда появляется направление вебометрии, изучаю- щей количественные аспекты создания и использования информационных веб-ресурсов, по настоящее время (2021 г.).
Научная новизна и теоретическая значимость определяются разра- боткой научной проблемы в рамках стратегического развития библиотеч- ных сайтов в информационном веб-пространстве:
– обоснованы тенденции развития вебометрии и веб-аналитики в биб- лиотечной практике, представлена мировая картина использования совре- менных методов аналитики в библиотеках;
– разработаны рекомендации по выбору веб-аналитического инстру- ментария и ключевых метрик для оценки эффективности деятельности биб- лиотеки в веб-пространстве; – получены новые аналитические оценки статистических характери- стик эффективности сайтов библиотек разных типо-видовых форм;
– предложен оригинальный подход для оценки эффективности инфор- мационного контента библиотечных сайтов, позволяющий проводить срав- нительный анализ ресурсов и услуг библиотек разных типов;
– обоснованы и разработаны рекомендации по повышению эффектив- ности развития сайтов публичных, вузовских, академических, детских и юношеских библиотек, способствующие их совершенствованию по техни- ческой, информационной и маркетинговой составляющим;
– разработана модель управления библиотечным сайтом, в рамках ко- торой данные веб-аналитических инструментов являются основанием для принятия решений;
– предложена методика оценки эффективности управления библио- течным сайтом, которая позволяет осуществить анализ достигнутых резуль- татов в его развитии.
Теоретические выводы могут использоваться в научной разработке проблем продвижения библиотечных сайтов в веб-пространстве, их страте- гическом развитии, а также способствовать улучшению их качественных ха- рактеристик.
Практическая значимость исследования состоит в том, что приме- нение разработанной модели позволяет не только оценивать и контролиро- вать текущий уровень развития деятельности библиотек в веб-пространстве, но и на основе полученных данных (оценок) принимать решения и необхо- димые практические меры по совершенствованию сайтов библиотек любого типа. Таким образом, разработанная модель будет способствовать улучше- нию стратегического развития деятельности библиотек в веб-пространстве и повышению эффективности функционирования официальных сайтов и других библиотечных ресурсов. Личный вклад автора. В рамках диссертационного исследования ав- тором собран эмпирический материал, который стал базой для основных ре- зультатов исследования. Подготовлен и проведен социологический опрос российских и зарубежных библиотек. Выявлены и проанализированы тен- денции развития библиотек в веб-пространстве. Дана оценка ключевым ас- пектам использования аналитических инструментов и их возможностей для развития сайтов библиотек разных типо-видовых форм. Определены основ- ные векторы развития вебометрии и веб-аналитики в библиотечной сфере. Исследована значимость и проведен сравнительный анализ веб-аналитиче- ских инструментов применительно к оценке библиотечных сайтов. Разрабо- тана классификация инструментов веб-аналитики для оценки работы сайта. Предложен перечень параметров, анализ которых позволяет осуществить комплексную оценку сайта библиотеки. Разработана модель управления сайтом библиотеки любого типа, отражающая единый подход к его управ- лению на основании данных веб-аналитических инструментов. Для оценки эффективности управления сайтом разработаны методика оценки и индика- торы эффективности.
Степень достоверности результатов, изложенных в диссертацион- ном исследовании, обусловлена привлечением российских (70 %) и зару- бежных (30 %) публикаций по теме диссертации; применением комплекса исследовательских методов, соответствующих цели, задачам и логике про- водимого исследования; изучением данных аналитики сайтов разных типов библиотек; общим объемом собранных и проанализированных данных, в том числе в рамках изучения практики работы библиотек в мире; обсужде- нием результатов исследования на конференциях российского и междуна- родного уровня; представлением результатов в профессиональной печати.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
В соответствии с формулой специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), которая включает исследования и разработки в области теории, истории, методоло- гии, организации, технологии, управления и технического обеспечения биб- лиотечной деятельности, а также в области исследования библиотечно-ин- формационных ресурсов, представленная диссертационная работа является теоретическим и практическим исследованием по изучению процессов управления и оценки эффективности деятельности библиотек в веб-среде.
Соответствие диссертации области исследования специальности.
Полученные результаты соответствуют: п. 3 «Библиотека и библиография как системные социальные объекты, их место в системе информации, доку- ментальных коммуникаций, культуре. Библиотечно-информационные ре- сурсы. Библиотечно-информационная деятельность, организация техноло- гических процессов, использование современных информационно-комму- никационных технологий. Библиотечный менеджмент»; п. 6 «Маркетинго- вая ориентация библиотечно-библиографических продуктов и услуг. Биб- лиотечная и книжная статистика»; п. 8 «Использование электронных сетей в целях библиотечно-информационного обслуживания».
Педагогическая направленность исследования заключается в его результатах: теоретические и методические материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего профессио- нального и дополнительного профессионального образования, осуществля- ющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специали- стов в области библиотечно-информационной деятельности, в рамках учеб- ных курсов: «Основы управления деятельностью библиотеки в веб-среде», «Аналитика веб-проектов», «Методика применения веб-аналитики в биб- лиотечной практике».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Вебометрия и веб-аналитика, в рамках которых проводится оценка статистической информации об использовании создаваемых библио- теками веб-ресурсов, являются перспективными направлениями для эффек- тивного стратегического развития библиотек в информационной цифровой среде.
2. Для качественной оценки библиотечных сайтов необходимо ис- пользовать инструменты, классифицированные по методу сбора аналитиче- ских данных, типу анализируемых веб-ресурсов, специфике функциониро- вания инструмента и возможностям оценки. Обязательным условием оценки положительного или отрицательного эффекта процесса управления библиотечным сайтом является анализ динамики веб-данных.
3. В условиях стремительного развития цифровой реальности, библиотеки значительно расширили границы собственной деятельности, используя веб-представительства в качестве основной площадки для ее ре- ализации. Библиотечный сайт является некоммерческим информационным веб-ресурсом, который имеет определенную внутреннюю структуру, рас- крывающую его информационное наполнение (сведения о библиотеке как физически существующего учреждения; уникальный контент, который включает генерируемые/приобретаемые ресурсы и предоставляемые услуги; поисковый функционал сайта), ориентированное в том числе на це- левую аудиторию в лице пользователей, территориально находящихся в ме- сте (регион, область) осуществления офлайн-деятельности библиотеки.
4. Для осуществления оценки текущего развития библиотечных сайтов целесообразно использовать и вебометрический, и веб-аналитиче- ский подходы. Применение комплекса оценочных возможностей этих под- ходов ориентировано на получение целостной характеристики развития библиотечно-информационного веб-пространства.
5. Управление сайтом любой библиотеки реализуется на основа- нии данных современных веб-аналитических инструментов через последо- вательное выполнение действий: постановка целей, мониторинг показате- лей, анализ данных, планирование, принятие решений, реализация измене- ний, контроль. Предложенная модель позволяет применить единый подход и средства управления к сайтам библиотек разных типо-видовых форм в за- висимости от поставленных целей оценки, выявить текущие проблемы и на основании объективных решений разработать их дальнейшую стратегию развития в информационной среде.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования до- кладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: Меж- дународной научно-практической конференции «Электронный век науки» (Республика Дагестан, Махачкала, 2021); Шестом международном профес- сиональном форуме «Книга. Культура. Образование. Инновации» (Крым, Судак, 2021); Международной научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (LIBWAY)» (Новосибирск, 2018, 2020); Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения» (Москва, 2018, 2019); Всероссийской научно-практической конфе- ренции «Библиотеки в контексте социально-экономических и культурных трансформаций» (Кемерово, 2017); Всероссийском библиотечном кон- грессе: XXIII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциа- ции (Владимир, 2018); XIII и XIV Всероссийской научно-практической кон- ференции «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов» (Санкт-Пе- тербург, 2018, 2019).
Основные результаты по теме диссертационного исследования нашли отражение в 15 публикациях, четыре из которых опубликованы в рецензи- руемых научных изданиях, рекомендованных для опубликования Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, четыре публикации индексируются в международ- ных библиографических базах данных Web of Science и Scopus.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (321 документ, из них 98 на английском языке). Объем работы составил 293 страницы, в том числе 28 иллюстраций и 37 страниц приложений.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!