Виртуализация отечественного образовательного пространства: социально-философский анализ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………..……….3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ВИРТУАЛИЗАЦИИ …………..……………………………………..…………..20
1.1. Информатизация и виртуализация: категориальный анализ………..……20
1.2. Виртуальное образовательное пространство как понятие философии
образования.…..……………………………………….……….………….……..43
1.3. Трансформация образовательного пространства и развитие
информационных технологий……………………………………………..…….61
ГЛАВА 2. ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………………………………….………78
2.1. Современные информационные технологии как актуальная форма
процесса виртуализации………………………..……..…………………..…….78
2.2. Изменение субъектов образовательного взаимодействия под влиянием
информационных технологий.……………………..……….………..…..……..96
2.3. Личность как субъект виртуального образовательного
взаимодействия…………………………………………………………………114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…..…………143
Актуальность темы исследования
Актуальность исследования сущности виртуализации отечественного
образования обусловлена целым комплексом социальных трансформаций,
характерных для современного мира. В первую очередь к этим
трансформациям следует отнести информатизацию и глобализацию.
Образовательное пространство и образование как социальный институт
подвергаются серьезным изменениям, связанным с воздействием
информационных технологий, которое приводит к размыванию самих
субъектов образовательного процесса и к трансформациям процессов их
взаимодействия.
Многоуровневая сущность образования связана с тем фактом, что оно,
с одной стороны, представляет собой довольно консервативную сферу
жизни, так как в образовательном взаимодействии происходит передача
устоявшихся знаний. С другой – образовательная система направлена в
будущее, поскольку готовит к самореализации современное молодое
поколение в условиях новой информационной реальности. Именно во втором
аспекте максимально проявляются тенденции к разрушению традиционных
отношений в образовании вследствие виртуализации всего образовательного
процесса.
Образование как форма общественного сознания в условиях новых
реалий все более тяготеет к виртуализации, а конечный продукт
образовательного процесса все чаще приобретает виртуальные признаки,
определяя тем самым условность и нестабильность получаемых знаний.
Вполне естественно, что подобная ситуация вызывает беспокойство
зарубежных и отечественных ученых и философов. Подчеркивая это,
В. В. Миронов пишет: «Нестабильность всегда сопровождается сменой и
деформацией системы ценностей, что значительно влияет на духовное
состояние личности, а значит, приводит к негативному воспроизводству
данной ситуации в реальной жизни, а затем, позже, влияет уже и на саму
систему ценностных предпочтений молодого поколения, вектор которых
направлен в будущее»1.
Актуализация исследования виртуализации отечественного
образовательного пространства определяется следующими основными
факторами:
а) самой тенденцией к виртуализации, которая проявляется в
практически неограниченном доступе к информации и проблематизирует
алгоритмичность ее отбора в глобальном мире. Сегодня это становится
ведущим вектором как для конкретного субъекта образовательного
взаимодействия, так и всего образовательного пространства России;
б) противоречивостью системы образовательных взаимодействий,
которые приобретают виртуальный характер. Основные противоречия – это:
противоречие между информацией, включающей неконструктивные
информационные потоки, и необходимостью получения конструктивного
знания;
деформация традиционной аксиологической шкалы и формирование
новых ценностей и смыслов, что не способствует решению проблем,
связанных с отбором и систематизацией информации в образовательном
процессе. Виртуальная аксиологическая шкала принципиально влияет на
субъект познания, ставя под сомнение базовые ценности;
виртуализация современного образовательного процесса по-новому
определяет цели и задачи образовательной системы. Залогом «успешности»
молодого специалиста становится быстрота ориентации в информационном
пространстве – информированность, а не устойчивые профессиональные
знания, что часто трактуется как отрицательные последствия виртуализации
образовательного пространства;
Миронов В.В. Проблемы реформирования российского образования // Метафизика. 2014. № 4 (14).
С. 52–60.
конкретные образовательные практики, отрефлексированные
философией образования, свидетельствуют о неоднозначности процессов
виртуализации. С одной стороны, виртуализация способствует более
основательному онтологическому наполнению конкретной личности, которая
при помощи информационных технологий в состоянии сформировать свое
индивидуальное «информационное поле». С другой – виртуальные
тенденции в образовании грозят потерей самой сущности таких
принципиальных для становления личности понятий, как «субъектность»,
«реальность», «разумность» и т. п.
в) процесс виртуализации российского образовательного пространства
в самом начале, что порождает множество проблем как в образовательных
практиках, так и в их философской рефлексии. На наш взгляд основным
противоречием, концептуализация которого необходима для российского
образования, выступает противоречие между «инновационным футуризмом»
и «педагогическим консерватизмом» в российском образовательном
сообществе.
В силу этих противоречий проблемность развития современного
образовательного пространства чрезвычайно актуализирует вопросы,
связанные с многоплановостью влияния информации и информационных
технологий на образовательный процесс.
Проблема неоднозначности сущности и роли информации в
глобальном мире все более обостряется, что определяет активное обсуждение
сущности виртуализации процесса образования и ставит вопрос о
необходимости изменения традиционной информационной политики в
образовательной системе.
Степень разработанности темы
Необходимость анализа процессов информатизации основных сфер
жизнедеятельности общества подтверждается соответствующими
исследованиями. Работы ученых, связанные с информатизацией образования
в силу своей интегративности, предполагают анализ исследований из
различных областей знаний2. В еще большей степени это касается процессов
виртуализации образовательного пространства, что предполагает
использование не только ведущих теоретических естественно-научных и
гуманитарных концепций, но и привлечения результатов, полученных путем
обобщений на эмпирическом уровне3. Поэтому сложность и неоднозначность
темы исследования предполагает систематизацию научных работ, а анализ
степени разработанности темы целесообразно вести по нескольким
направлениям.
Первое направление включает исследования, авторы которых
ориентируются на раскрытие сущности информации и интенсификации
информационных процессов: З. Бауман, Д. Белл, П. Бергер, Ж. Бодрийяр,
У. Дайзард, М. Кастельс, К. К. Колин, Т. Лукман, К. Роджерс, О. Тоффлер, А.
Д. Урсул, Ф. Уэбстер, Э. Фромм, Г. Фрайберг, Ф. Фукуяма, М. Хайдеггер,
Ф. А. фон Хайек, Р. Харрис и др. В своих работах эти ученые затрагивают
весь комплекс социальных проблем и трансформаций, которые являются
следствием информатизации. Проблемы информационного пространства в
современных социальных системах и образования, в частности, анализируют
в своих трудах Т. А. Бороненко, Я. А. Ваграменко, Т. Е. Верховцева,
А. Г. Глинчикова, С. А. Жданова, А. А. Зенько, И. А. Ильина,
Ю. Г. Коротенкова, А. А. Кузнецова, Л. М. Марцева, А. В. Могилева,
См., например: Колин К. К. Человек в информационном обществе и проблемы образования //
Философские проблемы информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. С. 130–135.
(Информатизация образования); Урсул А. Д. На пути к опережающему образованию // Вестн. Челябин. гос.
акад. культуры и искусств. 2012. № 3. С. 130–133; Урсул А. Д. На пути к опережающему образованию //
Вестн. Челябин. гос. акад. культуры и искусств. 2012. № 4. С. 132–139; Урсул А. Д. Образование в
информационно-эволюционном ракурсе // Открытое образование 2010. №6. С. 89–97.
См. например: Роберт И. В. Перспективные направления развития информатизации отечественного
образования // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им.
В. П. Горячкина». 2014. № 4. С. 9–15; Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования
(психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2007. 234 с.; Солонин В. В.
Интернет-технологии в интерсубъектном образовании // Информатика и образование. 2007. № 4. С. 111–114;
Тихомиров В. П., Тихомирова Н. В. Smart-education: новый подход к развитию образования [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education.
И. В. Роберт, С. А. Солнцева, Н. В. Софронова, Н. А. Тихомиров,
В. П. Тихомирова, Л. И. Черноусова, Л. Н. Черноусова, М. В. Швецкой и
другие ученые.
Второе направление представлено учеными, занимающимися
проблемами развития и информатизации образования и образовательного
процесса.
Современная философия образования представлена множеством
направлений, которые в различной степени раскрывают образовательную
сферу как важнейшую для формирования системы устойчивости любого
общества. В этой связи большую роль играют работы авторов, которые
раскрывают все стороны трансформаций глобального образовательного
пространства: Е. В. Брызгалиной, В. Г. Горохова, С. В. Ивановой,
В. В. Миронова, В. С. Стёпина, Е. В. Ткаченко, В. И. Тищенко и других
ученых.
Принципиальное значение приобретают работы сибирских
философов, которые давно и последовательно разрабатывают проблематику
философии образования, связанную с социальными трансформациями,
вызванными активным использованием информационных технологий:
Т. С. Косенко, Н. В. Кулипановой, О. Б. Майера, Н. В. Наливайко,
И. А. Панарина, В. И. Паршикова, И. А. Пфаненштиля, Е. В. Ушаковой,
С. И. Черных, Н. М. Чуринова и др.
Важную роль в этом отношении играют такие периодические издания,
как журналы «Высшее образование в России», «Философия образования»,
«Профессиональное образование в современном мире» и т. д.
Третье направление представлено педагогическим сообществом,
конкретно занимающимся проблемами исследований процессов создания,
освоения и применения педагогических инноваций в системе обучения и в
процессе модернизации образовательного пространства России. Здесь
следует отметить работы таких исследователей, как В. И. Байденко,
Н. И. Гендина, Э. В. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Иванов,
В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, А. И. Субетто, И. Г. Шендрин,
В. А. Ясвин и др. Эти авторы в той или иной степени освещают вопросы,
связанные с информационным обеспечением образовательного процесса.
Четвертое направление охватывает сообщество ученых, которые
затрагивают проблемы виртуальных состояний в деятельности субъектов
образовательного процесса, а также изучают особенности существования
субъектов в виртуальной реальности. К ним относятся работы
О. И. Генисаретского, Н. А. Носова, М. А. Пронина, Е. Е. Таратуты и др.
Особую значимость для нашего исследования имеют работы
О. В. Кочетковой, А. Б. Кочеткова, И. А. Нагаевой, которые анализируют
виртуальное образовательное пространство вуза как эффективную форму
организации педагогического процесса.
В последнее время появились диссертационные работы Н. А. Бородина,
О. С. Буряковой, С. А. Мухановой, Д. Е. Прокудина, В. Л. Силаевой,
А. П. Фомина, С. И. Черных, А. И. Шипицина, А. В. Юхвида4, прямо или
косвенно касающиеся темы исследования.
Силаева В. Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: дис. …
канд. филос. наук: 09.00.11 [Электронный ресурс] // Силаева Виктория Леонидовна. М., 2004. 115 c. – URL:
http://www.dslib.net/soc-filosofia/podmena-realnosti-kak-sociokulturnyj-mehanizm-virtualizacii-obwestva.html;
Черных С. И. Изменение образовательного пространства в информационную эпоху: социально-
философский анализ: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 [Электронный ресурс] / Черных Сергей Иванович.
Новосибирск, 2012. 308 с. – URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/izmenenie-obrazovatelnogo-prostranstva-v-
informacionnuju-jepohu-socialno.html; Бородина Н. А. Социально-философский анализ информатизации
образования: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 [Электронный ресурс] // Бородина Наталья
Алексеевна. Ростов-н/Д., 2012. 28 с. – URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/socialno-filosofskij-analiz-
informatizacii-obrazovanija.html; Бурякова, О. С. Информационная и знаниевая революции: сравнительный
анализ концепций: дис. … канд. филос. наук: 09.00.08 [Электронный ресурс] / Бурякова Ольга Сергеевна.
Ростов-н/Д., 2011. 145 с. – URL: http://www.dslib.net/filosofia-texniki/informacionnaja-i-znanievaja-revoljucii-
sravnitelnyj-analiz-koncepcij.html; Юхвид А. В. Компьютерные виртуальные технологии как новый техно-
социальный феномен: социально-философский анализ: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 [Электронный
ресурс] / Юхвид Алексей Владимирович. М. 2013. 268 с. – URL: http://www.dslib.net/ontologia/jevristicheskie-
vozmozhnosti-kompjuternyh-virtualnyh-tehnologij.html; Фомин А. П. Педагогическое сознание в условиях
виртуализации социальной реальности: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 [Электронный ресурс] / Фомин
Андрей Петрович. СПб., 2009. 290 с. – URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/pedagogicheskoe-soznanie-v-
uslovijah-virtualizacii-socialnoj-realnosti.html; Муханова С. А. Социальные проблемы виртуализации
образовательного пространства: региональный аспект: дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 [Электронный
ресурс] / Муханова Светлана Анатольевна. Саратов, 2010. 147 с. – URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/
socialnye-problemy-virtualizacii-obrazovatelnogo-prostranstva-regionalnyj.html; Прокудин Д. Е.
Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры: дис. … д-ра
филос. наук: 24.00.01 [Электронный ресурс] / Прокудин Дмитрий Евгеньевич. СПб., 2012. 336 с. – URL:
В результате краткого обзора литературы можно сделать ряд
выводов.
Большинство работ по проблеме информатизации и виртуализации
образования сводится к исследованию применения новых
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!