Византийские традиции в храмовой архитектуре Алтая конца XX – начала XXI веков

Айхлер Наталья Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Исторические и теоретические аспекты исследования…………………..16
1.1. Понятийно-терминологические особенности исследования ……………………….16
1.2. Характерные черты византийской архитектуры и церковного искусства,
влияние Византии на русскую храмовую архитектуру ……………………………………..33
Глава II. Современная храмовая архитектура Алтая: стилистический анализ
………………………………………………………………………………………………………………………..54
2.1. Объёмно-планировочные решения храмов Алтая конца XX – начала XXI вв.
………………………………………………………………………………………………………………………..54
2.2. Декоративно-архитектурные элементы экстерьера храмов Алтая конца XX –
начала XXI вв. …………………………………………………………………………………………………82
Глава III. Интерьеры храмов Алтая конца XX – начала XXI веков ………..103
3.1. Архитектурные элементы интерьера храмов Алтая конца ХХ – начала ХХI вв.
………………………………………………………………………………………………………………………103
3.2. Декоративное оформление интерьера храмов Алтая конца ХХ – начала XXI
вв………………………………………………………………………………………………………………….113
Заключение ………………………………………………………………………………………………..133
Список источников и литературы …………………………………………………………….140
Список иллюстраций…………………………………………………………………………………..156
Иллюстрации…………………………… ……………………………………………………….159
Приложения…………………………………………………………….…………..204

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, даётся
оценка степени разработанности проблемы, определяются цель, объект,
предметизадачиисследования,раскрываетсянаучнаяновизна,
формулируются положения, выносимые на защиту, определяется теоретическая
и практическая значимость работы.
Первая глава «Исторические и теоретические аспекты исследования»
состоит из двух параграфов. Изложены главные понятия, в соответствии с
которыми развивается храмовая архитектура и монументальное церковное
искусство. На основе исторического анализа рассматривается развитие
византийского стиля, а также его характерные особенности и влияние на
русскую храмовую архитектуру.
Первыйпараграфпервойглавы«Понятийно-терминологические
особенностиисследования»посвящёнпоискуисистематизации
терминологических определений исследования.
Важное значение для выявления сущности какого-либо явления имеет
определение понятий и терминов, которыми данное явление обозначается.
Следовательно, ценным основанием для исследования становятся понятийно-
терминологическиеособенности.Изучениеиразработкапонятийно-
терминологических особенностей представляет собой особые задачи научно-
исследовательской работы, которая содержит анализ понятий, входящих в
развитие темы и предмета исследования. Возникает необходимость разработки
терминологическогоипонятийногоанализаисследования.Понятийно-
терминологические особенности являются примером теоретических методов
исследования, направленных на раскрытие сущности проанализированных
явлений средствами уточнения значений и смыслов. В современном
искусствоведении для определения исследуемой проблемы применяются
различные термины и понятия «византинизм», «византийский стиль».
В настоящем исследовании предполагается анализ храмовых сооружений,
вследствие этого в тексте встречаются такие понятия как «культовые
сооружения» и «культовая архитектура», храм, собор, церковь. Для анализа
византийского церковного искусства возникла необходимость разъяснения
некоторых понятий: иконопись, мозаики, фрески, орнаменты и их мотивы.
Терминологический аспект исследования представляется необходимым,
так как до сих пор учёные и исследователи используют разную терминологию.
Это касается определений типологии и конструкции храма, его устройства,
видов монументального церковного искусства.
Во втором параграфе первой главы «Характерные черты византийской
архитектуры и церковного искусства, влияние Византии на русскую
храмовую архитектуру» даётся характеристика развития византийского стиля
и его особенности, повлиявшие на русскую храмовую архитектуру.
Византийское искусство представляет собой совокупность многих древних
искусств, особенно в первое время своего существования, впитавшее и
преобразовавшее многие художественные культуры разных народов, с самого
своего начала стало искусством национальным и самостоятельным. Процесс
сложения византийского искусства, становление и выработка нового стиля –
процесс длительный и сложный. Основой византийского искусства стала его
неразрывная связь с церковью и богослужением. Благодаря этому складывается
архитектурный и иконописный канон. Ранневизантийские храмы возводились
преимущественно в форме базилик, вытянутых в длину зданий, прямоугольной
формы. Во второй половине IX в. в Византии исчезает базиликальная форма
храма. Разрабатывается новый тип храмового сооружения, получивший
название крестово-купольного. Неотъемлемой частью византийского храма
становятсямонументально-декоративныеросписи,покрывающиевсё
внутреннееархитектурноепространствоипредставляющиевместес
архитектурной конструкцией единую символическую систему, принципы
которой складывались одновременно с развитием крестово-купольного храма.
Византийскоеизобразительноеискусствопредставленомонументальной
живописью: мозаиками, фресками, витражами. В Византии была выработана
определённая система объёмно-пространственной структуры храма и его
росписей, которые изображали библейскую историю человечества, этические
нормы, освящённые христианством. Особое место в церковном искусстве
Византии занимает икона. Византийская иконопись разработала все виды
иконографии икон. По преимуществу это были образы Спасителя и Пресвятой
Богородицы, а также православные праздники.
Византийский стиль, определяемый как архитектурное направление
Нового времени, основанное на заимствовании элементов зодчества Византии,
является образцовым для русской храмовой архитектуры и играет в ней
важную роль. Традиции византийского стиля появились в архитектуре храмов
России в XVIII веке, последний храм построен в Москве в 2002 г.
Хронологическая история развития византийского стиля в православной
культовой архитектуре России с самого начала использования элементов и
принципов охватывает период с середины XIX в. по 1917 г. ХХ в.
Византийский стиль, пройдя сложный путь, в русской храмовой
архитектуре складывается в результате переработки и переосмысления идей
архитекторовВизантии,чтоспособствуетсозданиюновыхформ.
Формирующийся стиль представлен сочетанием восточных и русских
замыслов. Византийский стиль в России XIX века не копирует опыт
константинопольских мастеров, а создаёт постройки с большим включением
русских идей.
Вовторойглаве«СовременнаяхрамоваяархитектураАлтая:
стилистический анализ» проанализировано объёмно-планировочное решение
и декоративное оформление экстерьера храмов, возведённых на Алтае с 90-х гг.
ХХ в.
В первом параграфе второй главы «Объёмно-планировочные решения
храмов Алтая конца XX – начала XXI вв.» обосновываются объёмно-
планировочные решения созданных на Алтае культовых православных
сооружений конца XX – начала XXI вв., имеющих черты византийского стиля.
В современной храмовой архитектуре Алтая рубежа XX–XXI вв.
необходимо выделить два варианта развития православного культурного
зодчества: воссоздание разрушенных храмов и возведение новых культовых
православных сооружений. В рамках второго варианта имеется два основных
способа художественного решения храма: осмысление форм архитектурного
прошлого и отказ от художественных и конструктивных традиций. Первый
способ следует по пути реконструкции ранее возведённых зданий или
возведение зданий на основе сохранившихся художественных источников.
Направление данного способа активно проявляется в формировании русской
православной культовой архитектуры рубежа XX–XXI вв. Реконструкцию
храмовых зданий можно сравнить с возведением нового храма, в том случае
если сохранились только стены, перекрытия или архитектурные элементы
утрачены.ВозрождениеправославнойхрамовойархитектурыАлтая
происходит после 1991 г.
Впараграфеподробнопроанализированыобъёмно-планировочные
решения новопостроенных храмов Алтая: Александро-Невский храм в
г. Бийске, черты византийской архитектурыпрослеживаются в планировке
здания; храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Бийске, в основе храма лежит
равноконечный крест; церковь Михаила Архангела в г. Новоалтайске,
пятиглавый храм, в плане квадратный; храм Рождества Богородицы в
г. Рубцовске, кубической формы, поднятый на высоком фундаменте; трехглавая
церковь Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца в г. Рубцовске;
храмвеликомученикаицелителяПантелеймона,восновеобъёмно-
планировочного решения заложены образцы раннехристианских сооружений;
Преображенский храм в г. Горно-Алтайске, основной объём храма кубической
формы, алтарная апсида гранёная; храм Вифлеемских убиенных младенцев в
г. Барнауле, возведён по византийским традициям.
Средихрамов,которыебыливосстановленыилинаходятсяна
реконструкции, следует выделить: Покровский кафедральный собор в
Барнауле; Успенский кафедральный собор в Бийске; церковь Богоявления в
городе Камень-на-Оби; церковь иконы Божией Матери «Знамение» в селе
Курья.
Храмы, имеющие черты византийского стиля, были возведены и в
сельской местности: храм Святой великомученицы Екатерины в с. Сростки;
церковь Веры, Надежды, Любови и Софии в с. Берёзовка; храм во имя
мученицы Софии и пророка Илии в с. Бочкари; храм во имя пророка Илии в п.
Бельмесево; церковь Михаила Архангела в селе Малышев Лог; церковь
Покрова Пресвятой Богородицы в Волчихе.
Во втором параграфе второй главы «Декоративно-архитектурные
элементы экстерьера храмов Алтая конца XX – начала XXI вв.» изучены
элементы, характерные для византийского стиля, расположенные на фасадах
культовых сооружений.
При анализе храмов Алтая были выявлены особенности объёмно-
планировочной системы, которые являются неотъемлемой частью при
оформлении фасадов зданий. Экстерьер, как внешнее оформление фасадов,
византийских храмов имеет минимальное оформление, здания выглядят
монументально, тяжеловесно и лаконично.
Экстерьер Покровского кафедрального собора представлен в характерном
для византийского зодчества обличии: выложен из красного кирпича. Особую
декоративность имеет широкий барабан собора – верхнюю часть венчает
изразцовый фриз. Кафедральный Успенский собор является образцом стиля,
имеющего черты византийского зодчества: низкий массив центрального
барабана увенчан огромным по форме куполом. Фасадная декорация
умеренная, распределение декора на поверхности храма спокойнои
равномерно. Фасады Богоявленского храма в городе Камне-на-Оби отличаются
богатством форм, сложным объёмно-пространственным решением. В церкви
иконы Божией Матери «Знамение» главный западный фасад венчает
колокольня с шатровой крышей, звонница имеет ряд проёмов с арочным
завершением.
В современном храмоздательстве остро стоит вопрос, не только связанный
с проектированием православной культовой архитектуры, но и с оформлением
экстерьера. Проблема состоит в том, что Алтай находится на отдалённом
расстоянии от храмовых сооружений, имеющих черты византийского стиля.
Архитекторы вынуждены искать архитектурные решения по графическим
источникам, фотографиям, образцам проектов храмов, построенных в России и
других странах: Грузии, Болгарии, Армении.
Наружный декор храма Вифлеемских убиенных младенцев достаточно
лаконичен, кроме того, сама конструкция храма в виде креста создаёт
декоративные элементы наружного убранства храма. Плоские стены храма в
честь Преподобного Сергия Радонежского в посёлке Казённая заимка, города
Барнаула, лишены декора. Фасады храма Александра Невского в городе Бийске
отличаются богатством форм, сложным объёмно-пространственным решением.
Фасады храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Бийске лишены
обильного декора, единственным украшением является кирпич лицевой кладки
с элементами, выполненными с применением лекального кирпича. Фасады
храма Рождества Богородицы в городе Рубцовске не имеют обильного декора.
Трёхглавая церковь Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца в
Рубцовске внешне выполнена в стиле, характерном для византийских церквей:
минимализм деталей отделки, отсутствие яркого цвета, стены возведены из
красного кирпича. Храм великомученика и целителя Пантелеймона в
Белокурихе украшен мозаичными иконами. Наибольшую символическую
полноту образа и стиля обретают мозаики храма Святой Троицы, воссозданного
в Барнауле. Уникальность данного явления является новаторской идеей
расположения мозаичных икон на фасаде здания, а не только во внутреннем
пространстве. Декор фасадов Преображенского храма в Горно-Алтайске
выглядит аскетично. Фасад храма во имя пророка Илии в посёлке Бельмесёво
декорирован нишами, пилястрами и мозаичной иконой. Ряд интересных
стилистических особенностей имеется в экстерьере храма в честь Всех святых в
землеСибирскойпросиявшихвпосёлкеКомсомольский.Экстерьер
Покровской церкви в селе Волчиха выглядит сдержанно: белые гладкие стены
украшены лишь арочными оконными проёмами, на главном фасаде – глухими.
Здание церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм выглядит достаточно
монументально, тяжёлые массивные объёмы храма, характерные для псковских
школ. Симметрично расположенные оконные арки. Кирпичная кладка придаёт
зданию определённый декор, несмотря на то что на первый взгляд храм
выглядит достаточно сдержанно.
В третьей главе «Интерьеры храмов Алтая конца XX – начала XXI
веков» проанализировано внутреннее пространство храма с характерными
особенностями византийского стиля.
Параграф 3.1 «Архитектурные элементы интерьера храмов Алтая
конца ХХ – начала ХХI века» посвящён изучению основных элементов
внутреннего пространства храма, в основе которых заложены черты
византийского церковного искусства. Главными архитектурными элементами
внутреннего пространства храма являются: алтарь, расположенный в апсиде;
барабан цилиндрической или гранённой формы, поверхность которого
разделена оконными проёмами; иконостас – перегородка, разделяющая алтарь
от средней части храма; царские врата – главные центральные врата иконостаса
– двухстворчатые двери напротив престола; столп – массивная опора,
прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды;
светильники. Крестово-купольная система храма сформировала особенности
пространстваинтерьерахрама.Складываетсявполнезаконченная,
гармонически целостная система соподчинённых пространств, развивающихся
от пространства малых узкихнефов к единому идоминирующему
подкупольному пространству, завершённому куполом. Образцом гармоничного
соединения архитектурных деталей стал Покровский кафедральный собор в
Барнауле, построенный в византийском стиле ещё в начале XX века. Внутри
Богоявленский храм города Камня-на-Оби соединён арочными проёмами с
алтарём, приделами и трапезной. Основной объём храма перекрыт сомкнутым
сводомсосвободнымразмещениемраспалубок,т.е.надпроёмами,
ориентированными по сторонам света, с отверстием светового барабана.
Освещённость храма обеспечивается в основном окнами, расположенными в
верхнем ярусе диагональных граней восьмерика. Иконостас церкви Знамения в
селе Курья состоит из трёх ярусов: местного, праздничного и деисусного,
разделённых между собой сложными карнизами, которые своими членениями
напоминают декоративные пояски каменных наличников на фасадах храма.
В храме Вифлеемских младенцев в Барнауле своды и профили внутреннего
архитектурного пространства созданы из тонкостенного бетона, соответствуя
всем условиям крестово-купольного храма. Главным архитектурным элементом
храма является иконостас, он отделяет алтарь от общего внутреннего
пространства храма. Его конструкция представлена в виде невысокой алтарной
преграды, состоящей из мраморных плит с пилястрами, перекрытыми
горизонтальной балкой – архитравом, что соответствует византийской
традиции.ВнутреннеепространствоцерквиМихаилаАрхангелав
Новоалтайске решено сводами, опирающимися на четыре колонны. В углу
главного входа размешена винтовая лестница, ведущая на хоры, звонницу и
нижний храм. От основного объёма нижнего храма лестницу отделяет тамбур.
В интерьере Покровской церкви села Волчиха купол стоит на открытом
барабане, что позволяет пропускать естественный свет в помещение. Барабан
покоится на арках и парусах. Основание сводчатых арок установлено на
встроенные в стене столпы, которые в данном случае не отдельно стоящие. К
высокому алтарю ведёт солея. Освещает пространство храма паникадило.
Внутреннее пространство храма Покрова Богородицы в Бийске представлено
трёхчастной системой: притвор, сам храм и алтарь. Световой барабан храма
открыт, его основание установлено на своды, плавно переходящие на колонны.
Стены храма украшены иконами частично. Алтарь имеет четыре яруса. Храм
Николая Чудотворца в городе Белокурихе кубический в плане, одноапсидный.
Центральное место занимает сам храм, в основании которого квадрат. Храм от
алтаря отделяет невысокий двухъярусный иконостас. В основе плана храма в
честь всех святых в земле Сибирской просиявших в Павловском районе в п.
Комсомольский лежит крестообразная форма. Центральный неф, который шире
боковых,формируетподкупольноепространство.Надсредокрестием
установлен световой барабан без глухого основания. Арочные своды храма
установлены на столпы, квадратные в плане. В церкви Веры, Надежды, Любови
и Софии в селе Берёзовка восьмерик барабана завершён шатровой колокольней.
Основание восьмерика поставлено на арочные своды. Алтарная преграда
представлена в виде высокого ярусного иконостаса в верхнем приделе и
нижнего яруса в нижнем приделе храма. Храм Пророка Илии в селе Малахово
являетсяоднокупольным,бесстолпным,такимобразом,внутреннее
пространство представлено в виде кубического объёма, перекрытого куполом.
Центральным архитектурным элементом храма стал иконостас, состоящий из
трёх ярусов: местный, деисусный и праздничный чины. Перед иконостасом
установлена низкая ступень – солея с амвоном.
В параграфе 3.2. «Декоративное оформление интерьера храмов Алтая
конца ХХ – начала XXI вв.» проанализировано внутреннее пространство
храмовиихдекоративноеоформление,представленноеввиде
монументальногоцерковногоискусства.Важнымпреимуществом
византийского храма всегда был интерьер. Интерьеры в византийском стиле
богато декорированы с использованием дорогих материалов: золота, бронзы,
серебра, дорогого камня, ценных пород дерева.
Автором проанализированы храмовые символы, нашедшие своё отражение
в пространстве интерьера. Особое распространение в интерьере современных
храмов получает изображение виноградной лозы, хризмы. Рассмотрены и
проанализированы примеры использования символики. В исследовании
изучены мозаичные иконы в интерьерах храма. Выявлены образы и средства
художественной выразительности храмовых икон, написанных в характерных
византийских чертах. Особое распространение в декоративном оформлении
храма получили: мозаики, фрески, витражи, орнаменты, резьба и лепнина. В
современных храмах использованы различные материалы: мрамор, дерево,
стекло, камни.
Декоративное оформление храма Вифлеемских убиенных младенцев в
Барнауле является образцом современного отражения византийских традиций,
сприменениеммрамораигипса.Убранствохрамасоставленос
использованием символов, расположенных на столпах храма, стене, престоле,
алтарной преграде. В центре алтарной преграды, над царскими вратами
расположен крест, по форме характерный накупольному кресту, у основания
которого расположен полумесяц, цата. Мраморный барельеф на престоле,
расположенном в алтаре, представлен в виде сложения нескольких символов:
агнец, хризма и греческий крест, крест с прорастающим виноградом.
Изображение гроздей и листьев винограда органично вписано в интерьер
храма. Обрамления икон, киота, иконостаса храма Михаила Архангела в селе
Малышев Лог украшает деревянный орнамент крупных гроздей винограда на
иконостасе, на столпах. Киоты храма украшены ветвями виноградной лозы.
Аналогичное представление аналоя размещено в Покровской церкви села
Волчиха. На иконостасе храма пророка Илии в селе Бочкари проходит узор
листьев и гроздей винограда, выполненный из кедра.
В Византии своё распространение получает мозаика, что является редким в
настоящее время. Мозаика в Вифлеемском храме содержит идею воссоздания
византийской мозаики IV–XV вв., именно тогда она переживает расцвет.
Мозаика в храме размещена на полу, в подкупольном пространстве и в приделе,
на иконостасе. На стенах и куполе храма Вифлеемских убиенных младенцев
разместили иконы – фрески. Интерьер алтаря храма Вифлеемских младенцев
украшен витражами.
В нижнем приделе храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова
представлен витраж, в основе которого – фигура Христа на троне.
В новопостроенном соборе Александра Невского, расположенном на
территории православного комплекса, в Барнауле, создано три витражных
образа: в алтаре изображения двух ангелов, на южном и западном фасаде –
витражные окна с изображением святых.
Орнамент прочно занял место в церковном искусстве Византии. В храме
Вифлеемских убиенных младенцев существует несколько мотивов орнамента: в
виде виноградной лозы, спирали, павлина, пальметт.При создании декора
осветительных приборов Вифлеемского храма использован сложный орнамент.
Обилие орнаментального узора покрывает поверхности восстановленных в
настоящее время соборов: Покровского в Барнауле и Успенского в Бийске.
Сразу несколько мотивов орнаментального узора встречается в церкви Пророка
Илии в селе Малахово: геометрический орнамент, пальметты, византийский
цветок. Пространство церкви Пророка Илии богато украшено данным
символом, единственным отличием от византийской пальметты является яркий
цвет. Узор меандра покрывает поверхности иконостаса храма Николая
Чудотворца в Белокурихе.
Настенные росписи являются продолжением архитектурных форм и
отвечают как функциональным, так и образно-художественным задачам.
Обращаясь к вновь восстановленным храмам, стоит отметить, что настенные
росписи соответствуют правилам расположения. В Покровском соборе города
Барнаула созданы настенные росписи на тему религиозных сюжетов картин
мастеров русской живописи при участии художника Н.В. Шварёва. В росписи
современных храмов существует соответствие данной традиции: так, в храме
Николая Чудотворца в Белокурихе в конхе алтаря изображение Богоматери с
младенцем. В нижней части барабана Успенского собора в Бийске под окнами
расположен ряд изображений апостолов, в промежутке между изображениями –
орнаментальный узор, вписанный в прямоугольник. В парусах изображены
четверо евангелистов. На сводах храма изображены сцены из жизни Христа. В
центральном куполе храма Илии Пророка в селе Малахово размещён образ
Пантократора, под окнами барабана – пророки, держащие в руках свитки.
В Заключении изложены основные выводы работы и рассмотрены
перспективы дальнейших исследований.
В современном строительстве России архитекторами при проектировании
храмовой архитектуры широко применяются принципы византийского стиля.
Византийский стиль используется не в чистом виде, отмечается сочетание
разнохарактерных и разновременных традиций, форм и приёмов. В сравнении с
дореволюционными православными культовыми постройками детализация
современных храмов значительно упрощается, что объясняется отсутствием
внимания к деталям и декору экстерьера.
Византийский стиль имеет разную трактовку. В зависимости от
функциональныхособенностейправославногокультовогосооружения
трактовка меняет свой характер – от торжественного и нарядного до
монументального сурового, предназначенного подчеркнуть аскетизм здания.
Благодаря изменчивости византийский стиль в русской архитектуре способен
стать универсальным способом отражения мировоззренческих взглядов разных
людей одной эпохи.
Конец XX – начало XXI вв. – время поиска новых идей и средств
художественной выразительности. Возращение к традициям византийского
стиля, его осмысление и адаптация под новые ценностные ориентиры позволяет
сделать новый шаг в истории православной культовой архитектуры.
Анализ значительного числа образцов современного культового зодчества
позволяет выявить две тенденции в развитии православного культурного
зодчества Алтая рубежа XX–XXI веков: восстановление разрушенных храмов и
строительство новых культовых сооружений.
Отличительными особенностями архитектуры Алтая можно считать
следующие:сложностьконструкцийимонументальность,единство
строительного материала, для возведения храмовых сооружений используется
кирпич, из него возводятся стены, сводчатые конструкции. При анализе
храмовой архитектуры Алтая выявлены особенности объёмно-планировочного
решения: структура храма: двух- или трёхчастная, составленная из притвора в
западной части, самого храма, занимающего центральное место, алтаря – на
востоке,всовременныххрамахАлтаяотмеченоналичиетрапезной,
соединяющей притвор и площадью храма; ориентация храма: с запада на
восток;формапланахрама:прямоугольная,квадратная,крестовая,
преимущественной считается квадратная в плане церковь; расположение
приделов: в средней части, в трапезной; количество нефов: однонефный,
трёхнефный; расположение колокольни: надстроена над притвором, отдельно
стоящая, встроена в пространстве барабана; форма кровельного перекрытия:
шатровая, купольная, позакомарная, щипцовая; количество глав: одноглавая,
многоглавая, состоящая из трёх, пяти и более; наличие алтарной апсиды; в
зависимости от количества нефов внутри храма сооружение может быть
одноапсидным или трёхапсидным. Крестово-купольная система храма и
связанные с ней объёмно-планировочные решения остаются актуальными в
настоящее время.
В экстерьере храмов Алтая рубежа ХХ–ХХI вв. имеется ряд характерных
черт византийской архитектуры: сдержанный лаконичный декор фасадов;
использование кирпича при строительстве и оформлении экстерьера; арочные
оконные проёмы; пилястры и полуколонны; применение характерных символов:
византийский крест – цата, растительный орнамент; купола шлемовидной
формы, а также встречаются примеры использования главок луковичной
формы; барабан цилиндрической формы, световой или глухой, разного
диаметра и высоты; украшение барабана, фризом, арочными проёмами,
аркатурными поясками; украшения над оконными проёмами – сандрики;
ограничение цветовой окраски, представленной чаще всего в сочетании двух
цветов, один из которых белый.
Основными архитектурными элементами и приёмами интерьера храмов
Алтая конца ХХ – начала XXI вв. становятся: алтарная преграда, получившая
своё развитие в Византии, представленная в виде невысокой перегородки;
осевая, статичная композиция и соподчинение всех частей храма; приём
разрозненного перехода от малого тёмного пространства притвора, к светлому
и просторному объёму центральной части храма, плавно переходящему в
верхнюю часть – куполу, возведённому на барабане; тектоничная конструкция
опирания основания барабана на паруса и сводчатые арки, распределяющие
нагрузку на четыре столпа, установленных в центре храма; органичное
соответствие наружных членений экстерьера и оформления внутреннего
устройства храма; искусственное освещение внутреннего пространства храма
представлено в виде светильников-хоросов, а также их усовершенствованной
формы–люстры-паникадила,состоящиеизнесколькихярусов,
дополнительным элементом освещения становятся настенные бра и горящие
лампады; кроме искусственного освещения пространство храма освещено
естественным светом, проходящим через оконные проёмы стен и барабана,
основание которого чаще всего в современных храмах бывает открытым;
иконостас, составленный из нескольких ярусов – чинов, в современной
православной архитектуре Алтая, применяется низкая алтарная преграда,
характернаядлявизантийскиххрамов;площадка,передиконостасом
называемая солея, состоящая из нескольких ступеней, чаще всего трёх; по
бокам солеи размещены места для певчих – клиросы; перед царскими вратами,
в солее – амвон, используемый не только в кафедральных соборах, но и в
приходскиххрамах,небольшогоразмера;необходимымэлементом
внутреннего пространства храма становится – аналой; крестово-купольная
система устройства храма предполагает наличие столпов, которые являются
опорой для арочных сводов, встречаются образцы бесстолпных храмов.
В интерьере храмовой архитектуры Алтая конца ХХ – начала ХХI вв.
получают развитие следующие виды изобразительного церковного искусства:
мозаики,расположенныенаполу,стенах,иконостасе;мозаикиво
флорентийской технике; фресковые иконы; витражные окна; иконопись в
традициях византийских мастеров; лепнина, выполненная в дереве и металле.
Воформлениидекораинтерьераиспользуетсярастительныйи
геометрический орнамент, покрывающий пространства арочных сводов,
иконостаса, обрамление оконных проёмов. В интерьере храмов применяется
выработанная концепция византийских росписей.
Композиционные решения в православной культовой архитектуре связаны
как с интерьерным пространством, так и с внешней средой храма. Выбор
стилистических особенностей и стилевого единства отражает период создания
и восстановления того или иного храма, а также демонстрирует идейную
направленность создателей, особенно если говорить об ориентации на
традиционные образцы.
Тема храмовой архитектуры Алтая требует дальнейшего изучения, так как
каждый год идёт активный процесс строительства православных культовых
сооружений, а также восстановление утраченных памятников. Результаты
данного исследования могут быть использованы в дальнейших архитектурных,
исторических и искусствоведческих исследованиях.

В конце XX – начале XXI вв. в России происходят значительные перемены в
храмовом строительстве, охватывающие сферу проектирования и строительства
православной архитектуры. Практика современного храмового строительства
направлена на глубокое изучение принципов и особенностей возведения культовых
сооружений. Территория исследований, обращённых к данной проблеме, в
современном обществе достаточно широка. Последние десятилетия ХХI века
ознаменованы повышенным интересом исследователей к различным проблемам
храмового строительства, одной из главных является формирование православной
архитектуры, на которое повлиял длительный разрыв с традициями храмового
зодчества. Опыт проектирования православной культовой архитектуры, после
событий 1917 года, был практически утрачен. В настоящее время специфика
храмовой архитектуры рассматривается как феномен, сформированный из
сакрального и исторического факторов.
Актуальность исследования
С конца ХХ века в России происходит активный процесс храмового
строительства. Перед архитекторами ставятся новые задачи – возведение
православной культовой архитектуры с соблюдением всех канонов и стилевого
единства. Актуальность исследования определяется не просто научным интересом
к теме современного храмоздательства, а обращению к традициям церковной
архитектуры и изобразительного искусства. Одним из распространённых в
храмовом строительстве, на протяжении многих лет, являлся «византийский
стиль». За своё тысячелетнее существование Византия сыграла огромную роль в
истории всей мировой культуры. В Византии были составлены каноны
православной культовой архитектуры, иконописи и монументального церковного
искусства.
В настоящее время изучение православной культовой архитектуры, является
необходимым, с условием тех пробелов, которые возникли в истории архитектуры
в XX веке, а так же для формирования научного аппарата при строительстве и
воссоздании церковного строительства на Алтае. Становится актуальным изучение
и анализ архитектуры современных храмов, в которой нашли своё отражение
византийские традиции.
В конце XX начале XXI вв. активно развивается возведение храмов во всех
регионах России, главной проблемой которого становится процесс строительства
сооружений и трудности, возникающие при их возведении. В незначительной
степени даётся художественная и стилистическая характеристика построек.
Вследствие чего актуальным оказывается изучение и анализ архитектуры
современных православных храмов и процессов, происходящих в строительной
практике в настоящее время. На развитие храмоздательства определённое влияние
оказали традиции строительной техники и художественных особенностей
Византии.
Степень разработанности проблемы
Исследования данной проблемы делятся на две группы: искусствоведческие
и исторические труды, обращённые к общим проблемам византийского церковного
искусства и архитектуры; искусствоведческие и исторические работы,
направленные на анализ традиций церковного искусства и архитектуры Алтая.
Рассматривая общие труды, посвящённые основным вопросам истории
Византийского церковного искусства и архитектуры, следует отметить, прежде
всего, исследования: О. Демуса [53], А.П. Каждана [65], В.Н. Лазарева [93], В.Д.
Лихачева [101], О.С. Поповой [119].
Существующий фундаментальный труд по истории византийского искусства
создан В.Н. Лазаревым [93]. В своей работе автор рассматривает византийскую
живопись, прежде всего как явление церковного искусства, главное внимание,
заостряя на анализе стиля. На сегодняшний день это самый обширный труд по
искусству Византийской империи. Автором рассмотрены фрески, рукописи,
иконы, портреты. Лазарев подчёркивает, что именно Россия стала приемником
этого самобытного направления.
Сложной истории византийской художественной культуры, рассмотрению и
анализу уникальных памятников искусства посвящена книга В.Д. Лихачевой [100].
Данный труд обладает особой ценностью, поскольку основывается на подробном
изучении и анализе Византийского искусства и архитектуры. Рассмотрены образцы
и архивные материалы.
Среди учёных византинистов стоит выделить Александра Петровича
Каждана [65]. Особой заслугой автора стало всестороннее изучение истории
Византийской империи рубежа X–XII вв. Рассматриваемый период
характеризуется экономическим и культурным расцветом, временем, которое
сформировало сущность понятия византинизм.
Исследования О.С. Поповой систематизированы в сборник работ, в которых
содержатся исследования, памятников византийского искусства начиная, от V до
XV вв. [119]. Автором проанализированы характерные черты и особенности
византийского монументального искусства: мозаики, фресковые композиции.
Отдельный блок исследований Поповой, посвящён изучению православного
канона иконописи. Сборник содержит материалы обобщающего характера –
типология христианских образов, теория и история византийского стиля на
протяжении его существования. Одна из наиболее значимых тем, для настоящего
исследования, в работе автора обращена к направлению в византийской
монументальной живописи, развивающейся в особых типовых образах, с
художественными приёмами, свойственными церковному искусству. О.С.Поповой
проанализированы основы византийского церковного искусства и многообразие
вариантов его изменений в связи с потребностями религиозного осознания, этапы
в развитии византийской живописи, наполненные поиском новой художественной
выразительности. Несомненной заслугой О.С.Поповой следует признать
последовательное применение методов классического искусствознания к
византийской живописи.
Воислав Джурич – один из крупнейших византинистов второй половины XX
века. Его книга, посвящена памятникам монументальной живописи, главным
образом храмовым росписям [54].
Автором Отто Демусом подробно проанализированы мозаики византийских
храмов [53]. Историк искусства Отто Демус в своей иконографии не только
рассматривает монументальное искусство Византии – мозаики храмов IX–XII вв.,
он представляет их как синтез художественных и сакральных смыслов,
подчёркивая влияние традиций античного искусства. Мозаичное искусство в
представлении исследователя находится в постоянном взаимодействии с
человеком, являющееся целостным комплексом.
Особенности современного храмового строительства основаны на
разнообразии традиций архитектурного прошлого. Данная проблема раскрыта
следующими авторами: С. В. Борисовым [38], М. Ю. Кеслером [68], Н.В. Лайтарь
[95], А. Е. Ухналевым [149], П. А Флоренским [153], А. С. Щенковым [162].
В своей работе, Н.В. Лайтарь [95], выявляет архитектурные стили и вводит
рабочую терминологию, что отражает широкую базу стилистических
предпочтений архитекторов XX–XXI веков.
Такие исследователи, как С.Я. Кузнецов [90], М.П. Кудрявцев [88],
Е.И. Кириченко [74], А.С. Щенков [162], А.Е. Ухналев [149] обращаются к
изучению церковной архитектуры периода XX–XXI вв. с научной точки зрения.
Авторами систематизированы и проанализированы принципы возведения,
стилевые особенности, характерные черты храмового строительства.
«Свод правил проектирования и строительства», составленный и
разработанный М.Ю. Кеслером и А.Н. Оболенским [67], содержит материалы,
связанные с правилами возведения новопостроенных храмов, а так же с
реконструкцией и реставрацией утраченных памятников православной культовой
архитектуры.
Современная храмовая архитектура постепенно становится объектом
разностороннего изучения.
В публикациях исследователей часто встречается тенденция современной
православной культовой архитектуры, связанная с игнорированием привычных
художественных традиций, а также с попыткой модернизации художественного
языка. Их внимание сосредоточено на практике зарубежной, часто
западноевропейской, религиозной архитектуры, поскольку этот подход не получил
существенного развития в современной отечественной храмовой архитектуре.
Анализ характерных особенностей развития сферы архитектурного
проектирования и строительства храмовых зданий, а также обобщение полученных
результатов позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время в
отечественной практике храмового строительства приоритетным является
обращение к традициям прошлого. Эта тенденция характерна для России в целом
и, в частности, определяет строительство культового зодчества Алтая.
Конец XX – начало XXI веков ознаменовали начало нового этапа в развитии
церковной архитектуры. Активный поиск художественных решений
сопровождается бурным процессом накопления художественного опыта, который
послужит основой для дальнейшего развития практики храмового строительства и
повлияет на её перспективы в будущем.
Таким образом, следует отметить, что к церковному искусству Византии
обращались, многие исследователи, благодаря которым создана достаточная база
для изучения искусства Империи. Большой вклад внесли учёные в изучение
монументального искусства, архитектуры и иконописи Византии, имеющей
важное значение в развитии церковного искусства России.
Храмовая архитектура Алтая становится предметом научного исследования
в начале XX века. Многочисленные справочные книги, монографии, энциклопедии
содержат обширный материал, связанный со строительством храмовых
сооружений, о деятельности прихода и священнослужителей, при этом вопрос
архитектурной и художественной значимости проблемы, исследователями
практически не затронут. В период Советской власти, храмовое зодчество
рассматривалось как составляющая гражданской архитектуры.
В статье Т.В. Бондаренко [37] выявлена доминирующая роль церковных
православных сооружений в формировании художественного образа города в
современных градостроительных условиях, проанализирована тенденция
включения храмовой архитектуры в существующую городскую среду. Автор
прослеживает историю возведения часовен и церквей на рубеже XX – XXI вв.,
которые размещены в планировочной структуре города, учитывая
градостроительные традиции XVII–XIX вв.
Монография Т.М. Степанской, Р.Ю. Волоснова, Н.В. Гречневой [139]
посвящена исследованиям храмовой архитектуры Алтая. Рассматриваемый
авторами период охватывает XVIII – XXI вв. Труд представляет особую ценность,
так как содержит материалы характеризующие: развитие культовой архитектуры
на Алтае в момент зарождения, объёмно – планировочные решения современной
храмовой архитектуры и стилистические особенности сельского культового
зодчества. Монография предназначена для преподавателей и студентов высших
учебных заведений, а также архитекторам, культурологам, искусствоведам,
музейным работникам и тем, кто интересуется актуальными проблемами
православного культового зодчества.
К сожалению, литература, освещающая вопросы современного церковного
строительства Алтая, немногочисленна и содержит в основном фактическую
информацию о проблемах, связанных со строительством того или иного храма, что
нельзя сказать об информации связанной с описанием сооружений и выявлением
стилевых особенностей, в том числе, византийских.
Основу публикаций исследователей составляют материалы, связанные с
развитием современной православной архитектуры, влиянием на неё
художественных и архитектурных традиций, с попыткой модернизации. Внимание
исследователей сосредоточено на опыте западноевропейских образцов, при том,
что проблема храмоздательства не имела существенного развития в отечественной
практике на протяжении длительного периода.
В современном храмовом строительстве приоритетным становится
обращение к опыту и традициям прошлого. Возврат к образцам храмовой
архитектуры является характерным, в частности, для России и определяет
принципы возведений православного культового зодчества Алтая.
Период конца XX – начала XXI веков ознаменован формированием нового
этапа в храмовой архитектуре. Поиск архитектурно-художественных решений
основывается на богатом опыте, служащем основой для дальнейшего освоения
практики храмового строительства и перспективы его развития.
Несмотря на имеющиеся исследования по храмовой архитектуре, стоит
отметить, что данных источников не достаточно, чтобы раскрыть все сферы,
связанные с культовой архитектурой и влиянием опыта Византийских мастеров.
Справочные книги содержат информацию по истории строительства церквей и
деятельности приходов, а так же о состоянии храмоздательства в период
Советского союза, но в малой степени затронут архитектурно-искусствоведческий
анализ.
Анализ литературы по проблеме настоящего исследования показывает, что
специальные исследования о развитии византийских традиций в храмоздательстве
Алтая не были разработаны.
Таким образом, православная культовая архитектура Алтая рубежа ХХ – ХХI
вв. не получила должной теоретической разработки и всесторонней оценки в
искусствоведении.
Объект исследования – храмовая архитектура Алтая рубежа XX – XXI
веков.
Предмет исследования – византийские традиции и их особенности в
развитии храмовой архитектуры Алтая рубежа XX – XXI веков.
Цель исследования: обосновать особенности проявления византийских
традиций в храмовой архитектуре Алтая конца XX – начала XXI веков.
Задачи исследования:
1. Сформулировать терминологические определения, применяемые в
исследовании.
2. Проанализировать особенности византийского стиля и его влияние на
русское храмовое зодчество.
3. Провести стилистический анализ храмов Алтая рубежа ХХ – XXI вв., на
основе объёмно-планировочного решения.
4. Исследовать архитектурные элементы на фасадах зданий православной
культовой архитектуры Алтая конца XX – начала XXI вв.
5. Охарактеризовать архитектурные элементы внутреннего пространства
храмов Алтая конца XX – начала XXI вв.
6. Выявить признаки византийского церковного искусства в интерьере
современных храмов Алтая.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с конца XX
до начала XXI вв. Нижняя граница исследования ограничена 1980-ми годами XX
века, когда начался процесс воссоздания православной культовой архитектуры,
привёдший к росту строительства церквей. Верхняя граница исследования – 20-е
годы XXI века.
Территориальные рамки исследования: Россия, Алтай. В данном случае
под понятием Алтай понимаются города и села Алтайского края, а так же
Республики Алтай.
Методология и методы исследования обусловлены спецификой
изучаемого материала и задачами научного исследования. Ведущим является
системный подход, рассматриваемый процесс храмового строительства, как
развивающееся и целостное явление.
Методологической основой исследования послужили труды: В.Н. Лазарева,
В.Д. Лихачёвой, А.П. Каждана, О.С. Поповой. Изучению храмовой архитектуры
Алтая посвящены работы: Т.М. Степанской, Н.В. Гречневой, Р.Ю. Волоснова,
Ю.А. Крейдуна.
Создание культовых сооружений и выявление стилистических особенностей
предполагает многоуровневое изучение. Вследствие этого применяются
следующие методы:
– искусствоведческий;
– атрибутивный;
– исторический;
– формально-стилистический, один из составляющих методов. Важнейшими
аспектами данного метода при изучении храмовой архитектуры являются: анализ
композиции, иконографии, пластических качеств, индивидуальной манеры,
материала, техники.
Источниковая база исследования
При написании диссертации выявлены и использованы разнообразные
источники, прямыми из которых являются здания православных культовых
сооружений Алтая.
– Официальные документы: «Свод правил СП 391.1325800.2017 «Храмы
православные. Правило проектирования» (утв. приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 декабря 2017г
№1703/пр)», «Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов российской федерации от 26. 05. 2002 № 73».
– Газеты, журналы: «Алтайская Миссия», «Византийский вестник»,
«Журнал Московской Патриархии», «Советский художник».
– Визуальные источники: фото и видео материалы строительства, освящения
храмов, установки колоколов и иконостасов.
Научная новизна исследования:
– введён в научный оборот ряд воссозданных и вновь построенных храмов
Алтая, возведённых на рубеже XX – XXI вв.;
– проведён стилистический анализ храмов Алтая, возведённых в период
конца XX – начала XXI вв., на основе объёмно-планировочных решений, с учётом
канона византийского крестово-купольного типа;
– выявлены особенности оформления экстерьера храмовых сооружениях
Алтая, с использованием приёмов византийского стиля;
– проанализированы виды церковного монументального искусства,
концепция настенных росписей, особенности расположения орнаментальных
композиций в интерьере храмовой архитектуре Алтая.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Неотъемлемой частью византийского стиля является синтез
монументального церковного искусства и архитектурной конструкции.
2. На основе объёмно-планировочного решения выявлено; культовая
православная архитектура несёт в себе черты византийского стиля.
3. На территории Алтая восстановление храмов, наряду с русским стилем
и эклектикой, ведётся с ориентированием на византийский стиль, в оформлении
внутреннего убранства и в экстерьере.
4. Основу внутреннего пространства храмового сооружения, составляют
архитектурные элементы, получившие развитие в Византии, согласно устройству
крестово-купольного храма.
5. Неотъемлемой частью византийского храма становится
монументальное церковное искусство: фрески, мозаики, витраж, покрывающие
внутреннее архитектурное пространство и представляющие вместе с
архитектурной конструкцией единую символическую систему, принципы которой
складывались одновременно с развитием крестово-купольного храма.
6. Распространённость византийских стилистических черт в
современной храмовой архитектуре объясняется недостаточностью авторских
наработок архитектурных школ России и активным духовными связями с
территориями, богатыми архитектурным наследием Византийской империи
(Греция, Афон, Сербия, Болгария).
Теоретическая значимость исследования связана с возможностью
развития исследовательского направления в сфере искусствоведения и
архитектуры, обращённого к храмовой архитектуре, как к целостному явлению.
Анализ новопостроенных и воссозданных храмов определил основные
тенденции, распространённые в современной церковной архитектуре Алтая.
Практическая значимость исследования
Материалы исследования могут быть полезны при дальнейшем изучении
принципов и развития православной культовой архитектуры Алтая. Содержание
диссертации может использоваться в качестве учебного материала лекционных и
семинарских занятий, в высших учебных заведениях, в научно-исследовательских
центрах, в проектной деятельности современных архитекторов,
Результаты исследования могут стать актуальными при разработке
дисциплин, проводимых в рамках учебного процесса института гуманитарных
наук, факультетов теории и истории искусств, для архитектурных факультетов
художественных и архитектурно-строительных вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
Для обоснования результатов, полученных в процессе исследования,
существует необходимость использования источников, представленных в виде –
книг, монографий, публикаций, энциклопедий, каталогов и справочников,
натурное обследование храмовой архитектуры Алтая. Полученные результаты,
содержат положения, используемые в дальнейшем для искусствоведческих
исследований.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования представлены на мероприятиях различного уровня:
– Международная научная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае:

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Н.А. Айхлер, Л.И. Нехвядович, Ю.А. Крейдун, И.В.Черняева // Мир науки, культуры, образования. – 2– № 4 (77). – С. 5-7 (0,6п.л./ авт. вкл. – 0,4 п.л.).
    Художественные особенности и значение храмовой иконы в пространстве храма Вифлеемских убиенных младенцев в г. Барнауле
    Н.А. Айхлер // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда.Вестник МГХПА / Московская государственная художественно-промышленнаяакадемия имени С.Г. Строганова. – МГХПА, 2– № Часть – С. 246-250(0,29 п.л.)
    Храм в комплексе архитектуры Западно-Сибирской железной дороги в конце XIX – начале ХХ вв.
    Н.А. Айхлер, Е.В. Русакович //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. ВестникМГХПА/Московскаягосударственнаяхудожественно-промышленнаяакадемия имени С.Г. Строганова. – МГХПА, 2– № – С. 67-75 (0,5 п.л./авт. вкл. – 0,3 п.л.).
    Особенности строительства храма во имя мученицы Софии и пророка Илии в селе Бочкари Целинного района Алтайского края
    Н.А. Забродина // Культурное наследие Сибири – 2– №1 (25). – C. 128-138(0,6 п.л.).
    Роль иеротопии в храмоздательстве города Барнаула в конце XX – начале XXI века
    Н.А.Айхлер // Молодежь – Барнаулу: материалыXX городской научно-практической конференции молодых учёных / гл. ред.Ю.В. Анохин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2– С. 1020 (0,4 п.л.).
    Уникальные образцы византийского церковного искусства в современном храмоздательстве (на примере Храма Вифлеемских убиенных младенцев в городе Барнауле)
    Н.А. Айхлер // Ломоносовские чтения на Алтае:фундаментальные проблемы науки и техники – 2018 [Электронный ресурс] /АлтГУ; отв. ред. Е.Д. Родионов. – Электрон. текст. дан. (250Мб). – Барнаул:ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 2– C. 2925-2934(0,6 п.л.).
    Принципы иеротопии в создании современного храмового комплекса (на примере храмового комплекса Иоанна Богослова в г. Барнауле
    Н.А. Айхлер. // Культурное наследие Сибири – 2– № 1 (27). – С. 86-92 (0,4п.л.).
    Особенности и перспективы восстановления культовых сооружений в г. Барнауле
    Н.А. Айхлер // Молодежь – Барнаулу: материалыXXI городской научно-практической конференции молодых ученых / гл. ред.Ю.В. Анохин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2– С. 409 (0,4 п.л.).
    Храмовая архитектура Тобольска как часть сакральной культуры Сибири конца XX – начала XXI в.
    Н.А. Айхлер // Культурное наследиеСибири. – Барнаул: Изд-во АлтГУ. – 2– № 1 (29). – С. 31-40 (0,6 п.л.).
    Православные монастыри в храмоздательстве Алтайского края в конце XX – начале XXI века
    Н.А. Айхлер, Ю.А. Крейдун // Культура иискусство: поиски и открытия: сборник научных статей. – Кемерово, 2– С.26-33 (0,5 п.л./ авт. вкл. – 0,4 п.л.).
    Символика и иконографическая структура иконостаса храма Вифлеемских убиенных младенцев в городе Барнауле
    Инновационныепроцессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции,перспективы (IPEG-2021): сборник научных трудов / под ред. П.А. Неверова,Б.А. Аманжоловой. – Прага: Vědeckovy davatelskécentrum «Sociosféra-CZ»,2– С. 41-42 (0,4 п.л.).
    Архитектурно-художественные особенности домового храма-звонницы иконы Прибавление ума
    Н.А. Айхлер, Ю.А. Крейдун //Культурное наследие Сибири – № 1 (31). – 2– С. 48-53 (0,5 п.л./ авт. вкл. –0,4 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету