Взаимодействие государства и некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг населению (теоретико-правовой аспект)
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВА ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
НАСЕЛЕНИЮ ………………………………………………………….. 20
1.1. Государственно-правовая политика развития функции
оказания социальных услуг населению в современных условиях:
состояние, проблемы, перспективы …………………………………….. 20
1.2. Роль некоммерческих организаций в осуществлении
государством функции оказания социальных услуг населению:
понятие, виды и правовая основа функционирования ………………… 49
1.3. Сотрудничество социально ориентированных
некоммерческих организаций с государственными и
муниципальными учреждениями по оказанию социальных услуг
населению………………………………………………………………… 87
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ…………………………………………………… 129
2.1. Формы оказания социальных услуг населению
некоммерческими организациями ……………………………………….. 129
2.2. Организационно-правовые средства государственной
поддержки некоммерческих организаций, оказывающих социальные
услуги населению …………………………………………………………. 156
2.3. Специфика правовых отношений между государством и
некоммерческими организациями в процессе оказания социальных
услуг населению ………………………………………….………………. 190
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. 222
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………… 231
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………….. 257
Во введении обосновываются выбор темы диссертационного ис- следования, ее актуальность, теоретическая и практическая значи- мость; определяются объект, предмет, цели и основные задачи работы, степень разработанности и научная новизна темы; формулируются основные положения, выносимые на защиту; приводятся данные об апробации результатов диссертационного исследования.
Первая глава «Комплексный характер функции государства по оказанию социальных услуг населению» включает три параграфа.
В первом параграфе «Государственно-правовая политика развития функции оказания социальных услуг населению в современных услови- ях: состояние, проблемы, перспективы» отмечается, что важным принципом социальной политики современного государства становит- ся социальное партнерство публичного характера, субъектами которо- го становятся государство и граждане. Оно выступает особым видом сотрудничества структур публичной власти с людьми и их объедине-
ниями, основанного на слиянии ресурсов, средств, собственности, уси- лий или потенциала, нацеленного на воплощение государственной политики, результатом которого становиться решение задач социаль- но-экономического развития публично-правовых образований, обеспе- чение общественных потребностей либо удовлетворение других обще- ственно значимых задач. Сложившиеся особенности эволюции третье- го сектора создали условия для возможного привлечения его предста- вителей в сферу социального обслуживания, что требует выработки успешно функционирующих форм их взаимодействия с органами пуб- личной и местной власти. В связи с чем автором в работе даются опре- деления социальной функции и функции по оказанию социальных услуг.
Социальная функции государства – это направления его деятельно- сти, относящейся к ведению особых профессиональных субъектов гос- ударственного и муниципального управления, цель которых состоит в формировании определенного стандарта качества жизни населения и условий, способствующих снижению потребностей в государственной помощи для удовлетворения минимальных нужд. Функция государ- ства по оказанию социальных услуг населению определяется как целе- направленная деятельность, реализуемая уполномоченными органами и подведомственными организациями для удовлетворения потребно- стей нуждающихся в данных услугах, отнесенных к категории соци- ально незащищенных субъектов, а также для создания равных воз- можностей для получения данных услуг на основе норм, установлен- ных в российском законодательстве.
Функция по оказанию социальных услуг населению предполагает проведение экономических, правовых и организационных мероприя- тий по формированию среды, способствующей полному удовлетворе- нию имеющихся у граждан социальных потребностей благодаря пере- даче им ресурсов социального назначения. Характер таких мероприя- тий определяется в соответствии с существующими в тот или иной исторический период развития государства и общества ценностями.
Определены направления и виды деятельности, включенные в ме- ханизм обеспечения социальной функции государства: защитные (формирование условий, создающих для граждан состояние социаль- ной безопасности); регулирующие (разработка нормативной и ресурс- ной базы в обоснование особенностей ценообразования в сфере соци- альных услуг, а также для повышения конкуренции в сфере социаль-
ного обслуживания и для эффективного перераспределения доходов); стабилизирующие (инновационное развитие форм социального парт- нерства и сотрудничества); контрольно-охранительные (контроль над соблюдением гарантий прав человека, отдельных групп населения, ответственность субъектов отношений по социальному обслуживанию при возникновении ситуации, влекущей за собой нарушение требова- ний законодательства); социально-ориентирующие (повышение уров- ня культуры потребления, установление социальных ориентиров раз- вития общества и т.д.).
Во втором параграфе «Роль некоммерческих организаций в осу- ществлении государством функции оказания социальных услуг населе- нию: понятие, виды и правовая основа функционирования» осуществ- ляется рассмотрение НКО с точки зрения комплексного подхода к их сущности, содержанию деятельности и месту в диалоге между госу- дарством и обществом. В этих целях автором были исследованы три теории понимания и происхождения НКО: «общественного выбора», «провалов контракта» и «производства общественных благ».
На основе существующих в юридической литературе определений НКО сформулировано собственное: это неприбыльные организации, для которых характерны относительная независимость от отраслей экономики и направленность на достижение общественно полезных целей через производство услуг, материальных и нематериальных благ.
Обосновывается мнение, что такие организации обладают следую- щими свойствами: 1) добровольность участия в деятельности органи- зации, открытость многих для вхождения в состав новых участников; 2) самоуправляемость; 3) наличие значительного количества источни- ков финансирования; 4) расход получаемой прибыли полностью на выполнение целей организации, зафиксированных в уставных доку- ментах.
Автором утверждается, что в качестве основных критериев класси- фикации НКО выступают: направления и цели деятельности, источни- ки ее финансирования и особенности затрат. Наиболее подходящей видится классификация, которая объединила бы в себе все вышена- званные критерии для определения видов НКО и их статуса, в качестве такой может быть деление некоммерческих организаций на рыночных и нерыночных производителей услуг.
Определение законодателем в 2010 году категории СО НКО на определенном этапе становится условием придания четкой структуры некоммерческому сектору и выделения организаций, выполняющих, общественно полезную деятельность и образующих элемент граждан- ского общества.
Дается самостоятельное определение понятия СО НКО как право- вого образования, создаваемого инициативными группами граждан в организационных формах, допускаемых законодательством РФ, в ос- нове которого заложено право на объединение и цель содействия госу- дарству в решении социальных проблем. В качестве преимуществ НКО, как поставщика социальных услуг, способных мотивировать государство к сотрудничеству, выделены следующие: А) гибкий ха- рактер деятельности НКО, функционирующих в сфере социального обслуживания граждан; Б) возможность мобилизации НКО дополни- тельных трудовых и финансовых ресурсов за счет добровольцев (во- лонтеров) и пожертвований частных лиц; В) способность некоммерче- ского сектора продолжать деятельность социальной направленности, реализуемую за счет государственной поддержки, в условиях сокра- щения числа расходов на социальную сферу, привлекая при этом до- полнительные ресурсы из других источников.
Задача включения частных субъектов в социальную сферу предо- ставления гражданам услуг встает перед органами государственной власти уже с 2015 г., и с сентября 2020 г. НКО могут полноценно участвовать в оказании услуг в социальной сфере. Принятый 13 июля 2020 г. Федеральный закон No 189-ФЗ «О государственном (муници- пальном) социальном заказе на оказание государственных (муници- пальных) услуг в социальной сфере» определил конкретные правила вхождения и участия НКО в деятельности по оказанию государствен- ных и муниципальных услуг в социальной сфере, а также получения преференций из соответствующего бюджета. Особое внимание уделе- но описанию требований к исполнителям и процедурам проведения конкурсов. При этом автор считает, что продуктивность государствен- ной поддержки может быть повышена за счет четкого и всестороннего определения системы НКО, требующих нормативного обозначения своего особого правового положения.
В третьем параграфе «Сотрудничество социально ориентирован- ных некоммерческих организаций с государственными и муниципаль- ными учреждениями по оказанию социальных услуг населению» отме-
чается, что нынешние тенденции управленческого процесса можно отобразить в категориях «сервисное государство» и «государство с функцией общества». Это обязывает органы государственной власти реализовывать свою деятельность в первую очередь с целью, удовле- творяющей интересы граждан и гражданского общества в процессе принятия публичных решений и их воплощения в действительность.
Взаимоотношения НКО с государством, по мнению автора, отно- сятся к межсекторному партнерству, которое является общим терми- ном, включающим в свой состав правоотношения, возникающие и из- меняющиеся в ходе взаимодействия между разными субъектами рынка и национального хозяйства: государством, обществом, частным капи- талом и отдельно взятыми индивидуумами. По критерию субъектного состава автор выделяет следующие виды межсекторного взаимодей- ствия: государственно-частное; общественно-государственное; обще- ственно-частное. Автор делает вывод о том, что верным является от- носить к сотрудничеству государства и НКО любые формы взаимо- действия между этими двумя субъектами при осуществлении совмест- ной деятельности в социальной сфере.
Механизм взаимодействия и сотрудничества НКО и государства в сфере предоставления социальных услуг — это совокупность вырабо- танных на практике способов, приемов, форм по формированию, обес- печению и последующему совершенствованию условий для совмест- ной работы органов власти с такими институтами гражданского обще- ства как СО НКО в целях разрешения социальных проблем и предо- ставления населению социальных услуг во исполнение предписаний законодательных актов.
Автор предлагает выделять следующие их виды: конкурсные; со- циально-технологические; организационно-структурные; процедурные и переговорные. На практике они могут применяться в комбинации и дополнять друг друга, способствуя эффективному функционированию сферы социальных услуг. Отмечается, что государство оставляет для себя в законодательстве инструменты, которые способствуют осу- ществлению контроля за функционированием НКО.
Вторая глава «Механизм обеспечения социальных услуг населе- нию некоммерческими организациями» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Формы оказания социальных услуг населению
некоммерческими организациями» предлагается рассматривать меха- низм обеспечения социальных услуг НКО как организационно опреде-
ленную в законодательстве РФ многоуровневую систему процедур и систематических действий, исходящих от разнообразных субъектов сферы социального обслуживания и осуществляемых в целях вопло- щения в жизнь нормативных предписаний с использованием юридиче- ских средств, находящихся в распоряжении каждого субъекта, резуль- татом чего является включение НКО в деятельность по удовлетворе- нию жизненных потребностей конкретного индивида и решение соци- альных проблем общества в целом на основе принципа равного удо- влетворения социальных и экономических интересов сторон. Все эле- менты, образующие данный механизм, сочетаются, находятся в посто- янном взаимодействии и дополняют друг друга. Автор придерживает- ся подхода, согласно которому обеспечение граждан социальными услугами является элементом более широкого института — реализа- ции прав человека.
Отмечается, что НКО придерживаются в своей деятельности трех форм предоставления социальных услуг населению, выработанных гос- ударством как гарантом реализации прав человека: социальное обслу- живание на дому, в полустационарной или стационарной формах. Дает- ся перечень и характеристика социальных услуг, исходящих от НКО.
Диссертант отмечает, что СО НКО, получившие статус поставщи- ков социальных услуг, обладают правомочием на привлечение труда волонтеров при предоставлении гражданам социальных услуг. Для них это становится способом экономии, минимизации расходов на предо- ставление конкретной услуги и соответственно установления ее низ- кой стоимости, а также источником формирования новых подходов к работе с получателями социальных услуг. Поэтому обосновывается необходимость организации диалога с добровольческими движениями и активного включения их лидеров в осуществление механизма соци- ального партнерства, так как волонтерство — это внутренний актив общества, источник формирования его социального капитала, а также дополнительный ресурс обеспечения населения социальными услуга- ми НКО. Волонтерство может стать первоначальной площадкой для обучения граждан умениям и навыкам оказания социальной помощи и тем самым для подготовки «кадров», способных на основе полученных знаний создать надежные и ответственные некоммерческие объедине- ния, способные эффективно решать социальные проблемы, с которыми сталкивается общество.
Во втором параграфе «Организационно-правовые средства госу- дарственной поддержки некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению» утверждается, что механизм обеспече- ния социальных услуг населению со стороны НКО включает в себя следующие формы поддержки их деятельности со стороны государ- ства: правовые, организационные, консультативные и информационно- коммуникационные, событийные. Отмечается, что законодатель оста- вил открытым перечень форм государственной поддержки деятельно- сти существующих НКО, что формирует возможность для поиска и внедрения новых, инновационных способов взаимодействия с государ- ством, предоставления с его стороны мер поддержки.
Фундаментальным направлением, требующим особого внимания, становится развитие механизмов привлечения НКО для участия в про- цессе оказания услуг социального характера на уровне муниципалите- тов. Здесь наблюдается пробел в восприятии главами местного само- управления необходимости объединения усилий с НКО. Отсутствует мотивация к такому сотрудничеству, за исключением распоряжений «сверху». Несмотря на готовность НКО войти в среду социальных услуг на местном уровне, муниципалитеты не развивают соответству- ющие инструменты сотрудничества в этой сфере.
Необходимы комплексные меры: методическая помощь, исходящая от органов власти; формирование муниципальных и государственных заказов на разнообразные услуги, в которых нуждается общество, с учетом особенностей и возможностей НКО. Все программные доку- менты, касающиеся обеспечительной деятельности в отношении прав граждан, должны задействовать потенциал НКО, а также определять инструменты финансовой поддержки их функционирования.
Стабильное развитие направлений функционирования НКО воз- можно при условии одновременного применения механизмов финан- сового и нефинансового характера. Важная роль отводится при этом процессу формирования на национальном уровне единого информаци- онного и правового пространства деятельности некоммерческих структур, установлению единых стандартов для отчетности и заявок на получение финансирования от государства. Практика заключения гос- ударственных контрактов с СО НКО должна расширяться.
В третьем параграфе «Специфика правовых отношений между гос- ударством и некоммерческими организациями в процессе оказания социальных услуг населению» раскрывается специфика правовых от-
ношений, возникающих и развивающихся между государством и НКО по предоставлению социальных услуг населению. Правовое обеспече- ние таких отношений требует учета круга субъектов, принимающих в них участие, их представлений, идей, системы ресурсов, находящихся в их распоряжении, степень их влияния на деятельность других субъ- ектов, объема доступной для них информации и преимуществ взаимо- действия.
Правоотношения, в которых участвуют НКО, относятся к публич- ным, поэтому они отличаются следующими признаками: 1) возникают, изменяются и прекращаются на основе правовых норм; 2) обладают волевым характером; 3) характеризуются состоянием их защищенно- сти, которое обеспечивается государством в лице уполномоченных государственных структур; 4) возникают и развиваются по поводу конкретного общественного блага, ценности; 5) наделяют своих участ- ников субъективными правами и обязанностями.
Отмечается значительность признака сущности задач, разрешаемых в процессе взаимодействия НКО и органов государственной власти, который позволяет разделить возникающие между рассматриваемыми субъектами отношения на два типа:
− процедурно-организационные (зарождаются в процессе создания СО НКО, ее государственной регистрации, реализации процедур отчет- ности о деятельности, о финансовых операциях, расходах, об использо- вании отдельного вида имущества (например, полученного от иностран- ных граждан), а также при ликвидации или реорганизации НКО);
− институционально-технологические (возникают и развиваются в процессе деятельности, нацеленной на решение социально- экономических проблем на конкретной территории путем установле- ния и улучшения существующих практик предоставления социальных услуг населению на основе партнерства НКО и государства (социаль- ный государственный заказ, грант)).
Автор полагает, что в сфере законодательного определения таких отношений усилия должны быть направлены на гармонизацию и лик- видацию существующих пробелов через четкое определение новых целей и видов деятельности за определенными сложившимися на практике видами НКО. Отношения с участием НКО в сфере социаль- ных услуг требуют дальнейшего законодательного обеспечения на основе расширения количественных и качественных показателей их совместной деятельности с государством и бизнесом. Это требует раз-
решить ряд проблем прикладного характера: совершенствование бюд- жетного законодательства, так как НКО становятся субъектом бюд- жетных отношений; мониторинг форм доступа НКО к бюджетным средствам; увеличение количества НКО и преференций для них на законодательном уровне.
Актуальной видится работа по координации отношений взаимодей- ствия государства с НКО и разработке единой, систематизированной программы, способствующей формированию единого представления, исключающего произвольное толкование о деятельности, правовой природе, статусе, направлениях и специфики функционирования НКО, а также о сотрудничестве и информационном обмене с властными структурами всех уровней.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются выводы и предложения, обозначаются перспективы дальнейшего развития социальной функции государства, функции ока- зания социальных услуг населению, а также взаимодействия между государством и некоммерческим сектором по вопросам оказания соци- альных услуг.
Актуальность темы исследования. Статья 7 Конституции РФ
обозначает Россию как социальное государство, деятельность которого
направлена на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. Эволюция такого государства происходит
через реализацию социальной функции, которая выступает звеном общей
внутренней политики государства и осуществляется через воплощение в
жизнь программ и практик социальной направленности в целях
удовлетворения интересов отдельных групп и категорий граждан.
Содержание рассматриваемой государственной функции представлено
следующими видами деятельности: формированием и обеспечением
гарантий социального характера, социальной защитой, социальным
обслуживанием, социальным партнерством и помощью. Итогом каждого из
них является создание для граждан и организаций условий, в которых они
могут реализовать свои социальные права и возможности, что составляет
основу социальности российского государства, поддерживаемую
федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, дея-
тельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти,
актами органов местного самоуправления.
Для осуществления социальной функции государства должны быть
сформулированы цели социальной политики, разработано соответствующее
нормативное сопровождение, а также определены механизмы реализации и
финансового обеспечения. Так, целевые показатели современного социально-
экономического развития России были установлены в Концепции,
утвержденной Правительством РФ в 2008 году. В 2020 году истек срок
действия этого документа, и в отношении ряда целевых показателей
конечные сроки их достижения были продлены. Трудности были
обусловлены экономическим кризисом и введенными против нашей страны
санкциями со стороны других государств после воссоединения Крыма с
Россией. Это послужило причиной замедления роста экономики, что, в свою
очередь, повлекло за собой сокращение расходов на социальную функцию
государства, поэтому запланированные в Стратегии объемы затрат на
социально-экономическое развитие фактически стали недостижимыми.
21 апреля 2021 года Президент РФ выступил с Посланием
Федеральному собранию РФ, значительная часть которого была посвящена
мерам социальной поддержки. Особо была отмечена необходимость
приобретения нового опыта работы в социальной сфере на основе
совместных усилий каждого уровня власти, бизнеса и институтов развития в
целях повышения качества жизни людей. В связи с этим перед государством
стоит задача по дальнейшему выстраиванию эффективного механизма
реализации права на получение социальной услуги как важной гарантии
обеспечения граждан, нуждающихся в помощи.
Система социальных услуг основана на конвергенции частных и
публичных начал российской правовой системы. Эффективная конструкция
социальной защиты и обслуживания населения, отдельных его категорий в
современных реалиях невозможна без включения в ее состав общественных и
иных организаций. Централизация правового регулирования и монопольное
исполнение некоторых публичных функций только государством не во всех
случаях приводят к созданию механизмов эффективного исследования и
учета интересов всех участников правоотношений. В таких условиях
некоммерческие неправительственные организации (далее — НКО), целью
существования которых становится не прибыль, а общественная польза,
становятся субъектом, способным обеспечить реализацию функции
государства с максимальным учетом сложившихся у населения
потребностей. Особую значимость это приобретает в социальной сфере,
поскольку конкретная некоммерческая структура избирает для себя
определенную нишу социальных услуг по удовлетворению потребностей
отдельных категорий граждан. Без НКО государство не сможет выполнить
все свои задачи и, как следствие, для него будет проблематично исполнить
обязательства перед гражданами.
Назначение рассматриваемого института гражданского общества
видится не только в предоставлении социальных услуг, но и в формировании
баланса отношений межнационального и межрелигиозного характера. НКО
задают этические ориентиры, ценности, влияющие на социальные и
экономические отношения в обществе. Развитие идей становления и
активного функционирования социально ориентированных НКО сейчас
крайне актуально для ученых-правоведов, теоретиков и практиков. Чтобы
социальная функция государства в ходе своей реализации была способна
сформировать среду, обеспечивающую достойный образ жизни человека и
его всестороннее свободное развитие, требуются два условия: научное
определение стандартов социального обслуживания и наличие четкого
механизма регулирования общественных отношений, в том числе и с
участием НКО.
Успешное партнерство государственного и частного секторов в
вопросе социального обслуживания населения — это перспективное
направление реализации социально значимых проектов, предполагающее
передачу исполнения ряда социальных обязательств государства
некоммерческим структурам, что способно повысить качество услуг
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!