Значение культурной памяти мигрантов для этнической самоидентификации (на материале Красноярского края)

Авдеева, Юлия Николаевна

Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
1 Концептуальные и методологические подходы к исследованию этнической самоидентификации мигрантов ………………………………………………………………… 22
1.1 Понятие этнической самоидентификации……………………………………………. 22
1.2 Этническая самоидентификация мигрантов ………………………………………… 61
2 Роль культурной памяти для этнической самоидентификации мигрантов на территории Красноярского края ……………………………………………………………….. 92
2.1 Культурная память как предмет современных научных исследований…. 92
2.2 Культурная память мигрантов Красноярского края и процессы этнической самоидентификации……………………………………………….117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………144
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………149

Актуальность темы исследования связана с необходимостью изучения воздействия культурной памяти на процессы этнической самоидентификации, адаптации и интеграции мигрантов в инокультурной среде. Миграция населения на фоне современных процессов глобализации является объективной социокультурной реальностью. Степень открытости, демократичности общества определяют характер миграционных потоков. Различные этнокультурные группы представляют собой социокультурные локальности, в которых каждый переживает причастность к культурным, социальным, религиозным и другим ценностям своей социальной группы. В контексте данной проблематики крайне актуальным является вопрос самоидентификации мигрантов, поскольку этнические и культурные группы находятся в постоянной динамике.
Красноярский край наряду с другими регионами Российской Федерации представляет собой межэтническое и межконфессиональное пространство, отличается высокой степенью культурного и языкового разнообразия народов. На сегодняшний день на территории Красноярского края проживает 159 этнокультурных групп. Население Красноярского края, расположенного в центре России и отдаленного от государственных границ, отличается большой миграционной подвижностью. Следует также отметить, что, если в результате обмена с другими субъектами РФ происходит отток жителей, то вследствие международной миграции численность населения увеличивается.
Культурная память, рассматриваемая в контексте данной проблематики, оказывает воздействие на механизмы адаптации, этнической самоидентификации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество, является непрерывным процессом, в ходе которого любая культура и любое общество формируют и стабилизируют собственную идентичность через
3
реконструкцию своего культурного прошлого. Науки о культуре начала XX века сходились в понимании культуры как отражении ментальности, форм мышления, духовной деятельности отдельных личностей и сообществ в языке, искусстве, символах, формах организации жизни. Культурная память в этом контексте понимается как форма передачи и актуализации культурных смыслов. Вместе с тем культурная память является отражением всего «знания», управляющего действиями, переживаниями и всей жизненной практикой индивидов. Исследования культурной памяти имеют большую традицию в современной теории и истории культуры.
Степень научной разработанности темы исследования.
Теоретическая и методологическая основа исследования миграционных процессов, этнической самоидентификации, адаптации, интеграции и культурной памяти мигрантов представлена в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых.
Основополагающие теории в области миграционных процессов сложились преимущественно в XIX-XX вв. в демографии (Т.Д. Иванова1, В.И. Староверов2, В.И. Переведенцев3), экономике (Е. Равенштайн4, М. Пайоре5, А. Портес6, С. Сассен7), политике (Р. Румбо8, Б. Юськив9, Ф. Дювель10), социологии (М. Вебер11, Г. Зиммель12, Т. Парсонс13, П.
1 Иванова Т. Д. Эмиграция и иммиграция // Население России. Четвертый ежегодный демографический доклад. М., 1997. С. 155-158.
2 Староверов В. И. Социально-демографические проблемы деревни. М., 1975.
3 Переведенцев В. И. Миграция населения и демографическое будущее России (научно-аналитический доклад). М., 2003.
4 Ravenstein E. The Laws of Migration / E. Ravenstein // Journal of the Royal Statistical Society, 1889. Vol. 52. P. 241−301.
5 Piore M. Birds of Passage: Migrant Labor and Industrial Societies. London, 1979. 217 p.
6 Portes A. Immigration Theory for a New Century: Some Problems and Opportunities // International Migration Review. Special Issue: Immigrant Adaptation and Native-Born Responses in the Making of Americans [Ed. by J. DeWind, C. Hirschman, P. Kasinitz]. Center for Migration Studies, 1997. Vol. 31, No 4. P. 799−825.
7 Sassen S. The Mobility of Labor and Capital. A Study in International Investment and Labor Flow. Cambridge, 1988. Р. 224.
8 Portes A. Immigrant America. A Portrait (Third edition. Revised, Expanded and Updated). Berkeley, Los Angeles, London, 2006. Р. 460.
9 Юськів Б. Глобалізація і трудова міграція в Європі. Рівне, 2009. 479 с.
10 Brettell C. Migration Theory: Talking Across Disciplines. New York, 2007. 304 p.
11 Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990. 12 Simmel G. Conflict and the Web of group affiliations. Glencoe, Ill., 1955.
13 Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2004.
4

Штомпка14). Данные исследования обозначили базовое содержание термина «миграция» как территориального перемещения индивидов, значительно изменяющего социальные условия как отдающей, так и принимающей стороны.
Интерес к проблемам миграции, самоидентификации и интеграции мигрантов возрос у социологов (Л.В. Корель, Т.В. Юдина15, Д.С. Григорьев16, Л.М. Дробижева17), философов, культурологов и теоретиков искусства (Ю.С. Замараева18, А.В. Кистова19, А.А. Ситникова20, К.В. Резникова21, С.Н. Скоринов), экономистов (С.В. Рязанцев22, Н.И. Кожевникова23, Л.Л. Рыбаковский24, В.А. Ионцев25), этнографов (П.М. Полян26, В.Н. Земсков27, М.И. Бережнова28), историков (Л.Н. Мазур29, М.М. Ибрагимов30), географов (Л.Б. Карачурина31, Ж.А. Зайончковская), психологов (А. Маслоу32, Дж.
14 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. 416 с.
15 Юдина Т. Н. О социологическом анализе миграционных процессов // Социологические исследования. 2002. No 10. С. 102-109.
16 Григорьев Д. С. Влияние выраженности этнической идентичности на выбор мигрантами их аккультурационной установки // Изв. Сарат. Ун-та. Нов. сер.: Акмеология образования. Психология развития. Саратов, 2015. Т. 4, No 1 (13). С. 63−66.
17 Дробижева Л. М. Проблемы межэтнических отношений в постсоветской России // Социальные трансформации в России: Теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005.
18 Замараева Ю. С. Теория, историография и методология исследования феномена миграции в контексте современной философии культуры // Современные проблемы науки и образования. Красноярск, 2014. No 4. 19 Кистова А. В. Влияние этнических миграционных процессов на самоопределение коренных малочисленных народов Сибири (на примере этнической группы «Чулымцы» Тюхтетского района Красноярского края // Современные проблемы науки и образования. Красноярск, 2015. No 1(1).
20 Ситникова А. А. Демография и миграция в поселках коренных малочисленных народов Красноярского края (поселки Пасечное, Ессей, Суринда, Фарково, Носок, Караул) // Современные проблемы науки и образования. Красноярск, 2015. No 1-1.
21 Резникова К. В. Образ мигрантов в представлениях современных студентов (на материале анализа Красноярского края и Сибирского федерального университета) // Социодинамика. 2016. No 2. С. 77−88.
22 Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М., 2007. 18 с.
23 Рыбаковский Л. Л. Оценка возможных и необходимых масштабов привлечения иммигрантов в Россию. М., 2010. 296 с.
24 Рыбаковский Л. Л. Оценка возможных и необходимых масштабов привлечения иммигрантов в Россию. М., 2010. 296 с.
25 Ионцев В. А. Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2000. Вып. 5. 161 с.
26 Полян П. М. Не по своей воле. История и география принудительных миграций в СССР. М., 2001.
27 Земсков В.Н. Спецпоселенцы (1930-1950-е г.г.). Население России в 1920-1950–е годы. Численность, потери, миграции: Сб. научных трудов. М., 1994. С. 145−194.
28 Бережнова М. И. Миграция как средство развития территорий: исторический пример Колымского края // Современные проблемы науки и образования. 2015. No 1. 1888 с.
29 Мазур Л. Н. Художественное кино и сельская миграция: источниковедческий анализ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2012. No 2(102).
30 Ибрагимов М. М. Миграционные процессы в России и на постсоветстком пространстве. Саратов, 2001.
31 Карачурина Л. Б. Миграционные процессы // В кн.: Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы. М., 2016. Вып. 37, Гл. 5.2. С. 320−332.
32 Maslow A. H. Motivation and Personality. New York, 1954.
5

Берри33, Н.М. Лебедева34, А. Фарнхем, С. Бочнер35), лингвистов и специалистов по двуязычию (С. Гэл, И.И. Халеева36, З.В. Поливара37), специалистов по когнитивной и антропологической лингвистике (В. Баранова38, Э. Бенвенист39, В. Фон Гумбольдт40). Акцент на междисциплинарном характере исследований миграции делали Дж. Холлифилд41, К. Бреттел42, М. Каслс, Д. Мейсси43.
Исследователи, обращаясь к теме миграционных процессов, интересуются, прежде всего, вопросами сохранения этнической самоидентификации мигрантов, межкультурной адаптации и интеграции с новым социокультурным пространством, этнической толерантности, правосознания и маргинализации мигрантов.
Интерес к феномену «память» прослеживается еще с античной философии, где она представляется явлением индивидуального сознания, локализованным в голове индивида и представляющим собой некое статичное хранилище информации. Такое представление сохранялось до самых первых сторонников экспериментальной психологии XIX века. С начала ХХ века сформировалось новое понимание памяти как динамической системы, которая функционирует не только внутри субъекта. Первые концепции, связанные с новой интерпретацией феномена памяти, отражены в
33 Берри Дж. У. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы // Развитие личности. 2001. Т. 4, No 3.
34 Лебедева Н. М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 271−289.
35 Ward C. A. The рsychology of сulture shock. London, 2001. 367 p.
36 Халеева И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. М., 1995. С. 277−286.
37 Поливара З. В. Языковая личность в трансформирующемся сообществе: этнолингвистические дифференциации татар-билингвов в иноэтническом окружении: монография. М., 2013. 152 с.
38 Баранова В. Языковая социализация детей мигрантов. Журнальный клуб Интелрос. Антропологический форум. 2012. No17.
40 Гумбольдт В. Ф. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие
человечества // Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 156–180. 41
42 Brettell C. Migration Theory: Talking Across Disciplines. New York, 2007. 304 p.
43 Massey D. An Evaluation of International Migration Theory // The North American Case. Douglas Massey. Population and Development Review, 1994. No 20. P. 699−751.
39 Горнунга Б. В. Индоевропейское именное словообразование. Лингвистическое наследие XX века. М., 2004. Изд. 2-е, стереотип. 264 с.
Hollifield J. Migration, Trade and the Nation-State: The Myth of Globalization // Journal of International Law and
Foreign Affairs, 1998. Vol. 3 (2). P. 595−636.
6

работах А. Варбурга44, Л.С. Выготского, М. Хальбвакса45, Э. Дюркгейма. В 1920−1930 гг. отечественные психологи А.Р. Лурия и Л.С. Выготский выделяли понятие «культурной памяти», формулируя социальную концепцию памяти. К проблемам памяти в последние десятилетия ХХ века стали активно обращаться историки (Ж. Ле Гофф46, Р. Коллингвуд47, И. Олабарри48, Й. Рюзен49, Дж. Тош50), открыв более широкое поле для исследования – историю культуры. В конце XX века термин «культурная память» был наиболее подробно описан немецким египтологом Яном Ассманом, который в своей работе «Культурная память»51 развивал теорию коллективной памяти Мориса Хальбвакса. Многие зарубежные ученые занимаются изучением литературных и художественных произведений, с точки зрения того, как последние отражают специфику и сложность культурной памяти (М. Ширвани52, Коллин M. Конуэй53, Кэрол Бунч Дэвис54, Э. Коресаар55 и др.). Руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ В. Куренной56 рассматривает проблемы культурной памяти, связанные с влиянием на нее новой медийной ситуации.
Метод фокус-групп, задействованный в данном этнокультурном исследовании, впервые был применен социологами Р. Мертоном и П.
44 Warburg A. М. Ausgewahlte Schriften und Wurdigungen. Baden-Baden, 1992. 45 Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007. 264 с.
46 Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей. М., 1991. 26 с.
47 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 231.
48 Olabarri I. History and Science // Memory and Myth: towards new relations between historical sci ence and literature. 18th International Congress of Historical Sciences. Proceedings. Montreal, 1995. 178 p.
49 Рюзен Й. Может ли вчера стать лучше? О метаморфозах прошлого в истории // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. М., 2003. Вып. 10. 48 с.
50 Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историк. М., 2000. С. 11−32.
52 Shirvani M. Configurations of the Polyphonic Self-Consciousness: The Complexity of Cultural Memory in Philip Roth’s The Plot Against America // Multicultural representations. Literature and Discourse as Forms of Dialogue 4th edition edited by Iulian Boldea, Cornel Sigmirean, 2016. Р. 647−658.
53 Colleen M. C. Gender and Cultural Memory in A. S. Byatt’s «Jael»: A Cultural History of a Biblical Story. Sex and Slaughter in the Tent of Jael. 2016. Р. 146−160.
54 Carol Bunch Davis. Be Loyal to Yourselves: Jim Crow Segregation, Black Cultural Nationalism, and US Cultural Memory in Ossie Davis’ Purlie Victorious // In book: Critical Insights: Civil Rights Literature, Past & Present, 2017. Р. 36−52.
55 Koresaar E. Life story and cultural memory on the role of the textual community in post-1989 memory work // Cultural Patterns and Life Stories, 2016. Р. 104−129.
56 Куренной В. Цифровые медиа и культурная память: парадоксы новой медиасред / YouTube Video Editor. URL: http://www.youtube.com/watch?v=L-w33mE0F80.
51 Assmann J. Das Kulturelle Gedächtnis: Schrift, Erinnerung und Politische Identität in frühen Hochkulturen. Munich, 1992.
7

Лазарсфельдом в 1944 году, а первое теоретическое описание было осуществлено и представлено Р. Мертоном, П. Кендаллом, М. Фиске в учебнике «Фокусированное интервью» в 1946 году. На сегодняшний день метод фокус-групп широко применяется в социологии, культурологии, психологии, политологии, экономике и т.д. Наиболее признанными популяризаторами данного метода в стране стали авторы специализированных пособий С.А. Белановский57, Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова и Т.В. Фоломеева58.
Основательное изучение метода фокус-групп проводит С.А. Белановский в книге «Метод фокус-групп». Е.В. Дмитриева59 рассматривает возможности применения метода не только в области маркетинга, а также изучает метод фокус-групп в контексте методологии эмпирической социологии, в рамках которой он позволяет раскрыть латентные социальные проблемы, опираясь на всевозможные теории определения специфики метода в подходах Р. Мертона, И. Голдмана, Р. Крюгера. И.В. Чеховский60. Е.А. Брянцева изучает особенности формирования и использования метода фокус- группы в социологических исследованиях61, а также особенности применения этого метода как инструмента анализа потребительской социализации в современной России62 и в социологическом исследовании ценностей матерей новорожденных детей в условиях медицинского учреждения63.
57 Белановский С. А. Метод фокус-групп. М., 1996. 272 с.
58 URL: http://www.soc.pu.ru/inf/courses/350100/etnsoc.shtml.
59 Дмитирева Е. В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. No 8. С. 133−138.
60 Чеховский И. В. Методология социологических исследований / Метод фокус-групп в контексте групповых интервью. URL: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=814.
61 Брянцева Е. А. Особенности формирования и применения метода фокус-группы в социологическом исследовании / Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. Ломоносова. URL: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=q-000-00—0lomon–00-0-0-0prompt-10—4——0-1l–1-ru-50—20-about- %f4%ee%ea%f3%f1–00031-001-1-0windowsZz-1251- 00&a=d&c=lomon&cl=search&d=HASH3d10941bdc94efd0acf613.2.
62 Брянцева Е. А. Метод фокус-группы как инструмент анализа потребительской социализации в современной России // Будущее России: стратегии развития. Материалы Межд. научн. конф. Ломоносов- 2005. Сб. статей молодых ученых. М., 2005.
63 Брянцева Е. А. Фокус-группы в социологическом исследовании ценностей матерей новорожденных детей в условиях медицинского учреждения // Перспективные разработки науки и техники. Сб. ст. VII международной научно-практич. конф. Психология и социология. 2011. Т. 31. С. 86−90.
8

За последние десятилетия отечественными и зарубежными учеными накоплен не только большой теоретический материал, но и значительный исследовательский опыт применения качественных методов среди гуманитарных наук. С помощью метода фокус-групп в интеграции с другими методами исследуются вопросы миграции, межэтнических и межконфессиональных отношений64, этнической и гендерной идентичности65, мультикультурализма66, этнополитики67 и т.д.
Проблема исследования
На основании актуальности и степени изученности темы исследования проблему можно сформулировать следующим образом: если для каждого социокультурного сообщества характерны специфические механизмы формирования этнокультурной идентичности, то каковы механизмы формирования этнической идентичности мигрантов в контексте их адаптации и интеграции в принимающее сообщество? Одним из основополагающих процессов этнической идентичности мигрантов является их культурная память. В современной отечественной и зарубежной науке воздействие культурной памяти на этническую идентичность мигрантов различных российских регионов является недостаточно изученным и требует рассмотрения с помощью наиболее эффективной методологии. В связи с широким многообразием методологических подходов к изучению проблем миграции, этнической самоидентификации и культурной памяти в качестве проблемы исследования стоит отметить также выбор и обоснование наиболее эффективной методологической модели для исследования культурной памяти в процессе самоидентификации мигрантов Красноярского края.
64 Роббер М. А. Групповое интервью // Хрестоматия по социальной психологии. М., 1995. С. 189–193.
65 Московский центр гендерных исследований / Фокус-группа: изучение гендерной идентичности. URL: http://www.gender.ru/pages/resources/catalogue/index.php?prgid=18&id=2&subid=2.
66 Щедрина О. В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? / Социологические исследования. URL: http://demoscope.ru/weekly/2006/0231/analit02.php.
67 Гаврилов К. Невозможность диаспоры. Русские и русскоязычные в странах Евросоюза / Политический журнал. URL: http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=8304&issue=222.
9

Объектом диссертационного исследования является этническая самоидентификация мигрантов.
Предметом диссертационного исследования выступает значение культурной памяти для этнической самоидентификации мигрантов (на материале Красноярского края).
Цель исследования – выявить и проанализировать значение культурной памяти для самоидентификации, адаптации и интеграции мигрантов в инокультурной среде (на материале Красноярского края).
Достижение поставленной цели связано с реализацией следующих задач:
– провести аналитический обзор концепций и систематизировать знания о феноменах «этничности», «этнической идентичности», «этнической самоидентификации»;
– раскрыть интеллектуальную историю и актуальные тенденции культурных исследований в области миграционных процессов, в частности, исследований специфики этнической самоидентификации мигрантов;
– провести аналитический обзор классических и современных концепций и исследований культурной памяти;
– раскрыть возможности метода фокус-групп для региональных культурных исследований;
– провести эмпирическое культурологическое исследование культурной памяти мигрантов Красноярского края с применением метода фокус-групп и сделать интерпретацию полученных результатов.
Теоретико-методологическими основаниями для проведения исследования выступают значимые идеи, методологические возможности, которые раскрывают классические и современные концепции «этничности»,
10

«этнической идентичности», «этнической самоидентификации». Теория этничности, основанная на модели ассимиляции, была выдвинута социологом Робертом Э. Парком в 1920-е гг. Позднее М. Оми и Х. Уинант также развивали теорию этничности. М. Вебер, придерживаясь убеждения о социальных основаниях этничности, утверждал, что этнические группы представляют собой социальные конструкции, поскольку они основаны на субъективной вере в общее Gemeinschaft (сообщество). Многие культур- социологи, такие как Ф. Барт и Э. Вольф, не считают этническую идентичность универсальным явлением. Они рассматривают этничность как продукт конкретных видов межгрупповых взаимодействий, а не существенное качество, присущее человеческим группам. Ф. Барт описывает важность роли распространения использования термина «этничность» в социальных исследованиях. Он развивает идеи М. Вебера о сконструированном характере этнической принадлежности и полагает, что этничность изменчива, она постоянно пересматривается под воздействием внешних факторов и внутренней самоидентификации. Теоретико- методологическими основаниями изучения этнической идентичности выступают концепции западных и отечественных ученых. В социологии основателем теории этнической идентичности принято считать Э. Эриксона, который трактовал идентичность как самотождественность, осознание целостности личности и наделял ее адаптационными функциями. Дальнейшее развитие эта теория получила в работах Дж. Бэрри, Дж. Де-Воса, П. Найта, К. Окампо, М. Бернала, Х. Тэйфеля, В.Н. Павленко, С.В. Рыжовой, Дж. Тернера, В.С. Собкиной, Г.У. Солдатова, Ю. Чернявской, Т.Г. Стефаненко. Сторонник междисциплинарного подхода Э. Смит выделил такие научные парадигмы в изучении национализма и этнической идентичности как модернизм, примордиализм, перенниализм и этносимволизм.
11

Концепции, сформулированные в области миграции и этнической самоидентификации мигрантов, позволяют понять специфику и многочисленные аспекты этих процессов. Основополагающие теории в области миграционных процессов сложились преимущественно в XIX-XX вв. в самых различных отраслях научного знания. В этот период определялось базовое содержание термина «миграция» как территориального перемещения индивидов, значительно изменяющего социальные условия как отдающей, так и принимающей сторон. Позднее стали развиваться новые теоретические подходы, возрос интерес к проблемам адаптации, интеграции и этнической самоидентификации мигрантов. В рамках этой проблематики ученые стали оперировать понятиями «аккультурация», «аккультурационный стресс», «культурный шок».
Первые концепции, связанные с феноменом памяти, отражены в работах Э. Дюркгейма, М. Хальбвакса, Л.С. Выготского, А. Варбурга. В 1920−1930 гг. отечественные психологи А.Р. Лурия и Л.С. Выготский выделяли понятие «культурной памяти», формулируя социальную концепцию памяти. Культурная память стала областью интересов историографии (Пьер Нора, Ричард Тердиман) и культурологии (Сьюзен Стюарт), поскольку память не есть исключительно личный, индивидуальный феномен, но и коллективный. Культурную память активно исследовали с точки зрения психологии, семиотики, филологии.
В современной мировой гуманитарной науке существует широкое разнообразие методологических подходов (аксиологический, структуралистский, функциональный, герменевтический, генетический, кросс-культурный, лингвокультурологический и т.д.) и различные качественные и количественные методы, такие как наблюдение, описание, полевые исследования, эксперимент, контент-анализ, нарративный анализ, обоснованная теория, фокус-группа и т.д. Каждый из них может быть эффективно использован для проведения исследований культурной памяти
этнических групп мигрантов. Теоретические методы применены в первой
12

части исследовательской работы, а вторая глава, в свою очередь, основана на применении практических междисциплинарных методов. Для этнокультурного исследования этнических групп мигрантов привлечен метод фокус-групп, который дает возможность непосредственного знакомства с современным отношением людей разных этнических групп к собственной этнической культуре и культуре других групп, увидеть и зафиксировать динамику развития этнической группы.
Методологическим основанием данного исследования стал метод фокус-групп, представляющий собой глубинное интервьюирование представителей целевой аудитории, который в последние десятилетия нашел широкое применение среди гуманитарных наук, в частности в этнокультурных исследованиях (исследования этнографии, межэтнических и межконфессиональных отношений, миграционных процессов и т.д.). Это обусловлено возможностью непосредственного знакомства с современным отношением людей разных этнических групп к собственной этнической культуре и культуре других групп, увидеть и зафиксировать динамику развития этнической группы. Отечественная традиция использования данной методики находится в стадии становления, практически полностью основываясь на достижениях западной науки. Наиболее признанными авторами, популяризирующими эту методику в стране, стали С.А. Белановский, О.Т. Мельникова, Н.Н. Богомолова и Т.В. Фоломеева.
Кроме того, в работе были использованы общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, экстраполяция – в аспекте культурного исследования.
Основные результаты и научная новизна диссертационного исследования. В диссертационном исследовании получены следующие результаты:
13

1) Сделан аналитический обзор классических и современных концепций, выстроенный на основе изучения феноменов «этничности», «этнической идентичности», «этнической самоидентификации», позволяющий понять специфику механизмов формирования этничности и этнической идентичности.
2) Представлен обзор актуальных концепций и исследований в области миграционных процессов, позволяющий выделить основные проблемы и определить факторы, воздействующие на специфику этих процессов. Миграция сегодня стала одним из важнейших механизмов общественного преобразования и развития. В этой связи, исследователи, обращаясь к теме миграционных процессов, анализируют, прежде всего, процессы сохранения этнической самоидентификации мигрантов, межкультурной адаптации и интеграции в новое социокультурное пространство, этнической толерантности, правосознания и маргинализации мигрантов.
3) На основании критического анализа теорий и исследований отечественных и зарубежных ученых определена специфика формирования культурной памяти и ее значение в процессе становления этнической самоидентификации мигрантов.
4) Обоснована эффективность метода фокус-групп для исследования культурной памяти мигрантов, в том числе для экспертного сопровождения диалога культур в Красноярском крае.
5) Проведено культурологическое исследование значения культурной памяти для этнической самоидентификации мигрантов (на материале Красноярского края) с использованием качественного метода исследования – фокус-группы. Представлена интерпретация результатов исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Значение культурной памяти мигрантов для этнической самоидентификации (на материале Красноярского края)»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»