2 опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………6
1.1 Понятие памяти в психолого-педагогической литературе…………………6
1.2 Психолого-педагогические условия развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………..16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………..27
2.1 Диагностика уровня развития памяти у младших школьников…………..27
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной деятельности по развитию памяти………………………………………………………………41
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования…………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы…………………………………………..….68
Приложение А. Методика «Десять слов А. Лурия»…………………………..73
Приложение Б. Методика «Память на образы Э. Крис»……………………….75
Приложение В. Методика «Запомни рисунки» (Р.С. Немов)…………………77
Приложение Г. Методика «Оперативная память» Д. Векслера………………79
Приложение Д. Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)………………………….81
Приложение Е. Результаты констатирующего этапа исследования…………83
Приложение Ж. Содержание комплекса занятий во внеурочной деятельности по развитию памяти………………………………………………88
Приложение З. Результаты контрольного этапа исследования………………94
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития ребенка в период детства, что отражено в требованиях ФГОС НОО. На сегодняшний день, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, основной задачей образовательного учреждения является формирование у учеников умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в основе которых лежит развитие памяти.
Память, как процесс является многоаспектной категорией, так существует большое количество разных подходов по ее изучению. Вариативность исследований в изучении памяти отражены в различии ее определений. Понятие память в психологии трактуют как процесс формирования и удержания прошедшего опыта человека, который позволяет им повторно пользоваться в деятельности. Память соединяет то, что было в прошлом человека с его настоящим и будущим и представляет важнейшую познавательную функцию, лежащую в основе развития и обучения.
В определенных исследованиях и наблюдениях отражается то, что младшим школьникам еще сложно дифференцировать мнемические задачи самостоятельно. Из этого следует, что для результативного развития памяти необходимо научиться пользоваться различными приемами запоминания, прежде всего во внеурочной деятельности.
Изучению памяти человека посвящены работы и исследования А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, Е.А. Панько, И.М. Сеченов, А.А. Смирнов, А.Г. Асмолова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина и многих других ученых.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития памяти учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности?
Объект исследования: внеурочная деятельность.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития памяти во внеурочной деятельности.
Цель: разработать комплекс занятий по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности и проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: процесс развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности будет происходить наиболее эффективно, если:
– развивать приемы запоминания учащихся во внеурочной деятельности;
– разработать и внедрить комплекс упражнений по развитию памяти у младших школьников;
– создать для учащихся, благоприятный психологический климат, способствующие развитию памяти.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования определили следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности;
2. Определить психолого-педагогические условия формирования развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности, разработать и внедрить комплекс занятий во внеурочной деятельности по развитию памяти.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования (сравнение, обобщение);
2) эмпирические методы, включающие в себя наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы).
Бала исследования: МБУ “Школа № 43”, 40 учеников, 1 А и 1 Б классов.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, разработанные занятия во внеурочной деятельности могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
Структура: выпускная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1. Баддли А. Память [Текст] А. Баддли, под ред. Т. Н. Резниковой. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 560 с.
2. Батенева Е. В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». 2018. С.102-109.
3. Блонский П. П. Память и мышление [Текст] П.П. Блонский. – Москва : Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. – 213 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 398 с.
5. Бозиева С. К., Ногерова, М. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». 2019. С. 26-30.
6. Болотова А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов [Текст] А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 512 с.
7. Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. С. 121–125.
8. Веракса Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата [Текст] Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 446 c.
9. Войтов, В. К., Косихин, В. В., Ушаков, Д. В. Рабочая память как перспективный конструкт когнитивной психологии и методы его измерения. Научно-методический журнал «Моделирование и анализ». 2017. № 1. С. 57-78.
10. Денисова, О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. [Текст] О.П. Денисова. М. : Флинта, 2019. – 422 с.
11. Долгова В. И., Клочева Г. М., Тавобилова И. Д. Исследование видов памяти первоклассников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 131–135.
12. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Ратаева В. В. Влияние памяти на успеваемость младших школьников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 96–100.
13. Дорощук С. В., Нестерова А. Г. Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Статья в сборнике «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества». Омск : «Омская гуманитарная академия». 2016. С. 21-25.
14. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников [Текст] Т.В. Егорова. М., 2012. – 228 с.
15. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2010. – С.371-379.
16. Заика Е.В. Экспериментальные исследования памяти. Основные методики и результаты исследований [Текст] Е.В. Заика. М.: ВЛАДОС, 2018. – 432 с.
17. Зимин О.А. К вопросу о развитии памяти. Научно-методический журнал «Приоритетные научные направления: от теории к практике». 2017. №18. С. 39-45.
18. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2014. – С.465-476.
19. Иссматуллаева Г.Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Молодой ученый». 2015. № 13. С. 41-44.
20. Колесов В.И. Современные подходы к улучшению памяти человека. Научно-методический журнал «Мир психологии». 2016. № 2. С. 154-167.
21. Изард К.Э. Психология эмоций : учебник [Текст] К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 464 с.
22. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. [Текст] Г.Г. Кравцов. М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 264 с.
23. Кузьмина И.Ю., Пичкурова, В.В. Развитие памяти у детей дошкольного возраста методами мнемотехники. Научно-методический журнал «Известия академии управления: теория, стратегии, инновации». 2018. № 1. С. 99-101.
24. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память. Психология памяти: Хрестоматия. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2013. – С.626-652.
25. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] А.Р. Лурия. – СанктПетербург: Питер, 2007. – 319 с.
26. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2014. – С.420-436
27. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2015. – 312 с.
28. Мазлумян В.С. Память как самоидентификация личности и её связь с мышлением. Научно-методический журнал «Мир психологии», 2018. С. 79-84.
29. Марков В.Н. Память как основа единства: многоуровневая модель памяти. Научно-методический журнал «Мир психологии», 2016. С. 22-35.
30. Матюгин И. Как развить хорошую память. Цифры, английские слова, тренировка памяти. Новейшие методики [Текст] И. Матюгин. – Москва: СПб.: Питер, 2006. – 544 c.
31. Меркулова М.М. Память и особенности её развития у детей дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Международный студенческий научный вестник», 2017. С. 105-106.
32. Михайлова Г. А., Кафиятуллова, Г.Х., Сирачова, Л.Д. Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Педагогический опыт: теория, методика, практика». 2016. № 1(6). С. 269-272.
33. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавров [Текст] Р.С. Немов. – М. : Юрайт, 2014. – 720 с.
34. Немов Р. С. Психология [Текст] Р.С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 688 с.
35. Никандров Н.Д. Память: размышления и воспоминания. Научно-методический журнал «Мир психологии». 2017. С. 108-116.
36. Ольхова Р.Г. Детская психология (для бакалавров) [Текст] Р.Г. Ольхова. – М.: КноРус, 2015. – 280 c.
37. Островский Э.В. Основы психологии : учебное пособие [Текст] Э.В. Островский. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 267 с.
38. Петровский А. В. Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов. 2 – е изд., доп. и перераб. А. В. Петровский. – М. : Просвещение, 1976. – 388 с
39. Петренко, С.С. Развитие памяти младших школьников. Статья в сборнике «Новые подходы в науке и образовании». М.: Академия. 2017. С. 132-136.
40. Реан А. А. Психология личности [Текст] А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 286 с
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста: Практическое пособие. М. : Юрайт, 2016. – 412 с.
42. Рыбников Н. А. Память, ее психология и педагогика [Текст] Н. А. Рыбников. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 147 с.
43. Смирнов А. А. Психология запоминания [Текст] А.А. Смирнов. – Москва : Академия, 2015. – 458 с.
44. Смирнов А. А. Процессы мышления при запоминании [Текст] А.А. Смирнов. – Москва : Академия, 2016. – 88 с
45. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов [Текст] Е.О. Смирнова. СПб. : Питер, 2017. – 304 с.
46. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов [Текст] Л.Д. Столяренко. СПб. : Питер, 2016. – 592 с.
47. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для вузов [Текст] Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2016. 636 с.
48. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник для вузов [Текст] Г.А. Урунтаева. М. : Academia, 2014. – 336 с.
49. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти [Текст] Дж. Хенкок. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2014. – 320 с.
50. Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей. Л. В. Черемошкина. – Москва : Академия, 2018. – 96 с.
50. Чуприкова Н.И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека. Научно-методический журнал «Мир психологии». 2017. С. 15-22.
51. Шаталова Н.А. Взаимосвязь кратковременной памяти и познавательных интересов детей дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике». 2017. С. 167-169.
52. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст] Д.Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 384 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!