Арт-терапия, направленная на коррекцию поведения
Глава 1. Теоретические основы арт-терапии как средства педагогической коррекции поведения учащихся учреждений образования в исправительной колонии
1.4. Понятие и сущность арттерапии как метода коррекции
Определение арт-терапии варьируется в зависимости от его происхождения в двух областях: искусстве и психотерапии. Оно может сосредоточиться на искусстве, как терапевтическом процессе или это может быть «искусство в терапии» (художественная психотерапия). Психоаналитики первыми использовали искусство в психотерапии. Терапевты интерпретировали символическое самовыражение клиента, а также вызывали ассоциации самого клиента .
В Великобритании, художник Адриан Хилл был первым человеком, который использовал термин» арт-терапия «. Он открыл терапевтический эффект рисунка и живописи во время восстановления в санатории от туберкулеза. Цели сделать какое-то великое открытие у Адриан Хилл не было абсолютно. Он был увлечен рисованием с детства, закончил колледж искусств. В период первой мировой войны он был художником на фронте. Написанные в те годы работы хранятся в имперском военном музее Лондона. Придя с фронта, Хилл устроился на работу преподавателем в школе искусств.
В 1938 году он вынужден был пребывать в санатории, где его лечили от туберкулеза. Все свободное время, которого было предостаточно, художник рисовал. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, он быстро шел на поправку. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия художественной терапии. Пациенты ощущали, что им становится легче, проблемы эмоционального, психологического характера уходят на второй план.
Хилл считал, что ценность арт-терапии заключается в «совершенно захватывающей ум (а также пальцы) … творческой энергии». Художник начал свою творческую работу с пациентами, которая описана в его книге «Искусство против болезни» (1945г). Эдриан Хилл создал Британскую Ассоциацию Арт-терапевтов в 1964 году и стал ее первым президентом.
Художник Эдвард Адамсон (1911-1996), присоединился к Адриану Хиллу, чтобы продлить работу в британской психиатрической больнице Nethern в графстве Суррей в 1946 году. Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. Он продолжал работать в одиночку с сотнями людей в течение 35-и лет. Он и его партнер и соратник, Джон Тимлин опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения, т.е. возможность дать людям прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван «невмешательство».
За время работы Адамсон собрал большую коллекцию работ душевнобольных. Художник считал, что его собрание привлечёт внимание к проблемам психически больных людей и поможет лучше понять природу подобных заболеваний.
Актуальность исследования:
Мы живем в эпоху коренных изменений политической, экономической и нравственной ситуации в стране. Известный немецкий ученый Эмиль Дюркгейм такие периоды назвал периодами аномии, в течение которых общество, потерявшее старые нормы поведения и не получившее новые, подвергается различным катаклизмам. Вследствие этого резко увеличивается рост преступности. Особенно настораживает рост рецидивной преступности, ведь, по существу, человек, прошедший через исправительное учреждение, должен вернутся в общество исправившимся, правопослушным.
Уголовный кодекс Российской Федерации одной из целей назначения наказания за совершенное преступное деяние называет исправление осужденных (ч. 2 ст. 43). Согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9).
Основными средствами исправления в УИК РФ определены: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9). Среди названных средств исправления особое место, по нашему мнению, занимает образовательная деятельность, которая представлена всеми видами образования: формальным (получение осужденными общего образования, профессиональное обучение), неформальным и информальным (осуществляемых в процессе воспитательной работы, общественного воздействия, внеклассных мероприятий, работы библиотеки, самообразования и т. д.).
Проблема поиска путей исправления осужденных затрагивает те или иные аспекты различных наук: социологии, криминологии, психологии, педагогики и основной точкой их соприкосновения являются социальные условия. Рассматривая исправление как цель воспитательной работы в образовательных учреждениях исправительной колонии, необходимо определить в качестве социально – педагогических условий для данной деятельности совокупность взаимосвязанных социальных и педагогических факторов, включающих организацию воспитательного процесса и влияющих на формирование и поведение личности. Таким образом, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед образовательными учреждениями исправительных учреждений создание социально – педагогических условий воспитательной работы в исправительных учреждениях, являющихся для осужденных благоприятной средой, в процессе адаптации к которой происходит исправление поведения личности.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве и творческой деятельности. Данное направление может послужить эффективным методом воспитательной работы с учащимися образовательных учреждений в исправительных колониях.
1. Акутина С. П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 869-872. – URL https://moluch.ru/archive/112/28702/ (дата обращения: 22.11.2018)
2. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996 172с.
3. Арт-терапия / сост. и общ. ред. А.И. Копытина. – СПб. [и др.]: Питер: Питер бук, 2011. – с. 29
4. Баер, У. Творческая терапия — терапия творчеством: теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности / У. Баер; [пер. с нем. Е. Климовой, В. Комаровой]. – М.: Класс, 2013. – с. 27
5. Баженов, В. П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников: учебное пособие / В. П. Баженов, В. Г. Баженова; В. П. Баженов, В. Г. Баженова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 320 с
6. Бессонов О.М. Преодоление дезаптации «трудных подростков // Открытая школа. – 2010. – №4. – С.54-58
7. Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в культурно-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.05; [Место защиты: Алт. гос. акад. культуры и искусств]. – Кемерово, 2007. – 244 с
8. Вассерман Л.И. Абабаков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. – СПб: Речь, 2010 – С. 92
9. Вахромов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома. // Прикладная психология и психоанализ № 4. 2000, – С. 39
10. Ганим, Б. Исцеление через искусство: пер. с англ. / Б. Ганим. – Минск: Попурри, 2012. – с. 126
11. Горохова Е.Х., Михалева А.Б. Проблема делинквентного поведения подростков // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15321 (дата обращения: 22.11.2018)
12. Давыдова, О.В. Арттерапия и современные образовательные технологии в творческом развитии личности: [учеб. пособие] / О.В. Давыдова; [Челяб. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования]. – Челябинск: Рекпол, 2009. – с. 52
13. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. – Мн.; Аверсэв, 2014. – 365с
14. Думов А. С., Думов С. Б., Столярчук И. А. Педагогика девиантного поведения. Учебное пособие. – М.: Учитель, 2015. – 180 с.
15. Дюркгейм Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Социология преступности. – М., 1996. – С. 60-64
16. Егорова Ю.В. Факторы социально-педагогического воздействия на ресоциализацию подростков с девиантным и делинквентным поведением: Методологический и практико-ориентированный журнал – URL: http://do-wings.ru/magazine/ [Д ата обращения: 10.11.2018 г.]
17. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. – М.: Питер Пресс, 2018. – 352 с
18. Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе: учеб. -метод. пособие / Баранович. гос. ун-т; [авт.-сост. И.Ю. Бородич]. – Барановичи: РИО БарГУ, 2007. – с. 70
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!