Борьба Российской Федерации против киберпреступности на национальном и международном уровне
Данное диссертационное исследование выполнено на тему «Борьба Российской Федерации с киберпреступностью на национальном и международном уровне». Актуальность данной темы обусловлена возрастающим числом киберпреступлений, совершаемых в мире, по различным мотивам, в том числе политическим, а так же тенденции к организованности данных правонарушений. Данная тенденция делает киберпреступность одним из значимых положений повестки дня, активно влияющим на международные и национальные политические процессы. Объектом данного диссертационного исследования был выбран феномен кибепреступления, совершаемого на международном уровне, а так же на территории Российской Федерации. В этой связи были изучены основные меры и документы принимаемые для противодействия киберпреступности на территории Российской Федерации, а так же на международном уровне с участием России. В ходе изучения, автор использовал сравнительный метод, метод статистического сравнения и сравнительно-правовой методы, удовлетворяющие задачам исследования. В своем рассуждении и выводах автор придерживается неореалистической парадигмы теории международных отношений исходя из того, что несмотря на усилия международного сообщества, ярчайшими примерами успешной борьбы с киберпреступностью все же являются национальные и региональные усилия, принимаемые с ограничениями международной системы. В результате исследования, автор делает выводы о состоянии и тенденциях международных и национальных усилий по борьбе с киберпреступностью, которые могут быть полезны при дальнейшем изучении юридических и международных аспектов киберпреступности, а так же при разработке законодательных и рамочных инициатив по противодействию преступлениям в информационной среде. Работа состоит из введения, трех глав разбитых по основным темам изучения, общего заключения, списка источников и литературы и списка приложений, помогающих при восприятии хода исследования.
На сегодняшний день, сложно представить жизнь без употребления благ современной цивилизации. Электронная почта, видео-хостинги, интернет банкинг и другие финансовые операции, а так же многие другие возможности стали неизменной частью нашей повседневной жизни.
В действительности же связано это в основном с нарастающей активностью жителей Земли на интернет просторах, так, например, по оценкам Internet World Stats на 31 декабря 2017 года, общее количество пользователей интернет услуг перевалило более чем за 50 процентов населения земного шара.
Использование информационно-коммуникационных технологий в значительной степени облегчает существование как отдельно взятых лиц, так и организаций, бизнеса и государственных структур. Благодаря всеобъемлющему покрытию сетью интернет большей части земной поверхности, доступ во «всемирную паутину» можно получить практически из любой точки мира, скорость передачи информации позволяет моментально обмениваться данными, сообщениями находясь даже за несколько тысяч километров от места назначения передачи, а возможности передачи информации позволяют оперировать огромными массивами данных в режиме онлайн не испытывая особых трудностей.
Не ставя под сомнение объективных плюсов, которые человечество получает в лице информационных технологий, следует отметить, что новые средства коммуникации порождают так же и новые угрозы. На фоне резко растущих и расширяющихся возможностей получения и обмена информации возникают и преступления в пространстве интернет, жертвами которых становятся не только рядовые пользователи – граждане, но и юридические лица, организации, бизнес. Но самым опасным являются преступления, совершаемые в киберпространстве для правительств и государств земного шара. О киберпреступлениях в общем смысле, а так же «политически мотивированном» их аспекте и борьбе с ними на территории РФ как внутри государства, так и на международном уровне и пойдет речь в данном диссертационном исследовании.
Актуальность исследования.
Актуальность данного исследования, продиктована тем, что несмотря на существующую тенденцию к увеличению числа политически мотивированных киберпреступлений, на фоне не прекращающегося увеличения числа киберпреступлений в общем, в научных трудах, вопросы и обоснования политических киберпреступлений рассмотрены фрагментарно, либо не поднимаются вообще.
Тем не менее вслед за ускоряющимся развитием интернет коммуникации, а так же других видов информационно-коммуникационных средств, усиливается и частота и объем противозаконных деяний совершаемых с использованием данных технологий. Так например, еще в 2012 году, согласно отчету представленному в пресс-релизе компании Symantec более 30 млн. граждан Российской Федерации стали жертвами тех или иных противоправных действий совершенных по отношению к их персональным устройствам, аккаунтам в социальных сетях и т.д Совокупный ущерб нанесенный злоумышленниками за 12 месяцев, согласно отчету составил около двух миллиардов долларов США. Хочется заметить: несмотря на то, что в 2012 году РФ была впервые представлена в отчете Norton Cybercrime Report, результаты были не утешительными, поскольку Россия заняла в представленном рейтинге 1-е место по общему проценту атакованных технических средств (этот процент составил 74%) обогнав Китай с их 66% атакованных технических устройств.
Кроме этого, уже в прошлом, 2017 году, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, в своем выступлении в Бразилии, на встрече руководителей прокурорских служб, отметил, что различного рода противоправные мероприятия и действия, которые совершаются, при посредничестве и использовании сети интернет и различных коммуникационных технологий, причиняют огромный ущерб в материальном плане, а так же посягают на общую национальную безопасность. Кроме этого, согласно выступлению генерального прокурора , совокупный материальный ущерб, от нанесенных кибератак составил более 18 миллионов долларов США, в дополнение к тому, что общее число лишь за период с 2013 до 2016 года число нарушений в пространстве интернет увеличилось в 6 раз.
Помимо вышеперечисленного, аналогичное исследование проведенное компанией Symantec, но уже в 2017 году, зафиксировало, что жертвами киберпреступлений лишь в 20 исследованных странах стали около 1 миллиарда человек по всему миру, а за последние 12 месяцев 44% пользователей были подвергнуты правонарушению с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Что в общем привело к убыткам порядка 172 миллиардов долларов США.
Но помимо этого, киберпространство становится ареной и одновременно целью атак не только с целью финансового ущерба лицам и организациям. В своем заявлении генеральный прокурор РФ Ю.Чайка так же отметил, что зачастую в ходе исследований и мониторинга современных социальных сетей выявляются многочисленные содержательные части (контент в виде текстовых форматов, форматов изображения и видео, аудио ), которые демонстрируют, призывают к совершению или оправдывают различные террористические акты и деяния, а так же открыто призывают к экстремизму. Очевидно, что призывы имеют виду нарушение законодательства, как на просторах интернета, так и в сфере «оффлайн».
Кроме этого, нередки случаи нарушения законодательства в сети по политическим мотивам, что в первую очередь ставит под угрозу национальную безопасность отдельно взятых государств, так же и всего международного сообщества в целом. Именно поэтому, на сегодняшний день, на первый план выходят вопросы обеспечения безопасности как персональных данных физических и юридических лиц, так и информационной инфраструктуры государственных органов, государственных корпораций, а так же других общественных и политических ведомств, частной переписки лиц, занимающих важные государственные посты, систем, которые обеспечивают работу структур гражданских и социальных услуг, взаимодействия общества и институтов государства.
В качестве хронологических рамок выбран период времени от начала 2000 года до первой половины 2018 года, в вопросах противодействия киберпреступности на территории Российской Федерации, поскольку именно этот этап характеризуется наибольшей активностью развития и внедрения информационных технологий в бизнес структуры, государственную службу и услуги, политические процессы, а так же повседневную жизнь. Так же данный период отличается подавляющим количеством принятых документов, по вопросам кибербезопасности и контролю процессов в сфере интернет. Так первые документы, в том числе «Окинавская Хартия» были приняты в начале указанного временного отрезка, то же касается и первой Российской «Доктрины информационной безопасности», которая датируется 9-ым сентября 2000 года.
Степень разработанности проблемы.
Хочется отметить, что за последнее время те или иные аспекты противодействия киберпреступности стали освещаться значительно лучше, чем несколько лет тому назад. Очевидно, что острота проблемы сказывается на данной тенденции. Тем не менее, большинство работ не носят всеобъемлющего характера и посвящаются в основном отдельным правовым или криминологическим аспектам проблемы киберпреступности, а так же направлены на рекомендации по оптимизации уголовной ответственности за преступные деяния в сфере ИКТ. Кроме этого, в исследовательскй литературе редко встречается освещение политического мотива совершения киберпреступления на международной и национальной аренах. Исключение составляют работы А.Л. Осипенко «Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт», и работа Волеводза А.Г. «Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества», содержащие обширный исследовательский материал по данному вопросу. На тему глобального влияния и проблематики киберпреступности, до сегодняшнего дня в отечественной теории отмечены в большей степени научные статьи.
Среди авторов занимающихся разработкой данной проблемы выделяются работы Булай Ю.Г и Р.И., которые изучали способы профилактики, а так же противодействию киберпреступности и международным киберугрозам. Болгова Р.В., который поднимал вопрос об акторности различных сообществ в интернете, в том числе и киберпреступных группировок. Кроме этого автор опирался на исследования Каберника В.В., который в своей работе «Проблемы классификации кибероружия», описал виды кибероружия и провел основные отличия данного оружия от видов информационного воздействия. Журавленко Н. И. и Шведовой Л.Е., которые в своей работе «Проблемы борьбы с киберпреступностью и перспективные направления международного сотрудничества в этой сфере», в виду исследования современных тенденций киберпреступности и исследования международного опыта сотрудничества, определили перспективные направления сотрудничества на международной арене, по данному вопросу. Кроме этого, автор, в ходе исследования учитывает наработки сделанные Валько Д.В, Евдокимовой К.Н., Тропиной Т.Л. и Номоконовым В.А., Осипенко А.Л., Введенской О.Ю, а так же некоторых дргугих исследователей отмеченных в ходе диссертационного исследования, изучавших основные тенденции развития регулировки в сфере информационного общества, видов совершения противонарушений в сфере информационной среды и др.
Кроме этого по теме компьютерной преступности и ответственности за совершение компьютерных преступлений выполнено несколько диссертационных исследований: Тропина Татьяна Львовна. «Киберпреступность: понятие, состояние, уголовно-правовые меры борьбы», а так же другие диссертационные исследования проведенные Хисамовой З.И.,Сафоновым О.М., безусловно отражают проблематику Уголовно-процессуального аспекта киберпреступности, но, к сожалению не отражают тенденцию к политической мотивировке данных преступлений.
Работы исследователей ученых: Марка Бреннера и Сьюзан Гудман, Фила Вильямса, Дороти Деннинг, Джеймса Льюиса, Барри Колина, Кемерон Браун, Дэборы Шиндер, посвященные киберпреступности, дают неплохое представление об этом явлении, но, к сожалению, эти исследования практически никогда не охватывают Россию и российское законодательство, в то время, как Российская Федерация достаточно давно является активным участником международных усилий по противодействию киберпреступности. Тем не менее, они дают хорошие теоретические основы для изучения киберпреступности в глобальном аспекте.
Данное исследование призвано, учитывая уже имеющиеся наработки в данной проблеме, уточнить особенности международного толкования и восприятия киберпреступности и противодействия ей, выявить основные тенденции по борьбе с киберпреступностью на территории Российской Федерации, как на национальном так и международном уровнях, отразить наиболее успешные стороны реализации стратегий и выявить причины основных отстающих положений, попытаться сформировать рекомендации для дальнейшего изучения и внедрения на практике наиболее успешных из имеющихся практик по противодействию киберпреступности из международного опыта.
Цели и задачи исследования.
Цель данной диссертационной работы состоит в определении особенностей Российского подхода к борьбе с киберпреступностью, в том числе политически мотивированной и мер противодействия ей, со стороны Российской Федерации, на международном и национальном уровнях.
Для достижения цели диссертационного исследования необходимо в ходе изучения выполнить ряд задач, а именно:
– Сформулировать собственное определение киберпреступности и смежных понятий на основе уже существующих разработок;
– Определить основные виды и цели киберпреступлений на территории РФ и международном уровне, а так же основные отличительные характеристики данных видов противонарушений;
– Дать определение «политически мотивированным» киберпреступлениям и отразить особенности данного вида правонарушений;
– Проанализировать основополагающие конвенции, соглашения и нормативно-правовые акты в соответствии с выбранной тематикой принятые в РФ, а так же на международном уровне с участием РФ;
– Определить состав и историю основных органов в системе силовых ведомств РФ, а так же частных организаций, курирующих вопросы кибербезопасности;
– Изучить основные меры и методы борьбы с киберпреступностью применяемые на территории РФ, а так же основные меры по противодействию на международном уровне с участием России;
– Сформулировать выводы на основе статистических данных и изученных документов, относительно тенденций законодательных и процессуальных мер РФ по противодействую киберпреступности на международном и национальном уровнях.
Объектом данного диссертационного исследования является феномен киберпреступлений, совершаемых на национальном и международном уровне.
Предметом данного исследования является совокупность документов и мер, предпринимаемых для противодействия киберпреступности на территории Российской Федерации, а так же на международном уровне с участием России.
Основными методами, которые были использованы в данном диссертационном исследовании являются:
Сравнительно исторический метод, использованный при изучении основных этапов развития и формирования общего представления, о состоянии киберпреступности и мер противодействия ей.
Сравнительно – правовой для анализа существующих соглашений и договоров, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы кибербезопасности в РФ и странах зарубежья, а так же системный метод, который позволяет проанализировать структуру основных органов, занимающихся вопросами предупреждения киберпреступлений и их взаимодействия в процессе противодействия правонарушениям.
Статистический, в частности метод статистического сравнения, который используется при изучении массовых явлении, прослеживания динамики развития и увеличения числа кибератак, с целью выявить основные тенденции развития и заметить основные причины .
В ходе рассуждения и формулировки выводов, автор придерживался неореалистической парадигмы теории международных отношений, исходя из тенденции к фрагментации международных усилий в сторону национальных или, иногда, региональных инициатив, которые являются яркими примерами эффективных противодейственных мер, по сравнению с международными усилиями, в то же время применяя национальные и региональные меры, государства при этом стремятся к сохранению статуса-кво и незыблемости суверенитета, в связи с чем, зачастую меры и документы угрожающие самостоятельности государства и его исключительной роли в самостоятельном принятии решений, по данному вопросу, отклоняются, как в случае с отказом РФ от подписания Конвенции Совета Европы от 2001 года.
Теоретическую базу для исследования составляют научные статьи, а так же работы отечественных и зарубежных исследователей по данной тематике, отраженные выше, и частично, в ходе диссертационного исследования которые дают представления об отдельных аспектах и специфике киберпреступности на современном этапе, аналитические записки исследовательских групп и организаций и журнаолов, таких как «Международная жизнь», РБК др.
Эмпирическую базу составят статистические данные полученные на основе исследований различных ведомств и организаций, изучающих вопросы развития и распространения киберпреступности на территории РФ и за рубежом, такими данными обладают отчеты компании «Symantec», «IBM security», «The Accenture Index» среди отечественных исследований, проведенных по этому направлению отмечается бюллетень составленный «Лабораторией Касперского», затрагивающий вопросы количества и качества, а так же основных показателей произошедших правонарушений в области компьютерной безопасности за определенные периоды времени. Кроме этого, в эмпирическую базу входят доклады подготовленные Международным Союзом Электросвязи в 2017 году и исследования Евроазиатской Группа экспертов, отражающих основные тенденции и направления борьбы с киберпреступностью в разных государствах и региональных объединениях, а так же оперативная информация полученная из записей Федеральной службы государственной статистики РФ.
Кроме этого в данном исследовании, затруднительно будет обойтись без периодических сообщений СМИ, комментариев должностных лиц отечественных органов власти, которые позволят с большей точностью описать происходящие события «из первых рук».
Источниковую базу для исследования составили:
Основополагающие документы по вопросам предупреждения киберпреступности в международной сфере:
-Окинавская хартия информационного общества 2000 года;
– Европейская конвенция по киберпреступлениям от 2001 года;
– Резолюция ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию;
– Стратегия национальной безопасности Российской Федерации;
– Доктрина информационной безопасности Российской Федерации;
– Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция);
– Другие нормативно-правовые акты регулирующие вопросы противодействие киберпреступности на территории РФ, как Уголовный Кодекс РФ( в частности его статьи которые содержат составы преступлений в сфере компьютерной информации);
– Соглашения по информационной безопасности с участием Российской Федераций по вопросам противодействия киберпреступности на национальном и международном уровнях.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выводы, сделанные в результате изучения тенденций развития киберпреступности и мер борьбы с ней на международном и национальном уровнях могут быть использованы:
– ходе дальнейшего изучения международных, а так же юридических аспектов киберпреступности, для совершенствования мер противодействия данным видам правонарушения в рамках существующих законодательных и декларативных норм;
– в виду, отмеченной автором тенденции, к отставанию развития законодательных инициатив по регулировке информацинного обмена от скорости информационного развития, при разработке новых национальных и международных норм, по противодействию киберпреступлениям.
Научная новизна
Особенностью данного диссертационного исследования является рассмотрение специфики политически мотивированных киберпреступлений, как одного из отдельных видов правонарушений. Поскольку в отечественной и зарубежной литературе изученной по данной тематике, вопросы политической подоплеки совершения правонарушений в области информационных технологий рассмотрены фрагментарно, либо не поднимаются вообще. Таким образом в данном диссертационном исследовании:
1) Формулируется собственное определение «киберпреступления» и смежных понятий, в частности «политически мотивированное киберпреступление», отражающие основные характерные черты данных правонарушений и удовлетворяющие основным целям исследования;
2) Изучается статистика видов информационных правонарушений за последние годы, в динамике, а так же основные тенденции к изменению векторов противонарушений в сфере информационной среды. Кроме этого изучены некоторые виды противонарушений, совершенные по политическим мотивам, в частности в составе организованных групп;
3) Исследуется тенденция развития правовых норм международного сообщества, по противодействию киберпреступности, на международном уровне с участием Российской Федерации, и национального законодательства Российской Федерации в данной сфере, в том числе и органов в структуре ведомств РФ и частных организаций, курирующих вопросы противодействия киберпреступности.
Источники
Bissel K., LaSalle R.M., Richards K., «The Assenture Security Index»/ REDEFINING SECURITY PERFORMANCE AND HOW TO ACHIEVE IT 2017. – 16p;
Cyber Security Intelligence Index 2016 // IBM Security. – URL:(дата обращения 24.03.2018);
Global Cybersecurity Index 2017// International Telecommunication Union . – Geneva, 2017 –65 p;
Global Threat Intelligence Report 2016 // NTT Group. URL (дата обращения 25.03.2018)
IBM X-Force Threat Intelligence Index 2018 // IBM Security © Copyright IBM Corporation 2018. – New York, USA. March, 2018. -43p.
INDEX OF CYBERSECURITY INDICES 2017 // International Telecommunication Union 2017 . Geneva, 2017 17p
Kaspersky Security Bulletin 2015// Kaspersky Security Lab. URL: (дата обращения 25.03.2018);
KASPERSKY SECURITY BULLETIN: 2017. РАЗВИТИЕ УГРОЗ // Лаборатория касперского 2017/ URL: (дата обращения 15.05.2018);
Norton Cyber Security Insights Report 2017 Global Results // Norton by Symantec 2018 URL:(дата обращения: 17.03.2018);
World Internet Users and 2018 Population Stats// Internet World Stats / 31.12.2017 URL: (дата обращения: 18.03.2018);
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646/ “Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации” Иформационно-правовой портал Гарант.ру URL: (дата обращения: 08.05.2018);
Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве) Будапешт, 23 ноября 2001 г. URL:(дата обращения 25.04.2018) ;
Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве) Будапешт, 23 ноября 2001 года// Официальный сайт МВД Республики Беларусь URL. (дата обращения 20.03.2018);
Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) от 22.09.2011г// Сайт МИД РФ/ URL: (дата обращения: 12.05.2018);
Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года/ Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL:статьи 27,28,29 (дата обращения 25.04.2018);
Концепция внешней политики Российской Федерации // Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г./ Официальный сайт Министерства Иностранных Дел РФ URL: (дата обращения: 10.05.2018);
Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий от 25 октября 2013 года.// Интернет – портал «О СНГ» URL: (дата обращения: 26.04.2018);
Распоряжение Правительства РФ [Об усилении борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий] от 22 октября 1999 года N 1701-р // Электронный Фонд Правовой и Нормативно –Технической Документации «Консорциум кодекс» URL: (дата обращения: 12.05.2018);
Распоряжение Президента РФ№ 144-рп – О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. N 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности»22.03.2008. URL: (дата обращения: 26.04.2018);
Резолюция принятая Генеральной Ассамблеей ООН // Двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию/ A/RES/65/230 1.04.2011. URL: (дата обращения 27.04.2018);
Связь 2017 – Оперативная информация //Деятельность в сфере телекоммуникации (по данным Минкомсвязи России) / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ URL: (дата обращения: 08.05.2018);
Соглашение «о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств, в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации» Минск. 2001 год.// Официальный сайт Исполнительного Комитета СНГ. URL:(дата обращения: 26.04.2018);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации// Утвержденная указом Президента РФ № 683 от 31декабря 2015 года/ Иформационно-правовой портал Гарант.ру URL: (дата обращения: 10.05.2018);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы// Утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы”/ Иформационно-правовой портал Гарант.ру URL: (дата обращения: 08.05.2018);
Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)// Глава 28. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ/ Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» URL: (дата обращения: 10.05.2018);
ДОХИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ от 12-19 апреля 2015 года.// Тринадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию / УНП ООН. Нью-Йорк .2015 год., – 26 с.;
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности»/ URL: (дата обращения: 12.05.2018);
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”// Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» URL (дата обращения: 18.03.2018);
Окинавская хартия Глобального информационного общества 21 июля 2000 года// Официальный сайт Президента РФ / URL:(дата обращения 25.04.2018);
Отчет «Global Cybersecurity Index (GCI) 2017» // Официальный сайт Международного Союза Электросвязи URL: (дата обращения: 20.03.2018);
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!