Борьба с наркотрафиком в Восточной Азии и роль КНР в её осуществлении

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Алферов Павел Олегович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе рассмотрены источники и пути распространения наркотиков в Восточной Азии, основные международные договоры, определяющие деятельность стран региона в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а также практические мероприятия стран Восточной Азии, направленные на пресечение наркотрафика в период 2000-2020 гг. В ходе исследования был проведен анализ изменения подхода КНР к решению проблемы наркотрафика в течение указанных хронологических рамок, выделены основные направления развития международного сотрудничества Китая по противодействию распространению наркотиков и сформулированы выводы относительно его вклада в борьбу с наркотрафиком на региональном уровне.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. БОРЬБА С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОТИКОВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ .12
1.1 Источники и маршруты распространения наркотиков в Восточной Азии ………………12
1.2 Международно-правовая база в сфере борьбы с наркотрафиком в Восточной Азии.25
1.3 Борьба с наркотрафиком в Восточной Азии: практические действия …………………….31
ГЛАВА 2. РОЛЬ И ВКЛАД КНР В БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ
НАРКОТИКОВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ………………………………………………………………………..44
2.1 Эволюция подходов КНР к борьбе с наркотрафиком …………………………………………….44
2.2 Участие КНР в международном сотрудничестве в вопросах борьбы с наркотрафиком
в Восточной Азии ……………………………………………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………….77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………80

Актуальность. В современном мире наблюдается широкий спектр глобальных
проблем, к которым можно отнести бедность, изменение климата, транснациональную
преступность и терроризм. Проблема незаконного оборота наркотических средств также
носит глобальный характер.
Ведущаяся уже на протяжении более чем столетия борьба международного
сообщества с распространением наркотиков до сих пор не принесла ощутимых
результатов: не уменьшается количество наркозависимых в мире, преступными
сообществами создаются новые виды синтетических наркотиков, совершенствуются
способы транспортировки наркотиков. Предпринимаемые отдельными странами и
мировым сообществом в целом комплексные меры по борьбе с распространением
наркотиков, включающие, но не ограниченные совершенствованием антинаркотического
законодательства, улучшением технологической оснащенности антинаркотических
государственных структур, не приносят искомых результатов искоренения проблемы.
Более того, доходы, полученные от продажи наркотических средств, нередко становятся
источником финансирования транснационального терроризма.
Восточная Азия может считаться регионом, в котором проблема незаконного
оборота наркотиков была впервые выведена на международный уровень. Начиная с 1909
г., в регионе функционирует Шанхайская опиумная комиссия, работа которой положила
начало формированию международной системы контроля за распространением
наркотиков. В настоящее время рост проблемы наркотрафика в Восточной Азии
соответствует общемировым тенденциям. Высокая численность населения, относительно
низкий уровень жизни, коррупция и наличие транснациональных преступных и
террористических группировок создают благоприятные условия для распространения
наркотиков в регионе. Поскольку проблема незаконного оборота наркотиков носит
транснациональный характер, ее решение усилиями одного государства не представляется
возможным, что, в свою очередь, обуславливает важность продвижения
антинаркотического сотрудничества в Восточной Азии.
Одной из стран региона, имеющей богатый опыт в сфере борьбы с незаконным
распространением наркотиков является КНР. Впервые начав борьбу с наркотрафиком в
XVIII веке, Китай прошел долгий путь от жестких наказаний за контрабанду и
производство наркотиков к комплексному подходу для решения проблемы. Наращивание
усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Восточной Азии является формой
демонстрации лидерского потенциала КНР в регионе. Результаты региональной
антинаркотической политики КНР могут повлиять как на потребление наркотиков внутри
Китая, так и на общую ситуацию с их распространением в регионе.
Объектом исследования выступает борьба с наркотрафиком в Восточной Азии.
Предметом исследования является участие КНР в борьбе с наркотрафиком в Восточной
Азии.
Целью данного исследования является определение вклада КНР в борьбу с
незаконным оборотом наркотиков в Восточной Азии.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить источники и пути распространения наркотиков в Восточной Азии
2. Изучить существующие международные договоры в сфере борьбы с
наркотрафиком в Восточной Азии
3. Проанализировать практические мероприятия, направленные на борьбу с
наркотрафиком в Восточной Азии
4. Рассмотреть изменение подхода к борьбе с распространением наркотиков в КНР
5. Проанализировать участие КНР в международном сотрудничестве по борьбе с
наркотрафиком в Восточной Азии
Хронологические рамки исследования: в работе рассматривается период с 2000 по
2020 год. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что именно с этого года Китай
активизировал участие в региональном и международном сотрудничестве по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков, обозначив основные векторы его развития в Белой
книге по борьбе с наркотиками в Китае, и подписав ряд международных соглашений по
вопросам пресечения наркотрафика (в частности, в августе 2000 г. между Таиландом и
Китаем было подписано соглашение о борьбе с наркотрафиком химическими
прекурсорами, в октябре был подписан план ACCORD, а в ноябре КНР подписала
соглашение с Лаосом о двустороннем сотрудничестве по борьбе с транснациональной
преступностью)1.
Географические рамки исследования: проблема незаконного оборота наркотиков и
международного сотрудничества по борьбе с ним в данном исследовании изучаются в
рамках региона Восточная Азия, что обусловлено наличием в нем стран-производителей
наркотических средств, представляющих наибольшую угрозу для распространения
наркотиков в регионе. В рамках данного исследования под Восточной Азией понимается
2000 International Narcotics Control Strategy Report / The United States Department of State. – URL:
https://2009-2017.state.gov/j/inl/rls/nrcrpt/2000/891.htm: ASEAN and China Cooperative Operations in
Response to Dangerous Drugs / United Nations Office on Drugs and Crime. – URL:
https://www.unodc.org/southeastasiaandpacific/en/2009/08/ACCORD/asean-and-china-cooperative-
operations-in-response-to-dangerous-drugs.html
регион, включающий в себя два субрегиона – Северо-Восточную Азию (КНР, Япония,
Республика Корея, КНДР, Монголия) и Юго-Восточную Азию (Бруней, Вьетнам,
Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины).
Восточный Тимор, географически относящийся к Юго-Восточной Азии, вынесен за рамки
исследования ввиду его низкой вовлеченности в борьбу с наркотрафиком в регионе.
Методологическая база работы: в ходе исследования был проведен анализ
основополагающих документов ООН и АСЕАН, регулирующих борьбу с незаконным
оборотом наркотиков на международном уровне, для определения фундамента
международного сотрудничества по противодействию наркотрафику в Восточной Азии.
Для определения источников и путей распространения наркотиков в регионе был
использован историко-описательный метод. Для сравнения китайского подхода к
решению проблемы наркотрафика с подходами других стран региона использовался
компаративный анализ. В работе был также использован системный подход, позволивший
провести комплексный анализ китайской внешней политики по решению указанной
проблемы в регионе и выявить ее характерные особенности.
Источниковую базу исследования составили конвенции ООН, посвященные
проблемам распространения наркотиков, а именно Единая конвенция о наркотических
средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом о
поправках к Единой конвенции о наркотических веществах 1961 г. 2 , Конвенция о
психотропных веществах 1971 г.3 и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. . Указанные документы
определяют основные понятия в области сотрудничества государств по борьбе с
распространением наркотиков и устанавливают классификацию наркотических веществ,
тем самым составляя международно-правовую основу противодействия наркотрафику как
нетрадиционной угрозе международной безопасности.
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в
соответствии с Протоколом о поправках к Единой конвенции о наркотических веществах 1961
года / Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/
single1961.pdf (дата обращения:: 25.02.2021).
3
Конвенция о психотропных веществах 1971 года / Официальный сайт ООН. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions /pdf/ substances1971.pdf (дата обращения::
25.02.2021).
4
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ / Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/
illicit_drugs.pdf (дата обращения: 25.02.2021).
Не менее значимым для данного исследования источником выступают отчеты
Управления ООН по наркотикам и преступности за 2019 г. 5 и 2020 6 г. Эти документы
позволили оценить масштабы распространения наркотиков в Восточной Азии и выявить
наиболее распространенные типы наркотических веществ, поступающих в регион, что, в
свою очередь, позволило сформулировать выводы относительно основных стран-
поставщиков наркотиков. Другим важным источником информации о наркотрафике в
Восточной Азии послужил доклад УНП ООН о синтетических наркотиках в Восточной
Азии 7 . В докладе исследуется политика стран АСЕАН, Китая, Японии и Республики
Корея в отношении борьбы с распространением наркотиков синтетического
происхождения. Для анализа ситуации с противодействием распространению наркотиков
в странах Восточной Азии был также изучен Стратегический отчет о международном
контроле над наркотиками Государственного департамента США за 2020 г. 8 . В этом
документе представлена информация по каждой стране Восточной Азии, что позволяет
провести сравнительный анализ антинаркотической политики государств региона.
Для исследования международного сотрудничества по борьбе с наркотрафиком в
регионе были изучены План работы АСЕАН по защите населения от наркотиков на 2016-
2025 гг. 9 и Заявление Восточноазиатского саммита о борьбе с незаконным оборотом
наркотиков10. С целью изучения взаимодействия КНР и АСЕАН в сфере противодействия
наркотрафику и рассмотрения его динамики были проанализированы совместные
заявления министерских совещаний АСЕАН + Китай за 2017 г.11, 2018 г.12 и 2019 г13.
World Drug Report 2019 / United Nations Office on Drugs and Crime. URL:
https://wdr.unodc.org/wdr2019/ (дата обращения: 25.02.2021).
6
World Drug Report 2020 / United Nations Office on Drugs and Crime. URL:
https://wdr.unodc.org/wdr2020 (дата обращения: 25.02.2021).
7
Synthetic Drugs in East and Southeast Asia. Latest developments and challenges, May 2020 / United
Nations Office on Drugs and Crime. URL: https://www.unodc.org/documents/scientific/ATS/2020_
ESEA_Regonal_Synthetic_Drug_Report_web.pdf. (дата обращения: 25.02.2021).
8
International Narcotics Control Strategy Report 2020 / Bureau for International Narcotics and Law
Enforcement Affairs, United Stated Department of State. URL: https://www.state.gov/2020-international-
narcotics-control-strategy-report/ (дата обращения: 25.02.2021).
9
The ASEAN Work Plan on Securing Communities against Illicit Drugs 2016-2025 / ASEAN official
website. URL: https://asean.org/storage/2017/07/Doc-2-Publication-ASEAN-WP-on-Securing-
Communities-Against-Illicit-Drugs-2016-2025.pdf (дата обращения: 25.02.2021).
10
East Asia Summit Leaders‘ Statement on Combating Illicit Drugs / ASEAN Official website. URL:
https://asean.org/storage/2019/11/3.-Finalised_EAS-Statement-on-Combatting-the-Spread-of-Illicit-
Drug.pdf (дата обращения: 25.02.2021).
11
The Fifth ASEAN Plus China Ministerial Meeting on Transnational Crime. Joint Statement / ASEAN
official website. URL: https://asean.org/storage/2012/05/Adopted-Joint-Statement-6th-AMMTC-
China.pdf (дата обращения: 25.02.2021).
12
The Sixth ASEAN Plus China Ministerial Meeting on Transnational Crime. Joint Statement / ASEAN
official website. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2017/09/ADOPTED-Joint-Statement-of-the-
5th-AMMTC-China-Consultation_on-21-September-2017.pdf (дата обращения: 25.02.2021).
С целью рассмотрения внутренних механизмов по борьбе с наркотиками в КНР и
определения позиции страны по данной проблеме была изучена Белая книга по борьбе с
наркотиками в Китае14, а также Закон КНР о борьбе с незаконным оборотом наркотиков15,
Закон КНР о контроле за медикаментами16 и Особая часть Уголовного Кодекса КНР17.
Степень научной разработанности: тематика международного сотрудничества по
борьбе с нетрадиционными угрозами, в том числе и с наркотрафиком, является предметом
научных интересов отечественных, западных и китайских исследователей. Немалое число
работ посвящено борьбе с наркотиками в КНР. Тем не менее, наблюдается малое число
работ, написанных непосредственно на тему исследования. В этой связи представляется
целесообразным рассмотрение проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в
рамках региона Восточная Азия и изучение роли наиболее влиятельной державы региона
в еѐ решении.
Весь массив использованной литературы можно разделить на несколько групп. К
первой группе можно отнести работы, посвященные изучению международно-правовых
аспектов борьбы с наркотрафиком. Эта группа представлена такими российскими
исследователями, как Баранов А.В.18, Еремин, А.А.19, Зарубин А.А.20, Кондратьев И.Л.21,
The Seventh ASEAN Plus China Ministerial Meeting on Transnational Crime. Joint Statement /
ASEAN official website. URL: https://asean.org/storage/2019/12/Adopted-Joint-Statement.pdf (дата
обращения: 25.02.2021).
14
Борьба с наркотиками в Китае (Белая книга) / China.org. URL:
http://russian.china.org.cn/russian/32993.htm (дата обращения: 25.02.2021).
15
Закон КНР о борьбе с незаконным оборотом наркотиков / Мудрый юрист. URL:
https://wiselawyer.ru/poleznoe/49140-antinarkoticheskij-zakon-kitajskoj-narodnoj-respubliki-pravovaya-
baza (дата обращения: 26.02.2021).
16
Закон КНР о контроле за медикаментами / Бизнес в Китае. URL: http://asia-
business.ru/law/law1753/criminalcode/code/ (дата обращения: 26.02.2021).
17
Особая часть Уголовного Кодекса КНР / Бизнес в Китае. URL: http://asia-
business.ru/law/law1/criminalcode/code/ (дата обращения: 26.02.2021).
18
Баранов, А.В. Значение и роль Управления по наркотикам и преступности ООН в борьбе с
транснациональной организованной преступностью / А.В. Баранов // Теория права и
межгосударственных отношений. – 2019. № 2. – С. 20-34.
19
Еремин, А.А. Роль резолюции A/RES/S-30/1 в формировании новых подходов ООН к
противодействию незаконному обороту наркотиков на глобальном уровне / А.А. Еремин, М.С.
Еремина, Э.А. Абдурашитова // Вестник РУДН. – 2017. № 17. – С. 95-110.
20
Зарубин, А.А. Объективные необходимости и правовые возможности международного
сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков / А.А. Зарубин, Н.П. Зарубина // Законность и
правопорядок: правосознание и правовая культура современного общества: материалы научно-
практической конференции (15-21 ноября 2017 г., Новосибирск) / Центр развития научного
сотрудничества. – 2017. – С. 165-172.
21
Кондратьев, И.Л. Роль международных структур в борьбе с незаконным оборотом наркотиков:
дис. … канд. пол. наук: 23.00.04: защищена 07.12.10 / И.Л. Кондратьев. – Дипломатическая
академия МИД России, Москва, 2010. – 165 с.
Косарев, А.В.22, Нигматуллин Р.В.23, Шишков Ю.В24. Среди зарубежных ученых работой
над данным аспектом темы исследования занимались Д. Брули-Тэйлор25, Дж. Блостейн26,
Дж. Коллинс 27 . Труды данных авторов внесли весомый вклад в изучение основы
функционирования международной системы борьбы с незаконным оборотом наркотиков
на которой выстраивается сотрудничество стран по решению этой проблемы в Восточной
Азии.
Вторая группа исследований состоит из работ, написанных на тему
противодействия распространению наркотиков непосредственно в рассматриваемом
регионе. К ней можно отнести труды Асатряна Л.А. 28 , Бржаловича Ф.Л. 29 , Иващенко
А.С.30, Ильина В.Е.31, Колдуновой Е.В.32, Кочеткова Д.С.33, Медебетковой А.Ж34, Амона
Дж. 35 , Карстена Л. 36 , Нгуен Куанг Тхуана 37 , Хай Тхань Лыонга 38 . Данные работы
Косарев, А.В. Международно-правовые основы сотрудничества Российской Федерации со
странами Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере борьбы с преступностью: дис. … канд. юрид.
наук: 12.00.10: защищена 01.12.11 / А.В. Косарев. – Московский университет МВД России,
Москва, 2011. – 178 с.
23
Нигматуллин, Р.В. Стратегия ООН в борьбе с транснациональной организованной
преступностью / Р.В. Нигматуллин, Р.Р. Сулейманова // Криминологический журнал Байкальского
государственного университета экономики и права. – 2016. № 10. – С. 358-268.
24
Шишков, Ю.В. Наркобизнес – специфическая глобальная проблема / Ю.В. Шишков // Мировая
экономика и международные отношения. – 2011. № 2. – с. 3-12.
25
Brewley-Taylor, D. Towards revision of the UN drug control conventions: harnessing like-mindedness /
D. Brewley-Taylor // International Journal of Drug Policy. – 2013. № 24. P. 60-68.
26
Blaustein, J. Global drug policy at an impasse: Examining the politics of the 2016 United Nations
General Assembly Special Session / J. Blaustein, J. Sischy // International Journal of Drug Policy. – 2018.
№ 60. P. 74-81.
27
Collins, J. Rethinking ‗flexibilities‘ in the international drug control system – potential, precedents and
models for reforms / J. Collins // International Journal of Drug Policy. – 2018. № 60. P. 107-114.
28
Асатрян, Л.А. Режимы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Л.А. Асатрян // Регион
и мир. – 2016. № 6. – С. 38-43.
29
Бржалович, Ф.Л. Географические особенности наркорынков в Азии и Африке / Ф.Л. Бржалович
// Азия и Африка сегодня. – 2018. № 9. – С. 18-24.
30
Иващенко, А.С. Производство и распространение наркотиков в странах Азии во второй
половине XX – начале XXI вв.: причины интенсификации и противодействие / А.С. Иващенко //
Вестник Адыгейского государственного университета. – 2019. № 9. – С. 37-48.
31
Ильин, В.Е. Опыт Вьетнама по борьбе с наркотиками / В.Е. Ильин // Ойкумена.
Регионоведческие исследования. – 2020. № 1. – С. 112-122.
32
Колдунова, Е.В. Формирование регионального комплекса безопасности в Восточной Азии в
свете новых угроз и нетрадиционных аспектов безопасности: дис. … канд. пол. наук: 23.00.04:
защищена 19.03.09 / Е.В. Колдунова. – МГИМО (Университет) МИД России, Москва, 2009. – 249 с.
33
Кочетков, Д.С. «Золотой треугольник»: краткая история и наши дни / Д.С. Кочетков // Юго-
Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2019. № 2. – С. 215-232.
34
Медебеткова, А.Ж. Роль АСЕАН в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Юго-Восточной
Азии / А.Ж. Медебеткова // Роль международных организаций в современном мире: материалы
международной научно-практической конференции молодых ученых (16 февраля 2019 г., Москва)
/ Москва: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». – 2019. – 427 с. – С. 214-221.
35
Amon, J. J. Compulsory drug detention in East and Southeast Asia: Evolving government, UN and
donor responses / J.J. Amon, R. Pearhouse, J.E. Cohen, R. Schleifer // International Journal of Drug
Policy. – 2014. № 25. – P. 13-20.
отечественных и зарубежных исследователей позволили составить комплексное
понимание проблемы распространения наркотиков в странах Восточной Азии и выявить
основные подходы государств и международных организаций региона по ее решению.
Здесь отдельно хотелось бы выделить монографию Е.В. Колдуновой «Безопасность в
Восточной Азии: новые вызовы» 39 . Помимо этого, в указанных работах были также
обозначены факторы, препятствующие успешному противодействию наркотрафику в
регионе.
В третью группу входят исследования, которые посвящены рассмотрению
проблемы незаконного оборота наркотиков в Китае. К ней можно отнести работы
Волобуева И.А.40, Диченко А.А.41, Егоровой М.В.42, Казанина М.В.43, Николаева А.М.44,
Смирнова К.Ю.45, Трощинского П.В46. Изучение истории столкновения Китая с данной
угрозой и эволюции подхода руководства страны к борьбе с ней представляется особенно
важным в контексте данного исследования, поскольку это позволяет определить позицию
Китая по данному вопросу в современных условиях.
Особое значение имеют работы китайских ученых, занимающихся исследованием
проблемы распространения наркотиков в своей стране, поскольку они позволяют
рассмотреть данный вопрос непосредственно из изучаемой страны. В данном
Karsten, L. Compulsory treatment of drug use in Southeast Asian countries / L. Karsten, O. Lermet, V.
Andreeva, F. Hariga // International Journal of Drug Policy. – 2018. № 59. – P. 10-15.
37
Нгуен Куанг Тхуан. Проблемы и возможности сотрудничества в сфере нетрадиционной
безопасности в Восточной Азии / Куанг Тхуан Нгуен // Новые вызовы и механизмы безопасности
в Восточной Азии под ред. В.М. Мазырина. — М.: ИД «ФОРУМ», 2016.—С. 117-137.
38
Hai Thanh Luong. Why Vietnam continues to impose the death penalty for drug offences: A narrative
commentary / Thanh Luong Hai // International Journal of Drug Policy. – 2021. № 88. – P. 1-8.
39
Колдунова Е.В. Безопасность в Восточной Азии: новые вызовы / Е.В. Колдунова. – М.: Навона,
2010. — 240 с.
40
Волобуев И.А. Особенности административно-правовой организации механизма
предупреждения наркомании в КНР / И.А. Волобуев // Россия и Китай: история и перспективы
сотрудничества: материалы международной научно-практической конференции (17-18 мая 2012 г.,
Благовещенск ,Хэйхэ) / БГПУ, Благовещенск, 2012. – С. 164-166.
41
Диченко, А.А. Изучение нетрадиционных аспектов безопасности в КНР / А.А. Диченко //
Международное публичное и частное право. – 2014. № 4. – C. 30-34.
42
Егорова, М.В. Политика КНР в сфере борьбы с наркотиками в XXI веке / М.В. Егорова //
Актуальные проблемы современности: материалы всероссийской научно-практической
конференции (10 октября 2018 г., Благовещенск) / БГПУ, Благовещенск, 2018. – С. 61-70.
43
Казанин, М. В. Наркотическая угроза: основные направления борьбы и результаты (на примере
Китайской народной республики) / М.В. Казанин // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление. – 2014. №10. – С. 1-5.
44
Николаев, А. М. Борьба таможенных органов КНР с контрабандой наркотиков / А.М. Николаев //
Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2015. №3. – С. 87-95.
45
Смирнов, К.Ю. О законе Китайской Народной Республики «О борьбе с наркотиками» / К.Ю.
Смирнов // Сравнительное правоведение. – 2017. №6. – С. 63-77.
46
Трощинский, П.В. Основные направления борьбы с преступностью в современном Китае / П.В.
Трощинский // Проблемы Дальнего Востока. – 2011. № 2. – С. 99-111.
исследовании были использованы труды Ли Цзяньхуа47, Сюй Кай48, Тан Жояна49, Хуан
Кайчэна50, Юй Лю51.
Четвертая группа исследований объединяет работы, написанные на тему развития
международного сотрудничества между КНР и странами Восточной Азии в области
противодействия распространению наркотиков. К ней можно отнести труды Бокарева Д.52,
Диченко А.А.53, Егоровой М.В.54, Игнатьева С.В.55, Парамезварана П.56, Странджио С.57,
Чжана Шелдона58. Работы этих акторов внесли весомый вклад в понимание того, каким
образом Китай выстраивает свои отношения с соседями в регионе в сфере пресечения
незаконной торговли наркотиками.
Таким образом, несмотря на существующий пласт исследований, посвященных
анализу борьбы с наркотрафиком в Восточной Азии, а также политики КНР по ее
осуществлению, наблюдается потребность в определении характерных особенностей
внешней политики КНР по решению данной проблемы в рамках региона. Следовательно,
тема остается малоизученной и представляет большой научный интерес.
Li Jianhua. The Chinese government’s response to drug use and HIV/AIDS: A review of policies and
program / Jianhua Li // Harm Reduction Journal. – URL:
http://www.harmreductionjournal.com/content/7/1/4.
48
Сюй Кай. Организованная преступность и борьба с ней в КНР: дисс. … канд. юрид. наук:
12.00.08: защищена 30 июня 2010 г. / Кай Сюй. – Дальневосточный государственный университет,
2010. – 200 с.
49
Tang Ruoyang. Smuggling drugs by body packing: Evidence from Chinese sentencing documents /
Ruouyang Tang, Tianji Cai // International Journal of Drug Policy. – 2020. № 78. – P. 74-85.
50
Huang Kaicheng. Drug problems in contemporary China: A profile of Chinese drug users in a
metropolitan area / Kaicheng Huang, Lening Zhang, Jianhong Liu // International Journal of Drug Policy.
– 2011. № 22. – P. 128-132.
51
Yu Liu. Looking for a solution for drug addiction in China: Exploring the challenges and opportunities
in the way of China‘s new Drug Control Law / Yu Liu, Juncheng Liang, Chengzheng Zhao, Wenhua
Zhou // International Journal of Drug Policy. – 2010. № 21. – P. 149-154.
52
Бокарев Д. «Золотой треугольник» в китайском кольце / Д. Бокарев // Новое Восточное
обозрение. URL: https://ru.journal-neo.org/2017/12/28/zolotoj-treugol-nikh-v-kitaj-skom-kol-tse/
53
Диченко, А. Борьба с незаконным оборотом наркотиков в Китае: история, современность,
международный аспект / А. Диченко // Проблемы Дальнего Востока. – 2012. № 2. – C. 136-143.
54
Егорова М.В. Взаимодействия АСЕАН и Китая в рамках решения проблемы наркотиков / М.В.
Егорова // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы международной
научно-практической конференции (18-23 мая 2015 г., Благовещенск). – С. 807-813.
55
Игнатьев, С.В. Юго-Восточная Азия в проекте КНР «Морской Шелковый путь XXI века»:
аспекты безопасности / С.В. Игнатьев // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. –
2018. № 2. С. 40-49.
56
Parameswaran, P. China-Myanmar Security Operation Spotlights Big Drug Challenge / P.
Parameswaran // The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2018/01/china-myanmar-security-
operation-spotlights-big-drug-challenge/ (дата обращения: 26.02.2021)
57
Strangio, S. Inside China’s Belt and Road Tangle / S. Strangio // The Diplomat. – URL:
https://thediplomat.com/2020/09/inside-chinas-belt-and-road-tangle/ (дата обращения: 26.02.2021)
58
Zhang Sheldon. The Chinese Heroin Trade: Cross-Border Drug Trafficking in Southeast Asia and
Beyond / Sheldon Zhang, Ko-lin Chin. – New York University Press, 2015. – 303 p.
Новизна данного исследования заключается в комплексном анализе проблемы
незаконного оборота наркотиков в региональных масштабах Восточной Азии в контексте
роли Китая в борьбе с наркотрафиком. Ранее российскими исследователями не
предпринимались попытки объединения в одном исследовании изучение борьбы с
наркотрафиком в регионе Восточная Азия и определение роли Китая в ее решении.
Часть результатов исследования прошла апробацию на международной научно-
практической конференции “Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества”, по
итогам которой была опубликована статья в сборнике конференции59.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы
составляет 91 страницу.
Алферов, П.О., Золотухин, И.Н. Опыт КНР для сотрудничества в борьбе с наркотрафиком в
рамках ШОС // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы
международной научно-практической конференции (20-28 мая 2019 г., Благовещенск – Хэйхэ,
Тяньцзинь, Пекин) / БГПУ, Благовещенск, 2019. – С. 5-8.

Проблема незаконного оборота наркотиков для Восточной Азии в настоящее время
остается актуальной. Поставки наркотиков в регион осуществляют все крупные мировые
производители, что обусловлено высокой привлекательностью Восточной Азии в качестве
рынка сбыта. В регионе имеется высокая численность населения с растущим уровнем
дохода, развитая портовая инфраструктура, которая может быть использована для
транзита наркотических средств, а также транснациональные преступные группировки.
Все перечисленные факторы создают благоприятную среду распространения
наркотических веществ.
Основной поток наркотиков поступает в Восточную Азию из стран «Золотого
треугольника». Если в начале 2000-х гг. эти страны специализировались в большей
степени на производстве героина, то в современных условиях приоритет в производстве
отдается синтетическим наркотикам, в первую очередь – метамфетамину. Широкому
распространению данного вида наркотиков на территории Восточной Азии способствует
не только рост производственных мощностей, но и снижение цены на метамфетамин с
повышением его качества. Более того, страны «Золотого треугольника» имеют
естественный канал поставок наркотиков – реку Меконг. Во многом именно по ней
осуществляется транспортировка запрещенных веществ в Китай, который является
наиболее перспективным рынком сбыта наркотиков среди всех стран региона.
Важно отметить, что наряду с распространением наркотических веществ в
Восточной Азии стало усиливаться международное сотрудничество по борьбе с
наркотрафиком. Помимо вступления в антинаркотические конвенции ООН, страны
региона начали вырабатывать собственные механизмы противодействия незаконному
обороту наркотиков. Основной региональной организацией, продвигающей
взаимодействие в этой сфере, стала АСЕАН. Заручившись поддержкой УНП ООН, эта
организация начала вырабатывать собственные планы по решению проблемы
производства и распространения наркотиков, а также подключать к этому процессу
региональные державы, не состоящие в ассоциации. Между тем, важно понимать, что
АСЕАН не стремится унифицировать законодательные нормы в сфере контроля над
оборотом наркотиков. С одной стороны, это позволяет развивать сотрудничество, не
задевая чувствительную для стран ассоциации тему нарушения суверенитета. С другой
стороны, такой подход негативно сказывается на эффективности антинаркотического
сотрудничества, поскольку некоторые страны АСЕАН, например Вьетнам и Таиланд,
имеют существенно отличающиеся друг от друга подходы к борьбе с наркотиками. Тем не
менее, подавляющее большинство региональных инициатив и форматов взаимодействия в
сфере борьбы с наркотрафиком были созданы именно АСЕАН.
Китай является той страной региона, которая имеет давнюю историю борьбы с
распространением наркотиков, и его подход к проблеме существенно менялся на
протяжении 2000-2020 гг. На сегодняшний день Китай сохранил жесткую политику в
области наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, но
при этом, значительно увеличил возможности для профилактики, лечения и реабилитации
наркозависимых. Если до 2007 г. наркомания в КНР считалась преступлением, то в
современных реалиях в Китае появилось разграничение между контрабандой наркотиков
как преступной деятельностью и наркоманией как заболеванием, требующим
соответствующего лечения.
В настоящее время для Китая характерны те же тенденции в сфере
распространения наркотиков, что и для всего региона: на фоне сокращения доли
наркотиков растительного происхождения растет потребление синтетических веществ. Во
многом это объясняется наличием в Китае развитой химической и фармацевтической
промышленности, что в совокупности с распространением коррупции и деятельностью
транснациональных преступных синдикатов приводит к утечке веществ-прекурсоров и их
последующему использованию в качестве сырья для изготовления наркотиков. На данный
момент Китай выступает в качестве основного поставщика химических прекурсоров в
страны «Золотого треугольника», а также располагает производством синтетических
наркотиков на своей территории.
Понимая невозможность решения проблемы незаконного оборота наркотиков на
национальном уровне, КНР стала развивать антинаркотическое сотрудничество со
странами Восточной Азии. Страны «Золотого треугольника» являются приоритетом
китайской антинаркотической политики в регионе. Основным партнером для
многостороннего взаимодействия выступает АСЕАН. Начиная с 2000 г., Китай принимает
участие в большинстве инициатив ассоциации по противодействию распространению
наркотиков. Это участие проявляется в проведении консультаций и встреч на высоком
уровне и уровне компетентных органов, финансировании программ подготовки
полицейских Лаоса и Таиланда, выделении средств на осуществление программ
альтернативного земледелия, проведении совместных операций по изъятию наркотиков и
их прекурсоров. Особенно активно Китай стал участвовать в сотрудничестве по борьбе с
наркотрафиком в регионе с 2011 г., после трагических событий на реке Меконг. Как
представляется, именно с этого времени Китай стал наиболее активно участвовать в
борьбе с наркотрафиком из стран «Золотого треугольника».
Участие Китая в региональном антинаркотическом сотрудничестве помогло
сократить производство наркотиков растительного происхождения на территории стран
«Золотого треугольника». Отчасти этот успех стал возможен благодаря изменениям на
региональном рынке наркотиков и переориентацию производителей на наркотики
синтетического типа. Тем не менее, сотрудничество КНР со странами «Золотого
треугольника» также позволило существенно сократить посевные площади опийного мака
в Лаосе и Мьянме, что закономерно привело к падению роста производства героина. На
текущий момент основной проблемой в области борьбы с незаконным оборотом
наркотиков для Китая является контроль над распространением химических прекурсоров
и синтетических наркотиков. Поскольку прекурсоры из КНР зачастую используются для
производства наркотиков в «Золотом треугольнике», можно сделать вывод о том, что
успех антинаркотической политики в рамках региона отчасти зависит от того, каким
образом данная проблема решается в Китае на национальном уровне. При этом важно
понимать, развитие антинаркотического сотрудничества со стороны КНР происходит
только в отношении тех стран, которые представляют для нее угрозу в сфере
распространения наркотиков. В первую очередь, в качестве основных партнеров КНР по
антинаркотическому сотрудничеству выступают Таиланд и Мьянма. Сотрудничество со
странами, не поставляющими наркотики в КНР в больших количествах, носит
эпизодический характер и практически не развивается.
Таким образом, Китай, несмотря на наличие существенных экономических и
политических ресурсов, на сегодняшний день не вносит решающий вклад в борьбу с
наркотрафиком в Восточной Азии. В период с 2000 по 2020 гг. Китай усилил
антинаркотическое сотрудничество с некоторыми странами АСЕАН, что проявилось в
проведении большого числа совместных операций по изъятию наркотиков,
осуществлении совместного патрулирования реки Меконг, участии в имплементации
программ АСЕАН, направленных на пресечение наркотрафика, и выделении средств на
развитие антинаркотических программ в Лаосе и Мьянме. Тем не менее, усилий КНР в
современных условиях оказывается недостаточно для борьбы с первопричинами роста
производства и потребления наркотических веществ в регионе. Это во многом связано с
тем, что Китай вносит реальный вклад в развитие борьбы с наркотрафиком только с теми
странами, которые осуществляют крупные поставки наркотиков на территорию КНР,
уделяя существенно меньше внимания взаимодействию с теми странами региона, которые
выступают в качестве импортеров наркотических веществ, поступающих на их
территорию через Китай. В результате, накопленный Китаем опыт и потенциал в сфере
борьбы с незаконным оборотом наркотиков реализуется не в полной мере в контексте
развития антинаркотического сотрудничества в Восточной Азии.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Борьба с наркотрафиком в Восточной Азии и роль КНР в её осуществлении»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету