Чудесные предметы: технологии в волшебной сказке

Петрова Лилия Федоровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В наши дни технологии становятся предметом исследования самых разных гуманитарных наук, но филологические методы для изучения технологий используются мало. В данном исследовании волшебная сказка рассматривается как «когнитивная лаборатория», позволяющая адаптироваться к новым технологиям и передавать информацию о них. В работе проанализированы предметы в сказках на сюжетные типы СУС 552 и СУС 313B, и для каждого предмета определена его связь с категорией чудесного и с технологией. Для предмета «дубовый бочонок», связанного с мотивом выбрасывания ребенка в воду, произведен сравнительно-исторический анализ на материале российских и европейских фольклорных сказок и литературных произведений, а также приведена история развития социального института призрения брошенных детей. Исследование показало, что сказочные предметы ассоциированы с решением определенных задач, которые возникают как в ходе разворачивания сюжета, так и в социальной практике. Результаты исследования демонстрируют возможность использовать филологические методы в рамках гуманитарного исследования технологий.

Мы живем в век бурного развития технологий, и каждый день, месяц или год очередная выдумка фантастов сначала становится реальностью, а затем само собой разумеющейся обыденностью. Ученые технических специальностей пытаются воплотить в жизнь все новые фантазии, социологи и антропологи — оценить, какое воздействие новые технологии оказывают на человека и общество, и спрогнозировать, к чему же это приведет в будущем. Данная работа — попытка обернуться назад и, используя филологическую методологию, посмотреть, как изобретательский потенциал человеческой мысли отразился в волшебной сказке, то есть в фольклорном жанре, который можно рассматривать как зерно, из которого выросла литературная, а позже и кинофантастика.

Цель, которую я поставила в начале этого исследования, заключалась в том, чтобы описать, каким образом когнитивные навыки, связанные с использованием технологий, отражаются в волшебных сказках. Анализ конкретных сказочных текстов — сказок на одинаковые сюжетные типы, записанных от разных сказочников — продемонстрировал, что большинство сказочных предметов имеют именно технологическую природу и используются для решения утилитарных задач — будь эти предметы чудесными или же совершенно обычными. Кроме того, анализ показал, что чудесные, равно как и обычные, предметы, довольно жестко связаны с сюжетными типами, входящими в сказку. Вероятно, это объясняется тем, что и набор задач, которые решают сказочные персонажи, определяется сюжетным типом.
Анализ текстов позволил увидеть и другую интересную особенность бытования предметов в сказке. А именно — предметы могут «попадать» из одного сюжета в другой. Например, это может происходить в ситуациях, когда сказочник плохо помнит сказку и складывает ее по мере рассказывания, а не воспроизводит хорошо знакомый ему текст. Похоже, именно такой случай мы увидели в сказке Натальи Винокуровой: мать спасает героя, посадив его в бочку и отправив в море — этот мотив заимствован из другого сюжета. Подобное проникновение предметов из сюжета в сюжет демонстрирует сильную связь предмета с той задачей, для решения которой он используется, причем эта связь существует не только на формальном уровне, но и в сознании сказочника, рассказывающего сказку.
Концепции фольклористов, антропологов и философов техники, рассмотренные в теоретической главе, позволяют нам прийти к выводу, что волшебная сказка — это своего рода «когнитивная лаборатория», благодаря которой сообщество, в котором эта сказка бытует, может, помимо прочего, усваивать и заимствовать технологии. Как мы увидели на примере предметов-фетишей, связь между волшебной сказкой и утилитарной деятельностью проявляется в говорении. Одни и те же сообщества имеют как волшебные сказки, повествующие о чудесных предметах, так и нарративы о предметах-фетишах или же предметах-оберегах, свойства которых близки к свойствам сказочных чудесных предметов.
Сказочная дубовая бочка — несомненно, чудесная, поскольку сказочные персонажи почему-то вдруг начинают использовать ее как средство для спасения младенцев или же для избавления от них. Связь между сказочной бочкой и технологическими устройствами для тайного отказа от детей (вроде «колеса подкидышей»), как и в случае с предметами-оберегами, тоже проявляется в речи. Нарративы, возникающие в рассуждениях о вреде устройств для тайного приема детей, неизбежно начинают воспроизводить сказочный сюжет, видя в подкидышах жертв, попавших в приемник по злой воле вредителей.
Учитывая то, что сказочный мотив и соответствующая технология существуют бок о бок на протяжении почти тысячи лет, подобное совпадение уже не кажется столь удивительным. Тем более, что и в сказке, и в социальной практике мы видим один и тот же паттерн, одну и ту же идею о ребенке, попавшем в ковчег, чудесным образом спасенном, а в результате — изменившим свой социальный статус и получившим возможность вырасти и стать героем.

Адоньева С. Б. Культурные сюжеты и жизненные сценарии // Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. С. 9—25.
Адоньева С. Б. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Азадовский М. К. Источники сказок Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. [Вып.] 1. С. 134—163.
Алексеев М. П. Пушкин и Чосер // Алексеев М. П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. С. 378—392.
Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология / Отв. ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. (Сборник МАЭ; т. 37). С. 215-226.
Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Шер С. А. Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской Империи (1813–1917 гг.). Москва: Союз педиатров России, 2011. (Серия «История Научного центра здоровья детей РАМН»; вып. 2). Электронное издание.
Богатырев П. Г., Якобсон Р. О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 369—383.
Богомазова Т. Г. Украинская скрыня как предмет женской субкультуры // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России / Сост. Л.С. Лаврентьева, Т.Б. Щепанская; отв. ред. Т.А. Бернштам. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 1999. (Сборник МАЭ; т. 47). С. 53—62.
Ведерникова Н. М. Русская народная сказка / Отв. ред. Э. В. Померанцева. М.: Наука, 1975.
Веселова И. С. Визуальный инструментарий и эмоциональный опыт. Игра в прятки // Адоньева С. Б., Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю., Петрова Л. Ф. // Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 272—286.
Веселова И. С. Конфликт лояльностей, или Путь за собственным «таланом» (на примере анализа сказок сюжетного типа 402 AT «Царевна-лягушка») // Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М., 2016. С. 194—228.
Веселовский А. Н. Сказки Тысячи одной ночи в переводе Галлана // Веселовский А. Н. Собрание сочинений. Т. 16. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1938. С. 231—257.
Герасимова Н. М. Фигура медиации в русской волшебной сказке // Герасимова Н. М. Прагматика текста. Фольклор. Литература. Культура. СПб.: РИИИ; СПбГУ, 2012. С. 55-69.
Голубева Л. В. Тканевые коллекции в женских устных нарративах и практиках. ВКР аспиранта. Архив кафедры истории русской литературы СПбГУ, 2017 (рукопись).
Дандес А. Проекция в фольклоре: в защиту психоаналитической семиотики // Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ. М: Восточная литература, 2003. С. 72—107.
Добровольская В. Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009.
Зайцев А. И. К вопросу о происхождении волшебной сказки // Фольклор и этнография: у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / Ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1984. С. 69―77.
Зуева Т. В. Древнеславянская версия сказки «Чудесные дети»: «Перевоплощения светоносных близнецов» // Русская речь. 2000. № 2. С. 97–105; №3. С. 91—102.
Ивлева Л. М. Ряженье в русской̆ традиционной̆ культуре. СПб.: РИИИ, 1994.
Корепова К. Е. Комментарии // Старая погудка на новый лад: Русская сказка в изданиях конца XVIII века / Б-ка Рос. акад. наук. СПб.: Тропа Троянова, 2003. (Полное собрание русских сказок; Т. 8. Ранние собрания). С. 350—362.
Курлович П. Н. Социальные условия использования технологии и когнитивные процессы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Том XX. № 1 (89). С. 166—180.
Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX—начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник. М.: Издательство АН СССР, 1956. С. 541—757.
Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во вост. лит, 1958.
Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 39—104.
Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С., Сегал Д. М. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М.: РГГУ, 2001. С. 11–121.
Неёлов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986.
Незаконно, но гуманно: в России вновь спорят по поводу бэби-боксов // РИА Новости. 27 ноября 2017. Электронный ресурс. URL: . Дата последнего обращения: 17.05.2018.
Неклюдов С. Ю. «Сценарные схемы» жизни и повествования // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 2. М., 2004. С. 26–36.
Новик Е. С. «Вещь-знак» и «вещь-жест»: к семиотической интерпретации фетишей // Вестник РГГУ. Вып.2. М.: 1998. С.79—97. Цит. по: URL: . Дата последнего обращения: 17.05.2018.
Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1974.
От редакции // Страпарола Дж. Приятные ночи / Пер. А. С. Бобовича, Н. Я. Рыковой (стихи). М.: Наука, 1978. С. 5—6.
Пётр I. О сделании в городах при церквах гошпиталей для приему и содержания незаконнорождаемых детей // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. Т. V. 1713—1719. № 2953. С. 181.
Пётр I. Об учреждении во всех губерниях гошпиталей // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. Т. IV. 1700—1712. № 2477. С. 791.
Померанцева Э. В. Сказки // Русское народное творчество. М., 1966. С. 137.
Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. 1964. №4. С. 58 – 76.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.
Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: ACADEMIA, 1928.
Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о царевне Несмеяне) // Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха: Ритуальный смех в фольклоре: (Собр. тр.) / Науч. ред., коммент. Ю. С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. С. 220—256.
Салье М. А. Послесловие // Книга тысячи и одной ночи. В 8-ми тт. / Пер. с араб. М. А. Салье. Т. 8 (Ночи 849—1001). М.: Гос. изд-во худ. литр-ры, 1959. С. 429—438.
Степанов А. В. Опыт прагматической интерпретации пространства севернорусской избы: шолныша // Антропологический форум. 2011. №15 Online. С. 194—215.
Тодоров Цв. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной̆ книги, 1999.
Томашевский Б. В. Примечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 3. Стихотворения, 1827—1836. 1977. С. 433—476; Т. 4. Поэмы. Сказки. 1977. С. 409—440.
Трофимов Г. А. Образ женщины в русских народных змееборческих сюжетах // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. №11. С. 103—109.
Трояков П. А. От этнографических реалий к сказочному мотиву // Фольклор: Поэтическая система. М.: Наука, 1977. С. 135–143.
Франкфорт Г., Франкфорт Г. А. Миф и реальность // Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Глав. ред. восточной литературы, 1984. С. 24—44.
Франкфорт Г., Франфорт Г. А. Освобождение мысли от мифа // Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Глав. ред. восточной литературы, 1984. С. 201—222.
Фридман Р. Как создавалась Библия / Пер. с англ. Г. Ястребова. М.: Эксмо, 2011.
Фрэзер Дж. Дж. Моисей в тростниковой корзине // Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Издательство политической литературы, 1985. Цит. по: URL: . Дата последнего обращения: 17.05.2018.
Хэмлет Т. Ю. Описание сказочного сюжета 707 Чудесные дети в международных, национальных и региональных указателях сказочных сюжетов: сравнительный анализ // Научный диалог. 2013. № 5 (17): Филология. С. 198–219.; Хэмлет Т. Ю. Описание сказочного сюжета 707…: часть 2 // Научный диалог. 2013. № 10 (22): Филология. С. 61–75; Хэмлет Т. Ю. Описание сказочного сюжета 707…: часть 3 // Научный диалог. 2014. № 4 (28): Филология. С. 100–114.
Хэмлет Т. Ю. Сюжет волшебной сказки Чудесные дети [СУС 707; ATU 707] в сравнительно-типологическом освещении: автореферат дис. … кандидата филологических наук: 10.01.09. [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. М., 2014.
Юдин Ю. И. Сказка и история // Фольклор и этнография: у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / Ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1984. С. 93―102.
Яблоков Н. В. Призрение детей в воспитательных домах. СПб: Гос. тип., 1901.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет