«Дон Жуаны» в современной австрийской литературе

Магаева Кристина Славиковна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной работе анализируется образ Дон Жуана в романах Петера Хандке «Дон Жуан (рассказно им самим)»(2004) и Роберта Менассе «Дон Жуан Ламанчский, или воспитание похотью»(2004). Целью исследования является анализ Предметом рассмотрения первой главы являются особенности образа Дон Жуана как литературного мифа, а также его история и самые популярные интерпретации, среди которых упоминаются версии Ж.Б.Мольера, В.A. Моцарта, Дж.Г.Байрона, Э.Т. А. Гофмана, К.Д.Граббе, Э.ф.Хорвата, М.Фриша и т.д. На примере этих интерпретаций удалось проследить различные смысловые грани, которые образ Дон Жуана приобретает на протяжении всей своей литературной истории.
Вторая глава посвящена воплощению этого вечного образа в романах Петера Хандке и Роберта Менассе. Эти произведения были рассмотрены с точки зрения интерпретации классических донжуанистских мотивов, интертекстуальности, а также с точки зрения структуры и творческой авторской концепции.

В европейской литературе сложилась определенная парадигма изображения данного образа, подразумевающая обращение к мотивам, входящих в вечный образ или в мифему «Дон Жуан»: это мотивы соблазнения, каменной статуи и инфернального наказания грешника, которое приводится в исполнение этой статуей. Произведения, составляющие донжуанистскую традицию однородны с точки зрения обращения к классическим донжуанистским мотивам. Однако образ севильского озорника оказался достаточно универсальным для воплощения авторской идеи и для отображения социальных проблем, актуальных для эпохи, в которую произведение было создано.
В художественную литературу образ Дон Жуана вошел благодаря Тирсо де Молине и его «Севильскому озорнику». Произведение, созданное на основе испанских легенд и фаблио, было призвано восславить христианскую мораль. Большую известность образу Дон Жуана принесли произведения сценического жанра: комедия Ж. Б. Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» (1665) и опера и В.А. Моцарта на либретто Л. да Понте «Дон Джованни, или Наказанный распутник» (1787). В этих версиях Дон Жуан полон жизни и ведом своими инстинктами. По-новому взглянули на образ писатели эпохи романтизма: у Дж. Г.Байрона герой превращается из соблазнителя в соблазняемого, у Э.Т.А. Гофмана Дон Жуан в поисках идеала соревнуется с другим вечным образом – Фаустом. Такую же идею удалось воплотить Х.Д. Граббе в трагедии «Дон Жуан и Фауст». Отдельного внимания требуют к себе интерпретации образа немецкоязычных авторов – Э. Хорвата и М. Фриша. Хорват отражает в своей пьесе «Дон Жуан приходит с войны» (1935) нестабильное послевоенное время сквозь призму жизни Дон Жуана, чья репутация соблазнителя – всего лишь отголосок прошлого. В пьесе «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша герой тяготится любовью окружающих его женщин, становится скорее “игрушкой в их руках».
В современной литературе отдельного внимания требуют романы австрийских писателей Петера Хандке «Дон Жуан (рассказано им самим)» («Don Juan (erzählt von ihm selbst)», 2004) и Роберта Менассе «Дон Жуан Ламанчский» («Don Juan de la Mancha oder Erziehung der Lust», 2007). Эти произведения в духе постмодернистской литературы разрушают парадигму образа Дон Жуана. Дон Жуану Хандке удается рассказать свою историю «из первых уст», что должно привести читателя к идее о том, что все Дон Жуаны до него были Лже-Дон Жуанами, а литературная традиция «попросту его оболгала». Дон Жуан у Менассе, в свою очередь, в психологических резюме описывает все свои любовные приключения в мельчайших подробностях, чтобы разыскать причину исчезновения из его жизни любовного желания.
Актуальность данного исследования обусловлена высоким интересом со стороны исследователей к вечным образам в рамках творчества писателей и литературной традиции в целом. Результаты данного исследования позволят выявить особенности интерпретации образа и их зависимость от авторской творческой идеи.
Научная новизна заключается в рассмотрении сравнительно мало изученных в контексте традиции образа Дон Жуана произведений и попытке определения их места в творчестве писателей.
Цель данного исследования заключается в аналитическом обзоре самых популярных произведений донжуанистской традиции, свойств и особенностей данного «вечного образа», а также в выявлении особенностей образа Дон Жуана в творчестве современных австрийских писателей с точки зрения традиции и новаторства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Осветить происхождение легенды о Дон Жуане и выявить ее основные мотивы;
Рассмотреть самые известные интерпретации образа и выявить сходства и различия между этими интерпретациями;
Проанализировать романы Петера Хандке и Роберта Менассе с точки зрения:
а) творчества писателей;
б) литературной традиции;
в) рецепции и критики.

Дон Жуан, будучи изначально фольклорным персонажем, воплощающим в себе слияние двух не связанных между собой мотивов, превратился в «самый успешный и одновременно самый банальный литературный миф», к которому обращались авторы практически всех литератур мира. В течение своей многовековой истории абстрактному озорнику удалось сохранить определенные свои черты, которые от автора к автору то теряли значение, то становились главной движущей силой повествования.
В немецкоязычной, в частности – австрийской литературе еще с эпохи романтизма наметилась парадигма, в которой Дон Жуан – не охотник, а скорее жертва обстоятельств. Эта противоречащая изначальной версии героя концепция перекочевала и в современную литературу. Следуя из этого, можно назвать диалог с традицией одной из интереснейших черт современной австрийской литературы. Об этом свидетельствует опыт авторов, которые, беря за основу своего произведения какую-либо устоявшуюся парадигму, могут поменять ее или полностью разрушить. Эта эстетическая концепция уходит корнями в постмодернистскую литературу, к которой причисляют большинство произведений Менассе и Хандке. В их произведениях ярко отражается постмодернистская эмоциональная культура, ирония, отчужденность и интерес к прошлому.
Формально Дон Жуана Петера Хандке можно назвать классическим, так как он воплощает в себе большинство мотивов первоначальной легенды: встречи с женщинами и побег. Его вечные поиски чего-то высшего, способного заполнить пустоту в осиротевшей душе после потери близкого человека, роднят его с героями романтизма. Принципиально важно, что встречи с женщинами – это настоящая любовь, правда, с небольшой длительностью, а побег всегда вызван стечением обстоятельств. Невозможно ставить в один ряд героя Тирсо де Молины с героем Петера Хандке и утверждать, что их ничего не отличает. Ведь автор в лице неизвестного рассказчика, который не только прекрасно осведомлен о литературной истории Дон Жуана как заядлый чтец, но и познакомился с ним лично, заявляет: все Дон Жуаны в литературе и культуре были не настоящими. Автор выставляет напоказ фигуру, полную противоречий и способную вести диалог не только со всем живым, но и с абстрактными понятиями, и он движим не страстью, не «фетишем статистики», но лишь временем. Таким образом воплощение неразумной стихии, движимое инстинктами, очеловечилось и вступило в эссеистическую полемику со своим собственным прошлым.
Герой Менассе сталкивается с качественно иными проблемами. Герой романа по имени Натан, которого читатель должен ассоциировать с Дон Жуаном, понимает, что из его жизни исчезла похоть. Впервые за всю донжуанистскую историю герой обращается к своему глубокому детству, вспоминая первые проблески чувственности в своей жизни. В романе находит свое отражение не только отчаянная борьба героя, который в своей безрезультатной борьбе сравним с Дон Кихотом. Сексуальная революция и бурное развитие феминизма дарят обществу несоизмеримо больше свободы, чем можно было ожидать. Герой же, в попытках достигнуть наслаждения, проживает за Дон Жуана в своеобразной манере и соблазнение, и рукопожатие с каменной статуей, и адское наказание. На самом деле, соблазнение не имеет места быть, так как женщины сами решали, как будут развиваться их с Натаном отношения. Каменная статуя отождествлялась с важными моментами, проблесками чувств, в которые время могло застыть, как кадр в киноленте. Рукопожатие превратилось в сексуальный акт взаимного удовлетворения, а наказание оказалось кульминацией повествования, которая, по всей видимости, примирила героя с реальностью.
Дон Жуан в творчестве австрийских писателей появляется одновременно как дань прошлому и как попытка опровергнуть его. Оба автора в эссеистической манере, прибегая к приему монтажа и многочисленным аллюзиям, создают самостоятельный вектор развития литературы донжуанизма, в которой ставятся под вопрос либо мифологические составляющие его имени, либо сопутствующие ему мотивы, на которых строится повествование.

Handke P. Don Juan (erzählt vom ihm selbst). – Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2004. 158 S.
Menasse R. Don Juan de la Mancha oder Die Erziehung der Lust. –Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2007. 274 S.
Menasse R. Es gibt ein Leben nach dem Doderer. Bekenntnisse eines Nachkommen. // Die Presse. – Wien, 1991.
Менассе Р. Блаженные времена – хрупкий мир. СПб.: ФАНТАКТ, 1995. Пер.И.Алексеевой. 464 с.
Хандке П. Дон Жуан (рассказано им самим)/ Пер. Г.М.Косарик. – М.: АСТ-Пресс, 2006. 112 с.
***
Frisch M. Don Juan oder die Liebe zur Geometrie. – Berlin: Suhrkamp, 2006. – 112 S. Пер. Перевод К. Богатырева.
Horváth Ö. v. Don Juan kommt aus der Krieg. – Berlin: Suhrkamp, 2001. – 176 S. Пер. Перевод Н. и Д. Павловы.
Байрон Дж.Г. Дон Жуан. – СПб.: Азбука-Классика, 2009. 576 с.
Гофман Э.Т.А. Дон Жуан. Сказочный случай, произошедший с одним странствующим энтузиастом. [Электронный ресурс]. – URL: https://librebook.me/don_juan_ernst_teodor_amadei_gofman/vol1/1
Граббе. Х.Д. Дон Жуан и Фауст. [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/g/grabbe_h_d/text_1829_don-juan_i_faust.shtml (дата обращения: 01.04.2021)
Де Молина Т. Севильский озорник или каменный гость. / Пер. Ю. Корнеева. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lib.ru/INOOLD/MOLINA/molina1_1.txt (Дата обращения: 22.05.2021).
Мольер Ж. Б. Дон Жуан, или Каменный пир. // Мольер Ж.Б. Собрание сочинений в двух томах. / Пер. А. В. Федорова Т. 2. – М.: ГИХЛ, 1957. 250 с.
Моцарт В.А., да Понте. Л. Наказанный распутник, или Дон Жуан / Пер. Кузьмина М. [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/d/daponte_l/text_1787_don_giovanni.shtml (Дата обращение 22.05.2021).
Розай П. Очерки поэзии будущего. Лекция по поэтике / Перевод с нем. А. Жеребина. Н. Новгород, 2000.
Пушкин А.С. Каменный гость. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culture.ru/books/189/kamennyi-gost/read (Дата обращения: 23.02.2021).
***
Angerer M. Vom Begehren nach dem Affekt. – Zürich: Diaphanes, 2007. 168 S.
Bartmann C. Suche nach Zusammenhang: Handkes Werk als Prozess (Wiener Arbeiten zur Deutschen Literatur). – Wien: New Academic Press, 1984. 250 S.
Bolz N. Das Begehren und der Konsum. // Peter Kemper, Ulrich Sonnenschein (Hrsg.): Das Abenteuer Liebe. Bestandsaufnahme eines unordentlichen Gefühls. – Frankfurt a. M., 2004. S. 233–239
Breitenstein A. Melancholie der Lust. Die kleinen Tode überleben – Robert Menasses erotischer Zeitroman «Don Juan de la Mancha» //. – Zürich: Neue Zürcher Zeitung, (Internationale Ausgabe), 2007. S. 45-47.
Carstensen T. Herr seiner Zeit. Peter Handkes «Don Juan» und das heilsame Abenteuer des Erzählens // Zeitschrift für Deutsche Philologie. – E.Schmidt Verlag, 2009. – Bd.128, H.2. S. 281-299.
Deichmann T. Literatur und Reisen mit Peter Handke // Profile. Peter Handke: Freiheit des Schreibens – Ordnung der Schrift. Bd.16. – Wien: Zsolnay Verlag, 2009. 352 s.
Der Liebesheld in der Zeitklemme: Rezension. [Электронный ресурс] // Neue Zürcher Zeitung. 08.08.2004. – URL: https://www.nzz.ch/article9RF2F-1.289508 (Дата обращения: 14.04.2021).
Der Lust in Peter Handkes Don Juan (erzählt von ihm selbst) // Die Lust am Text: Eros in Sprache und Literatur. – Wien, 2009.
Deutsche Literatur 1986. Jahresüberblick. – Stuttgart: Reclam, 1987. – 352 S.
Firaza J. Frauenzeit, Fingerkuppenzeit – zur Inszenierung
Frenzel E. Stoffe der Weltliteratur. Ein Lexikon dichtungsgeschichtlicher Längsschnittem. – Stuttgart: Kröner, 2008. 1166 S.
Ganzer-Deslandre S. Lust als Erlösung, heute? Zu Robert Menasses Roman: Don Juan de la Mancha oder Die Erziehung der Lust // Liebe in der deutschsprachigen Literatur nach 1945. – Franfurt a.M. u.a., 2010.
Gnüg H. Don Juan. Ein Mythos der Neuzeit // Aisthesis. – Bliefeld, 1993. 199 S.
Greiner U. Ich komme aus dem Traum. Das Gespräch mit Peter Handke. [Электронный ресурс] // Die Zeit. – 2006. – URL: http://www.zeit.de/2006/06/L-Handke-Interv (Дата обращения: 13.12.2020).
H. Don Juans Theatralische Existenz. Typ und Gattung. – Munchen: Fink, 1974.
Haselstein U. Coolness. In: Gunter Gebauer, Markus Edler (Hrsg.): Sprachen der Emotionen. Kultur, Kunst, Gesellschaft. Frankfurt a. M./New York, 2014. S. 211–229.
Helmes G. „Was geht mit mir vor? Wo bin ich?“ Eine Typologie deutschsprachiger Don-Juan-Texte zwischen Lenau und Frisch. In: Helmut Kreuzer (Hrsg.): Don Juan und Femme fatale. – München, 1994. S. 59–97.
Herwig M. Meister der Dämmerung. Peter Handke : eine Biographie. – München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2011. 363 S.
Hieber J. Zwischen den Brüsten so finster [Электронный ресурс] // F.A.Z. Frankfurter Allgemeine Zeitung. – 2007. – № 203. – URL:https://www.genios.de/dosearch?isBackToSearch=true&offset=0#content – (Дата обращения: 14.04.2021).
Hödlmoser H. Zwischen Lust und Langeweile, Widerstand und Konformität. Don Juan in der Literatur nach 1945. Dissertation. – Salzburg, 2003.
Holler V. Felder der Literatur. Eine Literatursoxiologische Sudie am Beispiel von Robert Menasse. – Frankfurt am Main: Europäischer Verlag der Wissenschaften, 2003. 339 S.
Horn F. Andeutungen für Freunde der Poesie : ein Anhang zu dem. – Leipzig, 1804. 168 S.
Illouz E. Eine Religion ohne Glauben: Liebe und die Ambivalenz der Moderne. Aus dem Eng-lischen von Simone Scheps. // Yvonne Niekrenz, Dirk Villányi (Hrsg.): LiebesErklärungen. Intimbe-ziehungen aus soziologischer Perspektive. – Wiesbaden, 2008. S. 211–220
Joseph A. Nauseated by Language // The Drama Review: TDR – Cambridge University Press. 1970 – Vol. 15. № 1. pp. 56-61.
Jung J. Nicht nur Chili, auch carne [Электронный ресурс] // DIE ZEIT. – 2007. – № 40. – URL: https://www.zeit.de/2007/40/L-Menasse – (Дата обращения: 14.04.2021)
Krondraf A. Robert Menasse. Don Juan de la Mancha – Rezension [Электронный ресурс] // Kulturwoche.at. – 2007. – URL: https://www.kulturwoche.at/literatur/1309-robert-menasse-don-juan-de-la-mancha-buchkritik (Дата обращения: 14.04.2021).
Moser G. E.: Porn s-kills. Was Robert Menasses «Nathan» und ein «Sextourist» zu erzählen haben – ein gewagter Vergleich // Doris Moser, Kalina Kupczyńska (Hrsg.): Die Lust im Text. Eros in Sprache und Literatur. – Wien, 2009. S. 389–397.
Nüchtern K. Rezension [Электронный ресурс] // FALTER. – 2007. – № 32. – URL: https://shop.falter.at/detail/9783518419106 (Дата обращения: 14.04.2021)
Posthofen R. S. Es sind poetische Wälder — Gefallen findet, wer sie gefällt: Robert Menasses Roman “Schubumkehr” // Modern Austrian Literature. Special “Heimat” Issue. – Association of Austrian Studies. 1996. –– Vol. 29, №3/4, pp. 131-156.
Prangel M. Zu Robert Menasses Roman «Don Juan de la Mancha oder Die Erziehung der Lust» // Rezensionsforum Literaturkritik.de. –2010. – №10. URL: https://literaturkritik.de/id/11236 (Дата обращения: 14.04.2021).
Pratt D. The Don Juan Myth // American Imago. – The Johns Hopkins University Press, 1960. – Vol. 17, №. 3. pp. 321-335
Radisch I. Rezension zu Peter Handke`s «Don Juan (erzählt von ihm selbst)» // DIE ZEIT. – № 34. – 2004.
Randall N. ‘Don Juan: His Own Version’ by Peter Handke. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.latimes.com/entertainment/arts/la-ca-peter-handke31-2010jan31-story.html (Дата обращения: 23.03.2021).
Rissing. Th. Don Juan als Frauenretter. [Электронный ресурс]. – URL: https://literaturkritik.de/id/7453 (Дата обращения: 25.04.2021).
Rougemont D. Don Juan und Tristan. Alternative oder Wechselbeziehung? In: Don Juan. Ein Lesebuch. Mit Texten von Max Frisch, E.T.A. Hoffmann, José y Ortega Gasset, Tirso de Molina, Albert Camus und vielen anderen Autoren. – München: Kurt-Jürgen Heering, 1990. S. 46–52.
Schmidt – Dengler W. Bruchlinien. Vorlesungen zur österreichischen Literatur 1945 bis 1990. – Salzburg: Residenz Verlag, 1995. 559 S.
Schneider M. Herzensschriften. Liebesbriefe und Liebesroman // Peter Kemper, Ulrich Sonnenschein (Hrsg.): Liebe zwischen Sehnsucht und Simulation. – Frankfurt a. M., 2005. S. 276–286.
Schörkhuber E. Was einmal wirklich war. Zum Werk von Robert Menasse. – Wien: Sonderzahl Verlagsgesellschaft, 2007.
Schröder Ch. Mit einem Hang zu schlechten Witzen [Электронный ресурс] //Die Tageszeitung. – 2007. – URL: https://taz.de/ArchivSuche/!5196371&s=Christoph%2BSchr%C3%B6der/ (Дата обращения: 14.04.2021)
Schwens-Harrant B. Chili-Schoten und Ge-schlechter-Kämpfe: Beziehungskisten bei Robert Menasse und Michael Stavaric // Figurationen der Liebe in Geschichte und Gegenwart. Kultur und Gesellschaft..– Würzburg. 2012. S. 293–306.
Segelcke E. Erich Wolfgang Skwaras “Pest in Siena”: die Wiedergeburt Don Juans im Geist der europäischen Moderne? // Modern Austrian Literature. Special Issue: Form and Style in Contemporary Austrian Literature. – Association of Austrian Studies. 1991. – Vol. 24, №. 3/4. pp. 203-212.
Slate R. Commentary on Don Juan, His Own Version, a novel by Peter Handke, tr. by Krishna Winston (Farrar Straus and Giroux) [Электронный ресурс]. 2010. – URL: https://www.ronslate.com/on-don-juan-his-own-version-a-novel-by-peter-handke-tr-by-krishna-winston-farrar-straus-and-giroux/ (Дата обращения: 10.05.2021).
Stanzel F. Theorie des Erzählens. – Stuttgart: UTB, 1995. 339 S.
Szczepaniak M. Don Juan und kalte Liebe // Studia Germanica Posnaniensia. – Bydgoszcz, 2015. S.73-86.
Thuswaldner A. Rezension zu Pener Handkes “Don Juan (erzählt von ihm selbst) [Электронный ресурс] // Die Presse. 13.08.2004. – URL:https://www.complete-review.com/reviews/handkep/donjuan.htm (Дата обращения 10.05.2021)
Tristan F. Don Juan, le révolté. Un mythe contemporain. – P.: Éscriture, 2009. C. 13.
Trombik V. Robert Menasses Roman Don Juan de la Mancha im Kontext des Don-Juan-Stoffes [Электронный ресурс]. – URL: https://theses.cz/id/70e6pr/?lang=en (Дата обращения: 11.01.2021).
Wagner K. Weiter im Blues: Studien und Texte zu Peter Handke. – Bonn: Weidle Verlag, 2010. 309 S.
Waxman S. M. The Don Juan Legend in Literature// The Journal of American Folklore. – 1908. – Vol. 21, №. 81. – pp. 184-204
Weinstein L. Die beiden Don-Juan-Typen // Don Juan. Darstellung und Deutung. – Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1976. S. 178-187.
Wertheimer J. Don Juan und Blaubart: Erotische Serientäter in der Literatur. – München; Beck, 1999. 173 S.
Wittmann B. Don Juan. Darstellung un deutung // Wege der Forschung. Wissenschaftliche Buchgesellschaft.– Bd 282. –Darmstadt. – 1976.
Zeyringer K. Österreichische Literatur 1945–1998: Überblicke, Einschnitte, Wegmarken. Innsbruck, 1999., S. 541, 543
***
Багно В. Е. Дон Жуан [Электронный ресурс]. URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/bagno-don-zhuan.htm (дата обращения 01.03.2021).
Багно В. Е. Дон Жуан. Расплата за своеволие или воля к жизни// Миф о Дон Жуане / Сост. В. Багно. – СПб: Terra Fantastica, Corvus, 2000. С.5-22.
Балагушкин Ю.Е. Миф и литература сегодня: философско-антропологические аспекты взаимоориентации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nrgumis.ru/articles/1977/ (Дата обращения: 20.05.2021)
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 424 с.
Веселовский A.B. Легенда о Доне-Жуане // Этюды и характеристики. – М., 1887. Т.1. С.46-77.
Гомес К.-Дж. Антигерой как когнитивная концепция искусства // Эйдос. Международный журнал исследований культуры. 2018. .№32. С. 116-126.
Горбачева, Н. С. Архетип Дон Жуана в художественных экспериментах постмодернизма / Н. С. Горбачева // Научное мнение. – 2014. – № 8. С. 167-173.
Делёз Ж. Кино 1. Образ-в-движении / Перевод М. Рыклина // Искусство кино. 1997. № 4.
Затонский Д.В. Петер Хандке // Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985., 437 c.
История австрийской литературы ХХ века. Том II. 1945-2000. – Седельник В.Д. – М.: ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2010576 c.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: перевод. – М.: Политиздат, 1989. – С. 222–319.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. 512 с.
Леонова Е.А. Петер Хандке // История Австрийской литературы ХХ века. Том II. 1945-2000 – М.ИМЛИ им. А.Горького РАН, 2010. C. 310-355.
Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.– М.: Искусство, 1995. – 320 с.
Мадариага С. де. Дон Жуан как европеец. Перевод с англ. К.С. Корконосенко // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни / Ответ. ред. В.Е. Багно. – СПб., 2003. – С. 312-333.
Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.
Менендес Пидаль Р. Об источниках «Каменного гостя» // Избранные произведения. Испанская литература Средних веков и Возрождения. – М.: Издательство Иностранная литература, 1961. – С.742-762.
Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века // Сост., предисл., общ. ред. Л.Г. Андреева. М., 1986. Перевод Ю. Архипова. – 393 c.
Нусинов И. М. История образа Дон-Жуана // Нусинов И. М. История литературного героя. М., 1958. С. 325—441.
Пестерев В.А. «Дон Жуан» Петера Хандке – поэтический роман-эссе // Известия Ран. Серия Литературы и Языка. – 2011. – №3. С. 27-37.
Погребная Я.В. Особенности интерпретации образа Дон Жуана в художественно-исследовательской и обучающей «истории» Алессандро Барикко «Дон Жуан» / Я.В. Погребная // Артикульт. 2018. 29(1). – С. 128-136.
Погребная Я.В. Типология интерпретация образа Дон Жуана //Филологические Науки. Вопросы теории и практики. Тамбов:Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 1. C. 41-45. С. 44.
Радаева Э.А. Рецепция образа Дон Жуана в одноименном «рассказе от первого лица // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. № 3(20). С.90-
Рымарь Н.Т. Проблема “авторского сюжета” // Филологический журнал. № 2 (3). – 2006. С.189-194.
Спирова Э.М. Символ как понятие философской антропологии: автореф. дис. … док. философ. наук. М., 2011.
Пушкин А. С. Сочинения. Ред., биогр. очерк и примеч. Б. Томашевского. Л., ГИХЛ, 1935. – 976 с. – С. 547—578
Фролов Г. А. Между модернизмом и постмодернизмом: проза Петера Хандке / Г. А. Фролов, А. М. Старостина // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 154. – № 2. С. 175-182
Шмид B. Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.
Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989.– 604 с.
Шульц Р. Пушкин и Книдский миф. München: Fink, 1985. – 134 c.
Эпштейн М.Н. Эссе об эссе // Опыты: журнал Эссеистики, Публикаций, Хроники. СПб.; Париж, 1994. № 1. С. 23-26.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет