Древнерусская житийная традиция в современной литературе для детей
Данное исследование посвящено древнерусской житийной традиции в современной литературе для детей. В нашей работе предпринята попытка выявления соответствий и несоответствий современных житий для детей древнерусскому житийному канону.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Религиозно-просветительская литература в кругу детского чтения …………… 9
1.1 XI – XVI века ………………………………………………………………………………………………………… 9
1.2 XVII – XVIII века ………………………………………………………………………………………………… 11
1.3 XIX век ………………………………………………………………………………………………………………. 15
1.4 Советская эпоха ………………………………………………………………………………………………….. 20
1.5 Современная детская литература ………………………………………………………………………… 22
Глава 2. Древнерусские жития святых и современные жития для детей ………………… 28
2.1 Жанр и стиль ………………………………………………………………………………………………………. 28
2.2 Автор и смысл ……………………………………………………………………………………………………. 31
2.3 Типология ………………………………………………………………………………………………………….. 35
Глава 3. Сопоставительно-сравнительный анализ «Повести о Петре и Февронии
Муромских» Ермолая-Еразма и повести «Муромское чудо» Г. Н. Юдина………………. 38
3.1 Композиция………………………………………………………………………………………………………… 38
3.2 Мотивы и топосы ……………………………………………………………………………………………….. 39
3.3 Художественный язык ………………………………………………………………………………………… 44
3.4 Хронотоп ……………………………………………………………………………………………………………. 47
3.5 Действие …………………………………………………………………………………………………………….. 50
3.6 Персонажи………………………………………………………………………………………………………….. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………… 66
Данное исследование посвящено древнерусской житийной традиции в
современной литературе для детей. После распада СССР резко возрос спрос
на детскую религиозно-просветительскую литературу, данный спрос
спровоцировал появление новых произведений православного характера.
Наиболее ярким представителем в исследуемой категории детской литературы
является агиографический жанр. Он широко представлен различными
адаптациями и переложениями древнерусских житийных текстов. В нашей
работе предпринята попытка выявления соответствий и несоответствий
современных житий для детей древнерусскому житийному канону.
Актуальность исследования обусловлена повышенным спросом вновь
открываемых воскресных школ и православных гимназий, а также
общеобразовательных учреждений на подобную литературу для детей в связи
с желанием возродить в современном обществе духовное воспитание с учетом
религиозной православной традиции. С актуальностью нашей темы связана и
малая изученность религиозно-просветительской литературы для детей, в
частности житийной. Тема была рассмотрена в ряде научных статей, в
основном педагогической направленности, однако подробный анализ
современных житийных переложений древнерусских памятников проведён не
был.
Объектом данного исследования являются современные жития святых в
переложениях для детей, предметом – древнерусская агиографическая
традиция.
Цель данного исследования – выявление трансформации древнерусской
житийной традиции в современных житиях для детей.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
1. Определить пути развития православной литературы для детей от
Средневековья до современности;
2. Изучить и проанализировать многообразие современной
агиографической литературы для детей;
3. Классифицировать и типологизировать современные агиографические
произведения для детей;
4. Определить и сравнить цели и задачи древнерусских житий и
современных житий для детей;
5. Провести сопоставительный анализ «Повести о Петре и Февронии
Источники
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!